Могу с вами поделиться.

Мотолыгина Светлана Фёдоровна

Описание урока и презентации

Классный час Здоровый образ жизни. Сохраним здоровье нации.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                            ПЛАН  РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

                              С    11 декабря  по 17 декабря  неделя Начальных классов.

Дни недели

Предметы

Урок

Класс

Учитель

Вторник

«Час здоровья»

Подвижные игры

7 урок

После 2 урока

1-4

1-4

Крохалева О.Е

Косова Н.В.

Среда

Окружающий мир

Подвижные игры

2 урок

После 2 урока

1 кл.

1-4

Косова Н.В.

Мотолыгина С.Ф.

Четверг

Русский язык

Подвижные игры

2 урок

После 2 урока

3 класс

1-4 кл.

Крохалева О.Е.

Данилина Г.В.

Пятница

1.Внек. Мероприятие по литературному чтению

2.кл.Час  «Жить

здОрОво- здорово!»

5 урок

4 урок

4 класс

2 класс

Данилина Г.В.

Мотолыгина С.Ф.

Суббота

Викторины  « Пять уроков»

4 урок

1-4 кл.

Косова Н.В.

Понедельник

Математика

Линейка.

2 урок

2 кл.

Мотолыгина С.Ф.



Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор школы _________/Линькова М.А/

                         ПЛАН

  работы  методического объединения

       учителей начальных  классов МБОУ

       «Средней общеобразовательной школы села Болльшая Чечуйка Базарно- Карабулакского муниципального района Саратовской области»

Руководитель :Мотолыгина Светлана Фёдоровна

2012-2013 учебный го

Выводы по анализируемому опыту и формирование новых задач

 

              МО учителей начальных классов в 2012-2013  учебном году работало по проблеме «Осуществление личностно – ориентированного подхода   к обучению младших школьников на основе здоровьесберегающий организации учебно – воспитательного процесса ».

  Девиз:  «Учить всех и каждого».

       Вся работа учителей строилась с учётом индивидуального подхода к учащимся, на основе формирования познавательной активности, учебной самостоятельности детей. МО строило свою работу по различным направлениям:

  • Изучение различных педагогических технологий и методик обучения младших школьников;
  • Разработка банка тестовых и контрольных работ по предметам с целью отслеживания результативности обучения;
  • Развитие коммуникативных качеств личности младших школьников, Воспитание учащихся на основе общечеловеческих ценностей.
  • Укрепление связей с родительской общественностью, сотрудничество по вопросам обучения и воспитания детей.
  • Укрепление вертикали образования: решение вопросов преемственности детский сад- начальная школа -основная школа.

Тема школы : «Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе личностно- ориентированного подхода в обучении и воспитании»

Тема работы ШМО : «Формирование творческой личности через учебно- воспитательный процесс»

Проблемы :

1.Обновление содержания образования путём внедрения новых педагогических  технологий с использованием элементов конструирования и моделирования в начальной школе.

           2.Внедрение здоровьесберегающих технологий.

           3. Недостаточно высокий уровень обученности  и воспитанности  младших школьников.

           4. Повышение качества образования.

Цели:

1.Формирование общеучебных  и исследовательских умений у младших школьников.

2.Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.

3.Развитие ребёнка как субъекта отношений между людьми, с миром, с собой.

Задачи :

1.Обеспечение совершенствования урока как основной формы учебно-воспитательного процесса,здоровьесберегающих технологий в рамках подготовки к работе по стандартам второго поколения.

2. Расширять применение личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся и создание условий для реализации ресурсов личности в одной из сфер:

       - интеллектуальная:

       - творческая;

       - общение и лидерство;

      - художественная;

     - двигательная.

3. Совершенствовать приемственность в работе между детским дошкольным учреждением и средней школой.

Реализуемые образовательные программы

   В начальных классах используются  программы, утверждённые Министерством РФ для четырёхлетней начальной школы. Объём и время прохождения образовательных программ соответствует базовому стандарту.

