Образовательная программа клуба "Речевое развитие"

милькова наталья николаевна

Программа «Речевое развитие» разработана на основе Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО ЦДТ г. Аткарска Саратовской области (приказ № 121 от 31.05.2023 г.).

Направленность программы - социально – гуманитарная Вид программы – модифицированная

 

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является то, что изучение разделов предусматривает одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей, что будет способствовать коррекционной направленности занятий. По необходимости на занятиях могут присутствовать родители (законные представители) учащегося. В конце занятия каждый учащийся получает индивидуальные рекомендации по работе дома, а родители (законные представители) подробную консультацию для оказания помощи ребёнку при выполнении заданий.

 

Педагогическая целесообразность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Речевое     развитие»     органично     аккумулировала      научные     разработки классиков педагогики и современные методики речевого развития при коллективной работе. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики и                   логопедии является педагогически целесообразной.

Цель и задачи программы

Цель: создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством устранения речевых нарушений.

Задачи:

 

Обучающие:

·Сформировать и закрепить правильный артикуляционный уклад звуков, отсутствующих/дефектно произносимых.

·Сформировать       навыки       фонематического       восприятия, навыки фонематического анализа и синтеза, фонематического

представления Развивающие:

·Содействовать       обогащению       словарного      запаса      и навыкам грамматически правильного оформления высказывания.

·Содействовать развитию навыков дифференцировании звуков, сходныхпо артикуляционно-акустическим характеристикам.

Воспитательные:

· Содействовать формированию у детей положительной мотивации стремления к самоконтролю собственной речи.

· Содействовать активизации коммуникативной деятельности детей.

Адресат программы:

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5 – 7 лет. Комплектование групп проводится                                  по результатам обследования детей и в соответствии с их возрастом; в случаях сложной речевой патологии допускается отступление от возрастных норм. Наполняемость      групп, согласно Уставу учреждения, для детей 1 года обучения, составляет – 12 человек.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.

На шестом     году жизни     ребенка     происходят     важные     изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Внимание детей становится более устойчивым   и      произвольным.   Они                        могут                           заниматься         не                   очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки). 

В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.

В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.       Развивается       воображение,       однако       часто       приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения                             достигает     30    минут.     Продолжают      развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные,         синонимы,         антонимы,                             прилагательные.   В подготовительной к школе группе завершается                             дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем познавательного     и                  личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Особенности развития детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Речевая активность у детей-логопатов невысокая, наблюдается сужение

объема активного внимания, слухоречевого запоминания, выраженная несформированность         пространственных         представлений.        За       счет несформированности пространственных представлений на всех уровнях у детей затруднено понимание и продуцирование причинно-следственных отношений,  понимание     сложных                       речевых     конструкций,     всех     форм словообразования. В то же время, задания наглядно-действенного и наглядно-образного невербального типа выполняются в соответствии с условно нормативными показателями. Внешний вид, специфика поведения детей-логопатов, как правило, соответствуют возрастным показателям. Особенностями эмоционально-личностного развития детей-логопатов могут быть неуверенность в себе, тревожность. Как правило, контакты со сверстниками у них не нарушены.

Сроки реализации программы

Программа «Речевое развитие» реализуется в течении 1 учебного года, 36 учебных недель. Количество учебных часов в неделю – 6 час. (216 ч. в год)

Формы        организации        деятельности         обучающихся        на занятии – групповая, подгрупповая, подвижные микрогруппы.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Программа реализуется через групповые занятия. Количество обучающихся в группе – 15 человек. Набор в группы по желанию.

Форма обучения – очная

Формы занятий: сюжетно-ролевая игра, викторина, инсценировка сказкиили стихотворения.

Планируемые результаты

В результате успешного освоения программы у обучающихся будут сформированы:

Предметные:

·        понятия      правильного      артикуляционного       уклада      звука, отсутствующего/дефектно произносимого;

·        навыки фонематического анализа и синтеза, фонематические представления;

.        навыки слогового анализа и синтеза.

Метапредметные:

·        умения     пользоваться      словарным      запасом     и     навыками грамматически правильного оформления высказывания;

·        умения     правильно     дифференцировать      звуки    сходные     по артикуляционно-аккустическим характеристикам.

Личностные:

·        навыки коммуникативной деятельность во взаимодействии с педагогом и сверстниками;

·        интерес к изучению различных языковых явлений.

Формы аттестации планируемых результатов

Оценка          качества         освоения          учащимися          дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает в себя: вводную, промежуточную, итоговую аттестацию.

Вводная аттестация – проводится перед началом занятий; предназначен для выявления уровня базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом.

Промежуточная     аттестация     –     проводится     с     целью     выявления эффективности проводимых коррекционных занятий и, при необходимости,

корректировки программы.

Итоговая аттестация – проводится после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей

Механизм      отслеживания      результатов      реализации      программы Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного обследования и состояния учебных навыков на заключительном этапе работы. В течение учебного года проводится также текущая аттестация – в ходе каждого занятия с целью определения уровня усвоения знаний и умений по теме.

Сроки проведения: сентябрь – первичная диагностика; конец декабря – промежуточная диагностика; май – итоговая диагностика.

Для      достижения      результативности       необходимо      придерживаться следующих правил:

- контроль должен носить регулярный характер; - он не должен занимать много времени;

- объем контролируемого материала должен быть небольшим, но таким, чтобы можно было судить, приобрели ли дети необходимые знания.

На каждом занятии присутствует так называемая «скрытая форма» выявления                     результативности.      Определение     результативности,      таким образом, незаметно для обучающихся. Скрытая форма используется главным образом при обучении речевым умениям, хотя понятно, что по его результатам можносудить и об усвоении языкового материала. Наряду со «скрытой формой» имеет место и «открытая форма». Этот вид выявления результативности концентрирует внимание обучающихся на конкретном задании. Это может быть тестирование, самостоятельная работа, опрос, различные игры. Все эти формы, методы позволяют осуществить единство обучения и контроля, а это, в свою очередь, положительно влияет на результативность образовательного процесса.

 

 

Содержание учебного плана

1. Вводное занятие

Теория: Знакомство, входная диагностика.

Практика: Игры и упражнения, направленные на знакомство, создание благоприятных   условий     для      работы группы; знакомство с правилами взаимодействия во время занятия.

2. Развитие мелкой моторики, координации

Теория: Обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам:

· Методика «Домик» (по Н.И.Гуткиной). · Методика «Дорожки» (по Л.А.Венгеру). · Графический диктант.

Практика: Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации движений у детей дошкольного возраста.

3. Развитие артикуляционного аппарата Теория: Обследование органов

артикуляции.

Практика: Логопедические игры и упражнения, направленные на развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата у детей дошкольного возраста.

4. Развитие речевого дыхания

Теория: Обследование речевого дыхания.

Практика: Игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

5. Развитие     фонематического      слуха     и     восприятия,      звукового анализа и синтеза.

Теория: Диагностика учащихся на уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

Практика:      Игры     и     упражнения,     направленные     на     развитие фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста.

6. Развитие словарного запаса и связной речи

Теория: Обследование уровня развития активного словарного запаса и связной речи.

Практика: Игры и упражнения, направленные на развитие связной речи посредством обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста.

7. Итоговое занятие

Подводятся итоги обучения, оценивается уровень речевого развития детей.

 

Календарный учебный график (Приложение 1)

 

2. Комплекс организационно-педагогических условий

Методическое обеспечение

Особенности организации образовательного процесса Образовательный процесс строится с учетом основных дидактических принципов:

- занятия        должны       быть регулярными,         систематическими ипоследовательными;

- занятия        должны       быть оборудованы          необходимыми пособиями,наглядными и техническими средствами обучения;

- содержание занятия строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка; опираться на сознательность и активность детей;

- содействовать        прочности приобретенных       умений        и навыков правильной речи и поведения.

Дидактический       принцип      системности       и     последовательности предполагает в процесс внедрения знаний от простого к сложному. Принцип последовательности в каждом занятии выражается в соотнесении его структурных частей: вводная, основная и заключительная.

Структура занятия включает в себя:

- вводная часть (мотивация на предстоящую деятельность); - основная часть (задания, игры-упражнения) по теме;

- заключительная часть (обобщение изученного материала, рефлексия, с включением рекомендаций для родителей).

На занятиях используются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребёнка. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей и введение в структуру занятия физминуток, игровых ситуаций, дидактического и раздаточного материала, загадок, пословиц, поговорок, рифмовок, считалок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, проведение занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют детям без труда переключаться с одного вида речевой деятельности на другой. Такие формы и методы работы помогают не только своевременно выявлять и преодолевать расстройства письменной речи у обучающихся, но и сохранять психологический комфорт во время занятий.

Методы делятся на практические, наглядные и словесные.

Основное место занимают практические методы – упражнения, игры и моделирование. Упражнения направлены на развитие мышления и воображений    способствуют формированию полноценных  речевых навыков: объяснение    правильно  написанных слов, их  запись, восстановление пропущенных букв, поиск слов на изучаемое правило, самостоятельный поиск орфографических ошибок запись под диктовку. Игры направлены на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха. Моделирование – это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов. При формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слоговогои звукового состава слова.

Применяются      в    работе     и    наглядные     методы     –    наблюдения, рассматривание рисунков, показ образца задания, способа действия. Особая роль принадлежит разнообразным словесным методам.

Словесные методы – пояснение, объяснение, беседа, рассказ, метод работы    с               книгой, педагогическая           оценка.         Педагогическая      оценка способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует       и       активизирует               деятельность  ребенка,       помогает формированию самоконтроля и самооценки. Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению обучающимися прочных знаний и навыков, обеспечивают единство развития воспитания и обучения. В ходе работы используется технология коррекционно-развивающего   обучения,               целью     которой     является:  научить     детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах. Выбор правильных средств и методов определяет в основном благоприятную перспективу процесса устранения нарушений речи.

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение

Помещение: учебный кабинет: столы и стулья для педагога и обучающихся, классная доска, стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий Материал:

- зеркало для каждого ребенка - влажные и сухие салфетки

- рабочие тетради

- карандаш простой, карандаши цветные - тренажёр для письма

- природный материал, пуговицы, шнурки, прищепки, счетные палочки, конструктор.

Для     поддержания     интереса     и    эффективного      усвоения     знаний используется красочный и доступный демонстрационный и раздаточный материал, представленный по всем тематическим циклам программы, серии сюжетных картинок, иллюстрации к сказкам, различные игрушки и пособия.

Важной предпосылкой успешного усвоения материала программы является её непрерывность. Исходя из этого, в программе предусмотрена возможность реализации программы с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. В режиме ДО могут быть реализованы все темы программы,        но изменено соотношение количества часов теория/практика в сторону увеличения теории в виде лекционного материала консультаций для родителей, презентаций, ссылок на интернет ресурсы (сайт учреждения, платформы сервисов Zoom, Skype в зависимости от возможностей родителей (законных представителей) обучающихся, чаты для консультаций в сетях ВК,Вотсап, Вайбер)

 

 

Средства обучения по программе

Перечень дидактических пособи  Вид пособия

 

1 Дидактический картинках в материал Демонстрационный материал

2 Демонстрационный материал

3 Наглядные пособия и раздаточные

4 Наглядно-дидактическое пособие


Название пособия:

«Времена года в городе, в деревне, в природе»

Серия «Беседы по картинкам»

«В мире мудрых пословиц»

Серия «Беседы по картинкам»

«Воспитываем сказкой»

«Животные в картинках»

«Рассказы по картинкам. Осень»

 

Технические средства обучения (ТСО)

Аудио записи

Инструменты и приспособления общегопользования

Доска маркерная, магнитная, наглядные пособия, мягкие игрушки, мяч, художественная литература с красочными иллюстрациями


Инструменты и приспособления индивидуального пользования

Ручки цветные, карандаши цветные, тетради с печатной

основой, линейки.

Перечень расходных материалов

 

1       Тетрадь с печатной основой

2       Простой карандаш

3       Цветные карандаши

4       Цветные шариковые ручки

5       Линейка

6       Ксерокопии тестовых заданий

Материалы по работе с родителями

Совместные с родителями мероприятия, практикумы,  мастер-классы.

Практикум для родителей «Логопедическая помощь дома»;

Мастер-класс «Логопедическое пособие»

Совместный проект детей и родителей «Птицы – наши друзья»;

Родительское собрание «Организация деятельности»;

Родительское собрание «Помогаем детям дома»;

Родительское собрание по итогам года « Наш первый опыт»;

Индивидуальные консультации:

Беседы      на тему:       «Как помочь ребенку?»,  «Проблемы и перспективы развития речевых способностей ребенка»

 

 

Оценочные материалы

Способы аттестации планируемых результатов

Аттестация планируемых результатов проводится в виде диагностических исследований – входная, промежуточная и итоговая диагностика, которые проводятся по тестам, составленным для каждого учащегося с учетом его начального уровня и индивидуальной картой. Так же по итогам изучения каждой темы проводится проверочная работа. Форма текущего контроля: самоконтроль. В конце каждого занятия учащийся фиксирует свои результаты.

Предметные:

Сформированность артикуляционного уклада:

3 балла – артикуляционный уклад для постановки звука правильно развит.

2 балла – артикуляционный уклад для постановки звука развит правильно,но при произношении в речи ребенок не пользуется им.

1 балл – артикуляционный уклад для постановки звука не правильный.

Сформированность навыков фонематического анализа и синтеза.

3 балла –    умение безошибочно и быстро выполнять задания на

 

 

заданныйзвук.

2 балла – умение выполнять задания на заданный звук не быстро, но правильно.

1 балл – не выполнение заданий на заданный звук.

Сформированность умения пользоваться словарным запасом инавыками грамматически правильного оформления высказывания.

3 балла – активное пользование словарным запасом, без затруднений.

2 балла – пользование словарным запасом с небольшими сложностями.

1 балл – пассивное пользование словарным запасом.

Сформированность           умения         правильно дифференцировать звукисходные по артикуляционно-аккустическим характеристикам.

3 балла – обучающийся безошибочно умеет дифференцировать звуки сходные по артикуляционно-аккустическим характеристикам.

2 балла – обучающийся умеет дифференцировать звуки сходные по артикуляционно-аккустическим характеристикам, допуская не значительные ошибки.

1 балл – при дифференциации звуков сходных по артикуляционно-аккустическим характеристикам испытывает сложности.

Метапредметные:

Наблюдение и контроль при работе с предметными картинками;

составлении рассказа по картинке; составлении описательного рассказа по картинке.

3 балла – самостоятельное составление рассказа по сюжетной картинке и описательного рассказа;

2 балла – составление описательного рассказа и по сюжетной картинке по наводящим вопросам;

1 балл – сложности при составлении описательного рассказа и рассказа по сюжетной картинке, даже при использовании наводящих вопросов.

Личностные:

Диагностическая беседа, метод незаконченного предложения. Инструкция. На бланке приводится 15 незаконченных предложений.

Прочитайте и закончите их, вписывая первую же пришедшую Вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. При использовании данного метода у дошкольников, дописать предложение помогает взрослый.

Лист незаконченных предложений: 1. Моя мама…

2. Я учусь как,…

3. Когда мне не везёт,... 4. Я хотел бы учиться... 5. В моей семье я…

6. Я достаточно способен… 7. Я могу учиться...

8. Я мог бы быть очень счастливым... 9. Домашние задания

я...10.Я могу учиться...

11.Я мог бы быть очень счастливым... 12.Моя мать и я...

13.Когда я вспоминаю об учебе... 14.Больше всего я люблю..

15.Моя семья обращается со мной, как с...

Инструкция для 2-го этапа. Прочитав каждое предложение, выставьте

емуэмоционально–оценочный балл: +1, 0, –1, по следующей шкале:

+1 — положительная оценка и положительное отношение к тому, о чем идетречь.

0 — нейтральная оценка и нейтральное отношение к тому, о чем идет речь. Отсутствие каких–либо эмоций. Предложение не закончено.

1 — негативная оценка, негативное отношение к тому, о чем идет речь. Учеба     Семья Я

 

Список литературы для педагога:

1. Веселая логопедия. Буква С. - М.: Детский мир, 2016.

2. Воржева, Л. В. Из опыта взаимодействия учителя-логопеда и родителей [Текст] / Л. В. Воржева // Дошкольная педагогика. — 2016.

3. Перегудова, Т. С. Система игр и упражнений для профилактики и коррекции нарушений речи у детей 5-8 лет [Текст] / Т. С. Перегудова, Е. В. Балакирева // Дошкольная педагогика. — 2016.

4. Солдатова, Н. Подбор стихов для благоприятного развития личности дошкольника [Текст] / Н. Солдатова, О. Покровская // Дошкольное воспитание. — 2016.

5. Смирнова, И. А. Принципы логопедической диагностики нарушений речевого развития дошкольников . — 2016.

6. Федосеева, Н.Н. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях . – 2016.

для детей:

1. Баскакина, И. В. Логопедические игры. Жужжалочка и Шипелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков Ж и Ш / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 32 с:

2. Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков П, П', Б, Б', Ф, Ф', В, В', Т, Т', Д, Д': Пособие для детей с нарушениями речи / Н. В. Гальская; Худож. Е. С. Шапошникова. — Мн.: «Аверсэв», 2003. — 16 с. — (Говорящий карандашик).

3. Ихсанова,     С.     В.     Игротерапия      в    логопедии.     Артикуляционные превращения / С.В. Ихсанова. - М.: Феникс, 2014. - 48 c.

4. Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения / С.В. Ихсанова. - М.: Феникс, 2014. - 48 c.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie.doc2.21 МБ

Предварительный просмотр: