Учитель года - 2017

Толмачева Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ НА РАЙОННЫЙ ЭТАП
ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ -2017»
в номинации «Лучший учитель»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Эссе "Я - учитель"

учителя технологии

МКОУ СОШ №7 с. Преградного

Толмачевой Натальи Александровны

2016  год

Поступая в Ставропольский технологический колледж на факультет моделирования одежды, я и представить себе не могла, что когда-нибудь я стану учителем. Затем меня пригласили работать в школу педагогом дополнительного образования.

У каждого из нас свой путь в профессию. Кто-то начинал с того что провел урок в день самоуправления; кто-то «спас» пятиклассника, заблудившегося в коридорах новой для него школы; ну а кому-то удалось заинтересовать учителя полученными результатами.

А у меня все началось на линейке 1 сентября, со встречи с детьми, уже не помню из какого класса, удивительно бросившими в след: «Новенькая? Из какого класса?»; с первого «спасибо» от классного руководителя; с первого «здрасьте» десятиклассника, на которого приходилось смотреть снизу вверх…

Сделав свой выбор много лет назад, я считаю его правильным. Сейчас быть учителем для меня - это значит не существовать, а  жить. Нет, я не из учительской семьи, а из обыкновенной, простой. Но сколько себя помню, я всегда восхищалась профессией учителя. Передо мной всегда был пример моих учителей, классного руководителя, первого учителя. Это, скорее всего, они смогли привить любовь к детям, «заразить» жаждой педагогической деятельности.

     Каждый хоть раз в жизни задаёт себе вопрос:  «Счастливый ли я человек?». Я с уверенностью могу ответить: да!  Ведь у меня есть любимая профессия, ответственная, сложная,  многогранная, яркая, творческая, благородная, эмоциональная, порой изматывающая.

         Моя профессия  не из простых!  Сейчас много говорят о том, что современный учитель должен обладать коммуникабельностью, креативностью, верой в каждого ребенка, педагогическим оптимизмом, способностью к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, учить ребенка умению анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, мыслить критически. Это и есть главные качества современного учителя, где перед ним стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования в разных областях, в том  числе и  в научно-исследовательской деятельности.

    Принято считать, что учитель – это тот, кто учит. Но современный учитель не только учит детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Я не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для них. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить, куда мне двигаться дальше,  чему учиться. Дети  умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто. Главное для меня – поддержать огонек желания ребёнка   говорить  о том, что он думает, что его волнует, радует или печалит.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»,- сказал В.Ключевский.

Быть одним целым – дети и учитель – это цель, наверное, каждого учителя. А добиться ее можно только кропотливым трудом. Это получится только у учителя, влюбленного в свою профессию. Если у учителя есть желание отдать, то у ученика обязательно появится желание получить. Когда эти два желания совпадают, получается прекрасный результат.

Урок я начинаю с улыбки, которая стала моим рабочим инструментом. Она, как говорил Экзюпери, объединяет. И это действительно так. Навстречу мне светятся доверчивые лица. Каждый день, когда я вижу светящиеся глаза детей, слышу множество вопросов и даю на них ответы, я понимаю, вот это все и есть радость познания, радость приобщения к истокам культуры.

        Изо дня в день я стремлюсь доказывать своим ученикам, что они самые талантливые, самые способные, что своими руками они могут создавать удивительные прекрасные изделия, которые радуют их самих и их близких. И дети мне благодарны за это! Я чувствую их любовь ко мне, их уважение. А еще я учу их быть мужественными, сильными, честными, беречь дружбу, близких людей, любить свой язык и свою страну.    

        Я хочу, чтобы сердца моих учеников были преисполнены благородными, тонкими чувствами, чтобы каждый день они привносили в наш мир только красоту, добро, талант, умение созидать и творить.

Я – учитель! Изо дня в день я смотрю в добрые и умные глаза моих учеников. Что я хочу увидеть в них? Я хочу прочитать в их глазах: «Я верю тебе! Мне спокойно с тобой!». Мне хочется, чтобы дети воспринимали меня не только как учителя, но и как соратника, друга. Думаю, если я добьюсь этого, то могу по праву считаться мастером своего дела.

