Олимпиады

Тимофеева Надежда Алексеевна

Олимпиадные работы по математике и по русскому языку для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районная олимпиада по математике

для учащихся 4-ых классов

  1. Поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф нарядились в курточки жёлтого, сиреневого и оранжевого цветов и надели шапочки таких же цветов. У Ниф-Нифа курточка и шапочка оказались одного цвета. Нуф-Нуф никогда не носит одежду жёлтого цвета, а Наф-Наф надел сиреневую шапку и курточку другого цвета. Как были одеты поросята?                                                   2 балла

                                                   

  1. Знайка перемножил все целые числа до 200 включительно. Сколько цифр у него получилось в значении произведения?                                     0,5 балла

                                                                                 

  1. Есть шесть карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6. Используя их, можно составить два двузначных числа, например, 645 и 321.  Вася составил эти числа так, что их разность оказалась самой маленькой из всех возможных. Чему равна эта разность?                                                 2 балла

  1. Три черепахи – Анди, Банди и Канди – соревнуются в беге на дистанцию 30 метров. Они стартовали одновременно. Когда Анди финишировала, Банди оставалось до финиша 10 метров, а Канди была на 4 метра впереди Банди.  На каком расстоянии до финиша будет Банди, когда Канди закончит дистанцию, если черепахи движутся с постоянной скоростью?

                                                                                         2 балла

  1.   Человек говорит: «Я прожил 44 года, 44 месяца, 44 недели, 44 дня и 44 часа». Сколько лет этому человеку?

                                                                                       3 балла        

                                                                                       

  1.  В хозяйстве попа было 13 работников. Каждый работник съедал в день каравай хлеба. Поп принял на работу Балду.

Живёт Балда в поповом доме,

Спит на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.

      Поп прогнал лишних работников. Сколько караваев     хлеба стал поп экономить ежедневно?                        3 балла

           

  1. В прошлом году в школе было на 25 девочек больше, чем мальчиков. В этом году в школу приняли ещё 30 мальчиков и 15 девочек. Кого стало больше в школе и на сколько?                                                                    4 балла

  1. Три подружки договорились к праздничному столу купить 12 пирожных. Первая купила 5 пирожных, вторая – 7 пирожных, а третья вместо своей доли пирожных внесла 12 рублей. Как подружкам разделить между собой эти деньги, чтобы всем потратить поровну?

                                                                                       6 баллов

  1. Имеется квадрат, сторона которого 4 см. Через середины каждой пары соседних сторон сделали разрезы ножницами. Какова площадь получившегося квадрата?

                                                                                         3 балла

  1.  Периметр треугольника АВС равен 64 см. Сторона АВ меньше стороны АС на 7 см, но больше стороны ВС на 12 см. Найдите длину каждой стороны треугольника.

                                                                                         4 балла

Районная олимпиада по математике

для учащихся 4-ых классов

  1. Внуку столько же месяцев, сколько бабушке лет, а вместе им 65 лет. Сколько лет бабушке и сколько лет внуку?                             (7 баллов)

  1. Ты участвуешь в соревнованиях и обгоняешь бегуна, который занимает вторую позицию. Какую позицию ты занимаешь? Ты обгоняешь последнего бегуна, на какой позиции ты теперь находишься?      

                                                     (по 2 балла за каждый ответ)

  1. В квадрат из 36 клеток нужно расставить 6 игрушек так, чтобы 2 из них не стояли в одном ряду ни по горизонтали, ни по вертикали, ни по диагонали.

                                                (4 балла)

  1. В банке сидят жуки и пауки. Всего у них 10 туловищ и 68 ножек. Сколько в банке жуков и сколько пауков?

                                                (3 балла)

  1. Три друга: Алёша, Боря и Витя – учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, другой – на трамвае, а третий – на троллейбусе. Однажды после уроков Алёша пошёл проводить своего друга до остановки автобуса. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку!» Кто на чём ездит домой?

                                                  (7 баллов)

  1. Собака погналась за лисой, находящейся от неё на расстоянии 480 метров. Догонит ли собака лису, если собака в минуту пробегает 350 метров, а лиса – 320 метров, и до своей норы лисе нужно бежать 4000 метров?                                                (8 баллов)

  1. Путешествуя в Изумрудный город по дороге, выложенной жёлтым кирпичом, друзья загадали по одному двузначному числу. Число Элли оказалось на 10 больше числа Страшилы, но на 6 меньше числа Железного Дровосека, а число Тотошки в 2 раза меньше числа Страшилы и в 4 раза больше числа Трусливого Льва. Какое число задумал каждый?

