3.3.2 Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях

Хватикова Евгения Сергеевна

          Тема выступления,  уровень конференции (семинара и т.п.), название, место проведения, дата

  • «Технология проведения урока английского языка в условиях реализации ФГОС»  - Школьное методическое объединение иностранных языков, МБОУ СОШ № 16, 25.10.2019
  • «Развитие ИКТ-компетентности педагогов в России»   -     Школьное методическое объединение иностранных языков, МБОУ СОШ № 16, 10.04.2020
  • "Система домашних заданий как средство повышения качества знаний учащихся"   -   Педагогический совет МБОУ СОШ №16, 09.01.2019

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проведения урока английского языка

в условиях реализации ФГОС

Первое, о чем должен подумать педагог, не только английского языка, я любой, – это о создании интересной, творческой атмосферы на уроке. Причем здесь важно и эмоциональное состояние преподавателя, и учащихся. Если цель урока научить общаться и говорить, то очень важно подготовить класс к этому. Если состояние учащихся взбудораженное и напряженное, следует несколько минут посвятить тому, чтобы их успокоить. Например, предложить что-то нарисовать или просто поговорить.

Второе, что должен сделать учитель при подготовке к уроку – четко сформулировать цель занятия для себя и для учащихся. Нужно помнить, что изучения языка – это не цель. Это средство приобретения навыков необходимых в жизни. Поэтому на уроках иностранного языка следует учить не только языку, но и с помощью языка. Именно это позволит достичь тех компетенций, которые прописаны во ФГОСах – ориентацию на применение знаний, полученных на занятиях.

Такой целью может быть приобретение социального навыка. То есть язык нужен для того, чтобы научить общаться. Социальная цель достигается через обучение учащихся разговаривать на языке: задавать вопросы, выражать свою мысль так, чтобы она была понятна собеседнику.

Также такой целью может быть формирование критического мышления.

И собственно основной целью самого процесса обучения иностранному языку является приобретение профессиональных навыков.

Достижение этих целей не возможно, если тот материал, который преподается на занятии не находит эмоционального отклика у учащихся. Он не сможет социализироваться, не будет мыслить критично или решать какую-то проблему, если он равнодушен к тому, о чем ему предлагают подумать, ему это не интересно или не понятно. Поэтому эффективность обучения иностранному языку будет зависеть от заинтересованности учащегося в той деятельности, которую ему предлагает учитель. Частично этого можно достигнуть через поисковую работу, через исследование, которое проводит сам учащийся.

Таким образом, для достижения этих целей важно, чтобы примерно 20% времени урока говорил учитель, а 80% – учащиеся. Цель учителя в данном случае контролировать образовательный процесс: задавать тему урока, поправлять, поощрять и т.д. По статистике учащийся запоминает на уроке 20% того, что говорит учитель, и 80% того, что говорят его одноклассники.

Методика организации урока

1. Вступительное слово

2. Работа с текстами, упражнения и другие виды образовательного процесса

3. Подведение итогов

Вступительное слово или введение в урок важно для того чтобы дети собрались и приготовились к уроку. Для школьников начальной и средней школы такое вступление можно сделать в виде пения простой песенки изучаемом языке. Это создаст ритм и задаст настроение уроку и даст возможность повторить некоторые правила, которым посвящена песенка. Хорошо, если есть возможность и закончить урок песней. Это снимет напряжение, которое могло возникнуть на уроке и подготовит детей к отдыху на перемене.

Что касается непосредственной работы на уроке, то нужно помнить, что каждый учащийся имеет разные когнитивные способности к запоминанию и воспроизведению информации, поэтому следует готовить разные формы и виды заданий. Объяснение теоретического материала на уроке иностранного языка должно занимать минимум времени. Необходимо сразу выходить в практику. То есть нельзя, чтобы весь урок был посвящен грамматике. А объяснение нового материала должно сопровождаться проговариванием, изображением, параллельным написанием ключевых элементов новых правил. То есть нужно одновременно использовать разнообразные средства обучения для того, чтобы донести материал до учащихся с разными когнитивными навыками. Причем чем младше учащийся, тем более разнообразными должны быть средства обучения так как в этом возрасте учащийся будет воспринимать только ту информацию, которая затрагивает его эмоции.  

