статья

самсонова елена  александровна

Семья, как фактор психологического здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_kak_faktor_psihologicheskogo_zdorovya.docx304.58 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

     Все этапы жизни, начиная от рождения, совершенствования и вплоть до смерти человек проводит в обществе. На развитие как личности воздействует большая совокупность факторов. Воздействие семьи на становлении психики ребенка можно рассматривать как с положительной точки зрения, так и отрицательной. Положительное влияние заключается в том, что  в течении всей своей жизни ни один человек не будет так относиться к ребенку и заботиться о нем, как люди которые состоят в его семье, его близкие - мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра. Но порой никто не сможет потенциально нанести ребенку столько вреда в воспитании, как семья.

       Все проблемы связанные с развитием личности ребенка в сфере семьи всегда были и остаются по сей день, важнейшими проблемами.

       Роли родителей многогранны. Они несут полную ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и обязанность обеспечения ему абсолютных условий для развития влияют на общий уклад семьи. Но помимо заботы о детях, обязанности родителей распространяются и на формирование и становление личности ребенка, и воспитание его собственного Я. Развитие ребенка, как гармоничной личности не всегда связано только участием и активной деятельностью в семье родителей, оно еще обуславливается обобщенностью их воспитательных действий.        Появляющиеся разногласия в воспитательных методах и отношениях родителей мешают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что плохо. И когда между родителями появляются разногласия, когда самые близкие ребенку люди, которые являются его опорой, конфликтуют, даже если ребенок слышит, что это происходит не  из-за него, он чувствует себя виноватым. А отсюда как следствие - детская тревога, страхи и даже возможны невротические симптомы.

 Семья для взрослых и детей значит совершенно разное:

-       взрослые стремятся к совместной жизни и налаживают её, это их выбор, их решение;

-       для ребёнка выбора нет, он не выбирает родителей.

    Для ребенка безусловно очень важны доброжелательные взаимоотношения между членами семьи. Особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.

       Ребенок, воспитывающийся в семье, в которой образцом для него являются родители, подготавливается к последующим социальным ролям жизни: женщины или же мужчины, жены или мужа, матери или отца.

        Для подрастающего ребенка достаточно сильным является социальное давление. Детей хвалят за поведение, которое вполне соответствует их полу, и резко порицают за поступки, которые присущи противоположному полу. Правильное ориентированное половое воспитание, формирование чувств, принадлежности к своему полу составляют одну из главенствующих основ развития личности в будущем . От воспитания заложенного в семье зависит поведение ребенка.

       Основным условием нормального психосоциального развития ребенка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют с ним и играют, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами. При этом подчеркивается, что следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для развития и обучения.

      Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Недаром говорят: «Тысяча вещей нужны здоровому человеку и только одно больному – здоровье». Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит следующим образом: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков». Здоровый человек - это прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с самим собою, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но первым ни на кого не нападающий и пр.

     Известный российский психолог И. В. Дубровина вводит понятие «психологическое здоровье». По ее мнению, термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом с точки зрения полноты, богатства ее развития и является близким понятию «духовность».

       Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. Многие западные исследователи приходят к выводу, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем».

        Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

       Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность семьи, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, общаться на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

      Если же в семье имеют место постоянные конфликты, члены семьи отрицательно относятся друг к другу, испытывают чувство незащищенности, тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, в этом случае правомерно говорить о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

        При авторитарном, репрессивном стиле воспитания со стороны родителей дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности

        Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают конструктивные взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в общении, позволяют детям выражать свои чувства, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание интересы ребенка.

     Таким образом, с полным правом можно утверждать, что первоосновой и фундаментом психического и психологического здоровья ребенка, залогом его благополучного будущего является в первую очередь семья.

Родители, помните!

1.  Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

2. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

4. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

5. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

6. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

7. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

8. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

9. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.

10. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

11. Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

       В современной ситуации  психологическое здоровье представляет собой не только сохранность психических свойств и процессов, но и способность быть личностью - контролировать свое поведение, управлять им, уметь любить, уметь ставить цели и достигать их, стремиться к саморазвитию, самосовершенствованию. Поэтому, особо важную роль приобретает семья на настоящем этапе, когда в обществе старые устои, идеология ушли, а нового ничего на смену не пришло.

Семья - единственный оплот, единственная возможность вырасти личностью, полноценным и психологически здоровым человеком.