Для родителей

Поздняк Ольга Петровна

Интересная информация для родителей по работе с книгой. Анкета для родителей, памятки для родителей, обзоры книжных новинок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Библиотечный час для родителей "Как привить любовь к чтению"

 

 

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

 

Чтобы воспитывать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.

А.П. Чехов

 

Все, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге.

Ричард Бах

 

Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда.

В.А. Сухомлинский

 

Чтение – вот лучшее учение.

А.С. Пушкин

 

Чтение выстраивает целые судьбы.

В. Шукшин

 

 

Цели. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

 

 

Анкета для родителей

 

1. Любит ли ваш ребенок читать?

2. Читаете ли вы ребенку?

3. Обсуждаете ли вы прочитанное?

4. Можно ли увлечь ребенка чтением? Как?

5. От чего зависит выразительное чтение?

6. Как этому научить?

7. Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал?

8. Ваши просьбы, пожелания учителю.

9. О чем бы вы хотели узнать на собрании?

 

Правила чтения для учащихся

 

1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.

2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.

3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.

4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.

5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.

6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.

7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.

9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.

 

Как готовить домашнее задание по чтению

 

1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.

2. Посмотри, кто автор произведения.

3. Внимательно прочитай весь текст.

4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.

5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.

6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.

7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.

8. Составь план пересказа текста.

9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).

10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.

11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.

12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

 

Как обсуждать с ребенком прочитанное?

 

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

 

 

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

 

Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

Воспитывайте бережное отношение к книге.

Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

 

II. Проведение собрания

1. Анализ учебных достижений

С удовольствием читают сказки, журналы, книги с крупными буквами, произведения Успенского, Носова, Драгунского, рассказы о животных, энциклопедии.

Получать книги в подарок нравится всем.

«У вас дома много книг?»

 

 «Читают ли тебе родители книги?»

 

«С кем ты недавно читал книгу дома?»

 

«Хвалят или ругают тебя родители во время чтения?»

 

 

СИТУАЦИЯ 1

 

Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?

 

Выслушав ответ родителей, делаем вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

Анализ анкеты родителей

 

Не все дети любят читать. Родители читают детям очень редко, но прочитанное стараются обсуждать. Для увлечения чтением можно записать ребенка в библиотеку, читать ему книги, рассказывать о прочитанном, увлекать своим примером. Выразительное чтение зависит от того, как читают взрослые, от эмоциональности ребенка, от понимания прочитанного, от соблюдения знаков препинания. Чтобы научить выразительно читать, нужно голосом передавать характер героев, слушать «живое слово» (в театре, по телевизору и т.д.), чаще читать по ролям. Если ребенок не хочет читать или устал, родители разрешают ему немного поиграть, а потом предлагают продолжить читать.

 

СИТУАЦИЯ 2

 

Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» – требует мать. «Ну, мам», – умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» – почти кричит мать. «Не ори на меня!» – грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя...» – угрожает мать. Как избежать конфликта?

 

После высказываний родителей о данной ситуации я упомянула о пользе физкультминуток. Некоторые из них мы разучили прямо на собрании и записали их в блокнот.

Пожелания учителю

 

Больше знакомить детей с интересными книгами, завести читательский дневник, инсценировать сказки.

 

Родители на собрании захотели узнать: сколько времени должен читать ребенок, как увлечь чтением, что нужно делать родителям, чтобы ребенок хотел читать, как привить любовь к чтению. Вот на эти вопросы мы сегодня с вами и постараемся ответить.

3. Психолого-педагогическое просвещение

 

Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. А.П. Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

 

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать отрицательно влияет не только на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А спустя 8–10 лет мы часто становимся участниками диалога: «Ну, как книга?» – «Ничего, нормально», – безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми – стена непонимания. Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время него мать и отец открываются для ребенка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

Совет 1

 

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.

 

 

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно затруднено. Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90–100 слов в минуту.

Рекомендации В.Н. Зайцева по развитию техники чтения

 

Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5–7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два – еще 1–2 абзаца. Перед сном – еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за один прием.

 

Хорошие результаты дает чтение перед сном.

 

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: ребенок читает одну-две строчки, после этого получает краткий отдых. Такой режим получается, если ребенок просматривает диафильмы. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

Для того чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно 1 минуту. Подсчитайте, сколько слов он успевает прочесть за это время. К своим успехам он будет относиться столь же ревностно, как к меткам роста на двери. Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К. Чуковский, сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб. Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш.

Однако для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребенку, с ней можно поиграть, тем самым сделав ее своим помощником в развитии ребенка.

 

Так же развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Родители могут ненавязчиво помочь ребенку обнаружить, что слова в стихах не живут отдельно друг от друга, а внутренне между собой связаны. Полезно после разбора стихотворения попросить детей нарисовать картинку, которая поможет разобраться, насколько понят смысл и передано настроение стихотворения.

 

Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему.

Приглашенный на собрание библиотекарь объясняет:

– что читать детям 7–8 лет;

– как создать домашнюю библиотеку;

– на какие издания можно подписаться всей семье;

– как пользоваться книгами в библиотеке;

– традиции библиотеки.

 

Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке. В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Жизнь у этих книг может быть длинная: их читали бабушка, дедушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребенка. Такая семейная традиция не просто воспитывает бережное отношение к книге – оно дополняется чувствами к самым дорогим людям. Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного. Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.

Совет 2

 

Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он понял что-то не так, как вам хотелось. Поддерживаете его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы – это согреет его сердце.

Чтобы сохранить великий дар природы – зрение, учащимся младших классов врачи рекомендуют читать непрерывно не более 20–30 минут, а потом делать перерыв. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.

 

 

 

Совет 3

 

Чтобы предотвратить близорукость ребенка, вызываемую чтением, используйте простой способ: приклейте на оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребенок смотрит на него 5–7 секунд, столько же времени – на дальний объект, находящийся на улице.

Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть у окна, не затемненного шторами. Настольная лампа с абажуром спокойных тонов и лампочкой мощностью 60–80 Вт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять под углом 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой будет не менее 30–40 см.