В процессе работы на уроке, помимо аудио-, видео материалов и учебников можно использовать разнообразные карточки. С карточками очень удобно работать, поскольку они готовятся по определенной теме, их можно по-разному группировать, сортировать и составлять разные комбинации. При работе с карточками учащиеся приучаются к коммуникации и активной работе на уроке. С эмоциональной точки зрения работа с карточками полезна, особенно в начальной и средней школе, поскольку помогает материализовать слова и выражения на иностранном языке. Очень важная полезная функция работы с карточками в том, что они позволяют сфокусировать внимание учащихся на обсуждаемой теме, при этом дают возможность одновременно слушать преподавателя, видеть и трогать карточку. То есть учащийся не устает от однообразного действия, а в процессе работы задействуются разные каналы восприятия информации.

Помимо карточек и других привычных вспомогательных средств на уроке иностранного языка полезно использовать интерактивные постеры или плакаты. То есть учитель заранее готовит постер или плакат по какой-то теме, показывает на отдельные элементы этого материала, а дети по одному или хором озвучивают то, что он показал. В такой ситуации учащиеся даже могут подойти и собраться вокруг учителя и его плаката. Помимо образовательной пользы от такого метода, у учащихся снимется и физическое напряжение от долгого сидения на занятиях. Это гораздо эффективнее того, что на уроке учащиеся уткнуться в учебник и не понятно, о чем они думают в это время.

Таким образом, то, что учащиеся при работе с плакатами работают все вместе и у них один источник перед глазами, эффективно и в плане затрачиваемых ресурсов и для эффективного восприятия информации.

Для эффективного освоения иностранного языка учащимися образовательных организаций можно внести в процесс обучения элемент игры. Игра – это вид деятельности, с определенной целью и с элементами развлечения. Существуют два вида игр: соревнование и сотрудничество. При сотрудничестве игроки или команды работают вместе над одной целью. В соревновании они пытаются превзойти своего соперника в достижении этих же целей.

При изучении иностранного языка нужно использовать коммуникативные игры. Это значит, что нужно делать больший акцент на успешное общение, чем концентрироваться на языковых ошибках

Игра – это не просто развлечение. Нужно использовать игру как элемент обучающей программы. И желательно, чтобы игра была кульминацией урока или темы, когда материал уже дан, отработан, усвоен и его уже можно использовать.

Таким образом, если учащиеся хотят участвовать в игре, а для этого им придется заговорить на иностранном языке.

Существует огромное количество литературы, где можно найти развивающие игры для взрослых и для детей – их можно самостоятельно адаптировать под свои цели. И нужно учитывать педагогические техники, такие как сбор информации, подбор ключевых слов, сопоставление информации, которые можно использовать при составлении кроссвордов, пазлов, различных лексических игр и игр на произношение.

Есть и другие методы и способы интересной работы в процессе урока иностранного языка. Например, в начальной и средней школе можно использовать куклы-перчатки. В старшей школе такая методика часто перерастает в ролевые игры, когда учащиеся выступают не от своего лица, а от имени какого-то героя. Такая методика эффективна и в начальной, и в средней, и в старшей школе для включения в работу застенчивых учащихся, которые стесняются, которым трудно быстро адаптироваться в атмосфере урока, поскольку они говорят не от своего имени, а от имени персонажа. С психологической точки зрения для многих учащихся таким образом снимается страх выступления перед аудиторией.

Также в процессе урока можно использовать интерактивную доску. Такой доской может стать любая школьная доска в классе. К ней могут крепиться картинки, которые в зависимости от ситуации двигаются, между ними можно рисовать стрелки, что-то к ним дорисовывать, составлять схемы.

