Бумаготворчество

Ивлева Татьяна Викторовна

 

Бумаготворчество.

 
Творчество создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.
(«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова).
 
Раскрытие творческих способностей – это черта человека, которая присуща ему с древности. Чтобы развитие ребенка было гармоничным, взрослые, должны развивать не только его умственные и физические способности, но и творческие.
Бумага один из основных материалов, используемых в творчестве  дошкольников. При работе с  бумагой  мы  выбираем  техники  наиболее интересные  для дошкольников. 
Аппликация, рисование,  коллажи,  квиллинг,  объёмная аппликация,  оригами,  модульное  оригами   - всё  эти техники  используются нами в работе с детьми. В процессе работы мы учимся  общаться,  запоминать цвета,  умение правильно пользоваться ножницами,  карандашом, клеем.
 
«Ум ребёнка находится в кончиках пальцев» -  этот  известный афоризм.  Работа  с бумагой  готовит руку ребёнка  к  письму. Воспитываются  такие важные  качества как  терпеливость, аккуратность,  эстетический вкус,  зрительная память,  мышление.
Бумага – простой , наиболее  доступный  и легко обрабатываемый материал  для творчества. Бумага встречается везде и широко используется. 
Самоделки из  бумаги  интересны, разнообразны,  оригинальны  и  всегда  привлекательны для детей. Из бумаги  дети с удовольствием   делают   игрушки –сувениры,  подарки, открытки к праздникам для своих  близких.
Детское творчество   -  сложный , но вместе с тем интересный процесс.  В процессе  творческой деятельности ребёнок учится работать с бумагой,   овладевает   определёнными  навыками  и умениями, развиваются пространственные представления,  точная координация и  развитие  мелкой моторики рук. В процессе обработки бумаги ребята знакомятся    с элементами графической  грамоты, учатся аккуратно и  тщательно  проводить разметку и  измерение, поскольку  от  этого  зависит   качество работы.
  Знакомим детей со свойствами бумаги  (она разная по цвету,  тонкая и  плотная, легко мнётся и рвётся, из неё можно      вырезывать,  разрезать, сгибать , её можно  использовать  во многих видах деятельности, на ней можно рисовать).
 

Свойства      бумаги:

1.Если лист  бумаги  разорвать  в двух  противоположных  направлениях, то линия разрыва  вдоль волокон   будет более  ровной, чем линия  разрыва  поперёк  волокон.
 
2. Если  бумагу  смочить водой,  то она  свернётся в трубочку вдоль волокон.
 
3. Если  лист  бумаги смочить по краям  в разных направлениях, то край  с поперечными  волокнами станет  волнистым,  с продольными -  свернётся в  трубочку.

 

Эти свойства  мы учитываем  при выполнении различных поделок из  бумаги.

Вдоль  волокон  бумага   сгибается  лучше,  чем  поперёк. Особенно важно  помнить об этом  при работе с клеем.  Смазанная клеем  бумага  продолжает расширяться. Поэтому, смазав бумагу клеем, надо  выждать некоторое время,  чтобы она впитала влагу, размокла и расширилась, только  потом  приклеивать.

Известно  около 600  видов  бумаги,  многие из которых пригодны для поделок. 

Для  определения  работ важно  уметь  выбрать  нужную  бумагу.

Папье-маше,  например, нельзя  делать из  мелованной, лощёной  и некоторых  других видов  бумаги. Для  этой работы  лучше всего  брать газетную, афишную, типографскую, поскольку  эти виды  бумаги хорошо  склеиваются и мало  коробятся.

Для складывания  игрушек  используют писчую   бумагу, она хорошо  сохраняет  форму после сгибания,  достаточно  прочна.

Аппликационные работы  выполняются  из различных видов:  глянцевой,  обойной, тиснёной, обложечной бумаги. Они хорошо впитывают клей, имеют  спокойные, мягкие оттенки.

Вырезать  поделки лучше из  тонкой, слабопроклеенной  бумаги  - салфеточной, папиросной,  бумажных скатертей. Для цветных вырезок   используем  тонкую глянцевую. Универсальна  бумага , из которой  можно  выполнить множество  ярких и   интересных поделок -  тонированная  цветная  бумага.

Объёмные  игрушки  хорошо получаются из  плотной  бумаги:  бархатной, рисовальной, ватмана, настольной.

Аппликация - наклеивание вырезанных из бумаги деталей на плотную бумагу-основу. Дети учатсясоздавать предметные и  сюжетные изображения, как с натуры, так  и по представлению.

 

Бумагокручение ( квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо)) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Искусство пришло в Россию из Кореи. Как хобби также популярно в Германии, Англии и Америке. Квиллинг ещё называют "бумажной филигранью". Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Изделия из бумажных лент можно использовать также как настенные украшения или даже бижутерию.

Считается, что искусство возникло в средневековой Европе (по другим сведениям на Ближнем Востоке и в Древнем Египте), где монахини создавали медальоны, обрамление для икон и обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях).

В 15-16 веке квиллинг считался искусством, в 19 веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Корейская школа квиллинга (называют бумагокручением) несколько отличается от европейской. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное "кружево" сплетается из сотен мелких деталей.

