Музыкальная предметно-развивающая среда в МКДОУ "Берёзка"

Стеблиненко Галина Эдуардовна

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В МКДОУ «БЕРЁЗКА».               п. ХАНЫМЕЙ 2013г

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ: СТЕБЛИНЕНКО Г.Э.

Музыкальная предметно-развивающая среда  в ДОУ.

«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они произрастают». Г.Нейгауз.

Всем известно и доказано учёными, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Большое значение в развитии этих способностей  зависит от грамотно организованной предметно-пространственной среды.

По мнению педагогов  музыкальная предметная среда  должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться  вне  предметно-пространственной среды. Главное требование к музыкальной среде – её развивающий характер. Педагоги нашего коллектива стремятся к тому, чтобы содержание музыкальной среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Всё это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с педагогом. Ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на различных музыкальных инструментах, заниматься  творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально - дидактических игр.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ  организуется по трём основным блокам:  +

- восприятие музыки,

- воспроизведение музыки,

- музыкально-творческая деятельность.

"При создании музыкальных зон в ДОУ  мы  продумали:

1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей.

2. Разнообразие оборудования.

3. Учет возрастных особенностей детей.

4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там. 

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, + иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото, . (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами), атрибуты к музыкальным играм: флажки, султанчики, платочки,  ленточки, маски и прочее.

2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для  творческого музицирования: +

•  (пианино, металлофон, аккордеон, баян, флейта и др.) +

• с одним фиксированным звуком (дудки) +

• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы,  колокольчики, ксилофоны, ложки и др.) +

3. Музыкально-дидактические игры и пособия: +

нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудио. пособия:  компакт-диски,  фонограммы, аудио-кассеты, )  +

Оформление музыкальных мини-центров в группе раннего  и младшего возраста имеет сюжетную основу,  а в старшем  в основном – дидактическую.

Музыкально-предметная среда доступна взору ребёнка, действиям руки, росту ребёнка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желания действовать с ними.

Как показывают материалы диагностики, созданная система условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности обеспечивает необходимый уровень музыкального развития воспитанников ДОУ.

Между педагогами и музыкальным руководителем  налажен тесный контакт по обмену опытом  создания музыкальной предметно- пространственной среды в группах.