Публикации

1. Доклады

2. Мастер-классы

3. Открытые уроки

4. Проекты

5. Исследовательские работы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Личностно-ориентированный подход в обучении физике» Из опыта работы учителя физики и информатики высшей квалификационной категории Монгуш Сайзана Петровны Стаж работы: 20 лет Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г.Шагонар муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

Слайд 2

Актуальность Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. Постепенный переход в нашей стране к личностно-ориентированному образованию, осуществляемый в соответствии с «Основными положениями Концепции модернизации российского образования», реализуется в условиях развития «навыков самостоятельной работы и творчества», предполагает осознанную ориентацию учителя на личность обучающегося, что является условием его развития. Назначение личностно-ориентированного похода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ Развитие интеллектуальных способностей обучающихся Развитие самостоятельности учащихся Формирование круга познавательных интересов Формирование ключевых компетенций Формирование метапредметных компетенций Вариативность педагогических технологий

Слайд 4

Главным мотивом деятельности человека является его персонализация, т.е. признание другими людьми как личности, значимой для них, и только персонализация человека порождает у индивида стремление к достижению успеха, славы, к первенству.

Слайд 5

Условия исходные: психофизические задатки школьников; черты характера (практичность, наблюдательность, жизненный опыт общения в окружающем мире, любознательность и т.д.); социально-экономическая обстановка в стране, населенном пункте, семье. Условия создаваемые: индивидуальный, дифференцированный подход, подбор интерактивных методов обучения и оптимальных развивающих заданий; создание в любой среде условий для самовыражения личности каждого ребенка, проявления творчества, инициативы .

Слайд 6

Целевые ориентации Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка. Максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. Овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, способах их безопасного использования в практической жизни.

Слайд 7

Используемые методы и педагогические технологии Метод проектов Технологии уровневой дифференциации Игровые технологии Технологии развивающего обучения Исследовательская деятельность Проблемное обучение Педагогика сотрудничества Личностно- ориентированное обучение ИКТ

Слайд 8

Построение личностно-ориентированной технологии обучения физике Использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта Вокруг ученика «выстраивать окружение» из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни Использовать биофизический материал Расширять спектр личностного выбора ученика Использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной Обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия : «вижу» - «слышу» - «чувствую»; Создавать смысловые ситуации , в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления ) Постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление Создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности ) ожиданий различных результатов обучения Необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин , КВН, конференций ), посвященных широкой интеграции знаний Способствовать развитию позитивной «Я - концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.

Слайд 9

Личностно-ориентированный подход в образовании отличается от традиционного целями, содержанием, формами, методами, технологиями работы с учащимися. Личностно-ориентированный подход провозглашает главную цель – развитие социализированного интеллекта, направленного на творение добра, созидания, милосердия. Педагогические технологии демократичны и гуманистичны по своей природе. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития. Личностно-ориентированные технологии позволяют мне при организации учебной деятельности создать атмосферу заботы, сотрудничества, сотворчества, успеха. Выводы:

Слайд 10

повысить мотивированность учащихся к обучению; повысить их познавательную активность; построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности; создать условия для самостоятельного управления ходом обучения; дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс; создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися; вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса. Личностно-ориентированный подход дает возможность:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: физика

Класс: 8 «Б»

УМК: Пёрышкин А. В.

Тема урока: Исследование действий электрического тока

Тип урока: комплексное применение знаний

Форма урока: изучение нового материала

Цель урока: изучение действий электрического тока экспериментальным путем .

Задачи урока:

  1. Образовательная: изучение и исследование действия электрического тока (теплового, химического, магнитного, светового и физиологического)
  2. Воспитательная: формирование познавательного интереса к физике, воспитание толерантного отношения друг к другу
  3. Развивающая: развитие навыков логического мышления; обоснования своих высказываний; развитие элементов творчества, умения пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке.

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

1. Предметный результат: использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; формирование представлений о превращении энергии электрического тока в другие виды энергии при изучении действий тока, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся 

2. Метапредметный результат: развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации,  формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника 

 3. Личностный результат: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти и творческого мышления 

Методы обучения: проблемный, репродуктивный,  эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник «Физика-8 кл» А.В.Перышкин., «Сборник задач по физике В.И.Лукашик», лабораторное оборудование, карточки рефлексии, рейтинговая таблица, компьютер, проектор, Интернет.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент.

