Доклад на тему

Вафина Лилия Ильшатовна

ИКТ В КОНТРОЛЕ И ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ В КОНТРОЛЕ И ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

     

     В современных условиях главной задачей образования является получение учениками определенной суммы знаний,  формирование у них умений и навыков самостоятельного их приобретения.

         Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

     Одним из путей повышения качества обучения является контроль знаний. С помощью различных методов проверки знаний можно получить практически полную информацию об:

- уровне достигнутых результатов;

- готовности к дальнейшему обучению;

- знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе изучения нового материала, его повторении,

- закреплении и систематизации;

- памяти, мышлении, речи учащихся;

- понимании общих подходов к учению;

- эффективности методов обучения.

Проверкой можно и стимулировать учение: положительная оценка нацеливает на успешную дальнейшую учебу; справедливая критика — желание подтянуться. Известно, что чем интереснее и разнообразнее формы контроля знаний, тем прочнее изученный материал закрепляется и дольше сохраняется. Методика контроля должна соответствовать возрастным особенностям мышления учащихся. Мы работаем с детьми младшего школьного возраста. В этот период лучше развито наглядно-образное мышление. И для успешного обучения должны быть задействованы различные каналы восприятия и переработки информации. А использование ИКТ объединяет в единое целое информацию разной природы. 

Миссию данного мастер-класса мы видим в том, чтобы показать, что в условиях начальной школы возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ при контроле и учете знаний учащихся.

Существует большое множество различных видов контроля, мы хотим остановиться на таком виде как тестирование. Введение тестирования в школьную практику обусловлено тем, что все чаще нашим ученикам предлагают именно такие формы проверочных заданий при итоговой аттестации.

Тест– краткое испытание, которое отличается от других форм контроля формализованностью, более высокой степенью объективности оценивания, использованием математического инструментария для оценки полученных результатов.

Историческая справка.

Тесты (англ. test — проба, испытание, исследование) начали применяться в 1864 Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном (1883): применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки.

Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, позволяет за минимальное количество времени проверить знания максимального количества учеников. Она может проводиться на любом этапе урока: и в качестве проверки домашнего задания, и в качестве первичного закрепления, и в качестве самостоятельной работы. Тестирование может проводиться индивидуально, фронтально, либо по группам. Преимущества компьютерного тестирования перед традиционными видами проверки качества знаний и умений учащихся в том, что результат виден сразу же, а не по истечению определённого количества времени. Ученик получает реальную картину своих знаний и, при желании, материал для работы над ошибками.

Объективность компьютерного тестирования достигается за счёт «обезличивания» процесса. Компьютеру не важно, кто сидит перед ним, какой у него уровень знаний, характер, репутация, поведение. Программа механически оценивает только правильность полученных ответов. Учащийся может рассчитывать лишь на свои знания и умения, а учитель, в свою очередь, может не бояться обвинений в некомпетентности и предвзятом отношении к тому или другому ученику. Таким образом, тестирование с использованием ИКТ удовлетворит и учителя, и ученика, и родителей.

Необходимо соблюдение нескольких условий:

        Учащийся должен уверенно владеть компьютером. Нельзя получить достоверные результаты тестирования, если ребёнок впервые работает с компьютером.

        Тест должен быть составлен грамотно, с учётом всех требований, предъявляемых к тестам.

        При оценивании результатов тестирования ученик должен иметь возможность не только узнать свой результат, но и увидеть, в каких заданиях он допустил ошибки, чтобы иметь возможность эти ошибки исправить. Некоторые тесты предполагают последующую работу над ошибками, это важно для восполнения «пробелов» в знаниях учащихся.

Но, наряду с положительными, есть и отрицательные стороны в применении тестов.

Среди наиболее существенных недостатков современных подходов к автоматизированному тестированию, осуществляемому с помощью средств ИКТ можно отметить значительную трудоемкость процесса. Многие преподаватели уже прошли через некоторую эйфорию при создании тестов и поняли, что это весьма непростое дело. Некоторые разработчики идут по традиционной схеме, когда тесты, написанные на бумаге, просто переносятся на компьютер. При этом сильно сужается набор типов контролирующих вопросов. Для создания адекватного и эффективного теста нужно затратить много труда.

Рассмотрим типы тестовых заданий: тестовые задания могут быть открытого и закрытого типа.

