Конспект урока повторения в 7 классе по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными и причастиями".

Ильницкая Ирина Георгиевна

 

( УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)

7 КЛАСС

Ильницкая Ирина Георгиевна

БОУ « Гимназия№ 139» г. Омска
Цели:

образовательная: сформировать знания о слитном и раздельном написании не с причасти­ями;

развивающая: содействовать в овладении навыками осознанного написания орфограмм по данной теме;

метапредметная: продолжить формиро­вать у учащихся потребность к приобретению знаний.

Оборудование урока: карточки-помощники,карточки с критериями оценивания, мультимедийный проектор.

Установка урока:Слайд « Гений- это один процент таланта и 99 процентов труда».
 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.
  1. Создание эмоционального настроя на урок. Работа со слайдом со словами Эдисона.« Гений- это один процент таланта и 99 процентов труда».
 
    1. Как вы понимаете эти слова? Почему именно их я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку? Как это связано с темой урока?
.Вывод: Тема трудна, мы ее изучаем на протяжении нескольких лет, нужно приложить немало усилий, чтобы научиться писать правильно слова с этой орфограммой. Но мы умеем трудиться, и у нас все получится.!

 

 
3. Оформление тетрадей.
II. Самостоятельная работа.
/. Проблемное творческое задание:

Прочитайте слова, спишите, раскрывая скоб­ки (карточки-помощники с распечатанными таблицами , обобщающими учебный материал по теме лежат на каждой парте)

(Не)вежда, (не)вежественный; (не)ряха, (не)ряшливый; (не)брежность, (не)брежный; (не) образованность, (не)образованный.

(Не)правда, а ложь. (Не)правдивый, а лжи­вый. Далеко (не)правдивый рассказ. (Не)прочи­танная книга.

- Объясните, почему так, а не иначе вы на­писали слова? Как вы рассуждали, выполняя задание?

Каким правилом вы пользовались при вы­боре написания?

Какие трудности вы испытывали при вы­полнении задания?
2. Синтаксический разбор предложения.
Поздняя осень... Рябины,пламенеющие в лучах скупого осеннего солнца, еще не засыпаны снегом.
— Подумайте, почему именно так написано слово не засыпаны? (Постановка проблемы.)
III. Формулирование темы и цели урока уча­щимися.
— Уточните, что вы знаете о написании не с существительными и прилагательными.

Самостоятельное исследование предложе­ний.

Задание. Прочитайте и спишите текст, раскры­вая скобки.

Я оглядел всё (не)доумевающим взгля­дом. Вокруг нас простиралась (не)тронутая тайга. Впервые я увидел (не)освещенный лес, а полутёмный и дикий. Деревья, (не)прикры­тые листвой, напоминали о приближающейся зиме.

Объясните, почему именно так раскрыли скобки. Как вы рассуждали, чтобы прийти к
такому выводу?
— Докажите, что правила о слитном и раз­дельном написании не с существительными и прилагательными можно применить к написанию не с причастиями?
--- Работа с настенной таблицей.
VI. Тренировочные упражнения.
1. Орфографическая задача.
Задание. Запишите словосочетания и выяс­ните, почему именно так написано не со словами. Расскажите, как рассуждали (карточки-помощ­ники )
( Не)скошенная трава, ( не) скошенная летом трава, ( не)распустившийся цветок, (не)распустившийся к сроку цветок, ( не)годующий взгляд, (не)выносимая жара, (не)спиленное, а срубленное дерево, (не) написанная, а напечатанная работа, (не) замечен, (не)проверен.
2. Работа с текстом( слайд)
 
На берегу Лены
Горы, еще (не) освещенные солнцем, выделялись на посветлевшем небе. На темном фоне гор, покрытых (не) проходимыми лесами,проносились клочья тумана.
Река Лена, (не) скованная льдом, мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер, (не) прогнавший остатки ночного тумана, забирался под одежду .Вдруг засветились верхушки лиственниц. (Не) видимое солнце посылало нам свои лучи. Наконец оно появилось.
 
1 группа.
— Выпишите предложения, в которых не с причастиями пишется слитно.
2 группа.
— Выпишите предложения, в которых не с причастиями пишется раздельно.
Объясните, как вы рассуждали, выполняя задание.
 
3. Творческое задание (на выбор).
/) Слитно или раздельно пишется не в предложениях?
Наступила осень, и плыл дивный запах ещё (не)увядших цветов.????
Опубликованы стихи омского поэта Антона Сорокина, (не)дооценённого в своё время.
а) Во всех случаях раздельно.
б) Во всех случаях слитно.
в) В первом случае раздельно, во втором — слитно.
г) В первом случае слитно, во втором — раз­дельно.
2) Укажите группу причастий, которые не употребляются без не:
а) недоумевающий, недоступный, недовы­полненный, недооценённый;
б) недовыполненный, недооценённый, неис­хоженный;
в) недоступный, неисхоженный, неотврати­мый, недоумевающий;
г) неотвратимый, недоумевающий, недовы­полненный, недооценённый.
3) Укажите группу причастий, которые не употребляются без не:
а) ненавидевший, недолюбливающий, нелю­бящий;
б) ненавидевший, недоумевающий, недолюб­ливающий;
в) ненавидевший, нелюбящий, неотвязный. Дополнительное задание
— Образуйте краткие причастия и запишите их с не:
Невспаханное поле----
незаконченный рассказ---
неприкрытая дверь----
неотправленная посылка---
непокрашенная скамейка----
 
VII. Домашнее задание. ( на выбор):
  1. Составьте карточку-тренажер для соседа по парте со словами по теие сегодняшнего урока
.Найдите или придумайте интересный текст из 6-7 предложений, в котором будет достаточно много слов с орфограммой «Слитное и раздельное написание Не с существительными, прилагательными, причастиями»
 
 
VIII. Обобщение и оценивание работы уча­щихся на уроке.
Что нового узнали на уроке? Чему научи­лись?
Помогли ли вам знания, полученные в 6 классе?
Вы бы хотели провести этот урок иначе? Как?
Выставление отметок по следующим парамет­рам (с критериями знакомятся в начале урока):
умение рассуждать;
самостоятельность.
— правильность.