 

4. Обсуждение организационных вопросов

 

5. Личная беседа с родителями

Советы родителям

 

Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением. Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

Рассказывайте детям сказки.

Устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким. Читайте сами – пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.

Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.

Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.

Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.

Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.

Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

 

III. Осмысление итогов собрания

 

1. Родители делятся своим опытом, как привить детям любовь к чтению.

2. Мнение родителей о пользе собрания.

3. Решение собрания. Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставим себе цель:

 

Читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.

 

В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.

 

Выписать детские журналы и приучить детей их читать.

 

Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные мысли из прочитанного. Объявить конкурс на лучший читательский дневник. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.

 

Провести праздник сказок: инсценировать сказку по выбору детей, организовать сказочную викторину и т.д.

 

Держать связь с библиотекой: проводить совместные мероприятия с детьми и родителями.

 

Учитель. Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила чтения для учащихся

 

1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.

2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.

3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.

4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.

5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.

6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.

7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.

9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.

 

Как готовить домашнее задание по чтению

 

1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.

2. Посмотри, кто автор произведения.

3. Внимательно прочитай весь текст.

4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.

5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.

6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.

7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.

8. Составь план пересказа текста.

9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).

10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.

11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.

12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

 

Как обсуждать с ребенком прочитанное?

 

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

 

http://www.edu.cap.ru/images/spacer.gif

http://www.edu.cap.ru/images/spacer.gif

http://www.edu.cap.ru/images/spacer.gif

http://www.edu.cap.ru/images/spacer.gif



Предварительный просмотр:

Беседа «Как работать с книгой» для учащихся и их родителей

    Свобода письменного выражения мысли – одно из самых трудных умений. В  Древней Руси говорили: «Мнится писать легкое дело, пишут два перста, а болит все тело». Приобрести умение писать сочинения, конспекты невозможно без упорного труда, но для увлеченного делом человека этот труд станет радостью. Однако такая работа требует определенных навыков и умений.

    Изучая литературу, вы учитесь понимать и анализировать романы, повести, стихотворения.

    Свидетельством того, как правильно или неправильно, поверхностно или глубоко – вы понимаете прочитанное, являются ваши устные ответы или письменные сочинения. В них вы формируете свое понимание произведения и вызванные им чувства, передаете свои мысли и впечатления другим.

    Вам придется писать разного рода отчеты по работе, заметки и статьи, деловые и личные письма. И тут без опыта работы над сочинением не обойтись.

    Важным звеном в изучении литературы является работа с учебником – основным пособием, которым  пользуются учащиеся. Но работа с ним не может и не должна заменять чтения самой художественной литературы. Учебное пособие призвано помочь разобраться в прочитанном, лучше понять его. Учебник всегда обобщает и надо уметь видеть за каждой его строкой страницы художественного произведения.

    Лучше понять идейный смысл и художественные особенности произведения, определить свое отношение к прочитанному поможет  чтение критической литературы. Известный русский педагог У.П. Балталон писал: «Сколько-нибудь живое, интересное и серьезное изучение произведений художественной литературы, невозможно без помощи литературной критики».

    Чтобы по-настоящему понять прочитанное, следует несколько раз перечитать основные положения книги.

    Весьма полезным является создание домашней библиотеки. Книги для этой цели тщательно подбираются с учетом того, сколь необходимы они в работе: здесь не должно быть случайных  книг: их подбор во многом  отражает ваши интересы, вкусы. При этом  в любом книжном собрании должны быть справочные издания.

     Но как бы ни была богата ваша личная библиотека, она никогда не сможет полностью удовлетворить ваши потребности в самых разнообразных источниках. Такую возможность представляют библиотеки. Выбор в библиотеке нужной, полезной книги – дело не простое. Ее вам смогут рекомендовать преподаватель и библиотекарь, а также библиографические пособия. Список литературы по теме нередко приводится в конце книги (или главы), обзоры текущей литературы и рецензии на вышедшие книги публикуются в журнальных разделах критики и  библиографии.

    Сегодня в библиотеках практикуется открытый доступ к книгам. Ознакомившись с книгой, находящейся в открытом доступе, непременно поставьте ее на место, чтобы не затруднить поиск книги другими читателями, не усложнять работу библиотекаря.

    В больших библиотеках только часть книг выставлена для открытого доступа, другая часть находится в хранилище, откуда книги выдаются по просьбе читателя. Подобрать нужное вам издание помогает каталог – ящички с библиотечными карточками, содержащими информацию о книгах: сведения об авторе, полное название, указание на место и год издания и т.д. Наиболее распространенными видами каталогов являются алфавитные (по порядку расположения фамилий авторов)  и систематические (по содержанию; например, физико-математические науки, техника и т.д.).

    Из большого числа книг и статей, на интересующую вас тему надо прочитать те работы, которые наиболее содержательны и понятны вам. Вам, учащимся, в первую очередь адресованы книги с конкретным указанием на титульном листе: «Пособие для учащихся».

    Взяв книгу, внимательно ознакомьтесь с ее титульным листом. Вспомните, читали ли вы другие работы этого автора, что знаете о нем. Заглавие книги определяет ее содержание, аспект рассмотрения темы. Полистайте книгу, просмотрите отдельные параграфы, абзацы, страницы. Это поможет понять, трудно для вас изложены материалы или нет, интересно или не очень.

    В книге имеются указатели, они помогают найти те страницы, на которых говорится о заинтересовавшем вас лице, событии (указатели предметные, личных имен и т.д.).

    Оглавление – путеводитель по книге. Знакомство с ним дает представление о книге в целом и о ее разделах. Оглавление поможет найти тот раздел, в котором содержится нужная вам информация.

    Предисловие (введение) раскрывает замысел книги, поставленную автором задачу.

Глубже понять текст помогают примечания – внутритекстовые (они помещены внизу страницы) и затекстовые (в конце книги).

