О своей работе

      В настоящее время интенсивно разрабатываются и внедряются в педагогическую практику инновационные технологии на основе различных видов искусства (театр, музыка, живопись, слово и пр.). Возможности использования различных видов искусств для оптимизации педагогического процесса издавна привлекают внимание отечественных и зарубежных практиков и учёных.

Музыка, издавна применяемая врачами в качестве средства улучшения общего самочувствия, повышения работоспособности, снижения утомляемости и получившая название функциональной, может способствовать созданию особой "регулируемой" коррекционно-развивающей, комфортной для психики ребёнка среды. 

Весьма эффективны активные формы музыкотерапии, к которым относятся: вокалотерапия, ритмотерапия, хореотерапия и игровая психотерапия.

 

Средства и структура музыкально-коррекционных занятий   в зависимости от их направленности.

     Направленность занятий

      Средства

     Структура занятий

I. Коррекция артикуляторных нарушений, отработки навыков речевого дыхания и голосоведения, Упражнения на мелкую моторику.

- Пение.
- Вокалотерапия.
-Игра на музыкальных инструментах.

- Артикуляторная гимнастика.
- Дыхательные упражнения.
- Вокализация.
- Пальчиковая гимнастика с музыкой.
- Игра на музыкальных инструментах.

2. Тренинг двигательных навыков, коррекция оптико-пространственных ориентировок, коррекция сенсорных представлений.

- Ритмика.
- Психогимнастика.

- Упражнения на внимание нориентировки.
- Пластические этюды.
- Упражнения на релаксацию.
- Невербальные взаимодействия.
- Подвижные игры.

3. Коррекция осанки, развитие оперативных двигательных возможностей н средств невербальных коммуникаций

- Хореография.
- Хоротерапия.
- Психодрама.

-Тренинг танцевальных движений.
- Пластические импровизации.
- Танцевальные импровизации.

4. Развитие фонематического слуха, развитие когнитивных и креативных процессов.

- Слушание.
- Арттсрапия.

-Прослушивание музыкального образа
- Анализ средств выразительности
- Рисование музыкального образа

5. Тренинг общения, коррекция поведенческих и личностных проблем, снятие эмоционального напряжения к тревожности

- Коммуникативная терапия.
- Сказкотералия.
-Аутотренинг.
- Театрализация.

- Работа над просодикой и речевой экспрессией.
- Разыгрывание диалогов и ситуаций.
- Проговаривание сказки, коллективное сочинение проживание ее и разыгрывание по ролям.

 

 (Материал взят из источника: Овчинникова Т. Технологии создания музыкальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом детском саду // Науково-практичний освітньо-популярний журнал "Імідж сучасного педагога (спеціальна педагогіка: теорія і практика логопедії)", 2005 - №6-7 (55-56))