могу поделиться
если вам это будет интересно для работы на уроках и во внеклассной деятельности по физике, загляните...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellekt.boy_.docx | 215.04 КБ |
intel.boyprilozh.doc | 74 КБ |
sto_tysyach_pochemu.docx | 148.01 КБ |
sto_tysyach_pochemu_1.ppt | 357 КБ |
EK_osnovy_sovremennoy_fiziki1.docx | 27.2 КБ |
EK_izvechnye_tayny_neba.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальный бой:
«Физика и астрономия – науки о природе»
Учитель физики: Егорова Е.А.
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:
- Расширять знания учащихся, развивать познавательный интерес, творческую активность, интеллект.
- Показать взаимосвязь физики и астрономии
- Развивать интуицию, эрудицию, самостоятельность в суждениях, упорство в достижении цели.
- Развивать культуру общения, умение работать в смешанных группах.
- Воспитывать внимание, сообразительность, находчивость, тренировку памяти.
Учитель:
Если тебе одиноко взгрустнулось
Если в твой дом постучалась беда
Если судьба от тебя отвернулась
Не унывай ты даже тогда.
В жизни тебя много встреч ожидает
Рядом с тобой уживается зло
Кто же в турнире хоть раз выступает
Может считать, что ему повезло
Каждый в команде твой друг и помощник
Вместе с друзьями ответ выбирай
Если от знаний тебя распирает
Ты свои знания другим передай
Уважаемые гости, дамы и господа, прошу приветствовать сегодня участников ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО БОЯ.
Сегодня мы собрались, чтобы провести игру, в которой вам предстоит показать свои знания в физике и астрономии проявить смекалку, узнать что-то новое для себя, расширить свои представления об этих науках, показать ваше умение работать командой. Итак, приветствуем, участников команд.
Самые четкие мысли, самые конструктивные идеи несут эти светлые головы.
Познакомимся с условиями проведения ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО БОЯ.
Игра состоит из пяти раундов:
- Разминка.
- Знаешь ли ты формулы?
- Кроссворд наоборот.
- Конкурс артистов.
- Эксперимент.
Каждый раунд длится 5 минут.
Команда, правильно, ответившая на вопрос, имеет право на следующий ход. Если команда не ответила на вопрос, ход переходит по часовой стрелке к следующей команде.
Каждый вопрос имеет свою стоимость, правильный ответ прибавляет число баллов, неправильный ответ отнимает число баллов.
Учитель:
Первый раунд начинаем
Всех к игре мы приглашаем
И посмотрим, что мы знаем.
Здесь загадки и шарады.
За разгадку – всем награды.
Вопросы «Разминки»:
- Какое физическое явление позволяет чувствовать запахи?
- Есть ли отличия у молекул холодной и горячей воды?
- Где лучше сохранять детский шар, наполненный водородом, - в холодном или теплом помещении?
- Молекулы твердого тела находятся в непрерывном движении. Почему же твердые тела не распадаются на отдельные молекулы?
- Масса одного тела в 2 раза больше массы другого. На какое из них действует большая сила тяжести?
- Диаметр Луны 3476 км, а средний диаметр Земли 12760 км. Выразите диаметры Луны и Земли в метрах и запишите их в стандартном виде.
- Измерительной лентой измерили длину стола, она оказалась равной 1,35 м. Являются ли результаты измерения точными? Какова погрешность измерений? Запишите результат с учетом погрешности.
(ребята командами, отвечают на вопросы, предварительно обсудив их в команде)
Учитель:
Второй раунд начинаем,
Все про формулы мы знаем,
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем вспоминать.
F= | V | m | g | ρ= | m |
Из предложенного набора карточек составить две формулы. 3 балла зарабатывает та команда, которая первая правильно выполнит данное задание, вторая получает 2 балла и последняя команда зарабатывает 1 балл.
Учитель:
Начинаем третий тур,
Интеллект на страже,
Ты кроссворд быстрей реши,
И ошибки в нем найди.
