Правовое воспитание детей дошкольного возраста.

Иванова Лидия Вячеславовна

 

Правовое воспитание  детей дошкольного возраста.

ЗНАТЬ   СВОИ  ПРАВА   ребенок должен  уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно читать ему нормативные документы. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать  в нем  высокие морально-нравственные качества научить  уважать  свои права и права других людей, в первую очередь необходимо  знание  и соблюдение  их взрослыми, окружающими ребенка. Поэтому повышение  правовой компетентности  родителей и педагогов  всегда  АКТУАЛЬНО!

Принятие в 1989 году  Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах  ребенка  стало знакомым событием в области защиты прав  детей.

Основными задачами дошкольного учреждения по  ПРАВОВОМУ  ВОСПИТАНИЮ являются:

1.     Организация работы в каждой группе ДОУ в соответствии с нормами международного права и российского законодательства.

2.     Проведение  правового образования дошкольников, педагогов и родителей.

3.     Профилактическая работа по предупреждению нарушений  прав ребенка в семье, содействие защите прав детей вне  воспитательного процесса.

4.     Формирование у педагогов и родителей высокой правовой культуры, у дошкольников – чувства собственного достоинства, знания своих прав  и воспитание  уважения к правам других людей.

Ключевой фигурой в воспитании и обучении детей является педагог. От того, насколько он соответствует требованиям времени, от уровня его специальных и правовых  знаний зависит процесс правового  образования как детей , так и родителей.

ФУНКЦИИ  ПЕДАГОГА, играющим главную роль в  ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ  дошкольников:

1.     Демонстрация высокого правового сознания, правовой культуры.

2.     Реализация прав и свобод детей, обеспечение охраны их жизни  и здоровья.

3.     Построение отношений с детьми, педагогическим коллективом и родителями  на основе диалога, взаимного обмена информацией.

4.     Организация работы по воспитанию правового  сознания в зависимости от возможностей каждого  ребенка.

5.     Содействие  саморазвитию личности ребенка, воспитанию чувства  собственного достоинства, долга, ответственности.

6.     Подготовка детей к жизни в обществе.

7.     Привитие навыков  общения  в коллективе, обучение  способам выхода из  конфликтных ситуаций.

8.     Формирование высоких морально-нравственных качеств у детей.

9.     Ознакомление  воспитанников с их правами  и способами их защиты .

 

ПОЭТОМУ  повышение  правовых знаний педагога – не самоцель , а необходимость.

 

РЕБЕНОК  ОБЛАДАЕТ: 

Личными правами  -  Социальными правами - Политическими правами

Правами на образование и культуру   -   Правами на защиту в экстремальных ситуациях.

 

* Право на имя, отчество и фамилию

* Право на жизнь, личную жизнь       Право на гражданство

* Право жить и воспитываться в семье,  на любовь и понимание, уважение

* Право на дом и владение личным имуществом.

* Право на охрану физического здоровья    Право на охрану духовного и нравственного  здоровья.

* Право на безопасные условия жизни, право не подвергаться  жестокому  или небрежному отношению.

* Право на бесплатное образование

* Право на тайну переписки.

* Право говорить на своем родном языке, исповедовать  свою религию, соблюдать обряды  своей        культуры.                                             

 *Право на культурную и  национальную самобытность, родной язык.

* Право на сохранение индивидуальности.

* Право на безопасные условия  жизни, не подвергаться жестокому или  небрежному обращению.

* Право на отдых и досуг.

* Право на свободное передвижение без ограничений.

* Право на  игру.

* Дети не должны  использоваться в качестве  дешевой  рабочей силы.

* Право на охрану здоровья и  на медицинское обслуживание

* Право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

* Дети-инвалиды, дети сироты имеют право на особую заботу и обучение.

* Право на выражение своего мнения (если при этом  он никого не обижает ) и возможность собираться вместе, с целью  выражения своих взглядов.

* Право на приемлемый уровень жизни.

* Право на жилье и неприкосновенность.

* Право на защиту в экстремальных ситуациях.

 

Использование  художественных произведений для ознакомления дошкольников с правами.

А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

Право на бесплатное образование. Государство следит, чтобы все дети посещали школу.

Ш.Перро  «Золушка»

Право на отдых, игру, веселье. Нельзя перегружать ребенка занятиями.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

Право  на индивидуальность

Сказка «Иван – Царевич  и серый волк»

Право на владение личным имуществом

Гаршин «Лягушка – путешественница»

Право на  свободное передвижение без ограничений

К.И.Чуковский «Айболит»

Право на здоровье…

Р.Н.С.  «Гуси-лебеди»

На защиту в чрезвычайных ситуациях. Похищение ребенка  запрещено  законом.

Р.н.с. «Хаврошечка»

Забота о детях,  оставшихся без родителей.

Р.н.с. «Царевна – лягушка»

Право на личную жизнь, свою тайну.

Г.Х.Андерсен « Голый король»

Право на  высказывание своих мыслей …

А,Лингрен « Малыш и Карлсон , который живет на крыше»

Право на уважение, доброту, терпение. Защита ребенка от  оскорблений ,  физического наказания.

Сказка  «12 месяцев»

Право на уважение, доброту, терпение. Защита ребенка от  оскорблений ,  физического наказания. Право на отдых и игру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pravovoe_vospitanie_.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Правовое воспитание  детей дошкольного возраста.

ЗНАТЬ   СВОИ  ПРАВА   ребенок должен  уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно читать ему нормативные документы. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать  в нем  высокие морально-нравственные качества научить  уважать  свои права и права других людей, в первую очередь необходимо  знание  и соблюдение  их взрослыми, окружающими ребенка. Поэтому повышение  правовой компетентности  родителей и педагогов  всегда  АКТУАЛЬНО!

Принятие в 1989 году  Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах  ребенка  стало знакомым событием в области защиты прав  детей.

Основными задачами дошкольного учреждения по  ПРАВОВОМУ  ВОСПИТАНИЮ являются:

  1. Организация работы в каждой группе ДОУ в соответствии с нормами международного права и российского законодательства.
  2. Проведение  правового образования дошкольников, педагогов и родителей.
  3. Профилактическая работа по предупреждению нарушений  прав ребенка в семье, содействие защите прав детей вне  воспитательного процесса.
  4. Формирование у педагогов и родителей высокой правовой культуры, у дошкольников – чувства собственного достоинства, знания своих прав  и воспитание  уважения к правам других людей.

Ключевой фигурой в воспитании и обучении детей является педагог. От того, насколько он соответствует требованиям времени, от уровня его специальных и правовых  знаний зависит процесс правового  образования как детей , так и родителей.

ФУНКЦИИ  ПЕДАГОГА, играющим главную роль в  ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ  дошкольников:

  1. Демонстрация высокого правового сознания, правовой культуры.
  2. Реализация прав и свобод детей, обеспечение охраны их жизни  и здоровья.
  3. Построение отношений с детьми, педагогическим коллективом и родителями  на основе диалога, взаимного обмена информацией.
  4. Организация работы по воспитанию правового  сознания в зависимости от возможностей каждого  ребенка.
  5. Содействие  саморазвитию личности ребенка, воспитанию чувства  собственного достоинства, долга, ответственности.
  6. Подготовка детей к жизни в обществе.
  7. Привитие навыков  общения  в коллективе, обучение  способам выхода из  конфликтных ситуаций.
  8. Формирование высоких морально-нравственных качеств у детей.
  9. Ознакомление  воспитанников с их правами  и способами их защиты .

ПОЭТОМУ  повышение  правовых знаний педагога – не самоцель , а необходимость.

РЕБЕНОК  ОБЛАДАЕТ:  

Личными правами  -  Социальными правами - Политическими правами

Правами на образование и культуру   -   Правами на защиту в экстремальных ситуациях.

* Право на имя, отчество и фамилию

* Право на жизнь, личную жизнь       Право на гражданство

* Право жить и воспитываться в семье,  на любовь и понимание, уважение

* Право на дом и владение личным имуществом.

* Право на охрану физического здоровья    Право на охрану духовного и нравственного  здоровья.

* Право на безопасные условия жизни, право не подвергаться  жестокому  или небрежному отношению.

* Право на бесплатное образование

* Право на тайну переписки.

* Право говорить на своем родном языке, исповедовать  свою религию, соблюдать обряды  своей        культуры.                                            

 *Право на культурную и  национальную самобытность, родной язык.

* Право на сохранение индивидуальности.

* Право на безопасные условия  жизни, не подвергаться жестокому или  небрежному обращению.

* Право на отдых и досуг.

* Право на свободное передвижение без ограничений.

* Право на  игру.

* Дети не должны  использоваться в качестве  дешевой  рабочей силы.

* Право на охрану здоровья и  на медицинское обслуживание

* Право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

* Дети-инвалиды, дети сироты имеют право на особую заботу и обучение.

* Право на выражение своего мнения (если при этом  он никого не обижает ) и возможность собираться вместе, с целью  выражения своих взглядов.

* Право на приемлемый уровень жизни.

* Право на жилье и неприкосновенность.

* Право на защиту в экстремальных ситуациях.

Использование  художественных произведений для ознакомления дошкольников с правами.

А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

Право на бесплатное образование. Государство следит, чтобы все дети посещали школу.

Ш.Перро  «Золушка»

Право на отдых, игру, веселье. Нельзя перегружать ребенка занятиями.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

Право  на индивидуальность

Сказка «Иван – Царевич  и серый волк»

Право на владение личным имуществом

Гаршин «Лягушка – путешественница»

Право на  свободное передвижение без ограничений

К.И.Чуковский «Айболит»

Право на здоровье…

Р.Н.С.  «Гуси-лебеди»

На защиту в чрезвычайных ситуациях. Похищение ребенка  запрещено  законом.

Р.н.с. «Хаврошечка»

Забота о детях,  оставшихся без родителей.

Р.н.с. «Царевна – лягушка»

Право на личную жизнь, свою тайну.

Г.Х.Андерсен « Голый король»

Право на  высказывание своих мыслей …

А,Лингрен « Малыш и Карлсон , который живет на крыше»

Право на уважение, доброту, терпение. Защита ребенка от  оскорблений ,  физического наказания.

Сказка  «12 месяцев»

Право на уважение, доброту, терпение. Защита ребенка от  оскорблений ,  физического наказания. Право на отдых и игру.