    Предлагаем вам послушать некоторые «заповеди читателя», написанные в 20-е годы. Они не утратили своего значения и в наши дни:

1. Не читай все книги на один лад.

2. Помни, что чтение – одна из самых важных, нужных и серьезных работ.

3. Неослабно борись с ленью мышления и воображения: это злейшие враги

4. Добивайтесь, чтобы каждое место книги было отчетливо понятн6о.

5. Не бросай книгу недочитанной без серьезных причин.

6. Хочешь хорошо читать с проработкой – читай с пером в руке: делай конспект, заметки, выписки.

7. Прочитав книгу, уясни сущность ее и запиши в кратких словах.

8. Руководствуйся каким-нибудь планом чтения (по программам или совету специалиста).

    При чтении вам могут встретиться незнакомые слова и понятия. Их значение следует определять по справочным пособиям: «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, «Толковому словарю русского языка» под редакцией Ушакова, «Словарю иностранных слов» и т.д.

    Большую помощь вам могут оказать такие справочные издания, как «Большая советская энциклопедия», «Советский энциклопедический словарь», «Краткая литературная энциклопедия», «Краткий словарь литературоведческих терминов».

    Всего, что необходимо вам для работы, что представляет определенный интерес, в памяти не удержишь, какой бы хорошей она не была. Рекомендуется выписывать из книги все, что представляется важным и интересным – иногда дословно, иногда своими словами. В конце каждой выписки надо указать соответствующую страницу книги. Выписки можно делать в тетради или на карточках. Вести записи лучше на правой половине страницы, оставляя левую , для собственных пометок и примечаний. Записи облегчают запоминание, так как записанное лучше фиксируется в памяти. Записывание воспитывает навыки отчетливости. Записи могут носить различный характер: план, выписки, тезисы, цитаты, конспект, реферат, аннотация.

Что же представляет собой каждый вид записи в отдельности?

План – это перечень основных мыслей прочитанного текста. Он может быть кратким или развернутым. Он удобен как памятка при подготовке к выступлению.

Тезисы – это кратко сформулированные основные положения текста. Они могут быть простыми и сложными. Пункт плана называет вопрос, не раскрывая его содержания. Тезис представляет как бы ответ на этот вопрос, выражая саму мысль. Составление тезисов требует глубокого понимания материала, умение выделять главное.

Цитаты – деловые выдержки из какого-либо сочинения, особенно удачно и четко излагающее определенную мысль. Цитатами пользуются для обоснования своих мыслей со ссылкой на авторитет. Цитаты обогащают язык, делают мысль острее.

Аннотация – очень краткое изложение основных положений книги, статьи с критической оценкой содержания.

Реферат – это сводный или тематический конспект,  объединяющий по определенному плану материалы разных источников (книг, статей, на одну тему). Он может быть изложен в письменном виде или в форме доклада. Хорошие образцы различных рефератов можно найти в специальных реферативных журналах.

Конспект – краткое последовательное изложение основного содержания книги. В него включают фактический материал, цитаты. Таким образом, конспект является универсальной формой записи, содержащей записи всех других видов. Особенно необходим конспект при проработке первоисточников. Слово «конспект» происходит от латинского «конспектус» - обзор. Хороший конспект – это действительно обзор прочитанного: подробностей нет, но основные мысли, общий план изложения проступает четко. По своему объему самый  подробный конспект значительно меньше изученного текста. Но каким бы кратким он не был, конспект должен передать основные идеи и ход мыслей автора.

    Строгих правил конспектирования нет – каждый вырабатывает свои. Рекомендуем вам поступать следующим образом.

    Внимательно прочитайте работу, отмечая основные положения автора, важные, на ваш взгляд, мысли и факты. Затем, вторично прочитав статью, изложите своими словами ее положения, доводы, процитируйте наиболее важные формулировки. Можно отразить в конспекте и свое отношение к прочитанному, дополнить положения конспектируемой работы ссылками на другие известные вам источники. Как и книга, конспект делится на главы, параграфы – так легче усвоить записанное, найти нужное место.

    Конспект обычно записывается в отдельную тетрадь. В самом начале указывается фамилия автора, полное название произведения, издательство, год. При цитировании обязательна ссылка на страницы книги. Форма конспекта зависят от целевого назначения. При простом изложении содержания книги, статьи, текст конспекта может быть сплошным, с выделением особо важных положений подчеркиванием. Лучше всего писать  конспект на одной стороне листа, оставляя  широкие поля, где можно сделать пометки, схемы, выводы.

    Для лучшей ориентировки в записях материал располагается в наиболее удобной, легко обозримой форме: можно колонками, ступенями и т.д. Основные положения записываются более крупными буквами, независимо от формы записи. В конспект следует вводить самое главное, и более кратко. Это не легко, требует навыка и тренировки. Зато потом эти навыки с лихвой окупают себя с точки зрения экономии времени.

Конспекты и другие записи следует хранить. При необходимости по ним нетрудно восстанавливать в памяти содержание прочитанной работы.

    Сделать работу с книгой более эффективной помогут также следующие рекомендации:

- при чтении необходимо полностью сосредоточить свое внимание на читаемом. В культуре чтения, умственном труде научиться быть внимательным – одна из главных задач. Внимание при работе – при чтении в частности – обеспечивает не только хорошее понимание, но и хорошее запоминание прочитанного. Читать одновременно несколько книг или приниматься за следующую лишь по прочтении предыдущей – дело индивидуальное. Но вот обращаться с книгой бережно и аккуратно – требование обязательное. Особенно бережно следует относиться к библиотечной книге: неаккуратное  обращение с ней сократит срок ее службы, лишит книги многих читателей. Рабочее место должно быть по возможности постоянным, а расположение на нем  предметов – неизменным: это позволит лучше сосредоточиться, создает рабочее настроение. Под рукой должны быть письменные принадлежности: ручки, карандаши, бумага



Предварительный просмотр:

ОБЗОР КНИГ «НОВЫЕ ИМЕНА В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

В последнее время на литературном горизонте появилось много новых писательских имён. Но мы всё равно чаще обращаемся к книгам, авторы которых маститые, хорошо нам знакомые. Заходя в библиотеку или в книжный мир, мы ищем глазами книги  писателей Заходера, Лингрена, Волкова. Но ребёнок-читатель не может знать только классическую литературу, ему необходим свежий воздух новой литературы. Чтобы не лишать детей первоклассного чтения и познакомить взрослых с новыми авторами, пишущими для детей, издательством «ЛККОМОРЬЕ» издана книга «Новые имена в детской литературе». В ней можно познакомиться с обзором творчества писателей, адресовано она библиотекарям, детям, родителям.

     Я хочу вас познакомить с новинками детской литературы.

«Мечтатель» английского автора Ионы Макьюзена будет интересен как взрослым, так и детям. Эта лучшая книга 2012 года. Маленький мальчик мечтает изменить мир, сделать его добрее и с помощью взрослых ему это удаётся. Рекомендуется детям 10- 15 лет.

   Андрей Жвалевский, 1967 г.р., писатель, сценарист, Лауреат национальной детской премии «Заветная мечта»(2006г.), «Самая смешная книга» за иронический роман ужасов «здесь вам не причинять никакого вреда». Лауреат премии «Алиса»(2007г.) Книги: Цикл о Порри Гаттере, Время всегда хорошее, Правдивая история Деда Мороза  и другие очень нравятся подросткам

Мороза.

    Аромштам  Марина(1960г.р.), педагог, писатель, Лауреат премии «Заветная мечта» .Роман «Когда отдыхают ангелы» вошёл в список выдающихся книг мира «Белые вороны-2011». Известные книги «Когда отдыхают ангелы», «Мохнатый ребёнок», живёт в Москве.

    Анатоль Франс является лауреатом Нобелевской премии, написала всего одно произведение «Пчёлка», которое и принесло ей известность. Очень красивая сказка о златокудрой девочке Пчёлке, которая попала в плен к гномам, только любовь, спасает её от зла, интересна и взрослым и детям, рекомендована детям 8-13 лет.

    Том Тит, французский автор, его книга «Научные забавы. Интересные опыты, самоделки, развлечения» интересна для детей и родителей, автор написал эту книгу вместе со своим сыном. Книга, прошедшая проверку временем на все времена, гарантирующее интересное времяпровождение, как родителям, так и детям. Для детей 10-15 лет.

   Константин Сергиенко со своей книгой «Картонное сердце» прекрасно подходит как для самостоятельного чтения ,так и для чтения вслух. Очень добрая и сентиментальная сказка, спокойная и неторопливая, что является большой редкостью для издающейся в последние годы литературы. Жил-был Картонный Человек, однажды он решает помочь больной девочке и добывает ради неё волшебный цветок ценою своей жизни. Все персонажи сказки, даже вредные прописаны предельно ясно, что должно понравиться детям, рекомендовано детям 7- 10 лет.

    Эдуард Веркин (1975г.р.) ,писатель, лауреат премии «Заветная мечта»(2007г.) за книгу «Место снов»,поощрительная премия «Книгуру-2011». Книги: Цикл «Приключение Витьки и Генки», цикл «Хроника страны Мечты»,цикл «Черничная чайка», живёт и работает в Иванове.

    Елена Габова (1952г.р.), писатель, поэт, переводчик с коми. В 2007 году признана самым читаемым автором «Жемчужина севера», литературная премия Владислава Крапивина за повесть «Никто не видел Рыжего». В 2008 году стала лауреатом премии «Заветная мечта» за книгу «Зануда  Дёма», живет в Сыктывкаре. Лучшие книги: Беличья шкурка, Варёная сосулька, Двойка по поведению, Любовь на семи ветрах.

     Ая Эн  (Крестьева Ирина 1965г.р.), писатель, поэт сценарист, 2-е место в национальном конкурсе «Книгуру-2011», за роман «Библия в эсэмэсках», живёт в Москве. Лучшие книги: « Есть ли жизнь на Кошмарсе или Весёлые приключения Няма, Чпока, Фи и Бади, не считая Хлюпы», «Сказки зимнего Сумрака». Детям для среднего возраста.

     У нас в библиотеке есть также новинки литературы . Большую популярность среди младших классов имеет книга «Маленькая Фея» Златы  Серебряковой, .Стефани Майер «Сумерки»,

но у нас , к большому сожалению её нет, дети видели фильм по этой книге и хотели бы почитать и книгу.

     Марина Некрасова, писатель детских детективов. Лучшие книги:

«Толстый против похитителя дракона», «Толстый повелитель огня».

  Из музея гостиницы исчезли ценные экспонаты, и молодому художнику Саше Уткину , приехавшему на форум, пришлось заниматься не рисованием, а расследованием . А дальше вы узнаете ещё  больше интересного, прочитав это произведение.

   Дмитрий Емец, писатель детских детективов. Самая читаемая книга- цикл о Тане Гроттер. «Таня Гроттер и колодец  посейдона»,

«Таня Гроттер и золотая пиявка», «У входа нет выхода».

  Девочка обнаруживает в заброшенной сторожке у болота забытое пророчество Древмира. Предсказанные события начинают сбываться одно за другим. Таков захватывающий сюжет произведения «Таня Гроттер и Трон Древмира».

    Но самый большой спрос на книгу Джоан  Ролинг «Гарри Поттер  и тайная комната», «Гарри Поттер и философский камень», «Гарри Поттер и узник Азкабана». Книги писателя вернули детям страсть к чтению.  Ролинг удалось создать по-настоящему культовую книгу и в одночасье стать знаменитой. Сказка о Гарри Потере учит говорить правду, оставаться всегда человеком даже в волшебном мире. Книги о Гарри Потере разрушили границу между детским и взрослым чтением.



Предварительный просмотр:

          Если у ребенка слезы и капризы,

         Не берите, мамы, в помощь телевизор.

         Сын не разберется, что там, на экране,

         И добрей и лучше от него не станет.

         И не упустите в этой жизни мига:

         Покажите детям, что такое книга.

Для школьного библиотекаря все читатели всегда были равны. При первом знакомстве, достаточно трудно сказать в каких условиях живет ребенок, какая у него семья. Дальнейшее общение подсказывает библиотекарю кому нужно больше внимания и участия, а кому больше самостоятельности.

В 70-80-е годы ХХ века дети с ограниченными возможностями здоровья были значительно более изолированы от общества, чем в настоящее время. Если их родители считали нужным читать им книги, то сами приходили в библиотеку или брали с собой и ребенка, но в каждой библиотеке таких детей можно было пересчитать по пальцам.

В начале 80-х годов областная детская библиотека явилась инициатором движения «Культ книги – детскому дому», воплотив свою идею оказания шефской помощи библиотекам детских домов и школ-интернатов Ростовской области в проведении трех смотров их работы, безвозмездную передачу библиотечек, предоставление воспитанникам детских домов комфортных условий для чтения и досуга в стенах детской библиотеки. В 90-х годах это движение обрело девиз «Библиотека – милосердная зона». Внимание, забота детских библиотекарей стали нужны детям с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время большое внимание уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: этими проблемами занимаются государственные и общественные организации, становится более распространенным инклюзивное образование. Что же может и должна сделать детская библиотека?

Современная школа выбирает пути развития таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью смогли реализовать свое право обучаться по месту жительства, наравне со своими сверстниками, в условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности. Но достижение социальной инклюзии и преодоление дискриминации сводится не только к обеспечению соответствующего образования. Не менее важным в этом процессе будет создание безбарьерной среды, программы поддерживаемого трудоустройства, работа по изменению общественного мнения. Какой вклад могут сделать библиотекари ?

Библиотеки осуществляют информационное обеспечение.

Определение понятий

Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети - инвалиды;

Детский телефон доверия

В сентябре 2010 года в Российской Федерации Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации введен единый общероссийский номер телефона доверия 8-800-2000-122.http://www.rodb-v.ru/upload/telefon_doveria.jpg

При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами уже действующих в субъектах Российской Федерации служб, оказывающих услуги по телефонному консультированию и подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия.

Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.

Цель такой помощи – способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи.

Рекомендательные списки по литературе

Аркадий Гайдар. Судьба барабанщика.

Главный герой повести – Сережа. Его мать утонула, когда мальчику было восемь лет, а через четыре года отца посадили в тюрьму за растрату. Мачеха Валентина уезжает на Кавказ, а Сережа попадает в общество мелких уголовников, затем появляются мнимые родственники. Немало предстоит пережить Сереже, но все закончится хорошо. В финале повести досрочно из заключения возвращается отец.

Максим Горький. Детство.

Эта небольшая повесть Максима Горького (1868—1936) составляет первую часть знаменитой трилогии ("Детство", "В людях", "Мои университеты") и относится к жанру художественной автобиографии. Родоначальник литературы ХХ века, великий художник слова рассказывает здесь о своих ранних годах, проведенных в доме деда в Нижнем Новгороде. По словам писателя, это была "густая, пестрая, невыразимо странная жизнь", где перемешались доброта и злоба, грязь и красота, жестокость и милосердие, любовь и ненависть. Настоящая семейная сага с необычайной силы характерами и точными бытовыми зарисовками, живыми образами и глубочайшими переживаниями.

Повесть начинается с первого воспоминания мальчика – смерти отца, Алеша еще не понимал что произошло, но запомнил горькие слезы своей матери.

Татьяна Губина. Кузя, Мишка, Верочка… и другие ничейные дети.

Книга Татьяны Губиной – откровение, исповедь сотрудника детского дома. Эта книга наполняет как болью, так и радостью, до самых краев души. За этими приливами и отливами проглядывает живое, нервно бьющееся сердце ребенка, который мечтает, что однажды, уже за забором детского дома, начнется его настоящая жизнь. Он снова родится, в совершенно другой семье, и начнет все сначала, пусть если не с чистого листа, то хотя бы с красной строки.

Ричи Достян. Два человека.

У мальчика Вальки умерла мать. За ним приехала бабушка, забрала к себе. Непросто было мальчику привыкнуть на новом месте, найти общий язык с бабушкой.Повесть рассказывает о верной и крепкой дружбе двух людей - взрослого и маленького, о том, как много испытаний встречала на своем пути эта дружба; рассказывает о хороших людях, с помощью и поддержкой которых решалась дальнейшая судьба друзей.

Николай Дубов. Сирота.

Роман о трудном детстве паренька Алексея Горбачева, который потерял в Великую Отечественную войну родителей и оказался в детском доме. О жизни мальчишки в детдоме, о его школьных годах и сверстниках, о верной романтической дружбе ребят и девочек, о хороших людях.

Владимир Железников. Чучело.

Повесть создана в 1981 году. Владимир Железниковнаписал её основе случая со своей внучкой, которая точно так же, как Лена Бессольцева, взяла на себя чужую вину, и весь класс разом объявил ей бойкот. Для читателей того времени, не знакомых с подобными случаями в советской школе, повесть стала откровенным шоком, так как советские пионеры изображены не как юные ленинцы-комсомольцы, а как настоящие антигерои.

Владимир Короленко. Дети подземелья.

На отшибе небольшого польского городка стояла старая часовня. В ее подземельях жили нищие, бездомные люди. Среди них было двое детей, брат и сестра. Однажды в часовню забрался мальчишка-сорванец, сын судьи, и угостил их яблоками. Дети подружились, несмотря на то, что взрослые запрещали мальчику ходить к часовне, подозревая, что там живут воры, которые могут дурно на него повлиять. Но случилось так, что благодаря детям из подземелья мальчик научился по-настоящему ценить дружбу, заботу, отзывчивость.

Юлия Кузнецова. Где папа?

Одноклассники называют ее Немой, но девочка по имени Лиза, вовсе не немая, ей тринадцать лет, просто она не уверена в себе: девочка считает себя толстой, огромной и сутулой. У Лизы есть друг Андрюшка, бабушка с дедушкой, сестра Ирка, мама и папа…

Но папа, попадает в тюрьму. Как справиться с несчастьем? Лить слезы или попытаться преодолеть свое горе?

Александр Неверов. Ташкент – город хлебный.

1921 год. Конец Гражданской войны, голод в Поволжье и на Южном Урале. Главный герой Мишка, чтобы спасти мать и двух братьев, отправляется за хлебом, в далёкий город Ташкент. Через что придётся пройти двенадцатилетнему мальчику и сможет ли он осуществить задуманное…

Анатолий Приставкин. Солдат и мальчик. Ночевала тучка золотая. Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца. Трилогия.

В автобиографической повести «Ночевала тучка золотая», отдавая дань своему детдомовскому детству, автор рассказывает о судьбе двух братьев Кузьмёнышей. Братьев, воспитанников детского дома отправляют на Северный Кавказ, только освобожденный от фашистов. Это пронзительная история гонимых войной детей, втянутых в трагические обстоятельства переселения целых народов.

В повести «Кукушата» перед читателями снова предстает детский дом, но не обычный, а специальный, куда собрали детей «врагов народа». Им сменили фамилии – все они стали кукушкиными, «кукушкины дети» – случайно появившиеся на свет, неведомо к какой породе птиц принадлежащие.

Евгений Рысс. Петр и Петр.

Четыре мальчика, найденные во время войны в прифронтовой полосе, выросли в детском доме. Однажды они дали друг другу слово: как бы ни разбросала их судьба, каждый год 7 сентября, в тот день, когда их привезли в детский дом, они будут собираться вместе.

Кончив школу, все четверо поехали поступать в вузы. Трое поступили, четвертый, Петр, не прошел по конкурсу. Он уехал в другой город и стал работать на заводе.

Каждый год, 7 сентября собираются вместе трое. Каждый год Петр сообщает, что на этот раз приехать не сможет.

Наконец, трое друзей решают, что сами поедут к нему праздновать 7 сентября.

О том, что они увидели, приехав к Петру, о страшном преступлении, совершенном в день их приезда, о следствии, о судьях, прокурорах и молодом защитнике рассказывается в этой книге.

Дина Сабитова. Где нет зимы.

В основе книги - «Где нет зимы» - реальная история. Рассказ писательницы:«Мама, у которой уже был приемный сын однажды, первого сентября привела его в школу, и увидела, что место рядом с ее мальчиком пустует — нет его друга, с которым он сидел за одной партой. Она стала узнавать, и выяснила, что мать того мальчика умерла, а он попал в приют. Первая мысль у этой женщины была - забрать товарища своего сына к себе. Она собрала документы, и пришла за ним. И тут выяснилось, что у мальчика есть старший брат-подросток. Это в ее расчеты совершенно не входило, забирать к себе незнакомого 14-летнего подростка, который с тобой вообще никак не связан — это очень большой риск. Но когда она пришла, старший мальчик заплакал. Он надеялся, что кто-то их заберет, что они не одни на свете. И женщина не смогла через это перешагнуть, и взяла из приюта обоих детей. И она справляется. В жизни, может быть, не все так «шоколадно», как в моей книге — в книге я многие обстоятельства поменяла, оставив только основу сюжета, но она, эта мама — справляется. Хотя ей, конечно, нелегко. Во всяком случае, ее дети выйдут в жизнь не из приюта, а из семьи».

Дина Сабитова. Сказки про Марту.

Книга «Сказки про Марту» - имеет совершенно конкретного адресата – семьи, которые усыновили ребенка и не хотят сохранять тайну усыновления. Этим людям книга оказалась очень нужна, и детям она нравится.

Книга состоит из 2-х сказок для детей 4-х и 7-ми лет.

В этих сказках котенок Марта разговаривает со своей мамой-кошкой. Возникает история о том, откуда Марта появилась в семье, как ее принимают родители, и как она сама себя ощущает внутри этой ситуации.

Вторая сказка заканчивается словами Марты о том, что они с родителями очень похожи — они любят лепить снеговиков, плавать, ходить по музеям, и так далее. А художник специально нарисовал героев так, что внешне они не похожи совершенно. Ведь семья - это не обязательно кровное родство, но родство духовное, любовь друг к другу, общие интересы.

Если ребенок маленький, а родители хотят говорить с ним на эти темы, ничего лучше, чем эти сказки не придумаешь.

Дина Сабитова. Три твоих имени.

Ритка живет в деревне с сестрой и пьющими родителями. Третьеклассницу, аккуратистку Марго взяла в свою семью медсестра детдома. Почти взрослая Гошка надеется, что дурная слава защитит ее от окружающих. Но у каждой из них есть шанс стать счастливой. И все они - одна девочка. От того, как повернется ее судьба, зависит, какое имя станет настоящим. Пронзительная история ребенка, потерявшего родителей и попавшего в детский дом, читается на одном дыхании. И все же самое сильное в этой книге - другое: в смешанном хоре голосов, рассказывающих историю Маргариты Новак, не слышно ни фальши, ни лукавства. Правда переживаний, позволяющая читателю любого пола и возраста ощутить себя на месте героев, заставляет нас оглянуться и, быть может, вовремя протянуть кому-то руку помощи.

Повесть «Три твоих имени» рассказывает о жизни воспитанницы детского дома. Прототипом героини стала старшая дочь Дины Сабитовой: «Мы собирались усыновить ребенка. Но если бы мне тогда до этого сказали, что я возьму в дом 16-летнюю девочку из другого города, из другой среды, я бы не поверила. С чего бы вдруг? Но, как говорит одна моя подруга, которая тоже в теме, что когда рассудочно идешь по этому пути, могут быть какие-то сложности, препоны…Но иногда так получается, что звезды выстраиваются в ровную линию у тебя над головой, и все получается, и нет никаких сомнений. У нас вышло именно так. ...Мне запомнился совет психолога: когда берешь ребенка, надо не копаться в себе на предмет любви-нелюбви, а просто — жить. Я не исключаю возможности того, что когда-нибудь в нашей семье появится еще один ребенок».

Дина Сабитова. Цирк в шкатулке.

Маленький Марик всегда мечтал о цирке. Правда, он не знал, что нужно сделать, чтобы его туда взяли. Хотя он мог бы, например, подметать манеж, поить лошадей, выколачивать попоны, заваривать чай и кофе - да много чего еще... Однажды утром он покинул приют и, пробравшись на пустырь, где остановился проезжавший через городок цирк, спрятался в цирковой тележке…

Кто бы мог подумать, что странная женщина-клоунЭва и маленький сирота Марик спасут от разорения цирк «Каруселли», найдут пропавшую принцессу, а всем прочим героям этой сказочной повести помогут обрести то, к чему они больше всего в жизни стремятся.

"Цирк в шкатулке" - это современная сказка о детстве, дружбе, волшебстве и о том, как мечты становятся реальностью. А еще о том, что дети в этом мире не одиноки и всегда могут найти поддержку. Иной раз - с самой неожиданной стороны!

В 2007 г. сказка Дины Сабитовой стала лауреатом Национальной детской литературной премии "Заветная мечта".

Людмила Синицына. Кривой четверг.

Повесть посвящена актуальной для наших дней теме - изобличению разрушающей силы алкоголизма.

Героиня повести, 16-летняя девочка, живет в небольшом городке. Постоянные ссоры, драки родителей ожесточают ее сердце, калечат душу. Себялюбие, мелочность, дефицит доброты отгораживают девочку от людей, приводят к тяжелым последствиям.

Лидия Чарская. Записки маленькой гимназистки.

Повесть «Записки маленькой гимназистки» — одно из лучших произведений Лидии Чарской. История девочки-приемыша привлекает читателей своим лиризмом, чистосердечностью. Это правдивый рассказ о том, как учились, как жили русские дети в начале XX века.

«Записки маленькой гимназистки», — это история осиротевшей девочки, оказавшейся в доме богатых родственников и столкнувшейся с их презрением и недоброжелательством. К тому же Лена, несмотря на их возмущение, навещает семью простого железнодорожного кондуктора и даже приглашает его дочь Нюру в дядюшкин дом на елку.

Отношение к бедным в книгах Лидии Чарской — главное мерило человеческого достоинства. И это действительно было в традициях дореволюционной русской интеллигенции. Обратите внимание, что в «Записках маленькой гимназистки» такие благородные качества проявляет юная графиня Анна Симолинь. Она и Лену берет в гимназии под защиту, и Нюру обласкала, появившись очень вовремя на детском празднике в доме родственников Лены.

В своих произведениях Лидия Чарская учит детей составлять мнения о человеке по его душевным качествам, а не по тому, богат он или беден. Такие уроки актуальны и в наши дни.

Лидия Чарская. Сибирочка.

Смогут ли современные дети вообразить себя на месте Шуры и Андрюши – главных героев повести «Сибирочка»?

Шуре, которую все зовут Сибирочкой, выпали на долю невероятные испытания. Но с самого начала, с того эпизода, как беспомощного младенца привязывают к дереву, чтобы спасти от волков, читатель догадывается, что девочка не погибнет, ее спасут. И потом, к примеру, при встречах Сибирочки с отпетым негодяем, по прозвищу Зуб, читателя не оставляет надежда на счастливый финал приключений героини. Ей и в самом деле достается счастье полной мерой. Однако не как выигрыш в лотерею. Свое счастье Сибирочка получает за стойкость, за верность друзьям, за доброту. Во всех книгах Лидии Чарской заметна воспитательная, нравоучительная цель.

Антон Павлович Чехов. Ванька.

Ванька – сирота, его отдали в ученье к сапожнику, мальчику нелегко живется. В один из вечеров Ванька пишет слезное письмо своему дедушке с просьбой забрать его.

Юрий Яковлев. Девочка, хочешь сниматься в кино?

«Девочка, хочешь сниматься в кино?» – о третьекласснице Инге, которой пришлось повзрослеть буквально в одночасье. Трагическая гибель матери коренным образом меняет отношения девочки с отцом: Инге приходится, скрывая собственную боль, стать ему опорой и помочь пережить утрату. Тут-то и появляется девушка с киностудии с предложением сняться в главной роли нового фильма. Инга находит в себе силы и на это – выйти на съемочную площадку, чтобы сыграть в драме, почти повторяющей ее собственную.

Александр Яшин. Сирота.

"...в шесть лет Павлик понял, что быть сиротой не так уж плохо. Понял и запомнил".

В серьезной, драматической повести о судьбе деревенского паренька, превратившегося в "вечного иждивенца", предателя своих близких, дома, родного колхоза, известный советский писатель, лауреат Государственной премии СССР Александр Яшин поднимает сложные, во многом еще нерешенные проблемы деревни.

Рекомендации для родителей

      Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо чтобы с ним был родитель, а еще лучше – читающий родитель. Вместе с ребенком. Пусть ребенок видит, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, делитесь прочитанным, заучивайте отрывки. Этот пример может стать заразительным        Если ваш ребенок делает первые шаги в мире чтения, радуйтесь каждому прочитанному слову. Не привлекайте внимание к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений  только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок, за которыми интересно следить. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным, чаще хвалите за сообразительность и старание. И если он понял прочитанное не так, не уязвляйте его самолюбие. Для привития у ребенка интереса к чтению придумано не мало хитростей. Вот некоторые из них:

 

-можно вывесить на стене « Экран прочитанных книг» или устроить выставку рисунков и предложить ребенку прокомментировать их,

 

-или прочитать яркий отрывок из книги и на самом интересном месте остановиться,

 

-сравните героев книг с жизнью, школой, семьей, классом,

 

- вспомните свою первую книгу, расскажите о своих впечатлениях о ней.

