рабочие программы по математике

Аулов Сергей Анатольевич

рабочие программы по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya7.doc155 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_geometriya_8_klass.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………….3

Содержание рабочей программы…………………………………………………..5

Тематическое планирование……………………………………………………….6

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса……………………………7

Литература…………………………………………………………………………..8

Приложение (Календарно- тематическое планирование).....…………………….9


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

Данная рабочая  программа по курсу «Геометрия. 7 класс» разработана в   на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, годового календарного графика,  учебного плана школы, примерной программы основного общего образования.

Цели обучения геометрии:

Цели обучения геометрии в общеобразовательной школе (в том числе и гимназии) определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:

  1. овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
  4. воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи:

  1. систематизировать знания обучающихся об основных свойствах простейших геометрических фигур;
  2. изучить признаки равенства треугольников;
  3. сформировать умение доказывать равенство треугольников с опорой на признаки равенства треугольников;
  4. дать систематизированные сведения о параллельности прямых;
  5.  расширить знания обучающихся о треугольниках;
  6.  систематизировать и расширить знания обучающихся о свойствах окружности;
  7. сформировать умение решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии  с базисным учебным планом и учебным планом в 7 классе на изучение курса «Геометрия» отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель т.е. 70 часов в год. Распределение часов по разделам курса произведено в соответствии с авторской программой.

     

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Целью изучения курса геометрии является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.  

Изучение программного материала дает возможность учащимся:

  1. осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
  2. научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  3. получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
  4. усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
  5. приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
  6. научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
  7. овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);
  8. приобрести опыт применения аналитического аппарат (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.

Содержание рабочей программы

Основные свойства простейших геометрических фигур (15 ч)

        Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Точка и прямая. Отрезок, длина отрезка и её свойства. Полуплоскость. Полупрямая. Угол, величина угла и её свойства. Треугольник. Равенство отрезков, углов, треугольников. Параллельные прямые. Теоремы и доказательства. Аксиомы.

        Основная цель – систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур.

        Смежные и вертикальные углы (7 ч)

        Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые. Биссектриса угла и её свойства.

        Основная цель – отработка навыков применения свойств смежных и вертикальных в процессе решения задач.

        Признаки равенства треугольников (15 ч)

        Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства.

        Основная цель – сформировать умение доказывать равенство треугольников с опорой на признаки равенства треугольников.

        Сумма углов треугольника (14 ч)

        Параллельные прямые. Основное свойство параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

        Основная цель – дать систематизированные сведения о параллельности прямых, расширить знания учащихся о треугольниках.

        Геометрические построения (13 ч)

        Окружность. Касательная к окружности и её свойства. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

        Основная цель – сформировать умение решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Обобщающее повторение (6 ч)

Тематическое планирование.


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

уроки

контрольные работы

лабораторные, практические работы, экскурсии

зачеты

1

Основные свойства простейших геометрических фигур

15

14

1

-

-

2

Смежные и вертикальные углы

7

6

1

-

-

3

Признаки равенства треугольников

15

14

1

-

-

4

Сумма углов треугольника

14

13

1

-

-

5

Геометрические построения

13

12

1

-

-

6

Обобщающее повторение

6

-

-

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения геометрии ученик должен уметь

  1. пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  2. распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  3. распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды); изображать указанные геометрические фигуры;
  4. выполнять чертежи по условию задачи;
  5. владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
  6. уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
  7. проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  8. владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  2. решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  3. построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Литература и средства обучения

  1. Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса общеобразовательных учреждений. В.А. Гусев, А. И. Медяник. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Геометрия в 7-9 классах: (Методические рекомендации к преподаванию курса геометрии по учебному пособию А.В. Погорелова): Пособие для учителя / Л.Ю. Березина, Н.Б. Мельникова, Т.М. Мищенко и др. М., 1996.
  4. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др./ – М.: Просвещение, 2008.
  5. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса общеобразовательных учреждений. В.А. Гусев, А. И. Медяник. – М.: Просвещение, 2005.

Календарно- тематическое планирование по геометрии

Класс 7             Всего часов: 70 часов          В неделю: 2 часа

Учитель: Аулов Сергей Анатольевич

Плановых контрольных работ –5

Учебник: Погорелов А.В. Издательство «Просвещение», 2010г.

Номер урока

Тема урока

Количество часов

Дата

план

Дата

факт

1

Геометрические фигуры. Точка и прямая.

1

2

Отрезок. Измерение отрезков.

1

3

Решение задач на тему «Измерение отрезков»

1

4

Полуплоскости.

