Материалы МО

Кочерга Галина Николаевна

Материалв работы естественно-математического МО МБОУ СОШ № 46.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

по предметам естественно-математического цикла.

Совершенствовать работу по программе «Одаренные дети»:

1.Принять активное участие в школьных, районных, краевых олимпиадах по математике, физике и информатике, географии, биологии и химии.

2. С 1 сентября вести работу по подготовке к районным, краевым олимпиадам. Для развития творческих способностей провести в 5 – 11-х классах предметные олимпиады на первенство класса и школы.

3.Усиление работы с одаренными детьми по установленным графикам во внеурочное время.      

4. Организовать спецкурсы, элективные курсы, факультативы с целью развития способностей одаренных детей.                          

5. На уроках по предметам естественно-математического цикла вести

       индивидуальную работу на продвинутом уровне.

Преемственность в обучении между  4-5 классами и 9-10 классами.

  1.  Посещать уроки в 4, 9 классах с целью знакомства учителей с уч-ся новых классов.
  2.  Приглашать учителей 4, 9 классов на свои уроки.
  3. Знакомиться с методами работы учителей начальных классов и учителей-предметников 9 классов.
  4. В работе учителей 4 - 5, 9 - 10 классов осуществлять принцип преемственности в учебно-воспитательном процессе.
  5. Контролировать срезы ЗУНов по математике с последующим анализом.
  6. Проводить взаимопроверку тетрадей в 5, 10 классах: объем домашних заданий.
  7. Принять участие в психолого-педагогическом консилиуме по преемственности обучения.

Работа в учебных кабинетах.

1. Совершенствовать учебно-воспитательную работу в учебных кабинетах, сделать их центром учебно-воспитательной работы уч-ся и учителей.

2. Вывесить в каждом учебном кабинете:

  1. «Уголок выпускника», где поместить рекомендации по подготовке к экзаменам, ЕГЭ и другие материалы к экзаменам.
  2.   основные требования к ЗУНам уч-ся, которыми они должны овладеть к концу учебного года;
  3. нормы оценок за ЗУНы:

за что ставится «5», «4», «3», «2», «1».

  1.  различные информационные материалы для уч-ся (по мере необходимости).

   3. Каждому учебному кабинету бороться за присвоение ему звание

        «Образцовый кабинет».

   4. Вести работу по оформлению и накоплению учебно-наглядных

        пособий,  раздаточного материала.

   5. Проводить работу по обновлению информационных учебных стендов

         (по мере необходимости).

    6. Пополнять кабинеты учебно-наглядными пособиями (по возможности

        школы).

Мероприятия МО по подготовке к проведению

 выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и ГИА.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационные мероприятия

1

Принять участие в совещании с педагогическим коллективом по вопросу подготовки и проведения выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и ГИА

По плану

Зам. Директора по УВР, рук. МО, учителя.

2

Принять участие в совещаниях и обучающих семинарах по организации и проведению выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и ГИА по предметам естественно-математического цикла.

Весь период.

Зам. Директора по УВР, рук. МО, учителя

3

Пройти обучение учителей МО по организации и проведению выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и ГИА  по предметам естественно-математического цикла при  СКИПКРО.

Весь период.

4

Вести работу по информированию учителей, учащихся и их родителей об организации и проведении выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и ГИА  по предметам естественно-математического цикла.

Весь период.

Зам. Директора по УВР, рук. МО, учителя

5

Сбор заявлений от уч-ся 11-х классов, желающих сдавать выпускные экзамены в форме ЕГЭ  по математике, информатике и физике, географии, биологии и химии.

1-е полугодие.

Зам. Директора по УВР, рук. МО, учителя

Организация подготовки уч-ся к сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ. 

1

Организовать дополнительные занятия с уч-ся 11-х классов по подготовке к проведению тестирования по предметам ЕМЦ.

Еженедельно

2

Продолжить работу учителей с материалами спутникового образовательного канала по подготовке к ЕГЭ и ГИА

Весь период

3

Организовать работу с уч-ся 9-х, 11-х классов по материалам спутникового образовательного канала, сборников ЕГЭ с 2010 - 2013г.г. и «Сборнику заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9-х классах»  (новая форма проведения экзамена).

Весь период

Учителя предметники

4

Организовать  и провести школьные репетиционные работы по ЕГЭ и ГИА (пробное тестирование) по предметам ЕМЦ.

Февраль – март

Администрация школы

5

Обзор периодической литературы по материалам ЕГЭ и ГИА

Ежемесячно

Рук. МО

Учителя

Организация и проведение ЕГЭ

1

Получение сборников инструктивных материалов по технологии проведения ЕГЭ.

Февраль

Зам. Директора по УВР, рук. МО.

2

Проведение ЕГЭ по расписанию, Утвержденному Минобрнауки России.

Июнь

Зам. Директора по УВР, рук. МО,



Предварительный просмотр:

Список выступлений на МО ЕМЦ за 1 полугодие 2012 – 2013 учебного года.

Ф.И.О. учителя

Название доклада

Протокол

Кочерга Г.Н.

1.Пути совершенствования преподавания математики в свете новых образовательных стандартов.

№ 1

2. Обеспечение преемственности в обучении математики между 1 и 2 ступенями общеобразовательной школы.

№ 2

3. Работа с тетрадью

№ 3

4 Эффективные технологии при подготовке к ЕГЭ.

№ 4

5 Творческие задания на уроках и во внеурочное время.

Творческие домашние задания

№ 4

6 Урок –исследование – как один из способов развития творческих способностей обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах.

№ 4

7 Методы мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся

№ 5

8 Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и некоторые вопросы её организации.

№ 5

Ильюшко М.М

1.Развитие навыков самоконтроля при изучении математики.

№ 2

2 План работы с учащимися 10 класса по подготовке к ЕГЭ

№ 4

3 Творческие задания на уроках и во внеурочное время.

Творческие задания на составление задач.

№ 4

4 Развитие логического мышления учащихся на уроках математики

№ 5

Васюкович Н.А.

1.Инновационные приёмы и методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся на различных этапах комбинированного урока.

№ 3

Полюхович Л.М.

1.Инновационные приёмы и методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся на различных этапах комбинированного урока.

№ 3

Бутенко Т.Н.

1 Творческие задания на уроках и во внеурочное время.

Творческие задания – средства формирования творческих способностей учащихся.

№ 4



Предварительный просмотр:

Анализ эффективности использования современных образовательных технологий.

Учитель математики  - Кочерга Г.Н.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся использую разные методические приемы и виды технологий.

Нетрадиционная форма проведения занятий.

Часто в работе использую игровые технологии, основная задача которых – повышение эффективности обучения за счет усиления интереса учащихся к предмету. Игра увлекательна. Она снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистический настрой школьников, сплачивает группу, сближает изучаемые на уроке вопросы с внутренним миром школьника и стимулирует учебную деятельность. Учитель, который часто использует на уроке элементы игры,- это обычно любимый учитель, а его предмет становится любимым предметом школьников.

Учебные игры позволяют в реальном учебном процессе смоделировать различные жизненные ситуации и отношения. Игра будит воображение учащихся, дает им возможность проявлять лучшие личностные качества, повысить рейтинг в социальной группе.

Часто на уроках использую элементы игровых технологий, проводя игры-минутки, которые хорошо развивают фантазию, внимание и память учащихся, расширяют кругозор, способствуют приобретению новых знаний и умений («руки вверх», «найди ошибку», «угадай меня», «кто дальше», «двойняшки» и т. д.

В целях закрепления и обобщения знаний по отдельным темам провожу семинарские занятия, конференции, которые повышают уровень развития учащихся, развивают самостоятельность, интерес к предмету, желание рассуждать, доказывать правильность высказанной  точки зрения. Они совершенствуют умение анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, рецензировать ответы учащихся.

«Мышление начинается с проблемной ситуации» (С.Л.Рубинштейн).

Проблемное обучение – один из методов развивающего обучения, т.к. оно учит мыслить логично, творчески; позволяет сформулировать у учащихся не просто знания, а знания-убеждения, что является основой для формирования научного мировоззрения; формирует навыки поисковой и исследовательской деятельности; развивает интерес к предмету.

Тему урока стараюсь формулировать проблемно.

Развивать интерес к предмету помогают и проектные технологии, которые воспитывают творческую и самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самореализации.

Проектная деятельность требует постоянного контроля. Учащиеся должны сознавать, что создаваемый ими проект актуален, полезен, тогда он будет им интересен.

За последние годы обучения мои ученики работали над такими проектами «Золотое сечение», «Системы счисления», «Для чего нужна производная», «Старинные меры длины» и др.

Модульная технология позволяет заинтересовать самых слабоуспевающих и безразличных к учебных целей в учебе школьников. Она предполагает самостоятельное достижение учащимися конкретных процессе работы с модулем во время урока, а также во внеурочное время.

Творческие задания стимулируют интерес учащихся к предмету, способствуют саморазвитию, самоутверждению, созданию атмосферы творческого сотрудничества между учащимися и в группах. Выполняя творческие задания, учащиеся осуществляют перенос знаний об основных изученных закономерностях, фактах и явлениях в область творческой исследовательской деятельности для решения новых проблемных задач.

«Об уме человека легче судить по его вопросам, нежели по    ответам»

                                                                                                                  ( Ж. Левис  )

Именно поэтому я придаю большое значение вопросительной активности учащихся. Умение ставить вопросы и отвечать на них способствует активации  творческой мыслительной деятельности учащихся, и задача учителя заключается в том, чтобы научить задавать вопросы и создавать на уроке соответствующие условия, которые бы располагали к подобному роду деятельности.

Этому способствует использование учителем межпредметных связей, прикладного материала, дополнительных литературных источников, проведение конкурсов на лучший вопрос, выстраивание логических цепочек из серии заданных учащимися вопросов.

Наиболее значимы проблемные вопросы, поскольку они в большей мере активизируют  мыслительную деятельность.

Решение задач.

Важнейшая задача, стоящая перед любым учителем, — научить детей применять полученные знания на практике. Дети должны уметь решать задачи, решать хорошо, с увлечением, составлять свои аналогичные задачи.

Для развития интереса к решению задач я предлагаю задания с нестандартными формулировками, связанные с жизнью. Они способствуют развитию любознательности, логике и ассоциативному мышлению, способствуют интеграции знаний, побуждают использовать дополнительную литературу.

Для развития мотивационной сферы учащихся  иногда прибегаю к решению задач поисково-исследовательского и исследовательского характера.

Научно-исследовательская работа.

Исследовательский подход позволяет значительно эффективнее решать задачи развития творческих способностей учащихся, воспитания инициативности и активной самостоятельности в обучении, укрепления интереса к предмету и учебному труду.                       Поэтому этому виду деятельности я уделяю большое внимание, особенно при работе с мотивированными и одаренными детьми.

Мои ученики участвуют в школьной научно-практической конференции « Шаг в науку».

Использование компьютерных технологий    позволяет значительно повысить уровень индивидуализации обучения и как следствие – глубину усвоения материала.

Использование на уроках электронных презентаций (Э.П.), интерактивной доски (мультимедийного проектора) более интересно для современных школьников.

Учитель дает тему и предлагает в качестве домашнего задания  создать презентацию (не более 7-10 слайдов) и разработать к слайдам соответствующие комментарии.

При выполнении таких домашних заданий учащиеся осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, кратко выражать свою мысль.

Презентацию можно включить в объяснение учителя, при проверке домашнего задания, т.к. это требует не много времени. Зная, что работа будет востребована, учащиеся  более серьёзно относятся к домашнему заданию.

