Дополнительное образование и кружковая работа

Никологорская Екатерина Александровна

На этой странице представлены материалы по дополнительному образованию и кружковой работе в доу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по вопросам образования администрации Щелковского муниципального района Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

«ЮНОСТЬ»

Методический кабинет

Отдел художественно-эстетического творчества

Рассмотрено                                                        Утверждено

на заседании Методического Совета                Директор МОУ ДОД

                                                                              ДЮЦ «Юность»

 т «___»__________20__г. №_______                                          

председатель Совета,                                                                    М.Б. Сойнов  

заведующая отделом

методической работы                                                  

____________________Н.И. Гвоздева                        «___»_________20__г.

Дополнительная образовательная программа

«ЗАВАЛИНКА»

для детей среднего и старшего школьного возраста

срок реализации 3 года

Никологорская Е.А.

Педагог дополнительного образования

п. Фряново

Оглавление

  1. Введение______________________________________________стр. 3
  2. Пояснительная записка __________________________________стр. 4-6
  3. Учебно-тематический план (1 год обучения)_________________ стр. 11-16
  • Тематический план________________________________ стр. 11-14
  • Диагностика результатов___________________________  стр. 15-16
  1. Учебно-тематический план (2 год обучения) _________________стр. 17-22
  • Тематический план_________________________________стр. 17-20
  • Диагностика результатов____________________________стр. 21-22
  1. Учебно-тематический план (3 год обучения) _________________ стр. 23-28
  • Тематический план________________________________  стр. 23-16
  • Диагностика результатов____________________________стр. 27-28
  1. Список литературы ______________________________________стр. 29

           Приложения  

Введение 

Дополнительное образование является составной частью непрерывного образования. Оно реализует множество функций. Это и обучение досугу, и формирование готовности личности к непрерывному образованию, допрофессиональная и профессиональная подготовка, развитие задатков, способностей, интересов личности. Всё вышеперечисленное обеспечивает обучающемуся самостоятельное решение проблем в различных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт ребенка. Для того, что бы у ребенка появилась потребность в дополнительном образовании, необходимо заинтересовать его учебным предметом, создать положительный фон для занятий, выделить группу детей, чьи способности позволяют не только усвоить программный материал, но и получать более разностороннюю информацию. Необходимо учитывать и личные желания ребенка. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, а творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются ею, причем наибольший результат приносит любимая деятельность.

Пояснительная записка

Миру известны все шаги человечества в изобразительном творчестве, начиная с глиняных табличек с клинописью и наскальной живописи, заканчивая великолепной графикой и картинами маслом на холсте. Но изобразительная деятельность, изучаемая в творческих объединениях, не включала до последнего времени изготовление картин путем интеграции различных техник декоративно-прикладного творчества. Вместе с тем известно, что такие занятия способны расширить познавательный кругозор, развить наглядно-образное мышление, воспитать мотив к труду.

Отличие настоящей программы от уже существующих в данной области программ заключается в том, что основным видом деятельности курса является новый вид изобразительной деятельности – «Интеграция техник батик/гобелен/тряпичная кукла». Именно этот вид работы позволяет обучающемуся  оттачивать технические навыки, совершенствовать мастерство, самостоятельно вводить новшества в искусство декоративного панно, развивать выявленный талант. Пряжа и ткань в силу своих свойств (мягкости, фактурности, окраске, легкости в применении) позволяет обучающемуся создавать настоящие шедевры.

Декоративно прикладное творчество является одним из направлений подготовки молодого поколения к будущей жизни, к творческому отношению к труду. Также эта область способствует воспитанию и развитию инициативной, творческой личности, ее самоопределению и самореализации. Опыт работы по данной программе свидетельствует о высоком уровне интереса обучающихся, их активном стремлении овладеть практическими навыками в новом для них виде декоративно-прикладного творчества. Разработанная программа дополнительного образования «Завалинка» имеет художественно эстетическую направленность, открывает большой просмотр для фантазии, создает условия для реализации собственных идей обучающихся. Программа пробуждает интерес к освоению методик – «ручное ковроделие на рамах» (ткачество), «батик», «тряпичная кукла». Знакомит детей с интересной техникой изготовления картин с помощью интеграции техник. Выполнение тряпичной куклы и гобелена, работ в технике батик  развивает тонкую моторику рук, учит детей быть аккуратными, помогает воплощать детские фантазии в реальность. Программа дополнительного образования «Завалинка» разработана для работы с детьми в возрасте от 9 до 14 лет. Рекомендуемое количество детей в группе 10-15 человек.

