Интернет-проект для учащихся "Мир музыки"

Герасимова Елена Львовна

Инициатор  и автор данного проекта – учитель музыки, Герасимова Елена Львовна.

Все, кому небезразлична классическая музыка, кто увлекается искусством , могут стать участниками Интернет - проекта «Мир музыки». Расскажите о композиторе, творчество которого вам близко, чем-то интересно, чьей судьбой Вы восхищаетесь. Участвуйте в проекте, и тысячи людей узнают о Вашем  любимом композиторе, а Вы познакомитесь  с интересными фактами биографии композиторов и их произведениями  из рассказов других участников проекта.

 

Цель проекта:

Сохранение и развитие детского музыкального просветительства.

Задачи:

1.Воспитание духовно-нравственных качеств у детей

2.Повышение интереса к классической музыке и творчеству русских и зарубежных композиторов

3.Формирование гражданской позициипостроенной на традициях русской и мировой культуры.

 

Условия конкурса:

1. Проект посвящен творчеству русских и зарубежных композиторов разных исторических эпох.

2. Принимаются работы разных литературных  жанров (эссе, очерк, рассказ, поэтическое творчество) объемом не более двух печатных страниц.

3. Работа должна содержать титульный лист с указанием учебного заведения, личных данных конкурсанта (ФИО, возраст, класс)

4. Работы следует направлять по электронному адресу gera-lena2014@ya.ru с пометой РАССКАЖИ О КОМПОЗИТОРЕ.

 

 

Формы работы над проектом:

1.учебная и внеурочная деятельность

2.сетевое взаимодействие участников проекта

 

Этапы работы над проектом:

1.Творческий конкурс среди учащихся 5-7 классов на лучшее сочинение о композиторе

2.Отбор лучших сочинений

3.Публичное представление результатов

 

 

Список учащихся-победителей  интернет- проекта для учащихся «Мир музыки»

1.Овсов Илья 5 класс МБОУ СОШ №7 г.Павлово

2.Буянов Александр 5Б класс МБОУ СОШ №11 г.Павлово

3.Денисова Наталья 5Б класс МБОУ СОШ №10 г.Павлово

4.Балашов Владислав 5А класс МБОУ СОШ №16 г. Павлово

 

Комментарии

Герасимова Елена Львовна

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА.
В нашей семье все любят музыку - и современную, и классическую. А моя старшая сестра окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Когда я была совсем маленькой, то часто садилась рядом с ней и с удовольствием слушала, как она играет. Тогда я не знала, что это за произведения и каких композиторов. Мне просто нравилась музыка. Позже сестра стала рассказывать мне о тех вещах, которые она играла, и о людях, написавших их. Больше всего мне тогда нравились произведения М. И. Глинки.
Родился композитор в 1804 году в Смоленской области. Его родители были из помещичьей среды. Уже в юные годы Михаил Иванович брал уроки у известных музыкантов и преподавателей. Он играл на фортепиано и скрипке, пользовался большим успехом как пианист и певец. Позже он сам стал писать музыку, избрав главным направлением своего творчества народную тематику. Этому в значительной степени способствовало его знакомство и общение с такими выдающимися литераторами, как А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов и некоторыми другими.
Мне как-то посчастливилось увидеть на сцене театра его оперу «Иван Сусанин». Как мне рассказали позже, она должна была выводить на первый план мотив прославления царя, верности и подчинения монархии. Однако композитор совершенно изменил дух произведения: в центре своей оперы Глинка поставил народ, прославил крестьянина-патриота, величие его характера, его мужество, смелость и стойкость. Все эти черты автор сумел удивительным образом передать посредством своей музыки.
Слушая его произведения, я не перестаю восхищаться тем, как мастерски воссоздает он любые художественные образы. Так, например, мне очень нравится его опера «Руслан и Людмила», написанная по известному произведению Пушкина. Здесь перед нами предстают удивительные картины славянской жизни, которые тесно переплетаются с элементами сказки и фантастики. Русские национальные мотивы автор чередует с ярко выраженными восточными. В то же время, немного переосмыслив содержание поэмы, он выдвинул на первый план величественные образы Древней Руси, отобразил силу богатырского духа. Опера Глинки, как и большинство других его произведений, захватывает своей насыщенностью, эмоциональностью и вместе с тем необыкновенной лиричностью.
Несмотря на разносторонность творчества М. И. Глинки, все его произведения наполнены светом, жизнерадостностью, любовью к жизни и верой в жизнь. Его мелодии внушительны, сильны и в то же время невероятно прозрачны. Его образы поражают богатством тонов, блеском и великолепием. А каким веселым, бодрым настроением, невероятным ощущением полета и счастья пронизаны его «Испанские увертюры» или «Вальс-фантазия»!
Композитор написал также немало мелодий, которые стали известными песнями. Так, невероятная гармония и мелодичность звучат в песнях на стихи Пушкина: «Я помню чудное мгновенье...», «Не пой, красавица, при мне...», «В крови горит огонь желанья...» и многих других.
Все произведения Глинки представляют собой большую художественную ценность. Его творчество сыграло немаловажную роль в утверждении мирового значения русской музыки и оказало влияние на ее дальнейшее развитие. И я рада, что еще в детстве, пусть и интуитивно, сумела оценить творчество признанного мастера, который и теперь остается моим любимым композитором.
Овсов Илья, ученик 5 класса МБОУ СОШ №7