Конструктивным подходом к процессу обучения является применинение WEB – квестов. Это – мини-проекты, основанные на поиске в Интернете. На этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки, при поиске ответов развиваются критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. Организованная деятельность учащегося формирует круг его интересов и приоритетов при работе в Интернете.

Результаты эффективности, использования современных образовательных технологий:

Ф.И.О.

предмет

1 четверть

2 четверть

динамика

% усп

% кач

Ср балл

% усп

% кач

Ср балл

Кочерга Г.Н.

Математика

100

56

3,6

100

59

3,7

Повышение на 3%

Алгебра

99

37

3,3

100

42

3,5

Повышение на 5%

Геометрия

99

38

3,4

100

39

3,4

Повышение на 1%



Предварительный просмотр:

   

Из опыта работы учителя математики

Кочерга Г.Н

«Применение технологии обучения в сотрудничестве (групповая работа, работа в парах)»

«Великая цель образования – это не знания, а действия».

                                                                                           Герберт Спенсер

В современном человеческом обществе идет постоянное обновление науки и техники. Перед школой и учителями возникает необходимость обучить школьников так, чтобы их знания и умения соответствовали требованиям современности. Для этого вводятся новые предметы, усложняются курсы. Ученики должны тратить времени и сил меньше, а знать и уметь больше. Овладевать науками надо быстрее и одновременно качественнее.

Обучение в сотрудничестве является таким методом, который позволяет увеличить качество обучения.

На ступени основного общего образования дети активно включаются в совместные занятия. Хотя учебная деятельность по своему характеру остаётся преимущественно индивидуальной, тем не менее на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке  нередко возникает настоящее сотрудничество обучающихся: дети помогают друг другу и осуществляют взаимоконтроль.

В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. К числу основных составляющих организации совместного действия можно отнести:

• распределение начальных действий;

• обмен способами действия, включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения результата работы;

• взаимопонимание, которое позволяет установить соответствие собственного действия и действия другого участника, включённого в деятельность;

• коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

• планирование общих способов работы и построения соответствующих схем, планов работы;

• рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

Общей особенностью совместной деятельности является преобразование, перестройка позиции личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и в отношении к собственным взаимодействиям, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самих способов взаимодействия и отношений между участниками процесса обучения.

Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.

Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания.

Цели организации работы в группе:

• создание учебной мотивации;

• пробуждение в учениках познавательного интереса;

• развитие стремления к успеху и одобрению;

• снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;

• развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

• формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.

Для организации групповой работы класс делится на группы, чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. Можно выделить три принципа организации совместной деятельности:

1) принцип индивидуальных вкладов;

2) позиционный принцип, при котором важно столкновение и координация разных позиций членов группы;

3) принцип содержательного распределения действий, при котором за учащимися закреплены определённые модели действий.

Группа может быть составлена из обучающегося, имеющего высокий уровень интеллектуального развития, обучающихся с недостаточным уровнем компетенции в изучаемом предмете и обучающегося с низким уровнем познавательной активности. Можно составлять группы из обучающихся одинакового уровня обученности. Кроме того, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих обучающихся: по сходным интересам, стилям работы, дружеским отношениям

Роли обучающихся при работе в группе могут распределяться по-разному:

• все роли заранее распределены учителем;

• роли участников смешаны: для части обучающихся они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;

• участники группы сами выбирают себе роли.

Во время работы обучающихся в группах учитель может занимать следующие позиции — руководителя, «режиссёра» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем за работой группы.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Эта форма учебной деятельности может быть использована как на этапе предварительной ориентировки, когда школьники выделяют (с помощью учителя или самостоятельно) содержание новых для них знаний, так и на этапе отработки материала.

