В.Сутеев "Карандаш и мышонок"

Магомедова Рафига Хейрудиновна

 

1.Технологическая карта изучения темы

Предмет

Надпредметный курс. Внеклассное чтение

Класс

Тип занятия

 Открытие нового знания

Технология построения занятия

проблемно-диалоговая

Тема

В.Сутеев Сказка «Мышонок и Карандаш»

Цели

- познакомить с творчеством  В. Сутеева;

- формировать навык работы с художественной книгой;

- учить логически мыслить; 

-прививать интерес к чтению детских книг.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_vnkl.chteniya.doc520.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№76»



Урок внеклассного чтения учителя начальных классов

Магомедовой Рафиги Хейрудиновны




по внеклассному чтению на тему В.Сладков

«Мышонок и карандаш»

        

        

Цели и задачи:

- познакомить с творчеством В.Сутеева;

- формировать навык работы с художественной книгой, умение  выделять главную мысль произведения;

- учить логически мыслить;

-прививать интерес к чтению детских книг;

 -совершенствовать навык чтения.




 




       

Оборудование:

Портрет В.Сутеева,  карточки со словами, карточки с пословицами, выставка книг, краски, альбом.

Технические средства обучения:

Компьютер, медиапроектор

Автор материала (ФИО)

Магомедова  Рафига  Хейрудиновна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель  начальных классов

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №76» Ленинского района города Саратов

Название материала

Открытий урок по теме: В.Сутеев. Сказка «Мышонок и Карандаш»

Класс (возраст)

 1 класс

Учебный предмет

Внеклассное чтение

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

  Литературное чтение УМК « Школа России»

Д.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)

 

Текстовый документ, презентация.  

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Компьютер,  мультимедийка.

Цели,

Задачи материала

Помощь учителям в проведении урока по  внеклассному  чтению в программном приложении MS PowerPoint

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая.  

В ресурсе представлены технологическая карта  урока по  внеклассному чтению  В.Сутеева  «Мышонок и Карандаш»  и   презентация к уроку.

 На уроке присутствует индивидуальная работа и работа в парах.

Дополнительный материал (по желанию учителя) к уроку.


1.Технологическая карта изучения темы

Предмет

Надпредметный курс. Внеклассное чтение

Класс


Тип занятия

 Открытие нового знания

Технология построения занятия

проблемно-диалоговая

Тема

В.Сутеев Сказка «Мышонок и Карандаш»

Цели

- познакомить с творчеством  В. Сутеева;

- формировать навык работы с художественной книгой;

- учить логически мыслить;  

-прививать интерес к чтению детских книг.



Планируемый результат


Личностные УУД:

- устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в парах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя из  личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности;

- проговаривать последовательность действий занятия; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

 - осуществлять самоконтроль;

 - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

  Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Дидактические задачи этапов урока

Этапы занятия        

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Дидактические задачи

Организационный

(этап  мо-

тивации)

От улыбки хмурый день светлей

 От улыбки в небе радуга проснется.

 Поделись с улыбкой своей

 И она к тебе еще не раз вернется

Учащиеся подпевают песню

Подготовка учащихся к работе: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Актуализа-

ция  опорных знаний и умений

Организация фронтальной  работы.

Каких детских писателей вы знаете? Назовите название произведений и книг.

Для чего мы знакомимся и читаем художественные книги?

Какие пословицы о книгах вы знаете? Соберите пословицы:

(Слайд№1)

Грамоте учиться –

как на крыльях летаешь.

С книгою жить –

тот много знает.

Кто много читает,

всегда пригодиться.

Книгу читаешь,

век не тужить.


Учащиесяназывают знакомых  авторов и их  произведения.

Ответы детей.



Работа в парах.



Грамоте учиться – всегда пригодиться.


С книгою жить –

век не тужить.


Кто много читает, тот много знает.


Книгу читаешь,

как на крыльях летаешь.

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).


Умение работать в парах.

Постанов

ка учебной проблемы        

 .

Сегодня вы познакомитесь с творчеством В. Сутеева, а точнее с его сказкой (Слайд №2)

Название сказки сможете  угадать вы, а для этого надо отгадывать загадки.

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Формули-

рование проблемы, планирование деятельности        

 Попробуйте определить тему урока, а в этом вам помогут отгадки:

Под полом  скребусь, а кошки боюсь.

 Черная Ивашка,

деревянная рубашка,

Где носом ведет,

Там заметку кладет.


Как вы думаете, о ком будет идти речь в сказке?

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.


О мышке и карандаше.

Создание условий для формулировки цели занятия  и постановки учебных задач

Открытие нового знания        

Краткая биография автора.выставка книг В.Г Сутеева, портрет писателя.

Владимир Григорьевич Сутеев - известный художник и писатель, кинорежиссер и сценарист. Начинал он как художник-мультипликатор.

 В. Г. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а также собственные произведения.


 Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано.

Искусство В. Г. Сутеева обращено к самым маленьким читателям-зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке

Чтение учителем сказки В. Сутеева «Мышонок и карандаш»

Чтение сопровождается показом слайдов(№3-8))

Учащиеся слушают сказку и одновременно  рассматривают на слайдах иллюстрации для активизации воссоздающего воображения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения

Первичная проверка понимания        

Как вы считаете, Карандаш умный, хитрый, находчивый, обманщик? Подберите слова.(Карточки со словами) характеризующие Карандаш и докажите свои мысли.

Рассуждения учащихся

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция

Применение новых  знаний        

Но ведь хитрость не всегда хороша. А что если Карандаш обманул просто бедного Мышонка?


Повторное чтение второго абзаца сказки.

Вспоминают начало сказки, где карандаш  просил о том, чтобы его отпустил  Мышонок.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Рефлексия учебной деятельности        

Какой вывод  можно сформулировать?

Опишите    поведение Мышонка в начале сказки и в конце.

Попробуйте сами нарисовать красками Мышонка или кошку, который нарисовал Карандаш.

  Оценка поведения

Мышонка.


Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями

Используемая  литература

http://www.playroom.ru/content/view/820/88888909/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

Методическое пособие. Уроки внеклассного чтения в первом классе.

Авторы: Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей. М. «Просвещение» 1981

Приложение

Дополнительный материал для учителя к уроку

Список сказок Владимира Сутеева «Дядя Миша»

«Яблоко»

«Мешок яблок»

«Ёлка»                                                                        

«Кораблик»

«Кто сказал „МЯУ“?»                        

«Под грибом»

«Разные колёса»

«Мышонок и карандаш»

«Капризная кошка»

«Палочка-выручалочка»

«Цыплёнок и утёнок»

«Кот-рыболов»

«Петух и краски»

«Три котёнка»

«Это что за птица?»  

«Умелые руки»

«Про ёлки»        «Мамин праздник»

«Про снегурочки и снежинку»

«Как зима кончилась»

«У всех праздник»

«Как я ловил рыбу»

«Мы в лесу»

«Бабушкин огород»

«Мы уже в школе»

«Салют»

«Мы — артисты»

«Про Айболита и Чапкин портрет»

«Терем-теремок»

«Раз, два — дружно!»

«Про Бегемота, который боялся прививок»

«Мы ищем Кляксу»

«Петя и Красная Шапочка»

«Петя Иванов и волшебник Тик-Так»

«Волшебный магазин»

Режиссёр

«Сказка про белого бычка» (1933)

«Клякса в Арктике» (1934)

«Колобок» (1936)

«Шумное плавание» (1937)

«Почему у носорога шкура в складках» (1938)

«Дядя Стёпа» (1939, совместно с Ламисом Бредисом)

«И мы на олимпиаду» (1940)

«Муха-Цокотуха» (1941)

«Весёлый огород» (1947)

«Муха-Цокотуха (мультфильм, 1960)» (1960)

Сценарист

«Сказка про белого бычка» (1933)

«Клякса в Арктике» (1934)

«Колобок» (1936)

«Отважный моряк» (1936)

«Дед Мороз и серый волк» (1937)

«Почему у носорога шкура в складках» (1938)

«И мы на олимпиаду» (1940)

«Муха-Цокотуха» (1941)

«Весёлый огород» (1947)

«Когда зажигаются ёлки» (1950)

«Зай и Чик» (1952)

«Волшебный магазин» (1953)

«Стрела улетает в сказку» (1954)

«Снеговик-почтовик (Новогодняя сказка)» (1955)

«Это что за птица?» (1955)

«Кораблик» (1956)

«Миллион в мешке» (1956)

«Грибок-теремок» (1958)

«Петя и Красная Шапочка» (1958)

«Муха-цокотуха» (1960)                                            

«Разные колёса» (1960)