Для моих учеников

Винникова Наталья Юрьевна

Предварительный просмотр:

  1. Реши примеры:

68+8=              93-7=                 57-9=                38+5=             71-8=                    53-6=

91-6=               37-9=                 65+8=               22-8=              31-8=                    38+4=

26+7=              61+9=                43-8=                64-9=              81-2=                    85-7=

73+9=              46+7=                84+7=                71-7=             66-8=                    54-9=

38+5=              88+7=                75-7=                90-48=           70-32=                  80-27=

  1. Реши уравнения:

73 – х = 14                     х + 35 = 67                      х – 12 = 84           х : 5 = 7

Реши примеры :

18 : 6 * 3 =                                 12 : 2 : 2 =                                   12 : 3 : 2 =

12 : 3 * 2 =                                 24 : 3 : 2 =                                   27 : 3 : 3 =

3 * 2 * 2 =                                  4 : 2 * 6 =                                    16 : 2 * 5 =

8 : 2 : 2 =                                    16 : 2 : 2 =                                   18 : 3 * 7 =

  1. Реши задачу:

На верёвках 24 пластмассовые и 6 деревянных прищепок. Когда несколько прищепок сняли, на верёвке осталось 9 прищепок. Сколько прищепок сняли?

Ответ:_______________________________________________-

Реши задачу:

Рома купил 30 пирожков. Из них 14 с грибами, а  остальные с мясом. На сколько меньше Рома купил пирожков с грибами, чем с мясом?

Ответ:______________________________________________________

Реши задачу:

Коле 15 лет. Вера в 3 раза младше Коли, а Сеня на 3 года старше Веры. Сколько лет Сене?

Ответ:_________________________________________-



Предварительный просмотр:

Контрольные работы к урокам блока
«Как устроен наш язык»

1. Текущая контрольная работа

Вариант I

1. Раздели слова на слоги1.

Теремок, ягода, мельник, читать, стриж.

2. Выбери и запиши слова, в которых рядом находятся звонкий и глухой согласные звуки.

Место, плавучий, ускакать, дочка, болтун, лилия, детвора.

3. Сделай фонетический разбор слова  клоун.

4. Выпиши слова с одинаковыми приставками.

Добрый, добежать, дорасти, доска, добраться, домик, доучить.

5. Разбери по составу слово  пылинка.

6 (дополнительное). Найди в тексте слово, в котором четыре слога, ударение падает на третий слог, все согласные звуки в слове звонкие и твердые.

Ручей вывел меня из леса. Слева тянулся лужок, справа к ручью спускались огороды.

Я шел по лугу, отыскивая переправу. Пора было устраиваться на ночлег. Вот мостик с берега на берег.

Вариант II

1. Раздели слова на слоги.

Уважение, мой, сосульки, змейка, лодочка.

2. Выпиши  слова,  в  которых  рядом  находятся  два  глухих  согласных звука.

Место, плавучий, ускакать, союз, обжигать, дочка, болтун, детвора, сауна, сияет.

3. Сделай фонетический разбор слова  грязь.

4. Выпиши однокоренные слова.

Боль, больница, больше, болеть, болт, больно, хворать.

5. Разбери по составу слово  крикун.

6 (дополнительное). Найди в тексте слово, в котором три слога, ударение падает на первый слог, в слове три звонких звука (два мягких и один твердый).

Ручей вывел меня из леса. Слева тянулся лужок, справа к ручью спускались огороды.

Я шел по лугу, отыскивая переправу. Пора было устраиваться на ночлег. Вот мостик с берега на берег.

2. Тест2

Вариант I

1. Отметь «×» все слова с ударным звуком [а].

 1) поля

 2) ссора

 3) песенка

 4) белизна

 5) половина

2. Отметь «×» все слова, которые неправильно разделены на слоги.

 1) я-ма

 2) гво-здь

 3) ра-ке-та

 4) ма-й-ка

 5) ли-лия

3. Отметь  «×»  все  слова,  которые  начинаются  с  твердого  непарного звука.

 1) лапа

 2) жаба

 3) час

 4) шар

 5) щавель

4. Отметь «×» все слова, которые заканчиваются на один и тот же звук.

 1) гость

 2) вес

 3) грусть

 4) гвоздь

 5) весь

5. Отметь «×» все глухие согласные звуки.

 1) [г]

 2) [п]

 3) [ф]

 4) [н]

 5) [ш]

6. Отметь «×» все гласные звуки.

 1) [у]

 2) [й’]

 3) [л]

 4) [а]

 5) [ы]

7. Отметь «×» все слова, состоящие из трех слогов.

 1) синички

 2) портфель

 3) майка

 4) яблоня

 5) пальто

8. Отметь «×» правильную транскрипцию слова  зреют.

 1) [зр’й’эют]

 2) [зр’эй’ут]

 3) [зр’ей’ут]

 4) [зр’эют]

 5) [зр’й’эй’ут]

9. Отметь «×» все слова, однокоренные слову  угроза.

 1) грозовой

 2) грозный

 3) угрожать

 4) угрозы

 5) грозить

10. Отметь «×» все слова с приставкой на-.

 1) насекомое

 2) надумать

 3) нарисовать

 4) надломить

 5) накрошить

11. Отметь «×» все слова с суффиксом -ок-.

 1) теремок

 2) урок

 3) рынок

 4) сынок

 5) лесок

12. Отметь «×» все слова с нулевым окончанием.

 1) зимний

 2) радость

 3) сторож

 4) метро

 5) голос

13. Отметь «×» слово, которое правильно разобрано по составу.

 1)

 2)

 3)

 4)

 5)

14. Отметь «×» слова, соответствующие схеме: .

 1) бантики

 2) корзина

 3) кленовый

 4) заметка

 5) малина

Вариант II

1. Отметь «×» все слова с ударным звуком [а].

 1) дядя

 2) тина

 3) перемена

 4) тишина

 5) равнина

2. Отметь «×» все слова, которые неправильно разделены на слоги.

 1) о-сень

 2) ча-й-ка

 3) до-ждь

 4) ма-ли-на

 5) но-вая

3. Отметь  «×»  все  слова,  которые  начинаются  с  твердого  непарного звука.

 1) цифра

 2) мышь

 3) часто

 4) шарф

 5) волос

4. Отметь «×» все слова, которые заканчиваются на один и тот же звук.

 1) грусть

 2) мороз

 3) нос

 4) хруст

 5) воз

5. Отметь «×» все глухие согласные звуки.

 1) [ж]

 2) [к]

 3) [л]

 4) [т]

 5) [с]

6. Отметь «×» все гласные звуки.

 1) [э]

 2) [м]

 3) [о]

 4) [й’]

 5) [и]

7. Отметь «×» все слова, состоящие из трех слогов.

 1) малина

 2) солнце

 3) каюта

 4) лейка

 5) кольцо

8. Отметь «×» правильную транскрипцию слова  греют.

 1) [гр’ей’ут]

 2) [гр’й’эй’ут]

 3) [гр’эют]

 4) [гр’эй’ут]

 5) [гр’й’эют]

9. Отметь «×» все слова, однокоренные слову  нос.

 1) переносица

 2) носить

 3) носовой (платок)

 4) носик

 5) носы

10. Отметь «×» все слова с приставкой за-.

 1) зарыть

 2) запеть

 3) заноза

 4) заросли

 5) замочек

11. Отметь «×» все слова с суффиксом -ик-.

 1) шарик

 2) крик

 3) домик

 4) ножик

 5) барабанщик

12. Отметь «×» слова с нулевым окончанием.

 1) медведь

 2) гараж

 3) теплый

 4) пальто

 5) мороз

13. Отметь «×» слово, которое правильно разобрано по составу.

 1)

 2)

 3)

 4)

 5)

14. Отметь «×» все слова, соответствующие схеме: .

 1) забавный

 2) подружка

 3) запруда

 4) загадка

 5) рассада

3. Итоговая контрольная работа

Вариант I

1. Найди в тексте и запиши вопросительное невосклицательное предложение.

Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!

(По Ю. Фролову.)

2. Запиши номер характеристики предложения по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.

1) Повествовательное, невосклицательное.

2) Вопросительное, невосклицательное.

3) Повествовательное, вопросительное.

3. Запиши предложение, в котором подлежащее находится перед сказуемым. Отметь в этом предложении грамматическую основу.

Шел я по заросшей вырубке.

Солнце поднимается быстро.

В лесу появились первые проталины.

4. Охарактеризуй 2-й звук в слове дверь, 4-й звук в слове краб, 2-й звук в слове пою, 3-й звук в слове крюк.

5. Выпиши слова, в которых правильно отмечена приставка.

6 (дополнительное). Из данных слов составь и запиши повествовательное невосклицательное распространенное предложение. Отметь в нем грамматическую основу.

Кусты, раздался, посвист, за, рябчик.

Вариант II

1. Найди  в  тексте  и  запиши  побудительное  восклицательное  предложение.

Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!

(По Ю. Фролову.)

2. Запиши номер характеристики предложения по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.

1) Вопросительное, восклицательное.

2) Побудительное, повествовательное.

3) Побудительное, невосклицательное.

3. Выпиши предложение, в котором неправильно отмечены главные члены. Отметь грамматическую основу в этом предложении.

Среди ветвей мелькнули серые тени.

Слева послышался шорох листьев.

Я увидел летящего орла совсем близко.

4. Охарактеризуй 4-й звук в слове обувь, 1-й звук в слове яма, 2-й звук в слове ёлка, 3-й звук в слове ножка.

5. Выпиши слова, в которых правильно отмечен корень.

6 (дополнительное). Из данных слов составь и запиши вопросительное невосклицательное распространенное предложение. Отметь в нем грамматическую основу.

Друг, по, Кавказ, путешествовать, долго.



Предварительный просмотр:

Контрольные работы к урокам блока
«Правописание»

1. Диктант (текущий)

Одинокий

Поздняя осень. За редкими березками видна полоска звездного неба. В вышине плывет журавлиная стая.

Близко слышу зов журавля. Вижу его одинокую фигуру в низине. Почему он один? Почему не летит со всеми?

Журавль с опаской глядит на меня. Вот он разбежался и легко взлетел. Звучит его грустный крик. (49 слов.)

Орфографическое задание

Вариант I

1. Выпишит из текста 3–4 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Рядом запиши проверочное слово, поставь ударение, отметь корень в словах, подчеркни проверяемую гласную.

Образец: .

2. Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропуска надо писать букву т.

Счас..ливый, интерес..ный, облас..ной, ус..ный, небес..ный, ненас..тый, ужас..ный, мес..ный, древес..ный, чес..ный.

Вариант II

1. Выпиши из текста 3–4 слова с проверяемой согласной в корне слова. Рядом запиши проверочные слова, отметь корень, подчеркни проверяемую согласную.

Образец: .

2. Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропуска надо писать букву  о.

См..треть, повт..рить, з..нты, стр..на, сл..ненок, в..л..синка, гл..зок, нас..лить, ч..сы, под..рить, выл..вить.

2. Тест

Вариант I

1. Отметь «×» все слова, которые неправильно разделены на слоги для переноса.

 1) охот-ник

 2) кра-йний

 3) мел-ьник

 4) ре-льс

 5) вью-га

2. Отметь «×» все слова, которые нельзя переносить.

