Методы и средства по преодолению нарушений слоговой структуры слов

Румянцева Елена Николаевна

Румянцева Елена Николаевна

АНО ДО «Планета детства Лада»

д/с №203 «Алиса» г. Тольятти

 

Методы и средства коррекционного воздействия на детей по преодолению нарушений слоговой структуры слов.

Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте встречается такой дефект - как нарушение слоговой структуры слов. Проявляется он в трудностях произношения слова сложного состава.

Первые проявления подобного дефекта можно заметить в раннем возрасте (после3-х лет). По мере роста ребенка развитие его речи, нарушение слоговой структуры может стать менее заметным, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок столкнется с новым и достаточно сложным словом. Дети сначала стараются сознательно избегать в спонтанной речи употребления труднопроизносимых для них слов. А если в дошкольном возрасте не было проведено коррекции данного вида речевого нарушения, то в школе, на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов появляется нарушение письма( т.е. дисграфия).

Виды нарушений могут следующими:

1.     Нарушение количества слогов.

- сокращение (пропуски) слога – «моток-молоток»

- опускание слогообразующих гласных «пинино-пианино»

- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в сочетания согласных «команата-комната»

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов «деворе-дерево»

- перестановка звуков соседних слогов «гебемот-бегемот»

3. Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение степени согласных «тул-стул»

- вставки согласных в слог «лимонт-лимон»

4 .Употребление слогов (косокосы-абрикосы)

5. Циклическое повторение, настойчивое воспроизведение слов (били, били, билитекарь, библиотекарь).

6. Замена предшествующих звуков последующими, (нананасы- ананасы)

7. Смешение элементов слов « в холодилтнице» (в холодильнике и хлебнице).

Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

В коррекционной работе можно выделить два этапа: подготовительный(на невербальном и вербальном материале). Его цель – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слова. И непосредственно коррекционный (на вербальном материале – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка)

Подготовительный этап

1)    В нашей группе используются игры и упражнения на развитии концентрации слухового внимания, памяти, узнавания предмета по характерному для него звуку на материале звуков: « Где позвонили в колокольчик?», « Узнай музыкальный инструмент»,  «Сколько раз ударили в барабан?».

2)     Ведется работа над ритмом (сначала простым, затем сложным). Способы воспроизведения ритма могут быть различными: отхлопать в ладоши; отстучать мячом об пол; использовать музыкальные инструменты.

Мы используем разнообразные виды заданий:

-хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на карточку, на кубике;

- сосчитать сколько раз хлопнули вы в ладоши и поднять с соответствующей цифрой карточку

- сравнение ритма

- узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанный символами;

- воспроизведение определенного ритма по образцу или заданному рисунку;- задания с использованием ударения для выделения ритмического рисунка;

- воспроизведение долгих звуков и коротких, с использованием музыкальных инструментов (дудочка, губная гармошка – для долгих, барабан – короткие).

- формирование общей координации движений под ритмическую музыку (ходьба, бег, марш);

- упражнения на развитие динамического праксиса рук – выполнение движений (левой рукой, правой рукой, двумя руками);

-графические упражнения на переключение ( продолжи строку).

 

Работа на вербальном материале

Мы создаем игровые ситуации, направленные на формирование пространственно-временных представлений – начало, середина, конец; первый, последний, перед, за, после.

Для детей с низким уровнем речевого развития, предметные виды работ могут быть трудными или даже недоступными: развиваем умение слушать речь взрослого, выполнять определенные инструкции; учим узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления; учим различать звуки по силе, дать понятие «тихо-громко»; делим  слова на слоги, после этого, слоговому проговариванию слов; проговариваем слоги (прямые, с одинаковыми согласными до-да, слоги с разными звуками ма-па, па-ма; закрытые и обратные слоги пан-ап).

Коррекционный этап на вербальном (словесном) материале строим из нескольких уровней.

Уровень гласных звуков:

- произнести звук  А  столько раз, сколько точек на кубике;

- произнести звук  А  столько раз, сколько взрослый хлопнул в ладоши;

- те же задания, но с выделением ударного звука АУА;

-узнавание серий звуков по беззвучной артикуляции произнесение их с голосом;

- взрослый отстукивает ритм, а ребенок в соответствии с этим ритмом произносит гласные звуки.

