"Инновационная деятельность на базе КФУ".

Шакирова Венера Абдурашидовна

Тема  «Использование информационно-коммуникативных технологий как средство восприятия классической музыки»

Актуальность:  Восприятие   музыки  является сложным для детей видом музыкальной деятельности, но при этом  дети приобретают самый большой объем музыкальных впечатлений. Задача музыкальных руководителей - научить детей слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее. Это убедило  меня в необходимости разработки педагогической технологии восприятия детьми классической музыки

Современный мир немыслим без компьютерной техники. ИКТ в настоящее время становятся популярными в детском саду. Инновационные технологии  помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, воспитывают культурность, нравственность  через эмоциональные, душевные переживания и чувства

 Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации, которые долго могут удерживают внимание детей дошкольного возраста. Видеофрагменты презентации должны быть предельно краткими по времени. Видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов, чтобы дети могли быть участниками диалога, при обсуждении увиденного и услышанного.  Одним из условий успешного обучения на занятиях музыки, является   дидактические   игры с использованием  интерактивной доски, которые  позволяют направлять мышление детей дошкольного возраста  к самостоятельному творческому поиску. Поэтому занятия  должны быть интегрированными, с применением инновационных технологий. 

ЦелЬ:

 Эстетическое развитие  детей старшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки с помощью ИКТ.

Задачи:

  • расширять знания детей о классической  музыке с помощью ИКТ
  •  накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;
  •  поддерживать интерес к музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, воспитывать эстетические чувства;

Источники инновационного процесса;

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная). Интернет, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки.

 

Формы инновационного процесса:

Индивидуальная - через индивидуальный план личностного роста, групповая- через участие в деятельности ДОО и районного методического объединений музыкальных руководителей РМО.

 

Ожидаемый результат:

- методические разработки

-доклады, выступления, участие в конкурсах и конференциях по обмену опыта.

Форма отчетности по проделанной работе:

Выступление на педсовете, семинарах, участие в профессиональных конкурсах, издание пособий, методических материалов

Этапы работы над темой

Содержание работы

Сроки

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта

   -практическая деятельность                                                              

   -чтение и подбор методической литературы

   -обобщение и преемственность передового опыта музыкальных руководителей

   -курсы повышения квалификации

Определение целей и задач темы

  -реализация  ФГОС дошкольного образования                                

  -методические разработки

- индивидуальный план личного роста 

Подведение итогов

 -участие и результаты в муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах, интернет-сайтах

Оформление результатов работы

 -участие в работе сайта ДОУ, личного сайта воспитателя

 -освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер)

 -Авторские методические разработки -оформление, внедрение авторских дидактических материалов и пособий

 -ведение мини -  сайта (нс портал ).

 

Распространение опыта работы

 -в рамках ДОУ

 -публикации и апробирования литературного и методического материала

 -представление работ на электронных сайтах

2016-2017

 

 

 

 

2017

2016

 

 

 

2018

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017-2018

 

 

 

2017-2018

 

 

 

Сроки выполнения:

Содержание и форма работ                   

Сроки выпол-нения

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

Анализ существующих и действующих программ по слушанию музыки в детском саду.

Подбор соответствующего репертуара классической музыки  для восприятия детей дошкольного возраста .

 

Разработка тематических занятий по слушанию

классической музыки в различных видах деятельности: художественное слово, ИЗО, танцевальная, самостоятельное творчество детей, игра на детских музыкальных инструментах):

Консультации:

- «Физиологическое воздействие музыки на человеческий организм»

-«Учим слушать музыку»

-«Социально-функциональная природа музыки: эстетическое и воспитательное влияние на человека»

-«Специфика восприятия и воздействия музыкального искусства на личность»

 

 

Работа с родителями

- Вечер встречи с родителями «Музыка и игра»

- Викторина для родителей «Что мы знаем о музыке» 

- «Литературно-музыкальные  встречи»

- консультации;«Учим слушать музыку» , «Физиологическое воздействие музыки на человеческий организм»

 

Работа с педагогами

-Консультация «Социально-функциональная природа музыки: эстетическое и воспитательное влияние на человека»,

-«Специфика восприятия и воздействия музыкального искусства на личность»

- «Музыкальная  гостиная» викторина для воспитателей

Работа с детьми

- Развлечение «Музыкальные игрушки»

