Лукина Светлана Андреевна

ТЕМА: «У НАС В ГОСТЯХ ФЕВРАЛЬ». Развитие речи. Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном. ЦЕЛЬ: Работать над обобщением знаний об имени прилагательном и имени существительном. Развивать орфографическую зоркость. Учить видеть интересные, необычные природные явления; развивать пытливость; воспитывать любовь к природе, к окружающему нас миру. ОБОРУДОВАНИЕ: Орфографический словарь, тексты Сладкова; репродукция картины Грабаря «Февральская лазурь памятки. ХОД УРОКА: 1.Организационный момент, посадка, приветствие гостей. 2. Сообщение темы и цели урока: • Сегодня у нас в гостях месяц февраль. И то, что мы будем писать, читать, будет связано с этим месяцем, имеет к нему отношение. В каждом времени года есть своё очарование, и поэты- искатели красоты , конечно, заметили , как удивительна зима , пусть даже обрекающая нас на холод, неподвижность. Много стихов посвящено природе в этом месяце. 3.Работа над определением частей речи (имени прилагательном и имени существительном). Повторение о них. - что обозначает имя существительное , имя прилагательное? - на какие вопросы отвечает? - как изменить имя существительное? Имя прилагательное? - каким членом предложения является? • Прочитайте выразительно строки Вяземского: «Лазурью светлою горят небес вершины, Блестящей скатертью подёрнулись долины, И ярким бисером усеяны поля.» • Назовите словосочетания прил +сущ., которые делают стих выразительным, какая часть речи делает этот стих более выразительным, почему мы • Подчеркните их ----------- линией - лазурью светлую; - лазурь- - ярким бисером; - бисер- - блестящей скатертью; • Какие особенности месяца вы заметили? (стало небо голубым чаще в феврале, чем в январе и декабре) ( на солнце блестит снег) Лазурь – светло-синий цвет (синева – устарев.) Краска светло – синего цвета. Бисер – мелкие стеклянные цветные зернышки, бусинки со сквозными отверстиями.( для вышивки). Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь, свисающие кисти, нити. Круговерть – беспрерывное движение чего-нибудь. 4. Словарь: лазурь, бисер, бахрома, мороз, прекрасный, иней. 5. А теперь – строки Тютчева. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит- И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. • Подберите синонимы к словам чародейка и чудная. Запишите в тетради. Чародейка-волшебница. Чудная- чудесная красивая, очаровательная. 6.Работа над сложными словами. Работа с текстом Н. Сладкова. • -Сладков увидел в феврале другое. Прочитать текст Н.Сладкова, найдите необычные слова , выпишите их. Тучи - снегосыпы сыплют снег сверху.(антонимы) Сугробы- снеговеи веют снег снизу.(антоним) Солнце запряталось в вихрях, как золотая рыбка в белой сети. Круговерть от земли до неба. Февраль летит на всех парусах. Снегосыпы, круговерть, снеговей, мотвей, бокогрей. • Зачем автор употребляет их? - Чтобы ярче передать смысл предложения. - Разберите эти слова по составу. 7. Работа с пословицами. (на доске!) М ороз и м етели под февраль пол етели. Февраль с и лён м е те лью , а март к апелью. Как, февраль, ни злись, как ты , март ни хмурься, а весною пахнет. Списать пословицы , объяснить орфограммы, значения пословиц. 8.Работа с текстом Бочарникова. • Чтение текста вслух. Зимний денёк выдался с оттепелью, но ночью нажал мороз, и вышел я утром на крыльцо : всё ново, всё необычное, всё сияет, светится, играет. Солнце! И на всём ,на всём иней. Как снег , но всё нежнее, белее снега , а в тени даже отдаёт голубизной! И впрямь подумаешь, что иней – цветенье зимы. Краткое и прекрасное! • Найдите слово из словаря. • Иней - тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающей поверхности. • Почему автор называет иней прекрасным цветением зимы? На этот вопрос нам поможет ответить следующее задание. Вместо пропусков запишите нужные прилагательные. Иней( какой)- белоснежный, волшебный, чудесный, цветущий, пушистый, сверкающий. На ветках берёзы блестят, горят, переливаются, сияют, мерцают, сверкают искорки – золотинки. 9. Работа с репродукцией Грабаря «Февральская лазурь.» • Находясь в Государственной Третьяковской галерее в Москве или Русском музее в Санкт – Петербурге, нельзя пройти мимо жизнерадостных, полных света и гармонии картин Игоря Эммануиловича Грабаря. Перед вами , ребята, репродукция картины Грабаря « Февральская лазурь.» - Рассмотрите картину. - Какой снег вы видите на этой репродукции? • ( ослепительно – белый , можно сказать, и нежно – голубой). - Что вы видите на снегу? • ( блестят на солнце искорки – золотинки). - А день какой изображён? • ( морозный, ясный, солнечный). - Чем покрыты деревья? • ( деревья покрыты инеем). - А чем его можно сравнить. • ( с розовым жемчугом , застывшим на висках). - Запишите несколько словосочетаний. • ( розовый жемчуг, небесная лазурь, лазурное небо, на сиреневом снегу). 10. Чтение стихотворения Есенина « Белая берёза.» - Что общего в художественном и поэтическом произведениях о зимних берёзах? • ( берёзы написаны зимой, и в стихотворении берёзы тоже описываются зимой). • Берёзы покрыты инеем , и они описываются утром, потому что горят снежинки на солнце.) - Как украшены берёзы? • ( обычно русские берёзки описываются застенчивыми, скромными ,а здесь зима их наградила волшебной красотой.) 11. Итог урока: - что нового вы сегодня узнали на уроке? - что необычного вы заметили в февральской сказке? • ( деревья покрыты инеем, все они стоят сказочные) - с чем сравнивается иней? • ( иней- цветение зимы) « Зимнее цветенье». 12. Домашнее задание. Февраль- бокогрей. В феврале зима с весной встречается впервой. Февраль месяц лютый, спрашивает как обутый. Зимою вьюги – летом ненастье.

Добавить запись

Защита от спам-роботов