 1) змейка

 2) вьезд

 3) рост

 4) рамка

 5) яма

3. Отметь «×» все слова, в которых пропущена буква  и.

 1) ёж..к

 2) с..рок

 3) ш..ло

 4) ж..рный

 5) д..мок

4. Отметь «×» все слова, в которых пропущена буква  а.

 1) кл..кса

 2) щ..вель

 3) м..ч

 4) крич..ть

 5) ч..ша

5. Отметь «×» все слова, в которых пропущена буква  о.

 1) б..р..да

 2) под..рит

 3) д..ждливый

 4) ч..совой

 5) п..левой

6. Отметь «×» все слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить.

 1) рисунок

 2) травинка

 3) ягода

 4) садовник

 5) ковер

7. Отметь  «×»  все  слова,  которые  являются  проверочными  к  слову лентяй.

 1) лениться

 2) лента

 3) ленимся

 4) ленивый

 5) лень

8. Отметь  «×»  все  слова,  которые  являются  проверочными  к  слову низкий.

 1) низко

 2) низенький

 3) низок

 4) внизу

 5) низ

9. Отметь «×» все слова, в которых пропущена буква з.

 1) сколь..кий

 2) поло..ка

 3) бли..кий

 4) ска..ка

 5) кра..ка

10. Отметь «×» слово, в котором допущена ошибка.

 1) резкий

 2) посадка

 3) перевязка

 4) замаска

 5) тетрадка

11. Отметь «×» все слова, в которых пропущена буква т.

 1) вкус..ный

 2) влас..ный

 3) опас..ный

 4) корыс..ный

 5) сладос..ный

12. Отметь «×» все слова, в которых на конце пишется буква д.

 1) компо(т)

 2) са(т)

 3) комо(т)

 4) кро(т)

 5) горо(т)

13. Отметь «×» слово с ошибкой.

 1) ненастье

 2) грустный

 3) окрестный

 4) наезник

 5) звездный

14. Отметь «×» все проверочные слова к слову  местный.

 1) мести

 2) местность

 3) место

 4) месть

 5) местечко

Вариант II

1. Отметь «×» все слова, которые неправильно разделены на слоги для переноса.

 1) за-йка

 2) пти-ца

 3) ва-льс

 4) съем-ка

 5) бол-ьно

2. Отметь «×» все слова, которые нельзя переносить.

 1) соль

 2) тройка

 3) бьют

 4) мост

 5) улица

3. Отметь «×» все слова, в которых пропущена буква а.

 1) ч..ща

 2) щ..вель

 3) п..тый

 4) ч..йник

 5) м..гкий

4. Отметь «×» все слова, в которых пропущена буква и.

 1) м..сль

 2) ж..знь

 3) п..шный

 4) ш..ло

 5) ж..раф

5. Отметь «×» все слова, в которых пропущена буква о.

 1) к..л..сок

 2) нав..днение

 3) тр..винка

 4) к..лечко

 5) к..тить

6. Отметь «×» все слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить.

 1) старушка

 2) минута

 3) дождливый

 4) кормить

 5) герой

7. Отметь «×» все проверочные слова к слову  морской.

 1) моряк

 2) приморье

 3) морячок

 4) море

 5) морс

8. Отметь «×» все проверочные слова к слову  завязка.

 1) вязка

 2) связка

 3) вязать

 4) связывать

 5) завязочки

9. Отметь «×» все слова, в которых пропущена буква д.

 1) гря..ка

 2) ме..кий

 3) гла..кий

 4) сла..кий

 5) ша..кий

10. Отметь «×» слово, в котором допущена ошибка.

 1) бумажка

 2) гладкий

 3) лехкий

 4) повязка

 5) присказка

11. Отметь «×» все слова, в которых пропущена буква д.

 1) наез..ник

 2) чес..ный

 3) поз..ний

 4) звез..ный

 5) гряз..ный

12. Отметь «×» все слова, в которых на конце пишется буква к.

 1) сапо(к)

 2) гама(к)

 3) песо(к)

 4) дру(к)

 5) подви(к)

13. Отметь «×» слово с ошибкой.

 1) честный

 2) ужасный

 3) небесный

 4) извесный

 5) сердце

14. Отметь «×» все проверочные слова к слову  устный.

 1) устно

 2) усталость

 3) устать

 4) устье

 5) уста

3. Списывание

Вариант I

Спиши текст. Во втором абзаце текста отметь корень в словах с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова».

Белки

В еловой чаще с утра до позднего вечера хлопочут ловкие белки.

В развилине дерева повесили сушить маленькие грибки. В лесных кладовых спрятали вкусные орешки. Осенью переменят зверьки свои платьица на серые зимние шубки.

В вершинах густых ёлок устроены у белок теплые гнезда. Дно гнездышка укрыто мягким мхом.

Проворна и весела умница белка. (53 слова.)

(По И. Соколову-Микитову.)

Вариант II

Прочитай текст. Найди три орфографические ошибки и спиши текст в исправленном виде.

Береза

На  краю  вырупки  растет  старая  береза. Ее ствол оброс лишайником. С сучьев до самой земли свисают длинные молодые ветви. Они делают березу очень чюткой. Кругом ни ветерка, а береза качается и шумит.

И тонут в этом родном серцу шуме все обиды и горести. Войди в этот шум – и ты станешь самым счастливым! (53 слова.)

(По Т. Белозерову.)

4. Итоговый диктант

Чижи

У меня жили чижи – Чижик и Пыжик. Они любили летать по комнатам и сидеть на полках. Там у меня хранились лесные орешки, птичьи гнездышки, охотничьи ружья.

Иногда чижи ссорились. Бывало, взъерошат перья, раскроют клювы и шипят друг на дружку. Но ссоры быстро кончались. Птицы садились на полку и начинали дружно петь*. (52 слова)

Орфографическое задание

Вариант I

Запиши слова, заменяя звуковую запись буквенной, в два столбика:

1) слова с гласной а в приставке;

2) слова с гласной о в приставке. Отметь в словах приставки.

[ат]ъехать, [на]ступить, [аб]лететь, [аб]ъяснение, [над]-резать, [да]писать, [за]вести, [па]лить, [за]вернуть, [на]помнить.

Вариант II

Составь и запиши 10 слов с приставками без-, бес-, из-, ис-, раз-, рас-. Отметь приставки в словах:

-ветренный, -винить, -пустить, -шумный, -полезный, -править, -глядеть, -пугать, -толковый, -гладить.



Предварительный просмотр:

Контрольные работы к урокам блока
«Как устроен наш язык»

1. Текущая контрольная работа

Вариант I

1. Из предложений выпиши грамматические основы.

Сухая трава побелела от инея.

Лужи затянул тонкий ледок.

К вечеру небо просветлело.

2. Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.

Мы любили играть под липами.

Ярко светит летнее солнышко.

3. Запиши предложения. На месте пропусков напиши подходящие по смыслу слова. Подчеркни их как члены предложения.

Я люблю читать (что?)… и мечтать (о чем?)…

Я выполнил рисунок (чем?)…

4. Спиши. Определи в каждом предложении, каким членом предложения является слово  ель.

Ель растет во влажных лесах.

Игрушки висят на ели.

На поляне дети увидели ель.

5. Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.

6 (дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме:

.

Я лежу в душистой траве на лугу. Качаются над головой золотые цветы. Трепещут легкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.

Вариант II

1. Из предложений выпиши грамматические основы.

С болота донесся журавлиный клич.

Холодный ветер легко продувает плащ.

В кустах за поляной раздался посвист рябчика.

2. Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.

Летом под липами ветерок колыхал лиловые колокольчики.

Завтра мы пойдем в музей.

3. Спиши предложения, найди и подчеркни все дополнения.

Дуб боится крепких морозов.

Отец быстро вскопал грядку.

4. Спиши. Определи в каждом предложении, каким членом предложения является слово ёлка.

Возле ёлки разгуливает румяный Дед Мороз.

Ребятишки украшают ёлку разноцветными игрушками.

Высокие ёлки окружили полянку зеленым хороводом.

5. Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.

6 (дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме:

.

Я лежу в душистой траве на лугу. Качаются над головой золотые цветы. Трепещут легкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.

2. Тест

Вариант I

1. Отметь «×» правильную характеристику предложения: «Сколько стихов и песен сложили русские люди о красоте березы!»

 1) побудительное, восклицательное

 2) побудительное, невосклицательное

 3) повествовательное, невосклицательное

 4) повествовательное, восклицательное

 5) вопросительное, восклицательное

2. Отметь «×» все побудительные предложения.

 1) Какая спелая земляника растет на пригорке!

 2) Выйди утром на лесную полянку и взгляни сквозь росинку

         на солнце.

 3) Солнце опустилось за вершину ели.

 4) Встречайте зимушку-зиму!

 5) Вы бывали зимой в лесу?

3. Отметь «×» все нераспространенные предложения.

 1) По небу плывут облака.

 2) Солнце село.

 3) Люблю смотреть на закат.

 4) Журчит прозрачный

         ручей.

 5) Небо потемнело.

4. Отметь «×» основу предложения: «К осени скворцы собираются в многочисленные стаи».

 1) собираются в стаи

 2) скворцы собираются

 3) скворцы в стаи

 4) собираются к осени

 5) в многочисленные стаи

5. Отметь «×» все обстоятельства в предложении: «Вечером мы весело играли с ребятами на улице».

 1) играли

 2) вечером

 3) с ребятами

 4) весело

 5) на улице

6. Отметь «×» все дополнения в предложении: «На уроке дети рисовали лесных зверей».

 1) на уроке

 2) дети

 3) рисовали

 4) зверей

 5) лесных

7. Отметь «×» все вопросы к обстоятельству.

 1) что?

 2) где?

 3) что делать?

 4) как?

 5) чей?

8. Отметь «×» все определения в предложении: «Лампа раньше стояла на папином письменном столе».

 1) на папином

 2) раньше

 3) стояла

 4) на письменном

 5) на столе

9. Отметь «×» все слова, которые в предложении могут быть обстоятельствами.

 1) завтра

 2) быстро

 3) цветной

 4) в деревне

 5) быстрый

10. Отметь «×» слова, которыми можно продолжить предложение: «Определение обозначает…»

 1) признак предмета

 2) время действия

 3) действие предмета

 4) чей это предмет

 5) предмет

11. Отметь «×», каким членом является слово дуб в предложении: «Подберезовик рос под старым дубом».

 1) подлежащее

 2) сказуемое

 3) определение

 4) обстоятельство

 5) дополнение

12. Отметь «×» предложение, которое соответствует схеме:

.

 1) Качаются на ветру лиловые колокольчики.

 2) Под деревьями цветет душистый иван-чай.

 3) На лесных лужайках цветут ромашки.

 4) Мы вышли на большую поляну.

 5) Веселые бабочки кружатся над поляной.

13. Отметь  «×»  все  предложения,  которые  неверно  разобраны  по членам.

 1) На лугу пышно цветет клевер.

 2)  птиц появились птенцы.

 3) В июле лес пахнет ягодами и грибами.

 4) В лесу разросся малинник.

 5)  ягоды облепили  ветки.

14. Отметь «×» схему, к которой нельзя придумать предложение.

 1)

 2) 

 3)

 4)

 5)

Вариант II

1. Отметь «×» правильную характеристику предложения: «Берегите красоту и богатство леса!».

 1) повествовательное, восклицательное

 2) побудительное, восклицательное

 3) побудительное, невосклицательное

 4) повествовательное, невосклицательное

 5) вопросительное, восклицательное

2. Отметь «×» все повествовательные предложения.

 1) Какая спелая земляника растет на пригорке!

 2) Выйди утром на лесную полянку и взгляни сквозь росинку

        на солнце.

 3) Солнце опустилось за вершину ели.

 4) Встречайте зимушку-зиму!

 5) Вы бывали зимой в лесу?

3. Отметь «×» все нераспространенные предложения.

 1) Плывут золотые кораблики.

 2) Скоро придет весна.

 3) Ласточки вернулись.

 4) Звучит звонкая песенка.

 5) Дует ветерок.

4. Отметь «×» основу предложения: «Крупные росинки блестят на яркой траве».

 1) крупные росинки

 2) на яркой траве

 3) блестят на траве

 4) росинки блестят

 5) росинки на траве

5. Отметь «×» все обстоятельства в предложении: «В детстве я часто купался на песчаной отмели».

 1) купался

 2) в детстве

 3) на отмели

 4) на песчаной

 5) часто

6. Отметь «×» все дополнения в предложении: «Дети слушают волшебные сказки перед сном».

 1) перед сном

 2) сказки

 3) слушают

 4) дети

 5) волшебные

7. Отметь «×» все вопросы к определению.

 1) для чего?

 2) как?

 3) чей?

 4) откуда?

 5) какой?

8. Отметь «×» все определения в предложении: «Мурзик любил спать в старом бабушкином кресле».

 1) Мурзик

 2) в старом

 3) в кресле

 4) в бабушкином

 5) спать

9. Отметь «×» все слова, которые в предложении могут быть обстоятельствами.

 1) цветной

 2) в небе

 3) громко

 4) солнечный

 5) вечером

10. Отметь «×» все слова, которыми можно продолжить предложение: «Обстоятельство обозначает…»

 1) признак предмета

 2) время действия

 3) предмет

 4) место действия

 5) чей это предмет

11. Отметь «×», каким членом предложения является слово ландыши  в предложении: «В мае распускаются душистые ландыши».

 1) подлежащее

 2) сказуемое

 3) дополнение

 4) определение

 5) обстоятельство

12. Отметь «×» предложение, которое соответствует схеме:

.

 1) Качаются на ветру лиловые колокольчики.

 2) У дороги растет душистый иван-чай.

 3) На лесных лужайках цветут ромашки.

 4) Поляна похожа на пестрый ковер.

 5) Веселые бабочки кружатся над поляной.

13. Отметь  «×»  все  предложения,  которые  неверно  разобраны  по членам.

 1)  лугах зацвели одуванчики.

 2) Одуванчики похожи  солнышки.

 3) Днем подставляют одуванчики головки солнцу.

 4) Вечером цветы свертывают лепестки.

 5) Ночью одуванчики спят.

14. Отметь «×» все схемы, к которым нельзя придумать предложения.

 1)

 2)

 3)

 4)

 5)

3. Итоговая контрольная работа за I полугодие

Вариант I

1. Сделай фонетический разбор слова  огонь.

2. Разбери по составу слово  осиновый.

3. Спиши предложения, отметь в них грамматические основы.

Вороны сели на берёзу.

Бродит ветер по болоту.

Птицы улетают в жаркие страны.

4. Выпиши вопросы, на которые отвечает определение.

Каких? где? от кого? чей? откуда? когда? к кому? чем? куда? зачем? какие? о чем? о ком? о какой? почему? какое? как? к чему? кем? чего?

5. Спиши, подчеркни все члены предложения.

Ребята ухаживали за лисой, белкой, черепахой и хомячками.

Огонёк ярко вспыхнул и потух.

6 (дополнительное). Выпиши предложения с однородными подлежащими, подчеркни их.

Миша заболел, но быстро поправился.

По  утрам  густой  туман  покрывал  и  лес,  и  скалы,  и  ближайшие острова.

В лесу росли пихты, ели и берёзы.

Цветы пахли не резко, а нежно.

На экскурсию поедут ученики и родители.

Сухие листья дрожали на ветках, опадали, кружились в воздухе.

Вариант II

1. Сделай фонетический разбор слова  пять.

2. Разбери по составу слово  дождливый.

3. Спиши предложения, отметь в них грамматические основы.

Смолистые шишки украшают вершины елей.

Над прудом кругами летает черный коршун.

У воды бродят красивые птицы.

4. Выпиши вопросы, на которые отвечает обстоятельство.

Каких? где? от кого? чей? откуда? когда? к кому? чем? куда? зачем? какие? о чем? о ком? о какой? почему? какое? как? к чему? кем? чего?

5. Спиши, подчеркни все члены предложения.

Луга, поля, деревья покрылись снежной пеленой.

Коршун сложил крылья и камнем упал на добычу.

6 (дополнительное). Найди и запиши предложения с однородными сказуемыми, подчеркни эти сказуемые.

Миша заболел, но быстро поправился.

По  утрам  густой  туман  покрывал  и  лес,  и  скалы,  и  ближайшие острова.

В лесу росли пихты, ели и берёзы.

Цветы пахли не резко, а нежно.

На экскурсию поедут ученики и родители.

Сухие листья дрожали на ветках, опадали, кружились в воздухе.



Предварительный просмотр:

Контрольные работы к урокам блока
«Правописание»

1. Диктант (текущий)

Август

Конец лета. Тише стали щелкать птицы. Громче шорох сухих травинок. Поспел крыжовник. Заалели яркие гроздья ягод на калине.

В лесу прохладно и сыро. Надеваю капюшон и сапоги. Щеголь мухомор стоит на тропинке. Слышны удары лесоруба. Скоро листопад. Березки стоят совсем желтые. Дуб усыпан золотыми желудями.

Мы говорим шепотом. Боимся спугнуть тишину. (52 слова.)

Примечание. Выделенные написания четко проговариваются учителем.

Орфографическое задание

Вариант I

1. Найди в тексте диктанта и запиши три слова с двумя корнями, подчеркни соединительные гласные.

2. Запиши слова в два столбика:

1) слова с пропущенной буквой ё;

2) слова с пропущенной буквой о.

Ш..лк, ш..фёр, ч..рный, ш..ссе, реш..тка, уч..ба, ш..в, ш..рты.

Вариант II

1. Найди в тексте диктанта и запиши три слова с орфограммой «Буквы о, ё после шипящих в корне слова».

2. Запиши слова в два столбика:

1) слова с пропущенной буквой и;

2) слова с пропущенной буквой ы.

Ц..фра,  ц..пленок,  станц..я,  традиц..я, ц..ган, ц..рк, (царские) дворц.., (пушистые) зайц…

2. Списывание

Вариант I

Спиши текст, графически объясни правописание выделенных букв.

Приближалось ненастье. Все стихло. Замолкли лесные певцы, замерли деревья. Резкий порыв ветра нарушил тишину. Прогремел гром. Возвестил во все концы земли о начале грозы. Затрепетали под дождем листья акации. Прижались к земле длинные стебли нарциссов. Смешной мокрый цыпленок испуганно метался по двору. Воробьи взъерошили перышки и уселись на жердочке под крышей. Дождь рисовал циркулем круги на лужах. (57 слов.)

Вариант II

Найди пять орфографических ошибок и спиши текст в исправленном виде.

Соловьи

Соловьи прилитают весной и радуют нас чудесным пением. Первыми прилетают самци. Они приманивают самочек и поют всю ночь напролет. В это время опытные ловцы могут легко их поймать. Но теперь не держат соловьев в клетках. Раньше талантливые певцы очень цинились. За хорошего соловья купцы платили тысячу рублей.

Теперь я хожу слушать соловьев в рощю. Как прекрастно они поют на восходе солнца! (62 слова.)

(По И. Соколову-Микитову.)

3. Диктант (итоговый)

кормушка

Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку, насыпали хлебных крошек и повесили ее на березу. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала.

К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березы сели прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие. Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей.

(60 слов.)

Орфографическое задание

Вариант I

1. Подчеркни в тексте предложение с однородными членами, которое соответствует схеме:

2. Запиши слова в три столбика:

1) слова с орфограммой в приставке;

2) слова с орфограммой в корне;

3) слова с орфограммой в суффиксе.

Полеты, поляна, звездный, ключик, жучок, шелк, подъем, отставил, сказка, зайчонок.

Вариант II

1. Подчеркни в тексте предложение с однородными членами, которое соответствует схеме:

2. Запиши слова в три столбика:

1) слова с орфограммой в приставке;

2) слова с орфограммой в корне;

3) слова с орфограммой в суффиксе.

Помыл, зимой, вкусный, замочек, мышонок, шорты, подъехал, отклеил, пробка, бычок.



Предварительный просмотр:

контрольная работа к урокам Блока
«Как устроен наш язык»

1. Запишите слова, исключая лишнее слово.

I  вариант

II  вариант

III  вариант

гость

весть

съесть

месть

крепкий

громкий

короткий

санаторий

средний

гербарий

ранний

дальний

2. Из данного списка слов выпишите только

I  вариант –  имена существительные, которые изменяются по числам.

II  вариант –  имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.

III  вариант –  имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.

Трудность, железо, грабли, облако, ловкость, шахматы, Москва, втекло, сливки.

3. Выпишите слова, которые стоят

I  вариант –  в именительном и дательном падежах.

II  вариант –  в родительном и творительном падежах.

III  вариант –  в винительном и предложном падежах.

Природа, без дождей, на пристань, к детям, под деревьями, на озерах.

4. Спиши только те сочетания слов, в которых неверно определен падеж имен существительных.

I  вариант:                иду по берегу (В. п.),

                                гуляю по улице (Д. п.),

                                летел над лесом (Т. п.).

II  вариант:                шелест ветра (В. п.),

                                идем через лес (В. п.),

                                слушать сказку (В. п.).

III  вариант:                взять со стола (Р. п.),

                                стакан с водой (Т. п.),

                                болеет с осени (П. п.).

5. Выпишите имена существительные, которые относятся

I  вариант –  к 1-му склонению.

II  вариант –  к 3-му склонению.

III  вариант –  ко 2-му склонению.

Пустыня, здание, скатерть, шоссе, семья, осень, слово, метро, улица, гвоздь, лошадь.

6 (по желанию). Подчеркни члены предложения и определи известные тебе части речи.

I  вариант: Младшая сестра учится в музыкальной школе.

II  вариант: По ночам холодом дышит звездное небо.

III  вариант: Он зайдет в спортивный зал после уроков.



Предварительный просмотр:

контрольная работа к урокам Блока
«Правописание»

1. Диктант.

Весной

Ночь. Я один на болоте в шалаше из еловых веток. Сижу и ружье свое обнимаю. Кругом все черно. Трудно понять, где небо, где земля.

И тут наступило удивительное время. Слышны разные голоса, шорохи. Вот журавли проснулись. А вот кто-то крыльями свистит. Просвистели крылья и замолкли.

И вдруг прямо около меня сел тетерев и черный хвост свой развернул. Посидел несколько минут, а потом запрыгал и побежал куда-то маленькими шажками. Только его и видели!

Выделенные места проговариваются учителем четко.

2. Словарный диктант.

Библиотека, аптека, ботинки, фамилия, сапог, профессия, погода, метро, лучше, лагерь, лимон, костюм, конечно, галерея, вокруг, животное, восток, запад, шелест, территория, здесь, тарелка.

3. Самостоятельная работа.

Допиши окончания.

В кроват.. – в кроватк..,  о мам.. – о матер..,  для мышк.. – для  мыш.., к ел.. – к ёлк.., у пап.. – у отц.., к дед... – к дедушк.., про сын.. – про сынишк…



Предварительный просмотр:

Памятки

                                     

 

                                        

Алфавит

в русском алфавите 33 буквы:   10 гласных,    21 согласная,  2 буквы – ъ и ь – не обозначают звуков

                                     лента букв

   

гласные

 

парные согласные

    

непарные согласные

   

 

э  

о  

у  

А  

ы 

з
в
о
к
и
е  

б

в

г

д

з

ж

м 

л 

р 

н 

й 

 

 

 

 

ъ 

е

Ё

ю

я

и

г
л

у
х
и

е

п

ф

к

т

с

ж

 

 

 

 

 

х 

ц 

ч 

щ 

ь

 

гласные звуки

  

 

1) их 6:  [а], [о], [э],  [и], [ы], [у]           

2) только из голоса, шума нет

3) ударный или безударный

4) образуют слоги

                     

вывод:     

сколько в слове гласных звуков, столько и слогов: у – гол (2 гласных – 2 слога)

в ударной позиции гласные произносятся чётко и ясно, а в безударной позиции подвергаются изменениям:

безударная гласная о обозначает звук, близкий к [А]: молоко - [малако];

безударные гласные е, я обозначают звук, близкий к [и]: пятак- [п?итак], весна- [в?исна];

после шипящих ж, ш мы произносим и слышим [ы], а не [и]: ширина - [шыр?ина]

 

  гласные                               «хитрые»

буквы  – звуки                    гласные буквы      

А -   [А]                                          е –  [й?]          Ё - [й?]    

я -   [А]                                                [э]               [о]     

о -   [о]

Ё -   [о]                                          ю - [й?]            я - [й?]

э -   [э]                                                [у]                    [А]

е -   [э]  

у -   [у]                               1. в начале слова– якорь  

ю -  [у]                                2. в середине слова                 

ы -   [ы]                                  * после разделительных  ъ и ь знаков –

и -   [и]                                        подъём, семью

10 - [6]                                  * после гласной буквы – весёлая, поём

                                 

   

  

транскрипция – запись звучания речи.

       транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:

       [й?] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й?ош];

       [?] – обозначение мягкости согласного : пел - [п?э л];

 

       [? ] – обозначение долгого согласного: ссора – [с о р а].

 

 

       способы обозначения звука [щ?]:

 

 щавель - [щ?ив?эл?];                                                     

 

     счёты - [щ?оты];                                                                              

 

     возчик - [вощ?ик?];                                                        

     мужчина - [мущ?ина].                                                   

 

       способы обозначения звука [ц]:

   цирк - [цырк];                                                                 

   купаться - [купаца];                                                                            

     дерётся - [д?ир?оца]    

 

                                                  

   Возьмите на заметку! 

 

1. звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются:

                                  гриб -  [гр?ип], сказка - [скаска].

 

2. глухие согласные перед звонкими озванчиваются: сбить - [зб?ит?].

       

3. мягкость согласных обозначается буквами е, Ё, ю, я, и, ь:

                                    сельский - [с?эл?ск?ий?].

       

4. по нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся:

                      чувство - [ч?уства], сердце - [с?эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный?].

 

5.  запомните! все глухие согласные есть во фразе:

                            стёпка, хочешь щец? – факт, хочу!



Предварительный просмотр:

Текст для проверки скорости чтения вслух

 

 

Валентина Осеева

 Кто хозяин?

 

Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

– Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!

– Нет, моя, – сердился Ваня, – я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

– Моя! Моя! – кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

– Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

– Чья собака? – сердито закричал он.

– Моя, – сказал Коля.

Ваня молчал.

 

  Вопросы и задания

1. Из-за чего ссорились мальчики?
2. Кто напал на Жука в лесу?
3. Чем закончился спор?

  

Лев Толстой

Две мыши

 

Пришла важная мышь из города к простой мыши. Простая мышь жила в поле и дала своей гостье, что было, гороха и пшеницы. Важная мышь погрызла и сказала:

– Оттого ты и худа, что житьё твоё бедное. Приходи ко мне, посмотри, как мы живём.

Вот пришла простая мышь в гости. Дождались под полом ночи. Люди поели и ушли. Важная мышь вывела из щели свою гостью в горницу, и обе влезли на стол. Простая мышь никогда не видала такой еды и не знала, за что взяться. Она сказала:

– Твоя правда: наше житьё плохое. Я перейду тоже в город жить.
Только она сказала это, затрясся стол, и в дверь вошёл человек 
со свечкой и стал ловить мышей.

– Нет, – говорит полевая мышь, – моё житьё в поле лучше. Хоть у меня сладкой еды и нет, да зато я и страха такого не знаю.

  

Вопросы и задания

1. Чем угощала простая мышь важную?
2. Почему простая мышь решила перейти жить в город?
3. Где осталась жить простая мышь и почему?



Предварительный просмотр:

Упражнения для развития фонематического слуха

 

     В этом разделе описаны упражнения, используя которые вы поможете ребенку овладеть навыками звукового анализа слов, разовьёте у него способность без ошибок различать звуки на слух и чётко представлять звуковой облик слова. Вы можете сами придумать дополнительно подобные упражнения.

 

Упражнение № 1. «Назови слова»

(Для развития слуховой дифференцировки)

Задание № 1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.)..

Задание № 2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т .д.).

Задание № 3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

 

Упражнение № 2. «Хлоп-хлюп»

(Обучение звуковому анализу слова)

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания:

1.  «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши.

    Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

    Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь,липа, лампа, речка, волосы и т.д.

2.  «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г — хлопни 2 раза».

    Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

    Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

    Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

 

Упражнение № 3. «Играем со словом»

(Обучение звуковому облику слова)

Задание № 1. «Придумай слова, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол» и т.д..

Задание № 2. «Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.».

Задание № 3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д..

Задание № 4. «Какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковер», «ракушка», «туча» и т.д.) стоит вторым, четвертым, первым, третьим?».

 

Упражнение № 4. «Путаница»

«Послушай внимательно стихотворение.

 

  Кто на дереве сидит? Кит.

  В океане кто плывет? Кот. 

  В огороде что растет? Рак.

  Под водою кто живет? Мак.

  Перепутались слова!

  Я командую «раз-два»

  И приказываю вам

  Всех расставить по местам».

     Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?

      Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное — подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

 

Упражнение № 5. «Придумай новое слово»

Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нём второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом — дым.

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

 

Упражнение № 6. «Длиннее-короче»

Задание: «Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово — это не вещь. Вот, например, слово «нос». Его можно сказать, а можно написать — но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать.

Слова для сравнения: стол — столик, карандаш — карандашик, усики — усы, пес — собака, хвост — хвостик, змея — змейка, червяк — червячок.

 

 

Упражнения для развития словарного запаса

 

   Предлагаемые ниже упражнения помогут вам пополнить объем словарного запаса у ребенка за счет усвоения новых слов и их значений: смысловых и эмоциональных оттенков, переносного значения слов и словосочетаний. Работая над словарем, обращайтесь не только к активному речевому запасу (тем словам, которые ребенок постоянно использует), но и пассивному (т.е. к тем словам, которые хранятся в памяти). Стимулируйте его к употреблению в речи слов, которые он знает, но использует редко. Занимайтесь расширением словарного запаса вне занятий: на улице, во время игры, просмотра телепередач и т.д., привлекая внимание ребенка к новым незнакомым словам и объясняя их значение. Помните, что расширение словаря - ежедневная, постоянная работа, которая длится у человека всю жизнь.

 

Упражнение № 1. «Игра в слова»

Задание № 1. «Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты» (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

Вы можете проводить это упражнение в виде соревнования: «Кто назовет как можно больше слов, обозначающих фрукты и т.д.?»

 

Задание № 2. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать,. что этот предмет может делать».

Мотель — метет, а гром — ...,

ветер — ..., а снег — ...,

дождь — ..., а солнце — ...

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: «А что еще делает солнце,  оно ведь не только светит?» Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

 

Упражнение № 3. «Признак»

Задание № 1. «Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?»

железо —________________________

бумага —________________________

дерево —________________________

снег —__________________________

пух - ___________________________

стекло —________________________

 

Задание № 2. «Назови другой предмет, такой же белый, как и снег».

(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня.)

 

Задание № 3. «Сравни:

по вкусу — лимон и мед, лук и яблоко;

по цвету — гвоздику и ромашку, грушу и сливу;

по прочности — веревку и нитку, камень и глину;

по ширине — дорогу и тропинку, речку и ручей;

по высоте — куст и дерево, гору я холм».

 

Упражнение № 4. «Угадайка»

 Задание: «Отгадай загадку:

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит —

Сядет и укусит.          (комар)

 

Круглый, полосатый,

С огорода взятый.

Сахарный и алый стал —

Кушайте, пожалуйста.        (арбуз)

 

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это».

 

Упражнение № 5. «Слова-приятели»

(Упражнение на синонимы)

 

Задание № 1.  «Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный) «Ценный — это какой? Жесткий — это какой?»

Задание № 2. «Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?

Задание № 3. «Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?

Грустный, печальный, унылый, глубокий

Храбрый, звонкий, смелый, отважный

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий

Крепкий, далекий, прочный, надежный

 

ВНИМАНИЕ!!! В книжных магазинах продаются словари синонимов, антонимов. Также данные словари можно взять в школьной и городской библиотеках.

 

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

 

Упражнение № 6. «Слова-неприятели»

 (Упражнение на антонимы)

Задание: Скажи наоборот:

 

холодный        чистый       твердый        толстый

тупой             мокрый       старший       светлый

просторный     враг           верх            проиграть

поднять          день           утро            весна

зима              завтра         рано           близко

низко             редко          медленно    радостно

темно             сел             взял           нашел

шбыл              уронил        насорил      выпрямил

легкий            высокий      больной

 

Упражнение № 7. «Один и много»

(Изменение слов по числам)

 

Задание № 1. «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а ты должен сказать «карандаши».

книга           ручка          лампа        стол          окно

город          стул             ухо           брат          флаг

ребенок       человек       стекло      трактор     озеро

имя              весна          друг          семя         арбуз

 

Задание № 2. «А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты — один».

когти        облака      воины           листья

цветы       пилы         молодцы     стебли

 

Упражнение № 8. «Уменьшение»

Задание: «Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч — это мячик, а маленький стол — ...?»

 

трава   рука        плечо     солнце   банка

стул     книга      флаг       чашка     шапка

 

Упражнение № 9. «Закончи слово»

Задание: «Отгадай, какое слово я хочу сказать? По...» (Подушка)

Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че, и т.п.

 

Упражнение № 10. «Объясни слово»

Задание: «Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?»

нож        шляпа                мяч                письмо

зонтик    подушка           гвоздь          осел

мех         алмаз                соединить    лопата

меч         неприятность  храбрый       стихотворение

герой     азартная игра

Цель этого упражнения — научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.