Научно-методическая деятельность

Стуканова Елена Евгеньевна

 

Формирование потребностей и создание условий для реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев воспитанности

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.   

В теме моего выступления заложено знакомство с новой программой духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников как одного из направлений образовательных стандартов нового поколения. 

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования (далее — Стандарта) духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы осуществляется по следующим направлениям:

  1. воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ,; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

  1. воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;

  1. воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость;

  1. формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое;

  1. воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Стандарты предусматривают разработку программы самим образовательным учреждением. Школа может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания, выделяя его для конкретных условий осуществления образовательного процесса как ведущее. Однако в качестве важнейшей цели образования остается духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности.

           Именно признание важности духовно-нравственного воспитания школьников привело к решению об апробации курса ОРКиСЭ в рамках школьной программы. Основная цель, которого заключается в формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культур и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Он направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значений в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

            Необходимо особо подчеркнуть, что курс ОРКиСЭ носит культурологическую направленность. Его преподавание не предусматривает обучение религии.

            Содержание занятий направлено на воспитание таких качеств, как совесть, долг, ответственность, милосердие, сострадание, гуманизм. Важнейшим условием реализации является умение учителя использовать личный опыт ребенка и опереться на него при рассмотрении нравственных проблем. В преподавании нового предмета не обойтись без широкого использования различных приемов активной и интерактивной работы с обучающимися (обсуждение притч, иного литературного, а также визуального материала, коллективное заполнение таблиц; технология развития критического мышления, и др.). В данных условиях от учителя требуется задуматься, какие приемы, задания, вопросы он будет использовать при изучении той или иной темы.

Школе – носителю педагогической культуры несомненно принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребенка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций.

Большое внимание в преподавании курса и стандартах второго поколения уделяется работе с родителями. Необходимо восстановление с учетом современных реалий позитивных традиций педагогического взаимодействия семьи и школы, систематического повышения педагогической культуры родителей, накопленных в нашей стране в советский период ее истории. В  системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление, представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития.

Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на методическом совете

«Формирование социальной и информационной культуры через учебные предметы и внеклассные мероприятия»

19.02.2009

Термин “ информационная культура” сейчас широко используется в библиотечной литературе. Данное понятие многозначное, существует целый ряд его определений в различных источниках. Краткая формулировка этого понятия может выглядеть таким образом: информационная культура личности - это умение человека ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию и творчески ее перерабатывать.
Традиционно информационную культуру связывают либо с обучением информатике и овладением компьютерными навыками, либо с библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения.  Данные понятия (библиотечно-библиографическая грамотность, культура чтения, компьютерная грамотность) являются основными составляющими  информационной культуры личности.

Информационная культура: технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами

Изменение социально-экономической ситуации в России и информационный взрыв, наблюдаемые во всем цивилизованном мире, предполагают пересмотр традиционно сложившихся систем, методов и технологий обучения. Одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования, является воспитание человека, обладающего такими качествами, как творческая активность, _ информационная культура, системное научное мышление. Гуманизация школьного образования и ориентация на потребности и способности учащихся является в настоящее время одним из важнейших приоритетов отечественной образовательной системы. Реализация гуманизирующих и культурообразующих функций находит отражение в изменении содержания образования, в повышении требований к общекультурному развитию учащихся. Внедрение культуросозидающей функции предполагает, в первую очередь, самоопределение личности школьника, а также подчеркивает собственно культурную сторону организации его мышления, учения, быта, свободного времени, жизнедеятельности в целом. В процессе формирования информационной культуры школьников решается социально-педагогическая задача, состоящая в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной практической деятельности, в которой они могут реализовывать свои творческие способности, применять полученные знания, умения и навыки, а также продолжать образование.

Сегодня трудно переоценить всю степень важности формирования информационной культуры и учителей и школьников. Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии общества ставят перед каждым его членом задачи непрерывного овладения все новыми и новыми знаниями и умениями, обеспечивающими оптимальное осуществление деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных информационных потребностей. В настоящее время уже сложилась новая "информационная" среда обитания людей, и в этой среде нам, и учителям и школьникам, необходимо найти свое место.

Воспитание информационной культуры школьников - задача не только учителя информатики, но и учителя-предметника, так как информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека. Одна из основных задач учителя - заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение информационных технологий. Вот как эту задачу решают учителя нашей школы на уроках естественно-научного цикла и в организации внеклассной работы.

Не первый год учителями физики, биологии, географии осваиваются и успешно внедряются информационные технологии. На уроках этих учителей используются обучающие программы с игровыми элементами, которые рассчитаны на первичную систематизацию фактов, терминов, единичных понятий, а также программы - тренажеры, моделирующие, контролирующие, демонстрационные программы.

Демонстрационные программы используются при объяснении материала. Программы - тренажеры помогают учащимся освоить большое количество терминов, выработать умения, связанные с решением различных задач. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик.

Моделирование природных явлений на ПК открывает широкие перспективы совершенствования методики преподавания вышеуказанных предметов. Графический способ отображения результатов позволяет легко охватить большой объем информации, получаемой при компьютерном моделировании. В выполнении практических работ используются электронные таблицы, с помощью которых можно выполнить моделирование различных процессов, построить графики и диаграммы. В этом случае ПК облегчает выполнение сложных операций и позволяет учителю и ученикам больше внимания уделять анализу данных, с которыми они работают. Основными достоинствами компьютерных вычислений являются скорость, аккуратность, а также быстрота ввода информации и выдачи данных. Использование ПК на уроках естественно-научного цикла позволяет сделать урок более интересным, наглядным, вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность.

Для того чтобы учителя - предметники могли обходиться на уроках с применением ПК без помощи учителей информатики, многие учителя нашей школы прошли курсы повышения квалификации по проблеме "Информатизация учебного процесса" .

Работа по формированию информационной культуры во внеурочной деятельности учителями нашей школы ведется по нескольким направлениям.         Одним из них является сотрудничество с районной библиотекой. Уже не первый год на базе этой библиотеки проводятся викторины, игры, знакомятся с мультимедийными программными продуктами, учатся работать с электронными каталогами, в сети Internet.

Другим направлением внеклассной работы является работа факультативов по биологии, физике, химии.

Работа предметных факультативов тесно связана со школьным научным обществом "Эрудит". Учащиеся 6-10 классов на ПК обрабатывают данные для своих учебных исследований, печатают сочинения, готовят доклады для выступлений на семинарах и конференциях.

Формирование социальной и информационной культуры призвано сформировать интеллигентного человека постиндустриального общества. Кроме основных знаний по фундаментальным наукам выпускник современной школы должен быть знаком с литературным, музыкальным, художественным и архитектурным наследием мировой цивилизации. Формированию культуры школьника должен способствовать широкий выбор виртуальных музеев, исторических памятников, картинных галерей и других достопримечательностей.

Информационные технологии на уроках и во внеклассной работе позволяют создать у детей мотивации для более серьезного отношения к изучению любого предмета, а также к творчеству, стремлению реализовать себя, проявить свои возможности



Предварительный просмотр:

Доклад на тему: "Учитель — организатор учебно-познавательной деятельности учащихся"

Цель: отслеживание познавательных способностей учащихся как инструмент повышения качества образования.

Проблема: низкая мотивация учащихся на второй и третьей ступенях обучения, низкий интеллектуальный уровень учащихся, низкая культура знаний учителем психологических основ урока и психофизиологических и социально-психологических особенностей учащихся.

Успех может породить успех, поэтому лозунгом грамотного учителя должен быть лозунг “Учить на успехах и достижениях”.

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

Вспомним, с каким интересом ребёнок первый раз идёт в школу, ведь его ждёт там много нового и неизведанного, интересного и необычного. Но проходит время и интерес к учению пропадает, исчезает желание идти в школу, на уроки, не хочется делать домашнего задания. Неинтересные, однообразные уроки, построенные по одной схеме, повторяющиеся изо дня в день, из урока в урок, быстро надоедают. Почему это происходит? В современной педагогике основное внимание уделяется проблемам, связанным с содержанием обучения и его методами, а самой организации познавательной деятельности учащихся уделяется гораздо меньше внимания, от этого и идёт неумение учителя организовать деятельность учащихся на уроке, незнание учителя как это сделать.

Причины низкой успеваемости и низкой мотивации, дисциплины находятся не столько в предметной подготовке школьника, сколько в сфере взаимоотношений учитель – ученик и в социальных семейных условиях. Проблем с обучением, мотивацией и дисциплиной в начальных классах не существует в такой степени, как на второй и третьей ступенях обучения.

Вспомним, что обозначают такие понятии, как “знания”, “навыки”, “умения”.

Знания – способность людей ориентироваться в системе социальных отношений, действовать согласно обстоятельствам в жизненных ситуациях.

Навыки – освоенные до автоматизма способы употребления определенных средств деятельности. Например: соблюдение орфографических правил, доказательства теорем… , то есть извлечение из памяти определенных “команд”, указывающих, что и в каком порядке должно быть сделано для того, чтобы цель была достигнута. Это происходит  “машинально”.

Умения – складываются на основе знаний и навыков. К умениям относится освоенная человеком система приемов сознательного построения результативного действия. “Знать” что-либо еще не значит “уметь”: необходимо владеть способами превращения информации о каком-либо предмете в управляющие воздействия - “команды”. Важно отметить, что свои умения человек может проявлять в новых условиях.

Способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний, навыков и умений. А будут ли приобретены эти знания и умения, зависит от того, насколько в семье заинтересованы в приобретении ребенком знаний и умений, как его будут обучать в школе, как будет организована трудовая деятельность, в которой понадобятся эти знания и умения.

Как необходимо организовать работу педагога по активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся?

1. Определить линию работы с обучающимися дифференцированно  с учетом их психофизиологических особенностей.

Учитель, не зная психофизиологических особенностей каждого ребенка, не отслеживая уровни развития познавательных способностей, не определяя уровень обученности и обучаемости, предъявляет им одинаковые способы усвоения учебного материала, в результате уровень мотивации к обучению падает. Ни оценка, ни воля и ум учителя, ни наказание родителей не поднимут уровень мотивации. Отсюда пропуски уроков без уважительной причины, нежелание выполнять домашнее задание, пассивность на уроках и, как следствие, двойки, которые накапливаются вместе с пробелами в знаниях. И педагоги получают портрет неуспевающего ученика, порой говоря: “У него много пробелов!”. А откуда эти пробелы? Уже забываем, что учили и учим МЫ, педагоги, этих учеников. Да, есть разные социальные семейные обстоятельства, но ведь любой “двоечник” всегда находит где-то свой интерес. Только вопрос: где? Мотивация не приходит вместе с учеником: источник мотивации – это отслеживание познавательных способностей и предоставление ученику соответствующих ему методов обучения и видов заданий, потому что каждый ребенок имеет свои психофизиологические особенности, то есть способы познания окружающего мира.

Неудачный ответ у доски, невыполненная контрольная работа не могут говорить о способностях ученика. Психологические исследования и педагогический опыт свидетельствует о том, что иногда ученик, первоначально что-то не умевший, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями. У него проявляются большие способности, чем у других. Нельзя говорить о способностях ребёнка к русскому языку, если его не пытались обучать объяснению орфограмм, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для нахождения и объяснения орфограмм. Только в процессе специального обучения может выясниться, есть ли у обучающего способности к русскому языку, к математике, к химии. Это обнаружится в том, насколько быстро он усваивает способы нахождения орфограмм, доказательства теорем, проведения лабораторного опыта.

Серьёзной психологической ошибкой педагога являются скоропалительные, без серьёзной проверки утверждения, что у данного ученика нет способностей на том лишь основании, что ребёнок не овладел прочными знаниями, необходимыми умениями, сложившимися приёмами работы. Способности проявляются не в знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, то есть в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями, умениями, важными для данной деятельности.

Для педагога важно знать, к чему обнаруживает способности ученик, и в какой мере способен ученик усваивать требования, предъявляемые деятельностью, а, следовательно, надо знать индивидуально-психологические характеристики. Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.

2. Немаловажным фактором эффективного обучения является самообразование педагога, знание им основных типов и моделей урока.

Учитель должен в совершенстве владеть словом и быть интеллектуально развитым не только в своей предметной области. Исключительно велика роль педагога в формировании умений речевого общения школьников. Важнейшим условием развития речи и мышления школьников является свободная и точная речь учителя. Неясная речь учителя вызывает усталость учеников на уроке. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что “культура речи учителя в решающей степени определяет эффективность умственного труда учеников на уроке”, и намечал пути ее формирования: преодоление неясности в толковании понятий, расплывчатости представлений, которые учитель стремится создать посредством слова и без которых невозможен переход от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к общему; углубленный анализ текста учебников, с которыми имеют дело учащиеся, выявление в тексте логической последовательности и причинно-следственных связей. Высокая культура речи – важное условие рационального использования времени учителем.

Для того чтобы интерес к учению не пропал, чтобы ученики хотели, а главное умели получать знания, необходимо активизировать деятельность самих учащихся на уроке. Учебный процесс должен строиться так, чтобы ученики сами получали знания, а учитель являлся бы организатором этой деятельности. Учитель должен применять различные формы организации познавательной деятельности, варианты их оптимального сочетания. Выделяют 3 основные формы организации учебно-познавательной деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Использование проектно-исследовательских технологий обучения наиболее эффективно способствует переводу ученика из пассивного объекта обучения в деятельный субъект, который вместе с учителем, под контролем учителя и самостоятельно вырабатывает и закрепляет умение работать с книгой, текстом, каталогом, электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, ориентироваться в информационном пространстве: овладевать таким образом новым знанием, включающим не только школьное образование.

3. Организация познавательной деятельности учащихся и индивидуальный подход к обучению  идеально сочетаются при организации дополнительного образования.

Возрождение в современной школе когда-то весьма объемного участка деятельности учителей, знакомого многим под названием “внешкольная (внеурочная) работа”, сегодня называют дополнительным образованием детей, и оно выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников. Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение различных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создают единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. Где как не здесь можно раскрыть и оценить способности каждого ученика. Работа в малых группах, нетрадиционные формы занятий, экскурсии, походы, эксперименты и опыты, все это способствует общению, когда ученик не боится ошибиться, чтобы не получить плохую отметку. Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.

        Реализация программ дополнительного образования дает широкие возможности для пробуждения интереса обучающихся к предмету, учителю только необходимо так продумать материал и преподнести его живо, красиво, чтобы заинтересовать ученика, разбудить в нем интерес к познанию.

4. Работа над положительной мотивацией к учебе неразрывно связана с сотрудничеством учителей и родителей.

Не секрет, что отношение к обучению идет из семьи.  Поэтому одним из направлений по организации познавательной деятельности учащихся должна стать работа с родителями. Целью такого сотрудничества является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Успешность учебно-познавательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями.

Родители, в своем большинстве, желают сотрудничать с учителями. Их может отпугнуть не только авторитарный способ привлечения к работе с детьми, но и общий фон взаимодействия с учителем (неумение последнего общаться на равных, отсутствие способности четко излагать цели и содержание совместной деятельности и т.п.). Родители учащихся не приемлют авторитарности в общении: их необходимо заинтересовать предстоящей деятельностью или перспективой ее, выраженной через различные результаты (например, повышение уровня воспитанности своего ребенка, потребность в передаче своего ремесла детям, получение родителями материальных средств и др.).

Привлечение родителей к сотрудничеству во внеурочной работе возможно посредством различных способов:

- заинтересованность родителей в совместной жизнедеятельности с ребенком,

- перенесение сотрудничества по учебной работе в сферу семейных отношений;

- заинтересованность родителей внеурочной работой с учащимися с целью передачи своих знаний и опыта подрастающему поколению;

- стремление помочь учителю в эффективной организации занятий, проводимых вне школы (на производстве, в семье);

- потребность родителей в совместном выполнении учебно-познавательных и других видов заданий в домашних условиях;

Если родитель будет заинтересован деятельностью школы, педагога это  обязательно передастся и ребенку. Он будет стремиться к учению, ему будет не безразличен результат его работы, учебной деятельности.

Заканчивая свой доклад,хотелось бы  подытожить все сказанное, для успешной организации учебно – познавательной деятельности обучающихся необходимы 4 составляющие:

1. Построение учебно- воспитательного процесса учителем с учетом способностей и социального положения  каждого ученика, иными словами знание его психофизиологических  и социально- психологических особенностей

2. Применение на  уроках эффективных методов обучения, таких как личностно-ориентированный подход, проектно-исследовательский технологий и многих других.

3. Использование часов дополнительного образования для работы с обучающимися, в целях расширения их кругозора, выявления их интересов и способностей к определнным областям обучения.

4. Тесное сотрудничество педагогов и родителей в обучении и воспитании обучающихся являются главным критерием мотивации к обучению.

06.11.2009 г.                                                Зам.директора по УВР Стуканова Е.Е.