Новости класса!!!

Свяжина Ирина Петровна

Здесь размещаются все новости и объявления нашего класса!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКАЦИЯ

проверочной работы для учащихся 5 классов по математике

Назначение проверочной работы

Назначение данной работы – осуществить объективную оценку индивидуальных учебных достижений учащихся 5 классов за курс математики начальной школы. С помощью этой работы на уровне образовательного учреждения осуществляется оценка качества освоения учащимся основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика», а также достижения метапредметных планируемых результатов, возможность формирования которых определяется особенностями данного предмета.

Документы, определяющие содержание проверочной  работы

Содержание и структура проверочной работы по предмету «Математика» разработаны на основе следующих документов и методических материалов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);

                Федеральный компонент государственного образовательного стандарта    начального общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089);

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2, 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010, 2011. – 204 с. (с. 60-63, 137-139, 180-182);
  2. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 120 с. (с. 57-69);
  3. Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1, 2, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 215 с. (с. 46-104).

На основании этих документов и материалов разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования перечень планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика». Этот перечень (см. Кодификатор) используется в качестве содержательной и критериальной основы при разработке инструментария для проведения процедур оценки качества начального образования (оценки индивидуальных достижений учащихся).

Подходы к отбору содержания, разработке структуры проверочной работы

Основная цель проверочной проверочной работы, проверяемые умения, содержание и тип заданий определялись с учетом целей изучения математики, сформулированных в стандарте. Учитывались также основные подходы к оценке подготовки выпускников начальной школы, разработанные с расчетом на обеспечение достижения планируемых результатов обучения математике[1].

Изучение математики в начальной школе направлено на математическое развитие младшего школьника, освоение основных начальных математических знаний, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики, воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни. Оценить сформированность этих качеств можно на основе результатов решения учащимися разнообразных задач. Поэтому основной целью проверочной работы является проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами математики.

С учетом этих целей предлагаются следующие подходы к созданию проверочных работ для проведения оценки индивидуальных достижений выпускников начальной школы.

1) Содержание заданий должно обеспечивать проверку овладения планируемыми результатами стандарта общего начального образования, зафиксированными в рубриках «Выпускник научится» по каждому разделу курса математики начальной школы: «Числа и вычисления», «Арифметические действия», «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Полнота проверки математической подготовки учащихся обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале каждого из этих разделов.

2) В заданиях, включенных в работу, должны быть представлены учебные или жизненные ситуации, которые нужно разрешить средствами математики, используя полученные знания.

3) В работу целенаправленно не включаются задания на прямое использование известных алгоритмов действий и правил. Так, например, демонстрационный вариант работы не содержит привычных формулировок «Вычисли…», «Выполни деление…», «Найди значение…» с указанием на выполняемое действие. Знание таблиц сложения и умножения проверяется опосредованно при выполнении заданий, в которых они служат средством решения поставленной проблемы (например, для решения задачи надо выбрать соответствующее арифметическое действие и выполнить его). 

4) Для обеспечения полноты проверки уровня учебных достижений учащегося работа должна содержать задания разного уровня сложности – базового и повышенного. В период введения новых стандартов очень важно определить наличие у выпускника начальной школы базовой подготовки, обеспечивающей успешность дальнейшего обучения. Поэтому в проверочной работе между заданиями базового и повышенного уровня целесообразно соотношение 80% – 20%.

При этом необходимо обеспечить проверку на базовом уровне не только овладения предметными планируемыми результатами, но и такими важнейшими умениями, как математически грамотно записать решение или объяснение полученного ответа в учебной и практической задаче, работать с несложной информацией, представленной в разной форме (текст, схема, таблица, рисунок, диаграмма).

Задания повышенного уровня, составленные с учетом  планируемых результатов из рубрики  «Выпускник научится», должны отличаться тем, что от ученика потребуется либо воспользоваться имеющимися у него умениями из разных разделов курса, применить изученные знания в нестандартной ситуации (например, пользоваться понятиями, правилами, алгоритмами, применение которых неочевидно в предложенной ситуации), проявляя конкретные умения метапредметного характера: понимать и анализировать условие задания и поставленный вопрос, контролировать полноту выполнения задания, учитывать при решении все условия, указанные в тексте задания, выбирать способ решения из нескольких изученных или разрабатывать самому, и др.

5) Каждый вариант работы должен обеспечивать полноту проверки овладения большинством – хотя бы около 70% – контролируемых планируемых результатов из 23, представленных в кодификаторе в рубриках «Выпускник научится» (см. Приложение 1).

6) Опыт составления подобных работ показывает, что для обеспечения достаточно полной проверки овладения большинством планируемых результатов работа должна включать не менее 20 заданий, различающихся по тематике и уровню сложности. Это позволит учащимся продемонстрировать в ходе выполнения заданий разные виды познавательной математической деятельности, владение которыми характеризует достижение проверяемых результатов обучения на базовом или повышенном уровне. Так, например, в Демонстрационном варианте полнота проверки обеспечивается включением в него 20 заданий, которые проверяют на базовом или повышенном уровне около 83% (19 из 23) планируемых результатов из блока «Выпускник научится» (см. ниже «План Демонстрационного варианта работы»).

7) Чтобы дать возможность каждому учащемуся приступить к заданиям базового уровня их надо разместить в начале текста работы, а задания повышенного уровня поместить в конце.

8) Для поддержания познавательного интереса к работе, тексты заданий содержат разнообразные сюжеты, актуальные для учащихся данного возраста, а сами задания различаются по формату.

9) В работу включены задания разного типа, определяемого требуемой формой ответа:

– с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов;

– с выбором нескольких верных ответов из 5-6 предложенных вариантов;

– с записью краткого ответа, где требуется записать результат выполненных действий или размышлений (цифру, число, величину, выражение, несколько слов или сделать рисунок);

– с записью развернутого решения или объяснения полученного ответа. Например, развернутое решение текстовой задачи может быть записано по вопросам, по действиям или с помощью числового выражения. Объяснение может быть представлено либо в виде развернутого решения (как в текстовой задаче), либо в виде действий и рассуждений, либо в виде рассуждений.  

Целесообразность использования тех или иных типов заданий определяется особенностями проверяемого раздела содержания и планируемого результата. С целью экономии времени предпочтение отдано заданиям с выбором ответа и заданиям с кратким ответом. Отметим, что задания с кратким ответом не провоцируют учащихся на совершение ошибок (предлагая неверные ответы) при неуверенности в своих знаниях и тем самым способствуют проявлению учащимися большей самостоятельности при выполнении заданий и повышению объективности результатов проверки. В то же время задания с выбором ответа позволяют проверить наличие такого метапредметного умения, как самоконтроль при выборе верного ответа из предложенных вариантов.  

10) В связи с необходимостью контроля и диагностики всего блока планируемых результатов «Выпускник научится», считаем целесообразным работу для индивидуальной оценки подготовки учащихся разрабатывать в нескольких вариантах, отвечающих следующим условиям;

– каждый вариант составляется таким образом, чтобы обеспечить проверку овладения вопросами содержания из каждого из шести основных разделов курса математики начальной школы и контролировать овладение большинством – хотя бы около 70% – всего блока планируемых результатов «Выпускник научится» на базовом или повышенном уровнях;

– в целом все варианты работы должны обеспечивать проверку на базовом и повышенном уровнях всех планируемых результатов, представленных в блоке «Выпускник научится»;

– варианты должны быть равноценны по сложности для обеспечения равных возможностей при получении учащимися индивидуальной оценки.

Анализ разнообразных по содержанию и форме заданий разного уровня сложности, выполненных учащимся, позволит учителю не только содержательно интерпретировать продемонстрированный учащимся уровень овладения проверявшимися знаниями и умениями, но и сделать обоснованное заключение о достижении им проверявшихся планируемых результатов на базовом или повышенном уровне. Эта информация дает возможность педагогам делать обоснованные предположения о возможных успехах и трудностях адаптационного периода обучения в 5 классе не только для отдельного ученика, но и для класса в целом. На этой основе может быть охарактеризована готовность выпускника начальной школы к продолжению обучения в основной школе.

Структура проверочной работы и характеристика заданий

Согласно поставленной цели по результатам работы предполагается дифференцировать учащихся на группы, которые различаются по состоянию базовой и повышенной подготовки по курсу начальной школы. То есть предполагается достаточно тонкая дифференциация учащихся по глубине и объему усвоения учебного материала. В связи с этим работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися, всего 20 заданий. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой математической подготовки, она включает 16 заданий базового уровня сложности (№№ 1-16). Назначение второй группы – она включает 4 задания повышенной сложности (№№ 17-20) – проверить способность применять полученные знания для решения заданий повышенного уровня. Для выполнения заданий не требуется выполнять громоздкие вычисления, что позволяет значительно уменьшить влияние вычислительных ошибок на проявление учащимся понимания изученных понятий и методов и способности их применения для решения поставленных задач.

В работе предлагаются комплексные задания повышенного уровня, для разрешения которых требуется в малознакомой или незнакомой (новой) ситуации применить знания, полученные при изучении разных разделов курса; учитывая особенности предложенной ситуации, привести объяснение истинности некоторого утверждения или полученного ответа; читать и интерпретировать информацию, представленную в разной форме (текст, таблица, диаграмма).

В работе используются четыре типа заданий:

– с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов – 4 задания (см. далее в Демонстрационном варианте задания  №№ 1, 5, 9, 12);

–  с выбором верных ответов из 5-6 предложенных – 1 задание (см. № 3,6);

– с кратким ответом – 11 заданий (см. №№ 2, 7, 8,10,13,15-18, 20), когда требуется записать результат выполненного действия (цифру, число, величину, выражение, несколько слов);

–  с записью решения – 2 задания (см. №№ 4,11) или объяснения полученного ответа – 2 задания (см. №№ 14, 19).

Приведенные выше данные о распределении заданий по типам в вариантах работы показывают, что предпочтение целенаправленно отдано заданиям с выбором ответа и кратким ответом. Это позволило включить в работу достаточно большое количество заданий и тем самым повысить объективность результатов проверки.

Распределение заданий проверочной работы  по основным блокам содержания, уровню сложности, видам умений и способам познавательной деятельности

а) В таблице 1 представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания в демонстрационном варианте работы.

Таблица 1

Блок содержания

Число заданий в работе

1. Числа и величины

3  (№ 5, 8, 17)

2. Арифметические действия

2  (№ 9, 10)

3. Работа с текстовыми задачами

4  (№ 2, 4, 12, 19)

4. Пространственные отношения.  

 Геометрические фигуры.

5  (№ 3, 6, 11,13,18)

5. Геометрические величины

3  (№ 1,14,15)

6. Работа с информацией

3  (№ 7, 16, 20)

Всего:

20

Информация, приведенная в плане работы (см. ниже), показывает, что включенные в неё задания позволяют проверить овладение 19 из 23 планируемых результатов на базовом или повышенном уровне, что составляет около 83% блока «Выпускник научится». Задания составлены на материале всех 6 разделов  курса математики начальной школы. Значительное количество заданий по блоку «Работа с текстовыми задачами» объясняется тем, что при их выполнении привлекаются знания и умения, формируемые при изучении материала из других блоков содержания.

Этот подход позволил обеспечить охват материала всех разделов курса. Поэтому результаты выполнения работы дают возможность выявить темы, вызывающие наибольшую и наименьшую трудность в усвоении выпускниками начальной школы, установить типичные ошибки учащихся. Эта информация  позволит выявить наличие методических проблем в организации изучения материала различных разделов курса.

б) Умения и способы познавательной деятельности, контролируемые с помощью демонстрационного варианта, представлены в плане этого варианта (см. ниже План демонстрационного варианта работы).  

в) В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности в вариантах работы.

Таблица 2

Распределение заданий по уровню сложности в вариантах работы

Уровень сложности

Число заданий

Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня  сложности

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу

Базовый

16

16

67%

Повышенный

4

8  

33%

Итого:

20

24  

100%

Целенаправленное включение в работу достаточно большого количества заданий базового уровня сложности позволяет обеспечить полноту проверки достижения учащимся планируемых результатов, являющихся основой, обеспечивающей  возможность успешного продолжения  образования в основной школе.  

Выполнение заданий повышенного уровня показывает потенциальные возможности учащихся в изучении курса математики в основной школе. Включение в работу нескольких разнообразных заданий повышенного уровня, составленных на материале из разных тем курса, предоставляет учащемуся выбор проявить более высокий уровень подготовки на том материале, которым он владеет более уверенно.

Общие подходы к оценке выполнения заданий работы и работы в целом

Задания базового уровня, представленные в любом формате,  оцениваются по одной шкале, повышенного уровня – по другой шкале.

Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1 баллом. Выполнение заданий повышенного уровня в зависимости от сложности, определяемой содержанием задания и его формой, а также от полноты и правильности ответа  учащегося оценивается от 1 до 2 баллов максимально. Более детально подход к проверке и оценке выполнения отдельных заданий демонстрационного варианта рассматривается далее в «Рекомендациях для учителя по проверке и оценке выполнения работы».

Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения четвероклассником уровня обязательной базовой подготовки. В рамках данного проекта «Оценка качества начального образования» в период введения новых стандартов принято считать, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в проверочную работу. Так, если в демонстрационном варианте таких заданий 16, то 10 заданий составляют около 65%. В этом случае,  при получении учащимся  не менее 10 баллов за выполнение базовых заданий считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу математики начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 14-16 баллов (максимальный балл равен 16) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки. Это означает, что он демонстрирует  не только  наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующей ступени, но и произвольное использование сформированных учебных действий.

Анализ разнообразных по содержанию и форме заданий разного уровня сложности, выполненных учащимся, позволит учителю содержательно интерпретировать продемонстрированный учащимся уровень овладения проверявшимися знаниями и умениями. Эта информация дает возможность педагогам делать обоснованные предположения о возможных успехах и трудностях адаптационного периода обучения в 5 классе не только для отдельного ученика, но и для класса в целом. На этой основе может быть охарактеризована готовность выпускника начальной школы к продолжению обучения в основной школе.

        

Время выполнения варианта проверочной работы

Примерное время на выполнение заданий в среднем составляет:

– для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут;

– для заданий повышенной сложности – 3 минуты.

На выполнение всей работы отводится 1 урок (45 минут), включая

и организационную часть.

План демонстрационного варианта проверочной работы

Ниже представлен план демонстрационного варианта работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.

Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность;

ВО – выбор ответа,  КО – краткий ответ (в виде числа, величины, выражения, одного или нескольких слов, рисунка); РО – развернутый ответ (запись решения или объяснения полученного ответа).

Таблица 3.

План демонстрационного варианта проверочной работы

Но-

мер

зада-ния

Блок содержания

Проверяемое знание/умение

Планируемый результат[2]

Тип задания

Максим. балл

1.

Геометрические величины

Решать практическую задачу, связанную с оценкой геометрической величины.

5.1.3

во

1

2.

Работа с текстовыми задачами

Находить величину по ее доле  в предложной практической ситуации

3.1.3.

ко

1

3.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Различать пространственные геометрические фигуры, находить все фигуры, имеющие форму цилиндра, независимо от их расположения на плоскости

4.1.4

ко

1

4.

Работа с текстовыми задачами

Понимать смысл характеристик движения (скорость, расстояние); применять знание зависимости между характеристиками движения.

3.1.1.

ро

1

5.

Числа и величины

Применять знание позиционной записи при сравнении чисел

1.1.1

во

1

6.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Распознавать изученные геометрические фигуры (четырехугольники, треугольники). Находить все четырехугольники, обладающие заданным свойством (имеющие прямой угол).

4.1.2.

ко

1

7.

Работа с информацией

Понимать значение слов «каждый», «некоторые»; применять представления о свойствах геометрических фигур (треугольников) для оценки истинности математических утверждений

6.1.3.

ко

1

8.

Числа и величины

Устанавливать правило и продолжать последовательность чисел.

1.1.2

ко

1

9.

Арифметические действия

Понимать математическую терминологию, выбирать арифметическую модель числового выражения по текстовому описанию

2.1.4

во

1

10.

Арифметические действия

Понимать  суть предложенной практической ситуации с точки зрения отношений между заданными числами, производить действия с числами, контролировать выполнение двух условий

2.1.3

ко

1

11.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Выполнять построение (на листе в клетку) прямоугольника с заданными свойствами, используя при этом знания о периметре прямоугольника для нахождения длины его неизвестной стороны

4.1.3.

ро

1

12.

Работа с текстовыми задачами

Проверять ход решения задачи с точки зрения соответствия описания сюжетной ситуации (учет всех условий) и логики решения арифметической задачи (2 действия)

3.1.2.

во

1

13.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Находить  реальные предметы, имеющие ту же форму, что и предложенные модели пространственных геометрических фигур (куба и шара).

4.1.5

ко

1

14.

Геометрические величины

Применять знание смысла понятия «периметр» в практической ситуации для ответа на вопрос задачи, записывать объяснение ответа

5.1.2.

ро

1

15.

Геометрические величины

Измерять длину предмета в заданных единицах с опорой на алгоритм измерения отрезка

5.1.1

ко

1

16.

Работа с информацией

Читать таблицу, находить информацию в соответствии с вопросом задачи, сравнивать числовые данные, представленные в столбце таблицы

6.1.1

ко

1

17.

Числа и величины

Решать практическую задачу на выбор из заданного множества всех чисел, обладающих заданным свойством.

1.1.3

1.1.1

ко

2

18.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Ориентироваться в пространстве и на соответствующей схеме, находить два решения задачи

4.1.1

ко

2

19.

Работа с текстовыми задачами

Понимать практическую ситуацию, описанную в задаче, моделировать ее, получать результат и объяснять его

3.1.2

3.1.1

ро

2

20.

Работа с информацией

Читать и интерпретировать диаграмму, использовать данные для ответа на вопросы

6.1.2

ко

2

Базовых- 16

Повышен

ных - 4

во-4

 ко-12

ро-4

24

Дополнительные материалы и оборудование 

Для выполнения работы необходима  линейка с делениями, угольник (с прямым углом), карандаш и ручка.

Условия проведения тестирования (требования к специалистам)

На выполнение работы отводится 1 урок (45 минут). Работа может проводиться независимыми экспертами в присутствии учителя, работающего в данном классе.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ

проверочной работы для выпускников начальной школы по математике

(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)

Демонстрационный вариант работы по математике разработан для оценки овладения выпускниками начальной школы планируемыми результатами обучения, разработанными в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования. Подходы к разработке содержания и структуры данного варианта представлены выше в спецификации работы.

При ознакомлении с демонстрационным вариантом следует иметь в виду, что включённые в него задания не обеспечивают проверку всех планируемых результатов, достижение которых будет проверяться с помощью вариантов работы. Полный перечень планируемых результатов, которые могут контролироваться, приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников начальной школы по математике в рубриках «Выпускник научится» по каждому разделу курса. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность получить представление о структуре будущих вариантов КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности, а  учащимся также приобрести опыт распределения времени, отведенного на выполнение заданий проверочной работы.

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

На выполнение работы отводится 40 минут.

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях  нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.

В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в виде числа или слов в специально отведённом для этого месте.

В работе будут задания, в которых надо записать решение или краткий ответ и объяснение этого ответа.

Внимательно читай задания!

Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Желаем успеха!

На выполнение работы дается 1 урок.

1.        Коля  измерил высоту письменного стола. Какой результат он мог получить?

1)              25 см

2)             45 см

3)             75 см  

4)           135 см

2.        Треть учеников четвёртого класса отправились в поход.

Сколько всего учеников в этом классе, если в поход отправились 9 четвероклассников?

Ответ:                  

3.        Обведи номера фигур, имеющих форму цилиндра.

1

2

3

4

5

6

4.        Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали велосипедист и мотоциклист. Скорость мотоциклиста 40 км/ч. Он едет в два раза быстрее велосипедиста. Через час велосипедист и мотоциклист встретились. Каково расстояние между городами? Запиши решение и ответ.    

Ответ:

5.        Митя записал число 97. Затем справа от цифры 7 приписал цифру 0.

На сколько увеличилось число 97?

1)        на 970

2)        на 10

3)        на 927

4)        на 873

6.        Рассмотри фигуры, изображённые на рисунке. Обведи номера всех четырёхугольников, которые имеют прямой угол.

1

2

3

4

5

7.        Рассмотри фигуры, изображенные на рисунке.

1

2

3

4

Около каждого утверждения запиши, верно оно или неверно относительно этих фигур.

а)        У каждого из этих треугольников все стороны равны.                 

б)        У некоторых из этих треугольников две стороны равны.         

8.        Впиши следующее число последовательности

630,  540,  450,  360, ______

9.        Укажи числовое выражение: «Разность чисел 45 и 9 увеличить в 2 раза».

1)        45 : 9 + 2

2)        (45 – 9) + 2

3)        (45 – 9) • 2

4)        45 : 9 • 2

10.        Игра стоит 50 рублей. У Жени есть монеты по 10 рублей и по 5 рублей.
Он подал в кассу 8 монет, чтобы оплатить покупку без сдачи. Сколько штук монет по 10 р. и сколько штук монет по 5 р. заплатил Женя?

Ответ:  монет по 10 р.          шт.,

 монет по  5 р.           шт.

11.        Начерти прямоугольник, периметр которого равен 12 см, а длина одной стороны равна 2 см.

12.        Маша покупает учебник. Она подала в кассу 3 банкноты по 50 рублей  и получила сдачу 10 рублей. Сколько стоит учебник?

Выбери верное решение задачи.

Решение 1

Решение 2

Решение 3

1) 50  3 = 150 (р.)

1) 50  3 = 150 (р.)

1) 50  3 = 150 (р.)

2) 150 + 10 = 160 (р.)

2) 150 – 10 = 140 (р.)

Ответ: решение ____

13.        На рисунке изображены две пространственные фигуры. Рядом с каждой фигурой запиши название одного предмета, который имеет такую же форму.

14.        У Кати на катушке осталось 200 см кружев. Хватит ли ей этих кружев, чтобы обшить ими платок квадратной формы со стороной 20 см?

Запиши ответ и объясни его.

Ответ:                 

Объяснение:         

        

        

15.        Измерь длину иголки в миллиметрах.

Ответ:          мм

16.        В следующей таблице представлена некоторая информация о планетах Солнечной системы.

п/п

Название планеты

Расстояние от Солнца

(млн. км)

Количество спутников

1

Венера

108

2

Земля

150

1

3

Марс

228

2

4

Меркурий

58

5

Нептун

4497

13

6

Сатурн

778

49

7

Уран

2860

27

8

Юпитер

778

63

Используй данные таблицы и ответь на вопросы.

а)        Чему равно расстояние от Солнца до Сатурна?  

Ответ:                  млн. км

б)        Какая планета находится дальше всех от Солнца?

Ответ:                         

17.         Для проведения лотереи были выпущены билеты с номерами от 1 до 99. Номер билета состоит из двух цифр, например, 01, 98. Особый приз – телевизор – выигрывают билеты с номерами, в записи которых сумма цифр равна 3. Запиши номера всех выигрышных билетов.

Номера выигрышных билетов                                  


18.        Велосипедист выезжает из села Речное. В каком селе он может быть
через час, если будет ехать со скоростью 17 км/ч?

Ответ: ___________________  

19.        Бабушка хочет связать внукам варежки. На одну варежку нужно 50 г шерсти. Хватит ли ей 290 г шерсти, чтобы связать варежки трём внукам? Запиши ответ и объясни его.

Ответ:                 

Объяснение:         

        

        

20.        Расстояние от станции Боровая до станции Вороново 180 км. Три поезда двигаются от станции Боровая в сторону станции Вороново. На диаграмме показано расстояние, пройденное этими поездами к 10 ч утра.

а)        Какому поезду осталось проехать самое меньшее расстояние до станции Вороново?  

Ответ:                 

б)        Скорый поезд к 10 ч утра находился в пути 1 час. Сколько ещё времени потребуется скорому поезду, чтобы доехать до станции Вороново, если  он будет идти с той же скоростью?

Ответ:                 

Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий

демонстрационного варианта работы

В заданиях с выбором ответа из четырех предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.

В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ. Если учащийся, наряду с верным ответом приводит и неверные ответы, то задание считается выполненным неверно.

В следующей таблице к заданиям с выбором ответа приведены номера верных ответов, к заданиям с кратким ответом приведены верные ответы, к заданиям с записью решения или объяснения приведены примеры решений и объяснений, дано описание возможных полных и частично верных ответов и указано число баллов, которые выставляются за тот или иной ответ. К некоторым заданиям приведены примечания относительно влияния на правильность ответа возможных недочетов, которые допускают учащиеся.

        За выполнение каждого из 16 заданий базового уровня сложности (№№ 1-16) выставляется: 1 балл – верный ответ, 0 баллов – неверный ответ или ответ отсутствует.

За выполнение каждого из  4 заданий повышенного уровня (№№ 17-20) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов.

Таблица рекомендаций для оценивания выполнения заданий демонстрационного варианта работы по математике 

Правильное решение или ответ

1

Ответ: 3)

1 балл – выбран  верный ответ

0 баллов – неверный ответили или отсутствие ответа

2

Ответ: «27 учеников» или «27»

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – неверный ответ или отсутствие ответа

3

Ответ: 1, 3, 5, 6

Примечание. Верным считается ответ, в котором обведены номера четырех фигур 1, 3, 5, 6 и никакие другие.

1 балл – приведен верный ответ

0 баллов – другие случаи 

4

Ответ: 60 км

Возможные варианты  решения:

1) 40 : 2 = 20 (км/ч)

   40 + 20 = 60 (км)

2) в виде числового выражения:

  (40 : 2) + 40 = 60 (км)

  Ответ: 60 км

1 балл – дано верное решение и записан верный ответ

0 баллов – неверный ответ или решение, записан верный ответ, а решение не приведено или неверное

Примечание.  Если записано верное решение и наименования, но не записан ответ или записан ответ «60», то выставляется 1 балл.

5

Ответ:  4)

1 балл – выбран верный ответ

0 баллов – неверный ответ или отсутствие ответа

6

Ответ: обведены номера 2 , 3 , 5

Примечание. Верным считается ответ, в котором обведены номера трех фигур 2, 3, 5 и никакие другие

1 балл – приведен верный ответ

0 баллов – другие случаи

7

Ответ: а) неверно («нет» и т.п.);  б) верно («да» и т.п.);  

 

1 балл – даны верные ответы на оба вопроса.

0 баллов – другие случаи

8

Ответ: 270

1 балл – дан верный ответ

0 баллов – неверный ответ или отсутствие ответа

9

Ответ:  3)

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – неверный ответ или отсутствие ответа

10

Ответ: 2, 6

1 балл – записаны два указанных числа именно в таком порядке

0 баллов – другие случаи

11

Ответ: Построен прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см.

1 балл – дан верный ответ

0 баллов – неверный ответ или отсутствие ответа

Примечание. Допустимая погрешность при построении каждой стороны  – не более 1 мм, например, длина одной  из сторон, равная 1 см 9 мм или 2 см 1 мм, считается верной

12

Ответ: решение 3

1 балл указан верный ответ и никакой другой

0 баллов – другие случаи  

13

Ответ:  верно указан один предмет, имеющий форму куба, и один  предмет, имеющий форму   шара, и никакие другие предметы, не отвечающие этим формам.

Возможные варианты ответа:

 Куб – кусочек сахара, кубик для настольной игры, коробка

 Шар – мяч, глобус, Земля, шарик для настольного тенниса,

Примечание. Если ученик записал более одного верного предмета для одной или двух указанных форм и не указал при этом неверные предметы, то ответ считается верным.

1 балл – дан верный ответ для каждой из двух форм

0 балл – дан верный ответ только для одной из указанных форм ИЛИ  указана хотя бы одна плоская фигура («квадрат», «круг») ИЛИ даны неверные ответы для обеих форм.

14

Ответ: хватит («да» и т.п.)

Возможные варианты объяснения:

Вариант 1.  Чтобы обшить платок надо кружев

        20 • 4 = 80 (см). Значит, хватит.

Вариант 2.  20 • 4 = 80 (см)  80 см < 200 см

Вариант 3.  20 • 4 = 80 (см)  

1 балл – записан ответ «хватит» («да») и приведено  верное объяснение, не содержащее неверных утверждений.

0 баллов – неверный ответ или объяснение, записан верный ответ, а объяснение не приведено или неверное, или отсутствие ответа

 Примечание. Если из верного объяснения следует ответ «хватит» («да» и т.п.), а сам ответ не записан – 1 балл

15

Ответ:  82 мм (такова длина иголки в работе)

1 балл – дан верный ответ

0 баллов – другие случаи

Примечание. Допустима ошибка измерения в 1 мм, поэтому ответы

81 мм и 83 мм считаются верными.

Ответ, записанный в см и мм – 0 баллов.

Примечание. При печати может измениться длина иголки, которая в оригинале была  82 мм. В этом случае надо оценивать ответ ученика, учитывая длину иголки в его варианте.

16

Ответ: а) 778;  б) Нептун

1 балл – даны верные ответы на оба вопроса.

0 баллов –другие случаи 

17

Ответ: 03, 12, 21, 30

2 балла – записаны числа 03, 12, 21, 30 в любом порядке и никакие другие;

1 балл – записаны любые 2-3 из чисел 03, 12, 21, 30 и никакие другие

0 баллов – другие случаи

18

Ответ: Морское, Рыбкино

2 балла – записаны села Морское и Рыбкино и не записаны другие

1 балл – записано одно из этих сел  и не записаны другие

0 баллов – другие случаи

19

Ответ: не хватит («нет» и т.п.)

Варианты  объяснения: 

Вариант 1. Трем внукам надо 6 варежек. На шесть варежек нужно          50 • 6 = 300 (г) шерсти. Значит, шерсти не хватит.

Вариант 2.  На 6 варежек надо 50 • 6 = 300 (г) шерсти.  300 > 290

Вариант 3.  Надо 50 • 6 = 300 (г) шерсти

2 балла – записан ответ «не хватит» («нет» и т.п.) и приведено верное объяснение

1 балл – записан ответ «не хватит» («нет» и т.п.)   и приведено неполное объяснение, не содержащее неверных утверждений (например, 50• 2=100 г)

1 балл – ответ не записан, но из верного объяснения следует ответ «не хватит» («нет» и т.п.).

0 баллов – неверный ответ или объяснение, записан верный ответ, а объяснение не приведено или неверное, отсутствие ответа.

20

Ответ: а) товарному;  б) 1 ч

2 балла – даны верные ответы на оба вопроса

1 балл – дан верный ответ на один из вопросов

0 баллов – другие случаи


КОДИФИКАТОР

планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)

Кодификатор включает планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету  «Математика». Он разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.). При его составлении учитывались следующие документы и материалы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. /  М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).;
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – 2,3е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010,2011.  – 204 с. (с.60-63, 137-139, 180-182)
  3. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2009,2010,2011. – 120 с. (с. 57-69)
  4. Оценка достижения  планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов  и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е  изд. – М.: Просвещение, 2009,2010,2011. – 215 с. (с. 46-104)

Кодификатор содержит перечень планируемых результатов освоения основной образовательной программы по предмету «Математика». В него включены два блока планируемых результатов, которые характеризуют требования стандарта, представленные  в рубриках «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». Согласно установкам стандарта первый блок требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю его усвоения каждым учащимся. Поэтому он определяет требования, достижение которых должно проверяться при проведении индивидуальной оценки уровня подготовки выпускников за курс начальной школы. В свою очередь второй блок требований  относится к содержанию обучения, которое подлежит изучению, но не является объектом обязательного контроля и поэтому не включается в процедуру оценки индивидуальных достижений учащихся.

КОД

Проверяемые умения

  1. РАЗДЕЛ «ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ»

1.1

Выпускник научится

1.1.1

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

1.1.2

устанавливать закономерность – правило, по которому составлена последовательность чисел (фигур),

составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз);


1.1.3

группировать числа (фигуры)  по заданному или самостоятельно установленному основанию (правилу);

1.1.4

читать, различать, записывать и сравнивать величины: масса (тонна, центнер, килограмм, грамм); вместимость (литр); время (час, минута, секунда); длина (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр); площадь (квадратный метр, квадратный сантиметр); скорость (километров в час, метров в час); переходить от одних единиц измерения к другим, используя следующие основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр, километров в час – метров в час).

1.2

Выпускник получит возможность научиться

1.2.1

классифицировать числа (геометрические фигуры) по нескольким основаниям, объяснять свои действия;

1.2.2.

выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

  1. РАЗДЕЛ «АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»

2.1

Выпускник научится

2.1.1

выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

2.1.2.

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах ста (в том числе с нулём и числом 1);

2.1.3.

 находить неизвестный компонент арифметического действия;

2.1.4.

читать, записывать числовые выражения, комментировать ход выполнения арифметических действий с использованием математической терминологии (названия действий и их компонентов);

2.1.5.

устанавливать порядок действий в числовом выражении (со скобками и без скобок); находить значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия со скобками и без скобок).

2.2

Выпускник получит возможность научиться

2.2.1

выполнять действия с величинами (с переходом от одних единиц измерения к другим);

2.2.2.

использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

2.2.3.

проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).


  1. РАЗДЕЛ «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ»

3.1

Выпускник научится

3.1.1

анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, решать задачи арифметическим способом (в 1-2 действия), объяснять решение (ответ);

3.1.2.

планировать ход решения задачи, оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;

3.1.3.

решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть).

3.2

Выпускник получит возможность научиться

3.2.1

решать задачи в 3-4 действия;

3.2.2.

находить разные способы решения задачи.

  1. РАЗДЕЛ «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»

4.1

Выпускник научится

4.1.1

характеризовать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;

4.1.2.

распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линия, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

использовать свойства прямоугольника и квадрата (равенство всех сторон квадрата, равенство противоположных сторон прямоугольника, прямые углы у квадрата и прямоугольника) при выполнении построений, решении задач;

4.1.3.

выполнять с помощью линейки, угольника построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник);

4.1.4.

распознавать, различать и называть пространственные  геометрические фигуры: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус ;

4.1.5.

соотносить реальные объекты с моделями пространственных геометрических фигур.

4.2

Выпускник получит возможность научиться

4.2.1

распознавать, различать развёртки пространственных геометрических фигур;

4.2.2.

сравнивать  геометрические фигуры.

  1. РАЗДЕЛ «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ»

5.1

Выпускник научится

5.1.1

измерять длину отрезка;

5.1.2.

находить периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, находить площадь прямоугольника и квадрата;

5.1.3.

оценивать приближённо размеры предметов, расстояний, геометрических фигур.

5.2

Выпускник получит возможность научиться

5.2.1

вычислять периметр многоугольника;

5.2.2.

вычислять площадь геометрической фигуры, составленной из прямоугольников.

  1. РАЗДЕЛ «РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ»

6.1

Выпускник научится

6.1.1

читать, заполнять несложные готовые таблицы;

6.1.2.

читать несложные готовые столбчатые диаграммы;

6.1.3.

понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);  устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах.

6.2

Выпускник получит возможность научиться

6.2.1

читать несложные готовые круговые диаграммы;

6.2.2.

достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

6.2.3.

сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

6.2.4.

работать с информацией, представленной в разных формах (таблица, текст, схема, диаграмма, рисунок);

6.2.5.

планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм[3]; интерпретировать (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы) информацию, полученную при проведении несложных исследований.

Внесены изменения в формулировку некоторых планируемых результатов, опубликованных ранее в следующих материалах:

  1. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2009,2010,2011. – 120 с. (с. 57-69)
  2. Оценка достижения  планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов  и др.);  под  ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е  изд. – М.: Просвещение, 2009,2010,2011. – 215 с. (с. 46-104)


[1] Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. (Стандарты второго поколения), с. 57-69.  

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова и др.];  под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.:  Просвещение, 2009. – 215 с. (Стандарты второго поколения),  c. 46-104.

[2] Согласно кодификатору (см. далее Приложение 1)

[3] Под руководством учителя, работая в группе.



Предварительный просмотр:

Зачет по теме «Термодинамика» - ТЕРМОДИНАМИКА

Цель урока: проверка знаний по теме «Термодинамика».

Ход урока

I. Групповой зачет

Каждая группа получает задание из четырех качественных задач, включая 1-2 экспериментальные (показать опыт и объяснить наблюдаемое явление или принцип действия установки) и расчетные задачи.

Группа 1

1. Первые термометры представляли собой стеклянный баллон с трубкой, опущенной открытым концом в подкрашенную воду. В баллоне находился воздух под давлением, несколько меньшим атмосферного. По положению уровня воды в трубке определялась температура. В чем главный недостаток таких термометров? (Ответ: Показания зависели от атмосферного давления.)

2. Почему у глубоководных рыб плавательный пузырь выходит чрез рот наружу, если их извлечь из воды? (Ответ: У глубоководной рыбы давление газов внутри больше атмосферного, поэтому при внешнем атмосферном давлении плавательный пузырь раздувается и выходит через рот наружу.)

3. (э). Почему нагретая медицинская банка присасывается к телу человека? Поставьте банку и объясните принцип ее действия. (Ответ: Нагретый пламенем внутри банки воздух, соприкасаясь с ее холодными стенками, охлаждается. Давление внутри становится меньше атмосферного, а поскольку банка плотно прижата к телу и нет сообщения с наружным воздухом, она «присасывается» еще сильнее.)

4. (э). Покажите и объясните, почему из обычной бутылки, перевернутой отверстием вниз, вода выливается прерывистой струей (булькая), а из резиновой медицинской грелки - непрерывной?

Оборудование: модель старинного медицинского термометра (колба с тонкой трубкой, сосуд с подкрашенной водой); спирт, палочка с ватой, медицинская банка; бутылка с водой, медицинская грелка с водой, емкость для слива воды.

(Ответ: Когда воду выливают из бутылки, на месте вытекшей воды образуется разряженное пространство, вода начинает течь медленнее из-за разности внешнего и внутреннего давлений. Когда эта разность достигает некоторого значения, воздух снаружи в виде пузыря прорывается внутрь, давление выравнивается, и процесс «бульканья» повторяется.

Когда воду выливают из медицинской грелки, то мягкие стенки грелки сжимаются под действием атмосферного давления. Давление на воду постоянно равно наружному.)

5. При изобарном расширении газа на 0,5 м3 ему было передано 0,26 МДж теплоты. Рассчитать изменение внутренней энергии газа, если давление газа равно 200 кПа. (Ответ: 160 кДж.)

6. С какой скоростью должна лететь пуля, чтобы при ударе о преграду она расплавилась, если температура пули до удара 57 °С? При ударе в тепло превращается 40 % энергии пули. (Ответ: 548 м/с.)

Группа 2

1. Почему в медицинских термометрах используется ртуть, а не спирт или вода? (Ответ: У ртути по сравнению с водой и спиртом больше теплопроводность и меньше удельная теплоемкость, поэтому сокращается время измерения температуры.)

2. Иногда из водопроводного крана вытекает вода «белая», будто молоко. Чем это объяснить? (Ответ: Воздух растворяется в воде тем лучше, чем больше давление и чем ниже температура. Когда из крана вода вытекает наружу, часть растворенного воздуха выделяется в виде огромного количества мелких пузырьков - вода становится молочно-белой.)

3. Баллоны электрических ламп заполняют азотом при пониженном давлении и температуре. Почему заполнение производят именно при таких условиях? (Ответ: Во время работы лампа разогревается и давление газа внутри нее повышается, что может привести к взрыву, если начальное давление будет равно атмосферному.)

4. (э) При открытом зажиме надуйте ртом резиновый шар. Затем пережмите нижнюю трубку зажимом. Почему резиновый шар остается надутым, ведь полость шара сообщается с атмосферой? Если зажим спять, шар сжимается. Почему?