Задания открытой формы. Задания сформулированы так, что готового ответа нет; нужно сформулировать и вписать ответ самому, в отведенном для этого месте.

Задания закрытого типа включают задания четырёх видов:

- альтернативных ответов,

- множественного выбора,

- восстановления соответствия

- и восстановления последовательности.

Тестовые задания закрытого типа предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных (или неправильных)  ответов.

Перечисленные формы компьютерного представления тестовых заданий не исчерпывают их многообразия. Многое зависит от мастерства и изобретательности учителя.

Самым лучшим можно считать тест, в котором заложено широкое содержание, и оно охватывает более глубокие уровни знаний. Поэтому при разработке тестов опирайтесь на ряд важных принципов:

Основы составления теста:

1.  Нужно однозначно определиться с видом вопросов составляемого теста.
Существует несколько вариантов составления тестов:
• Вариант, когда из предлагаемых ответов правильным является только один ответ
• Вариант, когда предлагается множественный выбор ответов из всех предлагаемых
• Вариант, когда ответы не приводятся вовсе, а тестируемый должен самостоятельно составить правильный ответ.

2.  Тест должен планироваться до составления вопросов.
Составление теста должно быть явлением, планируемым еще на стадии составления самих вопросов. Совершенно незачем задавать десятки вопросов по одной и той же теме. Хороший тест тем и хорош, что несколько десятков вопросов равномерно оценивают знания тестируемого по целому спектру тем.

3. Оптимальное количество вопросов в тесте никем не установлено.
Тут каждый решает сам за себя. Одни считают, что большое количество вопросов утомляет тестируемого, а другие наоборот, что при малом количестве вопросов истинная оценка знаний человека искажается.

4. В начале любого теста дается краткая инструкция по выполнению задания.

5. Наличие заранее разработанных правил выставления баллов - одно из важных требований при тестировании.

Правила составления вопроса

1. Текст заданий (и ответов!) компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным. 

Вопрос должен быть вопросом.
Прежде всего, каждый вопрос должен быть составлен в виде вопроса, т. е. начинаться он должен с таких слов, как «что», «как», «когда», «где», «сколько» или с фраз «в каких случаях», «в каком месте», «с кем из» и т. д., а заканчиваться, соответственно, знаком вопроса.

2. Количество вариантов ответов в вопросе должно быть разумным.
В двух вариантах трудно раскрыть все многообразие возможных заблуждений и/или скрыть верный ответ. Слишком много вариантов ответов также нехорошо, потому что тогда тестируемому трудно будет ориентироваться во всем многообразии предложенных вами «мыслительных лабиринтов».

3. Неверные варианты ответов должны быть правдоподобны.
Многие составители тестов, после того как сформулировали вопрос и правильный вариант ответа, все остальное пишут «на авось».

4. Вопросы должны исключать подсказки.

При составлении теста нельзя: 
1. Формировать вопрос на основе «точности» формулировок источника, описываемом в некотором источнике теста (например, учебнике или справочнике), а не на основе реальной проблематики предметной области.
2. Составлять многозначный вопрос, допускающий множество решений, не отраженных в элементах ответа.
3. Формировать неполную микроситуацию, не позволяющую выбрать единственное решение (набор правильных решений).
4. Смешивать в ответах признаки количественные и качественные.
5. Использовать заведомо неизвестные термины и названия (так же, как и придумывать для пущей «запутанности » несуществующие).

Тесты могут проводиться в режиме on-line и в режиме off-line.

Существует много тестирующих программ с готовыми тестами, но для повседневной работы они не удобны, так не учитывают специфику конкретной школы и конкретного класса.

Учитель, умеющий программировать, имеет неограниченные возможности для создания любых тестов. Учитель, не владеющий программированием, может воспользоваться готовыми компьютерными программами. Таких программ очень много. В своей работе мы используем программы: MyTestX,Tester, Master test.

MyTestX это система программ, в которую входят программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов.

Программа легка и удобна в использовании.

Программа MyTestX работает с семью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении.

И, наконец, при правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. При включении обучающего режима учащийся получает информацию о своих ошибках и верных ответах.

Tester . Средство для создания тестов и проведения универсального тестирования с простым конструированием тестов различной степени сложности, с последующим выводом результирующих оценок.