Уровень слогов:

- сосчитать сколько слогов произнес взрослый ( слоги прямые, обратные, со стечением);

- назвать (выделить) ударный слог в цепочке услышанных слогов;

- наращивание слогов ( скажи на «больше, чем я» та-та (та-та-та)

- уменьшение слогов ( скажи меньше на, чем я)

- отстукивание ( отслеживание слоговых цепочек, путем соприкосновения большого пальца с другими « та-то-ту» )

- запоминание и повторение цепочек слоа или А-са; А-со; со-са-со; са-са-со;

Для детей, умеющих читать: составить наибольшее количество слогов из предложения букв (Кто больше?), нанизывание колец пирамидки с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждую деталь – один слог), придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек на кубике; записывать под диктовку слоги различных слогов.

Важно учитывать лексический материал для отработки слов, которые пригодятся ребенку в общении. Хорошо использовать знакомую бытовую технику. Не забывать объяснять не знакомые по смыслу слова.

Виды работ мы усложняем постепенно. Дети обучаются чтению слов на слоги неосознанно, и все ведется к четкому  послоговому проговариванию при одновременном ритмическом движении руки (отстукивать по столу количество слогов в слове). Работу подкрепляем наглядным материалом.

В отработке слов используем следующие виды игр и упражнений: телеграф; записать цифры, обозначающую количество слогов в слове; разбор слова по схеме ( на звуки); расселить слова по домам; игра с мячом ( дети передают слово по слогам); назвать лишнее слово(по количеству слогов); исправить ошибку в слове( слоги перепутались); выбрать из ряда слов самое короткое или длинное; объяснить, что изменилось в слове( лис-лиса-лисица).

Закрепление слоговой структуры происходит на материале чистоговорок, стихов, законченных предложений, чтение, запись слов(выкладывание из букв), самостоятельное деление на слоги, проигрывание на металлофоне .

Список используемой литературы

1)    Агранович,  З.Е.  Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] : практич. пособие для логопедов

2)    Большакова, С. Е. Формируем слоговую структуру слова [Текст]:практич.пособие для логопедов, воспитателей, родителей / С.Е. Большакова.- М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2006.

3)    Дель, С.В. Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  С.В. Дель, А.П. Непокорова // Логопед. – 2007. - №4.

4)    Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет [Текст]: практич. пособие для логопедов, воспитателей, родителей  / Н.С. Четверушкина. – М.: Изд-во «Гном и Д»

  

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_sredstva_korrektsionnogo_vozdeystvia.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Румянцева Елена Николаевна

АНО ДО «Планета детства Лада»

д/с №203 «Алиса» г. Тольятти

metod203@pdlada.ru

Методы и средства коррекционного воздействия на детей по преодолению нарушений слоговой структуры слов.

Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте встречается такой дефект - как нарушение слоговой структуры слов. Проявляется он в трудностях произношения слова сложного состава.

Первые проявления подобного дефекта можно заметить в раннем возрасте (после3-х лет). По мере роста ребенка развитие его речи, нарушение слоговой структуры может стать менее заметным, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок столкнется с новым и достаточно сложным словом. Дети сначала стараются сознательно избегать в спонтанной речи употребления труднопроизносимых для них слов. А если в дошкольном возрасте не было проведено коррекции данного вида речевого нарушения, то в школе, на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов появляется нарушение письма( т.е. дисграфия).

Виды нарушений могут следующими:

  1. Нарушение количества слогов.

- сокращение (пропуски) слога – «моток-молоток»

- опускание слогообразующих гласных «пинино-пианино»

- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в сочетания согласных «команата-комната»

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов «деворе-дерево»

- перестановка звуков соседних слогов «гебемот-бегемот»

3. Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение степени согласных «тул-стул»

- вставки согласных в слог «лимонт-лимон»

4 .Употребление слогов (косокосы-абрикосы)

5. Циклическое повторение, настойчивое воспроизведение слов (били, били, билитекарь, библиотекарь).

6. Замена предшествующих звуков последующими, (нананасы- ананасы)

7. Смешение элементов слов « в холодилтнице» (в холодильнике и хлебнице).

Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

В коррекционной работе можно выделить два этапа: подготовительный(на невербальном и вербальном материале). Его цель – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слова. И непосредственно коррекционный (на вербальном материале – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка)

Подготовительный этап

  1. В нашей группе используются игры и упражнения на развити концентрации слухового внимания, памяти, узнавания предмета по характерному для него звуку на материале звуков: « Где позвонили в колокольчик?», « Узнай музыкальный инструмент»,  «Сколько раз ударили в барабан?».
  2.  Ведется работа над ритмом (сначала простым, затем сложным). Способы воспроизведения ритма могут быть различными: отхлопать в ладоши; отстучать мячом об пол; использовать музыкальные инструменты.