1

5

Полупрямая.

1

6



Угол.



1

7

Решение задач на тему «Полупрямая»

1

8

Откладывание отрезков и углов.

1

9

Решение задач на откладывание отрезков и углов

1

10

Треугольник.

Существование треугольника, равного данному.

1

11

Решение задач на нахождение сторон и углов треугольников.

1

12

Параллельные прямые.

1

13

Теоремы и доказательства. Аксиомы.

1

14

Решение задач на тему « Основные свойства простейших геометрических фигур»

1

15

Контрольная работа по теме « Основные свойства простейших геометрических фигур»

1

16

Смежные углы.

1

17

Решение задач на тему «Смежные углы»

1

18

Вертикальные углы.

1

19

Перпендикулярные прямые.

Доказательство от противного.

1

20

Биссектриса угла.

1

21

Решение задач на тему « Вертикальные и смежные углы»

1

22

Контрольная работа по теме « Вертикальные и смежные углы»

1

23

Первый признак равенства треугольников. Использование аксиом при доказательстве теорем

1

24

Второй признак равенства треугольников.

1

25

Решение задач на тему « Признаки равенства треугольников»

1

26

Равнобедренный треугольник.

1


27


Решение задач на тему «Равнобедренный треугольник.»

1

28

Обратная теорема

1

29

Решение задач на применение свойств равнобедренного треугольника

1

30

Медиана и биссектриса треугольника

1

31

Высота треугольника

1

32

Свойства медианы равнобедренного треугольника.

1

33

Решение задач на нахождение

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

34

Третий признак равенства треугольника.

1

35

Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников

1

36

Подготовка к контрольной работе по теме «Признаки равенства треугольников»

1

37

Контрольная работа по теме «Признаки равенства треугольников»

1

38

Параллельность прямых.

1

39

Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.

1

40

Признак параллельности прямых.

1

41

Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей.

1

42

Решение задач на применение основных свойств параллельных прямых.

1

43

Сумма углов треугольника.

1

44

Решение задач на нахождение суммы углов треугольника.

1

45

Внешние углы треугольника

1

46

Прямоугольный треугольник.

1

47

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

1

48

Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник.»

1

49

Существование и единственность перпендикуляра к прямой.

1

50

Подготовка к контрольной работе по теме «Сумма углов треугольника»

1

51

Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника»

1

52

Окружность.

1

53

Окружность, описанная около треугольника.

1

54

Касательная к окружности.

1

55

Окружность, вписанная в треугольник. Решение задач.

1

56

Построение треугольника с данными сторонами.

1

57

Построение угла, равного данному.

1

58

Построение биссектрисы угла. Деление отрезка пополам.

1

59

Построение перпендикулярной прямой.

1

60

Геометрическое место точек.

1



61


Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

1

62

Метод геометрических мест

1

63

Подготовка к контрольной работе по теме «Геометрические построения»

1

64

Контрольная работа по теме «Геометрические построения»

1

65

Повторение темы «Признаки параллельности прямых».

1

66

Повторение темы «Признаки равенства треугольников».

1

67

Повторение темы «Сумма углов треугольника».

1

68

Повторение темы «Построение треугольника с данными сторонами».

1

69

Повторение темы «Окружность».

1

70

Обобщение курса.

1



Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………3

Требования к уровню подготовки обучающихся……………………………..6

Содержание программы учебного курса………………………………………7

Тематическое планирование……………………………………………………9

Нормы и критерии оценивания…………………………………………………9

Список литературы………………………………………………………………14

Приложение (Календарно - тематическое  планирование)……………………15

Пояснительная записка

Статус документа.

Данная рабочая  программа по курсу «Геометрия. 8 класс» разработана в   на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, годового календарного графика,  учебного плана школы, примерной программы основного общего образования.  

Структура документа. 

Рабочая  программа по геометрии представляет собой целостный документ, включающий следующие  разделы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Требования к уровню подготовки  обучающихся.
  3. Содержание программы учебного курса.
  4. Тематическое планирование.
  5. Календарно-тематическое планирование.
  6. Нормы и критерии оценивания.
  7. Перечень учебно-методического обеспечения.
  8. Список  литературы.
  9. Приложения.

Общая характеристика учебного предмета.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Целью изучения курса геометрии является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.  

Изучение программного материала дает возможность учащимся:

  1. осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
  2. научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  3. получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
  4. усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
  5. приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
  6. научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
  7. овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);
  8. приобрести опыт применения аналитического аппарат (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.

