Мои методические разработки

Кирпач Лариса Евдокимовна

Представляю вашему вниманию мною разработанные методические разработки и сценарии, которые отражают историко-краеведческую работу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Материалы для внеклассного мероприятия

Битва брендов: Василий Орлов предлагает амурчанам самим выбрать символ области

http://blagraion.ru/files/blagraion/imagecache/image_node/images/naberezhnaya.jpg

Этот уникальный регион запускает в космос ракеты, обеспечивает электроэнергией Дальний Восток, любуется огнями соседнего Китая и строит первый международный мост, рассказывает туристам о кладбище динозавров и любуется красавцами-лотосами. Это наш с вами регион — Амурская область. В год 160-летия врио губернатора Василий Орлов предложил амурчанам самим выбрать бренд своей области — масштабное народное голосование стартует сегодня на сайте «Амурской правды».

«Дорогие друзья, как вам идея подумать над тем, что может быть брендом Амурской области? Триумфальная арка, мед, соя, динозавры, ракета? Давайте устроим мозговой штурм?» — обратился в июне глава Приамурья к своим подписчикам в Инстаграме. И началось! Месяц амурчане предлагали, спорили и обсуждали всевозможные варианты. Редакция АП изучила все и выбрала 10 самых популярных, которые и вошли в наше голосование.
Голосование за бренды стартовало в нашем разделе голосований . Номинант, набравший наибольшее количество голосов, станет официальным брендом Амурской области и будет использоваться на официальных мероприятиях и проектах региона.

Параллельно с голосованием «Амурская правда» запускает фотоконкурс с достопримечательностями Амурской области, претендующими на звание бренда! Если на набережной Амура прошло важное событие, если вы семьей ездили на запуск ракеты с космодрома или любовались лотосами, если ваш дом стоит на берегу Амура, а вокруг соевые поля — загружайте свои снимки в наш раздел «Конкурсы» и боритесь за победу. Победители получат планшеты и памятные сувениры.

Задания: Мозаика, кроссворд, шифровка, рисунок, песня, стихотворение

Арка, Набережная, Соя, Зейская ГЭС, Лотосы, Динозавры, Брусника, Албазино, Космодром, р. Амур

1. Триумфальная арка

Сегодня Триумфальная арка — один из главных символов Благовещенска. Первая арка была построена в 1891 году в честь визита в город будущего императора Николая Второго. Он путешествовал по Востоку и по пути из Японии посетил Приамурье. Стройка стартовала зимой, а 4 июня 1891 года главный символ амурской столицы, обращенный одной стороной к Китаю, уже встречал цесаревича поблизости от речного причала. В 1928 году Триумфальная арка вместе с городом пережила наводнение, а в 1936 м ее, уже обветшавшую, разобрали учащиеся речного училища, чтобы не мешала заливке катка. Спустя 80 лет арку восстановили, сделали прочнее и даже красивее.


C:\Users\Yamaha\Documents\арка.jpg

2. Космодром Восточный

Как бы ни муссировали тему строительства космодрома Восточный и не пугали жителей области экологическими катастрофами, сегодня космодром Восточный — гордость и действительно один из символов Амурской области. Не зря народным голосованием его изображение поместили на новую двухтысячную купюру. Первый пуск ракеты с Восточного произошел 28 апреля 2016 года — за историческим событием наблюдал президент Владимир Путин. Впереди у первого в России гражданского космодрома еще много запусков, в том числе — пилотируемого космического корабля.

C:\Users\Yamaha\Documents\космодром.jpg


3. Динозавры

До сих пор далеко не каждый житель Амурской области знает, что именно с нашего региона начались раскопки доисторических животных в России. До начала ХХ века весь мир считал, что в России останки динозавров найти невозможно. В начале прошлого века в Благовещенске было обнаружено кладбище динозавров, куда 65 миллионов лет назад селевой поток принес множество останков древних рептилий. Согласно исследованиям, обнаруженные в Приамурье ящеры были одними из последних динозавров на Земле, они жили во второй половине мелового периода. Уникальный доисторический травоядный ящер, обнаруженный на Благовещенском кладбище динозавров, был назван Амурозавром.C:\Users\Yamaha\Documents\image (5).jpg


4. Лотосы

Цветок Будды, роза воды, небесная лилия, счастье утренней зари — как только не называли этот прекрасный реликтовый цветок разные народы мира. Лотос Комарова, которому больше миллиона лет и которым восхищаются во всем мире, растет в южных районах Амурской области. С появлением на свет этих священных цветов в Приамурье расцветает и туризм: тысячи людей едут на озера, чтобы полюбоваться этим краснокнижным цветком. Такой красивый бренд может быть у Приамурья.C:\Users\Yamaha\Documents\image (3).jpg

5. Брусника

За эту невероятно полезную ягоду будут голосовать жители амурского севера — ведь не зря ее называют ягодой бессмертия и чудо-ягодой. Брусника растет в суровой тайге и считается настоящим деликатесом. Ее едят с сахаром, варят морс или варенье, а из листьев делают лечебные отвары. Кто знает, может, брусника победит в нашем голосовании и потянутся в зейскую или тындинскую тайгу туристы со всей страны или Китая — за вкусным и полезным амурским брендом.

C:\Users\Yamaha\Documents\брусника.jpg

                                                               ПРИАМУРЬЕ


— Петр Комаров —

Край далекий — с лесами да сопками,
С поздней жалобой птиц, — это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты.

Много стран в эти годы видали мы,
По дорогам солдатским пыля.
Только нам и за дальними далями
Снилась наша родная земля:

Небеса с колдовскими закатами,
И тайги вековечный покой,
И Амур с берегами покатыми,
И вечерний туман над рекой.

Выйдешь в поле — весна над равниною
Из цветов вышивает узор,
Вереницу следит журавлиную
Голубыми глазами озёр.

И любая берёзка знакома нам.
Только крикнешь — на все голоса
Птичьим щебетом, свистом и гомоном
В тот же миг отзовутся леса.

Лось идёт ли по склону отлогому,
Головой раздвигая кусты,
Или рысь возвращается к логову —
В каждом шорохе слышишься ты.

Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,
Я бы выпил ручьи до глотка,
Я тропинку бы выходил каждую, —
Да моя сторона велика.

Как посмотришь — не хватит и месяца
Обойти и объехать её.
Только в песне да в сказке уместится
Приамурье моё!..



Предварительный просмотр:

 «Приамурья родного частица».

Классный час

Автор сценария:

Кирпач Лариса Евдокимовна,

Учитель истории

высшей категории

МОБУ Бурейская СОШ

 

Актуальность.

У каждого человека есть своя малая родина.  Духовное наследие – культура народа, проживающего на этой территории. И значительное место в ней занимает поэзия. Она дарит нам наслаждение, воспитывает светлые чувства. Творчество поэтов учит любви к родине, к родному краю, к природе.

Воспитание патриотических чувств на примере творчества Сергея Ивановича Салфеткина - земляка, учителя и поэта, формирование духовно-нравственной культуры,  актуальность и практическая значимость данной исследовательской работы.

 Цель мероприятия: познакомить обучающихся с биографией  и творчеством Сергея Ивановича Салфеткина, сохранить его имя для будущих поколений как пример для подражания.

ЗАДАЧИ

  • Познакомиться  с биографией и творчеством поэта.
  • Научиться анализировать  темы и содержание стихотворений, проследить их связь с историческими событиями в стране
  • Изучать и сохранять культурное наследие моей малой родины
  • Воспитывать уважение к малой Родине и землякам, к детям войны и творческим людям.

Практическая значимость: Собранный  материал об учителе - поэте можно использовать на уроках литературы, истории, классных часах и тематических вечерах. Результаты  можно представить в школьный музей и библиотеку, выпустить альманах или статью в газете. 

                                                                  Ход мероприятия

Вступительное слово учителя.
     
 Малая родина начинается с семьи. Человек должен  помнить и уважать тех людей, которые подарили человеку жизнь. Так считал Сергей Иванович. Сегодня на классном часе у нас присутствует гостья, Салфеткина Наталья Алексеевна, жена  Сергея Ивановича и труженица тыла. Она много лет отдала нашей школе, работая поваром в школьной столовой. Салфеткин – учитель по призванию и человек с поэтической душой. Вот, какие слова он посвящает своей матери:

Чтец 1

Все, что нам так дорого и близко

Слито в этом кратком слове-мать

Я хочу тебе с поклоном низким

Слово благодарности сказать

          Ты такая, кажется, простая,

          Но мудрее каждого вдвойне

          Внука синеглазого лаская,

          Думаешь о мире и …о войне

А у глаз лучистые морщинки-

Отпечатки жизни трудовой

Будто Русь вся в голубой косынке

В материнском образе со мной. (слайд 6)

       Родился Сергей Иванович в 1918 году в городе Серпухове, Московской области, там же окончил педучилище. Еще в юности  появилась у Сергея Ивановича тяга к поэзии. Стихи он начал писать в 1936 году (слайд 7).

      Сергей Иванович -  всегда стремился пробудить  в душах своих учеников творческое начало. Послушайте стихотворение «Играют дети» и скажите, о чем мечтал учитель-поэт?

                                             

    Чтец 2  Играют дети

Погляди: играют дети,

Раздается смех кругом,

Кто-то мчится на ракете,

Кто на палочке верхом…

Саша сделал страшный вид

И за Машею бежит,

Я же злющий Бармалей

И ловлю, и ем людей!

Две подружки-руки в боки-

Скоки-скоки, как сороки

Мы танцуем и поем.

Очень весело живем!

Кто с мячом, кто со скакалкой,

Кто играет в догонялки

Разыгралась детвора,

Не уходит со двора

Пусть всегда играют дети,

Набираясь полных сил

Только был бы на планете

На века надежный мир! (слайд 8)

-Да, ребята, правильно, поэт мечтал о мире.

 Началась война, просился Сергей Иванович на фронт, не взяли, сказали, учителей не хватает, а кто же детей будет учить?  

     В 1943 году открыли три новые школы на Дальнем Востоке, и был направлен Сергей Иванович на разъезд Улетуй, в малокомплектную школу. Один учитель на всю школу: с утра он учил первый и третий класс, с обеда - второй и четвертый. По воспоминаниям его жены, Натальи Салфеткиной, для жилья  в школе Сергею Ивановичу  отгородили угол из досок, а из мебели были только кровать и стол.

        Поженились они с Натальей в 1950 году, а через год в Журавлях построили новую школу, пришлось  Сергею Ивановичу работать на две школы. В 1965 году заметила  скромного и ответственного учителя директор школы №224 Теплова Маргарита Алексеевна и позвала работать в Бурею. (слайд 9 )

      Работая даже на маленькой станции Журавли, учитель начальных классов Сергей Иванович Салфеткин был заметен всей стране. Со всей Забайкальской дороги приезжали учителя на открытые уроки в Бурею. Не раз он являлся участником Всероссийских совещаний учителей в Москве, на которых делился опытом своей работы.

     Где бы ни работал Сергей Иванович, везде он проявлял творческую инициативу, высокую требовательность к себе, коллегам, удивительную работоспособность.  

      Каждой клеточкой своей души - это учитель аккуратный, скромный, всегда вежливый и очень добросовестный. Одним словом, Сергей Иванович - настоящий образец педагога»: - с искренней теплотой писала о нем в газету Советское Приамурье   Зинаида Федоровна Ивченкова, коллега Сергея Ивановича.     А Сергей Иванович, в свою очередь, много добрых слов  пишет коллегам, например, Кибиной Клавдии Александровне, учителю школы, идущей на заслуженный отдых (слайды 10-11)

                                               

Чтец 3. Разнообразна тематика творчества нашего земляка - поэта.

В его стихотворении «Спит девчушка»  есть такие трогательные строки:

                 Очень сладко спит малышка,

Улыбается во сне,

               Может снится ей зайчишка

                                   Или мишка на сосне (слайды 12-14)

     Чувство восхищения и преклонения перед женщиной, ее красотой, передает нам стихотворение: «Парикмахер-королева красоты» (слайд 15)

К каждому юбилею коллег рождались теплые слова, которые шли от самого сердца (слайд 16)

Стихотворение «Мы славим Родину трудом» прекрасно характеризует  учителя и поэта, как человека, горячо любящего свою Родину.

Идя навстречу юбилею

К великой дате октября

Ты с каждым годом молодеешь,

Отчизна светлая моя.(слайд 17)

Творчество  учителя наполнено любовью к людям, темы его стихотворений

  • дочери партизана Желябовского Антонюк-Желябовской (слайд 18)
  • о красоте родной земли, о природе (слайд 19)
  • о Родине, о патриотических чувствах, о вере в будущее (слайд 20).

Стихи Сергея Ивановича публиковались в газетах «Советское Приамурье» и «Амурская правда» (слайд 21)

  •  Пионерское приветствие выпускникам;
  • О школе;
  • Ветеранам;
  • К праздникам;
  • Врачам и библиотекарям;
  • Поэтические миниатюры;
  • Сатирические стихи;
  • На злобу дня, строкой короткой (слайды 22-28)

-Ребята, какие чувства у вас вызывают стихи? Что их объединяет? (уважение, любовь к людям, чувство юмора, патриотизм)

В произведениях Сергея Ивановича мы можем проследить важные события в истории нашей страны, он часто упоминает о героях  войны. Давайте определим, о каких войнах идет речь в стихотворениях (слайд 29-30)

Чтец 4

Вспоминая огненные дни,

Битв жестоких время грозовое,

Мы склоняем головы свои

Перед светлой памятью героев.

Слава их бессмертна на века

Далеко за плесами Амура…

Молодежь хранит в своих сердцах

Пламенное сердце Бонивура.

С пьедесталов будто слышим зов:

«Берегите нашу землю, люди!»

Не забыть нам подвиги Лазо,

Мухина бесстрашье не забудем.

Кровь героев словно ожила,

Воплотившися в дела большие,

И земля Востока расцвела,

Как и вся великая Россия. (о героях Гражданской войны)

Читая его стихи, мы задумываемся, а кто такие Бонивур, Мухин, или Сергей Лазо?  Сергей Иванович вселяет  гордость за труд наших земляков.

-Давайте почитаем еще стихотворения, и назовем те, которые посвящены Великой Отечественной войне (Обелиски, Это было, было, Ветеранам войны), (слайд 31)

       С  гордостью учитель пишет о родном поселке, где провел  основную часть жизни. Он напоминает нам о героических подвигах односельчан. (слайд 32)

Чтец 5

Далеко за священным Байкалом

На востоке поселок родной,

Дел геройских свершил он немало

Партизанской порой грозовой. 

Там, где будто бы сопки синеют,

Где солнце восходит над мирной страной,

Сестер своих верных:: Бурею и Зею –

Амур обнимает могучей волной. 

Славлю эти таежные дали

И просторы бурейских полей,

Славлю пульс  стальной магистрали,

Славлю труд вдохновенный людей! 

В созидательный труд очень верю,

Все победы даются в труде.

Создана будет ГЭС на Бурее,

Своенравной и бурной реке. 

В День Победы придем к обелиску,

Чтобы память почтить земляков,

И, склонив свои головы низко,

Мы возложим гирлянды цветов. 

Наш поселок вблизи от границы,

Он на страже, как в давние дни.

Приамурья родного частица,

И частица русской земли.(слайды 33-45)

Такими словами он прославлял тяжелый труд работников  железной дороги.

-Скажите, ребята, а можно слова Сергея Ивановича «…создана будет ГЭС на Бурее назвать пророческими? (Да)

Писал Сергей Иванович в 1989 году, и действительно, Бурейская ГЭС  в  2014 году  сдана в  эксплуатацию, построена на Бурее  еще одна - Нижнебурейская ГЭС.

    В этом же стихотворении «Слово о Бурее» мы читаем о том, что бурейцы чтут память своих земляков, погибших во время войны. (слайд)

В День Победы придем к обелиску,

Чтобы память почтить земляков,

И, склонив свои головы низко,

Мы возложим гирлянды цветов.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хочу закончить наш классный час призывом, давайте всегда помнить и беречь свою малую родину,  как назвал ее Сергей Иванович  

«Приамурья родного частица,

 И частица русской земли».

Слово вдове Сергея Ивановича Салфеткиной Наталье Алексеевне (ребята дарят ветерану цветы).

 -Какие выводы мы можем сделать по мероприятию? Делимся впечатлениями.

                 

       

Список литературы и использованных источников

  1. Альбом «Наш земляк и поэт»
  2. Салфеткин С.И. «Избранное»
  3. Литературное наследие района. Салфеткин Сергей Иванович
  4. Подборка статей районной газеты «Советское Приамурье» (с 1982 по 1996 год)
  5. Воспоминания Н.А. Салфеткиной, фотографии из семейного архива
  6. Фотоархив Казаченко Юлии


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Амурской области- 165 Кирпач Л.Е. Учитель истории 2023 год Квест , как педагогическая технология при формировании ценностных ориентаций Мастер-класс

Слайд 2

Образовательный квест Т ермин « квест » в качестве образовательной технологии был предложен в 1995 года Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).

Слайд 3

КАК СОСТАВИТЬ КВЕСТ?

Слайд 5

Задания группам 1. Изучите информацию (выбор одного из брендов Амурской области) 2. Придумайте творческое задание одного из этапов квест -игры (например, кроссворд, рисунок, мозаика и т.д.) 3. Дайте название этапу 4. Выполните задание другой творческой группы 5. Защита продукта, обмен мнениями