Герасимова Елена Львовна

Модест Петрович Мусоргский
В 1999 г. весь музыкальный мир отмечал 160-летие со дня рождения моего любимого композитора Модеста Петровича Мусоргского. В концертном зале им. П.И.Чайковского состоялся цикл вечеров, посвященных этой дате. Мне посчастливилось побывать на одном из концертов, где исполнялись фрагменты из опер «Хованщина», «Борис Годунов» и любимые с детства «Картинки с выставки».

Название соответствует содержанию: «Картинки» написаны Мусоргским под впечатлением посмертной выставки художника и архитектора В.К.Гартмана. С Мусоргским Гартмана связывали теплая дружба и взаимное уважение. Эта выставка настолько поразила композитора, что, вернувшись домой, он превратил свои впечатления от увиденных картин, экспонатов, рисунков в живые музыкальные картинки. На языке звуков он рассказал об избушке в чаще леса, в которой живет Баба-Яга, о старинном средневековом замке. Запомнился Мусоргскому и набросок Гартмана, где художник изобразил щипцы для колки орехов в виде неуклюжего гнома. Но герой пьесы «Гном» не вполне похож на веселых и милых бородатых гномов, о которых пишут сказочники. Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человечка. Иногда прорываются интонации жалобы, стона, это заставляет нас сочувствовать гному, этому обездоленному существу, его затаенному горю.

Мусоргский как волшебник оживил фигурку. Для воплощения фантастического портрета гнома в музыке композитор выбрал музыкальные краски с удивительной точностью. Кажется, что гном затаился и осторожно перебегает с места на место. Он топчется на месте, спотыкается, его маленькие кривые ножки заплетаются. Он то чего-то боится, то начинает охать, стонать, жаловаться, то опять бежит без оглядки. Этот образ рисует изломанная мелодия, которая ассоциируется с подвижными, угловатыми движениями, и чередование быстро пробегающих звуков с длинными, замирающими. Все это похоже на движения испугавшегося, скрывающегося персонажа. Гном кажется злым, жалким, испуганным, обиженным. Это подчеркивает холодная мрачная тональности ми бемоль минор. Но, вместе с тем, это сказочный, фантастический образ.

Средняя часть пьесы более трагическая, она выражает чувства гнома. Мрачная ладовая окраска, раскачивающиеся басы выдают тяжелые, горестные мысли маленького человечка. Наступают минуты полного отчаяния. Но вот гном насторожился, как бы почувствовав опасность. Здесь начинается реприза. Возвращается синкопированный ритм первой части. Но эта тема звучит более трагично и гневно. Последняя фраза налетает и уносит за собой образ гнома.

Отзвучала музыка, но так хочется верить, что бедный маленький гном пройдет свой путь «по лесным кочкам и трущобам» и выйдет туда, где сияет солнце и его ждет счастье.

В цикле 10 самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом. Все они связаны «темой прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя нас от одной картинки к другой. В «Картинках с выставки» отражена индивидуальность автора, неповторимая образность его мышления.

Я люблю музыку Мусоргского за ее выразительность, мелодичность, народность. Что бы я не слушала, - будь то «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» или его песни, романсы – везде чувствуется русская народная музыка. Думаю, я не одинока в своем мнении: Мусоргский – один из самых любимых и почитаемых композиторов нашего народа.

Буянов Александр,5 Б класс МБОУСОШ №11

Герасимова Елена Львовна

Петр Ильич Чайковский.
Один из самых любимых моих КОМПОЗИТОРОВ — Петр Ильич Чайковский.
Композитор родился 25 апреля 1840 года в небольшом уральском городе Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода. Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников, народных певцов. Как позже вспоминал композитор: «Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки». Впоследствии семья Чайковского переехала в Петербург, где мальчик стал учиться в Училище правоведения. Именно здесь он начинает серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для всех желающих. Ученики часто собирались в музыкальной комнате и там слушали Чайковского, который не только выразительно играл разные пьесы, но также импровизировал.
После окончания училища Чайковский получил чин титулярного советника в Министерстве юстиции. Однако служба чиновника его не привлекала. Двадцатилетний Чайковский с увлечением изучает теорию музыки и поступает в Петербургскую консерваторию, чтобы серьезно заняться композицией. В консерватории юноша упорно трудится, настойчиво овладевая композиторским мастерством. По настоянию преподавателей окончательно бросает службу и посвящает себя целиком музыке. Окончив консерваторию, принимается за педагогическую работу в Московской консерватории. Московская жизнь полностью захватывает: он знакомится с выдающимися русскими музыкантами, литераторами, артистами. Много и напряженно занимается сочинением музыки, а также выступает на страницах газет и журналов в качестве музыкального критика. Всю свою жизнь композитор настойчиво работал: «Я буквально не могу жить, не работая». Окончив одно произведение, он сейчас же принимался за другое: симфонии, оперы «Воевода», «Опричник», «Ундина», «Кузнец Вакула», «Евгений Онегин», «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» — вот далеко не исчерпывающий список созданных композитором произведений.
Чайковский совершает много поездок за границу, где его талант признан и почитаем. Симфонические концерты под его управлением проходят в Берлине, Женеве, Париже, Лондоне. В Англии ему присвоили степень доктора музыки Кембриджского университета.
Умея ценить время, Чайковский выработал высокую культуру и дисциплину труда. День композитора отличался строгим распорядком, от которого он никогда не отступал: «Вдохновение — гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые ее призывают».
В музыкальной школе я разучивала пьесы из цикла «Времена года». Каждая пьеса — особое настроение: зимняя грусть и звон бубенцов весело мчащейся по заснеженной дороге тройки; весеннее пробуждение природы, песня капели; летний зной, перешептывание налитых зерном колосков; осеннийлистопад и размышления о жизни. Запомнилась мне и опера «Евгений Онегин», которую я слушала в нашем театре. Еще задолго до решения написать эту оперу Чайковский горячо увлекся стихами Пушкина, одним из самых любимых мест стихотворного романа было письмо Татьяны к Онегину. В опере эта сцена является высочайшим достижением мирового оперного искусства. Характер героини здесь раскрывается в движении, неустанном развитии. Из наивной, мечтательной девочки Татьяна превращается в страстно любящую женщину, обретает душевную зрелость. Вся сцена представляет собой свободно построенный монолог. На фоне проникновенной лирической темы в исполнении гобоя Татьяна произносит простые слова:
Я к вам пишу, чего же боле Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать
Опера «Евгений Онегин» — одно из высочайших достижений русского оперного искусства. Правдивые образы пушкинского романа помогли разрешить задачу создания «интимной, но сильной драмы», действующими лицами которой явились «настоящие люди». Естественно, что не все богатейшее содержание романа Пушкина нашло воплощение в опере Чайковского. Самое название «лирические сцены», данное автором опере, говорит о преимущественном интересе композитора к внутреннему миру своих героев. «Я не заблуждаюсь, — писал он, — я знаю, что сценических эффектов и движений будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки». В лучших постановках оперы на сцене принимали участие великие артисты оперного искусства: роль Татьяны исполняла Е. Д. Кругликова, роль Ленского — Л. В. Собинов.
От сердца к сердцу идет музыка Чайковского. Она всегда искренна, всегда правдива. В ней каждый человек может узнать себя, свои мысли, переживания к чувства. Она волнует, потрясает и возвышает душу. «Я желал бы всеми силами души, — писал Чайковский, — чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Мы, слушатели и ценители творчества П. И. Чайковского, можем уверенно подтвердить — желание композитора сбылось.
Денисова Наталья, 5 Б класс МБОУСОШ №10

Герасимова Елена Львовна

Людвиг ванн Бетховен

Моим любимым композитором является Людвиг ванн Бетховен – гениальный немецкий музыкант, представитель венской классической школы.
Начальное музыкальное образование композитор получил под руководством своего отца. Затем, переехав в 1792 году в столицу европейского музыкального искусства – Вену, стал одним из самых модных пианистов в конце XVIII века.
Ранний период творчества Бетховена ознаменовался появлением целого ряда сонат, в том числе, знаменитых «Патетической» и так называемой «Лунной», а также рядом камерно-ансамблевых сочинений. Послушав однажды на уроке музыкальной литературы «Лунную» сонату, я был под глубоким впечатлением. До сих пор это одно из моих любимых сочинений Бетховена.
В конце 1700-х годов у композитора начала развиваться прогрессирующая глухота. Однако же, он сумел преодолеть душевный кризис и продолжал творить. Произведения начала XIX века пронизаны драматическими и героическими мотивами. Среди них мне особенно нравится «Аппассионата», которую, увлекшись творчеством Бетховена, я послушал дома.
В творчестве позднего Бетховена снова на передний план выходит богатство контрастов. Он пишет музыку драматическую и ликующую, лирическую и молитвенную, гармонично сочетая классические традиции и современный стиль.
Одним из величайших вкладов Бетховена в развитие классической музыки стало то, что он впервые осуществил синтез симфонического и ораториального жанров, о чем ярко свидетельствует его девятая симфония.
Я восхищаюсь произведениями Людвига ванн Бетховена и его характером – мужеством, целеустремленностью, работоспособностью. Его гениальные творения вошли в сокровищницу мировой культуры и до сих пор продолжают волновать сердца миллионов людей.
Балашов Владислав, 5 А класс МБОУ СОШ №16