Я – успешный человек! Главные условия для моей успешной работы -  не бояться брать на себя ответственность, быть постоянно в поиске, находить решения, дающие наилучший результат. 

Я – счастливый человек! Мне позволено судьбой, быть рядом с нашим будущим – с нашими детьми! И мои ученики испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают себя личностями.

Я – любящий человек! У меня прекрасная миссия – дарить свою любовь детям, которую я с большим удовольствием воплощаю в жизнь, одновременно воспитывая в своих детях это чувство.

    Говорят, что рецептов счастья нет. А я знаю такой «рецепт». Знаю, потому что счастлива сама. Каждое утро я с радостью иду в свой класс, а вечером с радостью возвращаюсь в свою семью. Так пусть же и мои воспитанники торопятся в школу в ожидании чуда. Мне очень важно оправдать их доверие, поддержать, согревая заботой.

У каждого человека есть свой ПУТЬ, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. И счастлив тот человек, кто может определить свою дорогу и  идти по ней, не сожалея о своем выборе.



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ НА РАЙОННЫЙ ЭТАП
ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ - 2017»
в номинации «Лучший учитель»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Методический семинар по теме

«Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов»

учителя технологии

МКОУ СОШ №7 с. Преградного

Толмачевой Натальи Александровны

2016  год

        «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно…»

Л.С. Выготский 

        В современном российском обществе возрастает потребность в людях, неординарно мыслящих, творческих, которые могут нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели, способных обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

        Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы уровня общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
  • к структуре основной образовательной программы уровня общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а так же к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной программы уровня общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям.

        Ведущие принципы ФГОС - принципы преемственности и развития, которые реализуются в требованиях к результатам освоения ООП.

        Если под метапредметными результатами в начальной школе подразумеваются освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями, то в основной школе добавляется способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

        Метапредметные результаты формируются в начальной школе и развиваются в основной школе  в ходе освоение обучающимися разных форм и видов деятельностей при реализации междисциплинарных учебных программ, учебных программ по всем предметам, внеурочной деятельности и социальной практики.

        Одним из средств достижения метапредметных результатов является учебно - исследовательская и проектная деятельность обучающихся. "Методу проектов" отводится одно из ведущих мест в основной образовательной программе образовательной организации, так как через применение этого метода наиболее полно реализуется системно - деятельностный подход, являющийся методологической основой ФГОС. Этим методом формируются и развиваются все УУД (личночтные,метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные), предметные).

        Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Основоположником педагогического метода проектов считается американский философ-идеалист Джон Дьюи.

Проект - от латинского "брошенный вперед". В современном русском языке слово "проект" имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют предварительный текст какого-либо документа или какой - либо замысел, план. 

        Согласно определению В.В.Копыловой "метод проектов -  целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта.

        Особенно важен метод проектов в условиях введения Федерального образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, в в основу которого положен системно-деятельностный принцип. Выполнение проектов требует овладения новыми видами умений, навыков, способов деятельности, что создает условия для формирования индивидуальной образовательной траектории.

        Как следствие этого, работа над проектами связана с личностным ростом школьника, развитием его познавательных потребностей, углубленным изучением учебного материала, а также личностным и профессиональным самоопределением.

        Важнейшими признаками метода проектов являются:

  • самостоятельность деятельности обучающихся;
  • креативность деятельности;
  • технологичность деятельности;
  • диалогический характер деятельности. Диалогичность проявляется как в реализации коллективных форм учебной деятельности, характерных для выполнения учебных проектов, так и в специфическом характере общения с преподавателем, который в этом случае выполняет функции консультанта;
  • практическая направленность проекта обусловлена его ориентацией на решение практически важной проблемы;
  • интегративность содержания проекта означает необходимость синтеза знаний, способов деятельности для его реализации, часто с привлечением содержания из других учебных предметов.

Образовательная область «Технология» - обязательная составная часть общего среднего образования, обеспечивающая учащимся необходимый круг технико-технологических понятий, знаний и умений, без которых невозможны полноценное становление личности, ее социализация, сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, экономический и социальный прогресс страны.