- Доминантное занятие «Танец в музыке»

- Театрализованное развлечение. «Сказка в  музыку зовет» 

 - Тематическое занятие «Мой мир»

- Интегрированное  занятие с использованием различных  видов деятельности «Музыка в картинах»

-Литературно- музыкальная композиция. «Времена года»

 -Тематическое  занятие «Музыка родного края»

2016

 

 

 

 

2017

 

 

 

 

 

2017

 

2017

2018

 

2018

 

 

 

2017-2018

 

 

 

 

 

2017-2018

 

 

 

 

 

 

2017

2017

2017

2018

2018

2018

 

2018

7

 

 

 

8

Участие в конкурсном и фестивальном движении:

- конкурсы педагогического мастерства

-конкурсы и фестивали с участием воспитанников

 

Участие

-в семинарах-практикумах методических объединениях, мастер классах, в педагогических совещаниях

 

2018

 

 

 

2018

Ожидаемый результат 

 

9

- повышение  уровня педагогического мастерства, усовершенствование деятельности

- распространение  опыта в рамках ДОУ, района, города, РТ:

-методические разработки .

2018

 

 

 

 

ссылка на презентацию к музыкальному занятию "Морское путешествие" https://drive.google.com/file/d/0B467RCoTlFtUZVRaS...

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                     

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение  «Детский сад №185 комбинированного вида»

Советского района г. Казани

Непосредственная образовательная деятельность по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка»

« Маленькая елочка»

(подготовительная к школе  группа)

Подготовила и провела в рамках

I тура районного конкурса  

«Лучший воспитатель дошкольного

образовательного учреждения-2015 »

музыкальный руководитель МАДОУ №185

Шакирова Венера Абдурашидовна

Казань, 2015

                                                                                   

Цель: Познакомить детей с основами музыкальной грамоты.

Совершенствовать умение играть на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

  1.  Развивать восприятие основных  свойств звука: высоты, тембра и динамики.
  2.  Закреплять навыки игры на музыкальных инструментах.
  3.  Совершенствовать музыкально-слуховые певческие умения.  
  4.  Развивать творческое воображение, фантазию, умение входить в образы на основе музыкального материала.  
  5.  Воспитывать  бережное отношение и уважение к произведениям лучших отечественных российских авторов.
  6. Создать обстановку эмоционального комфорта, увлеченности, радости. 

Предварительная работа:

 1.Слушание   песни «Маленькая ёлочка».

2.Знакомство с музыкальными инструментами (ксилофоном, металлофоном).

3. Развитие образности и выразительности движений.

4. Закрепление сенсорных эталонов (цвет, количество, форма, расположение по высоте)

Демонстративный материал:

1.Слайды на песню «Маленькая ёлочка».

2. Дидактическая игра «Нотки – шарики».

3  .Цветные ступеньки.

Раздаточный материал:

1. Цветоковрики и домики для нот.

2. Ёлочка и «нотки-шарики».

3.  Детские ксилофоны и металлофоны (по количеству детей).

4. «Шапочки-маски» (по количеству детей).

5. Аудио - запись песни «Маленькая елочка»

Ход занятия:

Под фонограмму песни «Маленькая ёлочка» сл.З.Александровой муз. М. Красевой дети входят в зал.

Муз рук: На нашем занятий сегодня присутствуют гости, давайте поздороваемся.

Я очень рада нашей встречи в вашем прекрасном музыкальном зале, где всегда звучит музыка. И сегодня слышите… звуки знакомой вами песенки.

А кто может сказать, как называется эта песня?

( Маленькая елочка).

Муз.рук:  Правильно. Это песенка о этой маленькой  елочке , которая ждет вас. Проходите к ней и садитесь на стульчики. (дети садятся на стульчики вокруг елочки).

Я хочу с вами, ребята, немного побеседовать. У каждой песни есть авторы.  Вы можете мне подсказать, как называется профессия человека, который пишет музыку? Музыку к песне маленькой ёлочке написал композитор М. Красев. А кто сочиняет стихи?   Да, поэт Зоя Александрова написала стихи к песне «Маленькая елочка».

О каком времени года поется в этой песне. (Зиме)

На  каком празднике поют эту  песню? ( Новый год)

 Муз. рук: Правильно, на Новогоднем празднике. А вы любите Новый год? Почему? Да, это праздник, где мы с вами веселимся, играем и поём. А наша ёлочка почему-то грустная стоит, а как вы думаете почему? (Ответы детей)

Верно, потому   что на ней нет игрушек. А чем можно нарядить  елочку? (ответы детей). Да, вы правы. А я предлагаю украсить нашу ёлочку необычными игрушками - шариками- нотками.  А помогать нам будет елочка на экране. Открываем с вами волшебную коробку.  Посмотрите, какие шарики-нотки : разные или одинаковые? Да, они разные по цвету. И названия у них разные.  Давайте познакомимся с этими нотками  поближе.

Достаю первую нотку.Какого цвета этот шарик?

Правильно, красного цвета  и зовут её « До».

Распевка: «Здравствуй, нотка» М.Л.Лазарев.

Муз. рук: (Поёт) - Я нотка «До».

-Здравствуй нотка «До».

(каждая нотка отражается на экране на определенном звуковысотном уровне)

Муз.рук: Вторая нотка оранжевая, решительная  «Ре».

(Муз. рук.  поёт ) - Я нотка «Ре».

А теперь, давайте смело и решительно споём и поздороваемся.

(Муз. рук. поёт)

 –Здравствуй нотка «Ре».

А теперь все вместе.

–Здравствуй нотка «Ре». (Поют дети)

Муз. рук: А следующая нотка милая жёлтая,  как солнышко, её зовут «Ми».

-Я нотка «МИ» (Муз. рук. поёт)

Ласково поздороваемся с ней

 – Здравствуй нотка «МИ» (Поют дети).

(Муз. рук поёт) - Я нота «Фа».

 -Какого она цвета?

Правильно зелёная. А поздороваемся с ней громко.

-Здравствуй нота «Фа». (Поют дети).

Муз. рук: А голубая нота,  как солёное море. И поётся она – Я нота  «Соль»  (Поёт муз. рук.)

Давайте споём ей  весело.

–Здравствуй нота «соль» (Поют дети).

Муз. рук: Следующая нота какого цвета?

Верно синяя. Давайте споём её  отрывисто.

-Я нота «Ля» (Поёт муз. рук.)

Давайте также с ней и поздороваемся.

- Здравствуй нота «Ля» (Поют дети).

Муз. рук: А самая высокая нота «Си».

Какого цвета, она? Верно. Фиолетовая.

-Я нота «Си» (Поёт муз. рук.)

Давайте с ней поздороваемся тихо и на улыбке.

- Здравствуй  нота «Си». (Поют дети).

Муз.рук: Вот мы и познакомились с нотами. Сколько их? Да, всего семь нот, но благодаря им рождается много разных мелодий.

А теперь обратите внимание на экран, на котором мы видим елочку с шариками – нотками. Какое красивое украшение получилось у елочки на экране. Каждый шарик – нотка заняла свое место на веточках. А вы можете сказать, как расположились нотки на елочке?

( ответы детей) Нотки разного цвета, весят на разной высоте.  А еще они чем-то  отличаются? Послушайте (муз. рук. пропевает). Да они разные по звучанию. На нижней  ветке весит красная нотка «до», потому что у неё звук  низкий (сопровождается звучанием), оранжевая нотка «ре» - послушайте … выше чем «до» и висит она выше. Так же звук повышается и у последующих ноток. А на самой  высокой ветке нотка «си» фиолетовая. И звук у неё, какой? (Высокий). Все звуки разные по высоте, и мелодия может подниматься по звукам вверх и спускаться вниз. Давайте вместе  пропоем нотки снизу – вверх (затем сверху - вниз).

А теперь мы с вами превратимся в нотки и попрыгаем все вместе, дружно по цветоковрикам , которые лежат на полу. А чем похожи цветоковрики на нотки –шарики. Правильно, цветом. Поэтому низкая нотка «до» прыгнула на красную полоску (присели  и спели низким звуком  «до»), следующая «ре »на оранжевую. Звук ее повыше и мы вырастим чуть-чуть. Нотка «Ми» желтая, как милое солнышко, прыгает по желтой дорожке. Мы выросли, и нотка фа прыгнула на зеленую дорожку. А на голубую  - соленая нотка «соль» (попрыгали и спели нотку). А за ней « ля» и «си». А теперь спустимся по ноткам вниз.

Посмотрите на экран: ноты выстроились в мелодию.

