Участие в работе педсовета школы

Старикова Татьяна Викторовна

 

Выступление на педсовете

 

 «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы».

   Здоровье человека — тема достаточно актуальная во все времена, а в XXI веке она становится первостепенной. (слайд) В течение учебного дня ученики 5— 11 классов примерно 5—6 уроков находятся в условиях классного про­странства, причём большую часть времени они вынуждены сидеть за сто­лами, быть малоподвижными. Такие условия мало способствуют сохране­нию здоровья.  Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, быть предельно внимательными, и поэтому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и уметь подбирать для них наиболее оптимальные методы, формы и приемы учебной деятельности с тем, чтобы уровень успешности школьников постоянно повышался. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на здоровье учащихся, микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность приемов, методов, форм организации обучения школьников без ущерба для их здоровья. (слайд): Задача педагога:  сделать урок таким, чтобы  кроме приобретения знаний
ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.

 

Здоровьесберегающее  обучение  направлено  на                                                                                                                                           

-обеспечение психического здоровья учащихся.(слайд)

                 Достигается оно через

-учет  особенностей  класса;

-создание  благоприятного  психологического  фона  на  уроке;

-использование  приемов,  способствующих  появлению  и  сохранению  интереса  к учебному  материалу;

-создание  условий  для  самовыражения  учащихся;

-инициацию  разнообразных  видов  деятельности;

-предупреждение  гиподинамии.

                Приводит к

-предотвращению  усталости  и  утомляемости;

-повышению  мотивации  к  учебной  деятельности;

-приросту  учебных  достижений.

 

Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности

 

Критериями  здоровьесберегающего урока являются следующие: (слайд)

-учет периодов работоспособности детей на уроке (период   «врабатываемости», период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

-учет возрастных и физиологических особенностей ребенка;

-наличие эмоциональных разрядок (шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных фрагментов и т.д.), динамических пауз и физкультминуток для всех детей  как профилактика утомления. Они могут включать элементы гимнастики для глаз, дидактические подвижные игры и другие оздоровительные моменты - различные приемы релаксации (улыбнулись друг другу, вспомнили о самом  хорошем, представили, что… и т.п)

-чередование видов деятельности; использование различных методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная, работа и т.д. Выбор   на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки.).

- Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Его создание возможно, в частности, благодаря позиции учителя не «над», а рядом с учениками, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемых с учителем.

Для создания благоприятного  эмоционального фона, поддержания интереса к изучаемому материалу на уроках русского языка и литературы эффективно используются межпредметные связи. Особое внимание уделяется интеграции различных видов искусства. Если литература-это искусство слова, то живопись и музыка – это создание художественных образов при помощи красок и звуков. Интеграция используется на разных этапах обучения, помогая восприятию и осмыслению материала.

- Использование  разноуровневых заданий также способствуют сохранению здоровья учащихся.     Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

 

Есть и гигиенические показатели, характеризующие урок.

 

1. температура и свежесть воздуха в кабинете; рациональность освещения класса и доски;

2.Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с тестами, творческая и самостоятельная работы и т.д.

3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.

 

          Остановлюсь подробнее на некоторых моментах.

          В этом году я работаю с учащимися  пятого  класса. Дети в этом возрасте очень любознательны,   быстро воспринимают и транслируют ролевые игры, раскрепощены, не стесняются высказывать свое мнение и делают это с удовольствием.

            Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.    Самопроверка и взаимопроверка сразу после выполнения работы важны для мотивации познавательной деятельности учащихся.

             Не всем учащимся легко дается русский язык, поэтому провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, где ведомый - более слабый      ученик - чувствует поддержку товарища.  

           

             Большое значение для   снятия  напряжения на уроке имеет игра. И для очень многих детей игра – то связующее звено, через которое он может подружиться с русским языком. На своих уроках я использую несколько устных игр. Суть их сводится к одному – раскрепощению детей и повышению их познавательной активности. Все они универсальны и могут использоваться как в старших классах, так и в средних классах (папка). Еще большее удовлетворение ребятам приносят уроки в форме игры: «Звездный час», «Лингвистический турнир», «Путешествие» и т.д. Такие уроки можно проводить в конце изучения больших тем.(папка)

 

       Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки (папка). Есть их подборка с музыкой и без нее (папка)  Кроме того, определяю  психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку – релаксацию, для которой  использую музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорные. Произведения Л. В. Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение. Музыка П. И.Чайковского расслабляет и успокаивает. Музыка И. С. Баха дарит чувство покоя, возвышает. Мною сделана подборка разных музыкальных минуток. (папка)

     Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Применение уровневых заданий позволяет повысить качество знаний.

- обучающимся с высоким интеллектуальным уровнем, хорошей работоспособностью предлагаю сложные и большие по объему задания; (3 уровень)

- Обучающимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью предлагаю задания средней или низкой сложности, небольшие по объему.(1, 2 уровень) Эти ребята  быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности. (папка)

 

         Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

 

          Принципы здоровьесберегания лежат и в подходах к организации  домашнего задания: практикуются разноуровневые задания.

 

     На уроках литературы я стараюсь создавать проблемные ситуации, задаю провокационные вопросы. Чем ближе к жизни ситуация, тем активнее учащиеся. Изучение «искусства слова» невозможно без живописи и музыки. Чтение  стараюсь сопровождать иллюстрациями великих художников, музыкальными произведениями композиторов – классиков, таким образом стараюсь воздействовать  на эмоциональную сферу. В старших классах – ребята знакомятся с отрывками из художественных  и учебных фильмов. Из Интернета скачано мною много таких фильмов: Гончаров «Обломов», Гоголь «Мертвые души», Толстой «Война и мир», сцены из спектакля «Вишневый сад», Куприн «Олеся», В. Быков «Сотников» и другие. Часто на уроках в старших классах включаю лекции профессоров, докторов педагогических наук, скачанные с канала «Бибигон». (по творчеству Островского, Достоевского, Гончарова, Некрасова, Чехова, Ахматовой, Блока, Есенина, Мандельштама, Маяковского и т.д. лекция длится 25 минут, но из нее можно включать лишь фрагменты: много фотографий, кадров из фильмов, хроники.

 

      Созданию благоприятного психологического климата на моих уроках способствуют партнерские отношения в организации совместной деятельности – от постановки целей до оценки результатов.

 

      Чтобы  результативно  реализовать  здоровьесберегающую  технологию  в  педагогической деятельности,  я  применяю  некоторые  образовательные  технологии  по  их здоровьесберегающей  направленности.

     Личностно-ориентированное обучение,   где  в  центр  образовательной  системы  ставлю  личность ребёнка,  стараюсь  обеспечить  комфортные  условия  её  развития  и  реализации  природных  возможностей.

   Педагогика  сотрудничества – её   можно  рассматривать  как  создающую  все  условия  для реализации  задач  сохранения  и   укрепления  здоровья  учащихся  и  педагогов.

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося.   

     


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Компетентность педагога  - страховка от профессионального застоя

Качество образования, как известно, во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя. Самая надежная страховка от профессионального прозябания, следовательно, от всяческих неудач – это постоянное повышение уровня профессионализма, компетентности. 

Энергию для своего личностного и профессионального роста и самосовершенствования учитель может черпать лишь из своих удач, которые становятся удачами его воспитанников. Словом, стать успешным учитель может, делая таковыми учеников.

Сегодня учитель поставлен перед необходимостью по-новому, по-иному осмыслить свое место и роль в окружающем мире, предъявить к себе самому качественно новые требования. Качественно иных результатов может достичь тот педагог, который качественно,  по-другому мыслит и действует. Размышления о характере профессиональной деятельности учителя напрямую связаны с размышлением о качествах личности педагога, которые значительным образом определяют «искомые» результаты.

Для осуществления своей миссии учителю необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Проблемы профессиональной компетентности учителя, педагогического мастерства, творчества, педагогической культуры являются сегодня актуальными. (слайд 2 – компетентный учитель) Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.

Предметно-методологическая компетентность учителя  является одним из факторов, определяющих качество образования . Под предметно-методологической компетентностью учителя понимается (слайд 3)  совокупность знаний в области преподаваемого предмета, (слайд 4) уровень ориентации в современных исследованиях по нему; (слайд 5) владение методиками преподавания и (слайд 6) умение выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса технологию, методику.

Предметно-методологическая компетентность учителя представляет собой педагогическую адаптированную систему: (слайды 7-9)

  • научных знаний;
  • способов деятельности;
  • умения планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по предмету;
  • умения выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса технологию, методику;
  • готовности организовывать различные формы занятий по учебному предмету;
  • умения реализовывать деятельностные подходы к обучению и умение организовывать учебную работу школьников с учетом их реальных учебных возможностей;
  • готовности к применению инновационных технологий обучения;
  • опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
  • опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Таким образом, педагогическая компетентность будет включать в себя методологическую, информационную, коммуникативную, социальную и культурологическую компетенции.

