Для родителей

Сумбаева Елена Павловна

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Темперамент и особенности воспитания»

Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.

Нередко родители в вопросе воспитания ребенка больше доверяют мнению психологов и педагогов, нежели собственной интуиции. Поэтому постоянно сравнивают поведение собственных детей со стандартами развития описанными в статьях и книгах. Однако нельзя забывать, что каждый ребенок уникален, имеет свои особенности характера, и универсальные методы воспитания зачастую могут оказаться неэффективными. Очень важно учитывать такую важную характеристику, как темперамент, которая во многом определяет и обусловливает поведение и эмоциональный потенциал ребенка.

Типы темперамента

Психологи выделяют всего 4 типа темперамента человека, независимо от пола и возраста: холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики. Первые проявления темперамента можно заметить у ребенка еще до 3 лет, однако точно установить тип возможно лишь к 5−6 годам. Определяющими факторами станут:

  • активность;
  • эмоциональная реакция на раздражители;
  • подвижность.

Оценив эти характеристики, вы сможете определить тип темперамента ребенка и скорректировать в соответствие с ним воспитательный процесс.

Воспитываем флегматика

На первый взгляд, воспитание флегматика не вызывает у родителей серьезных трудностей. Это спокойные и послушные дети, редко активно выражающие свое недовольство и нарушающие порядок. В то же время ребенок-флегматик слишком медлителен, безынициативен, порой очень упрям. Такие дети привязываются к близким, но новые знакомства и места их могут напугать.

В воспитании флегматика следует уделить внимание следующим аспектам:

  • Время. Флегматики медлительны и нерешительны. Их не нужно торопить — дайте ребенку возможность без спешки выполнять поставленные задачи, а также время для принятия решений.
  • Физическая активность. Малоподвижность флегматиков требует обязательной корректировки. Введите за правило проведение ежедневной зарядки, купите ролики или велосипед, повесьте дома турник.
  • Эмоциональность и любознательность. Ребенок-флегматик очень терпелив, часто неэмоционален. Нужно научить его активнее реагировать на раздражающие факторы и необычные ситуации. Это поможет ему в будущем правильно и оперативно решать возникшие проблемы.

Воспитываем сангвиника

Сангвиники, в отличие от флегматиков, очень подвижны и эмоциональны, самоуверенны и смелы. Они становятся центром всеобщего внимания, легко заводят новые знакомства и без страха берутся за выполнение любых заданий. Оборотная сторона медали — беспечность, непостоянство и отсутствие усидчивости. Такие дети с трудом концентрируются на решении одной поставленной задачи, потому что их тут же начинает интересовать другая задача. По этой причине сангвиники часто не добиваются тех успехов, которые могли бы достичь, приложив больше усилий.

Воспитание сангвиников требует развития следующих качеств:

  • Терпение и усидчивость. Переключая внимание, ребенок часто не доводит до конца начатое дело. Если в дошкольном возрасте это не так страшно, то во время учебы в школе может негативно сказаться на успеваемости. Учите ребенка усидчивости и развивайте чувство ответственности.
  • Концентрация на одном занятии. Касается это как любимых занятий, так и общения со сверстниками. Желая охватить как можно больше, сангвиники часто оказываются в тупике собственных нескончаемых интересов. Нужно научить ребенка «не разбрасываться» эмоционально и физически и уделять достаточно внимания тому, что ему действительно важно.

Воспитываем меланхолика

Дети-меланхолики достаточно обидчивы и ранимы, тревожны и мнительны. Они отличаются неторопливостью и скрытностью, тяжело адаптируются к новым условиям и не всегда находят общий язык со сверстниками.

Воспитание ребенка-меланхолика требует от мамы и папы особого внимания и максимального погружения в возникающие у него проблемы. Особый акцент необходимо сделать на следующие аспекты воспитания:

  • Только конструктивная и мягкая критика. Обидчивые меланхолики надолго запоминают высказанные родителями недовольства, при этом быстро замыкаются и сводят общение к минимуму. Это не значит, что критики в адрес сына или дочки не должно быть вовсе — просто представлять ее нужно в понятном ребенку виде.
  • Эмоциональная поддержка. Чувствительность меланхоликов, кажется, не знает границ. Их может расстроить и сбить с толку даже малейшая неудача. Поддерживайте ребенка в такие моменты, помогайте добиться результата и обязательно хвалите любую проявленную инициативу.
  • Займитесь творчеством. Меланхолику пойдет на пользу любое занятие. С помощью творчества ребенок научится выражать свои эмоции, станет более заинтересованным и уравновешенным.