 

 Да мало – ли каких еще можно применить способов. Детская книга предназначена для совместного чтения и рассматривания взрослыми и детьми, и поэтому они имеют двойной адрес, выступая связующим звеном  между ребенком и его родителями. Поэтому семейное собрание детских книг отличается от собрания книг для взрослых. Детские книги должны быть более иллюстрированы, дополняются книгами детского энциклопедического характера, словарями, справочниками, книгами познавательного характера.

 

         Домашняя библиотека тем хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и почитать ее целиком или отрывок и вспомнить, как она появилась в вашей библиотеке.

 

         Как ни велик поток книжных изданий для детей и количество их в магазинах, детям и родителям не обойтись без библиотеке. Библиотекарь оказывает индивидуальную помощь каждому ребенку в выборе книг. 

                             

Уважаемые родители!

 

Я хочу вам дать рекомендации « как начать семейное чтение»:

 

-Начинайте читать немедленно, чем раньше, тем лучше.

 

-Читайте детям регулярно. В какое время дня, не имеет значения. Главное делать это систематически и хотя бы по 15 минут каждый день.

 

-Подключайте к этой работе всех членов семьи. Это сплотит семью, сделает её дружной.

 

-Окружайте ребенка книгами. В доме, где много книг, дети рано начинают читать.

 

-Запишитесь в библиотеку.

 

-При выборе книги прислушивайтесь к советам библиотекаря.

 

 

 

        

 

                                 ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!              



Предварительный просмотр:

Как привлечь ребенка к чтению. Работа с родителями 

Взаимодействие школы с семьями учащихся обусловлено необходимостью преодоления некоторых противоречий, возникающих между современной школой и родительской общественностью.

Школьная библиотека была и остается одним из важных связующих звеньев в образовательном и воспитательном процессе.

Не секрет, что не все семьи могут позволить регулярное совместное посещение театра, филармонии, музея. К счастью, библиотеки до сегодняшнего дня доступны каждому и взрослому, и ребенку. А у школьной библиотеки существует еще больше возможностей взаимодействия с семьей: это и родительские собрания, и школьные праздники, и дни открытых дверей и др. Именно школьная библиотека призвана оказать практическую помощь родителям в формировании читательской среды ребенка: что и как читать детям, как создать домашнюю библиотеку, как привлечь любовь к чтению.

Несколько практических рекомендаций для школьных библиотекарей при подготовке мероприятий с родителями.

Обращение к родителям:

I. 10 причин читать:

1. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интересно втроем, вчетвером - всей семьей, большой и малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо.

- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

- Книги помогут вашим детям научиться размышлять фантазировать.

- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

II. Памятка для родителей.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи нашего ребенка.

5. Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

6. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения - примерно 40-45 минут.

7. Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

8. Совместное чтение - наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг - важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

9. Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.

10. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.

11. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

III. Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Библиотеку школы интересует отношение детей и родителей к книгам и чтению.

Ваши ответы помогут выяснить отношение детей и родителей к книжной культуре и улучшить работу школьной библиотеки.

Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

1.Как вы относитесь к чтению?
А) Сами любите читать. 
Б) Не очень любите.
В) Безразлично.
2. Как часто вы читаете?
A) Постоянно.
Б) Довольно часто.
B) Иногда.
3. Определите в порядке убывания свои жанровые предпочтения при выборе досугового чтения:
А) Классика.
Б) Детективы.
В) Приключения.
Г) Фантастика.
Д) Современная проза.
Е) Женский роман.
Ж) Поэтические сборники.
3) Периодика.
И) Другое (что именно).

4. Есть ли в вашем доме  детская библиотека?
5. Сколько примерно в ней книг?
6. Какие читательские интересы  обнаруживает ваш ребенок? Что и о чем любит читать?
7. Какие детские журналы Вы выписываете, покупаете, берете в библиотеке;
8. Часто ли Вы читает книги?
A) Ежедневно.
Б) Изредка (сколько раз в неделю).
В) Не читаю вообще.
9. Почему Вы хотите, чтобы Ваш ребенок любил читать?
10. Что по-вашему, дает современному ребенку чтение книг?
11. Какую помощь, вы хотели бы получить от школьной библиотеки?

IV. Предлагаемые книги для детского и семейного чтения (7-10 лет).

- Барри Д. Питер Пэн: Повесть-сказка.

- Бианки В. Лесные домишки: Сказки о животных.

- Гайдар А. Чук и Гек: Рассказ.

- Гераскина Л. В стране невыученных уроков. В стране невыученных уроков-2, или Возвращение в страну невыученных уроков: Сказки.

- Голявкин В. Вот что интересно: Рассказы.

- Иванов А. Весь мир - моя нора: Сказки.

- Курляндский А. Вы не были на Таити? Повесть-сказка.

- Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями: Сказка.

- Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне; Эмиль из Лённеберги: Сказки.

- Ливанов В. Дед Мороз и лето: Сказки по мультфильмам.

- Медведев В. Баранкин, будь человеком! Сказочная повесть.

- Милн А. Винни-Пух и все-все-все: Сказки.

- Носов Н. Веселая семейка; Витя Малеев в школе и дома; Приключения Незнайки и его друзей.

- Остер Г. Зарядка для хвоста: Сказки.

- Павлович И. Бельчонок Додо: Сказки.

- Пантелеев Л. Буква «ты»: Рассказы.

- Паустовский К. Теплый хлеб: Сказки.

- Пивоварова И. Однажды Kaтя с Манечкой; Рассказы Люси Синицыной. Рассказы.

- Пришвин М. Берестяная трубочка: Рассказы.

- Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая борода: Повесть-сказка.

- Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных.

Обращение к родителям:

I. 10 причин читать:

1. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интересно втроем, вчетвером - всей семьей, большой и малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо.

- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

- Книги помогут вашим детям научиться размышлять фантазировать.

- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

- Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

- Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.

- Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

- Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.