                 Master test. Оболочка состоит только из одной программы, которая объединяет в себе редактор тестов, тестирующую программу и просмотр результатов.

                  Хотя количество вопросов не ограничено, количество ответов при этом ограничено (не более 6) и только одного типа (выбор одного правильного ответа). Зато текст вопросов и ответы могут сопровождаться изображением и комментариями.

Программа позволяет установить общее время на прохождение теста, а так же указать порядок вывода вопросов во время тестирования: по порядку или случайным образом. После того как тестирование пройдено автоматически открывается окно результатов.

Кроме того, для создания тестов могут быть использована программа http://www.nachalka.com/test_shablon  Microsoft Office Power Point, Flash. В распоряжении учителей имеется также ряд готовых шаблонов для интерактивных тестов.

Тесты, созданные в программе Power Point,  пользуются большой любовью у ребят, привлекая своей красочностью, возможностью исправить неверные ответы.       

Интерактивные тесты созданные в среде Flash можно разнообразить анимацией, которая снижает напряжение у детей, является дополнительным стимулом.

В отличие от других шаблонов позволяет создать тест с использованием всей площади экрана и детализирует результат (конкретно по каждому вопросу выдает информацию о правильности ответа).

Для проверки скорости и техники чтения мы используем программу, созданную Зубриным  Сергеем  Викторовичем.

    Работать с этой программой очень просто.

       Дети садятся за компьютеры и надевают наушники (наличие наушников желательно, но не обязательно). Учитель выбирает класс, начало, середину или конец учебного года и, наконец, выбирает текст.                  

После того, как ученик прочитает последнее слово, он должен еще раз нажать любую клавишу. При этом на экране появляется результаты проверки.                    

Удобство этой программы заключается в том, что проверить скорость чтения можно одновременно у группы учеников (количество одновременно проверяемых детей зависит от количества компьютеров в классе).

Эти и другие подобные программы позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, способствуют накопляемости оценок. Такой вид деятельности позволяет не только выявить уровень знаний детей по изученной теме, но вызывает огромный интерес к познанию, повышает мотивацию обучения. Работа организуется как на уроке, так и во внеурочное время (дистанционное обучение, когда дети выполняют тест дома).

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Применение  программированного контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники позволяет избежать возможности подсказок и списывания; повышает объективность оценки знаний; увеличивает познавательную активность учащихся. Изменяется и роль учителя: он освобождается от «карательных» функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок, перестает быть источником отрицательных эмоций, связанных с оцениванием знаний.



Предварительный просмотр:

«Числовой отрезок. Сложение и вычитание на числовом отрезке».

Цели:

-Знакомство с понятием числового отрезка.

-Научить присчитыванию и отсчитыванию единиц на числовом отрезке.

-Закрепление навыков счёта в пределах 4.

-Развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся.

Оборудование:

Для учителя:  компьютер, мультимедийный проектор.

Для учащихся: набор цветных карандашей;

Набор цифр от 1 до 9.

 

 Презентация 

Ход урока: 

1. Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Это наши учителя, Мы рады им. И пусть это хорошее настроение сохранится у нас на протяжении всего урока.

Сегодня на уроке мы покажем, чему мы научились и узнаем что-то новое. Девиз нашего урока «Собирай по ягодке, наберешь кузовок».  Узнавая каждый день что-то новое , мы становимся умнее.

2. Актуализация знаний.

Устный счет.

- А начнем мы с математической разминки. Слайды 2-4

  1. Считай-ка
  1. до 10 и обратно
  2. веселый счет   СЛАЙД 2
  3. вставьте пропущенное число  Сумма 5.  СЛАЙД 3
  4. сравните числа СЛАЙД 4
  5. вставь число  на доске.  магнитные числа
  6. восстанови порядок

Я вам прочитаю математические стихи. Послушайте,

ответ запишите в пустых клеточках на своих листах, что бы у вас красиво получилось, повторим написание цифр в воздухе ( повторение написания под счет).  (слайд-квадратики)

 

  1.Ежик по лесу шел,                               2.Шесть веселых медвежат

   На обед грибы нашел.                         За малиной в лес спешат.

   Два под березой,                                  Но один малыш устал,        

   Два у осины,                                         От товарищей отстал

   Сколько их будет                                  А теперь ответ найди:

   В плетеной корзине?(4)                       Сколько мишек впереди?(5)

   Утка морковку в корзине несла,

   Этой покупкой довольна была.

   Если морковку еще ей купить,

   Сколько их будет? Ты можешь сложить?(2)

 

  5. На плетень взлетел петух,                 4. Три голубя белых на крыше сидели,                      

   Повстречал еще там двух.                    Два голубя снялись и улетели.

   Сколько стало петухов?                         Ну-ка скажи мне поскорей,  

   У кого ответ готов?(3)                            Сколько осталось сидеть голубей?(1)

(клик-первая проверка)

4

5

2

3

1

1

2

3

4

5

3.Физкультминутка.

 Мы ногами: топ-топ,
Мы руками: хлоп-хлоп.
Мы глазами: миг-миг.
Мы плечами: чик-чик.
Раз - туда, два - сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели.
Два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.

4. Понятие числового отрезка.(показ слайда)

-Послушайте сказку.

«На берегу синего озера жил маленький лягушонок. Мама не разрешала ему убегать

далеко от дома.

Но вот однажды он вышел на улицу и подумал, что вокруг столько интересного и пора

мир посмотреть. Он сделал большой прыжок, и перепрыгнул через окно.

Лягушонку так понравилось прыгать, что он решил продолжать своё путешествие. На

лугу росли прекрасные цветы. Сделал лягушонок точно такой же прыжок, как и первый

раз, и оказался рядом с большим красным маком. «Какой ты красивый! Какой ты

большой!»- изумился лягушонок, и сразу же предложил маку путешествовать вместе. Но

мак объяснил, что он - цветок и не может путешествовать так, как лягушонок.

Огорчённый лягушонок простился и сделал ещё один прыжок. Новым знакомым

оказался одуванчик.

Лягушонок был рад новому знакомству. Но оказалось, что одуванчик - тоже цветок и не

может путешествовать. Лягушонок сделал ещё один прыжок и оказался около леса. Тут

ему сделалось страшно: очень уж далеко он убежал от дома. Мама, наверное, сердится.

И он решил вернуться домой.

Оказалось, что путь, который он проделал, является отрезком, да не простым, а числовым!

—Как же закончилось путешествие?

 Сначала он прыгнул к одуванчику в точку 3, затем к маку в точку 2, затем на берег озера  в точку 1, и вот  уже дома.

Давайте и мы с вами построим такой волшебный отрезок у себя в тетрадях, повторяя путь лягушонка.(Выкладываем полоски разного цвета на доске и в тетрадях).Показ слайда

- Как изменяются числа при перемещении по числовому отрезку? (на лево – увеличивается, на право - уменьшается )

- На сколько единиц изменяется число за каждый скачок лягушонка? (на 1 еденицу)

- Какое действие выполняем?

- Какой пример решили?

5. Закрепление.

1.   Из какой точки отправилась бабочка? (Показ слайда 9)

-  В каком направлении она перемещается?

-  Какое действие нужно выполнять?

-   На сколько отрезков она переместилась?

-  Какой пример решила бабочка? 2+1=3

-  Если она будет двигаться в обратном направлении, какой пример получится?

3-1=2

2. Выполнение заданий на интерактивной доске. Рабочая тетрадь. С.78 №2, 3

3. Игра «Живой числовой отрезок». (Если дети недостаточно хорошо разобрались в новом материале, надо пригласить попутешествовать, т. е. решить с помощью этого отрезка какие-нибудь  примеры: 5-1, 3+1, 6-1 и т. д.)

Физкультминутка

4.Работа с учебником с. 92 № 3 СЛАЙД 10

Сравни числа: 3 и 4, 7 и 9, 6 и 6, используя числовой отрезок

5. Примеры-цепочки. (Устно, с показом слайдов).

6. Самостоятельная работа.(с. 78,79 № 5,6) 

V. Итог урока. (проводится в форме игры "Договаривание  фраз").

-Числовой отрезок делится на...(равные части).

-При перемещении направо числа...(увеличиваются)

-При перемещении налево....(уменьшаются)

-Чтобы к числу прибавить один, надо переместиться на ...(на один шаг вправо)

-Чтобы из числа вычесть один,....(надо переместиться на один шаг влево)