Рекомендации для родителей

Овечкина Ольга Петровна

НАУЧИТЕ РЕБЕНКА СЛУШАТЬ МУЗЫКУ

 

Уважаемые родители!

Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если тот не проявляет к ней особого интереса. Мнение это ошибочно, не случайно композитор Д.Д.Шостакович говорил, что любителями и знатоками не рождаются, а становятся. Потому любого ребенка необходимо учить слушать музыку. Первый такой опыт малыш получает в семье. Музыка создает благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком.

Итак, вы решили привлечь своего ребенка к совместному восприятию музыки. Но как это сделать? С чего начать? Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь вначале самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. В отличие от литературы, музыка не рассказывает, а передает настроение и мысли композитора, адресуясь прежде всего к чувствам слушателя, поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением, с ясной мелодией. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового и маршевого характера, любят колыбельные. Например. это может быть одна из пьес, специально написанных для детей из "Детского альбома" П.И.Чайковского или отрывок современного танца. После окончания музыки завяжите беседу с малышом. Обсуждая услышанный музыкальный отрывок главное - добиться, чтобы предложенное произведение нашло у ребенка музыкальный отклик.

Как же учить ребенка слушать музыку? На первых этапах восприятия малышом музыки ему нужен помощник. И очень полезно, когда таким помощником становится близкий ему взрослый человек. Лучше всего, если мать (отец, бабушка) садится рядом и вместе с дошкольником, погружается в мир музыки. Если он остается один, то тут же начинает отвлекаться, зевать, но если эту же музыку ребенок слушает вместе со взрослым, то он выражает свои эмоции, радуется, всплескивает руками. Следующие «музыкальные занятия" малыш ждет с нетерпением.

Очень интересны также проявления музыкальности у дошкольников, слушающих музыку вместе со сверстником. У них возрастает эмоциональная отзывчивость: ребята стремятся как можно ярче передать товарищам свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. При этом они заражают друг друга единым настроением и соревнуются в максимальной выразительности "исполнения музыки ". Ребенок совершает под музыку разнообразные действия: пританцовывает, двигается в такт, покачивает корпусом или головой, дирижирует руками. Движения помогают ему петь музыку, хотя бы и не голосом, а руками, ногами, всем телом - как малышу удобнее. Присутствие сверстника делает детей более инициативными и раскованными. Стремление к максимальной выразительности исполнения музыки - одно из важных условий успешного музыкального развития ребенка.

Сведения о выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка можно почерпнуть в книгах Д.Кабалевского «Про трех китов и про многое другое» и «Как рассказывать детям о музыке». Для лучшей ориентации в музыкальных терминах рекомендуем воспользоваться «Кратким музыкальным словарем для учащихся» (ред. Ю.Булучевского и В.Фомина).

Существуют общие принципы в системе подбора произведений, и их следует постоянно учитывать:

Музыка должна быть доступной пониманию дошкольника, постепенно усложняться по своему содержанию, быть приятной и полезной Время слушания музыки необходимо ограничить. Маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им, ставшие им привычными произведения, которые они вполне освоили, сразу узнают и мгновенно настраиваются на их восприятие.

В зависимости от вашего  свободного времени, выделите один постоянный день в неделю, который вы будете посвящать музыке. Попробуйте организовать музыкальный вечер в интересной форме: пусть ребенок пригласит своих товарищей. На такой вечер можно «продавать» билеты, чтобы усилить игровые мотивы, столь важные в дошкольном возрасте. Если вечер предусматривает самодеятельность детей, то «оплатой билета» могут служить музыкальные номера, которые ребята подготовят заранее. Музыкальные отрывки, предназначенные для прослушивания, должны быть различными по настроению и темпу. Нельзя принуждать ребенка слушать музыку в позе "навытяжку "-это противоестественно для него. Пусть он держится свободно, при желании двигается.

Можно использовать различные приемы для закрепления в памяти ребенка прозвучавшей музыки. Предложите ему, например, зафиксировать настроение музыки в несложных зрительных образах - красочных рисунках.

Непременно следует беседовать с ребенком о музыке. Попросите его, например, охарактеризовать настроение музыкального произведения, сказать, веселая или грустная эта музыка, тут нужно помочь малышу, спросить его, что можно делать под ту или иную музыку, дать правильный ответ.

Может быть рекомендован и такой прием. Нарисуйте несколько детских физиономий: улыбающуюся, грустную, печальную и т.д., лицо обозначьте кружком, глаза - точками, a рот и брови - палочками. Мимика такой физиономии - эталона проста и доступна пониманию ребенка. Первоначально он может, играя, выбрать подходящий эталон после прозвучавшего отрывка, назвать настроение музыки, а затем уже и сам нарисовать соответствующую физиономию.

В арсенале родительских возможностей входит также использование различных музыкальных игр, которые ребята особенно любят. Такие игры несложно придумать и самим.

Если у Вас не все получается сразу так, как вам хотелось, не показывайте детям своего огорчения, a попробуйте самостоятельно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Ни в коем случае не настаивайте на проведении занятий, если они почему-то в данный момент вызывают у ребенка протест.

 Следует всегда помнить, что жизнь ребенка, не любящего музыку, неизмеримо беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего музыку и знающего ее. Совершенно справедливо В.Сухомлинский утверждал, что «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки».

 

 

 

Начинайте с колыбели

 

 

Уважаемые родители!                  Чем раньше, тем лучше!

Некоторых родителей не удовлетворяет, если мы так неопределенно, словами, вынесенными в заголовок, отвечаем на их вполне конкретный вопрос «Когда начинать музыкальное воспитание?» И тогда мы приводим афористично-емкий ответ на тот же вопрос известного венгерского педагога и композитора Золтана Кодаи: «За девять месяцев до рождения ребенка. А еще лучше — за девять месяцев до рождения его матери».

Это не просто красивый афоризм. Именно так дело и обстоит. Многие привыкли считать, что воспитание ребенка, в том числе музыкальное, надо начинать значительно позже. А до трех-четырех лет растет здоровеньким — и слава Богу. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Особенно необратимые последствия имеет потеря первых лет. От нуля до четырех.

Конечно есть масса примеров, когда дети, ранним музыкальным воспитанием которых никто не занимался, впоследствии становились не только большими любителями музыки, но и профессиональными музыкантами. В том числе высокого уровня. И все-таки, многое говорит в пользу того, что ранний период в жизни ребенка необычайно важен, что у детей до трех-четырех лет огромный жизненный потенциал. Их сознание — чистый лист. Оно не имеет стереотипных представлений и активно впитывает всё новое. Познает окружающий мир. Именно в это время клетки головного мозга усиленно развиваются и достигают 70-80 % от мозга взрослого человека. Дети до четырех лет готовы учиться, хотят учиться, получают от учебы удовольствие. Несомненно, что этот возрастной феномен необходимо использовать.

То, чему дети более старшие, как и взрослые, учатся годами, медленно и трудно, крошечные карапузы овладевают легко и играючи.

С самого рождения младенец попадет в мир ЗВУКОВ. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков — сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в мир звуков и старается его понять. Уже в два-три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. Малыш поворачивает в сторону звуков голову, фиксирует глазами предмет, звуки издающий, а с 7-8-ми месяцев пытается имитировать то, что слышит — гулит, бормочет, иногда даже напевает. Ребенок начинает понимать, что и звуки, которые издает он сам, вызывают реакцию окружающих.

К этому времени малыш, еще не улавливая смысла слов, тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На ласковый тон — улыбается, тянется ручками. Скажите то же самое сердито — пугается, плачет. Постарайтесь по возможности оградить его от звуков громких, диссонирующих, чересчур резких. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны резкие звуковые эффекты. Если подобных звуков много и они повторяются регулярно, ребенок становится нервным, возбудимым, плохо ест и спит. Мелодичные, тихие, нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе, доставляют удовольствие. Поэтому важно создать вокруг ребенка звуковое окружение, насыщенное такими звуками. Это колокольчики, погремушки, музыкальные игрушки, в том числе такие, которые висят над кроваткой и до которых он сам может дотянуться. Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребенка оказывает пение матери.

С пением матери связаны первые, важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребенка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о пении матери (вспомните, какие добрые слова пишет Пушкин о няне, Арине Родионовне) у многих из нас связаны с ощущениями счастья, любви, нежности.

Сегодня песня, в том числе у колыбели ребенка, всё больше уходит из семейной жизни. А жаль. Если хотите, чтобы ваши сын или дочка полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей — самый лучший способ добиться того, чтобы ребенок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное.

Примеров, когда певческий контакт родителей и детей помогал музыкальному развитию ребенка, в нашей практике довольно много.

Иногда папа или мама спрашивает: «А как быть, если у меня нет слуха и я пою фальшиво?» У специалистов на этот счет нет единого мнения. Американский психолог, специалист по раннему воспитанию Глен Доман, например, считает, что в этом случае петь ребенку нежелательно, так как музыкальный слух ребенка может испортиться. На наш взгляд, главное в пении родителей не точное интонирование, а эмоциональный контакт, музыкальная направленность общения, любовь к пению. А также, повторимся еще раз, личный пример. Остается добавить, что представление, будто, если у родителей нет слуха, то и у ребенка не будет, не имеет под собой никаких оснований.

В огромном мире звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки. Выдающийся русский физиолог В.М. Бехтерев считал, что для развития музыкальности надо давать младенцу слушать музыку с самых первых дней жизни. Но как определить, подходит ли данная музыка вашему ребенку? Бехтерев предложил способ простой и надежный: «Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают плач и раздражение. Другие — радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экология в музыке

 

 

Уважаемые родители!

Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с вашими детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе средствами музыки.

Уже после года дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки-небылицы. Именно от взрослых дети узнают про «Кисаньку - Мурысоньку», про котика, который качает люлечку, про заиньку, что горенку метет. Очень нравятся детям песенки про «петушка – золотого гребешка», про птичек-невеличек, про лошадку, про гусей, а детям постарше – про ворона, который «сидит на дубу». Ребятишки жалеют Мурку, которой холодно зимой, кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Дети подражают в песенках крику и пению животных. Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так нельзя обижать и животных. А если ребята поют «пейте, дети, молоко, будете здоровы», то, конечно же, они будут с любовью относиться к корове, зная, что она дает молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что все животные – хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.

Средствами музыки воспитывается и любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песню о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, про овощи, выращенные на своем огороде и т.д. А какие лица у детей, танцующих с цветами!

На музыкальных занятиях и развлечениях мы часто отправляемся «на прогулку в лес», где полно разных чудес. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы, животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает.

Мы: взрослые и дети, в ответе перед природой! Поэтому необходимо с самых ранних лет прививать детям уважение ко всему живому, учить видеть красоту окружающего мира, а незаменимым помощником в этом деле вам может стать музыка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАК ПЕТЬ С РЕБЕНКОМ

 

 

 

 

*Старайтесь не искажать мелодию.

*Пойте негромко.

*Избегайте преувеличенной артикуляции.

*Пойте не очень быстро и не слишком медленно.

*Пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни: колыбельную пойте спокойно, ласково, нежно; веселые песни – оживленно.

*Помните: чем понятнее ребенку содержание песни, тем больше она ему нравится.

*Не заставляйте детей петь специально для взрослых, «выступать». Ребенок, как и взрослый, имеет право «не хотеть».

*Пойте чаще!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendaciya_po_izgotovleniyu_muz_instrumentov.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУЗЫКА НА КУХНЕ


Даже кухонная утварь может быть музыкальным инструментом. Но ничего не берите без спросу, а то потом окажется, что как, а то потом окажется, что как раз это было нельзя.

Начнем с обыкновенных столовых ложек. Ложки лучше взять деревянные, но если их нет, сгодятся и металлические. Ложки зажимают между пальцами в одной руке, как показано на рисунке, и ударяют ими в нужном ритме о ладонь другой руки.


КСИЛОФОН ИЗ БУТЫЛОК


Вам понадобится: 7 одинаковых банок или бутылок, вода, металлическая палочке или ложка и пианино для настройки. Расставьте бутылки в ряд на столе и налейте в них воды: в первую — высотой 1 см, во вторую побольше, в третью еще больше и т. д. Постучите по ним ложкой. Вы услышите, что будут получаться звуки разной высоты. Каждую бутылку можно настроить на определенную ноту. Это занятие для тех, у кого есть музыкальный слух. Ударьте ложкой по первой бутылке и внимательно послушайте звук. Подберите наиболее близкую ноту на пианино. А теперь, добавляя или отливая еоду. добейтесь, чтобы звук бутылки совпадал с нотой. Когда настроите эту бутылку, отметьте уровень воды (для того чтобы не надо было каждый раз заново настраивать) и наклейте бумажку с названием ноты. Настройте весь ксилофон и музицируйте на здоровье

СВИСТОК ИЗ ИВЫ

Такой свисток лучше всего делать весной, когда  кора легко снимается с молодыхветвей ивы. Вам понадобится: ветка ивы в палец толщиной и нож.

 Отрежьте от ветки кусок длиной 12 см. без сучков и почек. На более толстом конце на расстоянии 4 см от края сделайте кольцевой надрез до древесины и снимите кору. На другом конце сделайте полукруглый срез... .«а на противоположной стороне — надрез уголком, как показано на рисунке.






Как изготовить еще многие музыкальные инструменты дома Вы можете узнать из книги

«Давайте пошумим»

Авторы: О.Жакова и Е.Данкевич

Издательство: Москва, Росмен, 1998

Гдоу № 20 комбинированного вида Пушкинского района С-Пб



ДАВАЙТЕ  ПОШУМИМ!








Рекомендация по изготовлению музыкальных инструментов из подсобного материала дома



Материал подготовила:

Музыкальный руководитель 2кв.категории

Овечкина О.П.



Многие музыкальные инструменты широко использу-ются различными оркестровыми коллективами в наши дни. Однако не все могут приобрести их, а вот сделать самим — очень просто.

Трещотки

Вам      понадобится: 2 пластиковые бутылки, краски для пластмассовых моделей или маркеры по ппастику, скотч, нож и ножницы. Разрежьте бутылку на расстоянии примерно 15 см от горлышка.


Сделайте две такие заготовки.

Переведите выкройку  на тонкую бумагу. Не вырезайте по контуру! Вырежьте по линиям разреза. Сверните выкройку в трубочку и вставьте внутрь бутылки

 Края закрепите скотчем.



Раскрасьте бутылку по рисунку на выкройке. Когда краска высохнет, уберите выкройку. Если не хочется возиться с выкройками, конечно, можно разрисовать трещотки самим Нарежьте на бутылке продольные полоски примерно через 1 см, немного не доходя до узора. Следите, чтобы -лапы- и -морда- не были разрезаны, — эти полоски выйдут немного шире.


Теперь, когда обе трещотки готовы, пора ими трещать. Звук получится замечательный!

МАРАКАСЫ

Маракас — распространенный в Южной Америке музыкальный инструмент, что-то вроде погремушки. Им очень хорошо отбивать ритм, и, может быть, поэтому его часто использую! в джазе. Настоящий маракас — это пустая тыква, внутрь которой насыпан сухой горох. Подходящую тыкву найти вряд ли удастся, ток что сделайте маракасы из бутылки и футляра от киндерсюрприза. Вам понадобится: футляр от киндерсюрприза. гречневая крупа или рис. Насыпьте в футляр крупу, закройте его. и мини-маракас готов. Маракас побольше можно сделать из пластиковой бутылки. Разрисуйте бутылку индейским узором. Насыпьте в бутылку через горлышко -наполнитель» — мелкие монеты, горох. бусинки или бубенчики — и завинтите пробкой.

Теперь, держа бутылку за горлышко, как за ручку, гремите. Заметьте, при разных движениях получается разный звук. Например, эффектно, если вы сначала трясете маракас ритмично, а потом резко дергаете вниз. А если трясти и при этом колотить по той же бутылке палочкой, шуму будет еще больше.



ЖУЖЖАЛ КА, КВАКАЛ КА








Вам понадобится; 2 стаканчика от йогурта, универсальный клей, скотч, песка и прочная тонкая веревочка, канифоль, разноцветные нитки или полоски лоскутков, краски и шило.

Проткните дно стаканчика посередине и проденьте через эту дырочку веревочку. К концу веревочки привяжите кусочек спички. Склейте оба стаканчика, как показано на рисунке. Чтобы было красивее, вклейте между стаканчиками полоски ленточек или тонкой цветной бумаги. Там. где веревочка выходит из стаканчика, натрите ее канифолью.

А теперь, держа за свободный конец веревки, резко встряхивайте и наслаждайтесь тем, как она квакает.