"Работа с педагогами"

Клебанец Елена Владимировна

Консультации, рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_pedagogami.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Братска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 9»
«Солнечный город»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Составила : Клебанец Е. В.

воспитатель, 1 кв.категория

г.Братск

ПЛАН :

  1. Что такое художественное конструирование ?

  1. Основные направления работы.

  1. Этапы работы по художественному конструированию.

  1. Перспективы дальнейшей работы.

Художественное конструирование в значительной степени является синтетической деятельностью, которая более всего схожа с сюжетной игрой, апплицированием, рисованием, но не приравнивается к ним.

Приемы конструирования из плоскостных деталей конструктора просты, доступны ребенку дошкольного возраста и позволяют сконструировать изображение любого содержания.

К художественному конструированию относятся :

- конструирование из плоских элементов конструктора ;

- конструирование из бумаги ;

- конструирование из природного материала.

Деятельность художественного конструирования проходит сложный путь развития : от манипулирования с элементами конструктора и возникновения ассоциативных образов к созданию преднамеренных изображений.

Дети овладевают сначала действиями построения конкретного изображения, передающего структуру единичного объекта, затем обобщенного, схематически отображающего структуру определенного класса предметов. Постепенно они отходят от упрощенной передачи формы и строения изображаемого объекта и переходят к конструированию предметов и сюжетных композиций.

В процессе конструирования дети осуществляют точное обследование тех объектов, которые собираются конструировать ( выделяют главные детали из сложного целого, устанавливают их пространственное расположение), изучают и используют в своих действиях конструктивные свойства строительных элементов (геометрических фигур) и овладевают способами построения изображения. Дети работают с уже заданными по цвету элементами конструктора, которые позволяют построить не только радостные и яркие по цвету изображения, но и из реальной жизни (реалистические). Если на первых порах обучения детей художественному конструированию фон (его цвет) как средство изобразительной деятельности выбирается произвольно, то постепенно они переходят к осознанному выбору фона будущей постройки и используют его для достижения большей выразительности.

У детей развивается композиционирование, они овладевают симметрией, ритмом.

Смысл человеческих отношений, переживаний ребенок может постичь при ознакомлении с художественной литературой, а пережить – в процессе конструирования по мотивам знакомых произведений.

Для каждого возраста подбирается определенный комплект рабочих полей и деталей, которые отличаются составом, количеством и цветом элементов. Чем старше ребенок, тем больше по составу, разнообразнее по величине и цвету геометрических фигур входит в комплект конструктора.

Занятия по художественному конструированию включают в себя три основных направления работы :

1.Развитие познавательных и творческих способностей, что достигается решением заданий на развитие восприятия, мышления и воображения дошкольника.

Ребенок учится воспринимать внешние свойства предметного мира, такие как величина, форма, пространственные и размерные отношения, выделять основные структурно-функциональные связи на основе наглядного моделирования и создания новых оригинальных образов. В области развития воображения у ребенка начинают складываться предпосылки собственного творчества.

2. Развитие художественных способностей. Сюда входят задания, направленные на овладения «языком» изобразительной деятельности (учатся подбирать и активно использовать изобразительные средства : линия, форма, размер, цвет, положение в пространстве) ; построение разнообразных композиций.

3. Развитие конструктивных способностей детей, совершенствование технических умений и навыков работы с деталями конструктора (геометрическими фигурами).

Введение ребенка в мир художественного конструирования предполагает одновременное развитие познавательных, творческих, художественных и конструктивных способностей на четырех этапах работы : 

  1. Ознакомление детей с функциональным назначением конструкторского материала.

Сначала дети экспериментируют по своему желанию ; затем даются задания «Что-то достроить…»

  1. Это совместная конструктивная деятельность. Этот этап направлен на развитие воображения и обучения детей преднамеренному произвольному характеру действий по построению выразительных изображений объектов определенных классов (деревья, люди, животные). Сначала в двух позициях (средняя группа), а затем уже с трех пространственных позиций (старший возраст).
  2. Реализация опыта конструирования различных изображений разной степени трудности. Ребенок, с одной стороны, учится передавать обобщенное строение простых по структуре объектов и, сопереживая им, начинает испытывать эстетические чувства и использовать средства художественной выразительности.
  3. Идет переход от конструирования предметных образов, к воссозданию сюжетной композиции – по мотивам знакомых сказок, по собственному замыслу.

Ребенок учится самостоятельно конкретизировать замысел будущей композиции, выбирать выразительные средства, реализовывать свой замысел, контролировать его осуществление.

И так как по мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов я решила в перспективе своей деятельности расширить тематику, увеличить арсенал используемого материала и объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью. Что положительно скажется как на развитии детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности по творческому художественному конструированию.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

  1. Брыкина Е, К, «Творчество детей в работе с различным материалами» - Москва, 1998 г.

  1. Парамонова Л. А. , «Детское творческое конструирование» - Москва, 1999 г.

Департамент образования г. Братска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 9»

«Солнечный город»

РЕКОМЕНДАЦИИ

для воспитателей

«ОФОРМЛЕНИЕ УГОЛКА
ПО
ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ
ПО ВОЗРАСТАМ»

Составила : Клебанец Е. В.

воспитатель, 1 кв. категория

г. Братск

ПЛАН :

  1. Организация уголка для детей младшего дошкольного возраста.

  1. Организация уголка для детей среднего дошкольного возраста.

  1. Что включает в себя конструкторский материал для детей старшего и подготовительного возраста по художественному конструированию.

Успешному освоению приемов работы по художественному конструированию способствует организация уголка, а также автодидактические возможности конструкторского материала, которые помогают ребенку самообучаться.

1.

Дети младшего возраста конструируют на разноцветных фонах, обтягивающих стационарные стенды :

- светлоокрашенный фон : белый, желтый, оранжевый, розовый, зеленый, голубой ;

- темноокрашенный фон : черный, фиолетовый.

В работе используют наборы плоских геометрических фигур ( квадраты, круги, треугольники, прямоугольники, овалы) трех градаций величины ( 2*2 см.; 4*4 см.; 6*6 см.) ; девяти цветов и их оттенков : красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, белого, черного, коричневого, фиолетового.

Конструирование из плоских элементов (геометрических фигур) не требует от малыша высокого овладения изобразительными средствами (цвет, форма, фон, ритм, симметрия, композиция), но успешно их развивает.

Конструкторский материал упражняет детей в композиционировании, в овладении симметрией, ритмом. Все элементы конструктора можно быстро расположить на фоновой поверхности, убрать и вновь расположить. Материал «подсказывает» детям нужный способ действия, «контролирует» их работу, помогает обнаружить ошибки. Ребенок может практически передвигать геометрические фигуры на фоновой поверхности и опробовать различные варианты построения изображения и его места на плоскости.

Конструкторский материал позволяет использовать большой набор изобразительных средств и дает возможности детям передать характерные черты предметов, сказочных персонажей – создать выразительный целостный образ.

2.

Конструкторский материал для детей среднего возраста включает набор геометрических фигур (кругов, квадратов, разнообразных треугольников : выгнутых, вогнутых, прямоугольных, равносторонних; прямоугольников, овалов, трапеций) девяти цветов и трех их оттенков, пяти градаций величины ( 2*2 см, 4*4 см., 6*6 см., 8*8 см., 10*10 см.).

В набор должны входить элементы, представляющие собой половину и четверть каждой геометрической формы.

Дети конструируют на разноцветных фонах, стационарных стендах, обтянутых темной или светлоокрашенной хлопчатобумажной тканью : белого, желтого, оранжевого, розового, зеленого, голубого, черного, фиолетового, красного оттенков.

3.

Конструкторский материал для детей старшего дошкольного возраста включает набор геометрических фигур ( кругов, квадратов; разнообразных треугольников; прямоугольников; овалов; трапеций; шестигранников) одиннадцати цветов (коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, черный, белый, серый) и пяти их оттенков, пяти градаций величины ( 2*2 см., 4*4 см., 6*6 см., 8*8 см., 10*10 см.).

В набор должны входить элементы, представляющие собой половину и четверть каждого сенсорного эталона формы.

Дети конструируют на разноцветных фонах, стационарных стендах, обтянутых хлопчатобумажной тканью светлых тонов : белого, желтого, оранжевого, розового, зеленого, голубого и темных тонов : черного, фиолетового, красного, синего, цвета для декоративных композиций.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

  1. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. и др. «Программа «Развитие» для детей младшего возраста» - Москва, 2000 г.

  1. Венгер Л. А., Дьяченко О. М, и др. «Программа «Развитие» для детей среднего возраста» - Москва, 2000 г.

  1. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. и др. «Программа «Развитие» для детей старшего возраста» - Москва, 2000 г.

  1. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. и др. «Программа «Развитие» для детей подготовительной группы» - Москва, 2000 г.

Департамент образования г. Братска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 9»

«Солнечный город»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ
В РАБОТЕ
С РАЗЛИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ»

Составила : Клебанец Е. В.

воспитатель ,1 кв. категория

г. Братск

ПЛАН :

  1. Развитие творчества детей, через различные пути и материалы.

  1. Что познают дети в процессе работы с разными материалами.

  1. Значение работы с разными материалами для личности ребенка.

Развивать творчество детей можно различными путями , в том числе в работе с различными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, бумаги и природного материала.

Техника работы с бумагой может быть различной : обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики».

Дошкольники могут конструировать поделки из природного и использованного так называемого бросового материала, работать с тканью.

Использовать данный вид деятельности для развития ребенка предлагали многие педагоги прошлого и настоящего : Я. А. Коменский, Д. Локк, Ф. Фребель, Е. Н. Водовозова, Л. К. Шлегер, Е. А. Флерина, Л. Топоркова и многие другие. Джон Локк считал, что лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он создал своими руками.

В процессе работы с тканью, бумагой, природным материалом дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использование в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению, каким является большинство наиболее употребительских учебных наглядных пособий».

Дошкольники учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавая поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок и т.д.

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо отметить тот факт, что дошкольники бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Работа с разными материалами позволяет педагогам развивать трудовые умения и навыки : пользование клеем и кисточкой, приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках. «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами : чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (Сухомлинский В. А.)

Создание поделки помогает развитию воображения детей, то есть способность увидеть в шишке, листе бумаги, ракушке необыкновенный образ.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают , что различные виды продуктивной деятельности, в частности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности : восприятие и формирующие на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально-положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

  1. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества» - Москва, 1995 г.

  1. Брыкина Е. К. «Творчество детей в работе с различными материалами» - Москва, 1998 г.

  1. Парамонова Л. А. «Мятые картинки» - Москва, 2003 г.

Департамент образования г. Братска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 9»

«Солнечный город»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«МИР ОРИГАМИ И АППЛИКАЦИЙ»

Составила : Клебанец Е. В.

воспитатель, 1 кв. категория

г. Братск

ПЛАН :

  1. Новый предмет педагогики – «Оригами».

  1. С какого возраста можно заниматься «оригами».

  1. Виды аппликации.

  1. Что можно делать со сложенными фигурками ?

  1. Последовательность работы над многофигурной коллективной аппликацией.

  1. Объемная композиция.

Новый для отечественной педагогики предмет «оригами» предполагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребят урока с целью развития у них целого комплекса навыков. Во время занятий оригами, особенно с маленькими ребятами, следует стремиться не только научить их работать с бумагой, но и развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям педагога и удерживать внимание на предмете работы в течении длительного времени.

Полезно и даже необходимо развивать устную речь ребенка, стремиться сделать ее красивой, грамотной, научить ребят свободному общению. На занятиях с применением оригами можно не только складывать, но и разучивать русские обряды и сказки, петь , играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора. Фигурки, выполненные в технике оригами, дополняют эти занятия, иллюстрируют их. Та или иная фигурка может сочетаться с загадкой, стихами, прибауткой. В процессе работы , ребята и песенку выучат и фигурку освоят.

Оптимальный возраст учеников для полного освоения мира «оригами» 5-6 лет. Оригами, как и любая другая область знаний, дает полный простор воспитательному воображению. Можно включать в занятия элементы сказок, мифов.

Начинать работу можно с трех летками. Маленькие ребята иногда боятся листа бумаги – страшно взять его в руки, сделать с ним что-то.

На первых уроках с трехлетними детьми следует сначала знакомиться со свойствами бумаги как материала.

Нередко маленькие дети не умеют правильно формировать линию сгиба – пришлепывают, а не разглаживают складку. Оказывается таким простым и очевидным для взрослого приемам тоже надо учиться ! в трехлетнем возрасте даже точно соединить два противоположных уголка квадрата бывает непросто. Поэтому следует начинать занятия с самых простых действий.

От полученной фигурки ребенку должно быть радостно ! именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать занятия дома.

Чистота метода не должна заслонять цель. Ребенок должен получать радость от занятий, радость от того, что у него все получилось. Поэтому сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами ! После окрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисовать только глаза и нос. Фигурка оживает. На занятиях дети начинают играть со своими раскрашенными фигурками.

Как использовать сложенные в процессе работы фигурки ?

Что с ними делать дальше ? практика показывает, что при работе с малышами самой эффективной формой оформления полученных результатов является составление аппликаций.

Слово «аппликация» в русском языке является калькой с латинского – прикладывать. Этим термином называют работы, составленные из кусочков самых разных материалов – бумаги, кожи, ткани. Отдельные детали композиции наклеиваются, нашиваются или прикрепляются каким-либо другим способом на картон, большой лист бумаги, фанеру, обтянутую тканью или любой другой фон. Аппликация в технике оригами доступна даже самым маленьким детям. Именно такие работы являются любимыми для детей и выполняются ими с радостью и с энтузиазмом. Их веселит и жизнерадостный цвет бумаги, и объемность получающихся фигурок, и относительная простота изготовления достаточно сложных образов, и, наконец, коллективное участие в общем труде создания красоты.

По своему содержанию аппликация делится на предметную, сюжетную и орнаментную. При работе с малышами полезно применять орнаментную аппликацию. Она позволяет освоить любопытный прием работы – составление достаточно сложных моделей и фигурок из совсем простых элементов. Маленьким детям трудно складывать сложные изделия. Однако даже с помощью двух-трех простейших складок квадраты бумаги можно превратить в элементы своеобразной мозаики, из которых составляются любопытные композиции. Например, можно сделать фигурку мыши, состоящую всего лишь из нескольких треугольников – тело, мордочка, уши, лапки.

 Однако наиболее успешно применение оригами позволяет выполнять предметную и сюжетную аппликации. Наиболее проста из них предметная аппликация. В этом случае фон и нарисованные на нем предметы и фигуры подчеркивают значимость сложенного объекта, помещают его в соответствующую сказочно-игровую среду. Сюжетная аппликация сводится к размещению нескольких разных объектов, связанных вместе общей темой или историей. Перед тем как приступить к такой работе, следует продумать что, где, как и зачем будет расположено. Таким образом, работа над сюжетными аппликациями в технике оригами позволяет развивать у ребят чувство соразмерности и композиции.

Сначала обсудите со соими ребятами тему аппликации. На предварительно подготовленный фон ребята накладывают самостоятельно сложенные фигурки (учитывайте при этом запас знаний и возможностей своих детей) ; изделия можно передвигать, сравнивать их друг с другом, накладывать одно на другое, выбирая оптимальное положение. Такая практика способствует быстрому усвоению правил композиции. Обычно работа над коллективной многофигурной аппликацией выполняется следующим образом :

  1. Выбор сюжета.
  2. Выбор фигурок.
  3. Выбор размера фигурок.
  4. Выбор размера и цвета фона.
  5. Подбор бумаги для работы.
  6. Складывание фигурок.
  7. Раскрашивание фона.
  8. Расположение и наклеивание фигурок.
  9. Окантовка работы.

Следующий, еще более сложный шаг – выполнение объемных композиций, похожих на оформленную художником сцену спектакля. Для подобных работ обычно используют пустые большие коробки из-под промышленных или кондитерских товаров. Выход в пространство из плоскости позволяет еще активнее развивать композиционные навыки ребят, однако такие работы обязательно требуют участия взрослого педагога. Выполнять их самостоятельно малышам еще рано.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

  1. Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. «Оригами и аппликация» - СПб., 1999 г.

  1. Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству» - СПб., 2002 г.

  1. Лыкова И. А. «Декоративная аппликация» - Москва, 2002 г.