Воспитываем холерика

Наконец, еще один четвертый тип темперамента — холерик. У школьников-холериков наблюдаются повышенная активность, чрезвычайная неусидчивость, быстрая и часто необоснованная перемена настроения, беспокойство и даже агрессия. Задача родителей — «гасить» эмоциональные всплески, постепенно приучая ребенка к эмоциональному равновесию.

Обратите внимание на следующие моменты:

  • Направляйте энергию в спорт. Во время занятий спортом вся «лишняя» энергия выплескивается, что очень важно для чрезмерно активного ребенка. К тому же, спорт вырабатывает такие качества, как целеустремленность, настойчивость и сосредоточенность.
  • Сохраняйте спокойствие в общении. Холерики очень восприимчивы к эмоциональным замечаниям, поэтому советы и критика должны «поступать» в мягкой и спокойной форме. Так вы сможете приучить ребенка к порядку, научить его выполнять домашние обязанности и получать новые знания.
  • Воспитывайте вежливость. Взрывной характер холериков часто отражается на их умении соблюдать правила этикета и проявлять вежливость к окружающим. Уделите внимание выработке чувства такта и уважения у ребенка.

И помните, что темперамент не нужно подавлять — нужно лишь знать его особенности и научить ребенка справляться с его негативными проявлениями.

Вы уже определили тип темперамента своего ребенка? На ваш взгляд, сильно ли этот фактор влияет на воспитательный процесс?

 



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

ЦЕЛЬ: Познакомить родителей с функциями семьи, типами семейного воспитания, дать представление о психологических проблемах родителей в семьях с негармоничным стилем воспитания.

 

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

         Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

 

Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.

   

Эпиграфом собрания будут слова В.А. Сухомлинского «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет- вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства.»

 

Давайте вспомним главные функции воспитания:

  1. Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка;
  2. Обеспечение безопасности;
  3. Обеспечение адаптации к жизни;
  4. Воспитание ребенка

 

Стрелы семейного воспитания

Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. От воспитания в немалой степени зависят и другие функции, какие бы мы с Вами ни пытались рассмотреть. В процессе воспитания родители внушают ребенку спасительные правила, назойливо пытаются с ним поделиться опытом, оценивают действия ребенка, следят за выполнением их норм и правил поведения, идут на компромиссы, подчеркивают постоянно зависимость ребенка и подавляют его инициативу, все время поставляют ему различные полярные «+» и «-» эмоции и принимают все ответственные и необходимые решения за ребенка, «казнят» и «милуют», диктуют, управляют, заземляют, отвергают, судят, «убивают веру в себя» и лишают уникальности ребенка.

 

Ребёнок жаждет

Нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, одобрения, заботы, похвалы, улыбки.

Легко сказать: не злоупотреблять не правильными типами воспитания детей, но что это за типы? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребёнку. Однако, как бы это ни звучало парадоксально, может…

Не разбираясь в педагогике, рассчитывая лишь на интуицию, родители нередко идут неправильным путём.

Наверно, невозможно перечислить все типы воспитания и их нюансы, влияющие негативно на психику ребёнка, но ряд из них мы всё-таки напомним. А вы задумайтесь, какой из этих типов используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их.

 

  1. Кумир семьи.

Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется — ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Языческое божество, смысл жизни, идол, требующий поклонения... Вернее — «пуп земли» и «центр Вселенной»... Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, преду-преждая каждое желание. Любая прихоть ребенка — закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Ежесекундно, ежеминутно, родители в нем открывают новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.

Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.

2 Гиперопека.

 Уже само название «гиперопека» подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» ребенка. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней. Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями — это поражение. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Под «пресс -контролем» их ребенок теряет индивидуальность, напоминая робота. Он твердо знаёт: это надо сделать так, а это — так... Довольно часто при гиперопеке родители возносят ребенка, как и кумира, до небес. Однако, вознося, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Ребенок загружен до предела. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность. Всем, можно бегать босиком — ему нельзя, наколет ножку; все дети едят мороженое - а он не может, оно холодное, и вдруг... ангина; всем разрешают купаться в речке, кроме него: там глубоко, вдруг захлебнется. Он в самом деле неповторим... и, веря в это, ребенок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи:

гиперопека лишает творческого начала. Жизнь по подсказкам — существование. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста.