В качестве вариантов работы парами можно назвать следующие:

1) ученики, сидящие за одной партой, получают одно и то же задание; вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они обмениваются тетрадями, проверяют правильность полученного результата и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены;

2) ученики поочерёдно выполняют общее задание, используя те определённые знания и средства, которые имеются у каждого;

3) обмен заданиями: каждый из соседей по парте получает лист с заданиями, составленными другими учениками. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданиями, они могут обратиться к авторам заданий за помощью. После завершения выполнения заданий ученики возвращают работы авторам для проверки. Если авторы нашли ошибку, они должны показать её ученикам, обсудить её и попросить исправить. Ученики, в свою очередь, могут также оценить качество предложенных заданий (сложность, оригинальность и т. п.).

Учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания слабым учащимся.

     Психологи отмечают важность взаимодействия обучающихся друг с другом, поскольку консультирование друг друга, проводимое самими учениками или взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний. В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают, 26% от того, что слышат, 30% от того, что видят, 50% от того, что они видят и слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими, 80% от того, что основано на личном опыте, 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами.

 Исходя из этого интерактивное обучение, связанное с обсуждением материала, обучением учениками друг друга является наиболее продуктивным с точки зрения усвоения и запоминания учебного материала. 

Плюсы такого вида работы:

● повышается учебная и познавательная мотивация учащихся, они стараются занять место лидера в паре и перейти в группу более высокого уровня подготовленности;

● снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, все учащиеся в парах справляются с предложенным заданием;

● обученность повышается, т.к. каждый ученик старается наиболее грамотно выполнить задание, вовремя устранить пробелы;

● в паре происходит взаимообучение, каждый вносит вклад в общую работу, помогает ликвидировать пробелы;

● развиваются коммуникативные навыки, умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения;

● улучшается психологический климат в классе, учащиеся свободны в выяснении затруднений, у товарища легче спросить, чем у учителя, развивается толерантность;

● каждый ученик на уроке получает оценку, старается более качественно подготовится к уроку;

● развивается умение правильно оценивать себя и одноклассников, анализировать процесс работы, формируются первые педагогические умения.

Трудности:

● большая подготовительная работа со стороны учителя;

●организовать процесс выполнения задания на основе обмена мнениями ;

● обеспечение дисциплины на уроке.

Реализация метода.

Каждая пара перед началом работы получает:

-памятку учащимся;

-задание, соответствующее уровню подготовки;

-критерии оценивания работы.

В ходе урока они выполняют задание, оценивают друг друга и результат работы сдают учителю.

Памятка учащемуся:

Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

Применение данной формы работы рассмотрим при изучении темы: «Площадь треугольника, площадь параллелограмма» 9 класс учебник Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. «Геометрия 7-9»

Урок 1: «Площадь треугольника, площадь параллелограмма

Цели:

1.Образовательные:

-вывести формулы для вычисления площади треугольника и параллелограмма;

-сформировать умение применять новые формулы при решении задач.

2. Развивающие:

-создание условия для развития на уроке психологических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти, внимания;

-обеспечить условия для развития познавательных процессов,  для формирования общеучебных и специальных умений, совершенствованию мыслительных операций;

-создание условий для развития коммуникативной культуры.

3. Воспитательные:

-обеспечить условия для формирования положительного отношения к знаниям, к процессу учения.

Задачи урока:

1.Образовательные:

-повторить известные формулы для вычисления площади треугольника, параллелограмма, определение синуса в прямоугольном треугольнике, вычисление синуса тупого угла;

-выучить на уроке новые формулы;

-научить применять новые формулы при решении задач;

-совершенствовать вычислительные навыки.

2.Развивающие:

-выработать умение правильно применять известные и новые формулы при вычислении площади;

-развивать внимание, умение сравнивать, делать выводы и обобщения.

3.Воспитательные:

-создать условия для раскрытия коммуникативных способностей учащихся;

-побудить учащихся к активной мыслительной деятельности;

-прививать и укреплять умение давать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний:

1.Какие формулы для вычисления площади треугольника и параллелограмма вы знаете?

2.По готовым чертежам на доске найдите площадь, указанной фигуры.

а)                       В

                                                           АС=8см

А                           С                     ВК=3см

                   К

б)          А                            В

                                                    ДС=5см

                                                    АМ=3см

   Д        М                  С

в)                      N                                 M=45

                                                           MP=8см

       М                                P              МN=4см

г)                 В                              С      Сравните площади треугольника АВD

                                                             и параллелограмма АВСD.

                                                             Ответ обоснуйте.

                                               

   А                                 D

III. Изучение нового материала.

Выведем новые формулы для вычисления площади треугольника, параллелограмма.

Теорема 1:

Площадь треугольника равна половине произведения двух его сторон и синуса угла между ними.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Выполните чертеж.

Укажите условия заключения теоремы.

Что необходимо знать для вычисления площади треугольника?

Какую высоту мы можем построить?

Как найти длину высоты ВК?

Можно ли вычислить площадь треугольника?

Дано:                                         В        

   АВС

 АВ=с                         А              К      С

АС=b

   A =α

Доказать: SABC=

Доказательство:

Длину стороны и длину высоты, опущенную на известную сторону

ВК или высоту из вершины С

Рассмотрим треугольник АКВ – прямоугольный по определению высоты.

sin A = (определение синуса)

ВК= АВ sinA

BK=csinA

Да. SABC=

       SABC=     ч.т.д.

Теорема 2:

Площадь параллелограмма равна произведению двух соседних сторон и синусу угла между ними.

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

Выполните чертеж.

Укажите условия и заключение теоремы.

Как использовать доказанную теорему 1 и свойство параллелограмма для доказательства теоремы?

Как вычислить площадь треугольника ABD?

Чему будет равна площадь параллелограмма?

 Дано:                              B             С

АВСD пар-м

АВ=а                           A             D

АD=и

   А=α

Доказать: SABCD =absinα

Доказательство:

Построим диагональ ВD. Она разделит параллелограмм на два равных треугольника. По свойству площадей площади полученных треугольников равны, поэтому:

SABCD = 2SABD

SABD = (формула площади треугольника)

SABD =

SABCD = 2

SABCD =absinα

Ч.т.д.

IV.Решение задач. Формирование умения применять новые формулы при решении задач.

Работа проводится в стационарных парах. Каждая пара получает один набор задач:

 1. В   MNK, угол N 120   , сторона MN =8см, сторона NK= 4 см. Найти площадь треугольника.

2. Стороны параллелограмма 4 см и 5 см, один из углов 150.  Найдите его площадь.

3. Площадь      АВС 12 см, угол С =60  , сторона ВС =5см. Найти сторону АС.

     Пары выполняют решение задач. Затем получают готовые решения, по которым выполняют проверку и корректировку своих решений. Оценивают свою работу и работу друг друга.

     В случае затруднения пара может обратиться к учителю за консультацией.

V.Подведение итогов урока.

1.Какие новые формулы вы узнали для вычисления площади:

                                          а) треугольника;

                                          б) параллелограмма?

2.Для каких треугольников справедлива данная формула?

3.Можно ли применять формулу площади параллелограмма для вычисления площади трапеции? Почему?

VI. Домашнее задание:

1.Выучить теорию.

2.№1020(а,б), 1022

3. В параллелограмме один их углов 135 градусов. Стороны 8см и  7см. Найти его площадь.

4.№1023(по желанию). Выполнение данной задачи оценивается отдельно.

Урок 2. «Площадь треугольника, площадь параллелограмма».

Цели и задачи:

1.Образовательные:

-продолжить формирование умений и навыка применять формулы площади треугольника и параллелограмма при решении задач базового и повышенного уровня;

-продолжить формирование умения находить более рациональный способ решения, грамотно обосновывать ход решения.

2.Развивающие:

-создать условия для развития мышления, памяти, внимания;

-развивать умение делать выводы и обобщения;

-развивать коммуникативную культуру.

3.Воспитательные:

-создать условия для активной мыслительной деятельности;

-развивать культуру общения, товарищества;

-развивать культуру оформления работ.

Ход урока:

I.Организационный момент:

Учащиеся разбиваются на пары по уровню обученности(пары меняющиеся).

Пары одной группы рядом не сидят. На каждой парте лежит памятка. Каждая пара получает свое задание, согласно уровня подготовленности, которое состоит из четырех задач. Знакомятся с критериями оценки их работы.

II. Актуализация знаний, проверка домашнего задания:

1.Какие вопросы вы разбирали при подготовке домашнего задания?

2.Какие способы вычисления площади треугольника и параллелограмма вы знаете?

3.Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания?

Учитель отвечает на вопросы по выполнению домашнего задания(кроме номера 1023).

III. Работа в парах:

Во время работы учащиеся не имеют права пользоваться теоретическими и рабочими тетрадями. Обсуждают наиболее рациональный способ решение задачи, грамотность оформления решения и полноту обоснования рассуждений. В случае затруднений пара может обратиться к учителю, чтобы получить консультацию.

Учитель наблюдает работу учащихся, отслеживает типичные ошибки, может выступать как участник группы, выступать в роли консультанта.

Задания для групп:

1 группа(низкий уровень познавательной активности).

Задача №1

Найти площадь треугольника АВС, если АВ=5 см, АС=14см, угол А= 60 градусов.

Задача №2

В параллелограмме один из углов 45 градусов, а стороны 4см и 8 см. Найдите его площадь

Задача №3

Площадь треугольника МNK 20 см, МN=8см, угол N= 150 градусов. Найдите NK.

Задача №4

Найдите углы ромба, если его площадь 8√3, а сторона 4см.

2 группа(учащиеся с недостаточным уровнем компетенции):

Задача №1

Боковые стороны равнобедренного треугольника 18 м, образуют угол в 150 градусов. Найдите площадь этого треугольника.

Задача № 2

Площадь треугольника АВС = 21√2см, ВС = 12 см, угол С = 45 градусов, найти АС.

Задача №3

Площадь параллелограмма 24√6см, стороны 8√2см и 6см. Найдите его углы.

Задача №4

Диагональ прямоугольника 12 см, угол между диагоналями 60 градусов. Найдите площадь прямоугольника.

3 группа(высокий уровень интеллектуального развития):

Задача №1

Боковые стороны равнобедренного треугольника 18 см, образуют угол 120 градусов. Найдите площадь треугольника.

Задача №2

Площадь параллелограмма 24√6см, стороны 6√2см и 8см. Найдите его углы.

Задача №3

Диагонали параллелограмма 8 см и 12 см, угол между диагоналями равен 30 градусов. Найдите его площадь.

Задача№4

В треугольнике стороны 4см и 6 см образуют угол 45 градусов. Найдите площади треугольников, на которые разбивается данный треугольник биссектрисой данного угла.

По окончании работы учащиеся отчитываются о проделанной работе и сдают тетради на проверку учителю.

IV. Подведение итогов урока:

Учитель подводит итог работы по классу, отмечает типичные ошибки и трудности, с которыми столкнулись участники, указывает пути их преодоления.

V. Домашнее задание:

Домашнее задание направлено на подготовку учащихся к доказательству теоремы синусов и выводов формулы радиуса окружности, описанной около треугольника.

1.В треугольнике АВС угол А равен 30 градусов, АВ=3см, АС=4см, угол В 45 градусов. Найдите длину стороны ВС.

2.Найдите величину угла АВС по каждому из чертежей:

a)     D                           б)          В                       в)                           C

                                                                                        D

                           B              А                      

       A            C                                           С                    A             B

   ADC=40                              АОС=150  

Ситуация учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся. Она создаёт условия для опробования, анализа и обобщения освоенных ими средств и способов учебных действий, помогает самостоятельно (не только для себя, но и для других) выстраивать алгоритм учебных действий, отбирать необходимые средства для их осуществления.

Список использованной литературы.

1.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей СПб:КАРО, 2005.

2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, М., Академия, 2003.

3.Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения.