Деловая игра с педагогами ДОУ (образовательная область "Коммуникация")

Петрук Ирина Викторовна

ЦЕЛЬ: - активизировать деятельность педагогов;

             - способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;

             - совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;

             - закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников;

             - помочь самореализоваться на педагогическом поприще.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: формирование двух команд педагогов; изготовление пособий, которые можно использовать для работы по развитию речи детей дошкольного возраста (плоскостные и объемные модели, дидактические игры, игрушки); заучивание фольклорных произведений: частушек, потешек, поговорок, пословиц, песен с элементами устного народного творчества; распределение ролей: жюри, капитаны команд, демонстраторы.

 

ХОД ИГРЫ:

  1.  Вступительная часть            Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я проведу с вами игру по развитию речи. Цель моей игры: ……..(называю цели игры). Состоит игра из 3 частей: теоретическая часть, «Аукцион знаний» и практическая часть. Прежде чем мы начнем игру необходимо выбрать жюри и поделиться на две команды. В состав жюри я предлагаю Татьяну Николаевну, Тамару Филипповну и Галину Алексеевну. Подготовка к игре окончена и мы начинаем.
  2. Теоретическая часть игры    Я буду задавать  вам вопросы, а вы на них отвечать. Жюри будут фиксировать ваши ответы: чем точнее будет ваш ответ, тем больше вы получите за него баллов.

                                               

                                                                 ВОПРОСЫ:

  1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
  2. Что вы понимаете под развитием речи ребенка?
  3. Каковы задачи словарной работы?
  4. Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи дошкольника?
  5. Что такое диалог?
  6. Что такое монолог?
  7. Рассказ-описание – это …
  8. Рассказ-повествование – это…

За каждый правильный ответ команда получает от 3 до 5 баллов (в зависимости от точности ответа)

ОТВЕТЫ:

  1. Развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи: диалогической (разговорной) речи и монологической речи;
  2. Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи;
  3. Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей;
  4. Работу над морфологией (изменение по родам, числам, падежам), лексикой (образование одного слова на базе другого), синтаксисом (построение простых и сложных предложений);
  5. Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией;
  6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям;
  7. Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий, завершается описание итоговой фразой, которая дает оценку предмету или показывает отношение к нему.
  8. Текст, сюжет которого развертывается во времени и о чем-то повествует (рассказывает).
  1. «Аукцион знаний»          Итак, начинаем следующий раунд – это «Аукцион знаний». Послушайте правила:

1. Выбираете карточку с номером пособия;

 2. Команда в течение 5 минут должна подумать, как представить данное пособие, кратко рассказывая о том, где и как оно может быть использовано (в виде стихов, рекламного ролика и т.п.);

3. Представляют свое пособие.

4. После представления пособия каждой командой, вы должны «купить» пособие команды-соперников. Для этого в течение 2-3 минут «покупающие» должны подготовить и показать сценку или исполнить частушку, потешку, песенку.

С правилами я вас ознакомила, теперь начинаем наш «Аукцион знаний». Ярмарку ведущий начинает со слов: «Вы, купцы дорогие, люди торговые,

                                                    На нашей ярмарке должны

                                                    Себя показать, товар свой продать,

                                                    Товар купить, ничего не забыть.

                                                    Все рассказать – не утаить.

                                                    Ну, выходите вперед,

                                                    Себя показать, товар описать».

Игроки представляют пособие, после чего его «покупают» пособие команды соперников.

  1. Практическая часть «Творческие задания по работе с пословицами и поговорками».        Сейчас я дам вам карточку, вы в течении 5 минут должны подготовить на нее ответы, после чего мы их выслушаем.

Каждая команда в течение 5 минут готовит ответы на задания, представляет их.

КАРТОЧКА №1

  • Расшифруйте ребус и прочитайте поучительную русскую пословицу

 

(составляется ребус по пословицы «Сколько волка не корми, он все равно в лес убежит», можно взять другую)

 

  • Найдите лишнюю пословицу.

«Хвастать – не косить, спина не болит»

«Не спеши языком – торопись делом».

«Язык до Киева доведет».

«От слова до дела – сто перегонов».

  • Вспомните и назовите пословицы о дружбе.

КАРТОЧКА №2

  • Изобразите пословицу «Сколько волка не корми, он все равно в лес убежит» с помощью схемы или рисунка.
  • Найдите пары

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть».

«Руби дерево по себе».

«Знания никому не в тягость».

«Без корня и полынь не растет».

«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха».

«По Сеньке и шапка»

  • Вспомните и назовите пословицы о труде.
  1. Итог игры       А сейчас я дам слово жюри для подведения итогов игры.

Жюри подводят итоги.