Тематическое планирование по литературному чтению УМК "ПНШ" класс Вершинина И.В.

Тематическое планирование по литературному чтению УМК "ПНШ" класс Вершинина И.В.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (136 часов)

№ п/п

Тема урока

Основные

элементы

содержания

Виды деятельности учащихся, форма работы

Планируемые результаты обучения

Дата

Предметные умения(освоение предметных знаний)

Универсальные учебные действия

I

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире
(19 часа)

1

Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Древнегреческое сказание «Персей»

Определение жанра литературного произведения. Умение работать с книгой

Учебная дискуссия о том, как люди в древности представляли окружающий мир.

Коллективный обмен мнениями.

Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание».

Уметь: определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья; находить подтверждения в тексте своим предположениям; анализировать волшебные предметы литературного произведения

Личностные :

знакомство с культурно – историческим наследием восприятия литературного произведения как особого вида искусства 

Регулятивные :

коллективное выстраивание учебно-познавательной деятельности с целью достижения поставленных на урок задач

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные:

выявление читательской компетентности (знание сказок и их узнавание)

2

Древнегреческое сказание «Персей». Поход в «Музейный Дом». Икона «Христос спускается в ад»

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства

Знать понятие «герой волшебной сказки».

Иметь представление о тотемах разных народов мира в разные времена.

Уметь: изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить горизонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев; подтверждать характеристики героя волшебной сказки на примере сказок Ш. Пьерро

3

Вводная диагностическая работа

Работа с текстом

Проверка качества знаний пройденного материала

индивидуальная

Уметь работать с текстом. находить главное в содержании, выполнить задания по содержанию данного текста

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Познавательные: строить рассуждения.

Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.

4

Как люди в древности представляли себе окружающий мир.

Определение жанра литературного произведения. Умение работать с книгой. Древнегреческое сказание. рассматриваем

примеры таких композиций: древнеегипетский папирус, фрагменты

вышивок на русской праздничной одежде XIX

коллективная, индивидуальная

Иметь представление о тотемах разных народов мира в разные времена.

Уметь: изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить горизонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев; подтверждать характеристики героя волшебной сказки
на примере сказок Ш. Перро

Л:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные: строить рассуждения.

Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану

5

Заседание клуба

Мировое дерево. Народные обряды и праздники.

Древнеегипетский миф «Путешествие солнечной ладьи» (отрывки)

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь находить подтверждения в тексте своим предположениям; анализировать волшебные предметы литературного произведения; объяснять значение слова «тотем»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев;

6

Заседание клуба «Земной и волшебный мир в волшебных сказках» Русская сказка «Гуси-лебеди»; татарская сказка «Гульчечек»

Произведения устного народного творчества

Х. стр.8-9

Т. стр.

с.6-14

коллективная, индивидуальная

Уметь анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя

7

Особенности героя волшебной сказки

Сказки «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»

Произведения устного народного творчества

коллективная, индивидуальная

Уметь объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герои волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравни­вать содержание и прядок событий в сказках

8

Русская народная

сказка «Сивка-бурка»

Произведения устного народного творчества

коллективная, индивидуальная

Уметь: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка»

П:

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

К:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия

9

Русская народная

сказка «Крошечка-Хаврошечка»

Произведения устного народного творчества

коллективная, индивидуальная

Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герои волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравнивать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка»

10

Древнегреческое

Сказание «Персей».

Поход в «Музейный Дом». Икона с изображением Георгия

Победоносца

.

Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире.

Уметь: находить в тексте ответы на вопросы; рассматривать фрагмент картины Пьеро ди Козимо «Персей и Андромеда»; сравнивать истории спасения царских дочерей; работать с толковым словарем; изучать композицию вышивок на русской праздничной одежде ХГХ века, композицию на египетском папирусе

Личностные :

знакомство с культурно – историческим наследием восприятия литературного произведения как особого вида искусства 

Регулятивные :

коллективное выстраивание учебно-познавательной деятельности с целью достижения поставленных на урок задач

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные:

выявление читательской компетентности (знание сказок и их узнавание)

11

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

Произведения устного народного творчества

коллективная, индивидуальная

Уметь: находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; давать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке

12

Русская народная сказка «Морозко»

Произведения устного народного творчества

коллективная, индивидуальная

Уметь: определять в сказке волшебный мир, его хозяина; читать по ролям разговор Морозко со стариковой дочкой, а затем со старухиной; сравнивать двух дочерей; доказывать, что старикова дочь обладает чертами героя волшебной сказки; подтверждать логику, свойственную волшебной сказке

13

Русская народная

сказка «Финист - ясный сокол»

Произведения устного народного творчества

коллективная, индивидуальная

Уметь: сравнивать героев сказки; называть черты героя волшебной сказки; подтверждать свое мнение словами из текста; называть черты тотемного животного в избушке бабы-яги; сравнивать описание леса; анализировать отношение волшебного мира к Марьюшке

14

Русская народная

сказка «Финист - ясный сокол».

