Консультации для родителей

Консультации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 62 «Ласточка»

г. Волжский Волгоградской обл.

«Как научить ребенка здороваться»

Консультация для родителей

Подготовила и провела:

воспитатель II кВ. кат.

Давыдович О.В.

Волжский, 2011 

Вежливость во все времена высоко ценилась в обществе. Невоспитанный человек воспринимается негативно, даже если он обладает массой других замечательных качеств. Понимая это, родители, сталкиваясь с нежеланием ребенка здороваться и прощаться, приходят в ужас. Они чувствуют неловкость, а порой — стыд и вину за то, что их малыш не желает сказать "Здравствуйте!" или "До свидания!". Такой недочет в воспитании заботливые мамы и папы пытаются как можно скорее исправить.

Однако, устраняя пробелы в воспитании своего ребенка, родители не всегда представляют себе, как правильно это сделать.

Дети — это всегда радость, но вместе с тем и ответственность за их развитие и воспитание. Молодые родители, не зная, как правильно воспитать свое дитя, в первую очередь вспоминают собственных мам и пап и их методы воспитания. С детьми мы заново на эмоциональном уровне переживаем свое детство. Только смотрим уже на все не как ребенок, а как взрослый.Наше детство может всплывать в памяти и подсознательно: мы постоянно сравниваем себя со своим малышом, с тем, как сами вели себя в детстве и как реагировали на это наши родители. Не задумываясь, копируем воспитательную тактику последних.

Но время предъявляет новые требования к методам воспитания. Авторитарностью и безосновательной требовательностью сегодня трудно достучаться до детей.

Важно помнить, что ребенок пока маленькая, но личность, которая хочет, а порой и требует, чтобы с ней обращались вежливо. Часто можно услышать, как родители в приказном тоне говорят сыну или дочери: "Поздоровайся!", "Извинись!". Маленький ребенок может и не понимать, чего от него хотят, он может быть занят игрой или своими размышлениями и попросту не заметит, что мама недовольна. Вполне допустимо, что в данный момент он не хочет здороваться с этим взрослым или ему просто лень или настроение плохое, или у него на это свои личные причины. Но это не значит, что он не воспитан. Есть несколько причин, по которым дети могут отказываться от слов приветствия.

Так, ребенок может не понимать, зачем надо здороваться, если ему этого не хочется. В данном случае от взрослого потребуются терпение и выдержка. Важно объяснить малышу, для чего нужны слова приветствия. Сделать это нужно просто, без назиданий, приветливо и доступным языком.

Также он мог стать свидетелем разговора, в котором родители пренебрежительно отозвались о знакомых ему людях. Критикуя и обсуждая кого-то вечером и приветливо здороваясь с ним поутру родители: заставляют сына или дочь недоумевать: что правильно и хорошо, а что нет. Важно, чтобы дошкольник не видел двойных стандартов поведения.

А может быть, ему просто не хочется здороваться в данный момент. Это стоит принять мамам и папам, разобраться по поводу общественного мнения, не давить на маленького человечка, а позволить ему развиваться в своем темпе. Ребенку старше трех лет пару раз мягко объяснить, почему важно здороваться, а в будущем лишь напоминать ему об этом разговоре, если возникнет необходимость. Возможно, результаты появятся не так быстро, как хотелось бы, но зато у ребенка сохранится здоровая психика. Для школьника родители - самые главные люди в мире, и поэтому родительские слова: становятся руководством к действию.

Правила обучения ребенка этикету

Безусловно, учить ребенка здороваться с окружающими необходимо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению проблемы рекомендуется спокойно и терпеливо. Есть несколькоправил, которые нужно помнить, обучая малыша правилам этикета.

Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно! Превращение каждого случая в повод для разбирательства только увеличит болезненную застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного подхода, спокойствия. Пытаясь преподать ускоренный курс, родители вызовут только раздражение и неповиновение малыша по другим не менее важным сторонам жизни.

Первые уроки основ этикета малыш получает дома. Если семье свойственны соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. У таких родителей не возникнет вопрос: "А как же научить ребенка здороваться?" Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей доброжелательности. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искренней симпатии к окружающим, ребенок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами. Ориентируясь на родителей как на образец, он научится всем необходимым нормам поведения.

Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Поэтому "дрессировка" хороших манер скорее навредит, чем поможет вырастить приветливого взрослого человека. Заставляя и принуждая детей желать доброго утра или доброго вечера, родители могут неосознанно мешать природному развитию эмоций у малышей. И как следствие, некоторые чувства можно приглушить навсегда. Если обучение своего ребенка основам вежливости родители мотивируют желанием хорошо выглядеть перед людьми, то есть риск, что тот научится прятать свои истинные чувства от окружающих, а затем и от близких ему людей. Родителям важно задуматься, что для них важнее: воспитать чуткого, отзывчивого человека или безукоризненно вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам. Чуткие люди не могут быть невежливыми. Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, говоря "Доброе утро!", он желает человеку добра.

Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности. Слова "Здравствуйте!", "Доброе утро!", "До свидания!" не только общепринятая форма общения, но и имеют семантическое наполнение. Маленькие дети чувствительны к фальши и лицемерию. "Доброе утро!" для них — это действительно, радость, улыбка и добро. И если мама с утра хмурая и недовольная, то маленькому мальчику или девочке очень трудно поверить, что утро действительно доброе.

Итак, все обычные методы воспитания — от убеждения до наказания — оказываются негодными для развития способности чувствовать и любить людей. А значит, помогут вырастить лишь внешне кажущегося вежливым человека.

Способы обучения ребенка словам приветствия      

Между тем существует несколько способов, способных помочь

в решении данной проблемы.

  • Личный пример. Каждый день родители, взрослые в семье люди здороваются друг с другом легко и непринужденно с радостью. Также здороваются с малышом, не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узнает, что все друг с другом здороваются и это является нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте малыши копируют старших до мелочей. Самый простой способ научить малыша здороваться — это пример самих родителей. Показывайте образец поведения, Если хотите, чтобы ребенок здоровался с соседями, — здоровайтесь с ними первыми и громко. Ему останется только повторить за вами. Ведь часто он просто не успевает вспомнить, что нужно сказать. Кроме того, помните, что если вам нравится говорить "Привет!", нельзя требовать от малыша здороваться по-другому.
  • Игра. Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу. Если увлечь ребенка и поиграть с ним в такую игру несколько дней, то будет легко донести до него, что люди также используют слова приветствия.
  • Чтение. Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом. Непременно объясните ребенку, для чего это надо. Меньше всего ему понравится ответ "Так принято, все так делают!" Расскажите, что через приветствие мы передаем людям любовь и хорошие пожелания. Или придумайте сами сказку "Что случится, если люди перестанут здороваться?". Ваше и детское творческое воображение заработает, и все получат удовольствие от такого общения. Попросите малыша стать соавтором сказки.
  • Предоставление права выбора. Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали «Здравствуйте!», ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.
  • Похвала. Похвала для маленьких детей — замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения малыша восторженными словами. Дети очень хорошо улавливают позитивную реакцию мамы или папы и так приобретают жизненный опыт, фразы "Мне понравилось, как ты поздоровался с..." или "Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь, как важно людям желать добра!" помогут принять детям правила человеческой жизни.

Следуя приведенным правилам и используя эти методические приемы, вы можете быть уверенными,   что ваш ребенок вырастет воспитанным, доброжелательным и приветливым человеком.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 62 «Ласточка»

г. Волжский Волгоградской обл.

«Положи своё сердце у чтения»

Консультация для родителей

Подготовила и провела:

воспитатель II кВ. кат.

Давыдович О.В.

Волжский, 2010

«Положи своё сердце у чтения».

         «Положи своё сердце у чтения…» - эти строки были написаны в одном египетском папирусе  почти 6 тысяч лет тому назад, еще при зарождении письменности.

Какие мудрые слова!

Сказки, рассказы, стихотворения формируют художественный вкус, повышают культурный уровень ребенка. Не случайно, французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: « Человек приходит из своего детства».

Сам ребенок к книге не пристрастится. Приобщить его к этому огромному богатству должен взрослый. Одна из движущих сил развития ребенка – сила примера. Книга сознательно и целеустремленно направляет ход его мыслей, побуждает к  размышлению. Доброта и справедливость, любовь к людям приходит и детям из жизни и из книг, но приходит незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца.