                                                                         (6 баллов)

  1. Маугли во время путешествия с Бандар-Логами проголодался, и они набрали ему орехов, одинаковое количество каждый. По дороге они поссорились, и каждый Бандар-Лог бросил в каждого по одному ореху. Маугли досталось только 15 орехов. По сколько орехов собрали Бандар-Логи, если каждый принёс Маугли больше одного ореха?                        (6 баллов)

  1. Груша тяжелее яблока, но легче апельсина. Яблоко тяжелее персика, а апельсин легче ананаса. Что легче всего? Что тяжелее всего?                  (3 балла)

  1. В какую сторону едет автобус? Объясни.   (5 баллов)

Олимпиадные задания по математике для учащихся 4-х классов

1. Человек ехал в Москву в такси. По дороге ему навстречу двигались 7 грузовиков и 5  автомашин. Сколько всего машин шло в Москву?                            1 балл

2. Во сколько раз число, выраженное четырьмя единицами пятого разряда, больше числа, выраженного четырьмя единицами первого разряда?                    1 балл

3. Начертили окружность радиусом 5 см. Найди длину наибольшего отрезка, который можно провести в этой окружности.                                              1 балл

4. Установи закономерность и продолжи числовой ряд:

       1   2   3   5   8   13   21   …    …    …                                                2 балла

5. В выражении 1*2*3*4*5  замените значки * знаками действий и расставьте скобки так, чтобы получилось выражение, значение которого равно 100.                                             3 балла

6. Приведи два примера математических выражений, в которых произведение двух чисел больше и меньше их суммы.                                                                                                           2 балла

7. Старший брат идет от дома до школы 30 минут, а младший 40 минут.  Младший брат вышел из дома на 5 минут раньше старшего. Через сколько минут старший брат догонит младшего?  

                                                                                                                                                             3 балла

8. Аленка начала делать уроки в 26 часов 10 минут. Через 1 час 55 минут к ней подошла младшая сестренка и попросила почитать ей сказку. Сколько времени Аленка может потратить на чтение, если ей необходимо закончить приготовление уроков в 8 часов вечера, а ей осталось ещё сделать математику, на которую она потратит 45 минут?                            4 балла

9. Пять одинаковых мячиков и три куклы стоят столько же, сколько четыре таких мячика и четыре куклы. Что дороже: мячик или кукла?                        4 балла

10. Длина стороны квадрата 1 дм. Этот квадрат разрезали на квадратики со стороной 1 см, из которых выложили полосу. Какой длины получилась полоса?                       4 балла

11.  В соломенном, деревянном и каменном доме жили-были три поросенка: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф. В соломенном и деревянном домиках живет не Наф-Наф. Ниф-Ниф живет не в соломенном домике. Кто в каком домике живет?                              4 балла

12. На прямой отметили 4 точки. Сколько всего отрезков, концами которых являются эти точки, получилось?                                                  5 баллов

13. Три курицы за три дня снесли три яйца. Сколько яиц снесут двенадцать кур за двенадцать

        дней?                                                                5 баллов

14. Сколько острых углов  на рисунке?      2 балла

ugol

Муниципальная олимпиада по математике

Время выполнения 60 минут.

 1. Марк и Оля живут в одном доме. В школу они выходят одновременно. Марк затратил на дорогу 15 минут, а Оля 17 минут. Кто из них шел с большей скоростью, если Оля по дороге остановилась у киоска на 2 минуты?   Напиши ответ.                               1 балл

 2. В XX столетии был такой год, что если его записать цифрами на листе бумаги, а затем этот лист перевернуть вверх ногами – то число на бумаге покажет тот же самый год. Какой это год? Напиши ответ.                                                                     2 балла

 3. Малыш может съесть 600 г варенья за 6 мин, а Карлсон – в два раза быстрее. За какое время они съедят 600 г варенья вместе? Напиши решение и ответ.                             3 балла

 4. Отмечены 16 точек. Одна из них выделена кружком. Сколько квадратов с вершинами в отмеченных точках содержат выделенную точку внутри (не на границе)? Обозначь данные точки у себя в тетради. Укажи эти квадраты на рисунке и напиши ответ.

