Кубанские промыслы. Петриковская роспись

Самойленко Наталья Николаевна

Материалы для уроков кубановедения в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_promysly_kubani._petrikovskaya_rospis.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

«Петриковская роспись»

ЦЕЛЬ УРОКА:  Воспитание чувства любви и патриотизма к своей малой Родине, качеств гражданина своей страны.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. транслировать через предметы народных промыслов ментальные качества и нравственные ценности предков;
  1. эстетически воспитывать школьников через народное декоративно-прикладное искусство;
  1. формирование духовно-нравственных ценностей, национального самосознания и уважения к культурному наследию своих предков.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: мазок, орнамент, венок, гирлянда, груба, сволок, вихоть.

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:     презентация, эскизы Петриковской росписи, лист ватмана, магниты, кисти, гуашь.

I этап – Историческая справка

Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин-казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий.

Поэтому, при знакомстве с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, иногда очень сложно назвать автора.

 Но время не стоит на месте: появляются новые фамилии, возрождаются новые ранее забытые художественные ремёсла, разрабатываются их современные варианты.

Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в формировании эстетического вкуса человека, духовно-нравственного его становления, воспитании чувства уважения к традициям и ответственности за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями.

Народное декоративно-прикладное искусство Кубани является частью народного искусства России, а следовательно, и мира. Утрата традиций любого народа может явиться исчезновением самого этноса с этнографической карты мира.

Вот почему так важно знание традиционной культуры своего народа, в том числе и народного декоративно-прикладного искусства как её части.

 Проводя исследовательскую работу в научном обществе учеников школы №25 я с учащимися 8 класса изучили тему: «Традиции народного искусства Кубани конца 19-го начало 20-го веков, главной задачей которой было определить виды и жанры народного декоративно-прикладного искусства, выявить традиционные формы бытования местной традиции.

 Изучив тему, ребята узнали много интересного о жизни и быте простого народа, о традициях и культуре кубанских казаков. Собрали и изучили материал о народных мастерах, которые наиболее в полной мере отражают традицию Кубани. Изучили промыслы, завезенные со всех концов России казаками на Кубань. Узнали о том, что в конце 19-го. начале 20-го. веков сформировалась своя культура, свои обычаи, которые хранят и передают из поколения в поколение.

ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ

Из всех народных промыслов Кубани Петриковская роспись — единственная живописная техника. Она пришла к нам с Украины в виде настенной росписи.

Начиная с XIX века главным центром распространения настенной росписи являлось село Петриковка Днепропетровской области, откуда она и попала к нам на Кубань с казаками-переселенцами. В легком, перистом и ажурном рисунке росписей до сих пор продолжает жить традиционная украинская манера передачи цветка в раскрытом, как бы разрезанном, виде.

Необыкновенно красочная и своеобразная, она не только служила предметом убранства. В беге её линий, завитках орнаментов исследователи отмечали отображение наивных верований и представлений, тесно связанных с крестьянским трудом и бытом.

Но не везде на территории Кубани бытовала Петриковская роспись. Наиболее популярна она была на территории нынешнего Северского района — в станицах Крепостной, Шабановской, Смоленской.

К сожалению, образцы настенных росписей, уничтожавшиеся при последующих побелках и перестройке жилья, почти не сохранились, и мы можем познакомиться с ними только на рисунках и фотографиях. Но упоминание о них встречается в этнографических материалах, в частности, в народных песнях:

Приходъ, брате, з деточками, В мене хата з кветочками.

Характер суеверного отношения к росписи как средству предохранения от «нечистой силы» продолжал жить в народе до сравнительно недавнего времени. Поэтому хозяйки, выбелив на лето хату, старались расписать стены и печь элементами символических обрядовых орнаментов: «курячи лапы», «косищ», «калина», «три квiтки», «зозуля», «швень», «Дерево Життя», «Коло Сонця» и другие. Впоследствии, потеряв своё древнее символическое значение, росписи хат служили исключительно целям украшения жилья и представляли собой явление эстетического порядка.

II- Основные мотивы Петриковской росписи.

В основном в мотивах Петриковских росписей преобладают растительные узоры: от простой хвои, «сосенки», обведённой контуром и превращенной в лиственную ветку, до сложных венков, букетов, гирлянд. Целое дерево в украинской росписи не встречается, зато часто попадаются гирлянды из листьев дуба, клёна, хмеля, барвинка, огуречника и винограда.

На Украине расписывали не только внутренние стены хаты и печи, но и наружные стены, глиняный пол, сени, орнаментом обрамляли окна и двери, если у них отсутствовал деревянный наличник. Иногда роспись использовалась как фриз под «стрихом», на месте карниза, где солома крыши соприкасается со стеной, реже как украшение на угловых частях хаты и в простенках, и даже на хозяйственных постройках;

Внутри хаты живописная роспись орнаментального характера покрывала главным образом верхнюю часть печи (грубы) — дымоход (комин), простенки между окнами под рушниками, угол, где располагалась кровать, и изредка потолок ближе к красному углу и «сволоки» — несущие балки потолка хаты.

Но, в любом случае, орнамент наружной росписи чаще всего прост и сдержан по рисунку, тогда как орнамент внутри хаты — сложен и причудлив.

На Кубани украшали преимущественно внутренние стены (часто роспись просто имитировала ковёр над кроватью) и печь. Хотя иногда встречались расписанные ульи и курятники, но расписывать их стали позже, когда основной массе сельчан стали доступны масляные краски, потому что растительные краски, лежащие в основе Петриковки, быстро выгорали на солнце и смывались дождями.

В основном Петриковской росписью занимались женщины и молодые девушки.

III – Краски и кисти.

Краски получали из соков и отваров растений: свёклы, моркови, различных ягод, цветов, стеблей чистотела. Сам рисунок наносился на стену куриным перышком, самодельными кистями из «котячего хвоста», тростниковой палочкой или комком тряпки («вихоть»). «Вихоть», опуская в краску, прижимали к стенке и получали красочное пятно неопределённой формы.

IV – основные приемы росписи.

Точно так же в качестве штампа использовали разрезанную картофелину или свёклу, с внутренней стороны которых вырезывали какой-нибудь орнамент. Для передачи круга использовалась круглая посуда, например, сковорода.

Цветы и листья чаще всего писались пальцем. Имитацию шероховатой поверхности хозяйка достигала торцеванием или набрызгом с помощью связки колосьев. И, наконец, самые тонкие элементы орнамента выписывались тростниковой палочкой

Хотя в основе декоративной Петриковской росписи лежит растительный узор — «марафет», но в меру своих изобразительных способностей мастерица могла изобразить фигурки животных и людей. В большинстве своём они носят стилизованный характер, как заметил еще Гоголь, «птицы выходят похожими на цветы, а цветы на птиц».