Недаром один из известных детских писателей Александр Трофимов отметил: «Детская литература – это то, что помогает нам выжить, когда мы становимся взрослыми».

Трудно переоценить воспитательный эффект чтения. В его процессе приобщения к главным жизненным ценностям и заповедям – « не укради!», «не лги!», «чти родителей!» и т.д.- происходит незаметно и естественно. Одно из достоинств детской книги как раз в том и состоит, что она учит незаметно. Можно говорить ребенку, что обманывать нельзя, а можно вместе прочитать прелестные рассказы Николая Носова. Можно делать замечания, что плохо быть растеряшей, а можно прочитать замечательную сказку Джанни Родари, про мальчика, который умудрялся всё терять.

Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать.

Хорошие книги развивают в нём чувство искренности, добра, справедливости, духовной чистоты и нравственности. Чтение – наилучшее из занятий для каждого ребенка.

У литературного произведения сейчас много заместителей; аудио-видио, телепрограммы, компьютер. Они ярки, увлекательны их воздействие активно. Они не требуют внутреннего напряжения, работы ума, которые естественны при чтении хорошей книги.

Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенку, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Наша задача, научить не только читать, но и научить уважать и понимать книгу, осознавать её  роль в жизни человека. Думается, именно сейчас мы должны не только обратить внимание, но и приступить к деятельному решению этих проблем.

Хочу поблагодарить родителей, которые выполняли наши рекомендации и приняли их как руководство к действию. Мы знаем, что ни одни, даже самые грамотные и регулярно проводимые с ребенком занятия не смогут заменить ему общение и домашние занятия с родителями.

Семейное чтение, как совместная деятельность родителей и детей может стать надёжной основой обучения и воспитания ребенка. Ребенок полюбит чтение, и ступенька за ступенькой будет подниматься к вершинам мудрости, красоты, знаний.

Задача родителей и педагогов – приучить детей к мысли о том, что чтение не просто развлечение, это своего рода труд, разминка для ума. В сказках есть мудрые поучения, как жить, дружить, умным быть. В поступках, желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, дружба.

Над каждой сказкой надо подумать, ведь недаром говорится: « сказка – ложь, да в ней намёк, - добрым молодцам урок».

Вам, родителям, рекомендуем развивать способности своих детей в кружках, студиях, дома. В раскрытии у детей навыков общения большую роль играют: публичные чтения стихотворений, сольное пение, рассказывание сказок, участие в инсценировках и кукольных спектаклях.

  1. В нашем ДОУ компенсирующего вида уделяем большое внимание чтению художественной литературы, т.к. детям необходимо расширять и активизировать словарный запас. Для этого используем самое ближнее окружение ребенка, то с чем он сталкивается в детском саду, дома, на улице. Развиваем кругозор детей, учим их навыкам общения друг с другом и с окружающими людьми, формируем их эстетические и нравственные чувства.
  2. Продолжили свою работу по ознакомлению детей с поэтическим словом. Для этого была приглашена в гости Ступинская поэтесса Ольга Викторовна Грачёва. Дети сразу в ней увидели весёлого, жизнерадостного, доброжелательного человека. Они рассказывали о своей группе, о том, чем занимаются, во что играют в детском саду. Ольга Викторовна с радостью включилась в игру с детьми. Затем она познакомила детей со своим творчеством и порадовала нас, прочитав несколько стихотворений из своего сборника «Свет ликующий», и в благодарность за короткую встречу подарила детям свою первую книгу. Открывая, объясняя свой внутренний мир, Ольга Викторовна сделала упор на видение обыкновенных чудес. Высшим светом для неё стали хлеб, вода, день, радость ходить по земле, слушать пение птиц, видеть родную землю и ощущать, что всё это жизнь – наивысшее чудо….
  3. В нашем детском саду проходил смотр-конкурс чтецов. Дети нашей группы       «Солнышко» с удовольствием приняли участие в этом мероприятии. Совместные усилия детей, педагогов и родителей дали положительные результаты.
  4. Надеемся, что те знания и навыки, которые дети получают в стенах нашего       дошкольного учреждения, станут хорошим стартом для обучения в школе, и в дальнейшей жизни.

Успехов детям и терпения родителям, ведь всё только начинается - впереди школа!