география и экономика для школы

Булдина Наталья Сергеевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Практическая работа №2

Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте. Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени (форма выполнения по выбору: графическая, картографическая, словесная)

Политическая карта мира – зеркало эпохи. Её формирование представляет собой длительный процесс, отражающий весь ход развития человеческого общества.

Цели работы: 1. Оценить изменения политической карты мира под влиянием международных отношений.

2. Дать анализ конкретных событий текущей международной политической жизни, почерпнутых из средств массовой информации.

3. Научиться оценивать политико-географическое положение страны, выявлять его положительные и отрицательные черты, отмечать изменение политико-географического положения страны во времени.

Последовательность выполнения работы

  1. Используя материалы периодической печати, радио- и телепередач, приведите примеры, иллюстрирующие изменения, происходящие на политической карте мира.
  2. Используя карты, справочную литературу, дайте описание политико-географического положения одной из стран мира по плану:

1). Общие сведения о политической ориентации страны на современном этапе: участие страны в политических, военно-политических и экономических организациях.

2). Экономическая и политическая оценка государственных границ:

а) уровень экономического развития соседних стран;

б) принадлежность соседних стран к политическим блокам.

3). Положение относительно основных линий коммуникаций (транспортных путей).

4). Положение относительно ближайших очагов международных и внутренних конфликтов – «горячих точек» планеты:

а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;

б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;

в) позиция правительства страны в вопросах международной разрядки, разоружения.

5). Общая оценка политического положения страны.

Сделайте вывод о возможности изменения политико-географического положения страны.


Практическая работа №3

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира

Справочная информация

Человек не может существовать без использования богатств природы и в этом смысле зависит от неё. Но одновременно человек способен активно воздействовать на природу. Ежегодно из недр земли извлекается более 100 млрд. т различного минерального сырья и топлива. Это руды чёрных и цветных металлов, уголь, нефть, газ, строительные материалы, горно-химическое сырьё – всего более 200 различных видов.

Цели работы: 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

  1. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов.

Последовательность выполнения работы

(работу можно выполнить любым из двух предложенных вариантов)

I вариант

  1. По предложенной таблице определите размеры запасов нефти, газа и угля для всего мира и отдельных его регионов.

Вид полезных ископаемых

Весь мир

В том числе

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

Африка

Америка

Австралия и Океания

Нефть,

млрд. т

166,6

3,1

117,1

10,4

26,2

0,3

Природный газ, трлн. м³

139,4

6,0

53,4

9,6

14,0

1,1

Уголь,

млрд. т

1239

317

345

72

422

83

  1. По табл. 4 на с. 98 учебника определите размеры годовой добычи (потребления) данных видов ресурсов.
  2. Разделите показатель запасов на показатель добычи (потребления). Результат покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления. Результат работы оформите в виде таблицы.

Весь мир (регион)

Вид топлива

На сколько лет хватит

Весь мир

Нефть

Природный газ

Уголь

Зарубежная Европа

Нефть

Природный газ

Уголь

Зарубежная Азия

Нефть

Природный газ

Уголь

Африка

Нефть

Природный газ

Уголь

Америка

Нефть

Природный газ

Уголь

Австралия и Океания

Нефть

Природный газ

Уголь

  1. Дайте определение понятию «ресурсообеспеченность».
  2. Сделайте вывод об обеспеченности мира и отдельных его регионов важнейшими видами топлива.

II вариант

  1. По предложенной таблице определите размеры запасов нефти, природного газа и угля для стран, лидирующих по запасам этих важнейших видов топлива.

Виды топлива

Страна

Запасы

Нефть, млрд. т

Саудовская Аравия

43,1

Природный газ, трлн. м³

Иран

20,7

Уголь, млрд. т

США

397

  1. По текстовым картам 24, 26, 27 на с. 99-100 учебника определите размеры годовой добычи (потребления) этих видов ресурсов в указанных странах.
  2. Разделите показатель запасов на показатель добычи (потребления). Результат деления покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Виды

топлива

Страна

Запасы

Добыча

Ресурсообеспеченность

(на сколько лет хватит)

Нефть, млрд. т

Саудовская Аравия

Природный

газ, трлн. м³

Иран

Уголь, млрд. т

США

  1. Дайте определение понятию «ресурсообеспеченность».
  2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности данных стран важнейшими видами топлива.

Практическая работа №5

Обсуждение проблемы «Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем. Ресурсы и экология» и пути её решения

Цели работы: 1. На примере исследования проблемы Средиземноморья научиться оценивать и прогнозировать последствия загрязнения гидросферы и всей окружающей среды.

  1. Проверить и оценить умение работать с дополнительными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Изучив предложенные материалы печати, ответьте на вопросы:
  1. Какие ресурсы данного региона являются наиболее перспективными для хозяйственного использования?
  2. Каковы основные источники загрязнения Средиземного моря?
  3. Почему проблема загрязнения этого морского бассейна стоит наиболее остро?
  4. К каким последствиям привело и может привести в дальнейшем загрязнение Средиземноморья?
  1. Составьте свой проект решения данной проблемы.

Справочная информация

Договор о спасении Средиземного моря

В Неаполе умирают от эпидемии холеры, вызванной употреблением в пищу заражённых мидий. В Стамбуле рыбаки жалуются на катастрофическое сокращение уловов. В Испании из-за вспышки тифа в прибрежном городе несколько десятков человек попали в больницу. Вдоль знаменитого Лазурного берега Франции развеваются чёрные флаги – сигнал о загрязнении; полицейские оцепляют пляжи – купаться запрещено.

«В последнее десятилетие всё чаще и настойчивее говорят об опасности, нависшей над Средиземным морем», - пишет газета «Тайм» (США). Жизнь обитателей побережья в некоторых районах под угрозой вспышки дизентерии, вирусного гепатита, тифа.

Средиземное море – своего рода закрытый бассейн, имеющий только один выход в океан – Гибралтарский пролив. Почти 90% сточных вод, попадающих в море, не очищается. Канализационная система Неаполя настолько стара, что городские власти не знают даже местонахождение труб. В Афинах 60% домов не подключены к центральной канализационной системе. Французское и итальянское побережья – самые загрязнённые участки, где химические отходы тысяч предприятий сбрасываются непосредственно в море или попадают в него с водами рек.

Казалось маловероятным выработать единую политику всех 18 стран Средиземноморья в вопросе контроля уровня загрязнения этого района. 5 лет назад Совет управляющих программы ООН по окружающей среде начал предпринимать первые шаги в этой области. На конференции в Афинах его представители добились согласия всех Средиземноморских стран, кроме Албании, заключить договор о спасении Средиземного моря.

Специалисты ООН по охране окружающей среды разработали проект региональной системы контроля над уровнем загрязнения Средиземноморья, включающей 84 лаборатории. Некоторые результаты проведённых исследований оказались обнадёживающими: поглощающая способность Средиземного моря оказалась большей, чем полагали многие специалисты, а уровень загрязнения не везде критический. С другой стороны, отдельные районы, в частности Саронический залив, северная часть Адриатики, были признаны особо опасными. Группа специалистов ООН по охране окружающей среды сделала вывод: «Средиземное море больно». Основные источники загрязнения – во Франции, Италии и Испании, и поэтому на эти страны ляжет преимущественная доля расходов на реализацию намеченной конференцией программы, требующей 10 млрд. долларов.

В договор предлагается включить «чёрный список» веществ, таких, как ртуть, кадмий, радиоактивные вещества, сбрасывать которые запрещается. Необходимое условие для всех предприятий и сточных систем на побережье – создание очистных сооружений, отвечающих требованиям будущего международного соглашения.

(По материалам журнала «Человек и природа»).

Средиземное море – «сточная канава»

Журнал «Шпигель» (ФРГ) пишет, что загрязнение Средиземного моря, превратившегося в «сточную канаву», началось после второй мировой войны, когда на побережье от Турции до Испании стали строить промышленные предприятия. Сегодня они ежегодно выбрасывают сотни млрд. т ядовитых веществ – ртути и цинка, хрома и свинца. Сливают в море нечистоты из городов, в которых проживают 100млн. человек. Большой ущерб причиняют танкеры, промывающие свои резервуары в открытом море.

Однако это всего лишь малая толика вредных веществ. Львиную долю их, считает руководитель координационного центра по охране окружающей среды Средиземного моря, приносят реки их районов, расположенных в 300-400км от побережья. «Кто хочет спасти Средиземное море, - говорит он, - тот должен начинать с фабрик Леона, канализации Милана и полей Судана».

Первым забил тревогу известный французский учёный Жак-Ив Кусто. После длительной работы эксперты наметили план неотложных мер, которые обсуждали на международной конференции в Барселоне в 1975г. Тогда его поддержали 5 из 18 Средиземноморских стран. Годом позже подписана Барселонская конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения. В соответствии с этим документом национальные ведомства по охране окружающей среды должны были строго взыскивать с предприятий, не имеющих очистных сооружений. Однако лишь в 1980г. специалисты составили список веществ, сброс которых должен быть строжайшим образом запрещён. В него включены ртуть, кадмий, мазут, а также радиоактивные отходы. Список получил название «Афинского протокола».

(По материалам журнала «Человек и природа»).


Угроза загрязнения Средиземноморья не миновала

Объявление о «кончине» Средиземного моря оказалось всё же преждевременным, пишет газета «Ю.С. Ньюс энд Уорлд рипорт» (США). Предпринятые государствами этого района под наблюдением ООН меры дали некоторые обнадёживающие результаты: пляжи вновь заполняются любителями солнечных ванн и купаний, а рыба возвращается в те места, где совсем ещё недавно рыбаки вылавливали лишь консервные банки.

Однако угроза ещё не миновала. Берега покрыты кучами отбросов, а поверхность моря – зловонными нефтяными пятнами. Специалисты отмечают, что, хотя в последние годы в Средиземноморье немало делают для снижения уровня загрязнения окружающей среды, в некоторых районах положение осталось на том же уровне или даже ухудшилось.

Так, например, на севере Адриатического моря 76 итальянских предприятий продолжают сбрасывать неочищенные отходы в Венецианский залив. По Средиземному морю провозят четверть добываемой в мире нефти, и танкеры нередко сливают трюмную воду с остатками нефтепродуктов. Эксперты указывают, что 90% отходов в 120 крупнейших городах побережья попадает в море.

Подобная практика представляет серьёзную угрозу для жителей этого района. Как свидетельствуют данные проведённого недавно исследования, 95% моллюсков, извлечённых из раковин в 50 различных местах у побережья Италии, Франции, Греции и Югославии, непригодны для употребления в пищу. В то время как в океане мусор и нефть рассеиваются относительно быстро, в средиземном море этот процесс затруднён, так как движение водных масс происходит в основном через узкий Гибралтарский пролив. Возобновительный цикл продолжается от 80 до 100 лет.

(По материалам журнала «Человек и природа»).

Море лечится

В последние годы Средиземное море служило печальной иллюстрацией к дискуссиям на экологическую тему: оно рисовалось своего рода свалкой для ряда государств Европы, Азии и Северной Африки. И вот наконец отрадные новости отмечает журнал «Вокруг света»: Средиземное море находится на пути к восстановлению. Ещё 10 лет назад треть его пляжей считалась небезопасной для купальщиков, а 120 прибрежных городов выбрасывали в море отходы. Теперь же сильно загрязнена лишь 1/5 часть пляжей, причём эта доля неуклонно сокращается.

Одно из последних международных соглашений предписывает странам Средиземноморья создать защитные зоны для 500 видов животных, находящихся под угрозой исчезновения: сюда входят морские черепахи, тюлень-монах, сапсан и многие другие.

(По сообщениям печати).


Практическая работа №6

Объяснение (на базе источников географической информации) особенностей урбанизации одной из территорий по выбору (запад США, Великобритания, юг Италии др.)

Цели работы: 1. Выявить и объяснить особенности урбанизации конкретной территории.

2. Учиться в процессе самостоятельной работы с различными источниками географической информации выявлять и объяснять особенности процессов и явлений.

Последовательность выполнения работы

  1. Дайте определение понятиям «урбанизация», «городская агломерация», «мегалополис», «городской взрыв», «трущобная агломерация», «субурбанизация» («зелёная волна»).
  2. Используя текст учебника на с. 57-61 (пункты 2-4), рис.17 на с. 57, карту атласа «Уровень урбанизации» на с.15, материалы лекции, объясните особенности урбанизации одной из выбранных территорий. В работе должны быть раскрыты следующие вопросы:
  1. какие общие черты современной урбанизации как всемирного процесса характерны для исследуемой территории?
  2. Каковы особенности урбанизации исследуемой вами территории? Объясните их причины.

Практическая работа №7

Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов по выбору

Цели работы: 1. Проверить и оценить знания основных вопросов темы (естественное движение населения



Предварительный просмотр:

Тест по Кемеровской области

  1. площадь Кемеровской области:

А) 93,4 тыс. км²;                                    В) 61,9 тыс. км²;

Б) 78,6 тыс. км²;                                     Г) 95,5 тыс. км².

  1. Крайняя северная точка нашей области имеет координаты:

А) 56º54'с.ш. и 88º32'в.д.;                     В) 88º32'с.ш. и 56º54'в.д.;

Б) 55º32'с.ш. и 87º44'в.д.;                      Г) 56º54'с.ш. и 88º32'в.д.

  1. Ведущим видом транспорта в области является:

А) речной;                                             В) железнодорожный;

Б) авиационный;                                  Г) автомобильный.

  1. Кемеровская область образована:

А) 18 июня 1923г.;                               В) 3 октября 1948г.;

Б) 26 января 1943г.;                             Г) 13 января 1946г.

  1. С какими из названных краёв, областей и республик Кемеровская область не имеет общих границ:

А) Алтайский край;                         Д) Новосибирская область;              З) республика Тыва;

Б) Омская область;                          Е) Томская область;                          И) республика Хакасия;

В) Хабаровский край;                     Ж) Краснодарский край;                   К) Красноярский край.

Г) республика Горный Алтай;

  1. Найдите соответствие:

Крайние точки:

Местонахождение:

1. Северная

А) Долина реки Урюп

2. Южная

Б) Долина реки Долгоун

3. Западная

В) Долина реки Большая Чёрная

4. Восточная

Г) Верховья реки Мрассу

  1. На территории вашего района (города) преобладает рельеф:

А) равнинный;                          Б) горный.

  1. По территории вашего района (города) проходят важные:

А) автомагистрали;         Б) железнодорожные пути;         В) водные пути.

  1. Найдите соответствие:

Горные системы:

Самые высокие вершины:

1. Кузнецкий Алатау

А) г. Барсук

2. Горная Шория

Б) г. Верхний Зуб

3. Салаирский кряж

В) г. Мустаг

  1. Найдите соответствие:

Горные системы:

Максимальные высоты и вершины:

1. Кузнецкий Алатау

А) 1570м

2. Горная Шория

Б) 567м

3. Салаирский кряж

В) 2178м

  1. Самое большое в России месторождение марганцевых руд:

А) Дурновское;                                   В) Кия-Шалтырское;

Б) Усинское;                                       Г) Алгуйское.

  1. Климат нашей области:

А) умеренный;                                    В) умеренно континентальный;

Б) резко континентальный;               Г) муссонный.

  1. Основная часть коренных жителей области, шорцев, живёт в бассейне реки:

А) Мрассу;                                          В) Иня;

Б) Золотой Китат;                              Г) Чулым.

  1. В нашей области городов:

А) 18;          Б) 19;          В) 20;          Г) 17.

  1. Численность населения Кемеровской области:

А) 2692 тыс. чел.;                             В) 6292 тыс. чел.;

Б) 9262 тыс. чел.;                             Г) 2962 тыс. чел.

  1. Старейший город области:

А) Кемерово;                                    В) Новокузнецк;

Б) Мариинск;                                   Г) Ленинск-Кузнецкий.

  1. В нашей области преобладает население:

А) сельское;                                  Б) городское.

  1. В нашей области сельское хозяйство имеет направление:

А) овоще-бахчевое;                     В) пригородное;

Б) звероводческое;                      Г) овцеводство.

  1. Коренным жителями нашей области не являются:

А) шорцы;                                   В) тувинцы;

Б) телеуты;                                  Г) калмаки.

  1. О каком городе идёт речь:

Кузнецы начали добывать здесь уголь в 19 веке. Петербургский адвокат Л.А. Михельсон приобрёл у предпринимателей в 1897г. часть залежей угля и начал строительство шахт; первой вступила в строй действующих шахта 5-7, положившая начало развитию первого угольного района в Кузбассе.



Предварительный просмотр:

План характеристики гор

1. Географическое положение.

2. Направление горных хребтов, крутизна склонов.

3. Протяженность хребтов (км).

4. Преобладающая высота.

5. Наибольшая высота (координаты вершины).

6. возраст, происхождение.

План характеристики равнин

1.Географическое положение.

2.Границы равнины.

3.Образование равнин.

4.Уклон.

5.Протяженность с запада на восток и с севера на юг (км).

План характеристики океана

1.Географическое положение.

2.Площадь. Место среди других океанов.

3.Особенности рельефа дна.

4.Преобладающие и наибольшие глубины.

5.Океанические течения.

6.Транспортные морские пути.

План характеристики моря

1.Географическое положение.

2.Внутреннее или окраинное.

3.Очертание берегов и площадь.

4.Острова и полуострова.

5.Наибольшая и преобладающая глубина.

План характеристики реки

1.Географическое положение.

2.Где начинается (исток).

3.Направление течения.

4.Куда впадает ( устье).

5.Зависимость направления и характера течения от рельефа.

План характеристики озера

1.Географическое положение.

2.Как образовалось.

3.Наибольшая глубина.

4.Соленость.

5.Сточное или бессточное.

6.Характер берегов.

План характеристики погоды

1.Название месяца, сезона года.

2.Высота Солнца над горизонтом ( для каждого сезона).

3.Продолжительность дня.

4.Средняя температура.

5.Господствующие ветра.

6.Количество и виды осадков.

План характеристики карты

1.вид карты по охвату территории.

2.Вид карты по масштабу.

3.Вид карты по содержанию.

4.Назначение карты.

План описания географического положения материка

1.Площадь материка и его место среди других материков.

2.Расположение материка относительно экватора, тропиков (полярных кругов), нулевого и 180-го меридиана.

3.Крайние точки материка, координаты. Протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

4.Характер очертания берегов.

5.Расположение в климатических поясах.

6.Океанов, моря, омывающие материк.

7. Расположение относительно других материков.

План характеристики рельефа территории

1. Общий характер поверхности. Общие закономерности.

2. Расположение форм рельефа по изучаемой поверхности.

3. Наибольшие, наименьшие и преобладающие высоты.

План характеристики формы рельефа

1. Расположение на материке.

2. Приблизительная площадь и её сравнение с площадью материка.

3. Наибольшие, наименьшие и преобладающие высоты.

4. Происхождение (процессы)

План характеристики климата

1. Географическое положение.

2. Тип климата (климатический пояс и область).

3. Климатообразующие факторы.

4. Средние температуры января и июля, температурные максимумы и минимумы.

5. Количество осадков и их распределение в течение года.

6. Господствующие ветра (по сезонам).

План характеристики климатодиаграмм.

1.Расположение (материк, его часть).

2.Годовой ход температур.

3.Количество осадков. Распределение осадков по месяцам.

4.Характерный тип климата (климатический пояс и области).

План характеристики реки

1.Расположение на материке относительно других форм рельефа.

2 .Расположение истока.

3.Направление течения.

5. Характер течения (равнинная или горная).

4.По какой местности протекает.

6. Изменение стока по временам года.

7. Притоки реки.

8. Расположения устья.

9. Характер использования человеком.

10. Экологические проблемы.

План характеристики природной зоны

1.Географическое положение, границы.

2. Рельеф

3. Животный мир

4. Климат.

5. Почва.

6. Растительность.

7. Внутренние воды.

План характеристики населения материков

1.Народы, населяющие данную территорию.

2.Распределение населения по материку(плотно заселенные территории и менее заселенные территории, причины).

3. Средняя плотность (в целом для материка и по отдельным регионам).

План характеристики страны

1.Географическое положение, границы, пограничные государства, столицы.

2.Особенности рельефа (общий характер поверхности, полезные ископаемые).

3. Климатические условия (климатические пояса , средние температуры января и июля, годовое количество осадков).

4. Внутренние воды (крупные реки, озера, водохранилища и др.).

5. Природные зоны и их особенности ( почвы, растительность, животный мир).

7. Население (основные расы, народы и их хозяйственная деятельность).

План характеристики географического положения океана

1. Расположение относительно полушарий, экватора, тропиков, нулевого меридиана и 180 меридиана.

2. Омываемые материки.

3. Граничащие океаны (проливы).

4. Расположение в климатических поясах.

План характеристики моря

1.К бассейну, какого океана относится.

2.Какие части материка омывает.

3. Особенности береговой линии.

4.Глубина моря, соленость.

5.Замерзаемость.

6.Промысловое значение.

План характеристики природно-территориального комплекса (птк)

1. географическое положение.

2. геологическое строение и полезные ископаемые.

3.Рельеф.

4 .Климат ( климатические пояса и области ,средние температуры января и июля, амплитуда температур, среднегодовое количество осадков , коэффициент увлажнения ,годовая сумма температур выше + 10 С, возможность природных условий для сельскохозяйственного использования территории ).

5 Почва.

6 Растительность.

7.Животный мир

8 Экологические проблемы.

План характеристики природных ресурсов

1. общие запасы и концентрация на единицу площади).

2. Качество, состав.

3. Условия залегания (глубина, мощность пластов).

4. Сочетание с другими видами полезных ископаемых, возможность их совместного использования.

5. Освоенность территории.

6. Транспортные возможности.

7. Вывод о рациональном использовании с учетом влияния на окружающую среду.

План характеристики населения

1.Численность. Естественный и механический прирост.

2.Национальный состав.

3.Плотность, особенности размещения населения.



Предварительный просмотр:

Игра-викторина в 7-м классе

В школе все хотят участвовать в викторине наподобие телевизионной. Поэтому сначала проводим отборочный тур, а потом те, кто прошел его успешно, продолжают игру.
Вопросы могут быть по разным учебным предметам. Вот примеры тех вопросов отборочного тура и основной игры, которые относятся к географии.

Отборочный тур

1. Расположите эти материки в порядке их открытия, начиная с самого раннего:

Антарктида
Африка
Южная Америка
Австралия

2. Расположите эти планеты в порядке удаления от Солнца, начиная с первой:

Марс
Венера
Земля
Меркурий

3. Расположите эти растения в порядке увеличения их высоты:

Эвкалипт
Сирень
Мак
Береза

4. Расположите вершины по высоте, начиная с наименьшей:

Джомолунгма
Коcцюшко
Белуха
Аконкагуа

Основная игра

1. Назовите третью планету Солнечной системы. (Земля)
2. Назовите точки на Земле, для определения положения которых достаточно указать только их широту. (Северный и Южный полюса)
3. Где в летнюю погоду днем теплее — в лесу или в поле? (в поле)
4. Назовите точку на Земле, для определения положения которой достаточно знать только долготу. (такой нет)
5. Можно ли где-нибудь на территории России когда-нибудь видеть солнце на севере? (за полярным кругом в полдень летом)
6. Какое современное название Бирмы? (Мьянма)
7. Как называется совокупность мероприятий по повышению плодородия земель или общему оздоровлению местности? (мелиорация)
8. Как называется водная оболочка Земли? (гидросфера)
9. Когда был открыт Магелланов пролив? (первое кругосветное путешествие, 1519—1521 гг.)
10. Как называется разрушение почвенных горизонтов и почвообразующих пород поверхностными водами? (эрозия почвы)
11. Как называется прибор для измерения атмосферного давления? (барометр)
12. Через какой штат США проходит Северный полярный круг? (Аляска)
13. Какой континент пересекают все меридианы? (Антарктида)
14. Распространение какого вида транспорта привело к введению поясного времени? (железнодорожного)
15. Как называется верхний плодородный слой земли? (почва)
16. Множество заливов, проливов и островов сделали побережье этой страны самым протяженным в мире. (Канада)
17. Правда ли, что вся суша Земли могла бы разместиться на территории, равной по площади Тихому океану? (да)
18. Вы летите из Рима в Белград. Какое море вы можете увидеть из иллюминатора? (Адриатическое)
19. Как называют в Южной Америке то, что в России называют степь, а в Северной Америке — прерия? (пампа)
20. Какой город называют «город Золотого Рoга» и в каком государстве он находится? (Стамбул, Турция)
21. Какой город называют «гранитным» и в какой стране он находится? (Абердин, Шотландия)
22. Какой город называют «город-лилия» и в какой стране он находится? (Париж, Франция)
23. В каком месте всегда дуют южные ветры? (на Северном полюсе)
24. Где холоднее — на Северном или на Южном полюсе? (на Южном)
25. Какое море не имеет берегов? (Саргассово)
26. Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)
27. Назовите самую большую реку, не имеющую стока в Мировой океан. (Волга)
28. Какие государства расположены в двух частях света? (РФ, Казахстан, Турция, Египет, Индонезия)
29. Назовите четыре моря, имеющие цветные названия. (Черное, Белое, Красное, Желтое)
30. Назовите самое большое и глубокое море у берегов России. (Берингово)
31. Назовите самое мелководное море на Земле. (Азовское)
32. Назовите самое холодное и ледовитое море у берегов России. (Восточно-Сибирское)
33. Назовите самый большой полуостров России. (Таймыр)
34. Назовите самый большой остров России. (Сахалин)
35. Назовите самую длинную горную систему России. (Урал)
36. Назовите самую высокую вершину России. (Эльбрус)
37. Назовите самое глубокое озеро в мире. (Байкал)
38. Назовите самую длинную реку, текущую только по территории России. (Лена)



Предварительный просмотр:

7класс

  1. Третий материк нашей планеты по площади:

А) Евразия

Б) Северная Америка

В) Африка

2. Часть света, состоящая из двух материков:

а) Америка

б) Евразия

в) Африка

г) Антарктида

3. Второй по величине  материк после Евразии:

а) Америка

б) Евразия

в) Африка

г) Антарктида

4.  Пограничные  области между литосферными плитами называются:

а) рельеф земли

б) сейсмические пояса

в) платформа

5.  Воздушная оболочка земли:

а) Биосфера

б) атмосфера

в)гидросфера

6.  В умеренных широтах преобладает :

а) западный перенос

б) пассаты

в) бриз

7.  Большие объемы воздуха называют:

а) воздушной массой

б) климат

в) погода

8.  каменная оболочка земли:

а) литосфера

б) биосфера

в) гидросфера

10. Самое крупное месторождение железной руды в России:

а) КМА

б) Печорский бассейн

в) Карпаты

11.  Все неровности земной поверхности – это:

а) рельеф

 б) платформа

в) равнина

г) горы

д) хребет

12. Какой материк и какая часть света самая маленькая:

а) Антарктида

б) Австралия

в) Америка

13.  сколько материков:

а) 8

б)6

В)13

 



Предварительный просмотр:

Занимательные вопросы по климату

Урок-игра в 6—7-м классах

1. После того как Винни Пух неудачно полетал на воздушном шарике за медом, он решил заняться географией. Стоит задуматься над фразой «Кажется, дождик собирается», которую он по неосторожности сказал Пятачку. Друзья рассуждали, где на Земле им понадобится зонтик от дождя.
Кто рассуждал правильно?
Пятачок сказал, что лучше всего махнуть в Австралию, в самый центр, в гости к мишке коале. Давление воздуха там подходящее — в тропиках высокое, и осадков в избытке. Только вот зонтик у него сломался (на него Винни Пух упал).
Кролик рассуждал практически: «Я известный овощевод, и мне не безразлично, будет дождь или нет. Лучше всего в Южной Америке на экваторе побывать. Говорят, там ливни каждый день. Вот что значит низкое давление и поднимающийся вверх теплый воздух».
«А вот мне дождик ни к чему — перья намочит, еще чихать начну. Оставаться надо здесь — в Англии и зонтик купить», — заявила
Сова.
«А я бы отправился на Северный полюс, летом там хорошо, и от частых дождей зонтик пригодится», — задумчиво размышлял
Иа.

2. Однажды друзья сидели на одинокой скале, открытой всем ветрам. Вот и тема
для разговора — ветер — постоянный и изменчивый. Кто же из них прав?
Пятачок сказал: «Хотя у меня часто ветер в голове гуляет, и я всегда сомневаюсь, все же уверен, что есть такой морозный ветер в Антарктиде — самум называется».
Иа с печалью в голосе поведал: «Самый постоянный ветер пассат — он к экватору дует, раньше парусникам помогал в океане плавать».
Винни Пух бодро заявил: «А я знаю, что с муссоном тоже плавать в океане можно — днем от берега в море, а вечером обратно домой вернуться».
Кролика, как всегда, практические вопросы волнуют: не дай Бог, фён с гор начнет дуть, весь урожай на грядках заморозит.

3. Друзьям Винни Пуха снова захотелось попутешествовать. Но куда ехать? На Северный полюс?
— На Северном полюсе все лето светло, — вспомнила Сова. — Я ночная птица и не смогу там долго быть.
Ослик Иа удивился:
— Но если там солнце печет круглые сутки, значит, там жарко!
— Нет, там холодно, — сказал
Пятачок. — Я замерзну. Поедем лучше на Южный, на юге всегда теплее.
Так и не договорились...

ОТВЕТЫ

1. Прав Кролик. Сова тоже не без основания собирается обзавестись новым зонтиком: если не уезжать из Англии, он понадобится. В тропиках же осадков мало из-за высокого давления, а на полюсе потому, что мало испарение.
2. Прав ослик Иа. Самум — это песчаная буря в пустыне. Муссон меняет направление не от дня к ночи, а по сезонам. Фён — очень теплый и сухой ветер в горах.
3. Сова верно сказала: на полюсе все лето светло; но от этого вовсе не жарко. И уж тем более не следует искать тепла на Южном полюсе: там еще холоднее; теплее всего в тропиках.



Предварительный просмотр:

Ответы на вопросы

Уровень А

Вариант 1

1 — б. 2 — а. 3 — б. 4 — в. 5 — б. 6 — в. 7 — а. 8 г. 9 — а. 10 — б. 11 — а. 12 — г. 13 — в. 14 — б. 15 в. 16 — а. 17 — а. 18 — а. 19 — в. 20 — г. 21 — в. 22 в. 23 - г. 24 — б. 25 — а.

Вариант 2

1 — а. 2 — а. 3 — б. 4 — г, 5 — в. 6 — в. 7 — а. 8 в. 9 — г. 10 — г. 11 — в.

 12 — б. 13 — б. 14 — г. 15 – б.16 — а. 17 — б. 18 – г. 19 — в. 20 — а. 21 – б. 22 – в. 23 — г. 24 — в. 25 — а.

Уровень В

Вариант1

1. Совокупный доход Марии с начала года по октябрь включительно составил 96 000 р. Сумма выплат по подоходному налогу за октябрь рассчитывается следующим образом: с суммы 6000 р. будет взят налог по ставке 25%, т. е. 6000 р. х 0,25 = 1500 р. Здесь 6000 р. -это сумма превышения совокупного дохода Марии над 90 000 р.;

с суммы 3600 р. (3600 = 9600 - 6000) будет взят налог по ставке 20%, т. е. 3600 р. х 0,2 = 720 р. Итого сумма выплат по подоходному налогу за октябрь равна: 1500 р. + 720 р. = 2220 р.

Ответ. Сумма выплат по подоходному налогу за октябрь 1999 г. составила 2220 р.

Альтернативная стоимость составления одной задачи, выраженная в количестве тестовых вопросов, равна:

для Полины — 24/8 = 3;

для Ольги — 30/6 = 5;

для Ирины —24/4 = 6.

Соответственно на графике (построенном для периода времени, равного одному рабочему дню, или 8 ч) будут следующие точки перегиба:

А — Ирина, Полина и Ольга составляют только тестовые вопросы. За день будет составлено 78 тестовых вопросов.

Б — Полина составляет задачи (у нее альтернативная стоимость составления задач наименьшая), Ольга и Ирина — тестовые вопросы. Будет составлено 8 задач и 54 тестовых вопроса.

В — Ирина составляет тестовые вопросы (у нее альтернативная стоимость составления задач наибольшая), Полина и Ольга — задачи. Будет составлено 14 задач и 24 тестовых вопроса.

Г — Все трое составляют задачи. Будет составлено 18 задач.

Поскольку Полина имеет сравнительное преимущество в составлении задач, она начнет выполнение работы с составления задач. Ирина имеет сравнительное преимущество в составлении тестовых заданий, и именно эту работу она будет выполнять в первую очередь. Что касается Ольги, то возможно два варианта:

а) Ольга начинает с составления задач. В этом случае за 8 ч   (60* 8 = 480 мин) Полина и Ольга могут составить все 10 необходимых задач. При этом 8 задач составит Полина и 2 задачи — Ольга. Ирина при этом успеет составить 24 тестовых вопроса. У Ольги тоже останется время на составление тестовых вопросов. Она успеет составить 30/6 х 4 — 20 вопросов. Итого за день будет составлено 24 + 20 = 44 вопроса. Во второй день предстоит составить 50 - 44 = 6 вопросов, причем все составительницы могут заняться выполнением этой работы. При этом у Полины на составление 2 вопросов уйдет 480/24 х 2 =» 40 мин, у Ирины — тоже 40 мин, ауОлыи480/ЗОх2 = 32мин. (Ольга, имеющая абсолютное преимущество в составлении тестовых вопросов, все же не сможет за 40 мин составить 3 вопроса, поэтому оптимальный вариант будет — по 2 вопроса на каждую составительницу.) Таким образом, вариант «а» потребует полного рабочего дня плюс 40 мин.

б) Ольга начинает с составления тестовых заданий.

В этом случае за 8 ч Ирина и Ольга могут составить все 50 необходимых вопросов. Полина при этом успеет составить 8 задач. У Ольги тоже останется время на составление задач. Она успеет составить: 6/30 х 4 = 0,8 задачи. Итого за день будет составлено 8 + 0,8 = 8,8 задачи. Во второй день предстоит составить 10 - 8,8 = = 1,2 задачи. Причем Ольга будет продолжать составлять ту задачу, над которой она начала работать в предыдущий день. У нее уйдет на это 480/6 х 0,2 = 16 мин. Оставшуюся задачу составит Полина, имеющая сравнительное преимущество в составлении задач. У нее уйдет на это 60 мин.

Таким образом, вариант «б» потребует полного рабочего дня плюс 60 мин. Вариант «а» требует меньше времени, чем вариант «б»,

Ответ. Минимальное время, необходимое для составления 10 задач и 50 тестовых вопросов, равно 520 мин (8 ч 40 мин).

Вариант2

1.        Сумма комиссионных:10000р. х 0,01 = 100р.

Фактически использованная сумма кредита: 10 000 р. - 100 р. - 9900 р. За пользование кредитом в размере 9900 р. в течение полугода будет начислено процентов: 10 000 р. х 0,1 х 6/12 = 500 р. Фактическая ставка банковского процента за предоставление кредита в размере 9900 р. на полгода составит: 500 р. х 100/9900 р. = 5,05%. Фактический процент годовых, под который был взят кредит, равен: 5,05 х 2 = 10,1%.

Ответ. Фактически использованная сумма кредита — 9900 р. Кредит фактически был взят под 10,1% годовых.

2.        а) Уравнивая спрос и предложение, находим равновесные цену и количество для закрытого внутреннего рынка:

14-Р = 2 + Р;

2Р = 12;

Рравн     =6

Qравн =8

а)        О т в е т. Величина импорта сократится на 2 единицы и составит 4 единицы. В бюджет от сбора пошлины поступит $4.

б)        Если ограничение на ввоз установлено в размере 5 единиц, то импорт не изменится и по-прежнему составит 4 единицы, а величина
пошлинных сборов — $4.

б)        О т в е т. Импорт и величина поступивших в бюджет пошлинных сборов не изменятся.

в)        Если ограничение установлено в размере
2 единиц, то это приведет к росту цен на внутреннем рынке. При импорте, равном 2 единицам, величина поступивших в бюджет сборов будет равна: 2x1 = $2.

в) Ответ. Импорт снизится до 2 единиц. Величина поступивших в бюджет пошлинных сборов составит $2.



Предварительный просмотр:

7 класс

 

1. Что из нижеследующего НЕ способствует повышению солености океанов?

1) замерзание морской воды

2) испарение

3) глубоководные течения

4) таяние айсбергов

 

2. В какой природной зоне водятся дикие яки?

1) на тропических низменностях

2) в арктической тундре

3) в высокогорьях

4) в саваннах

 

3. Какой ученый считается «отцом» теории глобальной тектоники плит?

1) Ньютон

2) Вегенер

3) Эйештей

4) Агассиз

 

4. В каком из нижеперечисленных мест на береговой линии НЕТ фиордов?

1) Новая Зеландия

2) Аляска

3) Нидерланды

4) Чили

 

5. Какое из нижеперечисленных течений является темлым?

1) Норвежское

2) Перуанское

3) Фолкледское

4) Лабрадорское

 

6. Что из следующего НЕ является частью вулканов?

1) кальдера

2) пепловый конус

3) останцовый холм

4) кратер

 

7. Что является аналогом морского пролива на суше?

1) полуостров

2) канал

3) перешеек водораздел

4) водораздел

 

8. Какая из этих стран не имеет выхода к морю?

1) Эфиопия

2) Ирак

3) Уругвай

4) Сенегал

 

9. Каким из этих приборов измеряется относительная влаэность?

1) термометр

2) гигрометр

3) барометр

4) анеометр

 

10. Что из следующего НЕ ассоциируется с речными долинами?

1) старицы

2) пойменные болота

3) морские террасы

4) излучины

 

11. Какой тип гор обычно ассоциируется с зонами погружения океанических плит?

1) сбросовые горы

2) вулканические горы

3) купольные горы

4) складчатые горы



Предварительный просмотр:

8 класс

 

1. Что происходит, когда вы пересекаете линию перемены дат с востока на запад?

1) Сегодняшняя дата становится вчерашней

2) Сегодняшняя дата становится завтрашней

3) Дата остается неизменной

4) День недели остается неизменным

 

2. Какой из этих терминов не имеет отношения к другим?

1) морена

2) валунная глина

3) кама

4) ледниковая трещина

 

3. В какой стране произрастают в естественных условиях каучуковые деревья?

1) Малайзия

2) Бразилия

3) Индия

4) Индонезия

 

4. Чем, в частности, объясняется мягкость климата Западной Европы?

1) широтным положением Западной Европы

2) близостью Западной Европы к морю

3) меридиональным положением Западной Европы

4) отсутствием обширных лесов в Западной Европе

 

5. Какой из этих видов растительности относится к средиземноморскому климату?

1) тундра

2) маки

3) влажный тропический лес

4) степь

 

6. Какая из этих пустынь является береговой?

1) Руб-Эль-Хали

2) Гоби

3) Атаками

4) Такла-Макан

 

7. Что из нижеперечисленного НЕ ассоциируется с ледниковыми периодами?

1) понижение уровня моря

2) глобальное похолодание

3) продвижение зон растительности в высокие широты

4) образование сухопутных мостов между материками

 

8. В какой из этих экологических систем представлено самое большое разнообразие видов флоры и фауны?

1) тундра

2) хвойный лес

3) мангровые заросли

4) влажный тропический лес

 

9. Какую характеристику почвы показывает рН?

1) содержание железа

2) пористость

3) кислотность

4) содержание глины

 

10. Определите вариант, в котором различие времени между городами установлено правильно:

1) Москва – Томск – 4 ч.

2) Москва – Хабаровск – 9 ч.

3) Москва – Астрахань – 2 ч

4) Москва – Екатеринбург – 5 ч.



Предварительный просмотр:

9 класс

 

1. Заводы (Центральной) металлургической базы используют:

1) Собственное сырье и топливо

2) Собственное сырье и привозное топливо

3) Привозное сырье и собственное топливо

4) Привозное сырье и топливо

 

2. Наибольшая плотность населения в России:

1) в Поволжье

2) в Восточной Сибири

3) в европейском Центре

4) на европейском Севере

 

3. Миграция населения это:

1) преобладание рождаемости над смертностью

2) уменьшение населения территории за счет его отъезда в другие регионы

3) передвижение населения по территории из одного места в другое

4) рост доли городского населения за счет сельского

 

4. Средняя плотность населения в России на 1 км2:

1) 15 человек

2) 9 человек

3) 25 человек

4) 100 человек

 

5. Наиболее распространенные в России религии:

1) баптизм

2) буддизм

3) мусульманство

4) христианство

5) иудаизм

 

6. Определите языковые семьи и группы, к которым относятся:

русские

якуты

марийцы татары

ингуши

                Семьи:                  Группы:

1) Индоевропейская              1) Славянская

2) Алтайская                    2) Тюркская

3) Уральская                    3) Нахская

4) Кавказская           4) Финская

 

7. Трудовыми ресурсами называются:

1) все население, проживающее в данной стране

2) все люди, способные к труду

3) все люди, работающие в народном хозяйстве

4) население, способное к труду, находящееся в трудоспособном возрасте

 

8. Соотношение между городскими и сельскими жителями в России (в %):

1) 74 : 26

2) 50 : 50

3) 90 : 10

4) 20 : 80

5) 30 : 60

 

9. Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей:

1) использующих разнообразные машины

2) производящих разнообразные машины

3) осуществляют ремонт машин

4) осуществляющих проектирование машины

 

10. Калорийность 1 т условного топлива равна 1 т:

1) торфа

2) дров

3) угля

4) нефти

5) газа

6) сланцев