Здоровье без тайн "БОС-здоровье"

Квятковская Ольга Евгеньевна

Статья: Работа по проекту «БОС – ЗДОРОВЬЕ»

Квятковская О.Е., учитель начальных классов

ГБОУ школы № 332 Невского района Санкт-Петербурга

 

Безусловно, каждый согласится, что в нашу эру нанотехнологий и научного прогресса осталось единственное - самое ценное с древних веков – это ЗДОРОВЬЕ. Еще Чернышевский Н.Г. говорил: «Здоровье никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве и в роскоши плохо жить без здоровья».

В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. Закон Российской Федерации «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых. В Проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования поставлены задачи воспитания у учащихся ценностного бережного отношения к собственному здоровью, сохранение его на основе использования знаний и умений в повседневной жизни, овладения технологиями оздоровительных систем.

 

Уже много лет учителя ГБОУ школы №332, привлекая к совместной деятельности родителей и специалистов, в своей работе используют здоровьесберегающие технологии. В 2011-2012 учебном году мы приняли участие в проекте «БОС-Здоровье», по которому было очень интересно и продуктивно работать.

Эксперимент проходил во 2 «Б» классе с февраля по май 2012 года. Каждый день я вела дневник эксперимента. Трижды за неделю на уроках математики проводились занятия по программе «БОС – Здоровье».

За время эксперимента, используя методики проверки результативности урока по методике Зайцева и изучая критерии обученности, я пришла к следующему выводу: в данном классе функциональное состояние детей улучшалось после проведения уроков «БОС – Здоровье». Позитивные конструкты возрастали почти после каждого урока.

 

Таблица сравнительных показателей увеличения позитивных конструктов на уроках.

 

Дата

6.02.

8.02.

9.02.

13.02.

15.02.

16.02.

20.02.

22.02.

27.02.

29.02.

5.03.

Возрастание позитивных конструктов (в%)

 

0

6

7,2

3,8

3,7

-7,7

26,1

35

33,1

24,1

12

 

Дата

7.02.

12.03.

14.03.

15.03.

19.03.

21.03.

22.03.

2.04.

4.04.

5.04.

9.04.

Возрастание позитивных конструктов (в%)

 

28

52,2

15,4

11,6

- 2

14,6

3,8

9,4

12

15

13

 

 

Дата

11.04.

12.04.

16.04.

18.04.

19.04.

23.04.

25.04.

26.04.

2.05.

3.05.

5.05.

Возрастание позитивных конструктов (в%)

11,2

16

20

9

17

18

6

16,4

18,2

20

16

 

Дата

10.05.

14.05.

16.05.

17.05.

Возрастание позитивных конструктов (в%)

 

18

24

17,2

22

 

График см. приложение 1

 

Показатель критерия обученности не снизился, а в некоторых случаях возрос.

 

Таблица сравнительных показателей обученности.

Математика.

 

Дата

6.02.

8.02.

9.02.

13.02.

15.02.

16.02.

20.02.

22.02.

27.02.

29.02.

5.03.

Критерий

обученности

0,68

0,75

0,86

0,77

0,65

0,82

0,83

0,95

0,73

0,73

0,65

 

Дата

7.02.

12.03.

14.03.

15.03.

19.03.

21.03.

22.03.

2.04.

4.04.

5.04.

9.04.

Критерий

обученности

0,71

0,76

0,73

0,78

0,68

0,71

0,80

0,62

0,61

0,72

0,66

 

 

Дата

11.04.

12.04.

16.04.

18.04.

19.04.

23.04.

25.04.

26.04.

2.05.

3.05.

5.05.

Критерий

обученности

0,69

0,70

0,73

0,78

0,69

0,79

0,77

0,83

0,75

0,81

0,81

 

Дата

10.05.

14.05.

16.05.

17.05.

Критерий

обученности

0,79

0,96

0,87

0,91

 

График см. приложение 2

 

Кроме того, один раз я применила методику на уроке русского языка, чтобы проверить, работает ли она в условиях предмета гуманитарного цикла, тем более, что в моем классе значительное количество детей с логопедическими проблемами. Выяснилось, что критерий обученности на этом уроке составил 0,75%, из чего стало понятно, что данная методика эффективна не только на математике, но и на русском.

Общие итоги: количество хорошистов по математике во 2Б классе возросло к концу года на 28,9%. Во 2 А классе возросло на 4%.

 

Четверть:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Класс:

 

Отличники:

-

4

8

3

10

8

11

Хорошисты:

-

11

16

20

16

17

15

Всего:

 

-

15

24

23

26

25

26

% качества знаний:

-

51,7

77

74,1

81

80,6

81

 

Два раза в неделю на уроках окружающего мира проводились занятия по ИКОТ «БОС – Здоровье» (окружающий мир). До урока и после него проводилась фигурная проба. Результаты показали, что у 80% детей стабильно возрастало внимание и принципиально улучшалось после дыхательной гимнастики. И только у 20% осталось на прежнем уровне. Можно отметить, что по вторникам учащиеся допускали большее количество ошибок, чем по пятницам.

 

Пропуски уроков по болезни.

 

Четверть:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Класс:

Кол – во человек,

пропустивших уроки по болезни:

16

10

19

17

20

20

17

22

 

 
В результате работы по оздоровлению учащихся, ученики нашего класса стали меньше пропускать уроки по болезни, чем ученики 2А класса.
 
 
 
 
Основные выводы.
1. Положительные:
- Наблюдаются значительные положительные изменения в эмоциональном состоянии учащихся.
- Уроки «БОС – ЗДОРОВЬЕ» позволяют снимать напряжение, страх, нервозность перед самостоятельными и контрольными работами.
- Оптимальный вариант для оздоровительной физкультминутки.
- Помогают концентрации внимания, памяти и поддержания необходимого уровня работоспособности в течение всего урока.
- Разработанная петербургскими учёными технология БОС позволяет быстро при помощи современных компьютерных тренажёров обучить человека навыкам сохранения и укрепления здоровья.
2. Отрицательные:
1. Не все родители понимают необходимость данных занятий.
2. Программа не рассчитана на экран с двумя рабочими столами, поэтому возникают трудности при демонстрации.
3. Картинка зависает, музыка продолжает играть.
 
Предложения:
  1. Разработать слайды по русскому языку для изучения словарных слов и наиболее используемых слов с орфограммами, изучаемыми в начальной школе.
  2. Разработать слайды по математике для выработки навыков устного счёта и работы с именованными числами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bos.doc117.5 КБ
Файл doc1.docx915.34 КБ
Файл doc2.docx862.95 КБ

Предварительный просмотр:

Стать: Работа по проекту «БОС – ЗДОРОВЬЕ»

Квятковская О.Е., учитель начальных классов

ГБОУ школы № 332 Невского района Санкт-Петербурга

Безусловно, каждый согласится, что в нашу эру нанотехнологий  и научного прогресса осталось единственное - самое ценное с древних веков – это ЗДОРОВЬЕ. Еще Чернышевский Н.Г. говорил: «Здоровье никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве и в роскоши плохо жить без здоровья».

В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. Закон Российской Федерации «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых. В Проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования поставлены задачи воспитания у учащихся ценностного бережного отношения к собственному здоровью, сохранение его на основе использования знаний и умений в повседневной жизни, овладения технологиями оздоровительных систем.

Уже много лет учителя ГБОУ школы  №332, привлекая к совместной деятельности родителей и специалистов, в своей работе используют здоровьесберегающие технологии. В 2011-2012 учебном году мы приняли участие в проекте «БОС-Здоровье», по которому было очень интересно и продуктивно работать.  

Эксперимент проходил во 2 «Б» классе с февраля по май 2012 года. Каждый день я вела  дневник эксперимента. Трижды за неделю на уроках математики проводились  занятия по программе «БОС – Здоровье».

За время эксперимента, используя методики проверки результативности урока по методике Зайцева и изучая  критерии обученности,  я пришла к следующему выводу: в  данном классе функциональное состояние детей улучшалось после проведения уроков «БОС – Здоровье». Позитивные конструкты возрастали почти после каждого урока.

Таблица сравнительных показателей увеличения позитивных конструктов на уроках.

Дата

6.02.

8.02.

9.02.

13.02.

15.02.

16.02.

20.02.

22.02.

27.02.

29.02.

5.03.

Возрастание позитивных конструктов (в%)

0

6

7,2

3,8

3,7

-7,7

26,1

35

33,1

24,1

12

Дата

7.02.

12.03.

14.03.

15.03.

19.03.

21.03.

22.03.

2.04.

4.04.

5.04.

9.04.

Возрастание позитивных конструктов (в%)

28

52,2

15,4

11,6

- 2

14,6

3,8

9,4

12

15

13

Дата

11.04.

12.04.

16.04.

18.04.

19.04.

23.04.

25.04.

26.04.

2.05.

3.05.

5.05.

Возрастание позитивных конструктов (в%)

11,2

16

20

9

17

18

6

16,4

18,2

20

16

Дата

10.05.

14.05.

16.05.

17.05.

Возрастание позитивных конструктов (в%)

18

24

17,2

22

График см. приложение 1

                 

Показатель критерия обученности не снизился, а в некоторых случаях возрос.

Таблица сравнительных показателей обученности.

 Математика.

Дата

6.02.

8.02.

9.02.

13.02.

15.02.

16.02.

20.02.

22.02.

27.02.

29.02.

5.03.

Критерий

обученности

0,68

0,75

0,86

0,77

0,65

0,82

0,83

0,95

0,73

0,73

0,65

Дата

7.02.

12.03.

14.03.

15.03.

19.03.

21.03.

22.03.

2.04.

4.04.

5.04.

9.04.

Критерий

обученности

0,71

0,76

0,73

0,78

0,68

0,71

0,80

0,62

0,61

0,72

0,66

Дата

11.04.

12.04.

16.04.

18.04.

19.04.

23.04.

25.04.

26.04.

2.05.

3.05.

5.05.

Критерий

обученности

0,69

0,70

0,73

0,78

0,69

0,79

0,77

0,83

0,75

0,81

0,81

Дата

10.05.

14.05.

16.05.

17.05.

Критерий

обученности

0,79

0,96

0,87

0,91

График см. приложение 2

Кроме того, один раз я применила методику на уроке русского языка, чтобы проверить, работает ли она в условиях предмета гуманитарного цикла, тем более, что в моем классе значительное количество детей с логопедическими проблемами. Выяснилось, что критерий обученности на этом уроке составил 0,75%, из чего стало понятно, что данная методика эффективна не только на математике, но и на русском.

Общие итоги: количество хорошистов по математике во 2Б классе возросло к концу года на 28,9%. Во 2 А классе возросло на 4%.

Четверть:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Класс:

Отличники:

-

4

8

3

10

8

11

Хорошисты:

-

11

16

20

16

17

15

Всего:

-

15

24

23

26

25

26

% качества знаний:

-

51,7

77

74,1

81

80,6

81

Два раза в неделю на уроках окружающего мира проводились занятия по ИКОТ «БОС – Здоровье» (окружающий мир). До урока и после него проводилась фигурная проба. Результаты показали, что у 80% детей стабильно возрастало внимание и принципиально улучшалось после дыхательной гимнастики. И только у 20% осталось на прежнем уровне. Можно отметить, что по вторникам учащиеся допускали большее количество ошибок, чем по пятницам.

Пропуски уроков по болезни.

Четверть:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Класс:

 2Б

Кол – во человек,

пропустивших уроки по болезни:

16

10  

19

17

20

20

17

22

В результате работы по оздоровлению учащихся, ученики нашего класса стали меньше пропускать уроки по болезни, чем ученики 2А класса.

Основные выводы.

1. Положительные:

- Наблюдаются значительные положительные изменения в эмоциональном состоянии учащихся.

- Уроки «БОС – ЗДОРОВЬЕ» позволяют снимать напряжение, страх, нервозность перед самостоятельными и контрольными работами.

- Оптимальный вариант для оздоровительной физкультминутки.

- Помогают концентрации внимания, памяти и поддержания необходимого уровня работоспособности в течение всего урока.

- Разработанная петербургскими учёными технология БОС позволяет быстро при помощи современных компьютерных тренажёров обучить человека навыкам сохранения и укрепления здоровья.

2. Отрицательные:

1. Не все родители понимают необходимость данных занятий.

2. Программа не рассчитана на экран с двумя рабочими столами, поэтому возникают трудности при демонстрации.

3. Картинка зависает, музыка продолжает играть.

Предложения:

  1. Разработать слайды по русскому языку для изучения словарных слов и наиболее используемых слов с орфограммами, изучаемыми в начальной школе.
  2. Разработать слайды по математике для выработки навыков устного счёта и работы с именованными числами.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр: