"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Валеева Елена Алексеевна

РИП "Актуальные проблемы реализации ФГОС общеего образования"

Тема инновационной деятельности " Системно-деятельностный подход в обучении химии ка основа реализации ФГОС ООО"

Реализация системно-деятельностного подхода на моих уроках химии осуществляется через использование инновационных технологий, а именно:

1.      технологии дифференциации и индивидуализации

2.      проектные технологии

3.      Технология исследовательских методов в обучении 

4.      Технология проблемного обучения 

5.      Информационно-коммуникационные технологии 

6.      уроки на основе электронных учебников

7.      кейс- технология.

В рамках этой работы мною были даны открытые урокт на уровне муниципального района, разработан элективный курс для учащихся 9-х классов "Подготовка к ГИА по химии с использованием ИКТ".

Участие в IV Всероссийском педагогическом конкурсе "Урок с использованием ИКТ", выступление на Республиканском обучающем семинаре "Модернизация содержания и технологий работы с одаренными детьми." Публикации в печатных сборниках и на страницах СМИ.

в дальнейшем планируется продолжение работы в этом направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изучения нового материала в 8 классе по теме «КИСЛОТЫ». 

Тема

     КИСЛОТЫ

Цель

Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ.

Задачи

сформировать представление учащихся о кислотах, их составе, способах классификации и названий представителей класса кислот;

стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению слушать и слышать другого человека;

обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;

использовать возможности ИКТ, Интернет-ресурсов и других информационных источников при выполнении домашних заданий и представлении результатов.

Планируемый результат

Знать определение, состав кислот и их классификацию; 

Знать правила техники безопасности при работе с кислотами;

Знать важнейшие неорганические кислоты;

Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот;

Уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;

Уметь использовать возможности  ИКТ ,Интернет-ресурсов и других информационных источников для выполнения домашних заданий и  представления результатов;

Основные понятия

Кислоты;

Кислотный остаток;

Систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура неорганических кислот;

Индикаторы

Межпредметные связи

Биология, математика, история, латинский язык.

Ресурсы: основные

дополнительные

Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/О.С.Габриелян.-М.:Дрофа,2010.

Химия.Вопросы, задачи, упражнения.8-9 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. учреждений/Л.С.Гузей,Р.П.Суровцева.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2002.-288 с.

Библиотекарь (электронная библиотека) http://bibliotekar.ru/ 

Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. http://festival.1september.ru/ 

Учительский портал http://www.uchportal.ru/ 

Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/

Сеть творческих учителей/химоза  http://www.it-n.ru/

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами, подготовка докладов), парная (поведение эксперимента, взаимопроверка, взаимопомощь).

Приемы и средства обучения:

Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, компьютер, мультимедийный проектор, слайды, выполненные в программе Microsoft Power Point.

Оборудование

На столах учащихся:

периодическая таблица, таблица растворимости

штатив с пробирками,  раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, в чашечках Петри дольки лимона, яблока, мандарина; индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж, универсальный; стеклянные палочки, карточки для самостоятельной работы.

На столе учителя: аскорбиновая кислота (драже), раствор серной кислоты, вода, индикаторы, штатив с пробирками, компьютер

В классе: таблица растворимости,  периодическая таблица Менделеева

Виды учебной деятельности обучающихся

Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов.

Личностные УУД: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию,  самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка.

Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными  понятиями, расширение опыта специфического для предметной области (химии),  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формирование УУД(личностные-Л, регулятивные-Р, познавательные-П, коммуникативные-К)

I этап. Организационный момент

Цель – активизация учащихся.

Создает эмоциональный настрой на изучение темы.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке

Л.:

Готовность к равноправному сотрудничеству

Доброжелательное отношение к окружающим

К:

Проявление уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия

II этап.  Мотивация (самоопределение)

Цель – выработка готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

 

Учитель доносит информацию

Воспринимают информацию

Слайд с изображением лимона из презентации

- Посмотрите на слайд, представленные на экране.

Какие ассоциации у вас возникают при виде лимона?

- почему лимон кислый?

Л: положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания

III этап.  Актуализация знаний. 

IVэтап. Вводная информация учителя и формулировка цели урока.

Цель -   подготовка мышления учащихся и организация  осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Организует изучение  темы по блокам

Побуждает к решению проблемного вопроса «Как узнать класс соединений?

Подводит учащихся к определению класса кислоты.

Формулирует цель урока

Анализируют информацию, отвечают на вопросы, работают в парах-из предложенных формул выбирают кислотные оксиды, пробуют фрукты на вкус, формулируют тему урока , предлагают пути достижения поставленной цели урока, определяют ход деятельности на уроке

Какие классы неорганических веществ мы изучили?(оксиды, гидриды, основания)?

Из перечисленных классов уделим внимание оксидам:

Какие вещества (соединения ) называются оксидами? (Оксиды-сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.)

 На какие виды делятся оксиды? (кислотные, основные и амфотерные)

На  карточках: CaO, CI2O7,NaOH, HCI, CO2,Cu(OH)2 , H2SO4 , AL2O3, K2O, N2O5,H2CO3 , AI(OH)3 , SO3-выбрать формулы кислотных оксидов

Р:планирование деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

П:осознают поставленную задачу, слушают, извлекают нужную информацию, осуществляют анализ, делают выводы, выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.

V. Первичное усвоение новых знаний

Цель- построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Проверка выполнения, опережающего дом. задания по теме.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит учащихся к формулированию понятия –кислоты.

Мотивирует к проведению исследования.

Использование ЦОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_05.swf

Развитие исследовательских умений и навыков учащихся

Использование электронного учебника. Химия 8 класс.

О.С.Габриелян

1 блок. История открытия кислот.

2 блок. «Состав кислот»

Проводят сравнение

Ученики: Атомы водорода

Первый элемент слева в формуле – водород

 ( Н), справа- кислотный остаток.

Формулируют понятие

Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. 

3 блок. 

Работают с текстом, вставляют пропущенное слово(индикаторы).

Просмотр анимации

Распознавание кислот

Учащиеся проводят определение кислот с помощью различных   индикаторов, сравнивают с изменением окраски в щелочной среде, делают выводы, заполняют таблицу

Учащиеся делают вывод: Независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами

Доклады: История открытия соляной, серной, азотной кислот.

Учитель: Посмотрите на экран : здесь даны формулы кислот. Что между ними общего?

Учитель: Исходя из состава, дайте определение понятию – кислота

- Попробуйте на вкус аскорбинку, (раздаю детям по 1 драже аскорбиновой кислоты).

- Что ощущаете?  Какое общее свойство кислот? (Кислый вкус).

Скажите, а все кислоты можно пробовать на вкус? Назовите, какие можно?

Такие кислоты называются пищевыми. Но среди множества кислот, есть кислоты, которые нельзя пробовать, т.к. они ядовиты. н.п муравьиная кислота.

 - Как же распознать кислоты среди других веществ, не пробуя их на вкус?

(многие знают ответ), предлагаю поработать с текстом и ответь на этот вопрос, вставив пропущенное слово.

Что за вещества индикаторы? Какие индикаторы вам известны, назовите их.

Прежде чем провести эксперимент обращаю внимание на правила ТБ при работе с кислотами.

Провести эксперимент, занести данные в таблицу.

- Чтобы лучше запомнить, как меняют свой цвет индикаторы предлагаю посмотреть мнемограмму, посмотрите (ролик в стихах).

Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

П: Слушают ,извлекая нужную информацию.

П: осуществляют анализ, обобщение, делают вывод.

К: вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Р: проведение необходимого действия самостоятельно-, самоконтроль и самооценка достигнутого результата.

К: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом поставленных учебно-познавательных задач.

П:осознают поставленную задачу, выполняют учебно-познавательное действие-эксперимент; Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Организует обсуждение проблемы.

Демонстрация растворения концентрированной серной кислоты в воде с разогреванием

Акцентирует внимание на правильность выполнения задания, выявление пробелов, их устранение

4блок Классификация

Выдвигают гипотезы классификации.

Ответ учащихся: Основой является водород

1.по числу атомов водорода кислоты можно разделить на

1.одноосновные

(HCl, HNO3)

 2. двухосновные

(H2S, H2SO4, H2CO3)
3.трехосновные

(H3PO4)

Составляют схему(кластер)

Учащиеся: по наличию атомов кислорода. Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие не входит

Учащиеся: по  растворимости (по таблице растворимости определяются кислоты растворимые в воде и нерастворимые)
нерастворимая кислота- кремниевая   H
2 SiO3

Обратите внимание на формулы кислот. Рассмотрите формулы кислот и ответьте на вопрос: как можно разделить кислоты по составу? Что является на ваш взгляд основой? Обратите внимание на то, сколько атомов водорода может быть в кислоте.

Учитель:

Какой второй признак классификации кислот вы бы выделили?

Учитель: третий признак:

Учитель:

Кислоты, которые в свободном виде не существуют

H 2CO3=CO2↑ + H2 O

H SO3= S O2↑ +H2 O

Сравните схему с той, которую составили вы сами:

П: используют знаково-символические средства для решения поставленной задачи

К: вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

П: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Л:способностьк самооценке своих действий

Р:самоконтроль и самооценка достигнутого результата

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

4 блок. Определение степени окисления элементов, входящих в состав кислот и зарядов ионов

Структурирование знаний учащихся через фронтальную беседу. Умение выражать свои мысли

По формулам кислот можно определять степени окисления атомов химических

элементов, образующих кислоты.        Рассмотрим бинарную кислоту

+1 -1   +1 -2

HCl  и   H2S

Рассчитаем степени окисления элементов в серной кислоте.

+1 x -2

H2 SO4

  Составим уравнение:

(+1)∙2+х+(-2)∙4=0 , где х- степень окисления серы; х=6

 Заряды кислотных остатков определяются по  основности, например:

HNO3      H 2SO4

Составим оксиды соответствующих кислот

HNO3  -N2 O5                                                               H 2SO4 – SO3

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения и изученную терминологию.

П: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

VI.Первичная проверка понимания

Цель- усвоение учащимися нового способа действия

Обеспечивает мотивацию выполнения.

Учащиеся выбирают для характеристики любую кислоту.

Дайте характеристику следующим кислотам   HCl,   HNO3,   H2SO3
по плану: 1.наличие кислорода
2.основность
3.растворимость
4.степени окисления элементов, образующих кислоту
5.заряд иона, образуемого кислотным остатком
6.соответствующий оксид

Р:принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия.

П:осознают поставленную задачу, читают и слушают, самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадях, выполняют учебно-познавательное действие-эксперимент

VII.Первичное закрепление

Цель – определение степени «понимания» материала и «умения» его применения обучающимися  

Акцентирует внимание на достижении цели урока.

Организует индивидуально-дифференцированный  контроль знаний обучающихся.

Выполняют задания по группам. Один ученик работает с интерактивной доской, выполняя лабораторный опыт. Определяют свои достижения.

Для закрепления предлагаю выполнить виртуальную лабораторную работу, (с помощью ЭУ), остальные выполняют задание в группах:

  1. Выполняют задание на распознавание веществ;
  2. Задание на соответствие;
  3. Задание на поиск формул;
  4. Задание «исключи лишнее»
  5. Задание «верные-неверные»

Индивидуальное задание (для сильного ученика) виртуальная лабораторная работа.

П: обработка и использование информации, извлечение нужной информации, выполняют учебно-познавательные действия.

Р: самоконтроль и самооценка достигнутого результата

VIII.Домашнее  задание: 

Комментирует домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание:

1. Выучить формулы и названия кислот
2. Дать характеристику кремниевой кислоте по плану

3.Параграф №20 стр.107,упр.№3письменно,№5 письменно на дополнительную оценку.

4. Творческое задание: создать презентаци:

1. применение кислот

2. нахождение и роль кислот в природе и жизни человека.

Р: принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия.

IX.Рефлексия.

Цель- самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Побуждает к анализу индивидуальных достижений.

Анализ достижения цели урока

«пожелания себе»;

«пожелания товарищам по классу»;

«самое трудное в работе»;

«самое интересное»;

«чему я научился в процессе работы»;

«что понравилось», «что не понравилось».

Р: самоконтроль и самооценка достигнутого результата