(Обращаю внимание на экран)

Какая самая высокая нотка нашей песенки это голубая нота  Соль, и после неё две нотки «Ми», «Ми» они весят ниже и поются низким голосом. Вместе со мной покажем движение рукой мелодию,  споём нотки,  то есть сольфеджируя. Теперь мелодия от «соль» куда идёт? Верно вниз и споём её вниз.

Послушайте,  я вам её сыграю на металлофоне  (музыкальный руководитель играет на металлофоне.)  Правильно это наша песенка «Маленькой Ёлочки».

 (Игра на дорожках-клавишах.) Все музыканты играют по нотам. И мы с вами  также сейчас будем этому учиться. Наши цветные дорожки превращаются в клавиши. Мы, как музыканты, поиграем на клавишах мелодию, которую нам показывают наши нотки.

 (Дети проигрывают мелодию на клавишах).

Нашли голубую ноту «Соль» (Играем), а теперь жёлтую «Ми», повторили ещё раз. Вернулись к ноте соль и спускаемся по ноткам вниз. (Соль, Фа, Ми, Ре, До.)

Теперь наши коврики превращаются в домики для ноток. Давайте вместе со мной постучим в окошки ноток нашей песенки.( «соль», «ми», «ми», «соль», «фа», «ми», «ре», «до».)

Ребята, а хотите сыграть нашу песенку на музыкальных инструментах  (Ответы детей).

Тогда быстрее берём музыкальные инструменты и садимся на коврики перед нашими нотками. А сегодня в нашем оркестре будут играть металлофоны  с металлическими пластинками. Мы уже слушали,  как он звучит  и ксилофоны с деревянными ступеньками. Молоточек держим двумя пальчиками, и он должен при игре легко отскакивать. Послушаете, как звучит наша мелодия на ксилофоне  (Игра мелодии из песни « Маленькая елочка».) А теперь взяли правильно молоточек, и сыграем нашу песенку. (Играют)

Молодцы, вы настоящие музыканты.

И теперь после того как мы познакомились со всеми нотками, мне кажется вам будет не трудно нарядить нашу маленькую елочку шарами-нотками.  Мы теперь знаем, что  ноты  разные по звучанию и поэтому наши ноты шарики весят на определённой высоте возьмите ребятки любую нотку –шарик, но повести их правильно (Дети вешают нотки-шарики на ёлочку, а муз. рук. помогает и комментирует) 

- Вместе споем  нашу любимую песенку «Маленькая елочка».

 Дети водят хоровод вокруг елочки и поют песню.

А знаете ребятки, эту песенку знают не только у нас в России, но и во всём мире и любят петь ее даже животные и насекомые. Внимание на экран (На экране медведь) ребята, как вы думаете как споёт и станцует медведь нашу песенку, голос у Медведя высокий или низкий? (дети пропевают), а теперь и жираф хочет спеть и потанцевать нашу песню, Жираф когда поёт песню старательно и высоко вытягивает  шею.(пропеваем).

А по Швецией, идет простуженный пингвин и напевает, каким голосом? Как вы думаете тихим или громким? (ответы, тихим, простуженным). Шли по Индии слоны и громко затрубили своим хоботом.(Пропеваем) А на спине слона сидел маленький комарик, как вы думаете каким голосом спел он песню высоким или низким.(Ответы, пропеваем) В Новогодние дни происходят чудеса сейчас мы превращаемся в животных и насекомых, которые любят петь и танцевать возле нашей маленькой ёлочке. Выберете себе любую маску и  вставайте в хоровод вокруг ёлки.

Инсценирование песни « Песня про песню про Ёлочку» ( автор А. Пенегин).

Мне кажется, что наша елка осталась довольна нашей встрече с ней. А я рада была познакомиться с вами, с  ребятами, которые очень любят петь, танцевать и играть на детских музыкальных инструментах.  Я хочу подарить вам на память о нашей сегодняшней встрече вот такие маленькие ёлочки с шариками  – нотками. Давайте попрощаемся с нашими гостями.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение  «Детский сад №185 комбинированного вида»

Советского района г. Казани

“Морское путешествие”

Использование арт терапии “Взаимодействие воспитателя по ИЗО деятельности и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста  при восприятии классической музыки”

Подготовили и провели музыкальный руководитель МАДОУ № 185 Шакирова В.А.

воспитатель  ИЗО Яруллина Л.З.