 

  Квиллинг – это искусство бумагокручения, появившееся в Европе в эпоху Ренессанса (конце XIV - начале XV столетия), исходящее от слова квилл – «птичье перо». Общепринятым определением квиллинга считается искусство, при котором для получения шедевра скручивают длинные и узкие ленты бумаги в спиральки и, изменяя им форму, затем из полученных деталей создают различные композиции. 

 

 

 Появившись, несколько веков техника квиллинга считалась великим искусством, миновало ещё немного времени, и техника стала развлечением дам при дворах, они изготовляли разные подделки и предметы декора. К середине XX века квиллинг уже не имел былой популярности, увлечение этой методикой угасало, и к концу XX столетия она была за чертой исчезновения. Работы и поделки по схемам квиллинга совершенно разнообразны и удивляют своими формами, фактурами и конечно же, полётом фантазии, человека, который их производит.

 Квиллинг имеет множество техник и стилей, это связано веяниями веков, через которые искусство путешествовало, изменяя географию, и форму создания. В наше время бумагокручение наиболее популярно в Германии, Великобритании и Южной Корее. Именно в Корее, искусство квиллинга открыло новое дыхание, и начало возрождаться. Там даже была открыта Ассоциация бумажной пластики, объединившая совершенно разные техники квиллинга и последователей этого необыкновенного творчества.

Техника квиллинга

 В общем, техника квиллинга заключается в следующих действиях: узкие и длинные ленты бумаги скручиваются в маленькие валики - спирали, придаётся им форма, и склеиваются при помощи клея. Перед тем, как приступить к творчеству, необходимо подготовится, а именно:

·          бумага должна быть хорошо равномерно прокрашена с обеих сторон;

·         полоски бумаги должны быть шириной в среднем 3-7мм, а длиной 28-45мм;

·         должен быть готов инструмент, в разных странах по-разному, иногда используют палочку с расколотым концом, иногда тонкое шило, а иногда даже стержень от ручки;

·         вооружится клеем, можно ПВА.

После того как Вы подготовились к квилллингу, можно приступить и к самой работе:

·         берётся полоска бумаги двумя пальцами, другой конец немного оттягивается, проводя по длине полоски ногтём, при этом конец полоски немного изгибается;

·         загнутый конец плотно наматывается на шило или тоненькую палочку, делая несколько витков;

·         когда диаметр валика равен примерно 3-4мм, он снимается с шила и закручивается вручную;

·         скручивая вручную, нужно сильно прижимать ленту двумя руками, для того, чтобы она плотно равномерно прижималась и не раскручивалась;

·         когда вся полоска будет скручена, необходимо слегка расслабить пальцы и полоска немного распустится;

·         когда она немного раскрутилась, желательно склеить конец ленты клеем,

·         после этого заготовке при помощи сжатия и других движений, придают любую форму.

 

 

Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения  не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой.

Модульное оригами подразумевает складывание из многих одинаковых модулей (последние, правда могут быть разных типов). Это отличает модульное оригами от более общего случая многолистного оригами, где идентичность модулей не существенна. Использование клея и других средств соединения не допускается, модули держатся лишь за счёт силы трения.В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными. Первые обычно представлены многоугольниками (их обычно называют подставками), звёздами, вертушками и кольцами, вторые же — правильными многогранниками или их композициями.

Модули собираются из  разноцветной бумаги. Работы получаюся яркими и  интересными. Такие работы мы собираем коллективом  детей. Собирать модули не сложно, но  для одной поделки как правило, требуется  большое количество модулей.

 

 

 

 

Квиллинг  и модульное оригами  вошли в моё совместное   творчество с дошкольниками .

Изучив материал (историю, отзывы  творческих людей,  рассмотрев работы) мне захотелось  самой  что-то смастерить.  Фото  получившихся работ  я  представила  в  фотоальбоме. Можно использовать схемы, но я эскизы своих работ рисую сама на черновике, затем накручиваю нужные ролы, а уже потом  соединяю  детали в единое целое. Объёмные работы делать очень сложно, но при желании  всё  возможно. Специальных инструментов у меня нет, я использую зубочистки с раздвоенным концом,  пинцет для очень мелких деталей. Это моё увлечение.

Очень интересно  выполнять  такие  поделки  совместно  с детьми,а  иногда  дети сами предлагают что-то своё.

Совместное творчество  развивает у дошкольников   речь, память, воображение,  мышление, развивается  эстетический вкус, художественное познание.  Воспитывается  аккуратность работы  с клеем,  бумагой. Дети учатся беречь   ценный материал - бумагу.

Развитие мелкой моторики рук- одна их актуальных проблем. Решаем мы эту проблему  с помощью моделирования  полосок  из бумаги - квиллинга  и модульного  оригами.  Это простой и недорогой вид рукоделия, доступный любому человеку. Использование  разнообразных техник  раскрывают творческий  потенциал как ребёнка, так и педагога работающего   вместе с ним. Делая поделки, игрушки,  подарки,  творческие работы для конкурсов важно правильно  направить  ребят: помочь подобрать материал,   выбрать  технику ,создать свой эскиз,  композицию. При создании  изображений  поощряем применение  разных приёмов   наклеивания  деталей                 (полностью промазывая  клеем  детали,и  частично, создавая  иллюзию  передачи  объёма). Развиваем чувство цвета и колорита. Используем для эскизов рисунки из раскрасок, героев  сказок, элементарные  и простейшие,  знакомые детям формы.