Еще один прием работы во время урока иностранного языка – это использование диалоговых форм.

Изучение иностранного языка отличается коммуникативной направленностью, а именно, использованием диалогической речи. Диалогическая речь приходит на смену топикам и монологам. Для того чтобы подготовить условия для проведения диалога нужно сгруппировать учащихся класса по парам и дать им тему. Диалоги хорошо проводить в процессе или после изучения новой темы для закрепления материала. Диалоги хороши еще тем, что разговаривая с другом или просто с одноклассником гораздо проще преодолеть языковой барьер, который возникает, когда нужно произнести монолог.

В учебниках часто даются диалоги, которые учитель требует запомнить и разыграть. Это не эффективная методика. Лучше, если учащиеся сами подберут слова и выражения по той теме, которую им нужно обсудить.

Можно перед началом диалога выписать те слова, которые могут понадобиться при обсуждении какой-то темы и использовать их. Фактически при любом уровне владения языком и при минимальной лексике можно создать языковую ситуацию, которая выразится через диалог.

Если учащийся уже достаточно хорошо владеет иностранным языком, то с ним стоит говорить на те темы, которые его интересуют или узнавать его мнение по какой-то проблеме. То есть подход должен быть индивидуальным и собеседник должен знать, что вы подходите к разговору не формально. Те вопросы, которые приводятся в учебнике после изучения темы, могут послужить в этом случае образцами правильного лексического использования и грамматического построения.

В процессе урока можно поиграть в игру, когда каждый учащийся в классе будет предлагать фразу для того, чтобы получился диалог.

Таким образом, все языковые проявления (грамматика, лексика, фонетика) должны находить свою материализацию. В школе это может быть работа с раскрасками, кубиками или конструкторами. Идея в том, что все, что учащийся говорит по теме урока, он должен сопровождать каким-то действием.

Например, если учащемуся нужно сказать на языке «красное яблоко», то одновременно он должен, хотя бы схематично это красное яблоко нарисовать.

Суть этого метода в том, чтобы связать воедино навыки говорения, понимания и деятельности в процессе общения на иностранном языке. Чтобы язык был непосредственно связан с конкретной деятельностью.

Часто предлагается использование разных мультимедийных средств во время урока, и не только иностранного языка. Нужно обратить внимание на то, что после начала использования этих средств учащиеся уже плохо работают с печатным текстом, книгой, учебником и т.д. Это объясняется тем, что после того как ребенок понял, что достаточно просто нажимать на кнопки, чтобы все стало красочным и двигалось, ему уже не хочется прилагать дополнительных усилий для обычной работы на уроке. Поэтому во время урока мельтимедийные средства должны быть только у педагога, а учащиеся должны видеть то, что спроецировал учитель на большом экране, чтобы задействовать весь класс.

Для учащихся использование мультимедийных средств эффективно дома, когда им нужно повторить материал или сделать задания. Более того, хорошо, если обучающая программа может оценивать результаты домашней работы учащегося. Тогда это снимет необходимость делать такую работу учителю на уроке или после занятий и у него останется время лучше подготовиться к будущему занятию. Однако все мультимедийные приложения должны использоваться вне Интернета, а только off-line.



Предварительный просмотр:

Развитие ИКТ-компетентности педагогов в России

Проблема формирования, развития и повышения ИКТ компетентности учителей является актуальной для современного российского образования. Несмотря на реализацию федеральных целевых программ, приоритетного проекта «Образование», проекта Всемирного банка «Информатизация системы образования», уровень применения ИКТ учителями-предметниками по-прежнему остается невысоким. Всего к 2010 году в России обучение по ИКТ компетентности прошли не менее 800 000 учителей, то есть около 50% педагогических кадров. При этом в проекте ИСО по программам формирования ИКТ компетентности было обучено 125 000 педагогов. По результатам исследований, проведенных в РГПУ им. А.И.Герцена, к 2010 году лишь 15% педагогов (исследованием были охвачены учителя из регионов, принимавших участие в проекте ИСО в апробации Цифровых