Работа творческого объединения «Завалинка» включает три направления декоративно-прикладной деятельности – ткачество, батик, тряпичная кукла. Каждое из направлений образует блок деятельности, которые в процессе работы интегрируются между собой. 

Творческое объединение

«ЗАВАЛИНКА»

т

«Ткачество»                               и  н  т  е  г  р  а  и  я            «Батик»

х

н

и

к

«Тряпичная кукла»

Интеграция техник способствует развитию фантазии, воображения, творческого мышления. Позволяет обучающемуся совершенствовать мастерство и самостоятельно вводить новшества.

Срок реализации программы  - 3 года. Учебная программа рассчитана на поэтапное освоение материала. Принцип построения программы – от простого к сложному.

Цели:  1.Воспитывать интерес к народным промыслам;

       2. Прививать эстетический вкус и творческую активность.

Задачи:

  • Обучающие задачи:

-изучить основы технологии росписи ткани (батика), ручного ткачества на рамах, изготовления тряпичной куклы;

-приобрести знания, умения и навыки выполнения панно методом интеграции техник гобелен, батик, тряпичная кукла;

-обучение соблюдению техники безопасности.

  • Воспитательные задачи:

             - формировать интерес к истории и культуре России;

-воспитывать активную жизненную позицию, интерес к общественной жизни;

-формировать положительную самооценку, умение организовывать свою деятельность, оценивать ее и работать в коллективе;

-формировать осознанность своих интересов, способностей, общественных ценностей

-способствовать формированию профессионально важных качеств личности;

-воспитание эстетических качеств;

-воспитание усидчивочти, аккуратности и трудолюбия.

  • Развивающие задачи:

-развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе;

-развивать творческие способности;

-развивать умение самовыражаться и самореализовываться;

-развивать умение создавать выразительные интегрированные панно, воспитывая при этом чувство формы, ритма и симметрии.

Оборудование:

Помещение, шкаф для хранения инструментов и незаконченных изделий, рамы для гобелена, подрамники для батика, ручка для рисования, кнопки канцелярские, маркер, иллюстрация для перевода рисунка на ткань, пряжа различных цветов, ткань, набор красок по ткани, линейка, карандаш, цветная бумага, картон, газета (как подкладочный материал), образцы готового изделия.

Что бы обучение осуществлялось последовательно и в системе, разработаны три ступени начиная с первого года .  

Третий год

Обучение проектной деятельности

Второй год


Развитие способности к интеграции различных техник творчества

Первый год


Базовый уровень – приобретение основных навыков и умений по ручному ткачеству, росписи ткани, изготовлению тряпичной куклы

Учебно-тематический план (1 год обучения)

Базовый уровень – приобретение основных навыков и умений по ручному ткачеству, росписи ткани, изготовлению тряпичной куклы

Программный материал

Всего часов

теория

практика

Роспись ткани

Батик

144

25

119

итого

144

25

119

Учебно-тематический план (2 год обучения)

Развитие способности к интеграции различных техник творчества

Программный материал

Всего часов

теория

практика

Ручное ковроделие на рамах

Ткачество

48

11

37

Роспись ткани

Батик

48

16

32

Изготовление

 тряпичной куклы

48

16

32

итого

144

43

101

Учебно-тематический план (3 год обучения)

Проектная деятельность воспитанников. Развитие способности к детальной разработке проблемы. Завершение ее реальным практическим результатом

Программный материал

Всего часов

теория

практика

Ручное ковроделие на рамах

Ткачество

48

16

32

Роспись ткани

Батик

48

16

32

Изготовление

 тряпичной куклы

48

16

32

итого

144

48

96

Учебно-тематический план (1 год обучения)

Первый год обучения предполагает в себе работу по накоплению обучающимися теоретических и практических умений, навыков и знаний в области росписи ткани,

Тематический план «БАТИК»

Первый год обучения

Наименование темы занятия

Количество теоретических часов

Количество практических

часов 

Вводное занятие. Расписание занятий, инструктаж по технике безопасности. Общие понятия о росписи ткани. Оборудование и материалы для занятий батиком

Введение в технологию росписи ткани. Разновидности батика. Холодный батик, горячий батик, свободная роспись по ткани, монотипия на ткани, узелковый батик. Демонстрация образцов, просмотр методических пособий. Определение основных направлений работы в учебном году.

Способы натягивания ткани на подрамник. Практическая работа – натягивание ткани.

Свободная роспись по ткани. Особенности выполнения. Область использования. Композиционные особенности, цветовые решения, дополнительные эффекты. Практическая робота – выполнение панно в стиле свободной росписи.

Узелковый батик. Оригинальность техники. История возникновения техники. Приемы, способы и условия выполнения. Разновидности способов выполнения узелков и скручивания ткани. Практическая работа – выполнение платков и панно в технике узелкового батика

Холодный батик. Инструменты и материалы, правила безопасности при работе с ними. Способы  выполнения работ в стиле холодного батика. Особенности подготовки эскизов. Практическая работа – разработка эскиза, натягивание ткани, перевод эскиза на ткань, закрепление навыков работы с резервом и трубочкой, нанесение красителей на ткань. Подбор цветовой гаммы 

Оформление готовой работы. Закрепление навыков работы с материалами и инструментами для росписи ткани. Способы оформления готовой работы в технике батик.

Повторение основных приемов холодного батика. Способы натягивания ткани. Выполнение эскиза, прием нанесения резервирующего состава на ткань. Практическая работа – изготовление салфетки, панно или платка.

Горячий батик. Инструменты и материалы, правила безопасности при работе с ними. Особенности выполнения работ в стиле горячего батика. Техника «Кракле», способ выполнения, приемы и техника. Практическая работа – выполнение работ в горячем батике.

Батик в интерьере. Просмотр фотографий, журналов, методических пособий и т.п. Практическая работа – выполнение абажуров, панно, скатертей и других декоративных изделий. Комбинация батика с текстилем..

Практическая работа.  Выполнение изделий в материале. Закрепление навыков работы в технике холодной и горячей росписи ткани. Воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия. Формирование умения организовывать свою деятельность и анализировать ее.




Итого 144 часа


4


2





1



2



4




2



2



        4



2



2





25


2


8





8


       

6



44




6



        6



20



        6



        13

     


.


     119

Диагностика

Первый год обучения

Фамилия, Имя воспитанника____________________________________

Показатели

высокое

среднее

низкое

Сформированность знаний по видам техник

Знает такие понятия как:

  • батик, виды росписи ткани, подрамник, ткань, натягивание ткани, эскиз, дополнительные эффекты в росписи ткани, трубочка, резерв, растворитель, кисть, цветавая гамма

Развитие технических умений и навыков 

Умеет:

  • натягивать ткань на подрамник, пользоваться резервом и трубочкой для его нанесения, выполнять эскиз и переводить его на ткань, смешивать красители, использовать дополнительные эффекты;

Владение правилами техники безопасности

  • Знает и выполняет основные правила техники безопасности при работе с резервом и трубочкой, кнопками, ножницами., иглой для шитья, «вилкой» для прибивания утка.

Коммуникативные и творческие качества

  • Проявляет способность к самостоятельной работе, вносит личные коррективы в выполнение  работы по заданному образцу;
  • Активно участвует в досуговой работе объединения;

итого

Примечания_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сводная таблица результатов диагностики


п/п

Фамилия, Имя ребенка

возраст

высокое

среднее

низкое

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

итого

Учебно-тематический план (2 год обучения)

Развитие способности к интеграции различных техник творчества

Второй год обучения направлен на оттачивание технических навыков, совершенствование мастерства, развитие  выявленного таланта и знакомит детей с интересным направлением изготовления декоративных изделий с помощью интеграции техник.

Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Целями интегрированных занятий являются следующие:

  • Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в процессе обучения ткачеству, росписи ткани, изготовлению тряпичной куклы на основе интеграции этих техник творчества.
  • Повышение и развитие интереса учащихся к указанным предметам.

Специфика интегрированного занятия состоит в том, что выбираемая для рассмотрения тема должна быть пограничной относительно ткачества, росписи ткани, изготовления тряпичной куклы, и её исследование должно быть многогранным, всесторонним, не дающим возможности упустить какой-либо её компонент

При интеграции техник декоративного творчества очень важно выделять существенное, уметь видеть цель и конечный продукт деятельности, чтобы после завершения работы использовать полученные результаты в дальнейшем,— всё это развивает глубину, целенаправленность и широту мышления.

Достаточно большой объём знаний, практических умений и навыков, получаемый и обрабатываемый обучающимися в процессе интеграции техник ткачества, росписи ткани  и изготовления тряпичной куклы, включение их оперативной и долговременной памяти, систематизация знаний, использование общих методов и технологических приёмов развивают организованность памяти.

Тематический план

Наименование темы

Количество

теоретических

часов 

Количество

практических

часов

Понятие о тряпичной кукле. Общие понятия и разновидности тряпичных кукол. Демонстрация образцов кукол и декоративных панно с ними. Способы изготовления. Оборудование и материалы для занятий. Подготовка приспособлений для дальнейшей работы. Расписание занятий. Техника безопасности.

Мировое дерево. Рассказ о мировом дереве. Просмотр фотографий и иллюстраций с мировым деревом. Практическая работа – изготовление мирового дерева (коллективная работа). Задача: способствовать сплочению коллектива воспитанников.

Превращение носового платка. (куклы из небольшого кусочка ткани). Изготовление куклы-бессонницы, зайчика. Формировать умение скручивать и складывать ткань, придавая ей необходимую форму.

Мартинички. Особенности изготовления куклы. Цветовая гамма, символика. Практическая работа – шаблоны для наматывания нитей, изготовление куклы.

Кукла – Пеленашка. Основные правила изготовления куклы-пеленашки. Этапы пеленания куклы.

Кукла - Кувадка. Особенности скрутки ткани для выполнения кувадки. Практическая работа – поэтапное выполнение куклы, самостоятельно по схеме. Отрабатывать навыки изготовления тряпичной куклы.

 Мировое семейное дерево. Закрепление навыков изготовления тряпичной куклы, повторение технологии выполнения каждого вида кукол. Самостоятельное изготовление семейного дерева – оберега для дома.


Понятие о структуре и способе изготовление ручного ткачества. Общие понятия о тканном изделии. Характеристики переплетения. Структура и способ изготовления гобелена. Оборудование и материалы для занятий ткачеством. Расписание занятий. Техника безопасности.

Введение в ручное ткачество. Способы снования нитей основы. Прием зевообразования. Практическая работа – снование нитей на гвоздиках, отработка приемов зевообразования, подготовка к началу работы, выполнение косички.

Выполнение горизонтальных линий. Начало работы цветным утком, смена утков, прибивание утка, образование вертикальных кромок, работа челноком.

Выполнение вертикальных линий. Техники ткачества – просвет на прямую нитку, сцепление утков между собой, соединение утков между собой. Практическая работа – выполнение вышеуказанных техник, закрепление навыков выполнения вертикальных линий.

Выполнение диагональных линий. Различный наклон диагональных линий, шаг уступа, прокиды в уступе. Практическая работа – закрепление навыков выполнения диагональных линий.

Прием вливания одного цвета в другой. Порядок работы в технике штрихования. Растяжки цветов по вертикали.

Выполнение контурных рисунков. Приемы выполнения контура изображения. Настилы и сумаховые косички. Практическая работа – выполнение эскиза и образца в материале.


Повторение основных приемов холодного батика. Способы натягивания ткани. Выполнение эскиза, прием нанесения резервирующего состава на ткань. Практическая работа – изготовление салфетки, панно или платка.

Повторение технологии изготовления тряпичной куклы. Самостоятельное выполнения мирового дерева, мартинички, кувадки, куклы – пеленашки. Подготовка материалов и приспособлений для дальнейшей работы.

Повторение основных приемов ручного ткачества. Способы снования нитей основы. Прием зевообразования,. снование нитей на гвоздиках, выполнение косички, прибивание утка, соединение утков между собой, выполнение вертикальных, диагональных и горизонтальных линий. Выполнение контурного рисунка. Практическая работа – изготовление фенички, коврика для куклы и т.п.

Практическая работа.  Выполнение изделий в материале. Закрепление навыков работы в технике холодной и горячей росписи ткани. Воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия. Формирование умения организовывать свою деятельность и анализировать ее.



4




1



2



2



1


3



2



2




2



1



2




2


1


1



2




2


2





4





2




7



4



4



3


7



6



4




4



6



8




5


6


4



8




8


8





14





Диагностика

Второй год обучения

Фамилия, Имя воспитанника___________________________________

Показатели

высокое

среднее

низкое

Сформированность знаний по видам техник

Знает такие понятия как:

  • ткачество, структура тканного переплетения, основа, уток,     зевообразование, полотняное переплетение,  техники ткачества, гобелен;
  • батик, виды росписи ткани, подрамник, ткань, натягивание ткани, эскиз, дополнительные эффекты в росписи ткани, трубочка, резерв, растворитель, кисть, цветавая гамма, панно, запаривание, закрепление красителей;
  • тряпичная кукла, ткань, скрутка, шаблон, оберег, традиция, обряд, православный праздник.

Развитие технических умений и навыков -

Умеет:

  • применять технику ручного ткачества, росписи ткани и тряпичной куклы первого года обучения, выполнять ворсовые узлы различными способами, работать в технике горячего батика, выполнять различные виды кукол (вепская кукла , кострома, крестец, лихоманка, крупеничка, рождественский ангел и солнечный символ), пользоваться иглой для шитья, завязывать узлы, применять при работе различные виды пряжи;
  • комбинировать техники творчества, выполнять интегрированное панно;
  • применять различные (природные, текстильные и т.п.)  материалы для оформления готовой работы.

Владение правилами техники безопасности

  • Знает и выполняет основные правила техники безопасности при работе.

Коммуникативные и творческие качества

  • способен выполнить интегрированное панно или другое изделие комбинированным способом;
  • проявляет  творческое отношение к труду. Реализует собственные идеи, привлекает других воспитанников к коллективной работе;
  • способен сам работать в коллективе.

итого

Примечания______________________________________________________________________________________________________________________

Сводная таблица результатов диагностики


п/п

Фамилия, Имя ребенка

возраст

высокое

среднее

низкое

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

итого

Учебно-тематический план (3 год обучения))

Проектная деятельность воспитанников.

 Развитие способности к детальной разработке проблемы. Завершение ее реальным практическим результатом

Тематический план

Третий год обучения

Наименование темы

Количество

теоретических

часов 

Количество

практических

часов

Вводное занятие. Презентация программы. Оборудование и материалы для занятий Расписание занятий. Техника безопасности. Краткая беседа о работе творческого объединения и проектной деятельности.

Введение в проектную деятельность. Основные понятия и принципы создания собственного проекта.

Выбор направления проектной деятельности  Постановка целей, задач, разработка путей реализации проектов.

Реализация проекта. Подготовка эскизов, инструментов и материалов для работы. Формировать умение организовывать свою деятельность и анализировать ее. Способствовать формированию умения работать в небольших группах, объединенных одним проектом. Развивать коммуникативные навыки. Закреплять навыки работы в технике ручной росписи ткани

                                                       

                                                     Итого: 144 часов




4




24



12





























14



90






















Диагностика

Третий год обучения

Фамилия, Имя воспитанника____________________________________

_______________________________________________________________

Показатели

высокое

среднее

низкое

Сформированность знаний по видам техник

Знает такие понятия как:

  • проект, проектная деятельность, цели, задачи, набор идей;
  • ткачество, структура тканного переплетения, основа, уток,     зевообразование, полотняное переплетение,  техники ткачества, гобелен;
  • батик, виды росписи ткани, подрамник, ткань, натягивание ткани, эскиз, дополнительные эффекты в росписи ткани, трубочка, резерв, растворитель, кисть, цветавая гамма, панно, запаривание, закрепление красителей;
  • тряпичная кукла, ткань, скрутка, шаблон, оберег, традиция, обряд, православный праздник.

Развитие технических умений и навыков 

Умеет:

  • применять технику ручного ткачества, росписи ткани и тряпичной куклы первого и второго года обучения,
  • комбинировать техники творчества, выполнять интегрированное панно;
  • применять различные (природные, текстильные и т.п.)  материалы для оформления готовой работы;
  • разрабатывать и реализовывать проект.

Владение правилами техники безопасности

  • Знает и выполняет основные правила техники безопасности при работе.

Коммуникативные и творческие качества

  • участвует в коллективной разработке проекта;
  • проявляет  творческое отношение к труду. Реализует собственные идеи, привлекает других воспитанников к коллективной работе;
  • способен выполнить интегрированное панно или другое изделие комбинированным способом;
  • способен сам работать в коллективе.

итого

Примечания_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сводная таблица результатов диагностики


п/п

Фамилия, Имя ребенка

возраст

высокое

среднее

низкое

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

итого

Литература

1.Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М., - 2005.

2.Давыдов С.Г. Энциклопедия. Батик. Техника. Приёмы. Изделия. – М., - 2005

3.Дьюберри Донна. Роспись по ткани: 40 стильных проектов. – М., - 2009.

4.Капитунова А.А., Коблова О.А. Дополнительное художественное образование. Поиски и решения. – М., 2007.

5.Кастль-Брайтнер Коринна. Текстильный дизайн. Современная роспись по ткани. – М., - 2008.

6.Ковалицкая Л.М. Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет. – М.,-2008

7.Синеглазова М.О. Батик. – М., 2004.

8.Сокольникова Н.М. Основы композиции, Основы рисунка, Основы живописи. – О., - 1996.

9.Терешина Г.В. серия «Ручная работа». Батик своими руками. – М., - 2007

10.Энциклопедия художника. Для начинающих и студентов художественных вузов. Модные изделия изысканного дизайна с использованием техники батика. Электронная версия.

11. Ганнер Дж. Японский батик. Техника сибори. / пер. с Англ. – М.:

Издательство «Ниола-пресс», 2010.

12.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-- М.: Народное образование, 1998.-- 256 с.

13.Чошанов М. Малая группа в учебном процессе // Директор школы.-- 1999.-- №4. -- С. 65-72.

14.Безрукова В. Образовательные технологии: ориентиры для выбора.// Директор школы. - № 8. – 1999. – с. 25-30.

15.Важник С.С. Творчество: важная проблема дидактики./Самоценность детства и детская культура. Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Минск, 1999. – с. 47-50.

16.Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований// Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.

17.Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: Новая школа, 1994.- 117с.

18.Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике?./ Школьные технологии. – 1999. - № 3. – с.34 – 41.

Литература для детей.

1.Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М., - 2005.

2.Давыдов С.Г. Энциклопедия. Батик. Техника. Приёмы. Изделия. – М., - 2005

3.Дьюберри Донна. Роспись по ткани: 40 стильных проектов. – М., - 2009.

4.Кастль-Брайтнер Коринна. Текстильный дизайн. Современная роспись по ткани. – М., - 2008.

5.Синеглазова М.О. Батик. – М., 2004.

6.Сокольникова Н.М. Основы композиции, Основы рисунка, Основы живописи. – О., - 1996.

7.Терешина Г.В. серия «Ручная работа». Батик своими руками. – М., - 2007

8.Абрамова О.А. Искусство батика для детей 5-7 лет. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

9.Ганнер Дж. Японский батик. Техника сибори. / пер. с Англ. – М.:

Издательство «Ниола-пресс», 2010.