Команды получают карточки с одним и тем же разгаданным кроссвордом, однако нумерация в них нет, как нет и определений к понятиям, участникам конкурса необходимо дать правильные определения словам .
А | Т | О | М | ||||||
Д | Е | М | О | К | Р | И | Т | ||
А | С | Т | Р | О | Н | О | М | И | Я |
Л | О | М | О | Н | О | С | О | В | |
Ф | И | З | И | К | А |
Команда , которая справилась первой получает 3 балла , вторая – 2 балла и третья – 1 балл.
Учитель:
В четвертом туре талант прояви,
Но знания тоже в подмогу бери.
Каждая команда выбирает карточку с физическими терминами. Команда должна придумать, как изобразить этот термин – жестами и мимикой, а остальные команды-соперники должны определить, что им демонстрировали. Максимальное число баллов за артистизм – 5 и за правильный ответ – 5.
ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ |
ФИЗИЧЕСКИЙ ПРИБОР |
НАГРЕВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
Учитель:
Пятый тур – эксперимент,
Команды получают на карточках экспериментальные задания и выполняют их, затем записывают полученный результат и комментируют свою работу. Максимальное число баллов за нее – 5.
- Измерить массу бруска с помощью динамометра;
- Определить массу воды в стакане с помощью весов;
- Определить архимедову силу, действующую на груз, с помощью динамометра.
Сегодня, выполняя разнообразные задания, вы иногда допускали ошибки. И это не удивительно, любой человек не застрахован от ошибок, особенно когда он учится овладевать какой – либо наукой. Важно вовремя найти и исправить эти ошибки, понять, почему они появились, и стараться впредь их не допускать.
ЖЮРИ подводит итоги всех раундов.
Учитель:
Мы поздравляем команду … с победой, остальные команды благодарим за участие и хотим напомнить слова Павла Антакольского:
Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым вершинам
Взбираясь к опасным вершинам
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам.
СПАСИБО ВСЕМ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!
Интеллектуальный бой:
«Физика и астрономия – науки о природе»
Учитель физики: Егорова Е.А.
Предварительный просмотр:
1ЭТАП: РАЗМИНКА
- Какое физическое явление позволяет чувствовать запахи?
- Есть ли отличия у молекул холодной и горячей воды?
- Где лучше сохранять детский шар, наполненный водородом, - в холодном или теплом помещении?
- Молекулы твердого тела находятся в непрерывном движении. Почему же твердые тела не распадаются на отдельные молекулы?
- Масса одного тела в 2 раза больше массы другого. На какое из них действует большая сила тяжести?
- Диаметр Луны 3476 км, а средний диаметр Земли 12760 км. Выразите диаметры Луны и Земли в метрах и запишите их в стандартном виде.
- Измерительной лентой измерили длину стола, она оказалась равной 1,35 м. Являются ли результаты измерения точными? Какова погрешность измерений? Запишите результат с учетом погрешности.
Д | В | И | Ж | Е | Н | И | Е |
С | К | О | Р | О | С | Т | Ь |
М | О | Л | Е | К | У | Л | А |
Д | А | В | Л | Е | Н | И | Е |
Б | А | Р | О | М | Е | Т | Р |
В | Е | Щ | Е | С | Т | В | О |
ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ |
ФИЗИЧЕСКИЙ ПРИБОР |
НАГРЕВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
F= | V | m | g | ρ= | m |
F= | V | m | g | ρ= | m |
F= | V | m | g | ρ= | m |
Интеллектуальный
бой
Вопросы
Василисы Премудрой
Разминка
Конкурс артистов
Знаешь ли ты формулы?
Кроссворд наоборот
Физические вопросы и задачи из сказок, легенд и мифов.
Эксперимент
Предварительный просмотр:
Урок – открытие : "Сто тысяч почему…"
Цели:
- развивать:
- кругозор учащихся;
- интерес к физике;
- сообразительность;
- находчивость;
- тренировать память.
Ход игры
День больших секретов,
Сто вопросов, сто ответов
Все готовятся к нему,
Отвечать на “Почему?”
Игра пройдет под девизом “Если ничего не получается не унывай, начни все заново.”
Возьмите в руки карандаш...
Пожелаем вам удачи!
За работу! В добрый час!
– Вашему вниманию предлагаются задачи шутки, задачи на смекалку и сообразительность. За правильный ответ даётся звездочка.
Отвечает тот, кто первый поднял руку.
- Что видно, если ничего не видно? (Туман, темнота)
- Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не разбиться? (Прыгнуть с нижней ступеньки)
- Мера времени из трех букв? (Час, век, год)
- Чем оканчивается день и ночь? (Мягкий знак)
- Какая собака получится из 16 кг и хвойного дерева? (Пудель)
- Седьмая часть недели? (Сутки)
- Где текут реки без воды? (В сказках)
- Вода по воде плывет? (Лед)
- Без головы, а с рогами? (Месяц)
- Чем больше из нее берешь, тем больше она становится? (Яма)
Ставится чай и предлагается как можно быстрее его остудить. Кто больше способов сможет назвать, тот выбирает себе команду.
Игра со зрителями
- Перечислить еще способы, с помощью которых можно остудить чай.
- Перечислить физические приборы.
За ответы получают звездочки.
В качестве разминки предлагается блиц-турнир.
На обсуждение каждого вопроса 10 секунд
|
|
В случае неверного ответа отвечают зрители, которые получают за правильный ответ звездочки.
Ребусы
Работа с таблицами V
Командам предлагают две таблицы. В таблице находятся физические величины и единицы измерения, которые соответствуют данным физическим величинам. Ребятам предлагается назвать и показать физическую величину и единицу измерения, которая соответствует этой физической величине.
|
|
Игра идет по кругу. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и вернет указку ведущему.
Кто быстрее?
- С запада на восток движется электропоезд со скоростью 100 км/ч и в том же направлении с запада на восток дует ветер со скоростью в 2 раза меньшей, чем скорость поезда. Укажите направление дыма, т.е. в какую сторону отклоняется дым? (Электропоезд не дымит)
- Когда мы смотрим на два, а говорим десять? Или ясно видим два, считаем четырнадцать. (14 ч.10 мин.)
- Одно и тоже яйцо в одном стакане тонет, а в другом плавает. Почему? (В одном стакане вода пресная, в другом – подсоленная, там архимедова сила больше)
В случае если команды отвечают неверно, то отвечают болельщики. За правильный ответ –звездочка.
Игра в слова
Пока сыпется песок. Составьте как можно больше слов из слова “Электричество”.
Подведение итогов
Подводятся итоги игры и награждается команда победительница и самые активные болельщики, которые участвовали в этой игре.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если ничего не получается не унывай, начни все заново» День больших секретов, Сто вопросов, сто ответов Все готовятся к нему, Отвечать на “Почему?”
Вашему вниманию предлагаются задачи- шутки, задачи на смекалку и сообразительность. За правильный ответ даётся «звездочка». Набравшему больше всех «звездочек» предоставляется право открыть «Памятник физике»
Возьмите в руки карандаш... Пожелаем вам удачи! За работу! В добрый час!
Что видно, если ничего не видно? Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не разбиться? Мера времени из трех букв? Чем оканчивается день и ночь? Какая собака получится из 16 кг и хвойного дерева? Седьмая часть недели? Где текут реки без воды? Вода по воде плывет? Без головы, а с рогами? Чем больше из нее берешь, тем больше она становится?
Что такое Солнце: звезда или планета? Время суток, когда земная поверхность отдает больше энергии, чем принимает Имя первой собаки, которую запустили в космос? То, что, сгорая, выделяет энергию в виде тепла? Что на свете самое легкое, а давит сильно ?
Земля – планета или звезда? Космодром в бывшем СССР Природное жидкое топливо? Единственный металл, жидкий при комнатной температуре? Естественный спутник Земли ?
м М 3 м/с кг/м 3 F кг S М 2 V H
H V М 2 S Кг F кг/м 3 м/с М 3 M
С запада на восток движется электропоезд со скоростью 100 км/ч и в том же направлении с запада на восток дует ветер со скоростью в 2 раза меньшей, чем скорость поезда. Укажите направление дыма, т.е. в какую сторону отклоняется дым? Когда мы смотрим на два, а говорим десять? Или ясно видим два, считаем четырнадцать. Одно и тоже яйцо в одном стакане тонет, а в другом плавает. Почему?
«Электричество»
Предварительный просмотр:
Основы современной физики
Пояснительная записка.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, эффективным применением знаний физической науки в практики человека. Стратегия модернизации российского школьного образования предполагает достижение качественно новых образовательных результатов, которые позволяют выпускнику самостоятельно ориентироваться в информационном потоке, а именно:
- Развитие способностей ориентироваться в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных и культурных явлениях, включая мир духовных ценностей;
- Способности брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений;
- Потребности в самообразовании и достижении успехов в личной и общественной жизни.
При изучении данной программы акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по излагаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими формами занятий могут быть семинары и практические занятия. Темы предстоящих семинаров объявляются заранее и каждому обучающемуся предоставляется возможность выступить с основным сообщением на одном из занятий. Программу следует считать предметно-ориентированной.
На повышении эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого отбора информации и методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных факторов, понятий, законов, теорий и методов физической науки, обобщению широкого круга физических явлений на основании теории. Отсюда вытекают требования к умениям учащихся:
- Применять основные исходные положения науки, для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов, установок;
- Решать нестандартные задачи и практическое применение законов физики.
Цель программы: расширить представление учащихся о проблемах современной физики, направлении физических исследований, достижений современной физики.
Задачи программы:
- Показать роль человека в изучении природы.
- Развить навыки работы обучающихся с дополнительной литературой, владения устной и письменной речью.
- Совершенствовать навыки решения задач в нестандартной ситуации с техническим и экологическим содержанием.
- Привить интерес к физической науке, формировать гордость за прошлое, настоящее и будущее российской физической науки.
- Развить способности обучающихся к исследовательской деятельности.
- Предоставить лицеистам возможность проанализировать свои способности к физической деятельности, работе в парах, группах.
Место программы в системе предпрофильной подготовки.
Программа ориентирована на предпрофильную подготовку учащихся по физике. Она расширяет базовый курс, является предметно-ориентированной и даёт учащимся возможность познакомиться с интересным материалом, нестандартными задачами, осознать место человека в природе, роль физики в современном обществе, проверить и развить свои способности по физике.
Вопросы, рассматриваемые в программе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию физических знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, поможет оценить свои возможности по физике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Требования к уровню освоения содержания программы.
Административная проверка усвоения материала программы « Основы современной физики» не предполагается, соответствующий материал не будет включаться в административные контрольные работы и выноситься на экзамены. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен материал, а также этап взаимопроверки и оценивания работ учащимися. В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения программы. Формой контроля может стать презентация данного материала учащимися, защита собственного проекта по темам данной программы. Программа рассчитана на 7 часов, для обучающихся 9 классов.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Краткое содержание занятия | Количество часов | |||||
всего | теория | задачи | Лаб. работы | |||||
1 | Физика в современном мире. | Роль и место физики в современном мире. Основные этапы развития физики. | 1 | 1 | ||||
2 | Нобелевские премии по физике | Из истории Нобелевских премий. Первые Нобелевские премии по физике. Российские лауреаты Нобелевских премий по физике. Роль и значение Нобелевских премий. | 1 | 1 | ||||
3 | Физика и смежные дисциплины. | Связь физики с математикой, химией, биологией, литературой, техникой | 1 | 1 | ||||
4 | Компьютеры в физических исследованиях и при изучении физики | Роль компьютера в физических исследованиях. Моделирование физических процессов с помощью ЭВМ. | 1 | 1 | ||||
5 | Достижения и перспективы современной космонавтики | Роль космоса в жизни современного общества. Полеты к другим планетам, влияние космоса на организм человека | 1 | 1 | ||||
6 | Физика и военная техника. Физика в задачах военно-исторических событий. | Роль физики в победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Развитие военной техники. | 1 | 1 | ||||
7 | Решение нестандартных задач . | Различные методы решения физических задач с техническим, экономическим, экологическим содержанием | 1 | 1 | ||||
Итого | 7 | 3 | 3 | 1 |
Задания для самостоятельной работы учащихся.