      1-2 класс  обучается по УМК «Планета знаний»

      3-4 классы по «Школа России»

В практику работы методического объединения прочно вошли формы работы, как

  • Практические семинары.
  • Заседания «Круглого стола».
  • Обмен опытом работы.
  • Изучение нормативных документов.
  • Взаимопосещение уроков.

   Выступления на заседаниях методического объединения основываются на практических результатах работы, что позволяет делать серьёзные методические выводы и планировать дальнейшую работу в начальной школе.

   Планирование работы ШМО в новом учебном году построено с учётом   ФГОС второго поколения.

Визитная карточка ШМО

Ф.И.О. учителя

№ п/п

Дата рождения

Образование

Педагогический стаж

Класс

Категория

Год

аттестации

Курсы повешения

квалификации

общий

в данной

школе.

Данилина Галина Владимировна

13.02.1969

Вольское педагогическое училище.Средне-специальное.

23года

23года

4

2

2011

2007

Мотолыгина Светлана Фёдоровна

08.02.1968

Высшее

СПИСГУ

Пед.фак

25

25

2

1

2010

2011

 Косова Нина Владимировна

08.07.1972

Средне-специальное

Саратовское педагогическое училище

5

1

2

2010

2011

Васина Лориса Юрьевна

Средне-специальное

Саратовское педагогическое училище

27

27

2011

2010

Тетёкина Нина Васильевна

Средн-специальное

Саратовское педагогическое училище

20

20

Крохалева Олеся Евгеньевна

13.04.1981

Обучение в СПИСГУ

Учитель начальных классов

4

3

3

Клюквина Любовь Николаевна

10.01.1971.

Среднее

Вожатая

22

22

2

2008

2011

Фомичова Елена Николаевна

Средне-специальное

Воспитатель ГПД

4

2

2012

       План заседаний ШМО учителей начальных классов.

1 заседание -  сентябрь.

Тема: «Подготовка к новому 2012-2013 учебному году».

2 заседание   -  октябрь- ноябрь

Тема: «Нравственное воспитание как одно  из основных направлений в работе с младшими школьниками по ФГОС».

3 заседание -  январь- февраль

 Тема: «ФГОС. ИКТ технологии.».

4заседание – март-апрель

 Тема: «Проблемы преемственности между начальным и средним звеном в свете ФГОС».

 5.Заседание - май

Тема: «Подведение итогов работы МО начальных классов в 2012-2013 учебном году. Планирование работы МО на 2013-2014 учебный год.»

 

Темы по самообразованию учителей начальных классов.

Данилаина Г.В. – «Активизация внимания на уроках»

Мотолыгина С.Ф. –«Роль упражнений в формировании орфографических навыков»

Косова Н.В. –«Особенности методики преподавания по УМК «Планета знаний»

Крохалева О.Е. – «Изучение методики проведения урока»

Клюквина Л.Н. – «Всестороннее развитие ребёнка во время игры»

Фомичёва Е.Н.- «Нравственное развитие ребёнка во время игры»

Васина Л.Ю .Тетёкина Н.В.-  «Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников»



Предварительный просмотр:

Автор материала (ФИО)

Мотолыгина Светлана Фёдоровна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ  «СОШ с.Б.Чечуйка»

Класс (возраст)

2 класс

Название материала

ИЗО

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Учебник «изобразительное искусство 2класс», УМК «Планета знаний».

Н.М.Сокольникова

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)

Текстовый документ, презентация

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Газетная бумага , альбом, гуашь, баночкис водой.

Цели,

Задачи материала

Цели:  знакомство обучающихся с разными видами рисования.

Задачи:

1. Научить выявлять проблему и строить гипотезу; сформировать умения находить цветовое решение .

2.Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь.

3.Воспитывать интерес к предмету; чувство прекрасного; формировать экологическое воспитание.

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора).

Данная работа предлагается на этапе  изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ.

Используется фронтальная работа;

 групповая работа; работа в парах; самостоятельная работа;

работа с учебником.

Список использованной литературы.

 

Н.М.Сокольникова      «Изобразительное искусство»

Технологическая карта урока « Букет »Печать предметами.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности.

- В чистой, тёпленькой водичке

Рыбки плещутся в пруду.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песок.

А у нас звенит звонок

Начинается урок.

Ребята,будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Дети, покажите ваше настроение.

-Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.

Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Определяют своё настроение с помощью карточек.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:  самоопределение.

2.Актуали-

зация  

знаний.

Создать условия для актуализации знаний, необходимых  для открытия «новых знаний»  по  данному материалу.  Подвести

детей  к  теме  урока. Создать  проблемную ситуацию.

-Какие цветы  у вас растут в саду?

- А какого они цвета?

-Какую форму они имеют?

 

Мир наполнен разнообразными цветами,они окружают нас повсюду : в лесу, в саду, на лугу.

Прослушивают аудиозапись.»Вальс цветов»

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют тему урока.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

3.Постановка  учебной

задачи.

Сообщить  тему  урока,  создать условия для проблемной ситуации.

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Итак, тема нашего урока:

«  Букет цветов»
Представьте, что вы исследователи.
Какой вопрос бы вас интересовал больше всего?

- В руках у меня обычная  газета.

Что можно делать при помощи газеты?

-Данные предположения мы должны доказать при помощи опытов.

Определяют тему урока.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выдвигают проблемный вопрос.

Строят гипотезу.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению

4.Решение учебной задачи.

Каждой группе дать инструкцию по проведения исследований

-Сейчас вы будете работать в  группах. Давайте вспомним правила работы в группах?


Откройте учебник, стр. 80-81

 

 Проведём опыт.

 

-Назовите предмет рисования.

-Что необходимо для отпечатка рисунка?

 -Давайте оценим работу

 

 

 

 


Назовите предмет рисования.

-Что необходимо для отпечатка рисунка?

Давайте оценим работу.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

1.Будь вежлив с товарищем в группе                      

 2.Умей выслушать мнение каждого.                  

3.Доказывай своё мнение.   4.Придя к единому мнению, выберете представителя от группы для ответа у доски.

5. Внимательно выслушай мнение в других группах.   6.Задай вопрос на понимание.

Работа с учебником

Обсуждение в группах, демонстрация опытов, выводы, оценивание.

Опыт1:

Взяли бутылочку, смазали

краской

Отпечатали на альбом.

Получился круг.

Если смазать горлышко разной краской то получим отпечаток разного цвета. Можно создать цветок.

Опыт № 2.

 - Взяли         кусочек марли.

-Смочили водой, обмокнули в гуашь красного цвета.

_ отпечатали на альбом.

Получился красивый декор.                          

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: общеучебные  - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

5.Динамическая пауза

Организует физкультминутку.

 Утром бабочка проснулась, подтянулась,улыбнулась.

Раз рукой она умылась,

два изящно покружилась.

Три нагнулась и присела

На четыре полетела.

Выполняют физкультминутку .

6.Самостоятельная работа.

-Что нужно сделать для того чтобы наша газета стала рисовать?

Комочки газеты помогут нам создать удивительный букет для любого праздника.

Возьмите в руку один комочек газеты , опустите его в гуашь красного цвета, на альбомный лист отпечатайте  цветок в форме люпина.

Возьмите второй комочек опустите его в другую гуашь, которая хорошо сочетается с красным цветом и отпечатайте ещё один цветок.

Возьмите третий комочек и опустите его в  следующую краску , отпечатайте по образцу третий цветок.

Дорисуйте до букета .

Выполнение рисунка по образцу.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром,

слушать и понимать речь других.

7.Рефлексия.

Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные букеты  у вас получились.

Оцените себя:

Кто понял тему – зелёный смайлик;

испытывал затруднения – жёлтый смайлик

а кому было трудно – красный смайлик.

Оценка обучащихся.

Ответы детей.

Оценивание своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:  умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:  самооценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рисование с натуры натюрморта, состоящего из геометрических тел Учитель МБОУ «СОШ с.Б.Чечуйка » ИЗО Мотолыгина С.Ф.

Слайд 2

Натюрморт. Натюрморт — самостоятельный жанр изобразительного искусства. Натюрморт составляют несколько предметов, объединенных в единую по замыслу группу. В переводе с французского «натюрморт» означает «мертвая (неживая) природа».

Слайд 3

Геометрический натюрморт Рисование натюрморта из геометрических тел — задача более сложная, чем рисование отдельных геометрических тел. В натюрморте мы видим несколько предметов, разных по форме и величине, расположенных под разными углами к картинной плоскости, поставленных ближе и дальше.

Слайд 4

Рисование постановки натюрморта из белых гипсовых геометрических тел включает в себя несколько задач: композиционное размещение на листе бумаги данного натюрморта; нахождение пропорциональных отношений предметов между собой; правильное построение предметов с учетом их перспективы и пропорций; решение светотеневой задачи. Одна и та же постановка натюрморта с разных точек зрения выглядит по-разному. Поэтому работу следует начать с выбора места или точки зрения, откуда постановка нам больше нравится. Чтобы облегчить выбор места, можно воспользоваться рамкой. Смотря через нее на натюрморт, мы как бы изолируем его от окружающей обстановки. Это позволяет нам представить, как он будет выглядеть на рисунке.

Слайд 6

Сделаем несколько зарисовок с различных точек зрения на маленьких листах, подобных по форме большому листу, предварительно определив, как мы будем располагать форму листа — по вертикали или по горизонтали. Форма листа может быть различной: и квадратной, и вытянутой, удлиненной по вертикали или по горизонтали, и т. д.

Слайд 8

Учебный рисунок выполняют на стандартном листе, который может быть уменьшен до 1/2, 1/4, 1/8 и т. д. Учебный рисунок натюрморта, состоящего из двух-трех геометрических тел, выполняют чаще всего на 1/4 листа, а если число изображаемых предметов больше, чем два-три, то формат листа нужей больше, например 1/2.

Слайд 9

Группу геометрических предметов, составляющих натюрморт, располагают на листе так, чтобы она композиционно вписывалась в лист бумаги, была ему соразмерна, чтобы предметы «не наезжали» друг на друга, не сталкивались между собой, а гармонично распределились на плоскости листа, составляя единое целое. Сделаем несколько зарисовок. Наиболее удачную композицию, наиболее удачный эскиз композиции перенесем на большой лист, увеличив размеры изображенных на эскизе предметов, но сохранив их размещение и пропорции. Если композиционное размещение и пропорции натюрморта на большом листе будут соответствовать эскизу, значит, мы увеличили его правильно.



Предварительный просмотр:

Классный час в 2 классе на тему  Сохраним здоровье нации.

Учитель: Мотолыгина С.Ф.

 

Цель - формировать у учащихся здоровый образ жизни.

Ход классного часа.

1. Организационный момент;

2. Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства.  

Чтоб мудро жизнь прожить,

Знать надобно немало.

Два главных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем, что попало есть,

И лучше будь один, чем с кем попало.

Правила здорового образа жизни:

1. Правильное питание;

2. Сон;

3. Активная деятельность и активный отдых;

4. Вредные привычки.

Остановимся на каждом пункте отдельно.

1. Правильное питание—основа здорового образа.

Снижается заболеваемость учащихся, улучшается психологическое состояние детей, поднимается настроение,  а самое главное — повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности.

После большой перемены в мусорнице лежат  пустые бутылки из-под лимонада, давайте немного поговорим о том, что мы пьем?

В любом случае, важно знать, что именно в газированных напитках может реально принести вред. Во-первых, это углеводы. В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются  в жировые складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них - белок аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды - они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит.

Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Например, в яблочном соке кислоты содержится во много раз больше. Разница только в том, что там она натуральная, хоть и разъедает эмаль зубов, но не вымывает кальций, как это делает ортофосфорная кислота (Е338). Чаще всего в газировках используется именно она.

Также газировки содержат углекислый газ, который возбуждает  желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки - беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.

Пожалуй, самое коварное в газированной воде - это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии-возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас.

Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию.

История кока колы утверждает, что во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 галлона Колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии.

Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.

Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в кока коле.

