Моя педагогическая философия

Прохорова Татьяна Вениаминовна

 

Моя педагогическая философия

 

« Когда я итожу то, что прожил,

И роюсь в днях, ярчайший где?

Я вспоминаю….»

 

            Каждая девочка, посещавщая детский сад, в детстве играла «в воспитательницу»….

Играла так и я. Мне было хорошо в детском саду, нравилось играть (в те годы детям давали играть вдоволь!), заниматься, петь, танцевать, ходить на экскурсии в природу. Сейчас, когда я преподаю дошкольную педагогику, я часто рассказываю студентам о прекрасных мгновениях своего «дошкольного детства» - это мои живые иллюстрации к уроку (студенты их любят, всегда внимают, задают вопросы, сравнивают «тогда и сейчас», наверное, делают выводы!). 

            Когда я училась в начальной школе, у меня была очень строгая (сейчас бы сказали «авторитарная»!) учительница, которая научила читать, считать, общаться и объяснять, но не вдохновила на желание подражать ей. Но «в школу», как и многие другие девочки в этом возрасте, я играла. Только в моей «кукольной школе» все было по другому: всем «ученикам» ставились пятерки, их хвалили, не ставили в угол, не били линейкой по рукам…

            Сейчас, когда я преподаю «основы педагогического мастерства», то обсуждая со своими студентами личностные качества, «ассорти» педагогической неповторимости разных педагогов,     обращаюсь к личному опыту, тем встречам, которые подарила и заставила задуматься моя длинная «дорога в педагогике: авторитаризма (70-80е), либерализма (90-е), демократизма,  ненасилия, пед. поддержки, тьюторства…(последние 15 лет). Личный опыт, встречи с разными педагогами, курсы и конференции, новые идеи и их обсуждения- все находит свое отражение в моем современном уроке.

            Школа не вдохновила меня стать учителем, хотя способности отмечали всегда, хорошо училась сама (всегда была старательной), могла научить других (помогала отстающим, занималась общественной работой), но в «пед» идти не мечтала. За меня решили родители….

            А в педагогическом училище №2 г. Тамбова и произошли те встречи, которые зажгли искру-мечту: «Хочу, как мои преподаватели, учить профессии других!!!» Они были такие разные мои преподаватели: умные и интеллигентные, мудрые и озорные,  строгие и справедливые, немного «небожители»- ведь тогда они были не «равные партнеры», не «тьюторы», время было другое; но своей верой, оценками, уроками-открытиями, вниманием в внутреннему миру своих студентов они подарили мне желание стать преподавателем и учить тому, что умели сами- профессии воспитателя.

            К своей мечте  я шла долго: сначала были 10 лет работы в детских садах (воспитателем, старшим воспитателем, методистом), учеба в институте на факультете дошкольной педагогики и психологии. И снова встречи, встречи, встречи… И каждая открывала новые грани мечты, новые идеи, новый опыт, новые открытия, новые выводы и новые трудности…

             За  33 года работы в системе образования, 22 года в Кировском педагогическом колледже многое произошло в мире, стране, в науке, сменилась идеология государства, появились новые образовательные технологии, в педагогический процесс ворвался Интернет с его сайтами, цифровыми ресурсами, интерактивными досками… Когда я об этом размышляю, главная мысль - как жаль, что этого всего не было раньше! Но жалеть не в моих правилах, надо осваивать!!! А как интересно!  И новое открытие: ты становишься интересной новому поколению, несешь им новые технологии, новые идеи поиска информации, владеешь техническими  средствами и говоришь с ними на одном языке! Сейчас это важно, так как главная проблема у преподавателя сегодня- проблема мотивации современного студента на активную познавательную деятельность в учебном процессе.

            Каждый преподаватель системы профессионального образования сталкивался с современными проблемами: снижением уровня общей подготовленности студентов, отсутствием общеучебных умений и навыков, непосещаемостью, «мобильной привязанностью- кнопочной болезнью студентов на уроке», «мертвыми душами» (они только делают вид, что учатся, на самом деле просто выжидают время… ведь давно решили, что работать по профессии не будут, в лучшем случае нужен только диплом!)…А решать задачу формирование компетентного специалиста, способного быть конкурентным на рынке труда, владеющего многими компетенциями решать необходимо! Что делать?

            Для себя решила давно - есть проблема? - нужно решать!

             Решать с помощью тех технологий, которыми владеешь, можно, но неинтересно. Значит, будем осваивать новые, современные информационные технологии!

            Значит будем придумывать, перекладывать, искать соответствия, выявлять противоречия, пробовать, проверять, вычеркивать то, что «не пошло»,  «не получилось»!

            Будем использовать то, что приносит плоды: «сотрудничество» с педагогическим сообществом и студентами, сотворчество, сорадость, сопереживание успехов и совместное с коллегами и студентами обсуждение неудач.

            Ярчайший день в моей персональной педагогике еще впереди!