                      .     .     .     .    

                      .     .     .     .    

                      .     .     .     .    

                      .     .     .     .                                  2 балла

 5. Расшифруй пример на умножение (каждая буква обозначает одну цифру), напиши ответ.

                  Б3 • 1А = А31

                  А =…,    Б =…

                  ___ • __ = __                              3 балла

 6.  Расшифруй  комбинацию кодового замка, если:

а) третья цифра на 3 больше, чем первая,

б) вторая цифра на два меньше, чем первая,

в) в сумме все цифры дают число 17,

      г) вторая цифра 3.                    Напиши ответ.                 3 балла

 7. Дан треугольник, длины сторон которого равны 7см, 12см, 9см. Как построить отрезок, соединяющий его вершину и противоположную сторону, длиной в 9см так, чтобы периметр двух полученных треугольников был одинаков. Выполни чертеж, напиши решение и ответ.       6 баллов 

                                                                                                                                  

 8.  Вода в реке течет со скоростью 3 км/ч. Дети пустили по реке кораблик. Сколько метров проплыл кораблик за одну минуту?   Напиши решение и ответ.                      2 балла

 9. В ящике лежало 64 кубика. Пятеро мальчиков договорились брать из него по очереди, по половине имеющихся в нем кубиков. Первый берет половину всех кубиков, второй половину оставшихся и так далее. Сколько кубиков возьмет  пятый мальчик?  Напиши решение и ответ.

                                                                                                                         

 3 балла

   

10. Имеются три сосуда вместимостью соответственно 6, 3 и 7 литров. В первом сосуде 4л, а в третьем – 6 литров молока. Используя эти три сосуда,  необходимо разлить молоко поровну в два сосуда.  Напиши решение и ответ.                                                     8 баллов 

.



Предварительный просмотр:

Районная олимпиада по русскому языку

для учащихся 4-ых классов  

  1. Какой из этих фразеологизмов имеет значение «быстро, наспех, поспешно»?

а)  под горячую руку                  б)  с лёгкой руки

в)  с пустыми руками                  г)  на скорую руку  

д)  щедрой рукой            (1 балл)

  1. Допиши, где нужно, окончания имён существительных.

а)  тарелка яблок___                  б)   ведро помидор___

в)  обложки тетрад___               г)   много зрител____

д)  пара сапог____

                                                 (2,5 балла, по 0,5 за каждое слово)

  1. Подбери синонимы с двойными согласными.

Больничный лист –

Специальность –

Скорый поезд –

Небольшая комната в квартире –

Вид плавания –

Дачная пристройка –                  

                                         (3 балла, по 0,5 за каждое слово)

  1. Составь рассказ, используя в каждом предложении глаголы прошедшего времени единственного или множественного числа, отражающие настроение.

                                                (10 баллов)

  1. Объясни значения слов: невежа, невежда.

                                            (2 балла, по 1 за каждое слово)

  1. Найди лишнее слово:                       (1 балл)

альпинист, парашютист, футболист,  шахматист

  1. Придумай стихотворение по заданной рифме:

     сильнее            получай            смелее             не зевай

                                                                         (8 баллов)

  1. Дать деловое и художественное описание слова ручей

                                                                         (6 баллов)

  1. Спиши текст, исправляя грамматические и речевые ошибки.

            Я тихо шёл в лесу. Вдруг.  Я заметил  дятла.  Дятел расселся на стволе старого дерева. Дятел звонко стал клевать сухую кору. Далеко был слышен стук клювом дятла.

                                                                          (6 баллов)

  1.   Дать отрицательную оценку любому фильму, используя только прилагательные. (по 0,5 балла за каждое слово)

  1.    Получи из слова «год» слово «вес», изменяя только одну букву в каждом слове. Имей в виду, что при выполнении каждого хода должны получаться слова, а не наборы букв. Используй подсказки за чертой.

                                                                           (5 баллов)

ГОД

Бывает у живых существ

Окружает замок

Синоним слова «рыбалка»

Животное семейства кошачьих

Природное сообщество

ВЕС

Районная олимпиада по русскому языку

для учащихся 4-ых классов

  1. Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тара, тир. 

     Найдите среди этих слов слова со звуками, которых нет в

     слове палитра.                                                        3 балла

                                                   

  1. Найдите и запишите к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой.

Лясы точить

Держать ухо востро

От рук отбился

На чужой шее сидеть

Своим горбом жить

Держать в ежовых рукавицах

Ворон считать

Воды в рот набрать

                                                                                     4 балла

  1. Как будут называться животные в женском роде?

Медведь, гусь, индюк, слон, бык, петух, баран, селезень, боров.                                                                     3 балла

                                                     

  1. Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях:

Больш… кенгуру, хохлат… какаду, известн… кафе, чёрн… вуаль, просторн… фойе, прозрачн… тюль, горяч… кофе.                                                          4 балла

  1. Найдите «четвёртое» лишнее:

      Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик

      Горошинка, соломинка, изюминка, снежинка

      Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник

                                                                                        3 балла

  1.  Запиши два слова, которые имеют одинаковый корень, но не являются однокоренными.                           2 балла

           

  1. Выпиши среди данных имён существительных слова с суффиксом –ок:

Замок, теремок, лесок, песок, мирок, листок, приток. 

                                                                                     2 балла

  1. Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

Чулки, туфли, носки, сани, ботинки, килограммы, домишки, санатории, помидоры, каникулы, яблони, колени.                                                                     4 балла

  1. Составьте предложения, в которых будут слова:

На бок,          набок                                                  2 балла

  1.   Перед вами предложение, придуманное замечательным лингвистом Л.В. Щербой. Укажите, какой частью речи является каждое слово. Пофантазируйте, что значит эта фраза:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.                                                                   3 балла

  1.  Придумайте стихотворение по заданной рифме:

    Камыш – мышь – тишь - малыш                      7 баллов

  1.  Продолжи рассказ «Орёл и кошка»

     За деревней играла кошка с котятами. Грело весеннее солнышко. Маленькая семья была счастлива.

     Вдруг появился степной орёл.   …                    7 баллов

                                                                                 

Олимпиадные задания по русскому языку

                                                                         (школьный тур)      

                                                                           

Время выполнения – 60 минут.

  1. Сколько звуков в словах сшить и летчик?                          1 балл

  1. Выпишите слова, в которых есть звук [й].

                    И вскользь мне бросила змея:

                   «У каждого судьба своя!»

                   Но я то знал, что так нельзя –

                   Жить, извиваясь и скользя.                                              2 балла

  1. Напиши имена существительные, которые не употребляются во множественном числе:

Капуста, погода, картофель, крапива, посуда, цифра, растение, крыжовник, знак, праздник, свекла, солома, фамилия, учебник, бензин, пальто, рожь, час.

                                                                                                            6 баллов

                                                                                                         

  1. Составь все возможные варианты слов по схеме и запиши их.

        слове-

        редко-

        изве-

        согла-

        отве-

        чуде-                     с_ный

        вла-

        сно-

        у-

        уме-                                                                                                 5 баллов

   

  1. Подбери и запиши по одному прилагательному, подходящему по смыслу к каждой паре слов:

        сердце и кольцо  - …

        голос и ручей - …

        ветер и хлеб - …                                                                        3 балла 

  1. Найди в каждой строке лишнее слово, объясни почему.
  • Подоконник, теремок, пограничник, выдумщик.
  • Берег, огород, обед, красивый.
  • Деревня, лошадь, девочка, лиса.
  • Быстрый, скорый, проворный, тихий.                             4 балла   

                                                           

  1. Спиши предложения. Разбери глаголы по составу.

Солнце слепит глаза.

Малыш слепит игрушку.                  2 балла

                                                                                                             

  1. Спиши слова. В каждом ряду подчеркни слова с одинаковым окончанием.

                домов, столов, коров, ковров

                ножей, батарей, шей, ушей                                                2 балла 

  1. Как принято называть детенышей животных?

У коров - …, собак -… овец -…, коз -…, кур -…,  морских котиков -…, носорогов - …, мышей - …, верблюдов - …, змей -…                                   5 баллов

  1. Вспомни пословицу по двум словам.

 коса – камень,  лес – дрова, шило – мешок, дело – потеха, одежка – ум, журавль – синица

                                                                                                           12 баллов 

 

  1. Устойчивые словосочетания заблудились. Собери их по смыслу, составив предложения.

Дождь лил                                              как снег на голову

Скоро дело наладилось и пошло          как свои пять пальцев

Я знал городские переулки                    как по маслу

Гости явились                                          как сивый мерин

Он всегда врет                                          как рыба в воде

У себя во дворе Мишка был                    как из ведра                              6 баллов

       12.  Составь текст на тему «Ель зимой», используя следующие слова и словосочетания:

             царица леса, на белоснежной поляне, усыпана шишками

             блестят, переливаются, сверкают

             хвоя, иголочки, солнце                                                          10 баллов

Муниципальная олимпиада по русскому языку

для учащихся 4-х классов

Время выполнения 60 минут.

  1. Выпиши слова, в которых рядом находятся два гласных звука:

      Филиал, столовая, сауна, Азия, фойе                                                           1 балл

  1. Выдели в словах приставку  над-.

Надомный, надпись, надставил, надоел, надбавка, навзничь, надвигать, надводный, надвязать, надежда.                                                                                            2 балла

3. Образуйте от слова  свет семь однокоренных слов.                        За каждое слово 0,5 б.

  1. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

        Туфли - …  ;          каникулы - … ; носки - …  ;         хозяева - …  ;

        сани - …  ;        ботинки - …  ; яблони - …  ;         домишки - …  ;        4 балла  

5. Как превратить слово «точка» в слово «качка»?  Сделай это с помощью цепочки слов, изменяя в каждом следующем слове только одну букву.                                2 балла

  1. Выбери имена прилагательные, от которых нельзя образовать краткую форму:

рыжий, пригожий, медвежий, светлокожий, бесстыжий, верблюжий, шипучий, телячий, горячий, казачий, кипучий, птичий, ребячий.                                                    3 балла

7. Составь предложения со словами: почивать и потчевать.                       2 балла

 

8. К данным устойчивым словосочетаниям подбери близкий по значению глагол.

Гладить по головке - …; повесить голову -…; зарубить на носу -…; бить баклуши - …; класть зубы на полку - …; вставлять палки в колеса - …; обвести вокруг пальца -….

                                                                                                                                3,5 балла  

9. Замени словосочетания наречиями:

Перегоняя друг друга - …,  на пустой желудок - …, с давних времен - …,  

каждую минуту - …,  на две равные части - … .                                             2,5 балла

  1. Выпиши слова, которые в предложениях «лишние».

           В дороге Громова застал снежный буран. На камчатке много горячих гейзеров.

Мы вновь возобновим переписку. Через  месяц спустя геологи уехали.    

                                                                                                                               1,5 балла

11. Допиши стихотворение.

                        На лодке по реке

                        Катался пес – и вот…                                                                            5 баллов

Олимпиада по русскому языку

                                 (школьный тур)      

  1. Подчеркни слова, в которых количество звуков и букв совпадает.

Праздник, листик, пень, польет, юла, яма, костер      3 балла

  1. Запиши слова, такие же по составу.

Зимний –

Прибрежный –

Столом -                                                                           2 балла  

  1. Выделите в словах приставку под-.

Подорожник, подобрать, подождать, подоконник, подогреть,

пододеяльник, подозрение, подоить, подоходный, подотчетный

                                                                                           3 балла

  1. Составь предложения, объясняющие различия значений слов

гранат – граната                                                            2 балла

  1. Укажи в скобках, какой частью речи являются выделенные слова.

Из-за холодных утренних рос (______) хлеб медленно рос (_____).

Снежное покрывало (________) все поле покрывало (_______).

                                                                                           2 балла

  1. Подчеркни в предложениях подлежащее и сказуемое.

Порывы ледяного ветра обжигают лицо. Зеркало отражало луч солнца.                                                                              2 балла

  1. Замени фразеологические обороты словами – синонимами.

В час по чайной ложке –

Рукой подать -

Повесить нос –

Раз, два и обчелся –

Куры не клюют –

Кожа да кости -                                                             3 балла

  1. Подбери и напиши как можно больше прилагательных к слову «сказка»

                                                                 За каждое слово – 0,5 балла

  1. Напиши существительные с подходящими прилагательными:

Прорубь, фамилия, полотенце, туфля, тюль, шампунь

                                                                                         3 балла

  1. Допиши стихотворение.

Зашвырнула буря в сад

Трех невиданных слонят.                                              5 баллов