Цели обучения математике:

Цели обучения математике в общеобразовательной школе (в том числе и гимназии) определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:

  1. овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
  4. воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи:

  1. систематизировать знания обучающихся об основных свойствах простейших геометрических фигур;
  2. изучить признаки равенства треугольников;
  3. сформировать умение доказывать равенство треугольников с опорой на признаки равенства треугольников;
  4. дать систематизированные сведения о параллельности прямых;
  5.  расширить знания обучающихся о треугольниках;
  6.  систематизировать и расширить знания обучающихся о свойствах окружности;
  7. сформировать умение решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Место предмета в учебном плане. 

В соответствии  с базисным учебным планом и учебным планом в 8 классе на изучение курса «Геометрия» отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель т.е. 70 часов в год. Распределение часов по разделам курса произведено в соответствии с авторской программой.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  1. планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  2. решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  3. исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  4. ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  5. проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  6. поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения геометрии в 8 классе ученик должен знать/понимать:

  1. существо понятия математического доказательства;
  2. примеры доказательств;
  3. каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
  4. примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

уметь:

  1. пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  2. владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
  3. решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и проводя аргументацию в ходе решения задач;
  4. решать задачи на доказательство;
  5. владеть алгоритмом решения основных задач на построение.
  6. изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  2. решения геометрических задач;
  3. решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  4. построения геометрическими инструментами (линейкой, циркулем, угольником, транспортиром).

Содержание программы учебного курса

(70 ч)

1. Геометрические построения (7 ч)

            Окружность. Окружность описанная около треугольника.Окружность вписанная в треугольник.Касательная к окружности.

           2. Четырехугольники (19 ч)

Определение четырехугольника. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма.

Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства.

Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника.

Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки.

Основная цель — дать учащимся систематизированные сведения о четырехугольниках и их свойствах.

3. Теорема Пифагора(13 ч)

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора.

Неравенство треугольника.

Перпендикуляр и наклонная.

Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.

Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.

Основная цель — сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников, необходимый для вычисления элементов геометрических фигур на плоскости и в пространстве.

4. Декартовы координаты на плоскости (10 ч)

Прямоугольная система координат на плоскости.

Координаты середины отрезка.

Расстояние между точками.

Уравнения прямой и окружности. Координаты точки пересечения прямых. График линейной функции.

Пересечение прямой с окружностью.

Синус, косинус и тангенс углов от 0° до 180°.

Основная цель — обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах; развить умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.

5. Движение (7 ч)

Движение и его свойства.

Симметрия относительно точки и прямой.

Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур.

Основная цель — познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований.

6. Векторы(8 ч)

Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.

Основная цель — познакомить учащихся с элементами векторной алгебры и их применением для решения геометрических задач; сформировать умение производить операции над векторами.

7. Повторение курса геометрии 8 класс (6 ч)

Параллелограмм.  Прямоугольник. Теорема Пифагора. Ромб. Квадрат. Трапеция

Тематическое планирование.


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

уроки

контрольные работы

лабораторные, практические работы, экскурсии

зачеты

1

Четырёхугольники

18

16

2

-

-

2

Теорема Пифагора

18

16

2

-

-

3

Декартовы координаты на плоскости

14

13

1

-

-

4

Движение

9

9

-

-

-

5

Векторы

7

6

1

-

-

6

Итоговое повторение

4

4

-

-

-

  1. Нормы и критерии оценивания
  2. 1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  1. работа выполнена полностью;
  2. в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  3. в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

 Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  1. работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  2. допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  1. допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  1. допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  1. работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
  1. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
  1. 2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  1. полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  2. изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  3. правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  4. показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  5. продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  6. отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  7. возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  1. в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  2. допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  3. допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  1. неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
  2. имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  3. ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  4. при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  1. не раскрыто основное содержание учебного материала;
  2. обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  3. допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  1. ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
  1. Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  1. незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  2. незнание наименований единиц измерения;
  3. неумение выделить в ответе главное;
  4. неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  5. неумение делать выводы и обобщения;
  6. неумение читать и строить графики;
  7. неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  8. потеря корня или сохранение постороннего корня;
  9. отбрасывание без объяснений одного из них;
  10. равнозначные им ошибки;
  11. вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  12. логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  1. неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  2. неточность графика;
  3. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  4. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  5. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  1. нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  2. небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы

1.Бурмистрова Н.В., Старостенкова Н.Г. Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии, 8 класс- Саратов: «Лицей», 2001 и последующие изданя.