Слушаем музыку. Музыкальная пьеса Анатолия Лядова «Баба-яга»

Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: называть волшебных помощников; пользоваться библиотекой; сравнивать изображение героев в литературном и музыкальном произведениях

П:

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

К:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия

Личностные :

знакомство с культурно – историческим наследием восприятия литературного произведения как особого вида искусства 

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью урока.

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных

Л Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.

15

Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк»

Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

коллективная, индивидуальная

Уметь: находить признаки волшебных предметов; давать характеристику герою сказки; называть тотемных животных произведения; пользоваться библиотекой

16

Особенности героя волшебной сказки

Работа со школьной библиотекой

Сказки «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»

Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

коллективная, индивидуальная

Уметь  называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам

17

Башкирская народная сказка «Алтын-сака -

золотая бабка»

Сказки разных народов мира

коллективная, индивидуальная

Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что эта сказка волшебная; называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам

18

Башкирская народная сказка «Алтын-сака -

золотая бабка»

Сказки разных народов мира

коллективная, индивидуальная

Уметь: называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам

19

Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире»

Проверочная работа

Сказки разных народов мира. Произведения устного народного творчества

коллективная, индивидуальная

Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению

II

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре (15 ч)

1/

20

Заседание клуба «Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств»

Отрывок из былины «ВолхВсеславьевич»

Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении

коллективная, индивидуальная

Знать жанр «былина».

Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо - юдо - получеловек- полуптица

Л :

основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан

Р:

управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения

К:

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке

П:

на материале фольклорных текстов познание элементов истории (географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей)

1/

21

Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник»

Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении

коллективная, индивидуальная

 сравнивать богатырей и сказочных героев

Знать жанр «былина».

Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо - юдо - получеловек- полуптица

3/

22

Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь»

Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными

произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь - это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев

Л:

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Р:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

П:        

- работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

К:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

4/5

23

24

Илья Муромец и Святогор.

Репродукция картины Виктора Васнецова «Богатырь»

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря; сравнивать богатырей волшебного и земного происхождения

6/

25

Поход в Музейный Дом

Картина М. Врубеля «Богатырь»; В. Васнецова «Богатыри»

Работа со школьной библиотекой

«Книга былин» общие черты и различия героя былины и сказочного героя

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь сравнивать богатырей и сказочных героев;  работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря; сравнивать богатырей волшебного и земного происхождения;

7/

26

Былина «Садко».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция

картины Н. Рериха «Заморские гости»

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: анализировать произведение изобразительного искусства; читать былины нараспев; пользоваться библиотекой; сравнивать отрывки (описание бури и описание подводного царства); указывать связь былины с русской народной сказкой

Л:

действия нравственно-этического оценивания  через  выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей повышение нравственно-этической культуры

Р:

организация учащимся собственной учебной деятельности

К:

выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество

П:

умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

8/

27

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

коллективная, индивидуальная

Знать творчество Г.-Х. Андерсена.

Уметь: сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена

9/

28

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении

коллективная, индивидуальная

10/

29

Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

коллективная, индивидуальная

Знать, что самое главное в народной сказке - способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке - мир чувств и переживаний героя.

Уметь: работать с толковым словарем; называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки

Л :

основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан

П:

на материале фольклорных текстов познание элементов истории (географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей)

11/

30

Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

коллективная, индивидуальная

Уметь: называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки

12/

31

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках». «История вторая. Мальчик и девочка»

Различение жанров произведений

коллективная, индивидуальная

Уметь: отвечать на вопросы по содержанию сказки; цитировать нужный отрывок; выразительно читать диалог детей

13/

32

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История пятая. Маленькая разбойница». «История шестая. Лапландка и финка»

Сходство и различие авторской и народной сказки

коллективная, индивидуальная

Знать, что в авторской волшебной сказке сила чувств важнее, чем сила волшебных предметов.

