консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПРИ ПОМОЩИ МУЗЫКАЛЬНО- ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Батищева Ольга Николаевна

консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Раннее музыкальное развитие детей, как и развитие речи ребенка, немыслимо без активного участия родителей.

   Целью музыкально - дидактических игр является развитие у детей слухового восприятия, внимания, памяти, ритмического чувства, умение использовать выразительность речи, т.е. правильно пользоваться речевым дыханием;  менять, ритм, темп и силу голоса; изменять интонацию; применять выразительные средства мимики, жестов, а также умение изображать эмоциональное состояние мимическими средствами и понимать настроение собеседника.

    Использование музыкально-дидактических игр имеет большое значение для общеречевого развития, потому что при игре формируется произвольность речи.

   У музыки и речи существует немало общих основ, даже общностей. Одна из них (пожалуй, самая основная) заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыка и музыкально – художественная деятельность – это то, что дети больше всего любят. Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего  дома? Ответ не заставит себя долго ждать: дети любят петь, танцевать, играть.

   Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким – то невообразимым образом подбирая их.

    Например, ребенок 5-го года жизни, характеризуя произведение «Весело – грустно» Л. Бетховена, употребляет до одиннадцати прилагательных. Произведение в интерпретации ребенка становится не только «веселое и грустное», но и: печальное, тоскливое, одинокое, жалостливое, счастливое, радостное,  хорошее, улыбчивое, смешное, светлое, солнечное.

  Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно — достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

   Игра — это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в  народных песнях, играх, играх-потешках, прибаутках.

  В играх-потешках и песенках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда дети играют с пальчиками, мягкими игрушками. Простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря.

   В каждой семье имеются свои традиции игрового общения с детьми. Мамы и папы играют с детьми в те игры, в которые играли с ними их родители. Этот опыт передается следующему поколению. Наверное, нет такого малыша, с которым не играли бы в «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «По кочкам, по кочкам» и др. Каждая из этих игр имеет множество вариантов. Игры «Кулачки», «Дружно поднимаем ручки» помогут разнообразить игровое взаимодействие с ребенком.

  Нотное лото, музыкальные шкатулки, музыкальные лесенки и игры с пением и движением, наиболее распространенная структура музыкально-дидактических игр.  Здесь же происходит различение свойств и характера музыкального звучания.  В связи со структурой музыкально-дидактических игр отчетливо выступает роль игровых правил. Они целиком связаны с качеством выполнения сенсорных заданий: большая ли кошка, или котенок (различение высотных отношений в игре «Чей домик?»); различает тембр звучания инструментов («Бубен с погремушкой»); выполняют роль дирижера (различение тембра инструментов в игре «Оркестр»).

   Музыкально-игровые занятия приведут к желательным результатам, если они начнут проводиться в воспитании детей с ранних лет. Система упражнений и игр поможет укрепить тело малыша, развить его речь, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности, сделает его чутким к красоте в искусстве и жизни.

    Рекомендации для родителей

  1. Постарайтесь наполнить жизнь детей высокохудожественной музыкой.
  2. Поддерживайте интерес к музыке и музыкальной деятельности  в семье.
  3. Устраивайте совместные походы с детьми в театр, на концерты.
  4. Создавайте дома детям условия для элементарного музицирования.
  5. Обсуждайте с ребенком после прослушивания музыкальные произведения.
  6. Играйте с детьми в музыкальные игры и пойте песенки с ними каждый день.

                                                Музыкальный руководитель  О.Н. Батищева