Мои работы

Русяева Людмила Александровна

Мои работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya.doc60.5 КБ
Office presentation icon prez-ya.ppt132.5 КБ

Предварительный просмотр:

§ Формирование элементов логического мышления у детей

дошкольного возраста с задержкой психического развития

из опыта работы учителя-дефектолога Русяевой Л. А

Дошкольный период развития ребенка - период интеллектуального становления основных психических процессов, обеспечивающих ребенку полноценное ознакомление с окружающим миром. Ребенок приобретает навыки взаимодействия с предметами, учится говорить, думать, воспринимать, усваивает определенные правила, делает первые попытки управлять своим поведением. Все это предполагает наличие развитой памяти и элементов логического мышления. Для успешного освоения школьной программы ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Я, педагог-дефектолог, стаж работы по данной специальности 9 лет, работаю с детьми, имеющими сочетанные дефекты в развитии, помимо нарушения опорно-двигательного аппарата дети имеют нарушение интеллекта, задержку психического развития.

Для формированию элементов логического мышления у детей дошкольного возраста в ходе обучения я применяла известные методики работы.

Приведу несколько примеров практических заданий и последовательность их применения при обучении детей:

  1. Разделение предметов по группам – общая классификация (сначала я ввела две группы, например, фрукты и овощи, затем добавила другие - посуда, транспорт, одежду и так далее).
  2. Сортировка предметов (игрушек) по признаку (цвет, размеру, величина, форма, материал, из которого они сделаны).
  3. Составление целого из частей. Предлагала ребенку собрать разрезанную геометрическую фигуру. Сначала это был квадрат, поделенный 2, далее на 3, 4 и более неравных частей (согласно методике Б.П. Никитина). Затем дети выкладывали из геометрических фигурок силуэты животных и различных предметов (елочка, домик). Магазинные пазлы – тоже хорошие помощники в развитии логического мышления у детей, которые я использую и рекомендую родителям для домашних занятий.

Приведенные выше задания проводились с детьми от 3 до 6 лет.

Дети 4-5 лет способны мыслить при помощи образов. Соответственно, для них задания на развитие логики носили наглядно-образный характер. Затем дети начали переходить к образному восприятию, решать логические задачи в виде картинок или схем-рисунков.

Для последующего формирования логического мышления, развития и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение я использовала такие практические задания:

  1. Поиск лишнего предмета, который не обладает признаками общей группы (среди овощей – фрукт, среди мебели – игрушка и так далее).
  2. Повтор чередования предметов или ритма звуков. Предлагала ребенку продолжить в определенном порядке последовательность предметов, имеющих различные признаки (круг, квадрат, круг, квадрат или дерево, цветок, домик, дерево, цветок, домик). После выполнения этих заданий, дети переходили к более сложному варианту - определяли, какой фигуры не достает в ряду, начиная с чередования двух фигур, постепенно усложняя задание.
  3. Предлагала ребенку разложить картинки по порядку (например: семечко, росток, цветок в бутоне, раскрывшийся цветок).
  4. Загадки хорошо развивают образное и логическое мышление, поэтому я читала их ребенку и просила его придумывать загадки для меня и других детей.

Ребенок, приближающийся к 6 годам, уже способен мыслить, то есть воспринимает словесно-логические задания. Старшим дошкольникам постепенно предлагаю решать устные задания без изображений и образов, развивая способность решать задачки «в уме».

Примеры практических заданий:

  1. "Добавь нужное слово". Есть множество вариантов таких заданий. Антонимы: сухой – мокрый, высокий – ... (низкий). Предлагала указать место жительства: собака – будка, птичка – гнездо, медведь – ... (берлога) или род деятельности: учитель – учит, врач – лечит, повар – ... (готовит).
  2. Использовала заполнение различных таблиц. Первые таблицы брала на 9 ячеек и заполняла фигурами в определенном порядке. Перед ребенком ставила различные задачи, например: что должно быть в свободной ячейке вертикального ряда, если в предыдущих был квадрат? Какого цвета должен быть квадрат, если все фигуры его горизонтального ряда красные?
  3. Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различия, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков. Это обеспечивает усвоение детьми обобщенных названий группы предметов.

Для детей независимо от их возраста важно не торопиться и проходить с ребенком все три этапа развития мышления. Когда дети уже хорошо ориентируются в решении разнообразных логических заданий одного уровня, постепенно перехожу к следующему этапу (от предметов – к картинкам, а от картинок – к устным задачкам).

Чтобы научить ребенка такой последовательности мышления, первое время озвучивала ему не только задание, но решение. Например: «Найди, что здесь лишнее. Посмотри на картинки, что у них общего? Чашка – это посуда, тарелка – тоже посуда и ложка – посуда, а вот юбка – не посуда! Это одежда. Она лишняя, поэтому ее уберем!»

В результате, к 7 годам дети с ЗПР научились анализировать различные жизненные ситуации, делать определенные выводы. Осваивая логические операции, дети стали более внимательными к заданиям, ясно и четко стали выражать свои мысли и описывать свои действия.

На момент поступления в дошкольное отделение, у Леры З. не было сформировано логическое мышление, отсутствовало умение анализировать, сравнивать, рассуждать и делать выводы. У ребенка слабо проявлялись признаки логического мышления, такие как способность классифицировать, обобщать и думать самостоятельно. Ребенок не запоминал имен детей, педагогов. На вопросы отвечала односложно, использовала в речи только простые односложные слова (на, дай, хочу, больно и др.), не составляла описательный рассказ по картинкам. К концу обучения Лера  стала лучше анализировать свою деятельность, научилась сравнивать, стала рассуждать и делать полноценные выводы. У ребенка появилась способность классифицировать и обобщать. Ребенок начал говорить полными предложениями, обращаться к детям по имени, а ко взрослым - по имени и отчеству. Появилась способность составлять рассказ по картинкам. Лера научилась раскладывать картинки по принципу "что было сначала, что стало потом".

Таким образом, применяя общеизвестные и доступные для дошкольников  с ограниченными возможностями здоровья  приемы  можно развить элементы логического мышления и умение воспроизводить  и делать умозаключения, выводы.

Надеюсь, что применяя знания и умения, полученные в процессе обучения  в детском саду, будут приносить моим детям уверенность в своих силах и удовольствие от занятий в школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: