Методическая деятельность

Матяева Татьяна Михайловна

Методические разработки

 Сопровождение воспитательного мероприятия "Путешествие в страну доброты "https://disk.yandex.ru/d/WTMWzPMebofUQQ

Сопровождение урока "Введение в образовательную программу" https://disk.yandex.ru/i/mlYHOvvhlLEi5Q

Сопровождение мастер-класса "Изготовление открытки с декорированием цветами из бисера" https://disk.yandex.ru/i/O-ERvvrCYPD82A

Методическая разработка«Практика дистанционного обучения»

Творческой мастерской «Бисероплетение и кружевоплетение»      https://disk.yandex.ru/i/ZAAefFR_klmHhA

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детского творчества»

Методическая разработка

 воспитательного мероприятия

«Посвящение в подмастерья»

        

Автор: Матяева Татьяна Михайловна,

педагог дополнительного образования,

 высшей категории

                                                                 

                                                                               

г. Дзержинск

2018 год

Сценарий посвящения в подмастерья.

Т.А. – Здравствуйте ! Мы рады видеть вас в наших мастерских и от всей души поздравляем с началом учебного года! Вы уже  чему-то немного научились,  и поэтому пришла пора принять вас в ряды подмастерий. И пройдет еще немного времени , вы узнаете много нового , многому научитесь и тогда станете настоящими мастерами.

Мы с вами уже немного познакомились на арбузнике, который проходил в сентябре месяце. Кто был на этом празднике? А вы можете сказать,как зовут нашего домового, который охраняет этот прекрасный дворец?

Дети: Тимка

Т.А.- Правильно, а у Тимки есть 6 помощниц, в каждом отделе своя, и покровительница нашего отдела Фея-фантазия и она уже спешит к нам на встречу. Давайте встретим ее аплодисментами .

Фея:- Здравствуйте, мои дорогие друзья ! Очень рада видеть вас в стенах этого волшебного дворца! Я- Фея фантазия, покровительница всех трудолюбивых, тех кто любит творить и фантазировать. Надеюсь , здесь собрались такие ребята?

(Ответы детей)

 Игра – кричалка с хоровым ответом

«Привет»

Когда встречаем мы рассвет,

 Мы говорим ему ………….

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой …………..

При встрече через много лет

Вы крикнете друзьям ……….

И улыбнутся вам в ответ

От слово доброго …………..

И вы запомните совет –

Дарите всем друзьям………..

Давайте дружно все в ответ

Друг другу скажем мы ………

Фея: -  Отдел декоративно- прикладного творчества – это дружная семья педагогов, детей и родителей. Каждый здесь нашел друга. А тому, кто еще ни с кем  не подружился , я желаю чтобы это произошло как можно быстрее.

Со мной вы уже знакомы , а как зовут вас ?

Сейчас вы все вместе назовете свои имена- три, четыре!

(Дети называют свои имена)

Фея:- Вот и познакомились! Ребята , а у меня тоже есть помощница, а как ее зовут вы сейчас отгадаете:

Она всё в доме приберёт

И крупы все переберёт

И платья дивные сошьёт

Её кто первый назовёт?

(Ответы детей)

Фея:- Правильно - это Золушка. Встречаем ее аплодисментами.

(Звучит музыка. Выход Золушки.)

Золушка:- Здравствуйте, Фея. Здравствуйте ребята.

Фея:- Вот посмотри, какие ребята сидят в этом зале.

Золушка:- А может быть, это те самые новички , которых мы сегодня должны принять в ряды подмастерий?

Фея:- Наверное , но я сомневаюсь…

Золушка:- Давай спросим их ?

Фея:- Давай. Ребята, вы хотите научиться шить, вязать, плести, рисовать?

Дети: Да.

Фея:- Похоже это те самые новички. Только я  все-таки сомневаюсь, справятся ли они и не испугаются ли трудностей?

Золушка:- Надо это проверить.

Фея:- Сейчас приготовьтесь ребятки отгадывать загадки. Готовы?

(Ответы детей.)

Фея:- Тонка, длинна, одноуха,

Остра, всему миру нужна?  (иголка )

Бежит свинка, золотая спинка

Носочек стальной, а хвостик льняной. (иголка с ниткой)

Я пушистый, мягкий, круглый

Есть и хвост, но я не кот

Часто прыгаю упруго, покачусь, и под комод. (клубок ниток)

Маленькая избушка,

Вся в дырках.      (наперсток )

Два конца, два кольца

То вместе, то врозь

А гвоздь насквозь.             (ножницы)

Золушка:- Молодцы!

Фея:- А теперь я хочу вас испытать на ловкость. Помните, как мачеха, заставляла перебирать крупу трудолюбивую Золушку? (Ответы детей)           И с этим она неплохо справлялась. Я приглашаю 4 участников.

Задание: на столе лежат кучки смешанных орехов. Вам нужно разобрать свою      кучку по компонентам. Побеждает тот , кто быстрее и правильнее справится с заданием.

(Звучит музыка)

Золушка:- Молодцы ребята!

Сейчас , мы загадаем еще загадки и будут они о народных промыслах.

Фея:-  Снежно белая посуда

Расскажи - ка ты откуда

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

нежными, красивыми.   (Гжель)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди – ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты

Блестят они как золотые,

А может солнцем залитые.        (Хохлома)

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови – ка меня!             (Дымка)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

1, 2, 3, 4,5 – ть

Даже всех не сосчитать.             (Матрешка)

Стучат коклюшки:

Стук, стук, стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен, взгляните!             (Кружева)

Молодцы! Все загадки отгадали.

Золушка:- Так-так-так. Загадки отгадали , орехи перебрали, а вот теперь мы посмотрим как вы сможете рисовать.

Фея:-   Вызываю 2 команды по 9 человек. Первая команда должна нарисовать  кошку, другая –собаку. Для этого участник бежит к мольберту .Здесь он берет одну карточку, на которой написаны задания (Нарисовать усы) . Он должен выполнить задание как можно быстрее и вернуться к своей команде, передав эстафету следующему. Правила всем понятны? И так мы начинаем.

(Звучит музыка)

Молодцы!

Я уже говорила, что наш отдел –это дружная семья и сегодня вы вливаетесь в эту семью.

Игра - кричалка «Мы одна семья»

Раз живем одной семьей,

Повторяйте все за мной.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева  (ущипни, улыбнись)

Тот, кто чистит зубы утром,

Пусть кричит нам громко «Круто».

Те, кто любит есть картошку

Громко хлопайте в ладоши.

Дружно крикнет нам «Ура»

Вся вот эта сторона.

Тех, кто любит погулять,

Попрошу я быстро встать.

Все мальчишки, что есть в зале,

Пусть потопают ногами.

А девчонки не молчат –

Слово «Весело» кричат.

Игра – кричалка с хоровым ответом

«Привет»

Когда встречаем мы рассвет,

 Мы говорим ему ………….

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой …………..

При встрече через много лет

Вы крикнете друзьям ……….

И улыбнутся вам в ответ

От слово доброго …………..

И вы запомните совет –

Дарите всем друзьям………..

Давайте дружно все в ответ

Друг другу скажем мы ………

Игра - кричалка «Мы одна семья»

Раз живем одной семьей,

Повторяйте все за мной.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева  (ущипни, улыбнись)

Тот, кто чистит зубы утром,

Пусть кричит нам громко «Круто».

Те, кто любит есть картошку

Громко хлопайте в ладоши.

Дружно крикнет нам «Ура»

Вся вот эта сторона.

Тех, кто любит погулять,

Попрошу я быстро встать.

Все мальчишки, что есть в зале,

Пусть потопают ногами.

А девчонки не молчат –

Слово «Весело» кричат.

Уши

Уши

Голова

Голова

Хвост

Хвост

Туловище

Туловище

Задние лапы

Задние лапы

Передние лапы

Передние лапы

Нос

Нос

Глаза

Глаза

Усы

Усы



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детского творчества»

Методическая разработка

 воспитательного мероприятия

«Посвящение в подмастерья

«Шапокляк и все,все……»»

        

Автор: Матяева Татьяна Михайловна,

педагог дополнительного образования,

 высшей категории

                                                                 

                                                                               

г. Дзержинск

2019 год

Сценарий посвящения в подмастерья.

Красиво украшен зал.

Звучит музыка, гости проходят в зал. Удивленно вбегает Шапокляк.

Шапокляк.-  А куда это я попала? Шарики- фонарики…Красотища-то, какая. Видимо праздник здесь намечается ,хм…, а меня не пригласили ?  Инструменты тут у них, а заколдую-ка я их! Шурум-бурум, шурум-бурум! Шляки ,бряки, барабаки ! (Покрывает инструменты платком). Теперь я посмотрю, как вы без своих инструментов обходиться будете, куда бы мне спрятаться? Спрячусь-ка я тут.

Ведущая. – Добрый день, дорогие ребята и гости нашего праздника! Сегодня мы собрались  с вами по очень важному для всех событию- посвящению в подмастерья наших первогодок. Ребята долго ждали этого момента, готовились, так что пора начинать. Для начала проверим, всели готово?

(Подходит к инструментам, обнаруживает, что с ними что-то случилось и испуганно обращается к зрительному залу)

- Что здесь случилось? Где виновник этого безобразия? (дети показывают в сторону Шапокляк). Ведущий пытается вытащить Шапокляк.

Шапокляк. -Ой, ой! Осторожней! Шляпу еще помнете!

Ведущая. Где-то я встречала эту барышню. Очень уж лицо мне ее знакомо. Не подскажите, кто это? (дети отвечают)

Шапокляк.- Вот видите, насколько я известная, везде меня знают!

Ведущая.- Здравствуйте, Шапокляк!

Шапокляк.- Здрасьте , здрасте! Здравствуйте, приветики, девочки да мальчики!

Ведущая.- Зачем вы напакостили?

Шапокляк. - Ишь праздник решили устроить. В подмастерья посвящаются!

А меня не подумали пригласить. Вырядились-то как! Потому и заколдовала ваши инструменты, чтобы знали, как трудно без меня обойтись.

В общем, так: хотите , чтобы я расколдовала инструменты, тогда начинайте свой праздник. Понравится- расколдую ваши инструменты! Посмотрите, сколько сложных заданий я вам придумала.

Сейчас я проверю, какие вы вежливые.

Игра – кричалка с хоровым ответом

«Привет»

Когда встречаем мы рассвет,

 Мы говорим ему ………….

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой …………..

При встрече через много лет

Вы крикнете друзьям ……….

И улыбнутся вам в ответ

От слово доброго …………..

И вы запомните совет –

Дарите всем друзьям………..

Давайте дружно все в ответ

Друг другу скажем мы ………

Шапокляк. Да, не ожидала, что вы такие прям все вежливые!

А у кого уже здесь есть друзья? А кто еще не подружился?

Со мной вы уже знакомы , а как зовут вас ?

Сейчас вы все вместе назовете свои имена - три, четыре!

(Дети называют свои имена)

Шапокляк. Вот для вас следующее задание. Я проверю, как вы знаете пословицы о труде.

Я приглашаю  4 команды по 5 человек. На столах лежат карточки, на них написаны слова. Из этих слов вам нужно составить пословицу. А потом всем дружно сказать.

(проходит конкурс)

Шапокляк. Ой, ой, ой,  сколько они пословиц то знают.

А сейчас я проверю, какие вы дружные.

Вызываю 2 команды по 9 человек. Первая команда должна нарисовать  кошку, другая –собаку. Для этого участник бежит к мольберту .Здесь он берет одну карточку, на которой написаны задания (Нарисовать усы) . Он должен выполнить задание как можно быстрее и вернуться к своей команде, передав эстафету следующему. Правила всем понятны? И так мы начинаем.

(проходит конкурс)

Шапокляк. Сейчас приготовьтесь ребятки отгадывать загадки. Готовы?

(Ответы детей.)

           Тонка, длинна, одноуха,

           Остра, всему миру нужна?  (иголка )

Бежит свинка, золотая спинка

Носочек стальной, а хвостик льняной. (иголка с ниткой)

Я пушистый, мягкий, круглый

Есть и хвост, но я не кот

Часто прыгаю упруго, покачусь, и под комод. (клубок ниток)

Маленькая избушка,

Вся в дырках.      (наперсток )

Два конца, два кольца

То вместе, то врозь

А гвоздь насквозь.             (ножницы)

Шапокляк. И загадки-то они умеют разгадывать. Ох, как хорошо-то! Сердцем прям оттаяла. Придется расколдовать ваши любимые инструменты. Шурум-бурум! Шурум-бурум! Шляки ,бряки, барабаки !

Ведущая: Я думаю, ребята, что можно приступить к торжественной части нашего праздника «Посвящение в подмастерья». Для этого нам нужно пригласить Параскеву.

Параскева - пятница - бабья святая, так как на Руси женщины считали ее свое заступницей. Параскева - покровительница женской зимней работы.

Ребята, давайте позовем ее  вместе: раз, два, три Параскева приходи! (музыка)

Параскева: Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас здесь!

Я покровительница всех, кто любит трудиться, фантазировать и творить.

Отдел декоративно - прикладного творчества это дружная семья и сегодня вы вливаетесь в эту семью. Сейчас мы поиграем в игру «Мы одна семья», повторяйте движения.

Игра - кричалка «Мы одна семья»

Раз живем одной семьей,

Повторяйте все за мной.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева  (ущипни, улыбнись)

Тот, кто чистит зубы утром,

Пусть кричит нам громко «Круто».

Те, кто любит, есть картошку

Громко хлопайте в ладоши.

Дружно крикнет нам «Ура»

Вся вот эта сторона.

Тех, кто любит погулять,

Попрошу я быстро встать.

Все мальчишки, что есть в зале,

Пусть потопают ногами.

А девчонки не молчат –

Слово «Весело» кричат.

Шапокляк. И, правда, одна семья! А для торжественного посвящения детей в подмастерья у Вас все готово?

Параскева: Конечно! А какие интересные медали приготовлены для юных подмастерьев.

(Параскева и педагоги раздают медали)

Параскева: А сейчас мы с вами должны принять правила:

  • Приходить на занятия всегда в хорошем настроении;
  • На занятиях не жевать жвачку, не зевать, внимательно слушать педагога;
  • Забыть о пропусках и опозданиях;
  • С удовольствием участвовать в творческих выставках;

Будете соблюдать эти правила?

(Ответы детей)

Параскева: Дорогие ребята, я была очень рада нашему знакомству! Мы еще обязательно встретимся, когда вы станете мастерами своего дела. А сейчас я улетаю в волшебный мир творчества.

Шапокляк. Хорошо у вас. Вы мне очень понравились. Мне бы очень хотелось поздравить вас всех с праздником.

Ведущая: Вот видите, как волшебная сила творчества превратила злую, ворчливую старушку в добрую, милую Шапокляшечку. А сейчас мы прощаемся с вами. Творческих вам успехов!

Приложение 1

Уши

Уши

Голова

Голова

Хвост

Хвост

Туловище

Туловище

Задние лапы

Задние лапы

Передние лапы

Передние лапы

Нос

Нос

Глаза

Глаза

Усы

Усы

Приложение 2

Сам

а товарища

пропадай,

выручай.

Без труда –

не выловишь

рыбку

из пруда.

Терпение

и труд –

всё

перетрут.

Глаза

боятся,

а руки

делают.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детского творчества»

Методическая разработка

 воспитательного мероприятия

«Посвящение в подмастерья»

        

Автор: Матяева Татьяна Михайловна,

педагог дополнительного образования,

 высшей категории

г. Дзержинск

2022 год

Сценарий

Посвящение в подмастерья.

Ведущая:Добрый день ребята!!! Мы рады вас приветствовать в нашем дворце. И у нас сегодня необычный праздник. А посвящение в подмастерья. И вас спешит поздравить талисман нашего дворца домовенок Тимка. Встречаем его!!

Тимка: Добрый день девочки и мальчики!!!

Вы будущие мастера своего дела, и сейчас вы только начали познавать азы творчества. А чтобы показать какие вы трудолюбивые, умные, ловкие, сплоченные предлагаю пройти испытания, но не обычные, а сказочные.

Мы в сказку всех вас приглашаем 
удачно справиться с заданьем

Чтобы друзей не подводить,

командой дружной надо быть! 

В сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Сказки нас много учат добру, взаимовыручке, трудолюбию и дружбе.

Ведущая: По дороге сказочной много разных препятствий нам нужно преодолеть. 
Но сначала нам надо разбиться на команды.

Я вас прошу рассчитаться от 1 до 4.

Первые номера будут командой «Мастерицы»

Вторые номера команда «Умелицы»

Третьи номера  команда «Рукоделицы»

Четвертые номера команда «Фантазеры».

Я вам раздаю маршрутные листы, по которым мы будите проходить разные испытания. Удачно справившись с заданием, вам будет дана часть фразы, которую вы должны собрать в конце и дружно сказать ее в слух нам всем.

После того как вы пройдете все испытания, мы вас ждем здесь в фойе.

Удачного вам прохождения всех испытаний!!! В путь…

Проходят команды в кабинеты

Молодцы ребята!! Все дружно и удачно прошли испытания.

Теперь вам надо в дружно произнести фразу, которая у вас получилась.

Команда Мастеринцы             Есть терпение, будет и умение

Конанда Рукоделицы              Не одежда красит человека, а его добрые дела

Команда Умелицы                  Не ищи красоты, а ищи доброты

Команда Фантазеры                Где дружба прочна, там хорошо идут дела

Тимка:Вы удачно справились со всеми испытаниями.Правильно составили пословицы, которые, как и сказки учат нас добру, дружбе, трудолюбию, взаимовыручке.

Ведущая:А сейчас вас поздравляет солистка ансамбля «Золотые россыпи» Шакерова Элина   с песней «За огородами козу пасли»

Встречаем аплодисментами.

Шакерова Элина   с песней «За огородами козу пасли»

А сейчас встречаем

Детское объединение танца и дефиле «Капитошка» с номером «Коза дереза»

Вокально-эстрадный ансамбль "Воскресный день" с песней «Счастливый день»

И теперь мы с педагогами вручим вам медали «Юного подмастерья.»

Творческих вам успехов!

.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детского творчества» г. Дзержинска

Методическая разработка

воспитательного мероприятия

«Путешествие в страну Доброты»

Год обучения: 1-2 год

Возраст обучающихся: 8-11 лет

Автор: Матяева Татьяна Михайловна

                                                         педагог дополнительного образования,

высшей квалификационной категории.

г. Дзержинск, 2021 г

Аннотация

В последнее время в обществе отмечается спад внимания к воспитанию нравственных качеств личности, в частности, таких как доброта (сострадание, сопереживание, доброжелательность).  Всё чаще можно услышать мнение о дефиците доброты, в том числе у младших школьников. Именно сейчас встаёт вопрос о необходимости корректировки воспитания в сторону развития этих человеческих качеств. Воспитание доброты нельзя свести к каким-то отдельным педагогическим средствам. Воспитание души должно пронизывать собою весь воспитательный процесс.

Предложенная разработка поможет педагогам дополнительного образования, классным руководителям и воспитателям групп продленного дня организовать «уроки доброты» и толерантности, сделать эти занятия с детьми более интересными, познавательными, в увлекательной игровой форме акцентировать внимание детей к столь важной для общества проблеме.

Воспитательное мероприятие относится к тематике о духовно-нравственном и общекультурном воспитании обучающихся и ориентирована на формирование у детей чувства доброты, коллективизма, умения делать свой выбор и совершать поступки, основываясь на нравственных ценностях. Мероприятие рекомендуется проводить с детьми 8-11 лет.

Тема: Путешествие в страну Доброты

Форма: игра-путешествие

Цель: Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;

Задачи:

 - воспитывать у учащихся доброжелательность, чуткость;

 -формировать стремление совершать добрые поступки, заботиться о душевном состоянии других людей.

 Наглядность, оборудование:

 карточки с пословицами;

 компьютер;

презентация к путешествию.

Цель: Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;

Задачи: учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость; воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим; развивать творческие возможности детей.

Оборудования: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, запись песни, запись притчи. макет дерева, цветные карандаши (фломастеры), Предварительная работа: детям дается задание найти пословицы и поговорки о доброте и добре и подумать над их смыслом.

Ход путешествия

  1. Организационный момент

Упражнение «Вместе» (2 мин.)

Участники группы становятся в круг, берутся за руки. педагог            предлагает каждому повернуться направо, затем налево,

       улыбнуться и мысленно пожелать соседям слева и справа

       всего   доброго.