        Предмет «Технология» - это еще и  творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Эти возможности  успешно реализуются, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на  педагогическое творчество учителя. Наряду с традиционными методами обучения применяется метод проектов. Метод проектов при этом имеет особую значимость, он позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке  от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда).

         Цель проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС : формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.

 Приходя из начальной школы в 5 класс у обучающихся  уже заложены основы проектной деятельности, как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Типология форм организации проектной деятельности (проектов)

По виду деятельности

  • Практико-ориентированный
  • Информационный
  • Исследовательский
  • Ролевой
  • Творческий

По содержанию

  • Монопредметный.
  • Метапредметный.
  • Надпредметный

По длительности

  • Мини-проекты
  • Краткосрочные
  • Среднесрочные
  • Долгосрочные

По количеству участников

  • Индивидуальный.
  • Парный.
  • Групповой (до 15 человек).
  • Коллективный (класс и более в рамках школы).

 Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

        На уроках технологии используется именно творческая проектная деятельность, которая способствует технологическому образованию и формированию технологической культуры.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

Для повышения эффективности образовательного процесса и достижения метапредметных результатов по технологии обучающиеся в конце каждого раздела выполняют мини-проект рассчитанный от 2 до 6 часов учебного времени.

Достижение метапредметных результатов достигнутых в проектной деятельности по технологии,  фиксируются в портфеле достижений обучающихся и входит в накопительную оценку.

Так же обучающиеся могут выбрать выполнение индивидуального итогового проекта в рамках предмета Технология или нескольких учебных предметов.

Выводы

        В современный учебный процесс внедряются методы обучения, которые построены на принципе саморазвития, самоорганизации и самообучения личности. К такому методу относят проектное обучение, помогающее сформировать проектировочный тип мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.

Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.

Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов), развитию информационной компетенции. Это  помогает формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывает в них терпимость, открытость, тактичность и другие ценные личностные качества.

                 Литература

  1. Дж. Дьюи. Демократия и образование. Пер. с англ.-М.: Педагогика-Пресс, 2000 - 384с.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. сост.Е.С. Савинов - М.: Просвещение, 2011 - 342с.
  3. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2008 - 80с.



Подписи к слайдам:

Слайд 1
«Учитель года России — 2017» Толмачева Наталья Александровна учитель технологиии МКОУ СОШ №7 с. Преградное Конкурсное задание «Методический семинар» «Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов»

Слайд 2
«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно…» Л.С. Выготский Сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

Слайд 3
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы уровня общего образования (личностным, метапредметным , предметным); к структуре основной образовательной программы уровня общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а так же к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы уровня общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям.

Слайд 4
Проектная деятельность Учебно – исследовательская деятельность Метапредметные результаты Метод проектов Согласно определению В.В.Копыловой " метод проектов - целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта. Цель проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС :  формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся. Срок реализации опыта рассчитан на 3года: 2015-2018 гг

Слайд 5

Слайд 6
Типология форм организации проектной деятельности По виду деятельности Практико-ориентированный Информационный Исследовательский Ролевой Творческий По содержанию Монопредметный Метапредметный Надпредметный По длительности Мини-проекты Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные По количеству участников Индивидуальный Парный Групповой (до 15 человек) Коллективный (класс и более в рамках школы)

Слайд 7
Мини-проект «Елки» из различных материалов 6 класс Цветы в технике « Квиллинг » 7 класс

Слайд 8
Коллективный проект «Лоскутное одеяло» На квадратном листе рисуем большой круг и разрезаем квадрат на четыре части.  Каждый ученик получает одну четвертинку и оформляет ее на свой вкус.  Потом все кусочки собираются вместе в одну мозаику.

Слайд 9
Итоговый творческий проект «На дне морском» (лепка из соленого теста) 5 класс IV открытая школьная научно-практическая конференция «Наука. Творчество. Молодежь» Исследовательский проект «Вторичное использование бытовых отходов»

Слайд 10
Победители и призёры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии

Слайд 11
Эффективные технологии + талант учителя = ключ к успеху! Спасибо за внимание! Толмачева Наталья Александровна МКОУ СОШ №7 с.Преградного красногвардейского района http://nsportal.ru/tolmacheva-natalya-aleksandrovna