- Работа с рекомендуемой литературой.
- Самостоятельное изучение некоторых вопросов курса с последующей презентацией (по выбору учащихся).
- Самостоятельная работа по составлению задач и последующим их решением, выбор оптимального варианта решения задач.
- Составление проектов по предложенным темам.
- Составление компьютерных презентаций .
- Самостоятельное построение метода, позволяющего решить предложенную задачу.
- Самостоятельный анализ и оценка своей деятельности.
Учебно-методическое обеспечение курса.
Литература для учащихся:
- Н.И. Гольдфарб « «Задачи по физике», «Дрофа», 1996 г.
- И.П. Гурский « Элементарная физика с примерами решения задач.»,М,»Просвещение»,1984г.
- С.М. Козел « Сборник задач по физике» ,М,»Наука»,1990г.
- Мусский С.А. « Сто великих чудес техники. М., «Вече», 2003
- Г.Я. Мякишев « Физика. Механика, учебник для углубленного изучения физики.» « Дрофа», 2002 г.
- Д.К. Самин « Сто великих ученых», М., «Педагогика», 2002 г.
- «Сто великих нобелевских лауреатов» , М., «Вече», 2003г
- Н.М. Шахмаев, С.Н. Шахмаев, Д.Ш. Шодиев. « Физика -9», М.»Просвещение»,1991г.
- Энциклопедический словарь юного физика., М., Педагогика, 2002 г
Литература для учителя:
- Г.А. Бутырский,Ю.А. Сауров « Экспериментальные задачи по физике», М., Просвещение, 1998г
- Г.Я. Воронков « Электричество в мире химии», М., Знание, 1987 г
- В.А. Ильин « История физики», М.,АСАDEMIA,2003 г
- И.С. Кудрявцев « История физики», т 1-3 , Просвещение, 1956-1971гг
- А.Н. Майоров « Физика для любознательных или о чем не узнаешь на уроке», Ярославль, «Академия развития» , 1999 г
- В.П. Синичкин « Внеклассная работа по физике» , Саратов, « Лицей, 2002 г
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ лицея №9 ________________ (Жигульская И.В.) «___» __________ 2010 г
|
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МОУ лицея №9 № ___ от «___» ____________.2010 г. Председатель МС _____________ (Жигульская И.В.) «____» _________ 2010 г.
|
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей математики, физики, информатики МОУ лицея №9 № ___ от «___» ____________2010 г. Председатель МО _____________ (Картунов В.А.) «____» _________ 2010 г. |
Программа
курса предпрофильной подготовки
«Основы современной физики»
Составитель: учитель физики
МОУ лицея №9 имени заслуженного
учителя школы РФ А.Н.Неверова
Дзержинского района Волгограда
Егорова Елена Анатольевна
Оценка результата.
Учащиеся должны знать:
- Роль и место физики в современном мире;
- Основные этапы развития физики;
- Историю Нобелевских премий. Первые Нобелевские премии по физике. О российских лауреатах Нобелевских премий по физике;
- Роль и значение Нобелевских премий.
Учащиеся должны понимать:
- Связь физики с математикой, химией, биологией, литературой, техникой;
- Роль компьютера в физических исследованиях. Моделирование физических процессов с помощью ЭВМ;
- Роль космоса в жизни современного общества. Полеты к другим планетам, влияние космоса на организм человека;
- Роль физики в победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Развитие военной техники.
Учащиеся должны уметь:
- Использовать различные методы решения физических задач с техническим, экономическим, экологическим содержанием;
- Работать со средствами информации;
- Готовить сообщения и доклады.
Содержание занятий:
Занятие 1.
Физика в современном мире. Роль и место физики в современном мире. Основные этапы развития физики.
Занятие 2.