Уметь: анализировать содержание сказки; описывать внешний вид героини; сравнивать характеры Герды и маленькой разбойницы; называть географические названия мест, которые указывает автор

Л :

основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан

Р:

управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения

К:

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом».

Слушаем музыку. Музыкальная пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига

Произведения зарубежной литературы. Герой произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: анализировать описание царства Снежной королевы; подтверждать свои ответы цитатами из текста; доказывать, что героине помогают не только люди, но и природные явления; называть авторские сказки, в которых любовь оказывается сильнее волшебства;

делиться своими впечатлениями при прослушивании музыкального произведения

14

/33

Промежуточная диагностика

Работа с текстом

коллективная, индивидуальная

Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные: сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

15/

34

Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств»

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Сходство и различие авторской и народной сказки

коллективная, индивидуальная

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

III

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека (14 ч)

1/

35

Заседание клуба

«Выражение любви к природе» Э. Дикинсон «Как мало у травы забот!»; К.Бальмонт «Трудно фее»; А.Фет «О первый ландыш!»; С. Маршак «Ландыш

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Высказывание оценочных суждений.

коллективная, индивидуальная

Знать, что выражать любовь к природе можно по-разному.

Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное

Р:

организация учащимся собственной учебной деятельности

К:

выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество

П:

умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

Л:

ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им

2/

36

В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство».

Поход в «Музейный Дом». Репродукции

картин И. Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папороники»

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Знать, что выражать любовь к природе можно по-разному.

Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное весеннее освещение; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе; называть средства художественной выразительности (композиция, цветовая гамма); определять, в каком музее хранятся картины

Л:

действия нравственно-этического оценивания  через  выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей повышение нравственно-этической культуры

3/

37

 Давид Самойлов «Красная осень». Николай Заболоцкий «Сентябрь». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Жемчужина»

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; делиться своими впечатлениями при анализе произведения изобразительного искусства

Р:

организация учащимся собственной учебной деятельности

К:

выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество

П:

умение результативно мыслить и работать с информацией

 

4/

38

Николай Заболоцкий «Оттепель»

Произведения о природе

коллективная, индивидуальная

Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков

Р:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

П:

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

К:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.еменном мире

Л:

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Р:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

П:

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

К:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Л:

действия нравственно-этического оценивания  через  выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей повышение нравственно-этической культуры

Р:

организация учащимся собственной учебной деятельности

К:

выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество

П:

умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

5/

39

Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство»

Произведения выдающихся представителей русской литературы

коллективная, индивидуальная

Уметь: определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности; определять героя стихотворения; подтверждать свое мнение строками из стихотворения

6/

40

Владимир Набоков «Обида»

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

коллективная, индивидуальная

Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники

7/

41

Владимир Набоков «Обида».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Эмили

Шанкс «Наём гувернантки»

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине

8/

42

Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...»

Произведения о взаимоотношениях людей. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героев

коллективная, индивидуальная

Уметь: сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора

9/

43

Проверочная работа

Текст

индивидуальная

Уметь работать с текстом

10/

44

Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!».

Поход в «Му-

зейный Дом».

Репродукция

картины С. Лу-

чишкина «Шар

улетел»

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения

11/

45

Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе»

Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений

коллективная, индивидуальная

Уметь: давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского

12/

46

Борис Сергуненков «Конь Мотылек». Репродукция картины В. Батенина «Голуби в небе»

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: сравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова

13/

47

Джералд Даррелл «Землянично розовый дом» (отрывок из повести «Моя семья и другие звери»). Репродукции картин Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Иметь представление об изготовлении офорта.

Уметь: анализировать картины Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»; заканчивать высказывание героев учебника; называть средства художественной выразительности; анализировать содержание произведения

14/

48

Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»

Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по изученным произведениям

коллективная, индивидуальная

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

 IV

Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас (17 ч)

1/

49

Леонид Андреев «Петька на даче»

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

коллективная, индивидуальная

Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения

Л:

самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации

Р:

организация собственной  деятельности (способность принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия и т.д.)

К:

овладение умением произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателей и умения понимать

контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей

П:

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов различных жанров

Л:

основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан

Р:

управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения

К:

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке

П:

умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.

2/

50

Леонид Андреев

«Петька на даче»

Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

коллективная, индивидуальная

Уметь: работать с фразеологическим словарем; определять, от какого лица ведется повествование; анализировать поступки героев

3/

51

Леонид Андреев

«Петька на даче».

Репродукции картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы»

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова-

Бельского «Ученицы», «У дверей

школы»

4/

52

Заседание клуба

События, происходившие до революции в произведении Ю. Коваля «Полынные сказки»:

«Сказка о полынном языке», «Сказка о том, как пришла осень»

произведении Ю. Коваля «Полынные сказки»:

«Сказка о полынном языке», «Сказка о том, как пришла осень»

Сведения о писателях

коллективная, индивидуальная

Уметь cравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова

5/

53

Заседание клуба

События, происходившие до революции в произведении Ю. Коваля «Полынные сказки»:

«Сказка об уроке русского языка»,»Сказка о сосновой лампе»

коллективная, индивидуальная

Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения

Уметь cравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова

 6/7

54

55

Антон Чехов «Ванька».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Богданова- Бельского «Визитеры», «Дети за пианино»

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения

8/

56

Антон Чехов «Мальчики»

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

коллективная, индивидуальная

Уметь работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения

9/

57

Антон Чехов «Мальчики»

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Участие в диалоге при

обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

коллективная, индивидуальная

Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения

Л:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Р:

- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

П:

- свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию.

10/

58

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения

коллективная, индивидуальная

Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно- исторические приметы времени; сравнивать рассказы А. Чехова «Ванька», Л. Андреева «Петька на даче», А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

11/

59

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях

коллективная, индивидуальная

Уметь выделять важные события в жизни героя

Л:

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Р:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

П:

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

К:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Характер героя, его поступки и их мотивы

12/

60

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Высказывание оценочных суждений

коллективная, индивидуальная

Уметь: доказывать, что Чернушка не простая курочка, а персонаж волшебной сказки; отвечать на вопросы по содержанию

13/

61

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

События, составляющие основу произведения

коллективная, индивидуальная

Уметь: анализировать описание внешнего вида героя произведения; доказывать свое мнение; делить текст на смысловые части

14/

62

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Произведения выдающихся представителей русской литературы

коллективная, индивидуальная

Уметь: выражать свое отношение к герою произведения; доказывать свою точку зрения, опираясь на текст

15/

63

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Восприятие и понимание переживаний героев

коллективная, индивидуальная

Уметь: анализировать характеры героев произведения; подтверждать свое мнение цитатами из текста

16/

64

Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас»

Связь названия с темой текста, мысль текста

коллективная, индивидуальная

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

17/

65

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде

Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях

коллективная, индивидуальная

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

V

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота (14 ч)

1/

66

Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!»

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Ван Гога «Огороженное поле»

Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Знать: произведения Сергея Козлова для детей; что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать ее Свободной и красивой.

Уметь: выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; сравнивать сказки С. Козлова; выделять в литературном произведении силу красоты; зачитывать строки из текста

Л:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами

Р:

организация учащимся собственной учебной деятельности

К:

выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное

2/

67

Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!»

Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои

произведения

коллективная, индивидуальная

Уметь: читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения

3/

68

Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок)

Различение жанров литературных произведений

коллективная, индивидуальная

Знать понятия «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа».

Уметь: находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов)

4/

69

Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши»

Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

коллективная, индивидуальная

Уметь: цитировать произведение; определять точку зрения поэта; сравнивать чередование тишины и ярких проявлений жизни; сравнивать произведение В. Соколова со сказкой С. Козлова «Пой, птица!»; определять тему и основное содержание литературного произведения

Л:

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; наличие

мотивации к творческому труду, бережному отношению к духовным ценностям; ценностное отношение к природе, к культуре и искусству

восприятие красоты окружающего мира через осмысление красоты художественного слова

Р:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

К:

самостоятельное планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнёром

П:

свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта, в учебных словарях, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации

5/

70

И. Пивоварова «Как провожают пароходы»

Сведения о писателях

Биография И. Пивоваровой

сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности

коллективная, индивидуальная

Уметь работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей

6/

71

Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр»

Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении

коллективная, индивидуальная

Уметь: работать с толковым словарем; определять, чьими глазами автор смотрит на школьников, улицы и дома; называть имена героев; цитировать произведение; определять литературный прием, который использует автор с целью передать переживания героини

7/

72

Л. Улицкая «Бумажная победа»

ознакомительное чтение

Слушание Ф. Шуберт «Музыкальный фрагмент № 3, фа минор»

Поход в Музейный Дом

З. Серебрякова «Катя с натюрмортом»

коллективная, индивидуальная

Уметь определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами; читать строки-описания непогоды

8/

73

Сергей Козлов «Лисичка»

Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения

коллективная, индивидуальная

Уметь: объяснять название рассказа; цитировать строчки произведения; находить в тексте ответы на вопросы; сравнивать сказку С. Козлова «Лисичка» и рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»; определять, как воздействует красота на героев данных произведений

Л:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами

Р:

организация учащимся собственной учебной деятельности

К:

выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество

9/

74

А. Майков «Болото»; В. Набоков «При луне …»

Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений

коллективная, индивидуальная

Уметь определять, если в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей

10

11/

75

76

В. Драгунский «Девочка на шаре»

Сведения о писателях

Биография В. Драгунского

коллективная, индивидуальная

Уметь давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского,

 сравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения

12/

77

А. Фет «Я жду…», «Я долго стоял неподвижно …»

Связь названия

с темой текста, мысль текста

коллективная, индивидуальная

Уметь читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения

13/

78

С. Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды»

Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств

коллективная, индивидуальная

Уметь выразительно и осознанно читать текст; работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения

14/

79

Обобщение по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА»

Промежуточная диагностика

Различение жанров литературных произведений.

коллективная, индивидуальная

Построение небольшого монологического высказывания

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

VI

Приближаемся к разгадке тайны особого зрения (14 ч)

1/

80

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Связь названия с темой текста, мысль текста

коллективная, индивидуальная

Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения

Л:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

П:

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

К:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

2,3/

81

82

Сельма Лагерлёф

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

коллективная, индивидуальная

Уметь описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном

значении; делить текст на части

4,5/

83

84

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

коллективная, индивидуальная

Уметь: давать характеристику героям произведения; пользоваться библиотекой; выразительно читать текст; пересказывать по плану

6/

85

Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

Произведения о детях. Герои произведения

коллективная, индивидуальная

Уметь: объяснять выделенные в тексте

слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка

7

8/

86

87

Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

Герой произведения. Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения

коллективная, индивидуальная

Уметь: объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст по плану

9/

88

Д. Кедрин «Приглашение на дачу»; А. Вознесенский «Тихо-тихо …»

Определять, от какого лица ведется повествование; анализировать поступки героев

 

коллективная, индивидуальная

Уметь определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности

 читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения

 сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности

К:

грамотно выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; проявлять сотрудничество с учителем и одноклассниками

П:

осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

Р:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

10/

89

А. Пушкин «Няне», «Зимний вечер» переживания героя

Цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения;

коллективная, индивидуальная

Уметь определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности

 читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения

 сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности

11/

90

Константин Паустовский «Теплый хлеб»

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам

коллективная, индивидуальная

Уметь: пользоваться толковым словарем; определять историческое время, описываемое в рассказе; объяснять поступки героев; находить в тексте описание метели; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль

12/

91

Константин Паустовский «Теплый хлеб»

Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения

коллективная, индивидуальная

Уметь: дополнять слова учителя; цитировать произведение; зачитывать нужный фрагмент; определять, каким приемом пользуется автор при описании зимнего пейзажа

Л Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: строить рассуждения.

Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги.

13/

92

К. Паустовский «Теплый хлеб».

Поход в «Музейный Дом». Репродукции рисунков углем

В. Серова «Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской». Слушаем музыку «Шутка» из Оркестровой  сюиты си-минор И.С. Баха

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: доказывать снос мнение; объяснять название произведения; определять, если в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей; анализировать музыкальные произведения

14/

93

Обобщение по теме «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком»

Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений

коллективная, индивидуальная

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

VII

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда (16 ч)

1/

94

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». Заседание клуба «Ключ и заря», на котором присутствовал бы настоящий писатель

Построение небольшого монологического высказывания

коллективная, индивидуальная

Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей

Л:

действия нравственно-этического оценивания  через  выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей повышение нравственно-этической культуры

Р:

организация учащимся собственной учебной деятельности

К:

выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество

П:

умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

2/

95

Мария Вайсман «Шмыгимышь».

Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения»

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: пользоваться библиотекой; анализировать поведение героев; объяснять свою точку зрения; работать с толковым словарем; сравнивать живописные работы П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения»

3/

96

Работа со школьной библиотекой

Книги о богах и героях Древней Греции

Книги о богах и героях Древней Греции

коллективная, индивидуальная

Уметь работать с каталогом, словарём, работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей

Л:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Р:

организация учащимся собственной учебной деятельности

К:

выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество

4/

97

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Франца Марка «Птицы». В. Хлебников «Кузнечик»

Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других

видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями

5 /6

98

99

А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие...».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой»

Связь названия с темой текста, мысль текста. Герои произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; анализировать живописные произведения

7/

100

А.Кушнер «Сирень».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Кончаловского «Сирень»

Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: сравнивать литературное произведение Л. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень»; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения

К:

грамотно выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; проявлять сотрудничество с учителем и одноклассниками

П:

осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

Р:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

8/

101

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Построение небольшого монологического высказывания

коллективная, индивидуальная

Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать

9/

102

Афанасий Фет «Это утро, радость эта...»

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие и понимание их переживаний

коллективная, индивидуальная

Уметь: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать

10/

103

Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь...»

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

коллективная, индивидуальная

Знать понятие «рифма».

Иметь представление о кольцевой и охватной рифме.

Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности

Л:

действия нравственно-этического оценивания  через  выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей повышение нравственно-этической культуры

Р:

организация учащимся собственной учебной деятельности

К:

выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество

П:

умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мир

 Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные: пользоваться монологической и диалогической речью. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.е

11/

104

М. Лермонтов «Парус»

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

коллективная, индивидуальная

Уметь: находить необходимые строфы; читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения

12/

105

Проверочная работа

Текст для индивидуальной работы

индивидуальная

Уметь работать с текстом

13/

106

Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль...».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал»

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь

произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: работать с толковым словарем; сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности

14/

107

Самуил Маршак «Как поработала зима!»

Произведения классиков детской литературы. Произведения для детей

коллективная, индивидуальная

Знать понятие «рифма».

Иметь представление о парной рифме, о перекрестной рифме, охватной рифме.

Уметь: выделять рифму; определять тип рифмы; выразительно читать стихотворные произведения

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные: осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации

15/

108

А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...»

Произведения выдающихся представителей русской литературы

коллективная, индивидуальная

16/

109

Обобщение по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда»

Различать жанров произведений. Герои произведения

коллективная, индивидуальная

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

VIII

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет  будущего.  Задумываемся над тем, что такое Отечество (27 ч)

1/

110

Алексей Пантелеев «Главный инженер»

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

коллективная, индивидуальная

Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев

Л:

формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества 

Р:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

К:

самостоятельное планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнёром

П:

смысловое восприятие художественного текста; ориентироваться в текстовом массиве; анализировать текст и находить ответы на вопросы, выделять существенную информацию, интерпретировать отдельные детали, находить то, что не высказано прямо, делать выводы, соотносить пословицы с содержанием прочитанного

2/

111

Алексей Пантелеев «Главный инженер».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины А. Дейнеки «Окраина Москвы»

Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств:

с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения

3/4

112

113

Алексей Пантелеев «Главный инженер».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Пикассо «Герника»

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств

коллективная, индивидуальная

Уметь: анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение; выбирать приемы и средства художественной выразительности

5/

114

Работа с репродукцией

А. Дейнека «Окраина Москвы»

Поход в Музейный Дом

ысказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения

6/

115

Анна Ахматова «Памяти друга»

Герои произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события

коллективная, индивидуальная

Знать понятие «контраст».

Иметь представление о том, что контраст бывает цветовой и звуковой.

Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство художественной выразительности - контраст

7/

116

Н.Рыленков «К Родине»

Произведения выдающихся представителей русской литературы

коллективная, индивидуальная

Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения

Л:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами

Р:

организация учащимся собственной учебной деятельности:

выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество

П:

овладение навыками смыслового чтения тексов, анализ текста, анализ художественного образа, анализ сходства и различия стихотворений разных авторов, их художественного своеобразия, авторского почерка; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

8/

117

Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!».

Слушаем музыку С. Рахманинова «Концерт № 2, Сочинение 18»

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Уметь: делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение

9/

118

Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины В. Попкова «Моя бабушка и ее ковер»

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.

коллективная, индивидуальная

Уметь: определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения

10/

119

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Б. Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот».

 Древнегреческий гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Знать, что гимн - это древний вид стихотворного текста, адресованный силе, от которой люди чувствуют зависимость.

Уметь: сравнивать современную фотографию с видом Спасской башни и репродукцию картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»; сравнивать два гимна: древнегреческий и современный российский; определять, кому обращен каждый гимн; сравнивать первые строфы в обоих гимнах; сравнивать содержание последних строк; объяснять значение выделенных слов

Л:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами

Р:

умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст

отыскивая информацию, необходимую для решения учебных задач

К:

грамотно выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; проявлять сотрудничество с учителем и одноклассниками

П:

осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

Р:

организация учащимся собственной учебной деятельности:

выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество

П:

овладение навыками смыслового чтения тексов, анализ текста, анализ художественного образа, анализ сходства и различия стихотворений разных авторов

11/

120

В. Набоков «Снег»

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Связь произведений литературы с произведениями других видов ис-кусств: с живописными и музыкальными произведениями

Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Иметь представление о работе художника; о гравюрах на металле, которые называют офортами.

Уметь: пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства

художественной выразительности

12/

121

В.Набоков «Моя весна»

Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

13/

122

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины К. Брюллова «Последний

день Помпеи». Плиний Младший «Письмо Тациту»

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств

коллективная, индивидуальная

Уметь: сравнивать фотографию руин древней Помпеи и репродукцию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»; рассказывать о творчестве художника; сравнивать содержание картины К. Брюлова и содержание произведения Плиния Младшего; цитировать произведение

14/

123

А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом...»

Произведения выдающихся представителей русской литературы

коллективная, индивидуальная

Уметь: объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творчестве А.Пушкина

15/

124

Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество»

Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение. Произведения классиков детской литературы

коллективная, индивидуальная

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

16/

125

Путешествие в Казань. В мастерской художника

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

коллективная, индивидуальная

Уметь рассказывать о творчестве художника

Л:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

П:

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

К:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Л:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами

17/

126

В мастерской художника. Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Колмогорцевой «Мост через Казанку», «Улица Муссы Джалиля», «Казанский кремль», «Ивановский монастырь», «Петропавловский собор»

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

коллективная, индивидуальная

Иметь представление о работе художника; о гравюрах на металле, которые называют офортами.

Уметь: пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства художественной выразительности

18/

19/

20/

127

128

129

Е. Клюев «Деревянная лошадка»

Читают  осмысленно,  бегло,  правильно  и выразительно.

Читают  выборочно.

Прогнозируют   содержание   текста перед его чтением.

Расширяют словарный запас.

Выявляют  и формулируют  идею  произведения.

коллективная, индивидуальная

Читать выборочно.

Делиться впечатлениями о прочитанном.

Выбирать эмоциональный тон голоса, необходимый  для передачи эмоционального содержания произведения.

Работать с каталогом.

21

22/

130

131

Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя

индивидуальная

Знать выдающихся представителей русской литературы, классикой детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы

23/

132

Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

индивидуальная

Знать творчество выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы

24/

133

Р. Бёрнс «В рогах моё сердце»

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

коллективная

индивидуальная

Знать творчество выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы

Р:

умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст

отыскивая информацию, необходимую для решения учебных задач

К:

грамотно выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; проявлять сотрудничество с учителем и одноклассниками

П:

осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

25/

134

Работа с репродукцией

М. Врубель «Дворик зимой» и В. Конашевич «Зима в Павловске» приём сравнения

М. Врубель «Дворик зимой» и В. Конашевич «Зима в Павловске» детальное рассмотрение

коллективная

индивидуальная

Иметь представление о работе художника; о гравюрах на металле, которые называют офортами.

Уметь: пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства

художественной выразительности

26/

135

Обобщение по теме «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

коллективная, индивидуальная

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

27/

136

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

Понимание основного содержания услышанного произведения

Письменное высказывание о литературном герое. Письмо в клуб «Ключ и заря»

коллективная, индивидуальная

Уметь писать письмо в клуб «Ключ и заря»