Правовое воспитание детей дошкольного возраста.
Правовое воспитание детей дошкольного возраста.
ЗНАТЬ СВОИ ПРАВА ребенок должен уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно читать ему нормативные документы. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать в нем высокие морально-нравственные качества научить уважать свои права и права других людей, в первую очередь необходимо знание и соблюдение их взрослыми, окружающими ребенка. Поэтому повышение правовой компетентности родителей и педагогов всегда АКТУАЛЬНО!
Принятие в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка стало знакомым событием в области защиты прав детей.
Основными задачами дошкольного учреждения по ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ являются:
1. Организация работы в каждой группе ДОУ в соответствии с нормами международного права и российского законодательства.
2. Проведение правового образования дошкольников, педагогов и родителей.
3. Профилактическая работа по предупреждению нарушений прав ребенка в семье, содействие защите прав детей вне воспитательного процесса.
4. Формирование у педагогов и родителей высокой правовой культуры, у дошкольников – чувства собственного достоинства, знания своих прав и воспитание уважения к правам других людей.
Ключевой фигурой в воспитании и обучении детей является педагог. От того, насколько он соответствует требованиям времени, от уровня его специальных и правовых знаний зависит процесс правового образования как детей , так и родителей.
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА, играющим главную роль в ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ дошкольников:
1. Демонстрация высокого правового сознания, правовой культуры.
2. Реализация прав и свобод детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.
3. Построение отношений с детьми, педагогическим коллективом и родителями на основе диалога, взаимного обмена информацией.
4. Организация работы по воспитанию правового сознания в зависимости от возможностей каждого ребенка.
5. Содействие саморазвитию личности ребенка, воспитанию чувства собственного достоинства, долга, ответственности.
6. Подготовка детей к жизни в обществе.
7. Привитие навыков общения в коллективе, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций.
8. Формирование высоких морально-нравственных качеств у детей.
9. Ознакомление воспитанников с их правами и способами их защиты .
ПОЭТОМУ повышение правовых знаний педагога – не самоцель , а необходимость.
РЕБЕНОК ОБЛАДАЕТ:
Личными правами - Социальными правами - Политическими правами
Правами на образование и культуру - Правами на защиту в экстремальных ситуациях.
* Право на имя, отчество и фамилию
* Право на жизнь, личную жизнь Право на гражданство
* Право жить и воспитываться в семье, на любовь и понимание, уважение
* Право на дом и владение личным имуществом.
* Право на охрану физического здоровья Право на охрану духовного и нравственного здоровья.
* Право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному отношению.
* Право на бесплатное образование
* Право на тайну переписки.
* Право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
*Право на культурную и национальную самобытность, родной язык.
* Право на сохранение индивидуальности.
* Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
* Право на отдых и досуг.
* Право на свободное передвижение без ограничений.
* Право на игру.
* Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
* Право на охрану здоровья и на медицинское обслуживание
* Право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
* Дети-инвалиды, дети сироты имеют право на особую заботу и обучение.
* Право на выражение своего мнения (если при этом он никого не обижает ) и возможность собираться вместе, с целью выражения своих взглядов.
* Право на приемлемый уровень жизни.
* Право на жилье и неприкосновенность.
* Право на защиту в экстремальных ситуациях.
Использование художественных произведений для ознакомления дошкольников с правами.
А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» | Право на бесплатное образование. Государство следит, чтобы все дети посещали школу. |
Ш.Перро «Золушка» | Право на отдых, игру, веселье. Нельзя перегружать ребенка занятиями. |
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» | Право на индивидуальность |
Сказка «Иван – Царевич и серый волк» | Право на владение личным имуществом |
Гаршин «Лягушка – путешественница» | Право на свободное передвижение без ограничений |
К.И.Чуковский «Айболит» | Право на здоровье… |
Р.Н.С. «Гуси-лебеди» | На защиту в чрезвычайных ситуациях. Похищение ребенка запрещено законом. |
Р.н.с. «Хаврошечка» | Забота о детях, оставшихся без родителей. |
Р.н.с. «Царевна – лягушка» | Право на личную жизнь, свою тайну. |
Г.Х.Андерсен « Голый король» | Право на высказывание своих мыслей … |
А,Лингрен « Малыш и Карлсон , который живет на крыше» | Право на уважение, доброту, терпение. Защита ребенка от оскорблений , физического наказания. |
Сказка «12 месяцев» | Право на уважение, доброту, терпение. Защита ребенка от оскорблений , физического наказания. Право на отдых и игру. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pravovoe_vospitanie_.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Правовое воспитание детей дошкольного возраста.
ЗНАТЬ СВОИ ПРАВА ребенок должен уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно читать ему нормативные документы. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать в нем высокие морально-нравственные качества научить уважать свои права и права других людей, в первую очередь необходимо знание и соблюдение их взрослыми, окружающими ребенка. Поэтому повышение правовой компетентности родителей и педагогов всегда АКТУАЛЬНО!
Принятие в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка стало знакомым событием в области защиты прав детей.
Основными задачами дошкольного учреждения по ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ являются:
- Организация работы в каждой группе ДОУ в соответствии с нормами международного права и российского законодательства.
- Проведение правового образования дошкольников, педагогов и родителей.
- Профилактическая работа по предупреждению нарушений прав ребенка в семье, содействие защите прав детей вне воспитательного процесса.
- Формирование у педагогов и родителей высокой правовой культуры, у дошкольников – чувства собственного достоинства, знания своих прав и воспитание уважения к правам других людей.
Ключевой фигурой в воспитании и обучении детей является педагог. От того, насколько он соответствует требованиям времени, от уровня его специальных и правовых знаний зависит процесс правового образования как детей , так и родителей.
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА, играющим главную роль в ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ дошкольников:
- Демонстрация высокого правового сознания, правовой культуры.
- Реализация прав и свобод детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.
- Построение отношений с детьми, педагогическим коллективом и родителями на основе диалога, взаимного обмена информацией.
- Организация работы по воспитанию правового сознания в зависимости от возможностей каждого ребенка.
- Содействие саморазвитию личности ребенка, воспитанию чувства собственного достоинства, долга, ответственности.
- Подготовка детей к жизни в обществе.
- Привитие навыков общения в коллективе, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций.
- Формирование высоких морально-нравственных качеств у детей.
- Ознакомление воспитанников с их правами и способами их защиты .
ПОЭТОМУ повышение правовых знаний педагога – не самоцель , а необходимость.
РЕБЕНОК ОБЛАДАЕТ:
Личными правами - Социальными правами - Политическими правами
Правами на образование и культуру - Правами на защиту в экстремальных ситуациях.
* Право на имя, отчество и фамилию
* Право на жизнь, личную жизнь Право на гражданство
* Право жить и воспитываться в семье, на любовь и понимание, уважение
* Право на дом и владение личным имуществом.
* Право на охрану физического здоровья Право на охрану духовного и нравственного здоровья.
* Право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному отношению.
* Право на бесплатное образование
* Право на тайну переписки.
* Право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
*Право на культурную и национальную самобытность, родной язык.
* Право на сохранение индивидуальности.
* Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
* Право на отдых и досуг.
* Право на свободное передвижение без ограничений.
* Право на игру.
* Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
* Право на охрану здоровья и на медицинское обслуживание
* Право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
* Дети-инвалиды, дети сироты имеют право на особую заботу и обучение.
* Право на выражение своего мнения (если при этом он никого не обижает ) и возможность собираться вместе, с целью выражения своих взглядов.
* Право на приемлемый уровень жизни.
* Право на жилье и неприкосновенность.
* Право на защиту в экстремальных ситуациях.
Использование художественных произведений для ознакомления дошкольников с правами.
А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» | Право на бесплатное образование. Государство следит, чтобы все дети посещали школу. |
Ш.Перро «Золушка» | Право на отдых, игру, веселье. Нельзя перегружать ребенка занятиями. |
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» | Право на индивидуальность |
Сказка «Иван – Царевич и серый волк» | Право на владение личным имуществом |
Гаршин «Лягушка – путешественница» | Право на свободное передвижение без ограничений |
К.И.Чуковский «Айболит» | Право на здоровье… |
Р.Н.С. «Гуси-лебеди» | На защиту в чрезвычайных ситуациях. Похищение ребенка запрещено законом. |
Р.н.с. «Хаврошечка» | Забота о детях, оставшихся без родителей. |
Р.н.с. «Царевна – лягушка» | Право на личную жизнь, свою тайну. |
Г.Х.Андерсен « Голый король» | Право на высказывание своих мыслей … |
А,Лингрен « Малыш и Карлсон , который живет на крыше» | Право на уважение, доброту, терпение. Защита ребенка от оскорблений , физического наказания. |
Сказка «12 месяцев» | Право на уважение, доброту, терпение. Защита ребенка от оскорблений , физического наказания. Право на отдых и игру. |