УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Шальнева Ирина Михайловна

 

ТЕМА: ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ЦЕЛИ: познакомить детей с понятием « устное народное творчество». Познакомить с различными видами у. н. т.: загадками, сказками, потешками, колыбельными песнями, хороводами, перевертышами. Создать у детей положительный эмоциональный настрой, желание водить хороводы, сочинять перевертыши, отгадывать и загадывать загадки. Приобщать детей к русской народной культуре.

МАТЕРИАЛ:изделия дымка, хохлома, городец, гжель, картины , богородцкие и филимоновские игрушки. Сундучек, игрушки отгадки к загадкам, выставка книг русск.нар.сказок, картинка с изображением арбуза, иллюстрации Васнецова к потешкам, аудиозапись хороводной песни и колыбельной, кукла в люльке.

           ХОД  ЗАНЯТИЯ:

Р., КТО-НИБУДЬ ИЗ ВАС БЫЛ В МУЗЕЕ?

Что вы там видели? Да, в музеях выставляются разные экспонаты: картины, монеты, оружие посуда, одежда и т.д.

Сейчас мы с вами находимся на экскурсии в музее нашей группы.

Какие знакомые предметы искусства  вы здесь видите?

Все эти изделия выполнены руками русских мастеров-умельцев.

Русский народ богат устным народным творчеством. А что это устн. нар.т-во мы узнаем на сегодняшней экскурсии.

В прошлом, когда  не было телевизоров, компьютеров и другой техники, молодые люди много работали в поле, а пожилые ухаживали за детьми. И чтобы их занять, придумывали разные интересные волшебные истории, сказки. Но поскольку в те времена люди были неграмотными, т.е. не умели читать и писать, сказки никто не записывал. Их запоминали, рассказывали друг другу.  Дети вырастали, у них появлялись свои дети и им  рассказывали сказки, которые услышали от своих бабушек. Так они и передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Устами раньше называли губы. Сочинял эти сказки не один человек, а многие, т.е.- народ. Поэтому и называем мы их русские народные сказки.

Какие р.н.с. вы знаете?

(«гуси-лебеди», «заюшкина избушка», « колобок», « курочка ряба», «теремок» и другие.)

Рассматриваем выставку книг р.н.с.

Так же чтобы детей развлекать, а раньше говорили потешать, для них придумывали короткие интересные стишки. Эти стишки так и назвали. – потешки

Дети читают потешки наизусть и рассматривают иллюстрации к потешкам художника Васнецова.

   Кисонька- мурысонька,

   Ты где была?

   На меленке.

   Кисонька – мурысонька,

   Что там делала?

   Муку молола.

   Кисонька – мурысонька,

   Что с мукой делала?

   Пироги пекла.

   Кисонька – мурысонька,

   Не ешь одна, не ешь одна.

Нужно было детей не только потешать, но и развивать, учить мыслить, рассуждать, думать, анализировать. Вот тогда и придумали загадки.

           Отгадайте загадку:

   Сам алый, сахарный

   Кафтан зеленый, бархатный.   (Арбуз).

Спелый арбуз внутри очень красный—алый, очень сладкий – сахарный, а снаружи покрыт зеленой бархатной коркой, будто одет в кафтан. Кафтан это старинная русская одежда, похож на пиджак. Вот так,  рассуждая, приходили к ответу.

Ребята, посмотрите, у нас в музее есть волшебный сундучок. В старину в сундуках хранили одежду. Хотите узнать, что хранит наш сундучок? Отгадайте загадки. Несколько детей загадывают загадки, остальные отгадывают. Открываем сундучок, а там игрушки, ответы на загадки. Значит, вы все правильно отгадали, молодцы!

Очень интересно было детям сочинять перевертыши.

Детям выдалась возможность не только слушать, но и самим участвовать, сочинять, творить. Получалось очень забавно и даже смешно.

    Например: Маша обедает за столом, а кот Васька сидит под столом. Нужно поменять местами героев. Перевернуть текст. Что же получится? Кот Васька обедает за столом, а Маша сидит под столом. Правда же, смешная получается картина? (На фланелеграфе картина: комната, стол, на столе обед, за столом сидит на стуле Маша, под столом кот. Фигуры Маши и кота съемные, вставлены в прорези в картине, чтобы можно было их поменять местами).

Вечерами замужние женщины укладывали своих сыночков и дочек спать в колыбели. А чтобы дети быстрее засыпали и видели хорошие сны, мамы пели им колыбельные песни.

Ребята, кому из вас мамы или бабушки пели колыбельные песни? А кто пойдет и покачает нашу Катеньку и споет для нее. ( Звучит мелодия колыбельной, девочка  поет и качает люльку с куклой).

А молодые, неженатые и незамужние  юноши и девушки, после тяжелого трудового дня, собирались на поляне, отдыхали, пели песни и водили хороводы.

Давайте и мы немного отдохнем, встанем в хоровод.

ИТОГ: почему же загадки, сказки, потешки, колыбельные называют устным народным творчеством?

Устное--- потому, что никто ничего  не записывал, а передавали все из уст в уста, народное—потому, что сочиняли люди, русский народ, творчество—потому, что не просто сочиняли, а творили.

Ребята, наша экскурсия подошла к концу. Что нового вы узнали сегодня, о чем вы расскажите дома родителям, бабушкам, дедушкам?