Инновационная деятельность на базе КФУ

Багрянская Наталия Евгеньевна

 О том, что такое трейлер художественного фильма, знают, наверное, все. Подобные трейлеры снимаются и на художественные произведения. Многие издательства, выпуская книжную новинку, снимают буктрейлер, студенты-филологи популяризируют таким образом свои любимые книги. 

Мы попробовали  внести в изучение литературы новую струю и сняли несколько буктрейлеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл формирование УУД21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы. Создание буктрейлеров как одна из технологий формирования УУД

В нашу жизнь достаточно давно вошло такое понятие как трейлер художественного фильма. Не так давно у студентов филологических факультетов появилось новое увлечение – снимать такие ролики на книги. Мы решили воплотить эту идею в школе. Можно предположить, что в ближайшем будущем такие опыты станут повальным молодежным хобби, ведь цифровая видеокамера сделала доступной возможность качественной любительской съемки.

Буктрейлеры могут быть игровыми, набором слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями или анимационными. Буктрейлеры можно классифицировать и по содержанию. Одни могут презентовать сюжет произведения, другие передавать эмоции, настроения, третьи транслировать ключевые идеи и общую смысловую направленность текста. Разумеется, все это очень условно. Можно все перемешать, например, неигровой буктрейлер будет содержать элементы анимации. Можно попытаться придумать что-то совсем оригинальное и новаторское. Главное - зацепить внимание потенциального читателя и побудить школьника к чтению.         В нашем понимании, буктрейлер – это композиционно выдержанный ролик (или нарезка кадров), не раскрывающий содержания произведения. Он ставит вопросы, ответы на которые учащийся может найти, прочитав произведение. Взбудоражить воображение, эмоции, чувства, разбудить желание узнать, а как там дальше – вот задача буктрейлера. Главное – зацепить потенциального читателя и побудить к чтению. Это для нас, учителей-словесников, самая главная задача. Ведь нечитающие дети – это бедствие для преподавателей  всех предметов гуманитарного цикла.         

Каждый сентябрь встает вопрос:  прочитали учащиеся за лето, что поняли, что понравилось. Традиционно пишем рецензии на книги, оформляем читательские дневники. Все это,  разумеется,  очень важно, но сегодняшним детям, с так называемым «клиповым»  сознанием нужно что-то более современное, детская фантазия, энергия требуют чего-то большего.         

Мы  с моими семиклассниками решили попробовать разрекламировать понравившиеся книги.  Ребята разбились на три команды,  каждая выбрала книгу, прочитанную летом, и начали творить. Это были «Три мушкетера»  А.Дюма, «Хоббит. Туда и обратно» Толкиена, «Алиса в стране  чудес» Л.Кэррола. Так все и началось. Дети бегали с костюмами, собирались на переменах,  таинственно шептались.         

Какие я, как учитель-словесник и классный руководитель, ставила перед собой, вовлекая учащихся в эту работу? Побудить к чтению, научить анализировать текст: отобрать важный эпизод, выделить значимую фразу, подобрать подходящую по стилистике музыку. Очень важным было дать ребятам общее дело, в которое втянутся все. Для меня особенно важным стал момент, когда тихая, незаметная девочка, никак себя раньше не проявлявшая в подобных мероприятиях, подняла руку и сказала: «Можно я напишу сценарий?» И не только написала, но и руководила съемками,  и класс её слушал и слышал. Наша поездка в драматический театр на спектакль «Пиковая дама» всколыхнула интерес к эпохе 19 века: они искали ответы на вопросы, поставленные текстом Пушкина; обсуждали судьбы персонажей, с удивлением узнали, что легенда о философском камне возникла задолго до Гарри Поттера. Во время съемки финальной сцены они спорили о том, что случилось с Германом: как он достал пиковую даму вместо туза? Что это, мистика, досадная ошибка? Они пытались воспроизвести все события шаг за шагом. Дети назвали нашу работу: «Проект «Почувствуй себя Тимом Бёртоном». Вообще очень важно, как ребята взаимодействуют друг с другом:  распределяют роли, додумывают сцены. Я не могу судить о качестве получившегося ролика, но для нас он очень ценен и памятен, потому что мы были одной командой. Все удачные моменты, как и неудачные – все это наше.

Анализируя свою работу, мы поняли, что создание буктрейлера можно использовать как одну из технологий формирования универсальных учебных действий. Учащиеся ставят конкретную задачу, планируют результат, прогнозирует возможные варианты, оценивает реально свои возможности. При необходимости корректирует способы действия. Проблемная ситуация является мощным источником мотивации. Отрабатываются регулятивные УУД.        

 Что нужно сделать, чтобы буктрейлер «выстрелил»? Проанализировать текст, отобрать ключевые эпизоды, логически их выстроить, установить причинно-следственную связь, изучить костюмы, оружие нужной эпохи, музыку. Дети погружаются в информацию, раздвигающую границы учебников. Развиваются  познавательные УУД.        

 Формируются и коммуникативные УУД. Создание буктрейлера – это работа в группе, умение правильно и точно выражать свои мысли, сотрудничать с одноклассниками. Ребята учатся разрешать конфликты, договариваться, вступать в диалог.        

 Развитие личностных УУД помогает учащимся выработать правильную жизненную позицию, принять другого человека со всеми его особенностями, помогать самим и принимать помощь от другого.         При работе над созданием буктрейлера достигаются метапредметные результаты, учащийся становится активным участником педагогического процесса.

Таким образом, создание буктрейлеров стало не просто любимым делом семиклассников, но отлично вписалось в требования ФГОС.