3. « Гипоопека»

Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой ребенок не каждый день накормлен и не всегда как надо по сезону может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Ему не покупают книжки и игрушки. Всё это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь.

 

5. «Ежовые рукавицы».

Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют; ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так — ремень, угрозы и избиёния. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой рёбенок, не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.

 

7. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности.

 Еще один неправильный тип воспитания, когда на плечи ребенка родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои не оправдавшиеся чаяния, надежды взрослые мечтают реализовать в детях. И малыши должны учить английский, играть на скрипке, писать, читать, едва родившись, чтоб оправдать тщеславие родителей. Другой вариант такого воспитания — когда ребенку поручают заботиться о младших в доме или же о престарелых, причем не понарошку, и играя, а в самом прямом смысле слова, что, безусловно, тяжким бременем ложится на плечи ребенка и отражается на психике ребенка, который не по возрасту серьезен, все время озабочен и ищет выход из создавшегося положения. Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов.

 

8. Воспитание «в культе болезни».

 Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок вдруг внезапно, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая- все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им. Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним, заботились о нем. Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой ребенок — маленький тиранчик. Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притвориться, придумать новую болезнь. Довольно часто он и в самом деле озабочен своим здоровьем, прислушиваясь сам к себе. Он ждет сочувствия от всех сочувствия и сострадания, И даже «борется» за это. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности. Они, лелея лишь самих себя и не привыкнув ничем жертвовать, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь — участь слабовольных и изнеженных людей.

   Итак, мы разобрали функции родителей и заглянули в мир ребенка. Немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как совершается процесс взаимодействия между родителями и детьми, и рассмотрели под своим углом — действительно ли хорошо ребенку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кенгуру. Давайте еще раз немного вспомним то, что мы узнали.

А мы узнали много нового и важного. И надо теперь только точки расставить по местам. Но прежде чем мы их расставим, очень хочется, чтобы Вы еще чуть-чуть присели на минутку и задали сами себе вопросы, отвечая самим себе на них. И чтоб вопросы эти и ответы невольно оживали в Ваших мыслях во время воспитания детей. 

Успехов в воспитании детей!



Предварительный просмотр:

Работа с родителями

Работа классного руководителя должна заключать в себе не только работу с детьми, но и тесное взаимодействие с родителями. Важную роль в формировании личности ребенка играет то, какую работу проведет учитель с родителями.   И родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.

 

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий ребёнком:

 Особую важность имеет строго установленное время начала занятий.

  • Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой.
  • Важное правило – начинать работу немедленно.
  • Наличие перерывов в работе.
  • У школьника должны быть другие обязанности.
  • Приучение ребёнка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребёнку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.

      ВИДЫ  ДОМАШНИХ  ЗАДАНИЙ направленные  :

  • на закрепление знаний и умений;
  • на систематизацию изученного материала;
  • на развитие умений выполнять такие операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;
  • на применение знаний;
  • на проверку знаний и умений;
  • на подготовку к восприятию материала следующего урока.
  • Задания творческого характера.

 



Предварительный просмотр:

Тест для родителей: (отметьте те фразы, которыми вы часто пользуетесь в семье)

  • Сколько раз тебе повторять? 2 балла
  • Посоветуй мне, пожалуйста.  1 балл
  • Не знаю, что бы я без тебя делал (а). 1 балл
  • И в кого ты такой (ая) уродился(лась)! 2балла
  • Какие у тебя замечательные друзья! 1балл
  • На кого ты похож(а)! 2балла
  • Вот я в твоё время!... 2балла
  • Ты нам опора и помощник! 1балл
  • Ну что за друзья у тебя! 2балла
  • О чём ты только думаешь! 2балла
  • Какая ты у меня умница! 1балл
  • А ты как считаешь, сынок(доченька)? 1балл
  • У всех дети как дети, а ты? 2бвлла
  • Какой (ая) ты у меня сообразительный(ая)! 1балл

Оцените результаты:

  • 7 – 8 баллов.   Живёте душа в душу. Ребёнок любит и уважает вас.

  • 9 – 10 баллов.   Вы непоследовательны в общении. Ребёнок вас уважает, но не всегда откровенен.

  • 11 – 12 баллов.   Необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Авторитет не заменяет любви.

  • 13 -14 баллов.   Идёте по неровному пути. Существует недоверие между вами и ребёнком. Уделяйте ему больше времени, уважайте его, прислушивайтесь к его мнению.