Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в условиях средней общеобразовательной школы.

Смирнова Светлана Викторовна

Целенаправленное комплексное психолого‐педагогическое и социальное сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации должно быть направлено на формирование оптимальных психолого‐педагогических, коррекционно‐развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно‐психического здоровья, обеспечивать развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого обучающегося.

Практическое осуществление социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ вызывает множество трудностей и вопросов. Главным образом  данные трудности вызваны отсутствием методической базы. В связи с указанной проблемой любой опыт по разработке методических рекомендаций может оказаться ценным и востребованным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ОНР и ЗПР посредством дидактических игр с детскими счетами.

 На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Решение данной проблемы связано с учетом многих факторов.
Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения речи стали всё более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной.
 Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Но пока проблема отсутствия или недостаточного количества  специализированных групп для детей с речевой патологией является  острой, особенно в условиях села.

В связи с данной проблемой количество детей с речевыми нарушениями, поступающими в школу, с каждым годом увеличивается.

    Поиски эффективных приемов и методов коррекции устной речи, профилактики нарушений письменной речи у дошкольников и младших школьников не утратили своей актуальности.

    Опыт коррекционной  работы показывает, что задачи профилактики и коррекции нарушений грамматического строя речи  у старших дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи  частично решаются в процессе использования дидактических игр с детскими счетами.

   Оказывается, этот игровой предмет в качестве элемента предметно-развивающей среды может способствовать не только формированию навыков счета, но и оказывать неоценимую помощь в совершенствовании речевых навыков у детей с нарушениями речи.

В перечень задач дидактических игр со счетами, направленных на развитие грамматического строя у младших школьников с ОНР, мы включили задачи развития предпосылок к овладению навыками письменной речи, развития навыков построения предложно-падежных конструкций, в частности.

Целью  использования игровых технологий в коррекционной работе с младшими школьниками является решение ряда задач:

- дидактических (расширение кругозора, уровня развития познавательной деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

- воспитательных (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

- задач социализации (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

В связи с вышеперечисленным мы смело используем игру в коррекционной работе.

 В качестве оборудования для дидактических игр используются яркие настольные детские счеты. Они выполняли роль схемы предложения. Бусы каждой линейки счет имеют свой цвет, т. о. «слова» в «предложении» отличаются цветом и количеством бусин (лексическим значением и количеством слогов).

 Дети также используют схемы значений пространственных предлогов для составления предложно-падежных конструкций, предметные и сюжетные картинки.

    В играх  принимают участие от 2-х до 4-х детей. Участие большего количества детей снижает интерес к игре у тех игроков, которым долго приходилось  ждать своей очереди для активного речевого участия в игровом процессе.

    Индивидуальная форма работы также имеет свои «минусы»: отсутствует элемент соревновательности.

1.Дидактическим играм со счетами предшествуют игры, задачами которых является закрепление знаний и представлений о пространственных предлогах. Дети составляют предложно-падежные конструкции, используя предметные и сюжетные картинки, схемы значений пространственных предлогов.

2.По сюжету картинки дети составляют предложение с предлогами, указывающими на расположение предметов в пространстве.

Условия игры:

- произнести первое слово предложения и определить количество слогов в нем по количеству гласных звуков;

-или отстучать слово по слогам;

- с помощью определенного количества бусин отложить на первой линейке счет количество слогов, из которого состоит слово;

- аналогично работать с каждым последующим словом предложения;

- выбрать из числа предложенных графическую схему, обозначающую значение предлога, который использовался в предложении;

(При работе со словами-предлогами указывается либо количество слогов («о-ко-ло», «меж-ду»), либо 1 бусиной отмечается звук («в», «к», «у»).

- сосчитать количество слов в предложении;

- определить место на схеме самого длинного, самого короткого слова.

- увеличить последовательно количество слов в предложении с одной грамматической основой (распространить предложение);

Варианты игры: 1. Дети составляют предложение совместно, выполняя слоговой и языковой анализ слов поочередно. (Нет элемента соревновательности).

2..По сюжетной картинке каждый ребенок составляет свое предложение, проводит его анализ на предмет количества слов, наличия самых длинных, самых коротких слов.

Выигрывает тот, чье предложение оказывается самым длинным, правильным, и кто допускает  меньшее количество ошибок при всех видах анализа.

Составление совместного рассказа

по следам продемонстрированного действия;

по серии картинок;

по сюжетной картинке.

 (Каждый ребенок составляет, запоминает и выкладывает на схеме свое предложение, затем произносит его при совместном составлении рассказа, стараясь правильно определить место своего предложения в рассказе).

    При подведении итогов игры отмечаются  успехи каждого из детей.

Использование и комплексное сочетание нетрадиционных игровых методов, направленных на профилактику  и коррекцию нарушений речи у младших школьников с  значительно ускоряет формирование предпосылок готовности к овладению навыками письменной речи, развития навыков построения предложно-падежных конструкций, в частности.

    В процессе указанных дидактических игр счеты использовались в качестве предметно-графической схемы предложения. Преимущество наблюдений над речевой действительностью с помощью подобной схемы в следующем:

- в процессе обязательного слогового анализа слов дети четко проговаривают флексии, выражающие грамматические значения слов; обращают внимание на то, что слова бывают длинные и короткие;

- наблюдения над смысловым значением предлогов уточняют представления о них как об отдельных словах; развиваются представления о том, что лексического значения (указания на предмет, действие, признак предмета и т.д.) предлоги не имеют. Между тем, как слова, с которыми предлоги употребляются в речи, обозначают предмет, признак предмета и т.д., независимо от грамматической формы: от высокого дерева, к высокому дереву, над высоким деревом. (Меняются предлоги, грамматическая  форма существительного, а его лексическое значение остается прежним.)

- при работе со схемой (подсчет количества слов в предложении, определение места слова в предложении, поиск самых длинных и самых коротких слов) слова из состава предложения повторяются многократно, что закрепляет навык правильного употребления грамматических форм;

- одновременно со всем вышеуказанным дети наблюдают, что количество слов в предложении может быть различным; что слова в предложении на схеме (на письме) изображаются (пишутся) отдельно.

    Дети учатся правильно (с помощью предлогов и флексий) выражать грамматические значения слов, правильно указывать на схеме количество слов в предложении, включая предлоги. Совершенствуются навыки слогового, языкового анализа и синтеза, повышается уровень познавательного интереса к изучению языковой действительности,  уровень произвольного внимания, опосредованного запоминания, уровень коммуникативной деятельности, готовности к совместной с другими детьми работе, к сотрудничеству с педагогом.