пособие по развитию связной речи детей

Перминова Наталья Викторовна

Полноценная подготовка ребёнка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, объединенных единым содержанием. При этом дошкольник должен не только самостоятельно разложить картинки в логической последовательности, но и составить по ним связный рассказ на данную тему.

Ребёнок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, правильно и чётко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками в детском саду и школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

Кафедра «Дошкольной и социальной педагогики»

              DSC02335

Пособие «Растём умными»

DSC02332

г. Екатеринбург

2013 год

Содержание

Пояснительная записка

  1. Общие принципы работы с серией картинок
  2. Подготовительная работа
  3. Этапы работы с серией картинок
  • «Паровозик из картинок»
  • «Назови место, где происходит событие»
  •   «Определи время событий»
  •   «Найди общих героев на всех картинках»
  •   «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делал»
  •   «Что за чем
  •   «Составь рассказ»
  1. Образец рассказывания
  2. Рассказ без картинки
  3. Проверочные задания
  4. Заключение
  5. Методическое обеспечение
  6. Приложения

Пояснительная записка

Полноценная подготовка ребёнка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, объединенных единым содержанием. При этом дошкольник должен не только самостоятельно разложить картинки в логической последовательности, но и составить по ним связный рассказ на данную тему.

Ребёнок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, правильно и чётко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками в детском саду и школе.

Цель пособия: создание содержательных условий, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством работы с серией сюжетных картинок.

Развитие связной речи с использованием сюжетных картинок – это только один из видов работы по развитию речи.

В пособии указаны:

- общие принципы работы с серией сюжетных картинок

- подготовительная работа

- этапы работы с серией сюжетных картинок

- образец рассказывания

- рассказ без картинки

- проверочные задания

Методическое пособие предназначено для воспитателей детского сада и родителей.

Пособие «Растём умными»                                          

Общие принципы работы с серией картинок

Детям в возрасте 5 лет в серии можно включать до 6 картинок, отражающих типичные события, знакомые детям этого возраста (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес и т.п.). В этом возрастном периоде можно использовать также серии картинок на основе сказочных ситуаций (собачка угощает друзей обедом, сова учит лесных зверей в школе и т.д.).

Детям в возрасте 5-7 лет целесообразнее предлагать серии из 6-8 картинок, связанных:

- с личным опытом детей;

- наблюдаемыми событиями;

- сказочными ситуациями из литературных произведений,

- не знакомых детям, и др.

Желательно, чтобы взрослый самостоятельно создавал серии таких картинок. Оформлять их можно в виде комиксов. Детям не должна быть заранее известна последовательность действий.

Прежде чем дать задание детям, педагог в отсутствие детей сам должен установить логику событий, изображенных на картинках.

Не рекомендуется также использовать картинки по сюжетам литературных произведений, знакомых детям, т.к. они не самостоятельно ищут причинно-следственные связи, а вспоминают тексты сказок или рассказов.

Можно организовывать работу с подгруппами детей или индивидуально. Время на игры с серией картинок не должно превышать для детей до 4 лет — 5-6 мин.; до 5 лет — 10 мин.; до 7 лет — 15 мин.

Очень важно, чтобы взрослый мотивировал деятельность детей по составлению рассказа по серии картинок.

Примеры мотивации:

— для детей 3 лет: «порадоваться» картинкам, сложенным в нужной последовательности, пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст и т.п.;

— для детей 4-5 лет: использовать мотив помощи какому-либо герою («Чебурашка хочет разобраться в картинках») или мотив получения приза («Соберешь последовательно картинки — найдешь спрятанный сюрприз»);

— для детей 5-7 лет: мотив соревнования (работа на скорость без ошибок); подготовка к школе; игра в «Сыщиков» (цель игры: из перепутанной картинки выстроить логический ряд – так, как это делают сыщики при раскрытия преступления) или создание из отдельных «кадров» целого фильма.

Последовательность обучения составлению рассказов по серии картинок предполагает предварительную подготовку и этапы игровых упражнений с последующей проверкой качества сформированного навыка.

Подготовительная работа

Для подготовки детей к работе с серией картинок необходимо научить их анализировать реальные ситуации из жизни. В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность и результат совершаемых действий. Например, в процессе умывания взрослый спрашивает:

— Что мы сейчас делаем? — Намыливаем руки.

— Что вы делали до этого? — Открыли кран с водой.

— Что вы будете делать, после того как намылите руки?

— Будем смывать мыльную пену под струей воды. Потом закроем кран и вытрем руки полотенцем.

— Зачем мы все это делали?

— Чтобы руки перед едой были чистые.

Цель таких бесед — научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат.

В качестве подготовки может служить работа по анализу причинно-следственных связей в литературных произведениях. После чтения литературного произведения педагог совместно с детьми производит разделение событий на части (кадры), схематически изображает  каждую часть события,  содержания текста (с опорой на иллюстрации).

Последовательность действий обсуждается на основе вопросе детям:

— Кто изображен?

— Что он делает?

— Для чего он это делает?

Добился ли герой своей цели?

Основные задачи педагога при такой беседе:

упражнять детей в нахождении причинно-следственных связей, установленных автором текста;

— формировать умение определять по действию героя его цель, фиксировать результат выполнения данной цели.

Обучение детей работе с серией картинок можно организовывать и в форме игр «Умники и умницы», «Догадай-ка», «Сыщики», «Режиссеры фильма». Названия игр разные, но цель одна: установление логической цепочки в действиях, изображенных на картинках.

Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определенной последовательности и в достаточно быстром темпе. Игровые задания проводятся динамично. Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематизированное изображение. Взрослый переходит к следующему этапу только в том случае, если ребенок освоил предыдущие задания.

Этапы работы с серией картинок.

Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок позволяет им: освоить логические операции; воссоздания последовательности событий по отдельным кадрам; составить речевой текст как сопровождение к серии картинок; осознать последовательность этапов работы.

В результате работы с серией картинок ребенок должен научиться:

1) раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета;

2) составлять связный краткий рассказ сюжета;

3) осознавать и озвучивать правила составления серии картинок (т.е. ребенок должен научить кого-то раскладывать картинки в правильной последовательности).

Педагог должен стимулировать детские рассуждения по поводу смысла составленного рассказа.

Итогом работы служит составленный ребенком рассказ - описание о событиях, изображенных на картинках и придуманное к нему название, типа «Зимние забавы», «Умелый мальчик», «Красивый Снеговик» и т.п.

1 этап «Паровозик из картинок»

Цели:

научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию без учета последовательности сюжета;

— по схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие

Педагог дает ребенку набор перепутанных картинок и просит разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составить «паровозик» из картинок). Далее ребенок показывает схему игры «Паровозик из картинок» (Приложение 7, схема 1)

Информация для педагогов

  • Взрослый должен предусмотреть, чтобы место, на котором ребенок произвольно раскладывает серию картинок в ряд, было достаточным.
  • Не стоит долго задерживать внимание ребенка на этом этапе — он занимает несколько секунд. Не следует позволять ребенку строить догадки типа: «А вот это должно быть первым, а это — потом...». И т.и.
  • В ходе упражнения необходимо требовать соблюдения правила: после раскладывания не перемещать картинки на столе (не дотрагиваться до них).

2 этап «Назови место, где происходит событие»

Цели:

научить ребенка определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщения (события всегда происходят в определенном месте, и места могут быть разными);

— по схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие

Педагог предлагает детям, глядя на картинки, найти место, где происходят события, и как можно точнее обозначить его словом, а затем показать схему игры «Назови место, где происходят события». (Приложение 7, схема 2)

3 этап «Определи время событий»

Цели:

— научить детей определять время событий, изображенных на картинках, с уточнением времени года и части суток;

— по схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие

Детям предлагается определить время года или часть суток на каждой картинке, а затем показать схему игры: «Определи время событий» (Приложение 7, схема 3)

Информация для педагогов

•   На начальном этапе следует подбирать серии картинок, где сюжет разворачивается в коротком временном отрезке (например, «Кошка, пытающаяся поймать воробья»: светлое время суток и теплый период года).

• Затем детям предлагаются серии картинок с сюжетными действиями, требующими длительного времени. Например, серия «Выращиваем помидоры» включает два времени года.

В случае затруднений детей в определении времени происходящего рекомендуется провести игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времен года или частей суток.

4 этап «Найди общих героев на всех картинках»

Цели:

научить ребенка находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии;

— учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы);

— по схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие

Педагог предлагает детям найти сквозного героя и объекты, которые изображены на всех без исключения картинках. (Приложение 7, схема 4)

Информация для педагогов

•   Сложность восприятия детьми героев на картинках в том, что у них наглядно-образное мышление. Им часто кажется, что на картинках изображены разные мальчики и разные Снеговики. Поэтому важно сформировать у ребенка понятие, что на всех картинках нарисован один сквозной герой — мальчик Коля, и он лепит одного Снеговика.

•   Живым объектам, изображенным на картинках, можно придумать имена, а при необходимости обозначить возраст, описать внешний вид, одежду.

•   На первых порах работы надо подбирать такие картинки, где основные герои расположены на переднем плане.

•   В дальнейшем используются серии картинок, на которых главный герой может отсутствовать либо быть на втором плане. При работе с серией картинок «Кошки, пытающиеся поймать воробья» (сюжет из четырех кадров) педагог обращает внимание детей на воробья, который присутствует везде, хотя на 4-м кадре едва виден. Педагог предлагает еще раз всмотреться в картинки и найти летящего в небе воробья (маленькая точка).

Этап   5 «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делал»

Цели:  

научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целю совершаются эти действия;

 — учить делать обобщения (у всех героев есть какая-то цель и для ее достижения они совершают определенные действия);

— по схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие

Ребенку предлагается поочередно брать картинки, называть героя, его действия и обсуждать, с какой целью он действовал именно так.

Используется логическая цепочка: «объект — действие — цель действия» (Приложение 7, схема 5).

Информация для педагогов

•   Педагог акцентирует внимание детей на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.). происходящих с главными героями и другими объектами, изображенными на каждой картинке серии.

•   Целесообразно этап «герой — действие — цель» сопровождать дополнительной буквенной схемой «Г — Д — Ц».

•   Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры педагог или ребенок отодвигают поочередно картинки, начиная с крайней левой.

Этап 6 «Что за чем?»

Цели:

учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки;

— по схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие

Педагог предлагает ребенку взять любую понравившуюся ему картинку и переложить ее ближе к себе. Затем еще раз назвать действие объекта и его цель.

Далее — игра «Что было раньше — что будет потом?». Таким образом, картинки выстраиваются в логический ряд (Приложение 7, схема 6).

Информация для педагогов

• На 6-м этапе педагог (или другие дети) контролируют правильность составленного одним из детей логического ряда серии картинок. Если ребенок нарушает последовательность расположения кадров, педагог не должен сразу его поправлять. Он предлагает посмотреть на оставшиеся картинки и поставить их между какими-либо кадрами.

• В случае нарушения логики временных связей ребенку предлагается вспомнить последовательность частей суток или времен года, их характерные признаки.

•   В случае нарушения логики в установлении места действия педагог задает уточняющий вопрос: «В каком месте происходит последующее действие?».

•   Если ошибка связана с изменением признаков объекта, педагог предлагает обсудить, в результате чего произошло это изменение.

•   Необходимо обобщить смысл сюжета серии картинок; сделать вывод и оценить результат действий героя с точки зрения «хорошо — плохо»; обозначить свойства характера героя.

В случае, когда ребенок быстро и правильно выкладывает серию картинок, взрослый может поспорить с ним, предложив заведомо неправильную последовательность. При этом решается задача формирования у ребенка умения доказывать свою правоту, исходя из объективных факторов. Рекомендуется учить ребенка доказательствам своей правоты с помощью речевых оборотов: «Я считаю, что правильно разложил картинки, потому что, во-первых, ...; во-вторых, в-третьих,...» и т.д.

Этап 7 «Составь рассказ»

Цели:

учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок;

— по схеме этапа узнавать игровое действие.

    Игровое действие

Ребенку предлагается расшифровать «секретное письмо», т.е. составить рассказ по серии картинок (Приложение 7, схема 7).

Фактически ребенок составляет рассказ, используя нижеприведенную базовую модель.

1. Однажды ... (указание времени года, части суток).

2. В... [таком-то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия, происходящего в первом кадре)].

3. ... [такой-то объект (указание сквозного героя, героев на первом кадре)].

4. Делал (делали) ... (то-то) для ... (того-то).

5. Потом ... (этот же объект) (переход ко второму кадру) делал ... (действие и целъ действия).

6. И далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели этих действий.

7. В результате получилось ... [то-то (обобщение)], поэтому можно сказать, что данный объект ... (герой, герои) ... (такой-то) по характеру.

8. Придумать название получившемуся рассказу.  

Возможные варианты рассказов по серии картинок

Зимой Коля пошел на улицу лепить Снеговика. Он скатал сначала большой ком, и потом — поменьше и сделал голову. Чтобы Снеговик получился красивым, он сделал ему лицо и воткнул морковку — это нос. Вот какой получился красивый Снеговик! Я назову этот рассказ «Красивый Снеговик».

(Сережа К., 5 лет)

Мальчик Коля после уроков пошел на улицу Это было днем. Он нашел много снега и стал катать большой-большой снежный шар. Потом сделал еще один — это было туловище Снеговика. Коля подумал и сделал голову и руки. Потом сделал глаза, нос и рот. На голову надел ведро. Получился большой Снеговик. Хорошо зимой на улице! Я назову свой рассказ «Как зимой можно делать снеговиков».

(Лена В., 6,5 лет)

        Информация для педагога

•   Базовая модель рассказа в зависимости от возраста и уровня обучения детей может быть использована частично.

• Воспитатель объявляет игровое действие как итог деятельности «следователя», «сыщика» или «режиссера снятого фильма». Главное в рассказе ребенка — повествование, поэтому заострять внимание на образных характеристиках не следует.

• Не рекомендуется также позволять ребенку «додумывать» действия, которых нет на картинках.

Заключительный этап

 Цель:

— научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок.

Игровое действие

Игра проходит без сюжетных картинок — используются только схемы этапов. Педагог предлагает детям вспомнить, в какие игры они играли с картинками и какие действия при этом выполняли. Затем дети рассказывают «секрет» каждой схемы и раскладывают их по порядку.

Например, педагог предлагает ребенку последовательно рассказать, что изображено на схемах, т.е. повторить правила игр с серией картинок (Приложение 7).

Возможные высказывания детей:

— Эта схема «говорит», что надо выложить «паровозик» из картинок (схема 1).

— Эта схема «спрашивает», в каком месте происходит действие (схема 2).

Я смотрю на эту схему и думаю, какое время суток изображено: день или ночь (схема 3).

Здесь надо выбрать главных героев (схема 4).

Здесь нужно посмотреть, что делает герой и с какой целью (схема 5).

— На этой схеме нужно правильно выложить «кадры» из фильма (схема 6).

— Эта схема «просит» составить рассказ и придумать название к нему (схема 7).

Информация для педагогов

•   Работа на этом этапе возможна с детьми 4,5-5-летнего возраста.

•  Важно на начальных этапах не нарушать последовательность работы с  серией картинок:

- сначала картинки выкладывают в ряд слева направо в произвольной последовательности;

- затем определяют места действий;

- обозначают время действий;

- находят «сквозных» (общих) героев и предметы (объекты);

- поочередно на каждой картинке называют объект — действие — цель действия;

- потом «снимается фильм», т.е. дети выкладывают «кадры» в логической последовательности;

- в заключение «кадры» озвучиваются (т.е. составляется рассказ по алгоритму).

•  Педагог может принять рассказ как коллективное творчество участвующих в работе детей либо предложить только одному ребенку полностью озвучить цепочку «кадров». Другие дети при этом выступают в роли «зрителей».

•   Наконец необходимо назвать рассказ и оценить цель и действия героя. В старшем дошкольном возрасте можно уже побуждать детей строить доказательную часть через словесные обороты:

    «Я считаю, что герой ... (такой), потому что, во-первых, ...;

и во-вторых,...; в-третьих,...» и т.д.

Проверочные задания

 «Играем в учителя»

Предлагаем ребенку научить кого-либо (лучше всего взрослого) раскладывать картинки в логической последовательности. При этом вначале можно использовать знакомую ребенку серию картинок, а затем усложнить задание, предложив для обучения неизвестную ему серию.

Ребенок одновременно устанавливает логическую последовательность серии картинок и учит это делать кого-либо.

«Помощники»

Детям дают возможность по-своему изобразить каждый этап работы с серией картинок любыми знаками или буквами на отдельных карточках («помощники»). Они позволят детям из соседней группы научиться раскладывать картинки в логической последовательности.

Заключение

Работа с серией картинок решает не только конкретные задачи: учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять по ним рассказы, сознательно определять этапы произведенных действий с картинками.

Но эта работа решает и более серьезную задачу: формирование понимания того, что любое событие в жизни имеет обязательные условия:

— место действия;

— время действия;

— наличие действующих лиц;

— наличие других лиц, предметов обстановки и т.д. (вводится понятие «объект»);

— признак действия или взаимодействия объектов с определенной целью;

— наличие результата (положительного или отрицательного).

Таким образом, мы формируем у детей начальные навыки анализа ситуаций, что чрезвычайно важно не только для успешного обучения в школе, но и в целом для подготовки детей к жизни в завтрашнем дне.