«Здравствуйте дети, приготовьтесь к уроку, в карте рефлексии обозначьте свое настроение в начале урока: «+» - хорошее,

«-» -плохое, «0» -безразличное

Приветствие учащихся, анализ выбранных обозначений настроения

Отвечают на приветствие учителя

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Целеполагание

Умение настраиваться на занятие

2. Постановка цели и задач урока

«Сегодня в течение урока вы в рейтинговые таблицы будете заносить полученные баллы, а в конце урока надо перевести баллы в оценку».  Рассказывает о том, что электричество широко используется в различных сферах нашей жизни. Вопрос для 1варианта: Как вы узнаете, что утюг электрический исправен? 2 вариант: аналогичный вопрос о работе вентилятора.

Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока «Действия электрического тока. Направление тока».

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

                                                                                           

                                                                                                                3. Актуализация знаний

«Чтобы лучше усвоить новый материал необходимо вспомнить материал прошлого урока.

Беседа с  учащимися по вопросам:

1.Что такое электрический ток?

2.Роль источника тока в цепи?

3.Сколько полюсов у источника тока? Какие бывают полюса?

4.Что такое электрическая цепь?

5.Какую электрическую цепь называют замкнутой; разомкнутой?

Письменное задание:

Заполнить таблицу:

Составные части электрической цепи

Примеры

1.

2.

3.

4.

По рисунку №299,298,302(В.И.Лукашик, сборник задач по физике для 7-9классов) начертить схему цепи.

Беседует по вопросам. Даёт задания обучающимся, Следит за самостоятельностью выполнения письменных заданий.

Выполняют самостоятельно письменное задание,обмениваются работами, делают взаимопроверку, ставят баллы(таблица - каждая схема-1балл

Отвечают на вопросы учителя

Компетенция обучающихся в области физики.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя, работа с рисунком, с символами.

Самоконтроль. Взаимоконтроль выполнения задания в парах

Регуляция учебной деятельности

                                                                                                       4. Первичное усвоение новых знаний

Действием электрического тока называют те явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи. По этим действиям судят об электрическом токе, так как нельзя непосредственно наблюдать за движением заряженных частиц в проводнике. Некоторые действия тока вам известны из повседневной жизни. Вопрос: Что объединяет следующие электрические  приборы:  паяльник, утюг, кипятильник? Выясняем с обучающимися, что все эти приборы нагревательные. Учитель просит привести собственные примеры Демонстрация опыта №1: к полюсам источника тока присоединяют самодельный кипятильник. За счет протекания тока через жидкость получаем кипяченную воду. Такое действие тока называется тепловым.

Демонстрация опыта №2:

Магнитное действие тока демонстрируется с помощью пальчиковой батарейки, медной проволоки. При замыкании цепи (по проводнику начинает идти ток), происходит притяжение к ней металлических предметов, подобно электродвигателю. Информация об электромагнитах.

Демонстрация опыта №3: Световое действие электрического тока  демонстрируется  с помощью амперметра, источника постоянного напряжения, ключа и лампочки на подставке. Когда по проводам начинает идти ток, мы получаем световое действие тока.

Демонстрация опыта №4: при

пропускания электрического тока через раствор медного купороса и выделением меди на «-« электроде Данное действие тока называется химическим. Применяется данное действие тока при добыче металлов, покрытии одного металла слоем другого, изготовлением полых фигур.

Физиологическое действие электрического тока (слушаем сообщение, выполненное ребенком)

 

Проводится следующая демонстрация с помощью обучающихся по рис.56,57 учебника. Ребята пытаются самостоятельно рассказать о механическом действии тока и применении. Из ЭП показывается опыт по взаимодействию проводников с током. Единица силы тока в системе СИ вводится по взаимодействию проводников с током. Поговорим о превращении электрической энергии в каждом действии тока: в тепловую, механическую, магнитную, химическую. Позднее мы научимся количественно описывать эти превращения.

Задается вопрос: Что такое электрический ток? Делаем вывод, что можно говорить о направлении тока. Это направление, по которому могли бы двигаться «+» частицы.

Физкультминутка

Ток бежит по проводам, (Бег на месте.)

Свет несет в квартиру нам. (Руки вверх встать на носочки.)

Чтоб работали приборы, (Кулачками друг о друга стучат.)

Холодильник, мониторы. (Обнять себя подражать, козырёк.)

Кофемолки, пылесос, (Движение рук по кругу, всасывают движения рук.)

Ток энергию принес. (Шаги на месте.)

Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся,  демонстрирует опыты действий тока.