Чтобы удалить коррозию с батарей в автомобиле, полейте батареи банкой Колы, и коррозия исчезнет.

Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока колой и обмотайте ею болт на несколько минут.

Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.

О составе кока колы. Активный ингредиент кока колы - фосфорная кислота. Ее рН равен 2.8. За 4 дня он может растворить ваши ногти.

Для перевозки концентрата кока колы грузовик должен быть оборудован специальными поддонами, предназначенными для высококоррозионных материалов.

Дистрибьюторы кока колы уже 20 лет используют ее для очистки моторов своих грузовиков.

Все еще хотите бутылочку Колы?

Единственный безвредный компонент газировок - вода. Мертвая, безжизненная, дистиллированная, чтобы ее естественный вкус не нарушал вкус напитка, чтобы лимонад, производимый в любой точке земного шара, соответствовал строгому стандарту.

Чтобы уменьшить вред от любой газировки, в том числе и от Pepsi, необходимо следовать простым правилам:

1. Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка. В Америке газировки пьют больше, чем в Европе, но ее всегда подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше.

2. Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой.

3. Ограничьтесь одним стаканом 1-2 раза в неделю.

4. Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой.

5. Не давайте газировку детям до 3 лет.

Теперь поговорим о беде что мы едим?

Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».

Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков.

Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики: (распечатать и раздать детям)
Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.
Вредные для кожи – Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.
Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.
Повышающие холестерин – Е320, Е321.
Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466


Исследовательская работа:

Детям раздаются пакетики от чипсо,сухариков,жевательных конфет. Они определяют наличие Е.

Вы хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых гидрогенизированных жирах, притрушенных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные количества канцерогена-акриламида?..

Мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: фрукты, овощи, рыбу, бобовые и т. д.  Сейчас я буду называть полезные качества продукта, а вы угадайте, чему они принадлежат.

Салат, укроп,  петрушка.

Зелень – хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный баланс, благотворно влияет при малокровии, авитаминозе.

Сельдерей.

Древние греки и римляне не обходились без него ни в будни, ни в праздники. Высокие пищевые и целебные достоинства этого растения определяют более чем сорок вкусовых, витаминных и биологически активных веществ. Исследования американских ученых показали, что корни этого растения – идеальное средство для снижения артериального давления.

Топинамбур.

В клубнях этого растения витаминов С и В вдвое, а солей железа втрое больше, чем в картофельных.

Особенно полезно это растение для больных диабетом, страдающих малокровием, нарушениями обмена веществ и желудочными заболеваниями.

Морковь

Употребление этого овоща очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний.

Капуста

Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергеном.

Свекла

А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает ее ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укрепления иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.

Баклажаны

Этот овощ малокалориен, зато в нем много фолиевой кислоты, а это значит, что он ускоряет вывод из организма холестерина, избытка воды и поваренной соли, усиливает способность инсулина понижать уровень сахара и способствует процессу образования эритроцитов в крови.

Яблоки

Обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно-сосудистой системы. Обмена веществ.

Груши

Повышают прочность капиллярных сосудов, оказывают противосклеротическое действие, способствует выведению из организма воды и поваренной соли.

Вишня, черешня

Общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии.

Малина

Улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической болезни.

Черная смородина

Богата общеукрепляющим витамином С.

2. Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.

Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.

Пословицы:

1. От хорошего сна … Молодеешь

2. Сон – лучшее … Лекарство

3. Выспишься - … Помолодеешь

4. Выспался – будто вновь… Родился

3. Активная деятельность и активный отдых.

Статистика: сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здровье.

4. Вредные привычки.

КУРЕНИЕ

Из истории

Курение табака возникло еще в глубокой древности. Высадившись на берегах Америки Колумб и его спутники увидели туземцев, которые держали во рту пучки дымящейся травы.

Во Францию табак попал из Испании, его привез посол Жан Нико в подарок королеве Екатерине Медичи. От фамилии «Нико» произошло слово «никотин».

Наказания

В Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере;

В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади;

В Турции курильщиков сажали на кол;

В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл…»

В нашем гуманном обществе нет таких наказаний, но может быть эти картинки заставят вас задуматься стоит ли начинать (фотографии: легкое здорового человека, легкое курильщика)

АЛКОГОЛИЗМ, хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы.

