Готовимся к ГИА

Ларина Ольга Николаевна

Экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. Помните, что чем раньше вы начнете подготовку к ГИА, тем лучше. Четко определите, что вы будете повторять каждый день. Начните с трудного, а затем перейдите к тому, что вам более всего интересно. Прорешайте предложенные варианты КИМов, разберите все задания.  Не волнуйтесь: у вас все получится!Успехов вам!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx14.64 КБ
Файл variant_1.docx24.12 КБ
Файл variant_2.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Как работать, чтобы успешно написать сжатое изложение на экзамене.

Первое прочтение текста:

  1. Определите ТЕМУ текста (о чём текст?).

  1.  Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (Чему учит текст? Зачем он написан?)

  1.  Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.

  1. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

  1. Выделите опорные слова и слова, которые к ним относятся.

Второе прочтение текста:

1. Отметьте в каждой микротеме  ГЛАВНОЕ и ВТОРОСТЕПЕННОЕ.

2. Запишите текст.

3. Решите, какой  СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение) вы будете использовать.

4. Соотнесите отдельные части с опорными словами.

5. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните:

  1. необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
  2. не объединяйте микротемы в один абзац;
  3. каждый абзац начинайте с красной строки;
  4. объём изложения – 70 и более слов;
  5. пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком;
  6. нужно проверить черновик изложения несколько раз.



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ I

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

   

С1.  Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего  текста в целом.

 Объем изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

    Судьба…От чего она зависит? Может ли человек на нее повлиять? Такие вопросы издревле волновали людей. В мифологии самых разных народов представление о судьбе, роке, фатуме связано с образами непостижимой силы, которая предопределяет как отдельные события, так и всю жизнь человека. Однако уже древние греки подозревали, что непреклонные мойры, богини судьбы, все-таки не всевластны и что человек способен так или иначе повлиять на ход своей жизни.

Что же на самом деле определяет так называемые повороты судьбы? От чего зависит, как сложится жизнь? Может быть, от случая? Но случаем, как известно, можно воспользоваться, а можно его и упустить, да и воспользоваться-то можно по-разному, действуя тем или иным образом. А поступаем мы так или иначе, выбираем то или иное действие в зависимости от своих представлений, убеждений, от свойств собственного характера.

     Русский этнограф, биолог и путешественник Миклухо – Маклай  считал: «Кто твердо знает, что делать, тот приручает судьбу». «Приручает» - значит, подчиняет себе. Вот и получается, что наша судьба – это отнюдь не роковое предопределение и не случайность, а результат нашего выбора, обусловленного прежде всего нашей натурой, нашим характером.

(По Н.И. Рогову)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1 – А7; В1 – В9.

  1. Дед, не раздеваясь, прошёл к письменному столу, развернул полотенце и достал принесённую картину.

—        (2)Ты взгляни, взгляни, Елена!.. (З)Какая неожиданная
удача... (4)Бабушка Колкина отдала нам картину. (5)Чудная, ми
лая, восхитительная бабушка Колкина!.. (б)Честно говоря, ред
костные люди нас окружают, Елена!..

(7)И он с восторгом поставил картину перед Ленкой, наблюдая за выражением её лица.

  1. (8)Ну, как она тебе?.. (9)Правда, хороша?
  2. (Ю)Девчонка вроде меня, — ответила Ленка. (П)Николай Николаевич сначала не понял, что она имела в виду. (12)По-смотрел на картину. (13)Потом на Ленку...
  3. (14) Елена! — закричал он так, что она вздрогнула. — (15)Ты просто её копия, двойник... (16)Самый настоящий... (17)Тот же цвет глаз... (18)Рот...
  4. (19)Рот до ушей, хоть завязочки пришей, — с грустью сказала Ленка. — (20)Может, её тоже так дразнили... (21)Тогда не я первая.
  5. (22)Вот именно, — обрадовался Николай Николаевич. — (23)Ну, улыбнись, улыбнись!.. (24)Улыбка многое говорит о человеке, а ты замечательно улыбаешься!

(25)Ленка застенчиво улыбнулась, и уголки её губ привычно поползли к ушам.

—        (26)Как же я сразу не догадался. (27)Столько лет смотрел
на неё — и не догадался. (28)Это же последняя работа прапрадеда.

(29)Николай Николаевич помолчал, потом величественно объявил:

— (ЗО)Елена...  (31)Возможно...  (32)Нет, я уверен в этом...

(ЗЗ)Девчонка — сестра моего деда, баба Маша. (34)Мария Николаевна.  (35)3наменитая особа.  (Зб)Жертвенница,  (37)Святая . душа.

     (38)Её жениха, который пошёл на войну, убили, когда было сражение под Плевной. (39)А она после его смерти не пожелала выходить замуж (ей тогда было всего восемнадцать), всю жизнь прожила одна. (40)Но как прожила!

 (41)Она основала женскую гимназию. (42)А все первые её выпускницы   уехали   в   деревни,   чтобы   работать   учителями.

(43)Говорят, они ей во всём подражали: они так же одевались, так же  разговаривали,  так же  жили.   (44)Какие  были люди!

(45)Какие были особенные люди! (46)Всё делали не ради славы, а для людской пользы.

    (47)Я её хорошо помню. (48)Она жила в твоей комнатке...

(49)Николай Николаевич бегал по комнате.

      — (50)Боже мой! — продолжал бушевать он. — (51)Как ты удивительно на неё похожа!  (52)И  как я  не понимал этого?! . (53)Это многое в тебе объясняет. (54)Жизнь будто совершила круг...

        (По В. Железникову)

Задания А1 – А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию  А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 – А7 обведите кружком.

А1. В каком варианте содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Николай Николаевич «с восторгом» показывал принесенный портрет своей внучке Елене?»

  1. Бабушка Колкина подарила Николаю Николаевичу картину, не взяв за нее денег.
  2. Николаю Николаевичу достался портер настоящей красавицы.
  3. Николаю Николаевичу удалось получить последнюю работу своего прапрадеда.
  4. Николай Николаевич приобрел для своей коллекции картину большой стоимости.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «копия» (предложение 15).

  1. точное воспроизведение
  2. не оригинал
  3. то, что не представляет самостоятельной ценности
  4. то, что очень похоже

А3. Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является парцелляция.

  1. Ты просто её копия, двойник…Самый настоящий…
  2. Ну, улыбнись, улыбнись!...Улыбка многое говорит о человеке, а ты замечательно улыбаешься!
  3. Какие были люди! Какие были особенные люди!
  4. Как ты удивительно на неё похожа! И как я не понимал этого?!

А4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове РЕДКОСТНЫЕ (предложение 6) буква Д обозначает глухой твердый согласный звук [т].
  2. В слове ЗАСТЕНЧИВО (предложение 25) буква Н обозначает мягкий согласный звук [н’].
  3. В слове ЕЁ (предложение 38) три звука.
  4. В слове ВОСЕМНАДЦАТЬ (предложение 39) букв больше, чем звуков.

А5. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

  1. развернул                          3) поползли
  2. сражение                           4) догадался

А6. В каком слове пишется неизменяемая приставка?

  1. раздеваясь                         3) вздрогнула
  2. возможно                          4) сначала

А7. В каком слове написание двух Н (НН) в суффиксе определяется исключением из правила?

  1. принесённую
  2. неожиданная
  3. письменному
  4. величественно

Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1 – В9 записывайте словами или цифрами.

В1.        Замените  в тексте  авторское  слово ЖЕРТВЕННИЦА  из предложения 36 синонимичным общеупотребительным словом или словосочетанием высокого стиля. Напишите это словосочетание.

Ответ:____________________________________

В2. Замените словосочетание «работа прапрадеда» (предложение 28), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите полученное словосочетание.

Ответ:____________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 20.

Ответ:____________________________________

В4. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение  с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:____________________________________

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (-у), обозначающие (-ую) запятые (-ую) при вводном слове (вводной конструкции).

И он с восторгом поставил картину перед Ленкой, (1) наблюдая за выражением её лица.

-Ну, (2) как она тебе?...Правда, (3) хороша?

-Девчонка вроде меня, (4) – ответила Ленка.

Ответ:____________________________________

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.

Ответ:____________________________________

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (-у), обозначающие (-ую) запятые (-ую) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Николай Николаевич сначала не понял,(1) что она имела в виду. Посмотрел на картину. Потом на Ленку...

- Елена! — закричал он так,(2) что она вздрогнула. —Ты просто её копия,(3) двойник...

Ответ:____________________________________

В8. Среди предложений 32 – 40 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:____________________________________

В9. Среди предложений 39 – 48 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:____________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе  ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С.2.1 или С2.2.

С.2.1. Напишите сочинение – рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по й примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Г. Степанова.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 3 текста:

«Какая неожиданная удача…»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ II

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

   

С1.  Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего  текста в целом.

 Объем изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

      Охота на мечту – самый интересный вид охоты. Для того  чтобы стать охотником, не требуется лицензии, охота разрешена и доступна детям и  престарелым, женщинам и мужчинам.

       Начинающий охотник должен помнить, что успешность охоты зависит не только от сноровки охотника и проворности мечты, но еще и от количества охотников. Если одну и ту же синюю птицу ловит миллион человек, то шансов ее поймать мало. Отсюда вывод: надо охотиться на уникальную мечту, такую, какой почти ни у кого нет.

      Снаряжение для охоты на мечту необходимо всегда содержать в чистоте. Говорят, синяя птица не летит в грязные руки. Чистый, незамутненный взгляд на вещи помогает разглядеть синюю птицу в синем небе, а чистые помыслы – удержать ее и даже уговорить петь в неволе. Начинающим охотникам мы рекомендуем двигаться к мечте не торопясь, но уверенно. Ваше спокойствие и настойчивость помогут мечте двинуться вам навстречу.

(По С. Паниной)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1 – А7; В1 – В9.


(1)
Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинает скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.

(2)«Почему ни с того ни с сего я думаю про Антарктиду или про марки Мадагаскара? – философствует он в такие минуты. – (3)Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается.(4) Вот захочу – и не буду ни математиком, ни инженером, а буду шофёром, или геологом, или, как отец и мать, конструктором. (5)На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты… (6)Почему я такой, что сам себя не могу понять?»

(7)И Серёжка спрашивает:

- (8)Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором?

(9)Он спрашивает это уже, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу. (10)Потом работал на сибирской стройке - водил здоровенные самосвалы, потом поступил в автостроительный и там встретил маму. (11)И пока отец с удовольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём: «Почему-то раньше всё было просто. (12)Люди знали, кем они хотят быть, на кого учиться. (13)А тут стоишь, как Илья Муромец и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?»

(14)И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним. (15) Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала. (16)Чего она, глупая, испугалась?..

- (17)О чём ты думаешь? – спрашивает отец, прервав свой рассказ.

- (18)Пап, а собака – умное животное? (19)Она понимает, что ей говоришь?

- (20)По-моему, понимает.

- (21)А как понять человеку, что она чувствует?

- (22)Наверное, надо научить её говорить, - шутит отец.

- (23)Пап, я, кажется, решил: я буду ветеринаром.

- (24)Ну, как знаешь, - отец пожимает плечами и уходит из комнаты. (25)Обиделся, что ли?

- (26)А ветеринар – неплохая специальность! – кричит за стенкой отец.

(27)Нет, не обиделся. (28)Но, к сожалению, ничего взрослые не понимают. (29)Скажешь что-нибудь нечаянно, а они решат…(30) А тут важно не ошибиться.

(По Е. Велтистову)

Задания А1 – А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию  А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 – А7 обведите кружком.

А1. В каком варианте содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой считал, что «раньше всё было просто»?»

  1. Серёжка относился к минувшему пренебрежительно и свысока.
  2. Прошлое он представлял себе по рассказам родителей – людей, давно сделавших выбор жизненного пути.
  3. Серёжка внимательно слушал рассказы отца о его молодых годах.
  4. Серёжка поверхностно относился ко всему, что прямо не касалось его самого, в том числе и к прошлому.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «тянет» (предложение 5).

  1. влечет
  2. торопит
  3. стремится
  4. убеждает

А3. Укажите предложение , в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) (1) Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинает скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.

  1. (3) Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается.
  2. (15) Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала.
  3. (13)А тут стоишь, как Илья Муромец и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?

А4. Укажите ошибочное суждение.        

  1. В слове ФИЛОСОФСТВУЕТ (предложение 2) подчёркнутая буква Ф обозначает твердый глухой согласный звук [ф].
  2. В слове ШОФЁРОМ (предложение 4) буква Ё обозначает мягкость предшествующего согласного и ударный гласный звук [о].
  3. В слове ДУМАЕШЬ (предложение 17) мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.
  4. В слове ПОЖИМАЕТ (предложение 24) букв меньше, чем звуков.

А5. Укажите слово с чередующейся  гласной в корне.

  1. инженером                  3) заранее
  2. разгадывать                4) скакать

А6. В каком слове правописание приставки определяется глухостью последующего согласного звука?

  1. непостоянству            3) спрашивает
  2. вспомнил                    4) (к) сожалению

А7. В каком глаголе правописание безударного суффикса проверяется основой неопределенной формы?

  1. чувствует                     3) обиделся
  2. задумывается              4) думает

Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1 – В9 записывайте словами или цифрами.

В1.        Замените  в тексте  авторское  слово «здоровенные»  из предложения  9 стилистически нейтральным синонимичным словосочетанием. Напишите это словосочетание.

Ответ:____________________________________

В2. Замените словосочетание «на сибирской стройке» (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.  Напишите полученное словосочетание.

Ответ:____________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

Ответ:____________________________________

В4. Среди предложений 16 – 21 найдите предложение  с обособленным согласованным определением.  Напишите номер этого предложения.

Ответ:____________________________________

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Он спрашивает это уже, (1)наверное,(2) в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, (3) потом работал на сибирской стройке - водил здоровенные самосвалы, (4) потом поступил в автостроительный и там встретил маму. И пока отец с удовольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём…

Ответ:____________________________________

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

Ответ:____________________________________

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (-у), обозначающие (-ую) запятые (-ую) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

      На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, (1) а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, (2) разгадывать древние пергаменты… Почему я такой, (3) что сам себя не могу понять?»

      И Серёжка спрашивает отца:

- Пап, (4) а как ты узнал,(5)  что хочешь быть конструктором?

Ответ:____________________________________

В8. Среди предложений 11 – 13 найдите сложноподчиненное предложение с однородным  подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:____________________________________

В9. Среди предложений 14– 16  найдите сложное предложение с сочинительной и  подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:____________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе  ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С.2.1 или С2.2.

С.2.1. Напишите сочинение – рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по й примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Г. Степанова.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл следующего предложения  текста (предложение 13):

«А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдешь, направо пойдешь или прямо пойдешь?»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.