образовательных ресурсов, составивших Единую коллекцию активно используют ИКТ в своей профессиональной педагогической деятельности, и небольшой процент педагогов (7%) имеет сформированные навыки информационного активного взаимодействия в образовательной сети в Интернете (являются активными участниками Интернет-мероприятий, сетевых сообществ). Именно поэтому в 2011-12 годах в рамках государственной программы «Электронное образование» с целью подготовки школ к переходу на новый ФГОС было проведено обучение около 1500 тьюторов- методистов и 65 тысяч педагогов-тьюторов по программе использования новых ИКТ и электронных образовательных ресурсов нового поколения и ООР (www.fcior.edu.ru) в учебном процессе с использованием дистанционного обучения (примерно по 10-25 представителей от инновационных учителей по разным предметам, в том числе учителей начальной школы из каждого муниципального образования из 75% всех регионов страны).

Определенные изменения сложившийся ситуации связаны с формированием и внедрением Национальной системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ компетентности в систему российского непрерывного образования, а также с формализацией требований к подготовке в области ИКТ в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих России (Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), в котором информационная компетентность__педагогических работников рассматривается как «качество действий работника, обеспечивающее эффективный поиск, структурирование

информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-

методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедиа технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях».

Требования к применению учителем-предметником

информационно-коммуникационных технологий, обозначенные в этом документе, включают необходимость каждым учителем:

• осуществлять осознанный выбор образовательных технологий, включая информационные, а также осуществлять и выбор электронных образовательных ресурсов;

• реализовывать контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с и пользованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);

• знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Следующим шагом должны быть разработка и принятие соответствующих государственных стандартов подготовки и переподготовки педагогических кадров в области ИКТ. В качестве концептуальной основы для разработки таких стандартов некоторое время назад рассматривались «Стандарты ИКТ компетентности учителей: модули стандартов компетентности», предложенные ЮНЕСКО, в которых акценты смещены не просто на необходимость формирования ИКТ компетентностей учителей, а ориентация на обновление на основе ИКТ реализуемых традиционных приемов, методов и технологий обучения.

После разработки и официального запуска разноязычных версий «Рамочных рекомендаций относительно структуры ИКТ компетентности учителей» (UNESCO ICT Competency Framework for Teachers (ICT-CFT)) в 2011-2012 гг. именно этот документ сегодня является основой для__разработки национальных (региональных) стандартов ИКТ компетентности учителей. В то же время, предложения ЮНЕСКО должны рассматриваться как ориентиры и адаптироваться с учетом особенностей национальных, в том числе и российской, систем образования, особенностей процесса информатизации, этнонациональных культурных

традиций и т.д.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и вступивший в силу в 2015 г. устанавливает необходимость владения педагогом ИКТ- компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Стандарт определяет следующие ИКТ-компетентности педагога:

• общепользовательская ИКТ-компетентность;

• общепедагогическая ИКТ-компетентность;

• предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Участники учебного процесса.

Педагоги – предметники:

- получают информацию о педагогической и методической литературе, интернет-ресурсы учебного назначения;

- организовывают работу школы в образовательных проектах, конкурсах, викторинах;

- обмениваются информацией по методике преподавания в рамках виртуальных методических объединений;

- используют ИКС для создания своего личного информационного пространства с целью дальнейшего профессионального роста;

- создают веб-странички, сайты и получают новый образовательный ресурс доступный и другим регионам, участвуют в работе педагогических интернет – объединений.

Учащиеся:

- ведут поиск информации для решения учебных задач;

- участвуют в олимпиадах, викторинах, конкурсах, проектах;

- участвуют в дистанционном тестировании;

- используют в учебной работе имеющиеся образовательные ресурсы (тренажёры,

- репетиторы, энциклопедии, справочники и т.д.);

- переписываются со сверстниками.

Библиотекарь:

- осуществляет и поддерживает работу по созданию и поддержке

электронного библиотечного каталога;

- публикует информацию о новых поступлениях;

- использует информацию, размещённую в сети Интернет.

Администрация:

- организует совместную деятельность сотрудников школы, разработку согласованных планов и их исполнение;

- формирует расписание занятий;

- оперативно связывается с руководителями и другими работниками различных организаций;

- организует публикацию результатов работы на сайте школы;

- проводит на сайте школы консультации для педагогов, родителей и представителей общественности по вопросам образования;

- заказывает школьное оборудование, учебные пособия, образовательные материалы.

Технические специалисты:

- поддерживает работу локальной сети школы и Интернет-сервера; антивирусную защиту локальной сети школы;

- обеспечивает доступ в Интернет со всех рабочих мест.

Родитель:

- узнаёт об обучении и поведении своих детей;

- знакомится с учебными проектами детей;

- знакомится с нормативной, медицинской, педагогической информацией;

- общается с классным руководителем по электронной почте.

Основой открытого информационного пространства школы является компьютеризированные рабочие места, объединенные в единую сеть Интернет.

ИКТ и деятельность педагога в системе среднего образования

Путь к непрерывному обучению учеников лежит через непрерывное обучение самих преподавателей. ИКТ открывает большие возможности развития творчества преподавателей, делает обучение более эффективным и увлекательным. Сетевые содружества учителей стимулируют обмен опытом, повышают самооценку педагогов и разрушают национальные барьеры образования.

Педагог играет решающую роль в организации учебного процесса. Подготовка преподавателей необходима для успешной организации непрерывного обучения в школе, обязательным условием которого является непрерывное обучение самих преподавателей. Путь к совершенствованию организации учебного процесса и содержания обучения лежит через совершенствование педагогов. ИКТ мобилизуют педагогическое творчество и открывают путь педагогическим инновациям. Что касается оценки качества труда педагогов, то и здесь все большую роль по сравнению с традиционными начинают играть современные,

альтернативные методы, стимулирующие использование новых технологий в учебной деятельности. Формирование сетевых педагогических сообществ открывает возможности для обмена опытом и обсуждения проблем повышения квалификации и подготовки учителей.

Для полноценного развития личности учащегося современная педагогика считает необходимым использование таких методов, как развивающие игры, учебное экспериментирование, дискуссия, размышление и моделирование кризисных ситуаций. Теперь ИКТ являются не просто средством обеспечения учебного процесса. Они открывают новые возможности для обеспечения самостоятельной познавательной деятельности ученика. В связи с этим меняется и роль педагога: он становится консультантом, координатором учебного процесса. Его задача состоит в том, чтобы поддерживать и развивать в учениках способность принимать решения, понимать суть изучаемых явлений и умение рассуждать. Это достаточно сложные педагогические задачи – нельзя недооценивать их значимость. ИКТ в данном случае играют роль катализатора, они помогают заинтересовать учащихся, пробудить стремление к новым знаниям. Даже если содержание той или иной темы ученику понятно, у него может возникнуть вопрос: что именно необходимо учить и почему. В основе

чувства любознательности лежит жизненный интерес: какие знания наиболее важны для меня, с помощью каких методов я могу получить эти знания? Таким образом, ИКТ становятся связующим звеном между стремлением к знанию и решением прочих жизненно важных задач. Как только ученик поймет, какую роль играет образование в его жизни, он

почувствует огромное желание продолжать обучение. Социальная значимость человека определяется объемом доступных ему знаний и умением применять их надлежащим образом. Не имеет значения способ передачи знаний. Гораздо важнее, чтобы ученик попал в такое сообщество, где он научится не просто поглощать информацию, а критически мыслить, давать оценку явлениям и находить решение проблем.

В настоящее время мнения преподавателей по вопросу применения ИКТ в процессе обучения разделились. Одни из них активно используют новейшие технологии и Интернет в учебной аудитории, другие относятся к ним с осторожностью, третьи и вовсе отвергают самую возможность их применения. Часто скептическое отношение к обучению на основе ИКТ объясняется собственным неудачным опытом, связанным с использованием традиционной системы компьютерного обучения. Некоторые энтузиасты изрядно подпортили репутацию ИКТ, вводя их в обучение из-за их новизны. В связи с использованием ИКТ в школьной практике роль преподавателя должна измениться. Вот основные причины необходимости такого изменения:

• Роль преподавателя не может ограничиваться просто передачей информации учащимся. Он должен поддерживать и стимулировать в учениках способность критического и творческого мышления, содействовать развитию компьютерной грамотности, воспитывать навыки совместной деятельности, учить их эффективно общаться и успешно действовать в различных ситуациях. Интернет как сеть образовательных сообществ открывает возможность обучения через исследование, предоставляя как преподавателям, так и ученикам доступ к богатейшим источникам информации.

• Преподавателям необходимо пересмотреть методики преподавания, чтобы те отвечали познавательным запросам детей, а также содержание учебных программ на предмет их соответствия требованиям современности.

• Использование ИКТ сделает некоторые системы оценки знаний учащихся ненужными. Система онлайн тестов поможет преподавателю адекватно оценить уровень знаний учащихся.

• С вовлечением ИКТ в учебный процесс часть традиционных учебных ресурсов исчерпает себя и выйдет из обращения.

Общее направление этого развития состоит в том, что ИКТ, используя познавательную способность воображения, расширяют возможности восприятия информации посредством органов чувств. Именно эмоциональный, чувственный, эстетический аспекты восприятия будут учитываться в будущем при разработке обучающих средств и программ.

Современные образовательные методики ориентированы на развитие личности обучаемого путем погружения в игровую среду с возможностью самостоятельного моделирования, экспериментирования, а также систематизации полученной информации и закрепления приобретенных знаний.

Считается, что учитель играет решающую роль в организации учебного процесса. Поэтому совершенствование системы образования должно начинаться именно с подготовки будущих учителей. Подготовка учителей должна проводиться теми же методами, которые они будут использовать затем в своей дальнейшей работе. Проблема, с которой неизбежно придется столкнуться преподавателям и студентам педагогических вузов при попытке использовать новые методики (такие, например, как применение ИКТ при обучении), состоит в том, что сами преподаватели обучались еще по старым программам, без применения

ИКТ.

В странах Западной Европы уже сейчас ощущается нехватка студентов, желающих стать учителями, и эта нехватка компенсируется за счет эмиссии дешевой рабочей силы из стран, расположенных «по другую сторону цифрового барьера». Формированию положительного отношения учителей к использованию ИКТ способствует развитие альтернативных методов оценки квалификации педагогов. Эти методы можно использовать

при работе с начинающими преподавателями для прогнозирования результатов их деятельности.



Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16

🖂:143405, Россия, Московская область, г. Красногорск, Ильинский бульвар, дом 6.

🕿: 8(498) 754-26-38, 8(498) 754-26-39. @: school16.krasnogorsk@gmail.com

Исх. № б/н

от «____»_______2020г.

Справка–подтверждение

Дана Хватиковой Евгении Сергеевне, учителю английского языка МБОУ СОШ № 16, в том, что она действительно выступала на школьном методическом совете:

Дата

Тема выступления

Уровень конференции

(семинара и т.п.), название, место проведения

25.10.19

Технология проведения урока английского языка

в условиях реализации ФГОС

Школьное методическое объединение иностранных языков, МБОУ СОШ № 16

10.04.20

Развитие ИКТ-компетентности педагогов в России

Школьное методическое объединение иностранных языков, МБОУ СОШ № 16

Директор МБОУ СОШ № 16                                                О.В.Москаленко

Руководитель ШМО                                                        В.Н.Ковалева