НАРКОМАНИЯ

Официальная статистика в отношении наркомании очень тревожна.

В течение последних 6 лет распространенность наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз.

Сам термин "наркомания" связан с понятием "наркотик" (от греч. narkotikos- усыпляющий).

Группу наркотиков в узком смысле слова составляют так называемые опиаты – вещества, которые добывают из мака: морфин, кодеин, героин, метадон.

Говоря о наркомании, мы имеем ввиду вещества, формирующие психическую зависимость от их потребления. Таким образом, в настоящее время термин "наркотическое вещество" (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.

Согласно международному принятому определению, наркомания - это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определённое вещество (или вещество из определённой группы) в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования вещества несмотря на пагубные последствия. Синонимом термина наркомания является понятие "зависимость".

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

  1. сидячее положение в течение длительного времени;
  2. воздействие электромагнитного излучения монитора;
  3. утомление глаз, нагрузка на зрение;
  4. перегрузка суставов кистей;
  5. стресс при потере информации.

Сидячее положение.
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда
остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Электромагнитное излучение.
Современные
мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

Воздействие на зрение.
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты
зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

Перегрузка суставов кистей рук.
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем
заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при потере информации.
Далеко не все пользователи регулярно делают
резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.

Влияние компьютера на психику.
Тема, на наш взгляд, очень дискуссионная. Игромания, интернет-зависимость - насколько серьезны эти проблемы? Предлагаем вашему вниманию разные
точки зрения.

Работайте на компьютере и будьте здоровы!

 

Вопросы викторины:

  1. Почему могут быть опасны для здоровья консервированные продукты? (Можно отравиться ботулином)
  2. При сжигании в городе мусора воздух загрязняется ядовитыми веществами. Назовите 4 опасных вещества. (Доиксины, канцерогены, радионуклиды, двуокись СО)
  3. Несколько приемов удаления нитратов из овощей. (Вымачивание, отваривание, маринование)
  4. Табачный дым содержит много химических соединений, веществ и элементов. Назовите их примерное количество. (4 000)
  5. Среди них в табачном дыму содержится аммиак, ацетон, пропилен, никотин, пиридин и другие вещества. Назовите вещество,  вызывающее привыкание к курению. (Никотин)
  6. Сколько процентов вредных веществ получает пассивный курильщик? (50%)
  7. Водопроводную воду перед употреблением лучше отстаивать. Почему? (Чтобы избавиться от хлора, который улетучивается через 2 часа)
  8. Назовите вещество, которое полностью нейтрализует действие нитратов. (Витамин С)
  9. Из повседневных продуктов питания, какие самые опасные для здоровья? (Соль и сахар)
  10. Назовите принципы закаливания – три П. (Постоянно, последовательно, постепенно)
  11. Какая поговорка учит нас правильному режиму питаниия? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу)
  12. Сколько часов в сутки должен спать человек? (ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов)
  13. Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки? (Плавание, гимнастика, легкая атлетика)

Желаю вам:

                                          - Никогда не болеть;

- Правильно питаться;

- Быть бодрыми;

- Делайте добрые дела.

Всего хорошего! Спасибо за участие.

 . Учитель: Мотолыгина С.Ф.

 

Цель - формировать у учащихся здоровый образ жизни.

Ход классного часа.

1. Организационный момент;

2. Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства.  

Чтоб мудро жизнь прожить,

Знать надобно немало.

Два главных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем, что попало есть,

И лучше будь один, чем с кем попало.

Правила здорового образа жизни:

1. Правильное питание;

2. Сон;

3. Активная деятельность и активный отдых;

4. Вредные привычки.

Остановимся на каждом пункте отдельно.

1. Правильное питание—основа здорового образа.

Снижается заболеваемость учащихся, улучшается психологическое состояние детей, поднимается настроение,  а самое главное — повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности.

После большой перемены в мусорнице лежат  пустые бутылки из-под лимонада, давайте немного поговорим о том, что мы пьем?

В любом случае, важно знать, что именно в газированных напитках может реально принести вред. Во-первых, это углеводы. В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются  в жировые складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них - белок аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды - они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит.

Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Например, в яблочном соке кислоты содержится во много раз больше. Разница только в том, что там она натуральная, хоть и разъедает эмаль зубов, но не вымывает кальций, как это делает ортофосфорная кислота (Е338). Чаще всего в газировках используется именно она.

Также газировки содержат углекислый газ, который возбуждает  желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки - беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.

Пожалуй, самое коварное в газированной воде - это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии-возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас.

Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию.

История кока колы утверждает, что во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 галлона Колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии.

Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.

Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в кока коле.

Чтобы удалить коррозию с батарей в автомобиле, полейте батареи банкой Колы, и коррозия исчезнет.

Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока колой и обмотайте ею болт на несколько минут.

Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.

О составе кока колы. Активный ингредиент кока колы - фосфорная кислота. Ее рН равен 2.8. За 4 дня он может растворить ваши ногти.

Для перевозки концентрата кока колы грузовик должен быть оборудован специальными поддонами, предназначенными для высококоррозионных материалов.

Дистрибьюторы кока колы уже 20 лет используют ее для очистки моторов своих грузовиков.

Все еще хотите бутылочку Колы?

Единственный безвредный компонент газировок - вода. Мертвая, безжизненная, дистиллированная, чтобы ее естественный вкус не нарушал вкус напитка, чтобы лимонад, производимый в любой точке земного шара, соответствовал строгому стандарту.

Чтобы уменьшить вред от любой газировки, в том числе и от Pepsi, необходимо следовать простым правилам:

1. Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка. В Америке газировки пьют больше, чем в Европе, но ее всегда подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше.

2. Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой.

3. Ограничьтесь одним стаканом 1-2 раза в неделю.

4. Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой.

5. Не давайте газировку детям до 3 лет.

Теперь поговорим о беде что мы едим?

Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».

Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков.

Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики: (распечатать и раздать детям)
Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.
Вредные для кожи – Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.
Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.
Повышающие холестерин – Е320, Е321.
Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466


Исследовательская работа:

Детям раздаются пакетики от чипсо,сухариков,жевательных конфет. Они определяют наличие Е.

Вы хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых гидрогенизированных жирах, притрушенных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные количества канцерогена-акриламида?..

Мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: фрукты, овощи, рыбу, бобовые и т. д.  Сейчас я буду называть полезные качества продукта, а вы угадайте, чему они принадлежат.

Салат, укроп,  петрушка.

Зелень – хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный баланс, благотворно влияет при малокровии, авитаминозе.

Сельдерей.

Древние греки и римляне не обходились без него ни в будни, ни в праздники. Высокие пищевые и целебные достоинства этого растения определяют более чем сорок вкусовых, витаминных и биологически активных веществ. Исследования американских ученых показали, что корни этого растения – идеальное средство для снижения артериального давления.

Топинамбур.

В клубнях этого растения витаминов С и В вдвое, а солей железа втрое больше, чем в картофельных.

Особенно полезно это растение для больных диабетом, страдающих малокровием, нарушениями обмена веществ и желудочными заболеваниями.

Морковь

Употребление этого овоща очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний.

Капуста

Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергеном.

Свекла

А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает ее ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укрепления иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.

Баклажаны

Этот овощ малокалориен, зато в нем много фолиевой кислоты, а это значит, что он ускоряет вывод из организма холестерина, избытка воды и поваренной соли, усиливает способность инсулина понижать уровень сахара и способствует процессу образования эритроцитов в крови.

Яблоки

Обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно-сосудистой системы. Обмена веществ.

Груши

Повышают прочность капиллярных сосудов, оказывают противосклеротическое действие, способствует выведению из организма воды и поваренной соли.

Вишня, черешня

Общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии.

Малина

Улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической болезни.

Черная смородина

Богата общеукрепляющим витамином С.

2. Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.

Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.