Нобелевские премии по физике. Из истории Нобелевских премий. Первые Нобелевские премии по физике. Российские лауреаты Нобелевских премий по физике. Роль и значение Нобелевских премий.
Занятие 3.
Физика и смежные дисциплины. Связь физики с математикой, химией, биологией, литературой, техникой.
Занятие 4.
Компьютеры в физических исследованиях и при изучении физики. Роль компьютера в физических исследованиях. Моделирование физических процессов с помощью ЭВМ.
Занятие 5.
Достижения и перспективы современной космонавтики. Роль космоса в жизни современного общества. Полеты к другим планетам, влияние космоса на организм человека.
Занятие 6.
Физика и военная техника. Физика в задачах военно-исторических событий. Роль физики в победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Развитие военной техники.
Занятие 7.
Решение нестандартных задач . Различные методы решения физических задач с техническим, экономическим, экологическим содержанием.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных светил и явлений.
Курс по астрономии «Извечные тайны неба» призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представления о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Особую роль при изучении элективного курса играет использование знаний, полученных обучающимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Главная задача элективного курса состоит в том, чтобы систематизировать обширные сведения о природе небесных тел, объяснить существующие закономерности и раскрыть физическую сущность наблюдаемых во Вселенной явлений.
Астрономия – одна из немногих наук, где сохранились до сих пор задачи, в решение которых посильный вклад могут внести обучающиеся.
Широкий интерес молодежи к загадкам Вселенной создает предпосылки для привлечения обучающихся к научным исследованиям.
Астрономия как наука немыслима в отрыве от наблюдений астрономических явлений. В связи с этим наблюдения составляют неотъемлемую часть элективного курса по астрономии, а наглядность играет особую роль.
Повышение познавательного интереса обучающихся достигается умелым подбором материала и методикой работы с ним.
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы, наблюдения, проведение семинаров и дискуссий.
Программа элективного курса по астрономии «Извечные тайны неба» рассчитана для обучающихся 10-х и 11-х классов, интересующихся астрономией и желающих получить первоначальные сведения по астрономии, так как предмет изучается только в 11 классе с углубленным изучением физики и математики. Курс рассчитан на 34 часа.
Элективный курс по астрономии «Извечные тайны неба» призван дать основы знаний о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной, показать роль астрономии в познании фундаментальных знаний о природе, способствовать формированию у лицеистов научного мировоззрения, раскрывая современную естественнонаучную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной, способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков и их социальной активности.
ЦЕЛИ КУРСА:
Сформировать
- Диалектический характер мышления;
- Стремление в приобретении новых знаний и умений;
- Творческое отношение к порученному делу;
- Умения самостоятельно работать с информацией, лабораторным оборудованием;
- Умения вести наблюдения.
ЗАДАЧИ КУРСА:
Развивать:
- широту кругозора, умение представлять себе в целом картину научных исследований;
- умение поставить и сформулировать задачу исследований;
- целеустремленность, практичность, организованность;
- умение анализировать материал наблюдений и экспериментов;
- умение выступать с докладом, сообщением, высказывать и аргументировано отстоять свое мнение;
- умение работать в коллективе.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание занятий | Количество часов | |||
всего | теория | задачи | практ. работы | ||
1 | Введение. | 2 | 2 | - | - |
2 | Как изучают Вселенную | 6 | 4 | 2 | - |
3 | Солнечная система | 6 | 4 | - | 2 |
4 | Звезды | 4 | 4 | - | - |
5 | Наша Галактика | 4 | 2 | 2 | - |
6 | Другие галактики | 4 | 2 | 2 | - |
7 | Жизнь и разум во Вселенной | 4 | 4 | - | - |
8 | Практическое занятие | 4 | - | - | 4 |
Содержание программы
элективного курса по астрономии
1 раздел: Введение. ( 2 часа )
Над нами звездное небо . Строение Вселенной. История астрономии. Астрономия в эпоху компьютерных технологий.
2 раздел: Как изучают Вселенную.(6 часов)
Элементы сферической астрономии. Источники информации о Вселенной:
- видимый свет, его волновые свойства, спектр видимого света;
- невидимое излучение, диапазоны электромагнитных волн;
- квантовые свойства излучения;
- космические лучи;
- метеориты.
Методы регистрации и анализа астрономической информации:
- обзор средств и методов регистрации в зависимости от диапазона;
- телескопы;
- астрофотография;
- спектральный анализ;
- радиоастрономия;
- космические исследования;
- роль теоретических исследований.
3 раздел: Солнечная система. (6 часов)
Общая характеристика Солнечной системы. Земля – планета. Луна. Планеты земной группы. Планеты гиганты. Малые тела Солнечной системы. Межпланетная среда. Солнце. Происхождение Солнечной системы. Законы Кеплера. Изготовление солнечных часов.
4 раздел: Звезды . (4 часа)
Звездные каталоги. Собственное движение. Лучевая скорость. Годичный параллакс и другие методы определения расстояний до звезд. Абсолютная звездная величина и светимость. Спектры звезд. Эволюция звезд. Двойные звезды. Физические переменные звезды.
5 раздел: Наша Галактика. (4 часа)
Ранние представления о Галактике. Состав Галактики. Форма, размеры, вращение. Межзвездная среда. Типы звездного населения. Скопления. Спиральная структура. Галактики. Звездообразования.
6 раздел: Другие галактики. (4 часа)
Открытие галактик. Ближайшие галактики, их типы. Классификация галактик. Физические характеристики и системы галактик. Эволюция Вселенной и происхождение галактик. Активные галактики, квазары.
7 раздел: Жизнь и разум во Вселенной. (4 часа)
Эволюция жизни на Земле. Поиски жизни на планетах. Планеты у других звезд. Межзвездные перелеты. Глобальные проблемы человечества. Следы «пришельцев» на Земле. Межзвездная связь.
8 раздел: Практическое занятие. (4 часа)
Подготовка презентации элективного курса по астрономии. Зачет.
Оценка результатов:
Лицеист должен знать:
- устройство и назначение телескопа;
- принцип определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям;
- основные понятия сферической и практической астрономии;
- основные фактические данные о Солнечной системе;
- способы определения расстояний до небесных тел;
- основные характеристики звезд в сравнении с Солнцем;
- способы определения расстояний и размеров звезд;
- основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике;
- основные типы галактик, различия между ними;
- примерные значения следующих величин: расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, ее размеры, межгалактические расстояния.
Лицеист должен уметь:
- использовать подвижную звездную карту для определения координат звезд;
- применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет;
- решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу;
- применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы звезд;
- использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения научной картины мира.
Литература для учащихся:
- Горьков В., Авдеев Ю. Космическая азбука. – Мн., Юнацтава, 1988 г.
- Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. – М., Педагогика, 1981 г.
- Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия: Учебник для 10 класса средней школы. – М., Просвещение, 1988 г.
- Левитан Е.П. Астрономия: Учебник для 11 класса средней школы. – М., Просвещение, 2000 г.
Литература для учителя:
- Пшеничнер Б.Г., Войнов С.С. Внеурочная работа по астрономии. – М., Просвещение, 1989 г.
- Воронцов-Вельяминов Б.А. Методика преподавания астрономии в средней школе. Пособие для учителя. – М., Просвещение, 1985 г.
- Бакулин П.И., Кононович Э.В.,Мороз В.И. Курс общей астрономии. – М., Наука, 1983 г.
- Климишин И.А. Астрономия наших дней. – М., Наука, 1980 г.
- Субботин Г.П. Сборник задач по астрономии. – М., Аквариум, 1997 г.
- Гусев Е.Б. Сборник вопросов и качественных задач по астрономии. – М., Просвещение, 2002 г.
Программа элективного курса по астрономии
«Извечные тайны неба»
для обучающихся10-х и 11-х классов
Составитель: Егорова Елена Анатольевна
Учитель физики МОУ лицея №9
имени заслуженного учителя
школы РФ А.Н.Неверова
Дзержинского района
г.Волгограда