Моя педагогическая технология

Самбилова Туяна Пурбуевна

Информационно-коммуникационные технологии

 

         Постоянно в своей педагогической деятельности использую ЭОР, работая с сайтами, размещѐнных на федеральных образовательных порталах.

         Работая над проблемой "Активизация самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики", я среди множества методов и приемов активно использую ЭОР. Добиваться результатов в обучении мне помогает именно использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов.Что же побудило меня использовать ЦОР на уроках и что даёт применение электронных пособий для учителя и учащихся?

      Главной целью применения ЦОР является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Основные педагогические цели использования ЦОР – интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий, развитие личности обучаемого, подготовка индивида к условиям жизни в современном обществе. Благодаря ЭОР, урок становится насыщеннее различными формами работы и интереснее. Для учащихся – это интерес к предмету, возможность отработать пробелы, исправить отметки. Предмет «Информатика» немыслимо представить без использования ЦОР. Применяю на уроках ЦОРы в разных формах.

      Применяю ЦОР на различных этапах урока:

1. ЦОР для актуализации знаний

  • Электронные тесты

 2. ЦОР на этапе объяснения нового материала.

В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:

  • Электронные учебники;
  •  Мультимедийные презентации;
  •  Учебные видеофильмы.

3. ЦОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. При закреплении многих тем курса информатики эффективной технологией является использование на уроках обучающих ресурсов (лекций, конспектов, шпаргалок).

4. ЦОР для контроля и оценки знаний, умений и навыков.

  •  Проектная деятельность
  • Программы тренажёры.
  • Для аттестации учащихся использую, как традиционную форму, так и компьютерный вариант (с использованием подготовленных при помощи системы ЦОР контрольных работ и тестов).

5. ЦОР для подготовки домашнего задания

Творческие задания

  •  Рефераты, доклады
  • Презентации
  •  Самообучение

             Использование ЦОР на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя; как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка. Особенность УМК – широкомасштабное использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) из единой коллекции ЦОР, утвержденное Министерством образования и науки Российской Федерации. С 2011 года учебный курс, построенный на использовании данного УМК, успешно мною реализован и позволяет сделать вывод о том, что использование данного УМК явилось одним из условий повышения качества образования обучающихся, эффективного усвоения образовательной программы. С опытом данной работы я выступила с докладом на республиканской научно-практической конференции в г. Улан-Удэ «Подготовка к реализации ФГОС основной школы: проблемы, перспективы и условия».

          Основные виды используемых ЦОР в 7-8 классах:

  • Слайды и интерактивные слайд-шоу.
  • Тестирующие программы.
  • Домашние задания.
  • Практические задания.
  • Интерактивный задачник.
  • Интерактивный справочник по ИКТ.
  • Кроссворды.

                 В 9 классе к этим же видам работ добавляются следующие виды работ:

  •  Модели (Интерактивные программные средства, воспроизводящие объект моделирования, предоставляющие возможность пользователю активных действий с целью виртуального экспериментирования).
  • Обучающая программа «Исполнитель алгоритмов «СТРЕЛОЧКА».
  • Обучающая программа «Конструктор вычислительных алгоритмов».

Также, в своей работе использую готовые электронные образовательные ресурсы на официальных сайтах, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации

                                                                                                       Метод проектов

      Достичь хороших результатов обучения информатике на уроках в моей практике показывает метод проектов. Метод проектов использую в своей работе регулярно. Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов".

1. В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности: коммуникативные; личностные; социальные; литературно-лингвистические; математические; художественные; манипулятивные; технологические.

2. В результате в ходе выполнения проектов формируются и отрабатываются: Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации Навыки публичного выступления (ораторское искусство) Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи Умение работать в группе, в команде Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

3. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

4. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

5. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

6. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

         Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Использую несколько видов проектов. Один из видов - творческие проекты, которые применяются в качестве повторения или обобщения пройденного материала. Основной целью таких проектов является формирование креативного мышления учащихся. Причем проекты могут быть небольшими, рассчитанные на один - два урока. Или более длительными, рассчитанные на определенный срок и выполняются в рамках самостоятельной работы дома. В практике своей работы при создании проектов я пытаюсь сотрудничать с учителями-предметниками. Разработка межпредметных проектов становится полезной не только для закрепления основных умений и навыков при работе с программными продуктами, но и очень эффективна для репродуктивного воспроизведения знаний по другим учебным дисциплинам, а также, более эффективного их запоминания.  Так, в рамках районного конкурса «Дни экономики, культуры, образования и местного самоуправления» интегрированный урок по математике и информатике получил номинацию «Лучший урок». Кроме этого, обучающиеся при выполнении межпредметных проектов учатся применять ранее изученные знания в совершенно новых условиях при выборе более наглядной формы представления информации, а также программного продукта для их отображения. При изучении темы «Правила создания мультимедийных презентаций» учащиеся выполняют проект по любому предмету, который им интересен. Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Получается, что задача одна (допустим, выполнение рисунка, создание сказки), а варианты ее решения зависят от особенностей мышления, видения мира, степени информационной компетентности учащихся, использования совокупности разнообразных методов и средств обучения, интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Именно поэтому на уроках информатики особенно полезно вводить элементы проектной деятельности. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей. Обучение информатике с применением метода проектов показывает практическое применение компьютера в жизни человека, вне зависимости от его профессии.

        Виды результатов проектной деятельности: web- сайт; анализ данных социологического опроса; видеофильм; видеоклип; выставка; газета; игра; макет; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; публикация; серия иллюстраций; сказка; справочник; виртуальная экскурсия.

          Некоторые проекты представлены на школьном сайте школы . Метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, дети с удовольствием выполняют творческие проекты. Также позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, формируются универсальные учебные навыки. Проектная деятельность позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им учитель, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В итоге учитель выставляет оценку не за воспроизведение ранее изученного материала, а за умение применить свои знания и навыки в новом качестве. Мои авторские курсы предпрофильной подготовки «Компьютерный дизайн и графика» и «Информационные технологии» полностью построены на учебных проектах. Проекты на уроках в 10-11 классах практикую как в рамках одного урока, так и 2-3 уроков.  (например, по темам «Анимация в Macromedia Flash» или «Публикации в Microsoft Publisher»).