Мы используем разнообразные виды заданий:

-хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на карточку, на кубике;

- сосчитать сколько раз хлопнули вы в ладоши и поднять с соответствующей цифрой карточку

- сравнение ритма

- узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанный символами;

- воспроизведение определенного ритма по образцу или заданному рисунку;- задания с использованием ударения для выделения ритмического рисунка;

- воспроизведение долгих звуков и коротких, с использованием музыкальных инструментов ( дудочка, губная гармошка – для долгих, барабан – короткие).

- формирование общей координации движений под ритмическую музыку(ходьба, бег, марш);

- упражнения на развитие динамического праксиса рук – выполнение движений( левой рукой, правой рукой, двумя руками);

-графические упражнения на переключение( продолжи строку).

Работа на вербальном материале

Мы создаем игровые ситуации, направленные на формирование пространственно-временных представлений – начало, середина, конец; первый, последний, перед, за, после.

Для детей с низким уровнем речевого развития, предметные виды работ могут быть трудными или даже недоступными: развиваем умение слушать речь взрослого, выполнять определенные инструкции; учим узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления; учим различать звуки по силе, дать понятие «тихо-громко»; делим  слова на слоги, после этого, слоговому проговариванию слов; проговариваем слоги (прямые, с одинаковыми согласными до-да, слоги с разными звуками ма-па, па-ма; закрытые и обратные слоги пан-ап).

Коррекционный этап на вербальном (словесном) материале строим из нескольких уровней.

Уровень гласных звуков:

- произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

- произнести звук А столько раз, сколько взрослый хлопнул в ладоши;

- те же задания, но с выделением ударного звука АУА;

-узнавание серий звуков по беззвучной артикуляции произнесение их с голосом;

- взрослый отстукивает ритм, а ребенок в соответствии с этим ритмом произносит гласные звуки.

Уровень слогов:

- сосчитать сколько слогов произнес взрослый ( слоги прямые, обратные, со стечением);

- назвать (выделить) ударный слог в цепочке услышанных слогов;

- наращивание слогов ( скажи на «больше, чем я» та-та (та-та-та)

- уменьшение слогов ( скажи меньше на, чем я)

- отстукивание ( отслеживание слоговых цепочек, путем соприкосновения большого пальца с другими « та-то-ту» )

- запоминание и повторение цепочек слоа или А-са; А-со; со-са-со; са-са-со;

Для детей, умеющих читать: составить наибольшее количество слогов из предложения букв ( Кто больше?), нанизывание колец пирамидки с одновременным произнесением цепочки слогов ( на каждую деталь – один слог), придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек на кубике; записывать под диктовку слоги различных слогов.

Важно учитывать лексический материал для отработки слов, которые пригодятся ребенку в общении. Хорошо использовать знакомую бытовую технику. Не забывать объяснять не знакомые по смыслу слова.

Виды работ мы усложняем постепенно. Дети обучаются чтению слов на слоги неосознанно, и все ведется к четкому  послоговому проговариванию при одновременном ритмическом движении руки (отстукивать по столу количество слогов в слове). Работу подкрепляем наглядным материалом.

В отработке слов используем следующие виды игр и упражнений: телеграф; записать цифру , обозначающую количество слогов в слове; разбор слова по схеме( на звуки); расселить слова по домам; игра с мячом( дети передают слово по слогам); назвать лишнее слово(по количеству слогов); исправить ошибку в слове( слоги перепутались); выбрать из ряда слов самое короткое или длинное; объяснить , что изменилось в слове( лис-лиса-лисица).

Закрепление слоговой структуры происходит на материале чистоговорок, стихов, законченных предложений, чтение, запись слов(выкладывание из букв), самостоятельное деление на слоги, проигрывание на металлофоне .

Список используемой литературы

  1. Агранович,  З.Е.  Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] : практич. пособие для логопедов
  2. Большакова, С. Е. Формируем слоговую структуру слова [Текст]:практич.пособие для логопедов, воспитателей, родителей / С.Е. Большакова.- М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2006.
  3. Дель, С.В. Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  С.В. Дель, А.П. Непокорова // Логопед. – 2007. - №4.
  4. Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет [Текст]: практич. пособие для логопедов, воспитателей, родителей  / Н.С. Четверушкина. – М.: Изд-во «Гном и Д»