Даёт задание поработать с рисунками учебника. Демонстрация ЭОР.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Наблюдение за физическим экспериментом учителя, за материалом ЭОР. Работают с материалом учебника, выделяют существенную информацию, пишут план-конпект урока Выставляют баллы в рейтинговую таблицу

Формирование умения наблюдать, делать выводы,

Исследовать, сравнивать, пользоваться физическими терминами, участвовать в диалоге.

Обсуждают эксперимент прилагают усилия на решение поставленных вопросов, участвуют в диалоге по предложенным вопросам

Координация усилий по решению учебной задачи, учитывать мнения других при диалоге договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Самоконтроль и взаимоконтроль Контроль правильности ответов обучающихся.

Умение внимательно слушать, осмысленно читать, организовать себя, планировать, корректировать свои действия в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

5. Первичная проверка понимания

Ребята, действия тока, которые мы изучили, широко применяются в повседневной жизни. Вам предлагается

Творческое задание по группам:

1группа-рассматривает применение электроприборов в парикмахерской, указывает название и действие тока.

2группа-аналогичное задание для школьной столовой 

3группа-такое же задание для школьной мастерской.

4группа-для кабинета технологии. При выполнении задания возникает проблема: в некоторых приборах используется не одно действие тока. Обращаем на это внимание.

Даёт учащимся задания выполнить в группах

Слушает и проверяет правильность выполнения

Оформляют результат в произвольной форме, читают конспект, учебник, получают консультацию учителя, готовят краткое выступление

Выставляют баллы в рейтинговую таблицу

Построение по предложенному алгоритму речевого высказывания в устной форме. Выделение существенной информации оформление результатов творческой, коллективной работы.

Участвуют в работе группы, сотрудничают при решении учебных задач. Обсуждают результаты других групп фронтально.

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, понимать на слух ответы обучающихся. Умение оказать и принять помощь.

Понимание заданий, планирование деятельности. Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль.

Умение готовить выступление, слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Обсуждение, дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля

6. Первичное закрепление

Установите соответствие, правильно расставьте по местам:

1.Дрель-тепловое

2.Вентилятор-магнитное

3.Утюг-тепловое

4.Вентилятор-химическое

5.Сепаратор- механическое

6.Позолочение –тепловое

7.Водонагреватель-тепловое

8.Добыча меди – механическое.

Дифференцированное задание

1.В коробке перемешаны медные винты и железные шурупы.
Каким образом можно быстро рассортировать их, имея аккумулятор, достаточно длинный
медный изолированный провод и железный стержень?

2.Открытие физика Араго в 1820 г. заключалось в следующем: когда тонкая медная проволока,
соединенная с источником тока, погружалась в железные опилки, то они приставали к ней.
Объясните это явление.

Формулировка условий заданий.

Обсуждается выполнение дифференцированного задания.

Выполняют задания, взаимопроверку.  Выставляют баллы в рейтинговую таблицу. Слушают своих товарищей, выполняющих задание эвристического характера

Закрепление знаний, полученных на уроке. Построение речевого высказывания в устной форме.

Участвуют в диалоге с учителем и в обсуждении ответов на вопросы .

Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументированно отстаивать свою точку зрения  

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля.

7. Домашнее задание

Обязательный уровень: § 35 повторить,

Задание 2 на стр. 106

Творческое задание:

приготовить сообщения по любой из тем:

«Положительное действие тока на организм человека»,

«Негативное действие тока на организм человека».

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

8. Итог урока

«Ребята,  вспомните цель нашего урока:

Познакомиться с действиями тока и превращением энергии электрического тока в другие виды энергии.

Выставляются оценки учащимся.

Формулирует вопрос

Отвечают на вопрос: «Какие превращения энергии происходят при химическом, тепловом, механическом и магнитном действии тока?» Подсчитывают свой рейтинг за урок и выставляют оценку в соответствии с таблицей перевода рейтинга в оценку.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

Обсуждают содержание урока во фронтальном режиме.

Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

9. Рефлексия

Приведите  в порядок свои рабочие места. Предлагает продолжить следующие фразы:

  1. сегодня я узнала…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполняла задания…
  5. я поняла, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовала, что…
  8. я приобрела…
  9. я научилась…

Вернитесь к оценке своего настроения в начале урока и поставьте соответствующий  значок в конце урока.

Проводит рефлексию, анализирует.

Рефлексируют

Умение делать выводы

Взаимодействуют с учителем

Уметь формулировать собственное мнение

Учащиеся  проводят самоанализ деятельности,  продолжая одну из предложенных фраз, саморегуляцию эмоционального состояния.

Умение проводить самоанализ деятельности,  продолжая одну из предложенных фраз



Предварительный просмотр: