ТАТЬЯНА

Орешкина Татьяна Сергеевна

разработки, новости, интересные материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема методобъединения: «Воспитательная система детского дома – система формирования семейных ценностных ориентаций»

Форма проведения: круглый стол, с элементами игры; практикум.

Цель: Показать важную роль семейных ценностей в успешности воспитания и обучения детей.

Оборудование:

- Проектор, мультимедийная презентация

- Подбор песен  на начало мероприятия и на паузы-заставки («Родительский дом», «Погода в доме», «Под крышей дома …»)

- Для работы в группах: ручки, листы бумаги.

Ход методобъединения

Вступительная часть.

Слайд Сегодняшнюю нашу с вами встречу я хочу начать с необычного для вас упражнения – «воображалки». Эта любимая игра ваших детей. Прошу вас удобно сесть, глубоко вздохнуть, почувствуйте, как вы спокойны. Поставьте перед собой ладошки, как гнёздышко. Представьте, что в ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встаёт на ещё слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно бьётся его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом прикоснитесь к мягкому, податливому комочку. Задумайтесь о том, что ждёт это беззащитное существо. Что вы чувствуете? (Ответ)

Нежность и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окреп, подрос, превратился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнёт с ваших ладоней! Посмотрите, какая птичка слетела с ваших рук? Как она ведёт себя? Уверенно осваивает пространство или испуганно прячется? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на веточке? Вы уже догадались, что речь идёт о наших любимых детях, а уютное гнёздышко – это ваш дом, ваша семья.

Слайд  Тема методобъединения: « Воспитательная система детского дома – система формирования семейных ценностных ориентаций»

Основная часть.

Сегодня мы с Вами в ходе нашей встречи затрагиваем не простую и  очень значимую тему.

И начнём мы наш разговор  с небольшой разминки.

Как вы думаете, какие факторы влияют на становление вашего ребёнка как личности? (Наследственность, семья, школа, социум).

Я называю слово, а ваша задача подобрать  существительные, которые у вас ассоциируются с этим словом.

Слайд  Слово «СЕМЬЯ» Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.

Накануне методобъединения среди несовершеннолетних  было проведено мини-анкетирование. Нужно было ответить на один вопрос – что такое семья?

Слайд

  • Семья для меня дружный, любящий коллектив.
  • Семья – небольшая ячейка общества
  • Семья – это близкие люди.
  • Семья – это вера, надежда и любовь.
  • Семья – это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту, люди, которые помогут, простят, поймут и самое главное тебя там любят.
  • Семья – самое большое богатство, что есть у человека
  • Семья – это гнездышко, в котором обязательно есть мама, папа и особенно дети. Ведь дети – это счастье.
  • Семья – это счастье, крепость, забота, терпение.

А ещё дети получили задание, нарисовать свою семью, написать мини-сочинение «Что для меня значит семья», вот что у нас получилось. Послушайте о каких минутах счастья  пишут наши дети, что вызывает у них положительные эмоции. ……(Зачитывание сочинений).

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей?

А что Вы понимаете под значением определения слова «ценности»?

(Идет работа в группах, родители выбирают на листочках определения, которые они подразумевают под словом ценности. Затем идет зачитывание определений и прикрепление этих листочков к дереву, на доске.)(участие, польза, самоотверженность, значимость, забота, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, агрессия, безразличие, тунеядство, жестокость, коварство, малодушие ).

Обобщение всего полученного. Ценность даётся следующее определение:

Ценность, термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности.

-Итак, мы вспомнили общечеловеческие ценности.

- Но, как мы с Вами понимаем, ценности бывают разные и их принято классифицировать. Слайд

 (Ценности: Социальные, политические, экономические, духовные, семейные ценности…)Слайд

- Из всех перечисленных ценностей нас с Вами наиболее интересуют семейные ценности.

- Они тоже бывают самыми разнообразными.

- Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. Слайд

Из семьи складываются представления ребенка о справедливости, вежливости, внимательности, доброте, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе, из семьи же вытекает и школьная успешность. Слайд

-Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях. Выходит по одному представителю от группы, объясняя почему группа выбрала именно то или иное понятие.

(Идет работа в группах, родители выбирают на листочках определения, которые они подразумевают под словом семейные ценности.  Строительство дома из основных понятий на доске (интересные увлечения, семейные традиции, трудолюбие, подарки, сюрпризы, взаимопомощь, любовь, уют, тепло, добрые друзья, дружба, родители и дети, уважение, бабушки и дедушки, рукоприкладство, алкоголь, безделье, дым сигарет, ложь, брань, лень).

(Звучит песня «Под крышей дома»).

выбирают «правильные» понятия, отрицательные остаются. Слайд

 Из радуги постройте дом

Основу заложите в нём:

Любовь, радушье и добро,

В нём будет радостно, светло. Слайд

А сейчас я попрошу выйти трёх человек и проинсценировать сценку.  

Сценка . Действующие лица: мама, папа, сын. 

В комнате сидят мама, папа, сын. Мама вяжет, папа читает газету, сын учит историю.

Сын: Папа, а как начинаются войны? (Папа откладывает газету).

Папа: Вот как, сын мой. Предположим, Англия поссорилась с Америкой…

Мама (вмешивается): Англия не может поссориться с Америкой.

Папа: Да кто утверждает, что они поссорятся! Я просто хотел привести теоретический пример. (Отец рассердился)

Мама (повысив голос): Смешно! Да ведь ты втолковываешь парню какие-то бредовые идеи!

Папа (повысив голос): Ничего бредового я ему не внушал!

Мама: Если он будет тебя слушать, так ничего толкового из парня не выйдет! (Мама рассердилась и кинула в мужа клубок).

Сын (встает между ними): Спасибо, папа. Спасибо, мама. Теперь мне ясно, как начинаются войны.

Скажите «Каких семейных ценностей не хватает этой семье»?

Какие же семейные ценности должны присутствовать в семье, чтобы наши дети стали успешным в жизни?

Предлагаю вам обратить внимание на экран…

 Слайд Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте. (сопереживание)

Слайд  Всей семьёй Вы способны на многое. (поддержка)

Слайд Нежная забота друг о друге. (любовь)

Слайд Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга. (равенство)

Слайд Прислушиваться друг к другу. (умение слушать)

Слайд Уважение и благодарность. (признание)

Слайд Чувство безопасности и уверенности. (доверие)

Слайд Умение принимать человека таким, какой он есть. (толерантность) 

Слайд Умение уступать друг другу. (компромисс)

Итак, чтобы наши дети были успешными в школе и в жизни в нашем Центре должны присутствовать такие ценности как:

Слайд сопереживание, равенство, поддержка, толерантность, компромисс, любовь, умение слушать, признание, доверие.

Теперь наша картина завершена полностью. И в завершении мне бы хотелось прочитать небольшую притчу « О Карандаше».

Слайд Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать. Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещён в коробку с другими карандашами.

Слайд -Как вы понимаете первый (пятый) наказ, данный карандашу мастером?

Все наказы, данные карандашу мастером тоже будут способствовать тому, чтобы ребёнок стал успешным в нашем Центре и в жизни.

Подведение итога. Рефлексия.

Слайд  Вот и подошла к концу наше заседание за круглым столом. Много разных мнений прозвучало здесь сегодня, много советов и рекомендаций было дано! Я же подведу итог разговора одной единственной фразой «Душа ребёнка подобна скрипке, как к ней прикоснёшься, так она и зазвучит». Прикасайтесь к душе вашего ребёнка с любовью и, не сомневайтесь, его душа ответит тем же.