Программа по экологическому воспитанию

Буянкина Наталья Михайловна

Переход от пассивных образовательных и пропагандистских мероприятий к активным природоохранным действиям с привлечением все большего числа молодежи, особенно детей, является требованием нынешнего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_po_ekolog_vospitaniyu.doc205 КБ
Microsoft Office document icon progr_po_ekolog_vospitaniyu.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по экологическому воспитанию школьников

                

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —

значит, пересесть из него просто некуда.

Антуан де Сент-Экзюпери 

  1. Введение

О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее, ведь всё в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Из опасного противника, которым она была на заре цивилизации, природа превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства. Поэтому важно экологическую культуру воспитывать с самого раннего детства, то есть воздействовать ни сколько на сознание детей, а на подсознание. Вряд ли можно найти много желающих “экообразовываться”, а вот слушать сказки, легенды, отгадывать загадки, уметь видеть мир глазами цветов, фантазировать на тему: «О чём думает любимая собака или кошка». Это любит делать почти каждый ребёнок. Эковоспитание должно опираться на эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Её надо не только понять умом, но и возлюбить душой, то есть идти от экологии души – к экологии пространства.        

Сегодняшняя, всё усложняющаяся социальная, экономическая, нравственная атмосфера требует глубокого переосмысления школьных программ и отражения в воспитательно-образовательном процессе вопросов экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе. Экологическое образование начинается с внимательного взгляда каждого из нас на окружающий мир, со стремления глубже узнать его, понять своё место в нём и свою ответственность перед ним. Формирование экологической ответственности должно стать этической нормой. Есть два пути формирования экологического сознания (экологизации):

1 - иррациональный (получение неосознаваемых эмоциональных впечатлений – действие на подсознание, т.е. через чувства).

2 - рациональный (через убеждение - действие на сознание человека), меняющий самого человека, его мировоззрение, поведение и ведущий к становлению нового типа культуры –   культуры экологической.

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования. Наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом – экологизацией всего образовательного учреждения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.  

      На занятиях учащиеся занимаются изучением воды, воздуха, почвы в посёлке, на пришкольной территории и экологической тропе, проложенной в близлежащем лесном массиве. Информация, собранная  для проектов, имеет социальную значимость, акции, проводимые учащимися  с привлечением волонтёров, имеют практическую направленность. А как увлекают детей экскурсии в природу! Важно чтобы дети увидели и почувствовали красоту природы, задумались о роли человека.

Работа по экологическому воспитанию и образованию не должна ограничиваться рамками кружка. Важно информировать как можно больше людей: учащихся школы, педагогов, родителей, общественные организации. Ребята проводят социологические опросы жителей города, выпускают агитационные листки, делятся опытом работы на научно-практических конференциях исследовательских и проектных работ учащихся муниципального  и республиканского уровня.

      Таким образом мы можем сказать, что в школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.

       В соответствии с Концепцией развития школы формирование у учащихся экологической культуры занимает центральное место в воспитательной системе. Она складывается из ответственного отношения:

  • к природе (экология природы),
  •  к себе как составной части природы (экология здоровья),
  •  к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

        Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.

  1. Актуальность Программы

      XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Следовательно, стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учётом идеи гуманизации и экологизации.

Актуальность данной темы проекта основывается на сложившейся экологической ситуации нашего региона:

  • Нерациональное расположение промышленной, жилой, коммунальной, природной зон;
  • Увеличение числа людей с функциональными и хроническими заболеваниями;
  • Низкая экологическая культура населения.

Экологические знания, в виде теории, полученные на уроках и внеклассных занятиях, не всегда становятся социально значимыми и востребованными в практической жизни. Поэтому в нашей школе, в рамках культурно-образовательного центра, наряду с теоретическими занятиями проводятся практикумы. Экологическая деятельность учащихся даёт положительные результаты сразу в двух направлениях: в воспитании и образовании и в оздоровлении природной среды и самих учащихся.

Переход от пассивных образовательных и пропагандистских мероприятий к активным природоохранным действиям с привлечением всё большего числа молодёжи, особенно детей, является требованием нынешнего времени.

III. Цель и задачи Программы

Цель: 

Формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.

Задачи:

  • Воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
  • Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
  • Активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
  • Организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной  школе;
  • Формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
  • Содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьник;
  • Усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
  • Вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума.

Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам: начальной (I-IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (X-XI классы) школы.  

Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

Начальная школа (младшие школьники 1-4 классы):

У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (город, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.

Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

Основная школа (подростки 5-9 классы; старшеклассники 10-11 классы):

          Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.

Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акции «Чистый двор – школьный двор», походы и рейды).

IV. Принципы Программы:

    Принцип прогностичности предполагает формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции в общественной деятельности людей – повседневной заботы каждого о сохранении природной среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений. Принцип прогностичности ориентирует педагога на ознакомление учащихся с возможными видами будущего состояния природной среды, с экологически целесообразными нормами отношения человека и общества к природе, со взглядами и мнениями людей, которые своей практической деятельностью изменяют окружающую природную среду. Для того чтобы усилить доказанность экологических прогнозов или возможности тех или иных изменений в окружающей природной среде, необходимо не только теоретически знакомить учащихся с конечными выводами науки, но и целенаправленно вовлекать их в доступные для них способы научного исследования.

Принцип системной дифференциации является одним из «новых» общепедагогических принципов экологического образования, вытекающих из современного нейрофизиологического и психолого-педагогического знания.

Реализация принципа системной дифференциации представляет соответствующие требования к отбору содержания, форм и методов экологического образования, к построению логики и технологии осуществления педагогически грамотного и научно обоснованного процесса формирования у школьников ответственного отношения к окружающей среде. Важнейшими из этих требований являются:

1) Обучение охране окружающей среды должно начинаться с усвоения школьниками знаний, имеющих обобщенный, принципиально теоретический характер.

 2) Обучение экологии следует ориентировать на выявление и первоочередное раскрытие совокупности немногих базовых, генетически исходных и всеобщих отношений, определяющих содержание и структуры современного экологического образования.

3) Обучение экологии должно обеспечивать не только усвоение школьниками основных теоретических положений экологической науки, но и умение конкретизировать эти положения множеством частных эмпирических знаний и умений.

Принцип системной дифференциации открывает новые пути и подходы в решении чрезвычайно актуальной проблемы экологического образования школьников .

Принцип целенаправленности  предполагает воспитание подлинно хозяйственного отношения к природе.

При выработке и пересмотре решений не существует такой вещи, как единственная простая цель. Исходная цель решения проблемы сохраняется только в начальной фазе. При творческом рассмотрении сути дела на поверхность всплывают многие другие (и более крупные) цели.

Процесс расширения целей, начинающийся с исходной формулировки проблемы, ставит под сомнение посылки и ограничения, привносимые в проблему. Позволяя принципу целенаправленности увлечь себя в расширенное поле целей, вы открываете дверь многим возможным решениям.

            Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности младших школьников. Иными словами, интеграция как процесс и результат объединения знаний, способов познания и деятельности содействует целостному восприятию окружающего мира, сознанию роли и места человека в системе мировоззрения и характера его деятельности в социоприродной среде.

Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития.
        Природосообразность - это  принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребёнка.

V.   Научно-методическое и организационно-управленческое  

        сопровождение  Программы, обеспечивающие и  

        предполагающие следующие    направления:

  • Изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента;

  • Введение основ экологического образования в программы всех школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства (введения эколого-краеведческих компонентов);

  • Совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;

  • Разработка комплекса учебных программ, определяющих экологическое образование учащихся (учебные предметы и междисциплинарные курсы);

  • Разработка курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;

  • Осуществление отбора и подготовку одаренных и мотивированных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;

  • Разработка  программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).

VI. Умения и навыки.

К общим умениям относятся:

-  оценка состояния окружающей среды;

-  соблюдение норм поведения в природе, уход за природным окружением;

-  пропаганда идеи охраны природы;

-  владение методикой проведения самостоятельного исследования, наблюдения, определение объектов и явлений в природной среде

-  оценка роли и места антропогенного фактора в природных сообществах, а также состояния окружающей среды под его воздействием, прогнозирование возможных изменений в окружающей среде при избранном варианте поступка;

-  соблюдение правил сбора растений и их плодов, грибов;

-  обращение с огнем в походах;

-  умение выращивать растения, предотвращать разрушение почв.

К навыкам относятся:

-  проведение простейших землеизмерительных работ, взятие проб;

-  проведение словесного описания характерных признаков объекта или явления, установление связи вида с факторами среды, а также взаимосвязи между особыми вида, определение состояния объекта;

-  определение признаков загрязнения;

-  определение видов собираемых растений;

-  проведение таких мероприятий, как выкапывание, транспортировка высаживание растений, определение мест возможной эрозии почв, комплекс возможных мероприятий по защите почв и др.

VII. Прогнозируемый результат Программы

  • Сотрудничество: ШКОЛА - ДЕТИ;
  • Повысится уровень знаний, экологической культуры родителей и учащихся;
  • Профилактика беспризорности и безнадзорности среди учащихся;
  • Формирование ЗОЖ;
  • Повышение самооценки детей;
  • Улучшение отношений между детьми внутри классов;
  • Формирование единых  экологических правил;
  • Активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы.

      Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36»  г. Саранска, обладающего экологической культурой.

                                   Модель выпускника

VIII. Содержание Программы

Педагоги школы, нацеленные на экологическое образование и воспитание учащихся, активно включают в свои программы биолого-экологическую составляющую.

Это позволяет реализовывать экологическое образование и воспитание учащихся в следующих формах:

- предметная – на уроках естественных наук;

- межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;

- метопредметная – взаимосвязь с другими предметами жизнью, формирование типов учебных действий, направленных на организацию работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать, оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение.

- внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:

- классные и библиотечные часы;

- экологическая работа в системе ДО;

- исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;

- экологические праздники и мероприятия;

- лекторская работа -  педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;

- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;

- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;

- походы и экскурсии;

- встречи и беседы с учеными, экологами.

Воспитание экологического мировоззрения проходит через все структуры  учебно-воспитательного процесса:

-  семейное воспитание;

- общественное воздействие;

- просвещение;

- исследовательская работа;

- акции;

-экологические месячники, недели;

- олимпиады;

 - конференции;

- родительские собрания (классные, общешкольные);

- пришкольный участок;

 - праздники;

- вечера;

- социально-значимые проекты,  исследования.

          Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, экологических исследований, экологических акций, операций, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в планирование введены  практические работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.  Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к  природе.

Направления экологизации образовательного процесса:

1.      Проектно-исследовательское

2.      Эколого-валеологическое

3.      Эколого-трудовое  

4.      Экологическое мировоззрение и культура            

Система экологического воспитания и образования в школе: 

Учебный процесс        

Воспитательная работа        

Дополнительное образование

Подходы к экологизации образования:

- Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.

- Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.

- Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).

- Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой.

- Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.

Планирование работы по экологизации  образовательного  процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.

Ведущие технологии развивающего обучения и воспитания учащихся, методы и методические приемы:

 

 ИКТ

«Дебаты»

Критическое мышление

ТРИЗ

Блочно-модульное обучение

Проблемно-развивающее обучение

Виртуальное проектирование и научное исследование

Уровневая дифференциация

Использование учебной карты, интеллектуальный марафон

Деловые, ролевые и дидактические игры, конкурсы, турниры         

Нетрадиционная лекция         

Творческие мастерские

Пресс-конференция, устный журнал, аукцион,  панорама.

Уроки-тренинги, тестирование, предметное лото.

Музыкально-литературный салон, экспедиции.

Анализ современной литературы показывает, что наиболее актуальны сегодня проблемы развития самостоятельности и творчества учащихся. В связи с этим встает проблема максимальной реализации группы поисковых, проектных и исследовательских  методов. Наиболее эффективными являются практические знания, которые строятся так, чтобы для ребенка это был постоянный процесс поиска решений и преодоления проблем. Такой подход развивает мыслительные способности (умение сравнивать, анализировать, делать выводы), а нестандартность вызывает интерес к экологии, что в свою очередь повышает качество усвоения материала.

                 Кратко идею Программы можно выразить так: творческие способности личности, креативность можно развить, а творческую интеллектуальную деятельность можно сделать привлекательной для большинства школьников.

Основные  формы обучения:

Рассказ, диалог, беседа, практические исследования, лекции, семинары, проблемные и игровые уроки, деловые игры, исследовательские и социально-значимые проекты, решение экологических задач и экологических ситуаций, экскурсии.

Программа экологического воспитания школьников МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36» включает следующие   направления учебно-воспитательной деятельности:

- «Экология природы»,         

- «Экология здоровья»,    

- «Экология души».

Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.

Направление «Экология природы»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

Подросток
(5–9 классы)

Старшеклассник
(10-11 классы)

Цель:

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Задачи:

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации.

Общешкольные творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности.
Природоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зеленая красавица», «Чистый микрорайон».
Тематические линейки «День птиц», «День воды», «День Земли».
Конкурс экологических сказок.
Конкурс экологических агитбригад.

Формы работы с классом

Общение с природой

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы.

Выезды на природу с маршрутными наблюдениями.  Исследования пришкольной территории. Обследование флоры и фауны местной территории.

Экологический мониторинг. Выращивание на
пришкольном участке декоративных растений. Научно-исследовательская деятельность.

Экологические игры

Загадки природы. «Осторожно, их осталось  мало!»

Лесная аптека.

Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы.

Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников.

Экологические проекты 

Разведка прекрасного и удивительного. Зеленый класс. «Жалобная книга природы».

Экологическая почта. «Не проходите мимо!» Красная книга Мордовии. «Чистый двор - школьный двор».

Экологический паспорт

Экология  реки. Разработка экологических троп.

Классные часы, беседы 

«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга Республики Мордовия», «Деревья разные бывают», «Памятники животным».

«Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение».

Работа с семьей

Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе»
Экологические акции «Чистый микрорайон», «Мой экодом», «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе».

Заповеди

Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Направление «Экология здоровья»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

Подросток
(5–9 классы)

Старшеклассник
(10–11 классы)

Цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи

Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда.

Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций

Общешкольные творческие дела

Спартакиада школьников.
Малые школьные Олимпийские игры (1 раз в 4 года).
Дни здоровья.
Организация дежурства в классе и в школе.
Трудовые десанты.
Работа по благоустройству школы и ее территории.

Формы работы с классом

Ведение валеологических карт,  книги классных спортивных рекордов.
Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей»

Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе («Бизон»). Подвижные игры на переменах. «Веселые старты».

Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры. Игра «Азимут».

Тренинги «Сам себе психолог».  Вечер физкультуры и спорта. Военизированные и спортивно-развлекательные игры. Организация работы летних трудовых бригад.

Классные часы, беседы

«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?»

«Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит».

«Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?

Деятельность

дополнительного образования

Спортивные секции: футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика.
Кружки: Юные инспекторы дорожного движения.

 Спортивная мозаика.

Фестиваль спортивной песни. Туристско-спортивный праздник.
Тематические занятия: «Спортивные достижения нашей школы», «Выпускники школы – спортсмены» и др.
Видеолекторий: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Киножурнал «Ералаш» о здоровье» и др.

Работа с семьей

Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология».
Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Походы выходного дня.

Заповеди

Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.

Предполагаемый результат

Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях.

Направление «Экология души»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

Подросток
(5–9 классы)

Старшеклассник
(10–11 классы)

Цель

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника

Задачи

Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.

Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире.

Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души».

Общешкольные творческие дела

Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады.  Фестиваль детского творчества «Звездопад».
Конкурсы «Школьное созвездие», «Рассвет Победы». Праздник «За честь школы».  Деятельность органов детского самоуправления.

Формы работы с классом

Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акции доброты и милосердия «Детский дом – теплый дом!».

Классные часы, беседы. 

«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Слово о родном крае».

«Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши читательские интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», встречи с интересными людьми.

«Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и  ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», творческие гостиные.

Деятельность  

дополнительного образования

Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления. Концертные программы к различным праздникам. Выставка «Город мастеров».
Экскурсии; поисковая работа; встречи с ветеранами, с интересными людьми; музейные уроки и тематические занятия  «Наши истоки», «Выпускники школы – защитники Отечества», «Учителями славится Россия» и др.
Видеолекторий: «Люблю тебя, мой край родной», «На экране герои былин» и др., просмотр и обсуждение фильмов нравственно-этической проблематики.
Научное общество учащихся « Олимп »: интеллектуальные игры, предметные олимпиады, научно-практическая конференция.

Танцевальный коллектив «Юность».

Работа с семьей

Открытые занятия кружков и секций. «Школьный день вместе».
Помощь в организации и проведении праздников. Совместная организация клубной деятельности. Посещение театра, выставок. Поисковая работа  о истории школы.

Заповеди

Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их!  Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе.

Предполагаемый результат

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.
Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.

IX.   Мониторинг

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле,  к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде,  оказать помощь природе.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ п/п.

Мероприятие

Сроки исполнения

Ответственные

Ожидаемый результат

1

Проведение совместных заседаний педагогического совета и Экологического Совета школы по совместному планированию работы на учебный год

Август

Директор школы

Утверждение плана работы на текущий год

2

Заседания Совета по реализации Программы в текущем учебном году и организации различных мероприятий

1 раз в полугодие

Председатель Совета

Анализ реализации и коррекция плана работы  

3

Разработка учебных программ и отдельных уроков с экологической направленностью

ежегодно

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Экологическое образование школьников

4

Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметные недели

ежегодно

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Развитие и углубление экологических интересов школьников

        5

Закрепление в практике работы классных руководителей развития у детей культуры их взаимоотношений с окружающей средой (экологические программы, проекты, отдельные мероприятия)

ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе

Систематическая экологическая работа, развивающая правильное мировоззрение учащихся

6

Углубление и развитие экологической составляющей в работе школьных ДО

ежегодно

при планировании работы ДО

Заместитель директора по воспитательной работе, руководители ДО

Развитие навыков прикладной экологии (поделки, практическая помощь в проведении экологических акций и мероприятий)

7

Исследовательская деятельность учащихся, направляемая педагогами школы (урочная, в системе ДО школы)

Согласно планам работы

Заместитель директора по учебной части, заместитель директора по воспитательной работе

Реализация исследовательских проектов, участие в конкурсах и конференциях

8

Организация и проведение разнообразных экологических праздников и мероприятий:

- День птиц

- празднование экологических дат

- познавательные и тематические экосборы;

- конкурсные программы,

-КВНы,

-викторины

- встречи и беседы с интересными людьми (учеными-биологами,  инспекторами по охране природы и т.п.)

ежегодно

Зам. директора по ВР, классные руководители, руководители ДО, воспитатели ГПД

Реализация плана экологической работы школы

9

Участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах разных уровней

ежегодно

Учителя-предметники, руководители ДО

Реализация экологических проектов, призовое участие школьников в конкурсных программах

10

Практическая реализация экологической работы: экологические рейды, субботники, природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичий дом», «Чистые берега»), походы и экскурсии юных экологов.

ежегодно

Зам. директора по ВР,  руководители ДО

Практическая помощь окружающей природе

11

Здоровьесберегающая составляющая экологического воспитания:

 «Велосипед – экологический транспорт»;

- школьная спартакиада «В здоровом теле  -…»

ежегодно

Зам. директора по ВР, преподаватели физкультуры и ОБЖ

Развитие у детей навыков здоровьесбережения  и правильного отношения к экологии собственного тела.

12

Комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»:

-реализация программы по благоустройству пришкольной территории;

-озеленение школы и учебных кабинетов;

-уход за обелисками Победы

ежегодно

Зам. директора. по ВР, заведующий пришкольным учебно-опытным участком

Создание в школе, вокруг нее, благоприятной экологической обстановки

13

Установление и укрепление связей с другими экологическими организациями

постоянно

Члены экологического Совета школы

Установление разностороннего взаимодействия с другими экологическими организациями

14

Проведение школьной экологической конференции

Март текущего года

Зам. директора по ВР

Подведение итогов экологической работы в текущем году

15

Подбор материалов и оформление в сети Интернет сайта нашей школы. Оформление на нем экологической страницы

Первое полугодие 2013г.

Члены экологического Совета школы

Освещение деятельности наше школьной экологической организации, полезные знакомства, взаимодействие

16

Регулярное освещение о результатах работы на школьном сайте

Регулярно

Члены экологического Совета школы

Позитивная реклама экологической работы нашей школы

17

Обмен опытом работы на МО классных руководителей по проблеме экологического воспитания школьников

Ежегодно

Зам. директора по ВР

Наработка методических приемов и навыков экологического образования и воспитания школьников

Использованная литература:

1. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч) Авт.-сост.

    С.А.  Цабыбин.- Волгоград: Учитель, 2005.

2. Воспитание = семья +школа. Книга для педагогов и родителей. Серия

    «Семья + школа». Выпуск 1. – Нижний Новгород, ООО  «Педагогические

    технологии», 2002.

3. Классный руководитель  М.: №7, 2006. №3, 2007.

4. Словарь современных форм воспитательной работы // 2001. №10

5. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа.

    5-11 классы.-М.: ВАКО, 2006.

Название мероприятий

Сроки

Кто задействован

Ответственный

1. Организация работы экологической  экспериментальной площадки

Сентябрь

Учителя, учащиеся

 Зам.дир. по ВР.

3. Акция «Жалобная книга природы»

Октябрь

5-7 классы

 Учителя русского языка и литературы, географии, биологии.

4. Акция «Правила поведения в природе»

Октября

1-11 классы

 Учителя русского языка и литературы, ИЗО, географии, биологии.

5. Акция «Птицы»

  • Листовки
  • Кормушки
  • Статья
  • «Домик для птицы»

Ноябрь

Ноябрь

Март – апрель  

1-9классы

Учителя русского языка и литературы, ИЗО, технологии.

Мероприятие «Берегите птиц»

Ноябрь-декабрь

5-7 классы

Педагоги творческой группы

Красная книга Республики Мордовия

Январь

1-9 классы

Учитель биологии

Отображение мероприятий по экологии на страницах школьного сайта

В течение года

Учителя,

5-9 классы

Зам. дир. по УВР,

педагоги организаторы

Акция «Вторая жизнь старых вещей»

Февраль

1-5 классы

Педагоги творческой группы

Научно-исследовательское и социальное проектирование.

В течение года

9-11 классы

Педагоги творческой группы

Открытые уроки.

Открытые классные часы.

( по отд. плану)

В течение года

1-9 классы

Педагоги творческой группы

Акция «Зеленый двор»

В течение года

1-10 классы

Педагоги творческой группы, педагоги организаторы

Оформление рекреации на экологическую тему

В течение года

5-9 классы

 Учитель ИЗО, биологии

Тематические классные часы

Всероссийский урок «Чистая вода»

международный день Земли

22.04

1-11 классы

Классные руководители, библиотека

Акция «Чистый двор»

Март-апрель

1-11 классы

Классные руководители

Экологический двухмесячник

Апрель - май

1-11классы

Руководители МО естественных наук

Подведение итогов работы за год, планы на следующий год

июнь

учителя

Зам.дир. по ВР руководители МО



Предварительный просмотр:

Программа по экологическому воспитанию школьников

                

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —

значит, пересесть из него просто некуда.

Антуан де Сент-Экзюпери 

  1. Введение

О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее, ведь всё в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Из опасного противника, которым она была на заре цивилизации, природа превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства. Поэтому важно экологическую культуру воспитывать с самого раннего детства, то есть воздействовать ни сколько на сознание детей, а на подсознание. Вряд ли можно найти много желающих “экообразовываться”, а вот слушать сказки, легенды, отгадывать загадки, уметь видеть мир глазами цветов, фантазировать на тему: «О чём думает любимая собака или кошка». Это любит делать почти каждый ребёнок. Эковоспитание должно опираться на эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Её надо не только понять умом, но и возлюбить душой, то есть идти от экологии души – к экологии пространства.        

Сегодняшняя, всё усложняющаяся социальная, экономическая, нравственная атмосфера требует глубокого переосмысления школьных программ и отражения в воспитательно-образовательном процессе вопросов экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе. Экологическое образование начинается с внимательного взгляда каждого из нас на окружающий мир, со стремления глубже узнать его, понять своё место в нём и свою ответственность перед ним. Формирование экологической ответственности должно стать этической нормой. Есть два пути формирования экологического сознания (экологизации):

1 - иррациональный (получение неосознаваемых эмоциональных впечатлений – действие на подсознание, т.е. через чувства).

2 - рациональный (через убеждение - действие на сознание человека), меняющий самого человека, его мировоззрение, поведение и ведущий к становлению нового типа культуры –   культуры экологической.

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования. Наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом – экологизацией всего образовательного учреждения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.  

      На занятиях учащиеся занимаются изучением воды, воздуха, почвы в посёлке, на пришкольной территории и экологической тропе, проложенной в близлежащем лесном массиве. Информация, собранная  для проектов, имеет социальную значимость, акции, проводимые учащимися  с привлечением волонтёров, имеют практическую направленность. А как увлекают детей экскурсии в природу! Важно чтобы дети увидели и почувствовали красоту природы, задумались о роли человека.

Работа по экологическому воспитанию и образованию не должна ограничиваться рамками кружка. Важно информировать как можно больше людей: учащихся школы, педагогов, родителей, общественные организации. Ребята проводят социологические опросы жителей города, выпускают агитационные листки, делятся опытом работы на научно-практических конференциях исследовательских и проектных работ учащихся муниципального  и республиканского уровня.

      Таким образом мы можем сказать, что в школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.

       В соответствии с Концепцией развития школы формирование у учащихся экологической культуры занимает центральное место в воспитательной системе. Она складывается из ответственного отношения:

  • к природе (экология природы),
  •  к себе как составной части природы (экология здоровья),
  •  к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

        Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.

  1. Актуальность Программы

      XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Следовательно, стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учётом идеи гуманизации и экологизации.

Актуальность данной темы проекта основывается на сложившейся экологической ситуации нашего региона:

  • Нерациональное расположение промышленной, жилой, коммунальной, природной зон;
  • Увеличение числа людей с функциональными и хроническими заболеваниями;
  • Низкая экологическая культура населения.

Экологические знания, в виде теории, полученные на уроках и внеклассных занятиях, не всегда становятся социально значимыми и востребованными в практической жизни. Поэтому в нашей школе, в рамках культурно-образовательного центра, наряду с теоретическими занятиями проводятся практикумы. Экологическая деятельность учащихся даёт положительные результаты сразу в двух направлениях: в воспитании и образовании и в оздоровлении природной среды и самих учащихся.

Переход от пассивных образовательных и пропагандистских мероприятий к активным природоохранным действиям с привлечением всё большего числа молодёжи, особенно детей, является требованием нынешнего времени.

III. Цель и задачи Программы

Цель: 

Формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.

Задачи:

  • Воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
  • Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
  • Активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
  • Организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной  школе;
  • Формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
  • Содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьник;
  • Усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
  • Вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума.

Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам: начальной (I-IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (X-XI классы) школы.  

Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

Начальная школа (младшие школьники 1-4 классы):

У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (город, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.

Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

Основная школа (подростки 5-9 классы; старшеклассники 10-11 классы):

          Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.

Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акции «Чистый двор – школьный двор», походы и рейды).

IV. Принципы Программы:

    Принцип прогностичности предполагает формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции в общественной деятельности людей – повседневной заботы каждого о сохранении природной среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений. Принцип прогностичности ориентирует педагога на ознакомление учащихся с возможными видами будущего состояния природной среды, с экологически целесообразными нормами отношения человека и общества к природе, со взглядами и мнениями людей, которые своей практической деятельностью изменяют окружающую природную среду. Для того чтобы усилить доказанность экологических прогнозов или возможности тех или иных изменений в окружающей природной среде, необходимо не только теоретически знакомить учащихся с конечными выводами науки, но и целенаправленно вовлекать их в доступные для них способы научного исследования.

Принцип системной дифференциации является одним из «новых» общепедагогических принципов экологического образования, вытекающих из современного нейрофизиологического и психолого-педагогического знания.

Реализация принципа системной дифференциации представляет соответствующие требования к отбору содержания, форм и методов экологического образования, к построению логики и технологии осуществления педагогически грамотного и научно обоснованного процесса формирования у школьников ответственного отношения к окружающей среде. Важнейшими из этих требований являются:

1) Обучение охране окружающей среды должно начинаться с усвоения школьниками знаний, имеющих обобщенный, принципиально теоретический характер.

 2) Обучение экологии следует ориентировать на выявление и первоочередное раскрытие совокупности немногих базовых, генетически исходных и всеобщих отношений, определяющих содержание и структуры современного экологического образования.

3) Обучение экологии должно обеспечивать не только усвоение школьниками основных теоретических положений экологической науки, но и умение конкретизировать эти положения множеством частных эмпирических знаний и умений.

Принцип системной дифференциации открывает новые пути и подходы в решении чрезвычайно актуальной проблемы экологического образования школьников .

Принцип целенаправленности  предполагает воспитание подлинно хозяйственного отношения к природе.

При выработке и пересмотре решений не существует такой вещи, как единственная простая цель. Исходная цель решения проблемы сохраняется только в начальной фазе. При творческом рассмотрении сути дела на поверхность всплывают многие другие (и более крупные) цели.

Процесс расширения целей, начинающийся с исходной формулировки проблемы, ставит под сомнение посылки и ограничения, привносимые в проблему. Позволяя принципу целенаправленности увлечь себя в расширенное поле целей, вы открываете дверь многим возможным решениям.

            Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности младших школьников. Иными словами, интеграция как процесс и результат объединения знаний, способов познания и деятельности содействует целостному восприятию окружающего мира, сознанию роли и места человека в системе мировоззрения и характера его деятельности в социоприродной среде.

Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития.
        Природосообразность - это  принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребёнка.

V.   Научно-методическое и организационно-управленческое  

        сопровождение  Программы, обеспечивающие и  

        предполагающие следующие    направления:

  • Изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента;

  • Введение основ экологического образования в программы всех школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства (введения эколого-краеведческих компонентов);

  • Совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;

  • Разработка комплекса учебных программ, определяющих экологическое образование учащихся (учебные предметы и междисциплинарные курсы);

  • Разработка курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;

  • Осуществление отбора и подготовку одаренных и мотивированных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;

  • Разработка  программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).

VI. Умения и навыки.

К общим умениям относятся:

-  оценка состояния окружающей среды;

-  соблюдение норм поведения в природе, уход за природным окружением;

-  пропаганда идеи охраны природы;

-  владение методикой проведения самостоятельного исследования, наблюдения, определение объектов и явлений в природной среде

-  оценка роли и места антропогенного фактора в природных сообществах, а также состояния окружающей среды под его воздействием, прогнозирование возможных изменений в окружающей среде при избранном варианте поступка;

-  соблюдение правил сбора растений и их плодов, грибов;

-  обращение с огнем в походах;

-  умение выращивать растения, предотвращать разрушение почв.

К навыкам относятся:

-  проведение простейших землеизмерительных работ, взятие проб;

-  проведение словесного описания характерных признаков объекта или явления, установление связи вида с факторами среды, а также взаимосвязи между особыми вида, определение состояния объекта;

-  определение признаков загрязнения;

-  определение видов собираемых растений;

-  проведение таких мероприятий, как выкапывание, транспортировка высаживание растений, определение мест возможной эрозии почв, комплекс возможных мероприятий по защите почв и др.

VII. Прогнозируемый результат Программы

  • Сотрудничество: ШКОЛА - ДЕТИ;
  • Повысится уровень знаний, экологической культуры родителей и учащихся;
  • Профилактика беспризорности и безнадзорности среди учащихся;
  • Формирование ЗОЖ;
  • Повышение самооценки детей;
  • Улучшение отношений между детьми внутри классов;
  • Формирование единых  экологических правил;
  • Активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы.

      Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36»  г. Саранска, обладающего экологической культурой.

                                   Модель выпускника

VIII. Содержание Программы

Педагоги школы, нацеленные на экологическое образование и воспитание учащихся, активно включают в свои программы биолого-экологическую составляющую.

Это позволяет реализовывать экологическое образование и воспитание учащихся в следующих формах:

- предметная – на уроках естественных наук;

- межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;

- метопредметная – взаимосвязь с другими предметами жизнью, формирование типов учебных действий, направленных на организацию работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать, оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение.

- внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:

- классные и библиотечные часы;

- экологическая работа в системе ДО;

- исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;

- экологические праздники и мероприятия;

- лекторская работа -  педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;

- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;

- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;

- походы и экскурсии;

- встречи и беседы с учеными, экологами.

Воспитание экологического мировоззрения проходит через все структуры  учебно-воспитательного процесса:

-  семейное воспитание;

- общественное воздействие;

- просвещение;

- исследовательская работа;

- акции;

-экологические месячники, недели;

- олимпиады;

 - конференции;

- родительские собрания (классные, общешкольные);

- пришкольный участок;

 - праздники;

- вечера;

- социально-значимые проекты,  исследования.

          Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, экологических исследований, экологических акций, операций, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в планирование введены  практические работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.  Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к  природе.

Направления экологизации образовательного процесса:

1.      Проектно-исследовательское

2.      Эколого-валеологическое

3.      Эколого-трудовое  

4.      Экологическое мировоззрение и культура            

Система экологического воспитания и образования в школе: 

Учебный процесс        

Воспитательная работа        

Дополнительное образование

Подходы к экологизации образования:

- Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.

- Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.

- Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).

- Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой.

- Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.

Планирование работы по экологизации  образовательного  процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.

Ведущие технологии развивающего обучения и воспитания учащихся, методы и методические приемы:

 

 ИКТ

«Дебаты»

Критическое мышление

ТРИЗ

Блочно-модульное обучение

Проблемно-развивающее обучение

Виртуальное проектирование и научное исследование

Уровневая дифференциация

Использование учебной карты, интеллектуальный марафон

Деловые, ролевые и дидактические игры, конкурсы, турниры         

Нетрадиционная лекция         

Творческие мастерские

Пресс-конференция, устный журнал, аукцион,  панорама.

Уроки-тренинги, тестирование, предметное лото.

Музыкально-литературный салон, экспедиции.

Анализ современной литературы показывает, что наиболее актуальны сегодня проблемы развития самостоятельности и творчества учащихся. В связи с этим встает проблема максимальной реализации группы поисковых, проектных и исследовательских  методов. Наиболее эффективными являются практические знания, которые строятся так, чтобы для ребенка это был постоянный процесс поиска решений и преодоления проблем. Такой подход развивает мыслительные способности (умение сравнивать, анализировать, делать выводы), а нестандартность вызывает интерес к экологии, что в свою очередь повышает качество усвоения материала.

                 Кратко идею Программы можно выразить так: творческие способности личности, креативность можно развить, а творческую интеллектуальную деятельность можно сделать привлекательной для большинства школьников.

Основные  формы обучения:

Рассказ, диалог, беседа, практические исследования, лекции, семинары, проблемные и игровые уроки, деловые игры, исследовательские и социально-значимые проекты, решение экологических задач и экологических ситуаций, экскурсии.

Программа экологического воспитания школьников МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36» включает следующие   направления учебно-воспитательной деятельности:

- «Экология природы»,         

- «Экология здоровья»,    

- «Экология души».

Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.

Направление «Экология природы»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

Подросток
(5–9 классы)

Старшеклассник
(10-11 классы)

Цель:

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Задачи:

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации.

Общешкольные творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности.
Природоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зеленая красавица», «Чистый микрорайон».
Тематические линейки «День птиц», «День воды», «День Земли».
Конкурс экологических сказок.
Конкурс экологических агитбригад.

Формы работы с классом

Общение с природой

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы.

Выезды на природу с маршрутными наблюдениями.  Исследования пришкольной территории. Обследование флоры и фауны местной территории.

Экологический мониторинг. Выращивание на
пришкольном участке декоративных растений. Научно-исследовательская деятельность.

Экологические игры

Загадки природы. «Осторожно, их осталось  мало!»

Лесная аптека.

Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы.

Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников.

Экологические проекты 

Разведка прекрасного и удивительного. Зеленый класс. «Жалобная книга природы».

Экологическая почта. «Не проходите мимо!» Красная книга Мордовии. «Чистый двор - школьный двор».

Экологический паспорт

Экология  реки. Разработка экологических троп.

Классные часы, беседы 

«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга Республики Мордовия», «Деревья разные бывают», «Памятники животным».

«Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение».

Работа с семьей

Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе»
Экологические акции «Чистый микрорайон», «Мой экодом», «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе».

Заповеди

Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Направление «Экология здоровья»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

Подросток
(5–9 классы)

Старшеклассник
(10–11 классы)

Цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи

Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда.

Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций

Общешкольные творческие дела

Спартакиада школьников.
Малые школьные Олимпийские игры (1 раз в 4 года).
Дни здоровья.
Организация дежурства в классе и в школе.
Трудовые десанты.
Работа по благоустройству школы и ее территории.

Формы работы с классом

Ведение валеологических карт,  книги классных спортивных рекордов.
Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей»

Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе («Бизон»). Подвижные игры на переменах. «Веселые старты».

Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры. Игра «Азимут».

Тренинги «Сам себе психолог».  Вечер физкультуры и спорта. Военизированные и спортивно-развлекательные игры. Организация работы летних трудовых бригад.

Классные часы, беседы

«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?»

«Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит».

«Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?

Деятельность

дополнительного образования

Спортивные секции: футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика.
Кружки: Юные инспекторы дорожного движения.

 Спортивная мозаика.

Фестиваль спортивной песни. Туристско-спортивный праздник.
Тематические занятия: «Спортивные достижения нашей школы», «Выпускники школы – спортсмены» и др.
Видеолекторий: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Киножурнал «Ералаш» о здоровье» и др.

Работа с семьей

Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология».
Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Походы выходного дня.

Заповеди

Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.

Предполагаемый результат

Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях.

Направление «Экология души»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

Подросток
(5–9 классы)

Старшеклассник
(10–11 классы)

Цель

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника

Задачи

Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.

Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире.

Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души».

Общешкольные творческие дела

Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады.  Фестиваль детского творчества «Звездопад».
Конкурсы «Школьное созвездие», «Рассвет Победы». Праздник «За честь школы».  Деятельность органов детского самоуправления.

Формы работы с классом

Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акции доброты и милосердия «Детский дом – теплый дом!».

Классные часы, беседы. 

«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Слово о родном крае».

«Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши читательские интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», встречи с интересными людьми.

«Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и  ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», творческие гостиные.

Деятельность  

дополнительного образования

Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления. Концертные программы к различным праздникам. Выставка «Город мастеров».
Экскурсии; поисковая работа; встречи с ветеранами, с интересными людьми; музейные уроки и тематические занятия  «Наши истоки», «Выпускники школы – защитники Отечества», «Учителями славится Россия» и др.
Видеолекторий: «Люблю тебя, мой край родной», «На экране герои былин» и др., просмотр и обсуждение фильмов нравственно-этической проблематики.
Научное общество учащихся « Олимп »: интеллектуальные игры, предметные олимпиады, научно-практическая конференция.

Танцевальный коллектив «Юность».

Работа с семьей

Открытые занятия кружков и секций. «Школьный день вместе».
Помощь в организации и проведении праздников. Совместная организация клубной деятельности. Посещение театра, выставок. Поисковая работа  о истории школы.

Заповеди

Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их!  Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе.

Предполагаемый результат

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.
Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.

IX.   Мониторинг

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле,  к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде,  оказать помощь природе.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ п/п.

Мероприятие

Сроки исполнения

Ответственные

Ожидаемый результат

1

Проведение совместных заседаний педагогического совета и Экологического Совета школы по совместному планированию работы на учебный год

Август

Директор школы

Утверждение плана работы на текущий год

2

Заседания Совета по реализации Программы в текущем учебном году и организации различных мероприятий

1 раз в полугодие

Председатель Совета

Анализ реализации и коррекция плана работы  

3

Разработка учебных программ и отдельных уроков с экологической направленностью

ежегодно

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Экологическое образование школьников

4

Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметные недели

ежегодно

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Развитие и углубление экологических интересов школьников

        5

Закрепление в практике работы классных руководителей развития у детей культуры их взаимоотношений с окружающей средой (экологические программы, проекты, отдельные мероприятия)

ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе

Систематическая экологическая работа, развивающая правильное мировоззрение учащихся

6

Углубление и развитие экологической составляющей в работе школьных ДО

ежегодно

при планировании работы ДО

Заместитель директора по воспитательной работе, руководители ДО

Развитие навыков прикладной экологии (поделки, практическая помощь в проведении экологических акций и мероприятий)

7

Исследовательская деятельность учащихся, направляемая педагогами школы (урочная, в системе ДО школы)

Согласно планам работы

Заместитель директора по учебной части, заместитель директора по воспитательной работе

Реализация исследовательских проектов, участие в конкурсах и конференциях

8

Организация и проведение разнообразных экологических праздников и мероприятий:

- День птиц

- празднование экологических дат

- познавательные и тематические экосборы;

- конкурсные программы,

-КВНы,

-викторины

- встречи и беседы с интересными людьми (учеными-биологами,  инспекторами по охране природы и т.п.)

ежегодно

Зам. директора по ВР, классные руководители, руководители ДО, воспитатели ГПД

Реализация плана экологической работы школы

9

Участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах разных уровней

ежегодно

Учителя-предметники, руководители ДО

Реализация экологических проектов, призовое участие школьников в конкурсных программах

10

Практическая реализация экологической работы: экологические рейды, субботники, природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичий дом», «Чистые берега»), походы и экскурсии юных экологов.

ежегодно

Зам. директора по ВР,  руководители ДО

Практическая помощь окружающей природе

11

Здоровьесберегающая составляющая экологического воспитания:

 «Велосипед – экологический транспорт»;

- школьная спартакиада «В здоровом теле  -…»

ежегодно

Зам. директора по ВР, преподаватели физкультуры и ОБЖ

Развитие у детей навыков здоровьесбережения  и правильного отношения к экологии собственного тела.

12

Комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»:

-реализация программы по благоустройству пришкольной территории;

-озеленение школы и учебных кабинетов;

-уход за обелисками Победы

ежегодно

Зам. директора. по ВР, заведующий пришкольным учебно-опытным участком

Создание в школе, вокруг нее, благоприятной экологической обстановки

13

Установление и укрепление связей с другими экологическими организациями

постоянно

Члены экологического Совета школы

Установление разностороннего взаимодействия с другими экологическими организациями

14

Проведение школьной экологической конференции

Март текущего года

Зам. директора по ВР

Подведение итогов экологической работы в текущем году

15

Подбор материалов и оформление в сети Интернет сайта нашей школы. Оформление на нем экологической страницы

Первое полугодие 2013г.

Члены экологического Совета школы

Освещение деятельности наше школьной экологической организации, полезные знакомства, взаимодействие

16

Регулярное освещение о результатах работы на школьном сайте

Регулярно

Члены экологического Совета школы

Позитивная реклама экологической работы нашей школы

17

Обмен опытом работы на МО классных руководителей по проблеме экологического воспитания школьников

Ежегодно

Зам. директора по ВР

Наработка методических приемов и навыков экологического образования и воспитания школьников

Использованная литература:

1. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч) Авт.-сост.

    С.А.  Цабыбин.- Волгоград: Учитель, 2005.

2. Воспитание = семья +школа. Книга для педагогов и родителей. Серия

    «Семья + школа». Выпуск 1. – Нижний Новгород, ООО  «Педагогические

    технологии», 2002.

3. Классный руководитель  М.: №7, 2006. №3, 2007.

4. Словарь современных форм воспитательной работы // 2001. №10

5. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа.

    5-11 классы.-М.: ВАКО, 2006.

Название мероприятий

Сроки

Кто задействован

Ответственный

1. Организация работы экологической  экспериментальной площадки

Сентябрь

Учителя, учащиеся

 Зам.дир. по ВР.

3. Акция «Жалобная книга природы»

Октябрь

5-7 классы

 Учителя русского языка и литературы, географии, биологии.

4. Акция «Правила поведения в природе»

Октября

1-11 классы

 Учителя русского языка и литературы, ИЗО, географии, биологии.

5. Акция «Птицы»

  • Листовки
  • Кормушки
  • Статья
  • «Домик для птицы»

Ноябрь

Ноябрь

Март – апрель  

1-9классы

Учителя русского языка и литературы, ИЗО, технологии.

Мероприятие «Берегите птиц»

Ноябрь-декабрь

5-7 классы

Педагоги творческой группы

Красная книга Республики Мордовия

Январь

1-9 классы

Учитель биологии

Отображение мероприятий по экологии на страницах школьного сайта

В течение года

Учителя,

5-9 классы

Зам. дир. по УВР,

педагоги организаторы

Акция «Вторая жизнь старых вещей»

Февраль

1-5 классы

Педагоги творческой группы

Научно-исследовательское и социальное проектирование.

В течение года

9-11 классы

Педагоги творческой группы

Открытые уроки.

Открытые классные часы.

( по отд. плану)

В течение года

1-9 классы

Педагоги творческой группы

Акция «Зеленый двор»

В течение года

1-10 классы

Педагоги творческой группы, педагоги организаторы

Оформление рекреации на экологическую тему

В течение года

5-9 классы

 Учитель ИЗО, биологии

Тематические классные часы

Всероссийский урок «Чистая вода»

международный день Земли

22.04

1-11 классы

Классные руководители, библиотека

Акция «Чистый двор»

Март-апрель

1-11 классы

Классные руководители

Экологический двухмесячник

Апрель - май

1-11классы

Руководители МО естественных наук

Подведение итогов работы за год, планы на следующий год

июнь

учителя

Зам.дир. по ВР руководители МО