  1.  Ершова А.П., В.В. Голобородько, А.С.Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса- М6 Илекса, 2005 и последующие издания.
  2. Изучение геометрии в 7-9 классах . Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. М. : Просвещение , 2000 и последующие издания.
  3. Поурочные разработки по геометрии. 8 класс -2-ое издание переработанное и доп.- М.: ВАКО, 2006( В помощь школьному учителю)
  4. Семёнов Е. Е. Изучаем геометрию: Книга для учащихся. - М. : Просвещение, 1998.
  5. Устьев Г. М. Планиметрия в упражнениях на готовых чертежах. -М.: Московский репетитор, 1991.
  6.  Шуба М.Ю., Занимательные задания в обучении математике. Книга для учителя. М.:Просвещение, 1995 и последующие издания.

 Календарно - тематическое  планирование

по геометрии

8 класс

2 урока в неделю (70  уроков в год)

Учебник: Погорелов А.В. Геометрия, 7-9

Тема урока

Кол-

во

 уроков

Дата проведения план

Дата проведение факт

Четырёхугольники

18

1

Определение четырёхугольника, п.50

1

2

Решение задач.

1

3

Параллелограмм., п.51,

1

4

Свойство диагоналей параллелограмма.п.52,

1

5

Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма п.53

1

6

Решение задач.

1

7

Прямоугольник, п.54

1

8

Ромб, п.55

1

9

Квадрат. Решение задач, п.56

1

10

Решение задач, подготовка к к/р.

1

11

Контрольная работа по теме: «Четырехугольники»

1

12

Теорема Фалеса, п.57

1

13

Средняя линия треугольника, п.58

2

14

Трапеция, п.59

15

Равнобокая трапеция, п.59

2

16

Теорема о пропорциональных отрезках, п.60,61

17

Решение задач. Подготовка к к/р, п.60,61

1

18

Контрольная работа по теме: «Четырехугольники»

1

Теорема Пифагора

18

19

Косинус угла, п.62

1

20

Теорема Пифагора, п.63

1

21

Египетский треугольник. Решение задач., п.64

1

22

Перпендикуляр и наклонная, п.65

1

23

Решение задач, п.62-65

1

24

 Неравенство треугольника, п.66

1

25

Решение задач на неравенство треугольника, п.66

1

26

Решение задач по теме, п.66

1

27

Решение задач на применение т. Пифагора, п.62-66

1

28

Контрольная работа по теме: «Теорема Пифагора»

1

29

Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике, п.67

1

30

Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике

1

31

Основные тригонометрические тождества, п.68

1

32

Основные тригонометрические тождества

1

33

Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов, п.69

1

34

18

1

35

Изменение синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла, п.70

1

36

Контрольная работа №4.

1

Декартовы координаты на плоскости

14

37

Определение декартовых координат, п.71

1

38

Координаты середины отрезка, п.72

1

39

Расстояние между точками, п.73

2

40

Расстояние между точками

41

Уравнение окружности., п.74,

1

42

Уравнение прямой п.75

2

43

Уравнение прямой

44

Координаты точки пересечения прямых, п.76

1

45

Расположение прямой относительно системы координат, п.77

1

46

Угловой коэффициент в уравнении прямой. График линейной функции, п.78,79

1

47

Пересечение прямой с окружностью, п.80

1

48

Контрольная работа№5.

1

49

Определение синуса, косинуса и тангенса для любого угла от 0° до 180°, п.81

2

50

Определение синуса, косинуса и тангенса для любого угла от 0° до 180°, п.81

Движение

9

51

Преобразование фигур., п.82,

1

52

Свойства движения п.83

1

53

Симметрия относительно точки, п.84

1

54

Симметрия относительно прямой, п.85

1

55

Поворот, п.86

1

56

Параллельный перенос и его свойства, п.87

1

57

Существование и единственность параллельного переноса, п.88

1

58

Сонаправленность полупрямых, п.89

1

59

Равенство фигур, п.90

1

Векторы

7

60

Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов, п.91,92

1

61

Координаты вектора., п.93,

1

62

Сложение векторов. Сложение сил п.94,95

1

63

Умножение вектора на число, п.96

1

64

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение векторов., п.97,98,

1

65

Разложение вектора по координатным осям п.99

1

66

Контрольная работа №6.

1

67-70

Итоговое повторение курса геометрии 8 класса

4

Программа

Учебник

Учебные пособия

Методические

пособия

 Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы./ Составитель Т.А. Бурмистрова.

Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений /

А.В. Погорелов. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009

Поурочное планирование по геометрии: 8 класс: к учебнику А.В. Погорелова «Геометрия. 7 – 9 классы» /

Н.Б. Мельникова. – М.: «Экзамен», 2009.