Пословицы:

1. От хорошего сна … Молодеешь

2. Сон – лучшее … Лекарство

3. Выспишься - … Помолодеешь

4. Выспался – будто вновь… Родился

3. Активная деятельность и активный отдых.

Статистика: сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здровье.

4. Вредные привычки.

КУРЕНИЕ

Из истории

Курение табака возникло еще в глубокой древности. Высадившись на берегах Америки Колумб и его спутники увидели туземцев, которые держали во рту пучки дымящейся травы.

Во Францию табак попал из Испании, его привез посол Жан Нико в подарок королеве Екатерине Медичи. От фамилии «Нико» произошло слово «никотин».

Наказания

В Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере;

В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади;

В Турции курильщиков сажали на кол;

В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл…»

В нашем гуманном обществе нет таких наказаний, но может быть эти картинки заставят вас задуматься стоит ли начинать (фотографии: легкое здорового человека, легкое курильщика)

АЛКОГОЛИЗМ, хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы.

НАРКОМАНИЯ

Официальная статистика в отношении наркомании очень тревожна.

В течение последних 6 лет распространенность наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз.

Сам термин "наркомания" связан с понятием "наркотик" (от греч. narkotikos- усыпляющий).

Группу наркотиков в узком смысле слова составляют так называемые опиаты – вещества, которые добывают из мака: морфин, кодеин, героин, метадон.

Говоря о наркомании, мы имеем ввиду вещества, формирующие психическую зависимость от их потребления. Таким образом, в настоящее время термин "наркотическое вещество" (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.

Согласно международному принятому определению, наркомания - это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определённое вещество (или вещество из определённой группы) в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования вещества несмотря на пагубные последствия. Синонимом термина наркомания является понятие "зависимость".

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

  1. сидячее положение в течение длительного времени;
  2. воздействие электромагнитного излучения монитора;
  3. утомление глаз, нагрузка на зрение;
  4. перегрузка суставов кистей;
  5. стресс при потере информации.

Сидячее положение.
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда
остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Электромагнитное излучение.
Современные
мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

Воздействие на зрение.
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты
зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

Перегрузка суставов кистей рук.
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем
заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при потере информации.
Далеко не все пользователи регулярно делают
резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.

Влияние компьютера на психику.
Тема, на наш взгляд, очень дискуссионная. Игромания, интернет-зависимость - насколько серьезны эти проблемы? Предлагаем вашему вниманию разные
точки зрения.

Работайте на компьютере и будьте здоровы!

 

Вопросы викторины:

  1. Почему могут быть опасны для здоровья консервированные продукты? (Можно отравиться ботулином)
  2. При сжигании в городе мусора воздух загрязняется ядовитыми веществами. Назовите 4 опасных вещества. (Доиксины, канцерогены, радионуклиды, двуокись СО)
  3. Несколько приемов удаления нитратов из овощей. (Вымачивание, отваривание, маринование)
  4. Табачный дым содержит много химических соединений, веществ и элементов. Назовите их примерное количество. (4 000)
  5. Среди них в табачном дыму содержится аммиак, ацетон, пропилен, никотин, пиридин и другие вещества. Назовите вещество,  вызывающее привыкание к курению. (Никотин)
  6. Сколько процентов вредных веществ получает пассивный курильщик? (50%)
  7. Водопроводную воду перед употреблением лучше отстаивать. Почему? (Чтобы избавиться от хлора, который улетучивается через 2 часа)
  8. Назовите вещество, которое полностью нейтрализует действие нитратов. (Витамин С)
  9. Из повседневных продуктов питания, какие самые опасные для здоровья? (Соль и сахар)
  10. Назовите принципы закаливания – три П. (Постоянно, последовательно, постепенно)
  11. Какая поговорка учит нас правильному режиму питаниия? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу)
  12. Сколько часов в сутки должен спать человек? (ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов)
  13. Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки? (Плавание, гимнастика, легкая атлетика)

Желаю вам:

                                          - Никогда не болеть;

- Правильно питаться;

- Быть бодрыми;

- Делайте добрые дела.

Всего хорошего! Спасибо за участие.