 2. Создание проблемной ситуации. (3 минуты)

    Звучит песня «Доброта» (Барбарики)

 - Вы послушали песню. О чем она? (О доброте, о необходимости делать добро другим людям)

3. Сообщение темы и целей. (1 минута)

   - Как вы думаете, чему будет посвящено наше путешествие? (Доброте)

   - Да, ребята, сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах.

   - А что такое добро? Доброта? (Это все хорошее, красивое, доброе).

4.Основной этап(30 минут)

   - В толковом словаре можно прочитать следующее определение:

   ДОБРОТА – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте.

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она одарит хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно непокорным небом

Давайте воевать за доброту.

- Доброта…Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.

5. Путешествие по станциям.

   - Чтобы лучше разобраться, что такое настоящая доброта, мы отправимся в небольшое путешествие. И первый пункт назначения, который мы посетим – это пункт «Пословицы».

    - А знаете ли вы историю слова «добро». Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.

   - Вам необходимо из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл.

   Доброе слово, что ясный день.

Не одежда красит человека, а его добрые дела

Жизнь дана на добрые дела.

Живи добрее – будешь всех милее.

Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают другие.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

(дети собирают пословицы и объясняют их смысл)

Жизнь достойная человека – это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным и добрым человеком.

 Непросто быть добрым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают вам в этом не только родители, педагоги, но и старые, добрые сказки.

   - Наш дальнейший путь лежит к пункту «Сказок». Ведь именно в сказках добро всегда побеждает зло.

   - Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.

   - Послушайте вопросы, и скажите, о ком идет речь.

   1). Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

   2). Этот герой лечил зверей и птиц в Африке.(Айболит)

   3). Красные и белые розы были любимыми цветами этой девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)

   4). Этот сказочный персонаж помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах)

   5). Эта девочка согрела теплым словом Деда Мороза. (Падчерица из сказки «Морозко»)

   - Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев. (Они делают добрые дела, борются со злом)

   - Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости.

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе.

А скажут лишь доброе слово-

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый сумеет найти,

Чтоб справиться другу с тоской,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

   - Первый шаг к доброте – это доброе, вежливое слово. А наше путешествие продолжается. Мы у пункта назначения «Волшебные слова»

   - Есть пословица: доброе слово и кошке приятно.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?  (ответы детей)

   ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

   - Нужно подобрать в рифму слова, пропущенные в стихотворениях.

Я, признаться, удивлен,

Расскажу вам вот о чем.

Встретил шуструю Настенку

Я на улице сейчас,

Настя-милая девчонка,

Она ходит в первый класс,

 Но давно уже от Насти

Я не слышу слово ЗДРАВСТВУЙТЕ

Дед на внучку осерчал-

Экая досада:

Он портфель ей подарил,

Думал: будет рада.

Но зачем молчать как рыба

Ну, сказал бы СПАСИБО

Когда меня бранят за шалости.

Я говорю, прости ПОЖАЛУЙСТА

Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но напрасно я от Вити

Ждал лишь слова ИЗВИНИТЕ

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого СПАСИБО

Зеленеет старый пень,

Когда услышит ДОБРЫЙ ДЕНЬ

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят ДО СВИДАНИЯ

  - А какие добрые, волшебные слова звучат в вашей речи?

  - Недаром говорят: «Слово лечит», «Словом можно убить». Поэтому быть добрым – значит приветливо относиться к людям, стараться согреть их ласковым словом.

  - Ребята, на этом пункте назначения злые люди заколдовали солнышко злыми словами.Сейчас мы сделаем так, что эти слова исчезнут. Заменим словами добрыми, противоположными по смыслу.

ЗЛОЙ-ДОБРЫЙ

ЖАДНЫЙ-ЩЕДРЫЙ

ГРУСТНЫЙ-ВЕСЕЛЫЙ
ГРУБЫЙ-ВЕЖЛИВЫЙ

ГОРЕ-РАДОСТЬ

ВРАЖДА-ДРУЖБА

- Есть солнце большое, оно на небе. А есть маленькое солнышко. Оно светит в каждом из нас. Это наша доброта.

Друзья мои!

Внушайте веру людям!

И чаще говорите: «Добрый день».

И следуйте хорошему примеру:

Продляйте добрым словом

Жизнь людей.

- Ребята, вот незаметно мы прибыли к пункту назначения «Добрые дела».

Добро и зло творить

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда

Добро творить трудней.

-Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».

 

Достается не дешево

Счастье трудных дорог

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Этой меркой измеряются

Все земные труды…

Может, вырастил деревце?

Посадил ты сады?

Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Полезным мирным трудом?

Иль под снежной порошей

 Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее-

Хорошеть самому.

- Давайте послушаем стихотворение А. Л. Барт«Любочка». Поразмышляйте, добрые в этом стихотворении герои или нет.

- Какая Любочка на самом деле?

- А теперь посмотрите притчу о доброте «Билет без места»

Какие чувства вызывает у нас она.

- и еще одна притча «Все оставляет следы»

Чему учит эта притча? (Ответы детей)

А сейчас мы проведем с вами игру «Чаша доброты» (5 мин).

Оборудование: «чашки доброты».

 «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты».

Ребята, а вот перед нами ребята, дерево добрых дел. Вместо листьев у него наши с вами руки, которыми мы делаем добрые дела. Вспомните добрые дела, которые вы совершали (1-2 мин.). А, теперь, возьмите ручки и фломастеры, и напишите в двух словах на ладошках тех цветов, которые вам нравятся по количеству добрых дел.

 «Доброе дерево» (10 мин.)

 - Смотрите, какое нарядное дерево получилось. Какая у него пышная крона. Всё это от вашей доброты.

- Главное – захотеть стать добрым, научить свое сердце быть чутким, а руки умелыми и щедрыми.

   Как воспитать в себе доброе отношение к людям? Начните с малого:

Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.

Уступи место в автобусе пожилым людям.

Защищайте маленьких детей.

Не допускайте грубости.

Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.

Улыбнуться прохожему.

Помочь молодой маме вынести коляску.

Помочь донести тяжелую сумку бабушке

Вежливо или ласково поговорить со встретившимся Вам пенсионером.

Отвезти свои мягкие игрушки и хорошие, но давно не используемые вещи в детский дом.

Уступить свое место в очереди тому, кто стоит за вами. Это может быть домохозяйка в супермаркете, которую ждут дети.

Друзьям отправить приятные СМС или открытки.

Сделать кормушку для птиц.

Покормить бездомных кошек или собак.

Будьте добрым человеком!

Как гласит народная пословица-

«Не одежда красит человека, а его добрые дела».

У нас скоро наступит волшебное время, Новый год и Рождество. У меня есть к вам предложение, мы с вами можем сплести Рождественских ангелов из бусин и бисера и подарить их ребятам из детского дома, чтобы тепло наших сердец и рук дарило им праздничное настроение. Вы согласны? (ответы детей)

5. Подведение итогов.(5 минут)

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Я надеюсь, что впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро-это здорово. Помните, что доброта и милосердие вырабатывалось человечеством годами, для того чтобы стало легче жить, общаться друг с другом, чтобы доброе общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас. Вот наше путешествие подошло к концу.

А что нового вы узнали?

 Какие выводы сделали для себя?

Что показалось необычным?

(Ответы детей).

Молодцы!

Как бы жизнь не летала-

Дней своих не жалей

Делай доброе дело

Ради счастья людей

Чтобы сердце горело

И не тлело во мгле

Делай доброе дело

Тем живем на земле.

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто

Направь шаги дорогой доброты

И радость помоги найти кому-то.

Солнце большое, оно на небе. А есть маленькое солнышко. Оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. И я вам дарю это маленькое солнышко. Пусть в вашей душе всегда светит солнце!!

А сейчас предлагаю прослушать песенку Дорогою добра!

 (включить аудиозапись)

Спасибо, ребята за интересное путешествие!

Список использованных источников

  1. Повышение педагогического мастерства культура учебной группы в современной системе воспитания: Сборник методических материалов – Мн., РИПО, 2002г.
  2. Праздник в школе – Спешите делать добрые дела: 2004г.
  3. Разумихина Г.П.: Мир семьи: - М, Просвещение, 1986г.
  4. Сценарии и репертуары № 13-2007г. Культурно – издательский центр «Фест»: Москва.
  5. https://yandex.ru/video/preview/13517731652229369631

песня Что такое доброта

  1. https://yandex.ru/video/preview/11611245436951825468

    песня Доброта

 7.     https://youtu.be/njf_rFzhNm0

притча «Все оставляет свой след»

  8.   https://youtu.be/uLqwYxvYZaQ 

         А.Барто «Любочка»

  9. https://youtu.be/RQoYbZN-dhU

         Билет без места

Приложение.

Доброе слово,

что ясный день.

Не одежда красит человека,

а его добрые дела.

Жизнь дана

на добрые дела.

Живи добрее –

будешь всех милее.

Спешите делать добро, а не ждите,

- когда его сделают другие.

Кто любит добрые дела

- тому и жизнь мила.

Доброе слово лечит,

- а злое калечит.

Делай другим добро –

будешь сам без беды.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского творчества»

Методическая разработка

открытого занятия

«Введение  в программу»

Творческой мастерской «Бисероплетение и кружевоплетение»

«В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ»

Автор: Матяева Т.М,

педагог дополнительного

образования,

высшей квалификационной

 категории

г.Дзержинск,2022 г.

Каждый год в своей мастерскойя сталкиваюсь с проблемой наполняемости детского объединения, поэтому у детей крайне необходимо пробудить интерес заниматься в них, и сделать это в необычной форме.

Так возникла идея проведения открытого занятия творческой мастерской «Бисероплетение и кружевоплетение» в сказочной форме. За основу была взята сказка Павла Петровича Бажова «Малахитовая шкатулка». Открытое занятие в виде заочного путешествия по общеобразовательной(общеразвивающей) программе «Бисероплетение и кружевоплетение», где каждый раздел – это станция на пути следования.

В проведении занятия задействованы два сказочных персонажа: Сказительница и Хозяйка медной горы.

Для проведения занятия необходимо соответствующее оформление: карта путешествия, мастерская Катерины в виде сказочного терема, выставка работ воспитанников творческой мастерской; костюмы для ведущих, технические средства (ноутбук, медиапроектор, экран для показа медиаматериалов по истории бисероплетения).

После подведения итогов детям вручаются пригласительные билеты на посещение данного детского объединения.

ЦЕЛЬ: Приобщить к декоративно-прикладному искусству, пробудить желание заниматься в творческой мастерской «Бисероплетение и кружевоплетение»

ЗАДАЧИ:

  1. Создание положительного эмоционального настроя у детей.
  2. Воспитание любви к народному творчеству, через постижение искусства бисероплетения.
  3. Развитие творческой фантазии.

ОФОРМЛЕНИЕ:

        - выставка работ учащихся творческой мастерской

        - карта – путешествие занятия (приложение №1)

        - костюмы

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ: сказочные мотивы

ОБОРУДОВАНИЕ: столы для занятий, леска, бисер, компьютер для показа слайдов

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: раздаточный материал, карточка с кроссвордом

ПЛАН ЗАНЯТИЯ                                ХОД ПУТЕШЕСТВИЯ

  1. Оргмомент

  1. Основная часть

  1. Подведение итогов

Старт «Красная гора»

1) «Малахитовая шкатулка» (история бисероплетения)

2) «Мастерская Катерины» (основы цветоведения)

3) «Заводская контора» (знакомство с чертежами, схемами)

4) «Фабрика по драгоценным узорным камням» (знакомство с простым способом плетения «крестик»)

«Царицын праздник» (экскурсия по выставке)

ХОД ЗАНЯТИЯ

        Сказительница: Когда-то давным-давно, на Годину Варнавы, красны девицы да добры молодцы пошли на реку смотреть. День-то праздничный был, и жарко - страсть, парун чистый. Так дошли они до Красной горы, да спустились к святому роднику. В овражке- то хорошо, пташки поют, радуются. От земли воспарение, дух легкий, присели на травку под сосной могучей, да призадумались, и тут ровно кто под бок толкнул, глянь к ним девица идет, коса через плечо, а на конце ленты, не то красные, не то зеленые.

Девица из себя ладная, а одежа такая, что другой на свете не найдешь. Сразу догадались они, что это сама Хозяйка медной горы пожаловала.

ВЫХОД ПЕДАГОГА В РОЛИ ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ.

Х.М.Г: Здравствуйте, давненько ко мне в гости никто не захаживал.

Сказ.: От стариков слыхали, что Хозяйка эта любит над человеком мудровать.

Х.М.Г: Видно признали меня, ну что ж посидим, поговорим. Видно настало время показать вам мое богатство.

Сказ.: И достает она малахитову шкатулку. А там, слышь - ко, всякий женский прибор: колье, бусы, браслеты и протча, что даже не у всякой богатой невесты бывает.

(Хозяйка медной горы показывает изделия из бисера,

которые лежат в шкатулке)

Х.М.Г: Прямо говорите, нравится?

ДЕТИ: Да, очень нравится!

Х.М.Г: Да, мои мастера потрудились на славу! (с хитринкой) Хотите, и вас научу?

ДЕТИ: Да, хотим!

Сказ.: Ох, не просто стать мастеровым у Хозяйки. Много препятствий чинит она. Вот, например, первое:

Из каких это каменьев самоцветных сделаны ее богатства? Кто говорит, что это слезы Хозяйки были, кто говорит, что стекло простое. Так что, ребятушки, будьте с нею очень осторожны, и очень-очень внимательны.

Тут она – протягивает ладошку, и видно, что на ней зернышки разненькие, полнехонька горсть, тут один знающий случился, поглядел сбоку на зернышки, и говорит,- «Да ведь это бисер». Вот оказывается, из чего создают мастера ее богатства.

Х.М.Г: Искусство это не простое, история бисера уходит в далекое прошлое. Еще древние египтяне первыми научились изготовлять бисер, плести из нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками платья. Даже символы божественной власти фараонов - знаменитые усхи- ожерелья Солнца создавались не только из золота, но и из бисера.

Обратили внимание на красоту стекла и в Древней Руси. В 11 веке в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. Но только Ломоносову, великому русскому ученому удалось организовать бисерное производство, и создать виды бисера и стекляруса не имеющих иностранных аналогов.

В конце 18-19 вв. увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России.

Чего только не делали наши предки из бисера, стекляруса и бусин. Область применения этого материала оказалась очень широкой – от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца.

Старинные работы так красиво и так не похожи на то, что окружает нас сегодня. Они служат неиссякаемым источником новых идей и вдохновения. Заимствование отдельных приемов, техника исполнения, элементов орнамента придает современным вещам необычный вид.

Ну, а теперь, когда вы так хорошо выслушали меня, проверю-ка я вашу внимательность.

(разгадывание кроссворда)

см. Приложение 1.

Сказ.: Вот так и пошло дело. Об одном узнали, невольно к другому подошли. Жила еще когда-то здесь Катерина, Данилы – мастера жена. Тоже такая мастерица! Не зря же Хозяйка Медной горы вас к ее мастерской привела. Наверняка еще испытание устроить хочет.

Х.М.Г: Много нынче по моему делу мастеров развелось. Но только бисер переводят. А того не понимают, что для этого не только узор хороший требуется, но и желание, а главное видение. Цвет играет огромную роль в создании бисерных изделий, при работе с бисером, необходимо представлять закономерности взаимовлияния различных цветов, особенности их восприятия человеческим глазом. Более подробно о сочетании цветов вы узнаете, если пройдете, все испытания и поступите в мою мастерскую. А, сейчас мы немного потренируемся в подборе цветов, и узнаем ваше природное чутье.

(задание с цветом)

Приложение 2

Детям предлагаются разноцветные полоски, из которых они выбирают две наиболее подходящие по цвету друг к другу.

Сказ: Работа эта, словно огонек в лесу: кого развеселит, кого обогреет, кого на думки наведет. В те годы ведь по-мудреному учили, кто с лету берет, а кто и по чертежам. Вот потому и открыли заводскую контору, в которой заводчики мастерам разные чертежи и проекты отписывали.

Х.М.Г: Ну, что готовы ли вы к следующему моему испытанию? (раздает схемы плетения)

Посмотрите хорошенько, коли все правильно прочтете, и будете придерживаться этого чертежа, то по-настоящему узор выйдет, аккуратненько так, ладненько.

(объясняет, как правильно работать с этими схемами)

Школа по бисероплетению по тогдашнему положению не было, а мастерство завидное. Потому мое обучение проходит согласно принципу: от простого к сложному. От таких чертежей до солидных проектов, которые впоследствии реализуются на большой фабрике по драгоценным и узорным камням. Вот уж где мастера первостатейные. Но и вы ведь не лыком шиты. Справитесь и со следующим моим заданием.

Бисер на ткань ты впредь насыпай,

Да при работе смотри, не зевай!

В рот его брать не годится,

Можно и подавиться!

- иголка:

Работать иголкой можно,

Но только очень осторожно!

В рот не брать,

на людей не направлять!

- ножницы:

Никогда не забывай,

Что у ножниц острый край!

А если их сосед берет,

Подай их кольцами вперед.

Храните ножницы на месте

Кольцами сомкнутыми вместе!

(плетут по схеме)

см. Приложение 3

Сказ.: Что угодно говорите, а моды на бисер не прошла. Лучшие работы как диковины показывают, да  не кому-нибудь, а самой царице в угоду.

Своим указом Хозяйка медной горы по этому случаю проводит большой Царицын праздник.

(подводит к выставке)

Х.М.Г: Брильянтами, да изумрудами и другими дорогими камнями царицу не удивишь, коли у ней таких камней полнехонек сундук набит, а камни самого высокого сорту. А вот бисерными изделиями, да с узором, проймешь. Да вы сами в этом убедитесь, когда пройдетесь по моей кладовой, где все такие богатства собраны.

В нёй вещицы дорогие,

А на взгляд, совсем простые.

Какие вещи – загляденье!

От них исходит чудо – свет,

Недаром бисероплетенье

Так популярно сотни лет.

На первом году обучения вы научитесь изготавливать простые украшения, фигурки, на втором году обучения уже по сложнее изделия и вышивку бисером, а на третьем году обучения будете создавать проекты.

Ценился бисер средь народа,

Он украшал наряд и быт.

Менялись вкусы, стиль и мода,

Но бисер все, же не забыт.

Он может вышивкой стать гладкой,

Цветком прекрасным и жгутом.

И остаётся он загадкой –

Волшебной, сказочной притом.

Возрос вновь интерес к дизайну,

К вещам красивым и словам.

Пусть бисероплетенья тайну

Откроют эти руки вам.

(экскурсия по выставке)

Ну,  вот и все. Препятствия мои вы с честью выполнили, не испугались. Мне как раз таких мастеровых да толковых надо. Приходите, я еще вас и не тому научу. А куда, так это в моей памятке сказано.

Сказ.:  Вот она какая – Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретится – горе, а доброму - успехов да радости!

В КОНЦЕ ЗАНЯТИЯ ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ РАЗДАЕТ ПРИГЛАШЕНИЯ В СВОЮ МАСТЕРСКУЮ.

Приложение 1.

КРОССВОРД ПО ТЕМЕ “ИСТОРИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ”.

  1. Где впервые научились изготовлять бисер? /Египет/
  2. В каком городе Древней Руси появились первые мастерские по изготовлению бисера? /Киев/
  3. Какому великому русскому ученому удалось организовать бисерное производство? /Ломоносов/
  4. Самое большое полотно предназначенное для украшения стен царского дворца? /гобелен/
  5. Что придает современным вещам необычный колорит? /орнамент/.

Приложение 2.

Как же стоит собирать цвета, чтобы получились хорошие сочетания:

  • Красный цвет принимает оттенки желтого, коричневого, оранжевого, синего, бежевого. И ахроматические — белый, черный и серый.
  • Оранжевому подбирайте красный, зеленый и желтый, ахроматический белый.
  • Желтый цвет хорошо сочетается с красным, коричневым, синим, голубым, фиолетовым. Как ахроматические — белый, серый и черный.
  • Для зеленого цвета желтый, оранжевый и коричневый, добавляйте белый и черный.
  • Голубой сочетается с синим, желтым и белым.
  • Синий примет голубой, коричневый, желтый, розовый и как добавление — серый, белый
  • У фиолетового цвета только сочетания с розовым и желтым, как ахроматические цвета — все: белый, черный, серый.
  • Коричневый цвет хорошо сочетается с желтым, розовым, бежевым, зеленым, сиреневым, добавьте серый и белый.
  • Бежевый цвет отлично принимает синий, фиолетовый, красный и коричневый, добавьте белый.
  • Сиреневый очень капризный только сочетания с фиолетовым, коричневым и белым.
  • Розовый сочетается с синим, голубым, коричневым и фиолетовым, добавьте белый.
  • Белый ахроматический, он подходит ко всем цветам.