           Разумеется, что составляющие предметно-методологической компетенции учителей различных учебных дисциплин будут иметь определённые доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания. Содержание предметно-методологической компетентности зависит и от класса, в котором работает учитель.

            Важную роль в процессе повышения предметно-методологической компетентности учителя играет освоение новых и модернизация уже наработанных годами идей, концепций, методик. Не менее важно для педагога умение владеть навыками оптимизации каждодневной рутинной работы.

Развивающейся  школе нужен компетентный педагог, освоивший профессиональные позиции воспитателя, дидакта, управленца, методиста и психотерапевта. Все это предполагает качественное обновление педагогического образования, поиск новых подходов к профессиональной подготовке компетентного учителя для российской школы XXI века.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  6. Трансляция собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Основными условиями самообразования будут выступать «три кита»: творчество, опыт и рефлексия.

Развитие мастерства учителя, его профессиональной компетентности находится в руках самого учителя, и именно он становится тем, кто осмысленно регулирует стандарты своего поведения. Прежде всего, это происходит через осмысление своего профессионального опыта. В основе самообразования лежит разнообразный опыт учителя как динамично развивающегося профессионала, становление мастерства которого непрерывно прогрессирует от одной стадии к другой. Традиционные модели образования терпят неудачу потому, что опыт, к которому они приобщают учителя, оказывается навязанным извне и потому психологически необоснованным.

Предметно-методологическая компетентность является ведущей при определении качества педагогической деятельности учителя. Поскольку оплата труда учителя при переходе к НСОТ начисляется с коэффициентом «за качество», то мы попытались охарактеризовать различный уровень развития предметно-методологической компетенции: обязательный, продвинутый и творческий.

Уровни развития предметно-методологической компетентности педагога

Компетенция учителя

Содержание компетенции

Критерии оценки уровня развития предметно-методологической компетентности педагога

Обязательный уровень развития предметно-методологической компетенции

Продвинутый уровень развития предметно-методологической компетенции

Творческий уровень развития предметно-методологической компетенции

1

2

3

4

5

Предметно-методологическая компетенция

Когнитивная составляющая

Учитель знает содержание предмета, закономерности учебно-воспитательного процесса. В учебном процессе проявляются результаты исследований базовых наук: педагогики, психологии.

Учитель хорошо знает содержание преподаваемого предмета, устанавливает связи внутри предмета и с другими дисциплинами, ориентируется в современных исследованиях по предмету, владеет системой методологических знаний, о структуре знаний, о методах научного познания.

Учитель отлично знает содержание преподаваемого предмета, демонстрирует стремление приобретения новых знаний, ориентируется в современных исследованиях по предмету, предлагает разные взгляды на изучаемый материал. Знает уровни, методы и формы познания и умеет применять их в профессиональной деятельности; ведёт исследовательскую работу с учащимися.

Операционально-технологическая составляющая

Педагог ориентируется в нормативных документах по методологии преподаваемого предмета. Владеет разнообразными методами ведения урока. Урок структурирован, большая часть времени распределена удачно.

Педагог ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета. Владеет разнообразными методами ведения урока (групповыми, проектными, медиатехнологиями). Обеспечивает образовательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими учащихся средствами предмета. Структура урока чёткая, все этапы логически взаимосвязаны, время распределено удачно.

Педагог отлично ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, что находит отражение в оборудовании кабинета и в содержании урочной и внеурочной деятельности учащихся. Владеет разнообразными методами ведения урока (групповыми, проектными, медиатехнологиями, использование сети Интернет, обязательны исследовательские методы), развивающими и социализирующими каждого ученика. Структура урока чёткая, в ней учтены различные пути продвижения для учащихся.

Личностная, позиционно-ценностная составляющая.

Владеет умением передавать от поколения к поколению такие значимые элементы культуры, как знания, ценности, навыки общекультурного характера. Готов делиться опытом с коллегами.

Развивает ученика как члена общества, гражданина и патриота.

Владеет умением превратить цели, содержание учебного предмета и способы действий в ресурсы личностного развития и социализации каждого ученика.

Владеет приемами саморегуляции, педагогическим тактом в любых педагогических ситуациях.

Обладает эрудицией и широким кругозором, сформированностьюгуманистических ценностей личности педагога.