Казань-2017

Цель: Развитие творческих способностей детей по средствам восприятия классической музыки.

Задачи:

1. Закрепить общие представления о явлениях природы (Море)

2. Воспитывать любовь и интерес  к классической музыкой используя  ИКТ.

3. Формирование музыкальной культуры и музыкально эстетического вкуса.

4. Расширение представлений о многообразии техник рисования.

5.  Создавать эмоционально- положительное настроение, удовлетворение от результата работы.

Материалы и оборудование:

  • Применение мультимедийных средств
  • Разработка презентаций для  слушания музыки

Предварительная работа: ознакомление и беседа с детьми о таких понятииях явления природы, как штиль и шторм , прослушивание музыки, Знакомство с оперой Садко.

Муз. рук: Здравствуйте ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними, и подарим себе и нашим гостям хорошее настроение. Ребята, а вы любите мечтать?

Ответы детей

Муз. рук: Я считаю, что это очень здорово, когда человек любит мечтать

сегодня я хочу вам рассказать об одном мальчике. Больше всего на свете ему нравилось море, с его тайнами и подводным миром и он мечтал  стать капитаном большого корабля и ходить по морю, совсем как его дедушка.

-Дедушка, а когда я вырасту, я стану капитаном, таким, как ты?

-А ты готов встретиться один на один  с морем? Ведь оно  бывает не только спокойным. Ходить по морю в штиль каждый может, а ты попробую не растеряться, когда на море шторм.

-Дедушка, а что такое штиль?

-Это, когда на море нет ветра и оно спокойное, без волн. А во время шторма дует сильный ветер, поднимая волны, которые могут быть выше  тебя и даже меня. И все небо покрывается тучами. Нужно быть очень смелым капитаном, чтобы противостоять стихии . При этом, ты должен думать не только о себе. Капитан должен заботиться и об экипаже корабля.

-Ой. Дедушка….. А я справлюсь?

- Конечно, ты обязательно всему научишься, ведь ты об этом мечтаешь, а мечты всегда сбываются, если постараешься.

 Море всегда волновала людей, и например  русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков сочинил тему  море  к вступлению оперы Садко.

Муз. рук: Ребята, а хотите послушать, как звучит море в музыке.

Дети слушают

«Вступление к опере Садко тема – море» Н.А. Римский -Корсаков

Муз. Рук: Давайте поговорим о характере музыки,которую мы послушали, какая это музыка?

Ответы детей

Муз. Рук: Очень интересные ваши  ответы, но всегда ли звучит музыка одинакова? Какие изменения вы услышали в музыкальном произведении?

Ответы детей

Муз. Рук: Да верно, я с вами согласна, что музыка звучит не везде одинаково, как и в природе  море мы знаем с вами бывает разное, так и в музыке Композитор показал разнообразие звуков, штиль на море отразил спокойной, таинтсвенной музыкой  водного   мира, но постепенно мы слышим как музыка меняет свое настроение, что же случилось с морем?

Ответы детей.

Муз. Рук:  Молодцы ребята , мне понравились ваши ответы вы очень внимательно слушали музыку, действительно когда музыка отражала штормящее море она стала   беспокойной, взволнованной,  , и мы слышим как   тревожно звучит оркестр.

Но постепеено море успакаевается и мы вновь слышим  мелодию тихой волны.

А теперь я вам предлагаю прослушать произведение еще раз и вместе со звучанием оркестра  прочувствовать музыку моря   прорисовывая  движение волн руками

Дети слушают музыку

Воспитатель по ИЗО: Ребята, только, что вы прослушали музыкальное произведение, понравилось вам оно?

Ответы детей.

Воспитатель по ИЗО: Молодцы ребята,ваших движениях я увидела картину моря, хотите отразить море в своих рисунках?

Ответы детей.

Воспитатель по ИЗО: А теперь закройте глаза и представте свою будущую картину, какая  она у вас сегодня ? Как вы его видите?

Ответы детей.

Воспитатель по ИЗО: Можете прорисовать рукой вашу картину воздухе.

А теперь присаживайтесь за столы и начнем писать картину море.

Вам  понравилось занятие? Что бы вы хотели узнать в следующий раз?

Ответы детей.

Воспитатель по ИЗО: У нас еще будет очень много интересных занятий.

Оказывается можно писать не только картины, но и музыку.