Способен передать учащимся новые социальные умения:

ориентироваться в изменчивом мире социальных требований;

адекватно реагировать на изменчивость социальных ролей;

обучить ориентации во множестве субкультур;

готовить к будущему, к встрече с неизвестным;

освоение и активное использование знаний и навыков, применение их в различных сферах образа жизни.



Предварительный просмотр:

Использование метода проекта на уроке русского языка

«Государственный стандарт общего образования» огромное внимание уделяет формированию информационно-коммуникативной деятельности:
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, отделение основной информации от второстепенной, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.). Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства 

Почти все так называемые «новые технологии» - это хорошо забытые старые
В основном звене школы ученикам чаще всего поручаются различные виды самостоятельных работ. Начиная с 5-го класса, они всё охотнее и увереннее выполняют такие работы. Им хочется проявить себя, оригинальный подход к делу. Всё это делает самостоятельную работу привлекательной. Именно поэтому выполнение индивидуальных проектов вполне доступно практически всем ученикам 5 – 9 и 10 – х классов.

Этот метод я несколько лет назад использовала на уроке лит-ры, когда мои выпускники учились  еще в 7 классе. Они писали проекты по поэме Лермонтова «Песня про купца Калашникова» и по лирике Есенина.  На уроках литературы целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. 

До этого года я не использовала этот метод. Можно ли использовать метод проектов на уроках русского языка ? Когда можно применить метод проектов? Об этом я не раз думала. Люблю использовать в своей работе что-то новое. Необходимо было иметь в виду, что учащиеся будут затрудняться работать в группе. Использование когда-то методики  сотрудничества показало, что ее применять надо чаще – тогда ребята смогут работать в группе организованно. А пока групповая работа на уроке, которую я могу тут же контролировать, практически не идет ни в 5, ни в 6 классе (о других классах я и вообще ни говорю).   Задания, которые я предлагаю решить в группе, ребята выполняют самостоятельно, не советуясь – скорее всего,  у них не выработано чувство взаимопомощи. Я посмотрела в Интернете несколько материалов – учителя русского яз. делятся опытом использования данной технологии, но в каждом опыте представлено использование групповых проектов. Я же предложила нынче инд. проекты в 6 классе к открытому уроку.

Индивидуальные проекты учащиеся готовили в качестве домашнего задания к уроку обобщения и закрепления по теме «Употребление деепричастий в речи».  Работа над данными проектами проходила вне урока. Существует несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты. Информационный проект, который я предложила 6=классникам  направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Один из главных этапов работы над проектом – целеполагание и постановка задач. Хотя данный вид деятельности выполняется  на каждом уроке русского языка: исходя из темы урока ребята учатся определять цель (чего мы должны достичь в ходе урока) и ставить задачи (что мы должны сделать для достижения цели), поставить перед собой цель, сформулировать задачи самостоятельно им трудно.

На следующем этапе работы ребята сами находили в Интернете материал по своей теме, а затем под моим руководством учились отбирать необходимую информацию для проекта, т.е. обрабатывать  ее и представлять  в виде плана, таблицы, схемы. Обучение работе с текстом осуществляется и на уроках развития речи,  и на уроках изучения нового материала с целью овладения различными видами чтения и анализа текста с точки зрения его темы, основной мысли. На этом этапе работы  ребята  ненавязчиво закрепляют необходимый материал. 

Третий этап для них был самый интересный, ведь необходимо было представить свой проект в виде презентации. Самостоятельно неплохо это могла делать Резута и Денинг. Я предложила им фоны презентаций, помогала редактировать шрифт и размер текста. Не умеет сам работать с презентацией никита: мы ее делали с ним в школе.

Самым долгим  оказался этап подготовки к защите своего проекта.  Нужно было научить ребят сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение.

Основная  трудность  в  организации  этой  деятельности -  временные затраты учителя после уроков, а также перегрузка учащихся. Исследовательская работа над проектом - объёмная, кропотливая.  Конечно, польза от такой деятельности  несомненная.

Но нельзя не согласиться, что учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели. 
      Для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое учит проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, презентации хода своей деятельности.
     Поэтому проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

К сожалению, логика преподавания русского языка не дает возможности применения метода проектов на уроке, так как львиная доля урочного времени приходится на формирование специфических умений и навыков, без которых не может состояться выпускник. Поэтому предпочтение  отдается внеурочной форме организации проектной деятельности.  При сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года. Конечно, это позволит учащимся познакомиться с особенностями исследовательской деятельности и азами использования информационно-коммуникационных технологий. Но вряд ли в такой ситуации можно говорить о формировании устойчивых навыков исследовательской работы.